Публичное выступление содержащее сообщение новых актуальных ценных сведений ее главная цель сообщить

Обновлено: 06.05.2024

В Древней Греции и Древнем Риме обучение ораторскому искусству начинали именно с протокольно-этикетных (эпидейктических) речей [28, c.190] .

Цель – соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета и ритуала.

К таким выступлениям относятся: речь на официальном приеме, официальное поздравление юбиляра; траурная речь; приветственная речь при встрече кого-либо, открытии чего-либо; речь с оценкой заслуг кого-либо; представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой; похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо; официальный тост на банкете или юбилее; воодушевляющая речь на торжественном собрании; приветственное слово старшего руководителя в адрес младших, подчиненных; заключительное слово при подведении итогов, закрытии чего-либо.

Протокольно-этикетные выступления должны придерживаться следующих правил:

• быть в меру энергичными и эмоциональными;

• не содержать ничего спорного, вызывающего несогласие;

• произноситься по памяти, а не читаться;

• пробуждать благородные чувства (восторг, благодарность, преданность, привязанность, восхищение и т. п.).

Протокольно-этикетное выступление основывается на похвале.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Публичные выступления

Публичные выступления 1. Чтобы подготовить выступление, недостаточно просто подобрать и структурировать информацию. Надо найти путь вашей информации к данной аудитории.И в этом вам поможет все та же технология убеждения.Прежде всего, работа с технологией убеждения

ПРОЦЕСС ВЫСТУПЛЕНИЯ

Обдумывание выступления

Начало выступления

Начало выступления Вспомните, что выступление начинается с момента Вашего появления в аудитории. Ваши вид, осанка, собранность, одежда – все работает на Вас. Вы смотрите на слушателей, они изучают Вас.Считается, что уже в первые 90 секунд определяются все дальнейшие

Завершение выступления

Завершение выступления Эффектное завершение выступления – половина дела. Вспомните закон края: последнее запоминается лучше, надолго остается в памяти, поэтому так важна завершающая стадия выступления. Древние римляне, завершая свое выступление, говорили: – Dixi et animam

Иллюстрирование выступления

Иллюстрирование выступления Современное публичное выступление уже невозможно представить без демонстрации слайдов.Использование слайдов в процессе устного выступления требует соблюдения следующих правил (рис. 13). Рис. 13. Расположение слайда или флип-чарта• Первый

Развлекательные выступления

Развлекательные выступления Цель – развлечь, потешить, позабавить слушателей, дать им возможность улыбнуться, приятно провести время.Развлекательная речь, предназначенная для приятного общения на досуге и создания у слушателей хорошего настроения, должна быть

Информационные выступления

Убеждающие выступления

Убеждающие выступления Цель – заставить аудиторию поверить в правильность точки зрения оратора, логически доказать или опровергнуть какие-либо положения, объяснить сущность явлений и их взаимосвязь.В основе убеждения лежит рассуждение. Рассуждение – процесс

Презентации и выступления

V. Импровизационные выступления

Публичные выступления

Публичные выступления Сначала я делала вид, что мне совершенно все равно и я ничуть не обеспокоена. Подумаешь, выйти к полусотне непоследних людей в стране и поприветствовать их с очередным культурным завоеванием. Ну действительно, как нечего делать. Однако постепенно, с

Второе, протокольно-этикетное. Цель — соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет.

В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.

Третье, развлекательное. Цель — развлечь собравшихся.

В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.

Четвертое, убеждающее. Цель — убедить.

Убеждающая речь в ораторском искусстве призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать, комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.

Также, можно выделить виды публичных выступлений по форме:

Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции обычно бывают по длительности от 20—30 мин до 1—1,5 ч (вузовская лекция).

Виды и особенности публичных выступлений

Публичные выступления – это не просто речь оратора с одним или несколькими слушателями. Это не разговор на площади, где порой одним жестом можно усмирить нахала или, наоборот, одной улыбкой расположить всю новую кампанию. Существует целая классификация публичных выступлений, без которой невозможно постичь теоретические азы ораторского мастерства. К ней относятся виды публичных выступлений по цели и по форме.

Особенности успешных публичных выступлений

Речь оратора – это вид деловой коммуникации, содержит убеждающее, воздействующее обращение к публике. От монолога Гамлета, который произносит актер на сцене, публичное выступление отличается двусторонним общением и наличием цели. Оратор взаимодействует с публикой, прислушивается к ней, отвечает на вопросы. Большинство исследований показали, что эффективность восприятия информации зрителями только на 7% зависит от тех слов (вербалики), которые произносит оратор в ходе выступления. Гораздо больше внимания приковывают поза, жестикуляция и характеристики голоса (невербальная коммуникация).

Цели публичного выступления: донести конкретные сведения, пояснить, пробудить интерес, дать толчок к действию, вдохновить и т. п. Можно выделить особенности публичного выступления, которые объединяют оратора и публику, а также следуют из взаимодействия между ними. Оно несет объективно-субъективную направленность и является элементом совместного сотрудничества.

Общие особенности публичного выступления:

  1. Обратная реакция аудитории. Оратор во время выступления имеет возможность наблюдать отклик публики на свою речь, а также видеть изменения в ее настроении. Зрительный контакт, мимика, озвучивание вопросов аудиторией позволяют оратору понять настрой, желание слушать и уровень проявления интереса посетителей. Получая обратную связь, он в любое время может откорректировать свое выступление. При установлении взаимодействия с аудиторией монолог оратора превращается в диалог с публикой.
  2. Устная речь. Отличительной чертой устного публичного выступления является общение между слушателями и выступающим. Его необходимо ориентировать на целевую аудиторию, важна легкость в понимании доносимой информации. Словесное выступление имеет множество преимуществ над письменным, так как публикой усваивается 90 % устного материала.
  3. Связь литературы и устной речи. Несомненно, оратор должен подготовиться к выступлению, обдумать свою речь, подкрепить ее фактами. Но перед слушателями он часто отступает от заготовленных слов, так как пытается придать речи эмоциональную окраску и подстраивается под ее настроение. То есть во время публичного выступления оратор перестраивает печатный текст в красочный разговорный жанр.
  4. Средства общения. Можно выделить невербальные и вербальные средства общения. К первым относятся жесты, мимика, интонация и т. п. Умение публично выступить выражается в соблюдении речевой культуры и этики и умению сдерживать волнение.​

Помните, для того, чтобы выступление прошло максимально полезно для слушателей, а спикер чувствовал себя комфортно, рекомендуется создать свой чек-лист для подготовки и проведения выступления или воспользоваться пометкой:

    Определиться что, кому и зачем рассказываем.

Составить план рассказа и отрепетировать.

Собрать структуру выступления.

Генеральная репетиция.

Перед выступлением.

Типы и виды выступлений по цели

Язык и стиль публичного выступления, его структура, эмоциональная составляющая и подбор выразительных средств, которые могут существенно отличаться друг от друга, напрямую зависят от цели. Например, доклады, анализы или дипломные работы зачитываются ровным безэмоциональным тоном, стиль изложения – деловой, содержание – сухие факты и цифры. Поздравление или тост зачитываются в торжественном стиле, адресно, с использованием яркой образной речи, юмора и художественных средств выразительности.

Подготовку к выступлению следует начинать с постановки конкретной цели. Цель должна умещаться в простой глагол: разогреть, развеселить, убедить, заинтересовать, проинформировать и т. д.

Так, к примеру, разделяют следующие виды публичных выступлений по цели:

    Информационное публичное выступление. Когда выступающий имеет целью донести определенные сведения и знания до слушателей, то такое публичное выступление называют информационным, при этом крайне важно вызвать у публики заинтересованность в услышанной информации. Используйте простейшие описательные техники, исключите сложные к пониманию материалы, постарайтесь донести актуальные сведения по раскрываемой вами теме. Информационные публичные выступления в жизни часто используют в сфере научной деятельности в виде лекций и докладов.

Во всех видах выступлений прослеживаются разные стили коммуникации:

Менторский стиль. Подходит для тренингов, мастер-классов и обучения в школе/университете – тогда, когда четко выражена иерархия или экспертность ведущего. Если же спикер выступает в профессиональном сообществе, общается с равными или выше по социальному статусу коллегами и партнерами, необходимо избегать такого стиля и высокомерных ноток. Чем больше общения на равных будет со стороны оратора, тем быстрее и надежнее будет выстроен контакт с аудиторией.

Одухотворяющий формат. Работает, если есть цель убедить или вовлечь людей. Он мотивирует и возвышает людей, вселяя в них веру в свои профессиональные возможности и личностные качества.

Информационный стиль. Ориентирован на передачу слушателям определенных сведений и данных, восстановление в их памяти каких-либо фактов. Он, конечно, не пользуется спросом – в чистом виде это скучно и подходит только, если надо провести формальное собрание или поделиться новостями.

Конфронтационный стиль. Вызывает у людей желание спорить, возражать, дискутировать. Он помогает развить непростую тему. Его чаще всего применяют в ток-шоу и политических дебатах.

Типы публичных выступлений также могут стать смешанными и нести в себе сразу несколько видов по целям: развлекательную и информационную, убеждающую и официально-протокольную.

Стили выступлений по форме

Стили выступлений по форме

Форма выступления всегда соответствует цели: излишне будет зачитывать публике лекцию по метеорологии, если требуется всего лишь сообщить прогноз погоды на вечер.

Рассмотрим виды публичных выступлений по форме:

Виды публичных выступлений

Доклад. Устное публичное выступление развернутого типа, которое широко раскрывает определенную проблему на конкретную тему. Время таких выступлений может составлять от нескольких минут до нескольких часов.

Лекция. Стиль публичного выступления, при котором изложение происходит от лица специалиста в данной области.

Беседа. Стили выступлений в данной форме могут быть более свободными и обязательно подразумевают взаимодействие с аудиторией путем её участия в формировании вопросов к выступающему. Таким образом, беседа подразумевает умелое сочетание монологов с разговором со слушателями, выслушивание их комментариев и ответы на их вопросы.

Как готовиться к публичному выступлению, как настроить себя на успех, что делать если аудитория не расположена к оратору?

Ответы на все эти вопросы вы сможете получить на уроках ораторского мастерства и риторики от театральной школы Бенефис. Наши педагоги удачно сочетают теоретическую подачу информации с практическими занятиями, которые придадут вам уверенность как оратору.

Правила, секреты и этапы публичного выступления

Приемы публичного выступления

Открытые вопросы.
Аудитория будет ограничена в ответе, если ей задавать альтернативные или закрытые вопросы, при этом они опасны для выступающего, так как ответы на них могут не оправдать ваших требований и ожиданий. Задавайте открытые вопросы, дайте слушателю поразмыслить, высказать и аргументировать свою позицию. Такие вопросы подразумевают развернутые ответы по мере необходимости, что может вызвать раздражение публики по отношению к конкретному слушателю.

    Формулировки начала ответа на вопрос
    Используйте следующие фразы:

Формулировки на сложные вопросы
Используйте следующие фразы:

Формулировки завершения ответа на вопрос
Используйте следующие фразы:

Начало и окончание выступления перед аудиторией

После того, как связь со слушателями установлена, оратор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут.

Возможные ошибки спикеров

Ораторами не рождаются, а становятся. И при этом большинство даже самых опытных и известных спикеров прошли путь проб и ошибок, которые вполне типичны.

Основные моменты ошибок:

Психология выступлений перед людьми

Для того чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют и рекомендуют:

  1. Уделить достаточно внимания своему внешнему виду (одеться удобно и солидно).
  2. Сделать небольшую паузу перед началом и обвести взглядом слушателей, установить зрительный контакт.
  3. Начинать выступление в медленном темпе. Для публичного выступления рекомендуется снизить на 2 тона тембр голоса (это поможет беречь голосовые связки, низкий голос воспринимается людьми лучше, чем высокий) и выработать навык использования различных голосовых техник.
  4. Самые важные мысли повторить 3 раза.
  5. Не превышать регламент выступления, даже если внимание аудитории не ослабело.

Выберете для себя наиболее удобный формат занятий. Мы проводим обучающие упражнения на уроках в двух форматах: “Онлайн” и “Офлайн” в центре Москвы.

3. Информационная речь. Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение. Информационная речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям:

- В ней не должно быть ничего спорного;

- Она должна вызывать пытливость;

- Она должна удовлетворять запросы слушателя;

4. Протокольно-этикетные речи — это речи, обращенные к чувствам (речи по специальному поводу). Среди них различают: протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих (здесь и сейчас). Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть искренней и запоминающейся.

В деловом взаимодействии распространена в большей степени протокольная (рамочная) речь — она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

5. Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она должна быть экспромтом, как правило, се используют на банкетах и юбилеях. Подготовка развлекательной речи требует соблюдения следующих правил: она не должна никого обидеть, не должна содержать критики присутствующих; она должна быть короткой. Кроме того, она должна сочетать серьезное и шутки, юмор; использовать эффективные примеры из личной жизни рассказчика или присутствующих; преувеличения, самоиронию, сравнения и метафоры, приемы развлечения слушателей; также должна иметь краткое, афористичное завершение.

6. Убеждающая речь — это выступление, цель которого — заставить аудиторию поверить в правильность точки зрения оратора, логически доказать или опровергнуть какие-либо положения, стремиться объяснить сущность явлений и их взаимосвязь. Убедить партнера — это поверить в вашу правоту и сделать слушателя вашим единомышленником.

3. Композиция публичного выступления (зачин, вступление, основная часть – способы изложения материала, заключение; когезия, ретроспекция, проспекция).

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение ого отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употреблялся также близкие по смыслу слова построение, структура.

Вступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Нередко это достигается искусным построением зачина - самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только. Следует иметь в виду, что, во-первых, особенности зачина могут определяться как самой темой выступления, так и аудиторией; во-вторых, интересный зачин привлекает внимание аудитории; в-третьих, зачин может указывать, в каком ключе будет произнесена речь.

Ораторы уделяют большое внимание вступлению. Вступление помогает перейти к основной части, в которой излагается основной материал. Оратор пользуется здесь фактами, логическими доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры, спорит с предполагаемыми оппонентами и т. д. Это основная часть, и ее следует отрабатывать наиболее тщательно.

Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором (и даже значительном) расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой. Этот тип связи может выражаться различными повторами, словами, обозначающими временные, пространственные и причинно-следственные отношения: таким образом, итак, во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотрим далее, перейдем к следующему. Связующую роль выполняют и такие слова, и словосочетания: принимая во внимание, с одной стороны, с другой стороны, между тем, несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось впоследствии.

Ректроспекция - это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется помимо его выступлений (таким образом происходит связь данной речи с общим информационным контекстом), отсылать слушателей к информации, которая содержится в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь речи с предыдущими речами). Ретроспекция может выражаться словами и словосочетаниями различного типа: как мы знаем, как мы понимаем, как было сказано ранее, как я говорил об этом, это заставляет нас вспомнить, ранее мы уже говорили об этом.

И, наконец, проспекция - это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи. Вначале оратор может обещать слушателям дать некоторую информацию в данном выступлении, а также говорить и о своих будущих выступлениях или о выступлениях других ораторов. Это и будет проспекция.

4. Этапы подготовки публичного выступления (этапы создания речи, виды планов).

Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.

Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предложению немецкого ученого X. Леммермана, таких:

· отбор материала и его организация,

· подготовка тезисов или плана,

· написание текста выступления,

Читайте также: