Бюро кредитных историй сообщение

Обновлено: 20.05.2024

Направление запроса непосредственно в Центральный каталог кредитных историй через официальный сайт Банка России

Направление запроса в Центральный каталог кредитных историй через ЕПГУ

Запрос направляется в Центральный каталог кредитных историй без использования кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ):

При формировании запроса на предоставление услуги используются реквизиты действующего паспорта гражданина Российской Федерации. Для получения сведений по предыдущим (недействительным) паспортам рекомендуется пользоваться иными способами получения сведений из Центрального каталога кредитных историй, перечисленными ниже.

Направление запроса в Центральный каталог кредитных историй через кредитную организацию

Запрос направляется в Центральный каталог кредитных историй без использования кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории через кредитную организацию:

  • субъектом кредитной истории (представителем субъекта кредитной истории по доверенности);
  • пользователем кредитной истории (представителем пользователя кредитной истории по доверенности);
  • финансовым управляющим, утвержденным в деле о несостоятельности (банкротстве) субъекта кредитной истории — физического лица.

Направление запроса в Центральный каталог кредитных историй через бюро кредитных историй

Запрос направляется в Центральный каталог кредитных историй без использования кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории через бюро кредитных историй:

  • субъектом кредитной истории (представителем субъекта кредитной истории);
  • пользователем кредитной истории (представителем пользователя кредитной истории);
  • финансовым управляющим, утвержденным в деле о несостоятельности (банкротстве) субъекта кредитной истории — физического лица.

Направление запроса в Центральный каталог кредитных историй через микрофинансовую организацию и кредитный кооператив

Направление запроса в Центральный каталог кредитных историй через отделения почтовой службы

Направление запроса в Центральный каталог кредитных историй через нотариуса

Запрос направляется в Центральный каталог кредитных историй без использования кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории посредством передачи содержащего соответствующий запрос заявления через нотариуса:

Многие при оформлении займа подписывают документ на согласие отправки заявки в бюро кредитных историй. Сотрудники банка объясняют, что без этого получение кредита просто невозможно. По факту, это действительно так, однако стоит разобраться, что такое БКИ, для чего направляются эти заявки, и какая информация предоставляется.


Бюро кредитных историй

Что такое бюро кредитных историй

Бюро кредитных историй — это организация, которая собирает и хранит информацию обо всех кредитах, которые когда-либо брал, оплачивал и закрывал человек. Деятельность данной организации регулируется Федеральным законодательством, документом под № ФЗ-218.

Самое крупное бюро было основано в 2004 году — НБКИ. Именно на тот момент у граждан появилась высокая потребность в кредитовании. Банки выдали большое количество займов недобросовестным гражданам, что привело к неприятным последствиям в будущем.

Национальное бюро кредитных историй было сформировано именно для того, чтобы кредитно-финансовые организации смогли получать достоверную информацию о заемщиках, как часто они обращались за займами, как проходили выплаты, были ли просрочки, сколько закрытых и открытых кредитов на текущий момент и так далее.

Внимание! Меры госрегулирования и создание БКИ помогли стабилизировать работу финансовых структур и снизить количество невозвратных долгов.

Обязанность по сбору и формированию информации возложили именно на банки. Другими словами, кредитные организации сами передают все данные о клиентах в БКИ, а там они хранятся и предоставляются в случае необходимости.

Суть в том, что данные о клиенте, содержащиеся в конкретной финансовой организации, часто не могли обеспечить безопасность других. Иными словами, формирование единой базы, которая и сейчас хранится в БКИ, позволяет в полной мере определить кредитоспособность клиента и его реальные возможности на возврат займа.

Что примечательно, информация из БКИ может использоваться не только банками, но и другими организациями и даже физическими лицами. Общая накопленная информация позволяет лучше узнать человека, уровень его ответственности и то, как он исполняет взятые на себя обязательства.


Формирование КИ

Какие услуги предоставляются

В обязанности БКИ входит:

  • Предоставление отчетов на платной и бесплатной основе по заявлению граждан или юридических лиц.
  • Предоставление сведений о состоянии КИ по заявлению государственных структур, а также нотариальных контор.
  • Анализ имеющихся данных. Формирование оценки кредитного рейтинга.
  • Предоставление персональных данных гражданина в Центральный каталог. Уведомление в случае изменения идентификаторов.
  • Передача сведений об аннулировании кредитных досье.
  • По заявлению внесение корректировок по уже имеющейся информации, исправление допущенных ошибок и неточностей.
  • Осуществление надзора за пользователями кредитных историй.
  • Защита персональных данных от незаконного использования. Предотвращение возможности утечки информации и использования ее мошенниками.

Как можно использовать перечень БКИ

К основным БКИ, в которых находится более 90 % всей информации о клиентах, относятся:

В большинстве случаев проверка на кредиты осуществляется по запросу банков или же микрофинансовых организаций. Кроме того, информация может потребоваться и сетевым магазинам, которые предлагают своим клиентам рассрочку.

В большинстве случаев, наличие положительной кредитной истории гарантирует клиенту получение займа на крупную сумму и на длительный срок. Однако же, МФО могут выдать деньги, даже если история подпорчена просрочками или другими обстоятельствами. Хотя необходимую информацию они также получают.

Что примечательно, подобная политика МФО обусловлена не только получением наживы. Небольшие микрозаймы от 1000 до 3000 помогают людям с плохой КИ восстановить ее. Притом не нужно искать какие-то специальные программы, подобные услуги предоставляют все МФО без исключения.

Получить данные о кредитной истории может и работодатель, при трудоустройстве конкретного человека. Чаще всего это делают те организации, которые связаны с финансовой деятельностью. Делается это, чтобы сформировать мнение о потенциальном работнике и принять решение о его трудоустройстве.

Важно! Обработка заявки проходит достаточно быстро. В среднем требуется не более 10-15 минут, чтобы пришел ответ из бюро кредитных историй.


Где хранится кредитная история

Какие данные хранятся в бюро кредитных историй

Первое, что следует знать, так это то, что в БКИ хранится не только информация по кредитам, но и по иным обязательным платежам. К ним относятся оплата по ЖКХ, алиментам, налогам, услугам сотовых операторов и так далее. Список на самом деле обширный.

Данные, которые обязательно собираются о человеке, включают в себя:

  • фамилию, имя и отчество гражданина;
  • место рождения;
  • дата рождения;
  • данные текущего паспорта;
  • ИНН;
  • номер страхового свидетельства (СНИЛС).

Все вышеуказанные моменты — составляют первый раздел, который необходим для того, что идентифицировать человека. Сбор данных исключит саму возможность формирования путаниц из-за идентичных личных данных (ФИО, дата рождения).

Далее идет второй раздел, который больше интересен заявителю. А именно, в нем содержится информация о месте регистрации гражданина, данные о кредитной истории. Другими словами, заявитель может посмотреть, когда и сколько раз человек брал займы, закрыты ли они.

Отображается и информация о судебных решениях, если таковые вообще были. Кроме того, там же можно получить сведения о признании физического лица недееспособным. Другими словами, анализируя полученные данные, банк составляет мнение о клиенте и решает вопрос о возможности оформления кредита.

Третий раздел является закрытым. В нем собирается информация о всех структурах, которые когда-либо передавали сведения в БКИ. Кроме того, сведения о тех кто запрашивал КИ и организациях, перекупивших долг человека.

Важно! Получить подобную информацию могут только уполномоченные на то органы. Так, например, ее выдают по запросу суда или нотариуса, при рассмотрении имущественных вопросов.

В четвертой части собираются данные о просрочках более 2 месяцев, а так же о поручителях по займам. Следует понимать, что если кредит был полностью погашен, то информация о поручителях полностью удаляется из системы.

Однако же, если по каким-то причинам начинаются просрочки, банк имеет право обратиться с претензиями к человеку, который был записан как поручитель. Следует понимать, что на него в полном объеме может перейти ответственность по чужому кредиту.


В БКИ хранятся все сведения о заемщиках

Зачем проверять кредитную историю

Специалисты рекомендуют заказывать информацию по КИ через 1,5-2 месяца, как был погашен очередной заем. Это поможет убедиться, что договор действительно закрыт, и у финансовой организации нет претензий к клиенту.

Обязательно нужно заказывать данные по КИ, если человеком утерян паспорт. В противном случае, при обнаружении оформленных микрозаймов придется долго и основательно разбираться в судебной инстанции. Кроме того, так можно понять, пытался ли вообще кто-то провести незаконные операции с чужим документом.

Заявление на исправление можно направлять в бюро кредитных историй или напрямую в банк, который допустил ошибку. Передать документы можно самому, через отделение или же направив заказной почтовой корреспонденцией. На текущий момент сделать это онлайн нельзя, даже через официальный сайт БКИ.


Нужно проводить проверку по своей КИ

Как запросить кредитную историю

Стоимость платной услуги составляет 300 рублей. Казалось бы, зачем тратить деньги, если информацию можно получить и бесплатно. Однако тут не все так просто. Согласно специальному распоряжению правительства, с 31 января 2019 года люди могут получить указанные данные бесплатно только 2 раза в год. При этом один раз обязательно должен быть в бумажном формате.


Запрос через госуслуги

  • В онлайн режиме, направив запрос в Центральный банк России. Обязательно нужно будет приложить скан документов, удостоверяющих личность.
  • Через портал государственных услуг, если имеется активированная учетная запись.
  • Обратившись в отделение банка или ближайшего БКИ самостоятельно с паспортом.

Сам запрос в бюро кредитных историй направляется:

  • Почтовой корреспонденцией, при этом подпись клиента должна быть нотариально заверена.
  • Телеграммой, при этом оператор должен проверить подлинность паспорта и того, что заявитель или отправитель — это одно и то же лицо.
  • Лично самим заявителем при обращении в отделение БКИ. При себе также нужно иметь документ удостоверяющий личность.

Как можно понять, в БКИ содержится большое количество информации, которая влияет в основном на возможность получения кредитов, покупку жилья по ипотеке и так далее. Именно поэтому важно следить за тем, чтобы вся информация передавалась в полном объеме и достоверно.

Бюро кредитных историй (БКИ) – это юридическое лицо, которое представляет собой коммерческую структуру, оказывающую услуги по генерированию, дальнейшей обработке и хранению кредитной информации. Кредитная история отображает платежеспособность клиента, а также его отношение к ответственности по погашению текущей задолженности. Исключительно по причине отрицательной кредитной репутации банки часто отказывают в кредитовании клиентов. Именно поэтому, сегодня речь пойдет о том, что же такое Бюро кредитных историй, а также будут рассмотрены основные принципы функционирования данной организации.

Что такое кредитная история?

Обсуждая непосредственную деятельность Бюро кредитных историй, изначально необходимо рассказать о досье, которые хранятся в данной организации. Как правило, в плане хранения кредитная история делится на три части:

  • Первая (титульная) содержит в себе сведения, касательно паспортных данных и идентификационного кода клиента.
  • Вторая содержит информацию о фактическом месте проживания и официальной регистрации заемщика. Именно в этой части и хранятся сведения, относительно обязательств клиента: сумма кредитования, процент, срок заимствования, фактическое выполнение взятых обязательств, просрочки и т.п.
  • Третья часть (дополнительная) содержит в себе исключительно закрытую и конфиденциальную информацию. Этот раздел включает в себя сведения об источниках, которые отвечают за процесс непосредственного формирования кредитного досье клиента, а также о запросах, которые осуществлялись банками или другими структурными единицами.

Для чего нужны бюро кредитных историй?

Для чего нужны бюро кредитных историй?

​БКИ обеспечивают прием и дальнейшее предоставление отчетов по займам лицам, которые в этом заинтересованы. Непосредственное расположение и хранение базы данных обо всех бюро кредитных историй осуществляется в Центральном каталоге Центрального банка РФ, который и обеспечивает контроль над деятельностью данных структур.

Деятельность БКИ предоставляет банкам возможность до выдачи денежного займа клиенту узнать все подробности его взаимоотношений с другими финансовыми учреждениями. Следовательно, принимая окончательное решение, касательно выдачи займа клиенту, банк ориентируется не только на его финансовое благополучие, но и на сведения, которые были получены из БКИ. В свою очередь, это существенным образом снижает риск оформления кредита неблагонадежному заемщику.

Как правило, клиенты также имеют право самостоятельно запрашивать свое кредитное досье один раз в год совершенно бесплатно. Все последующие обращения в БКИ будут платными. Основываясь на полученные данные, заемщикам можно претендовать на более выгодные условия заимствования.

Как долго хранится кредитная история?

Хранение кредитных досье обеспечивается на протяжении 15 лет с момента внесения в историю последних данных. Именно поэтому, клиент должен внимательно следить за своей кредитной репутацией, не допуская нарушения условий заимствования.

Как работают бюро кредитных историй?

Как работают бюро кредитных историй?

​Каждое финансовое учреждение в процессе обслуживания населения не только осуществляет запрос кредитных историй, но также принимает непосредственное участие в формировании соответствующей информации для БКИ. В данном случае, данная процедура руководствуется исключительно договором об информировании. Банковские учреждения в обязательном порядке должны передавать информацию о заемщиках хотя бы в одно БКИ, которое действует на территории РФ. Разумеется, что передача персональных данных допускается исключительно при условии предварительного согласования с клиентом.

В момент оформления кредитного продукта каждый заемщик получает свой персональный код, с помощью которого и происходит дальнейшая идентификация его кредитного досье в БКИ. Отметим, что предоставляя информацию о клиентах, БКИ не нарушают закон о неразглашении персональных сведений и информации.

Важно! На сегодняшний день очень распространены предложения о том, чтобы узнать свою кредитную историю в едином онлайн бюро кредитных историй (за определенную оплату). Отметим, что подобной организации не существует. Функционирует исключительно центральный каталог кредитных досье, который представляет собой организацию для хранения сведениях о функционирующих Бюро кредитных историй в РФ.

Особенности взаимодействия банков и БКИ

Любое банковское учреждение, которое занимается оформлением потребительских кредитов, отправляет запрос в то БКИ, с которым у него подписан договор о предоставлении услуг. Взаимодействие банка и БКИ происходит по следующей схеме:

  1. Обращение потенциального заемщика в финучреждение, последующее заполнение заявки на кредитный продукт с обязательным внесением персональной информации, сведений об официальном трудоустройстве и размере чистой заработной платы. Неотъемлемое условие данного документа – пункт о согласии на выполнение запроса в БКИ для получения соответствующей информации.
  2. Банковское учреждение отправляет запрос в бюро по заемщику.
  3. Основываясь на информацию, которая была предоставлена в БКИ другими банками, бюро формирует отчет по кредитному досье клиента и отправляет его непосредственно в банк.
  4. Учитывая полученную информацию от БКИ, сотрудники банковского учреждения выносят окончательное решение, касательно выдачи денежного займа клиенту.

Разумеется, что взаимодействие финансового учреждения и бюро не осуществляется посредством электронной почты. Крупные подразделения БКИ самостоятельно разрабатывают специальные программы, с помощью которых обеспечивается автоматизация взаимоотношений между банком и бюро. Следовательно, на изложенную выше процедуру уходит не более чем 2 минуты.

Гост

ГОСТ

Основные сведения о бюро кредитных историй и сущность их деятельности

Бюро кредитных историй – это организация, основу деятельности которой составляет оказание физическим и юридическим лицам услуг по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчётов.

Кредитной историей называется основное финансовое досье конкретного заёмщика, в котором указывается информация о его прошлых кредитах, просрочках платежей, а также о текущих кредитах, активных микрозаймах и штрафах.

Ранее подобные сведения собирались и хранились различных финансово-учётными организациями разрозненно, не согласовано друг с другом. В этих условиях не была распространена практика обмена информацией о неблагополучных клиентах, в результате чего многие кредиторы зачастую теряли свои активы.

Этим обусловлена объективная необходимость создания и функционирования специализированных централизованных организаций – бюро кредитных историй. Первая подобная компания была официально открыта в США в 1899 г.

Действующее законодательство предоставляет всем заёмщикам право на два бесплатных (безвозмездных) ознакомлений со своей кредитной историей в год. Дополнительные разы ознакомлений могут быть обеспечены бюро на возмездной основе (за плату).

Готовые работы на аналогичную тему

Чтобы воспользоваться этими правами, заёмщики должны сделать запрос в Центральный каталог кредитных историй или в коммерческий банк, в котором ими был взят кредит. В результате этого запроса заёмщик должен получить информацию о том, в каких бюро сформирована его кредитная история. Вслед за этим заёмщику необходимо обратиться в соответствующие бюро и получить кредитный отчет. Конкретный порядок обращения в бюро приведён на их официальных сайтах.

Заёмщикам рекомендуется периодически проверять свою кредитную историю. Это важно, поскольку в бюро информация может приходить с опозданием или даже в недостоверной форме. Впоследствии это может сыграть существенную роль при принятии кредитных решений.

Роль бюро кредитных историй в управлении банковскими рисками

Главным предназначением бюро кредитных историй является управление и снижение для коммерческих банков кредитного риска. Кредитная история, как правило, выступает одним из главных инструментов кредитной организации по предупреждению риска потерь и установлению соответствующего размера процентной ставки.

По сути, кредитная история представляет собой связующее звено между заёмщиками, коммерческими банками и бюро кредитных историй. В этом плане повышенное значение имеет процесс взаимодействия между банками и бюро. Эффективность деятельности коммерческого банка и эффективность деятельности бюро кредитных историй взаимно связаны и зависят друг от друга.

Взаимодействие этих двух субъектов хозяйственной жизни стимулируется действием следующих факторов:

  • упрощение для коммерческих банков процедуры анализа платёжеспособности граждан;
  • уменьшение риска недобросовестного поведения клиента, в том числе мошенничества;
  • сокращение расходов коммерческого банка на формирование резервов на возможные потери по ссудным операциям;
  • минимизация доли и количества проблемных ссуд у коммерческих банков;
  • повышение качества кредитных портфелей;
  • повышение оперативности и сокращение расходов на получение коммерческим банком информации о потенциальных заёмщиках.

Стоит отметить, что к настоящему времени ещё не решён ряд проблем нормативно-правового и технического характера. Это хоть и затрудняет, но не прекращает полностью сотрудничество коммерческих банков и бюро кредитных историй. Продолжается их взаимная работа по обеспечению единства составляющих подсистем и элементов управления кредитным риском.

Коммерческие банки после получения кредитных историй из соответствующих бюро самостоятельно оценивают и определяют надёжность потенциальных заёмщиков. С этой целью в банках организуется работа по разработке научно-методологических комплексов по профессиональному суждению.

Таким образом, можно говорить о проведении коммерческим банком комплексного мониторинга за финансовым положением своих клиентов. В купе со сведениями, которые предоставлены бюро кредитных историй, будет получена полная, достоверная картина о качестве и платёжеспособности заёмщиков.

Нередко бюро кредитных историй самостоятельно анализируют и дают оценку кредитоспособности потенциальных заёмщиков. Благодаря этому бюро как коммерческие организации получают дополнительный доход, а банки получают возможность регулярно получать достоверные отчёты о кредитных операциях. В особенности это касается небольших банков, которые не имеют собственных масштабных подразделений по оценке кредитоспособности заёмщиков, оснащённых современными техническими средствами и укомплектованных профессиональными сотрудниками.

Читайте также: