Маяцкий комплекс памятников хазарского каганата воронежской области сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Строго научное описание не позволяет передать того впечатления, которое возникает ранней весной или поздней осенью, когда лес становится "прозрачным" .


Вантит, История Воронеж, Культура Воронеж, Археология Воронеж, Природа Воронеж, Экология Воронеж, Этнография Воронеж, Древности Воронеж, Книги Воронеж

Маяцкое городище

Когда археологи вещие смели
Вскрывали загадки могилы Саркела.
Когда подымали тяжелой лопатой
Пласты чернозема, поросшие мятой. —
Впервые открылся за тысячу лет
Хазаров глубокий потерянный след.

А. Сафронов

Происхождение названия Маяцкого городища не совсем ясно. Возможно, в XVII веке каменные стены крепости служили своеобразным маяком для плавающих по Дону или тут находился какой-либо специальный маяк.

В середине VII века н. э. на развалинах Тюркской империи в результате длительной борьбы за власть между различными племенами и народами на территории современного Дагестана, Прикубанья, в Приазовских степях и в Северном Причерноморье сложилось одно из первых феодальных государств в Восточной Европе — Хазарский каганат, который на протяжении более двух столетий играл значительную роль в истории народов Восточной и Юго-Восточной Европы, Кавказа.

Сами хазары — небольшой по численности народ, кочевники-скотоводы. На территории современного Дагестана обнаружены и изучены первые хазарские города — крепости Беленджер, Семендер и другие. Хазары сумели объединить в рамках своего государства — каганата различные тюркские народы, и самыми многочисленными и сильными среди них были болгары, которые кочевали со своими стадами на Тамани, в Приазовских степях. Ослабленные внутренней борьбой, болгарские ханы вынуждены были подчиниться хазарам, но один из них, Аспарух, со своей ордой откочевал далеко на запад и там основал новое государство — Дунайскую Болгарию. А хазары, расширив границы каганата, увеличили его население за счет родственных им по языку болгар.

В составе Хазарского каганата одной из крупных этнических групп были и аланы — потомки могущественных сармат, занявших в первых веках I тысячелетия н. э. предкавказские степи, а после гуннского нашествия в конце IV века проникшие и в горные районы Кавказа. Аланы, как и болгары, оказали большое влияние на историю Хазарского каганата, а также народов Восточной Европы и Кавказа.

Хазарский каганат — это воинственное государство, отличалось бесчисленными грабительскими набегами на ближайшие к ним народы, походами в Закавказье. С хазарами вынуждено было считаться и такое сильное государство, как Византия. Неоднократно византийские императоры заигрывали с хазарскими каганами, стремясь заручиться их поддержкой в борьбе с арабами. В этом были заинтересованы и сами хазары, чувствовавшие угрозу со стороны арабских завоевателей, которые вели активные военные действия в Закавказье и рвались на Северный Кавказ.

Река Тихая Сосна стала тем рубежом, на котором остановились аланы и их союзники болгары. Переселение на Дон и его притоки алано-болгарского населения происходило неоднократно, вплоть до середины IX века, когда при впадении Тихой Сосны в Дон на высоких меловых кручах аланами и болгарами была сооружена белокаменная крепость. Со временем она обросла огромным, насчитывающим сотни жилищ селищем. Эта крепость и есть Маяцкое городище, с упоминания о котором начали мы рассказ о южных соседях донских славян.

На Тихой Сосне оно не единственное. Можно назвать еще несколько укрепленных и неукрепленных поселений алано-болгар, но среди них Маяцкое городище выделяется.

Попытки исследовать Маяцкое городище предпринимались еще в начале века. Здесь работал воронежский краевед Милютин А. И. и профессиональные археологи Спицын А. А., Макаренко Н. Е. Раскопки получили освещение в литературе и заинтересовали многих любителей древней истории нашей страны.

Не могли остаться в стороне от исследования Маяцкого городища и воронежские археологи. Ведь для того, чтобы максимально полно изучить и понять исторические события, происходившие в Воронежском крае в последних веках I тысячелетия н. э., и прежде всего в славянском мире, необходимо заглянуть и к их соседям, попытаться с их помощью разгадать тайны славянских поселений и могильников.

Так Маяцкое городище объединило интересы специалистов разных стран и научных направлений, так родилась Советско-Болгаро-Венгерская археологическая экспедиция, которая в течение семи полевых сезонов вела исследование и крепости, и прилегающего селища, и обширного могильника, расположенного на юго-восточных склонах мыса. И каждый сезон приносил новые и новые удивительные открытия.

Маяцкое городище — средневековое городище IX—X вв, расположенное на высоком мысе в Лискинском районе Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Здесь теперь находится Музей-заповедник Дивногорье.

Городище включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Это памятник салтово-маяцкой археологической культуры.

Находки с городища были введены в научный оборот в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения. Первые исследования велись силами краеведов, которых интересовали только захоронения.

Полноценные раскопки проводили археологи А. И. Милютин в 1906 году и Н. Е. Макаренко в 1908—1909 годах.. С 1975 по 1982 год исследованием памятника занималась советско-болгаро-венгерская экспедиция под руководством С. А. Плетнёвой В 2008 году раскопки возобновлены экспедицией Белгородского Гос. Университета.

Надписи на соседних каменных блоках из стены Маяцкого городища.Открытие и описание Н.Е. Макаренка в 1909 г. Сохраняется в Эрмитаже (ГЭ, инв. № 1929/3).

В Болгарии пришли вопреки информации учебников не только булгары, но и ранее славян часть гуннов-савиры- северяне,сохранявшие обособленность в Богарии очень долго. Кстати говоря, болгарский язык более похож на русский, чем украинский (галицийский)

Белокаменная крепость на высоком берегу Дона, без сомнения, привлекала внимание и вызывала всеобщее восхищение. В середине юго-западной стены имелся неширокий въезд в крепость, где было сооружено караульное помещение. Внутри располагалась цитадель и разновременные жилые и хозяйственные постройки. Высота стен была 5-6 метров, а глубина рва 2,5-3,5 метра. Датирована приблизительно 9в.н.э.

Маяцкий могильник (некрополь)- площадь могильника около 3 га и может содержать до 1000 погребений, но раскопками изучено около 150. Салтовцы, по материалам Антипенко и Колоды , хоронили усопших в могилах катакомбного типа. Пол могилы засыпался охрой, а в коридоре(дромосе) зачастую лежала лошадь. Посыпание охрой-очень древний обряд,известен с неолита. Покойные,как мужчины, так и женщины, носили серьги. Часто встречаются-25% могилы с обезвреживанием умерших( отрублены руки и ноги у умерших),что характерно и для скифов и сармат. Как известно, и Святослав носил серьгу в правом ухе( Лев Диакон). Обычай обезвреживания мертвых окончательно был изжит лишь в 19в. В русских селах на Волге, женщинам-колдуньям после смерти отрезали стопы ног.

Еще более ценна крепость многочисленными находками письменности салтовско-маяцкой культуры. Знаки напоминают болгарское руническое письмо. Знаки письменности,по мнению ряда ученых(Турчанинова) напоминают и согдийское письмо( ряд знаков). Что вполне объяснимо-ведь государство хазар непосредственно происходит от государства Гуннов-эфталитов,которое управляло и Согдом. В Крыму многочисленны находки манихейских надписей, а манихейство было распостранено в Средней Азии.

Как видно по тексту,манихеи контактировали с скифами, и описывается, как лебедь после мерти уносит душу воина.

Как видно по тексту,манихеи контактировали с скифами, и описывается, как лебедь после мерти уносит душу воина.

Крепость, как памятник архитектуры того времени бесценен, ведь это одна из первых каменных построек на территории России. Все попытки найти что-то подобное в Киеве закончились провалом.

подписывайтесь на мой канал

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века

Мая́цкое городи́ще — средневековое городище IX—X вв, расположенное на высоком мысе у села Дивногорье Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Памятник салтово-маяцкой археологической культуры.

Содержание

История изучения

Во 2-й половине XVII века на мысе был основан Успенский пещерный мужской монастырь, при строительстве которого была использована часть каменных блоков стен городища.

Находки с городища были введены в научный оборот в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения. Первые исследования велись силами краеведов, которых интересовали только захоронения. [3]

Полноценные раскопки проводили археологи А.И. Милютин в 1906 году и Н. Е. Макаренко в 1908 - 1909 годах. [4] . С 1975 по 1982 год исследованием памятника занималась советско-болгаро-венгерская экспедиция под руководством С. А. Плетнёвой. В 2008 году раскопки возобновлены экспедицией Белгородского Гос.Университета.

Материальная культура

Крепость представляла собой замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье государства. Таким образом сырцовые крепости, к которым и относится Маяцкая, в какой-то мере были и замками феодалов. [6] После археологических работ ученные пришли к заключению, что в крепости кроме семьи аристократа жили пришедшие сним войны, личная охрана,булгары [7] [8] или хазары [9] Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это по всей вероятности были несколько сотен воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством тудуна и хазарских командиров. [10]

Эпиграфика

Назначение крепости

Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически однотипными крепостями, построеными довольно плотно друг к другу, как опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими территориями (в археологическом смысле это боршевская культура, отождествляемая с летописными вятичами. [13] ). С этой точки зрения, крепости являются пунктами сбора дани, которые также совмещали функции стоянок торговых караванов. Между собой они были связаны как водным путем, так и сухопутной дорогой, проходившей по правому берегу и местами сохранившейся до настоящего времени. [14] .

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой крепости были оборонительной линией, защищавшей северо-западную границу Хазарии от славянской экспансии. Однако этот взгляд пользуется меньшей популярностью, поскольку плохо согласуется с письменными источниками и игнорирует тот факт, что крепости слишком малы для защиты примыкающих к ним громадных поселений. Впрочем, не все шесть крепостей были укреплены достаточно для отражения любых профессиональных осад и нападений. [15] Таково, например, крайне заподное из них — городище Красное, с высотой его стен, всего один метр и толщиной четыре метра. [16]

Прекращение жизни Маяцкого городища произошло в первой половине X в., и совпадает с упадком Хазарского каганата, в результате чего в степи начали доминировать печенеги. Они отрезали эту территорию от южных владений государства и превратили её в пастбища.

Антропология населения

Духовная культура

Территория музея-заповедника Дивногорье занимает местность с древности освоенную человеком. Уже в палеолите здесь жили люди, и в последующие эпохи район Среднего Дона стал местом контакта множества племен. Наибольшую известность получил Маяцкий археологический комплекс.

Маяцкая крепость

Маяцкая крепость

Располагается Маяцкая крепость на высоком (около 60 м над заливным лугом) мысу, склоны которого резко обрываются к долине Тихой Сосны. Здесь была окраина мощного многонационального Хазарского каганата, занимавшего территорию Прикубанья, Приазовья, Северного Причерноморья, Дагестана. Хазары объединили под своим владычеством многие народы, в том числе аланов – потомков тюрков-протоболгар и сарматов (одна из скифских народностей). В 9 веке аланы поселились на Среднем Дону для установления господства над прилегающей территорией.

Несколько позже с Верхней Оки сюда пришли славяне племени вятичей. Хазары установили над ними свое экономическое господство, взяли под контроль торговые пути и взимали со славян дань. Маяцкое городище выполняло роль пограничной заставы.

Белокаменная крепость стала символом власти и могущества, гордо возвышаясь на высоком берегу. Отсюда открываются широчайшие виды на окрестности, позволяющие контролировать левый славянский берег Дона.

Археологическая культура Хазарского каганата в бассейне Дона называется салтово-маяцкой. Салтово – в честь села Верхней Салтов в Харьковской области, где раскопки ведутся уже более ста лет. Маяцкое городище исследовалось с 1975 по 1982 год советско-болгаро-венгерской экспедицией под руководством С.А. Плетневой.

Жизнь в Маяцком городище прекратилась в 10 веке с распадом Хазарского каганата. Причинами распада были междуусобицы, набеги печенегов, а также поход киевского князя Святослава на столицы каганата – Итиль и Саркел.

Маяцкий некрополь (могильник)

Некрополь был найден во время экспедиции случайно. Местные ребята принесли ученым бронзовые изделия и бусы, найденные в разрастающемся овраге не юго-востоке селища.

Изучение места выявило могильник площадью около 3 га с большим количеством погребений.

Погребальное сооружение алан представляло собой прямоугольную яму (дромос) ведущую в пещеру (катакомбу). Мужские скелеты лежат вытянуто на спине в центре катакомбы. Женские – скорчившись на боку, что свидетельствует о подчиненном мужчинам положении. Большинство катакомб были ранее разграблены, лишь в некоторых археологами были найдены ножи, поясные пряжки, наконечники стрел, бронзовые зеркала, бусы, амулеты, другие украшения, в числе которых прекрасные золотые серьги с жемчугом.

Из боязни умерших, скелеты иногда специально разрушали, особенно женские (существовал страх перед женскими духами-алабастами, душащими людей).

Маяцкое поселение

Маяцкое поселение

Вокруг Маяцкой крепости располагалось поселение, здесь в полуземлянках и юртах жили сторожевые воины, скотоводы, ремесленники и земледельцы, обслуживавшие крепость.

Было обнаружено 44 жилых и хозяйственных постройки, 3 святилища, катакомбные погребения, жертвенники, тризны и хозяйственные ямы.

Люди жили семейными группами. Аланы и болгары используют обычно наземные юрты, но холодные зимы заставили их перенять полуземлянки у славян. Однако в отличие от славянской полуземлянки, где очаг располагается в углу постройки, у алан очаг находился в центре.

В некоторых Маяцких постройках устроены катакомбные погребения. Такие случаи единичны в Салтово-Маяцкой культуре, обычно захоронения осуществлялись на кладбище. Захоронения в жилищах, возможно, принадлежали знатным и привилегированным людям.

Аланское селище талантливо реконструировано на территории музея-заповедника. Здесь были воссозданы полуземлянки и наземные постройки.

Реконструкция построек маяцкого селища

Реконструкция построек маяцкого селища

Реконструкция построек маяцкого селища

Реконструкция построек маяцкого селища

Хутор гончаров

Керамика производилась и в домашних условиях, но была гораздо худшего качества и простой формы.

Читайте также: