Православные ценности в современном мире сообщение

Обновлено: 15.05.2024

Следует решительно заявить: Православие является христианством в его чистейшей форме. Оно сохраняет и развивает апостольское христианство, ничего искусственно не добавляя и не убирая. Из истории Церкви, а также из истории человечества мы знаем, что истина всегда сталкивалась с противодействием. И Православие, сохранявшее истину, всегда сталкивалось с трудностями разного характера. Уже в древности торжество христианства над язычеством почти совпало во времени с началом падения Римской империи. На Западе варварство победило древнюю культуру, были уничтожены многочисленные храмы, Запад отделился от Востока. Начиная с VII века и вплоть до века XV Византийская империя постепенно разрушалась под ударами крестоносцев и мусульман, тогда же ослабели Греческая и балканские Церкви. От турецкого ига они освободились только в XIX веке. Русская Церковь пережила период татарского ига. Православие в Польше боролось с римским католичеством и унией. ХХ век принес почти всем православным гонения со стороны коммунистов.

В чем же Православие нуждается сейчас? Обратим внимание на самое основное.

Что следует подразумевать под этим понятием? Отсутствие свободы – это подчинение Церкви разнообразным национальным, политическим, экономическим или психологическим трендам. Церковь служит народам. Она может инициировать и благословить любую положительную деятельность, в том числе политического характера. Но ошибочным является мнение, что Церковь существует исключительно для этой цели и вне этих задач она не нужна.

Церковь Христова является Царствием Божиим, началом всеобъемлющей жизни, которая не должна знать никаких земных ограничений. В противном случае деформируется церковная жизнь, приспосабливая Церковь к нашим мирским заботам, вместо того чтобы возвысить саму земную жизнь к христианскому идеалу. Церковь, свободная от мира, служит ему – но если она подчиняется тому, что мирское, она становится по сути ненужной. Мы не язычники, чтобы удовлетворяться одной религиозной формой, облекая ее в суету нашей жизни.

Возрождение истинно христианской жизни

Ошибочно думать, что человек, регулярно посещающий храм, только поэтому может считать себя православным христианином. Православный христианин – это человек, который обращен к Богу через Христа; человек, который живет полнотой правды Христовой, который живет во внутреннем и внешнем единстве со всеми христианами. Это человек смирения и любви, который стремится к преображению своей личной и общественной жизни, и ради этой цели он готов к любому труду. Это человек, верный Христу в своей религиозной и обыденной жизни.

Необходимость единства

В настоящее время православный мир разделен из-за амбиций одних и национального безразличия других, а иногда даже и враждебности. Православным Церквям не хватает единства, не хватает элемента соборности. Результатом этого являются расколы. Но самое опасное – это равнодушие. Причина всех этих явлений – в искривлении церковного сознания. Между тем, идея Церкви весьма понятна: в каждой стране должна быть одна Церковь, один первоиерарх, координирующий национальные и языковые вопросы, касающиеся обычаев и характерных для данного народа культуры и традиций. Только таким способом можно обеспечить лад церковной жизни.

Недостаток церковной культуры

Все те трудности и гонения, которые испытывало Православие на протяжении своей истории, не способствовали интенсивному и правильному развитию церковной культуры. В настоящее время надо везде начинать заново строить церковную культуру. Это дело сложное, так как многие из нас не видят в этом необходимости. Церковь не может быть крепкой, если большинство светских и верующих людей ничего или почти ничего не знают о вере, кроме того, к чему они привыкли. Многие не понимают богослужение и смысла святых таинств; церковным организациям не хватает многих членов и т.д.

Необходима православная миссия

Развитие православного общества невозможно без организованной миссии и работы в этой области. Духовенство пассивно, а священник, даже весьма активный, не многое может сделать в одиночку. Поэтому одинаково необходимы и внутренняя, и внешняя миссия. Нужны образованные миссионеры, потому что к Православию многие испытывают интерес, а современному миру, как никогда раньше, нужно слышать голос Церкви.

Православие должно укреплять истинные представления о человеке, о его отношениях с Богом и обществом. Православие всегда исповедовало существование истины и красоты, которые одинаковы для всего человечества. Это имеет огромное значение сегодня, когда господствует либо полное отрицание этих ценностей, либо их считают относительными и зависимыми от пристрастий и своеволия. И именно эти представления привели к кризису как человечество в целом, так и каждого человека в отдельности.

Человек – существо свободное и разумное, имеющее духовную составляющую. Поэтому дух должен быть во всем преобладающим и самым ценным элементом. Именно понимание этой простой для христианина истины так необходимо современному миру. Материальное наполняет души, умы, науку. Техника, производство и богатство стали богами. Капитализм и коммунизм требовали и требуют господства экономики над всеми и всем. Теперь мы видим, к чему это ведет. Современное человечество все больше погружается в психоз корысти, роскоши и богатства. Человек болеет жадностью к наживе. Современный человек нуждается в спасении от испорченности, извращения и грязи. Его жизнь может быть красивой и святой, но только в здоровом соединении с духом.

Духовная жизнь человека обращена к Богу, так как душа по своей природе христианка. Бог есть Всесовершенный Дух, прообраз человеческого духа. Он есть абсолютное добро, правда, красота и любовь. Только то, что является абсолютным, может быть началом, мерой, и целью всего. Без Бога все становится лишенным разума, лишенным цели, загадочным и относительным. Если нет Бога, то люди придумывают свои индивидуальные правды, индивидуальную красоту и индивидуальные идеалы. Без Бога нет абсолютного начала, которое смогло бы соединить людей, а есть, наоборот, распад и неизбежная враждебность.

Единение через Церковь

Единство людей между собой – важнейшая истина. И эту истину необходимо понять и принять. Все люди взаимосвязаны, даже помимо своей воли, общей природой, происхождением, культурой, языком, государством. Духовная связь между людьми более глубокая, чем они сами думают. Одна из важных идей христианства состоит в том, что никакие различия между людьми не должны их разделять. Только в Боге все мы соединяемся. В Нем соединяются самые важные стремления людей. Он есть сверхсовершенный Идеал, Источник и Цель жизни всех и вся.

Жить в связи с Христом, Святым Духом и Богом Отцом означает быть в Церкви. Это в ней соединены все те, которые соединились во Христе. И именно Церковь есть путь в Царство Христово. Достижению этой цели служат иерархия, Священное Писание, Предание, церковная наука, богословие, богослужение, таинства и прочее. Самая важная задача христиан – приводить всех в Церковь, в которой открывается для каждого возможность совершенной личной жизни, богообщения и полного соединения с братьями во Христе.

Православие – путь к спасению

Из Церкви должно истекать в мир всякое добро. На пути добра мир приближается к Церкви, а в ней – к Царству Божию. Это означает, что вне Церкви нет спасения. В ней – источник и наивысшее воплощение добра. Вне Церкви добро легко растворяется во зле.

Осознание подлинного христианства и его животворящей силы – самая важная задача современного православного христианина. Из этого вытекает необходимость последовательного и всестороннего осуществления христианского идеала как внутри Церкви, так – по возможности – и во всем мире. Церковная жизнь во всей своей полноте должна строиться в соответствии с идеалом Христа и новозаветным учением. Для Церкви мало и недостаточно отдельно взятых каких-то аскетических, литургических, культурных и бытовых христианских идеалов. Так и весь окружающий нас современный мир не может жить исключительно свободой или исключительно культурным или материальным богатством.

Поскольку сама природа человека духовна, связана с Богом и естественным образом обращена к единству всех людей, то нарушение этих основ человеческого бытия, даже во имя собственного добра, ведет непременно к гибели.

25 февраля 2011 г.

[1] Доклад был прочитан предстоятелем Польской Православной Церкви 25 октября 2004 года на открытии проходивших в Белостоке Чтений по православной культуре.


Технический и социальный прогресс, стремительное развитие информационных технологий, различные реформы и инновации приобретают на сегодняшний день масштабы глобального характера. Наряду с этим вместо утверждения традиционных духовно-нравственных ценностей предпочтение отдается материальным благам и потребительским нуждам. На фоне этих событий проблема сохранения отечественного духовного наследия, культурно-исторических традиций и ценностей является особенно актуальной и значимой, т. к. именно духовная основа позволяет человеку правильно осмысливать события в его жизни и в жизни общества, принимать верные решения.

В XX веке человечество столкнулось с великими изменениями или точнее — потрясениями, что связано с различными войнами, экономическими, социальными, политическими, культурными и идеологическими неустоями и дестабилизирующими процессами. Все это дало толчок к деформации духовной культуры общества. В числе важнейших проблем выступает смещение религиозных, морально-нравственных и ценностных ориентиров, расшатывание и забвение вековых устоев, национальных особенностей, историко-культурных традиций и обычаев

Во все времена великие духовные наставники призывали человека к духовному совершенствованию, строгому контролю над своим поведением, к тому, чтобы постоянно направлять свой разум к познанию Божественной истины, изложенной для человека в Священном Писании, которое зиждется на любви к Богу и к ближнему. Следуя этому, человек познает мир сквозь призму духовных ценностей, которые становятся главным фактором, регулирующим его поведение и моральное совершенствование, что является фундаментом воспитания и формирования конкретной личности и всего общества. Основу ментальности, духовных ценностей и традиционного воспитания восточнославянских народов составляет православная вера.

Именно православная церковь провозглашает и несет человеку Божественную истину о спасении человеческой души. Если обратиться к наставлениям святых, просиявших в вере православной, то именно духовные ценности и нравственные нормы и убеждения в процессе воспитания и обучения определялись ими как основополагающие. Святитель Иоанн Златоуст учил размышлять о духовных предметах, слушать и изучать слово Божие, стремиться к добрым делам; православный богослов, церковный деятель, проповедник и просветитель Кирилл Туровский призывал содержать ум в чистоте, связывая духовный рост человека с познанием высших духовных ценностей, следуя принципу — ―познавай, веруя. Преподобная Евфросиния Полоцкая наставляла соблюдать душевную чистоту и всем образом своей жизни способствовала духовному просвещению своего народа.

Управление, прежде всего собой, своими мыслями, поступками и желаниями, работа над исправлением своих недостатков, над нравственным возвышением и очищением от греховности, осознание истинных ценностей любви, добра, красоты должно являться смыслом жизни каждого человека.

Также необходимо подчеркнуть важность правильной организации направленности познаний личности и всего нравственного воспитания, которое вырастает из семейных отношений. Общеизвестно, что именно в семье сконцентрирован огромный воспитательный потенциал и поэтому особенно важным является то, в каком ключе строятся в ней взаимоотношения.

Христианские ценности имеют базисный статус в нравственных традициях восточнославянских народов. Необходимо усиленное внимание к актуализации изучения православных традиций воспитания в содержании образовательного процесса наряду с сохранением этнокультурного наследия русского народа на современном этапе развития общества. Формирование личности на основе православных ценностей и исторически обусловленных культурных особенностей должно выступить методологическим ориентиром национальной педагогической научной среды, что в будущем будет являться определяющим фактором благополучного состояния, а также национальной безопасности всей страны.

Государственная власть в настоящее время признала, что Церковь является одним из основных социальных институтов, чей духовный потенциал и исторический опыт оказал влияние на формирование культурных, духовных и национальных традиций народа. Нравственная сила Церкви сегодня все более энергично применяется в целях воспитания духовного и нравственного мира подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного развития одна из самых злободневных в современном обществе.

В условиях смены ценностей молодежи необходимо определить новые ориентиры в гуманитарной среде. В связи с этим изучение истории Церкви важно с позиций социокультурного феномена, который является неотъемлемым элементом культурно-исторического звена с одной стороны и гуманистического образования с другой.

Современное молодое поколение живет в социальной среде, впитавшей в себя разнообразные культовые идеи, и в первую очередь православную этику, при этом религиозные представления у подавляющей части молодых людей являются лишь составной частью миропонимания, а духовно-нравственные ориентиры не занимают ведущего места. Вместе с тем Православная Церковь является носителем духовно-нравственных идеалов и хранителем культурных традиций народа, поэтому она имеет высокую оценку в глазах современной молодежи.

Таким образом, признание образования как составляющей духовного миросозерцания позволит сформировать эффективную систему образования, в которой каждому и всем будет открыт путь к высшему воспитанию своих духовных задатков на основе саморазвития, самоопределения, самореализации. Именно такое признание будет способствовать пониманию человеком себя в мире социальной, предметной, и духовной культуры, что определит модель образования с точки зрения трех факторов — организационного, методического и социального, ведущая роль при этом, на наш взгляд, должна отводиться Православной Церкви, как хранительнице культурных и духовных традиций российского народа.

  1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. — М.: АПН РСФСР, 1948. — Т. 2. — 655 с.
  2. Ершов Б. А. Роль РПЦ в духовно-нравственном воспитании молодежи в современной России // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 4. С. 62–66
  3. Кузнецов В. А. Взгляд РПЦ на модернизацию России // Человеческий капитал. — 2014. — № 2(62). С.64–67

Основные термины (генерируются автоматически): духовная, Православная Церковь, Божественная истина, Воронеж, цель воспитания, ценность.

С незапамятных времен религия играла огромную роль в жизни человека. Люди сбивались в группы, создавали целые племена. Уже на этой стадии развития общества человек стал задумываться об объяснении всех природных процессов. Так и появились первые религии, а именно язычество, которое позже уступает место другим конфессиям.

Сейчас наиболее популярным направлением является христианство. В себя оно включает много ответвлений, но самые многочисленные это католики, протестанты и православные. Разрывы по численности верующих довольно большие. Так, к православию относятся более 220 млн человек. К католичеству более чем 1 млрд последователей. 800 млн. человек относятся к протестантам. Сегодня речь пойдет о религии, которая является самой распространенной именно в Российском государстве — о православии.

История

История православия своими корнями уходит еще во времена Римской империи. Тогда не было понятия католик или православный, был христианин. После раскола империи на Западную, с центром в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе, стали формироваться два независимых направления.


Произошли изменения в правилах проведения обрядов и богослужений, в архитектуре храма и так далее. Даже простая одежда священника уже вызывала противостояние католиков и православных, не говоря уже о сути самого учения, ведь оно тоже претерпело существенные изменения. Так появились различия в толковании некоторых моментов Библии.


В православии же все обстоит по-другому. Восточное христианство не имеет четкой иерархии в международных отношениях. Церковь каждой страны суверенна, а ее патриарх равен другим. Первым среди равных признают Константинопольского владыку, но и он не имеет власти над другими.


Так, с чужбины возвращаются древние реликвии, вывезенные и украденные из России. Налаживаются и отношение глав церквей католической и православной. С каждым днем во всем мире увеличивается количество последователей. Практически в каждой стране мира есть организации, которые несут православие всем людям.

Должно ли православие быть современным?

Конечно, чтобы успеть за тенденциями нынешнего мира, православию нужно также быть современным. Церкви стоит находить новые подходы к людям, к их культуре. Только так возможно дальнейшее развитие православия. Однако не стоит забывать и о сохранении древних традиций и догматов. Только единение нового и старого приведет к успеху.

Суть православия

Основой или фундаментов каждой религии является вера. Без нее не может существовать ни одна церковь. Православие — это ветвь христианства, суть которой заключается в Символе Веры. Символ Веры — закон, который не может быть изменен. Он был утвержден на четвертом Вселенском соборе. Это особая система самых главных двенадцати догматов, которые и являются основой всего учения.

Догматы

Кроме догматов, в основе православия лежат заповеди.


Кроме того, теперь догматы и заповеди веры определяли мировоззрение людей, их моральные и ценностные нормы.

Вместе с собой православие принесло и первые книги, что пусть и медленно, но способствовало развитию и распространению грамоты. Неслучайным является и то, что до эпохи Петра I образование в России было исключительно духовным.


Великое чудо случилось в селе Годеново. Там и по сей день хранится Животворящий Крест Господень. Так, известен случай, когда в церковь приехала женщина с раком 4-ой степени. После паломничества врачи с удивлением диагностировали полное излечение.

Внимание! Животворящий Крест Господень, согласно преданию, был найден местными пастухами среди болот в окружении странного свечения. От реликвии по рассказам прозвучал голос, который повелел на этом месте поставить церковь. Именно в этом храме по сей день и хранится Животворящий Крест. Здание много раз страдало от пожаров и сгорало до основания, но реликвия оставалась целой и невредимой.

А ведь это далеко не единственный случай. Можно до бесконечности говорить о том, как святые иконы, мощи праведников спасали людей, дарили исцеление. Говорить о чудесах, произошедших в истории православной церкви можно очень долго. Это лишний раз доказывает ее значимость и роль.

В последнее время люди все больше говорят об атеизме. Так человек отрывается от своих корней, своей истории. Наверно, это неправильно. Не зря же говорят, что тот, у кого нет прошлого, не будет иметь и будущего. Православие уже давно стало стержнем русского народа. Им эта церковь и должна остаться. В самые трудные времена именно эта вера защищала наше Отечество.


…Часто говорят: для того, чтобы общество стало высокоорганизованным, оно должно стать правовым. Правовое общество предполагает высокое знание законов и их исполнение. Я нигде не встречал такого высокого знания законов, как в тюрьмах. Когда встречаешься с заключенными, там огромное количество талантливых людей, в общем-то это маленькая Академия Наук, кого там только не увидишь, и уж правовед — каждый второй или третий. Никто так хорошо не знает закона, как преступники. И что, это знание закона останавливает от нарушения закона? Ничуть не бывало!
Мне приходится часто по смоленским деревням путешествовать: такие размытые дороги, разбитые села Нечерноземья — там до сих пор люди живут без замков, не закрывают свои двери. И пожилые люди, которые там живут, не знают никаких законов, не знают Конституции страны, но там практически нет преступности, потому что живут по нравственному закону.

Так вот для того, чтобы наше общество стало правовым обществом, конечно нужно развивать правовую грамотность — я за это! — и воспитывать людей в законопослушании, но самое главное — воспитывать нравственное чувство! Вот это и есть социальная функция Церкви. Почему мы говорим: Церковь надо уважать, Церкви надо помогать? Это же народу нужно, это обществу нужно! А раз это нужно, то власть должна, понимая значение духовного фактора в деле консолидации нации, в деле повышения уровня общего благосостояния людей, помогать Церкви. Потому что Церковь несет большую заботу по воспитанию нравственного чувства людей. Помогает, как я уже сказал, обретать внутреннюю целостность, интеграцию своей собственной личности, крепость семьи и крепость общественных отношений.
Поэтому если говорить о Православной Церкви в современном мире, да в любое время: и тысячу лет тому назад, и если Господь еще потерпит наши грехи тысячу лет после нас, — этой вечной и неизменной общественно значимой, социально значимой функцией Церкви и является воспитание нравственного чувства.

Православная вера является очень важным критерием к распознанию правды и лжи, добра и зла. Церковь вооружает нас острым, сфокусированным отношением к теме добра и зла. Если человек живет в духовной атмосфере, у него очень обостряются все рецепторы, которые быстро помогают распознать популизм, ложь, разделить то, что называют в физике сигналами и шумами.

Православный взгляд помогает нам увидеть эту неправду раньше, чем ее увидят экономисты. Очень важно свидетельство Православной Церкви, и мы должны говорить нашим властям, и мы должны говорить нашему народу, и мы должны говорить тем, кто управляет экономикой. Конечно, в одиночку мы не можем изменить правила игры, потому что сегодня Россия — часть мирового экономического пространства, но необходимо говорить о справедливости.

Другая тема очень важная — это тема прав и свобод. Мы только что сказали о том, что величайший дар Божий — это человеческая свобода. Вообще-то существуют разные понимания свободы. С одной стороны свобода — как свобода выбора. Это хорошо было известно еще древним философам. Если человек имеет возможность и право выбрать между добром и злом, то он свободен. Я назвал бы эту свободу формальной свободой. Сегодня эта именно свобода как право выбора между добром и злом абсолютизируется в системах права и государственного устройства. А вот нужно задать такой вопрос: ну владею я правом выбора между добром и злом. Поднимаюсь на десятый этаж, выхожу на балкон… — у меня право броситься с балкона или не броситься. Нравственно безразлично, как я воспользуюсь своей свободой? Конечно, нет. Если я убиваю себя — это плохо. Это трагедия для меня и плохо для моих близких и для общества. А тогда что означает выбор в пользу зла? Сам выбор является ценностью, и мы с этим согласны: так Бог человека сотворил, — но если выбор осуществляется в сторону зла, какая же это ценность? Какая ценность, если дети будут убивать родителей, а родители детей? Если мы будем поджигать леса.

Кто-то может сказать: есть же закон! Закон же запрещает леса поджигать и детей и родителей убивать, да даже соседа! — согласен. Но какое огромное количество преступлений человек может совершить и какое зло он может принести без формального нарушения закона. Когда отрава вливается в души людей, когда соблазняют малых сих, когда косвенно толкают на преступления, разлагая нравственные начала, когда как раковая опухоль разъедает общественные отношения то, что мы называем падением человеческих нравов… — это что, безразлично? Некоторые говорят: абсолютно! А Церковь отвечает: нет! Потому что Апостол Павел говорит, что подлинная свобода есть свобода от греха. Если мы освобождаем себя в пользу зла, то мы утверждаем грех. А кто есть отец греха и зла — дьявол. Значит, освобождая себя для греха и зла, мы становимся слугами дьявола. Если Бог есть абсолютная свобода, то дьявол как антипод есть абсолютная несвобода! И совершая зло, мы себя закабаляем и лишаем себя свободы.

Посмотрите, идея свободы была написана на знаменах всех революций: и что получилось? Либо кровавая диктатура, либо иная диктатура, с которой мы сталкиваемся в некоторых странах Запада процветающих, когда человек ориентируется в сторону зла, даже сам того не желая. Вот поэтому Православный взгляд на самую фундаментальную идею — идею прав человека, идею свободы — обуславливается опять нравственными постулатами. Мы признаем и уважаем право человека выбирать, но абсолютной ценностью считаем свободу в сторону Добра, свободу выбора правды, а не зла и человеческой гибели. А ведь на системе прав человека сегодня построены международные отношения, государственное законодательство, и не так просто убедить людей в том, что нельзя отрывать нравственную ответственность от свободы. Как свобода корнями упирается в человеческую природу, так и нравственность вырастает из человеческой природы. Человек носитель одного и другого! И нравственность не относительна — абсолютна!

Вот я вам просто в качестве примера привел две конкретных темы. Экономическая тема, которая казалось бы, так далека от Церкви. Ну что нам котировки акций, курсы обмена валют? На самом деле это все знаки человеческого неблагополучия. И другой пример — того, как ложная, обезбоженная философия, исключающая значение нравственного начала, входя в право и государственное устройство, может ловко направлять человеческое поведение в сторону зла и в сторону гибели. И сегодня то, о чем мы с вами говорили, вы не услышите больше нигде, кроме Православной Церкви. Вот это и есть Православные ценности в современном мире.

Читайте также: