Сообщение на тему основной закон письма

Обновлено: 11.05.2024

Основной целью данного раздела является установление всеобщности открытого ранее фонематического принципа письма и вытекающего из него орфографического правила.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд промежуточных задач:

достроить понятие фонемы как особой звуковой единицы языка, служащей для различения морфем и слов;

разграничить сильные и слабые позиции фонемы как позиции различения и позиции совпадения разных рядов позиционно чередующего звуков;

выявить способ определения фонемного состава слова;

выявить всеобщность основного закона русского письма (фонематического принципа письма) и вытекающего из этого закона (принципа) способа решения орфографических задач;

применить общее правило орфографии к разным частям слова.

В каждом разделе есть блок задач, связанных с развитием речи. На данном этапе учителю необходимо обратить внимание на следующее:

1) восстановление представлений о смысловых частях высказывания и свойства текста;

2) знакомство с явлением многозначности слова;

3) знакомство с правилами записи высказываний с репликой и словами автора;

5) наблюдения над авторскими неологизмами (без употребления термина);

6) толкования значения слова (по словарю) и смысла пословиц;

7) сочинение рассказа по сюжетным рисункам или предложенному началу.

Таким образом, принципиальная новизна данного повторительного раздела связана с осознанием всеобщности закона русского письма, а это значительно расширяет орфографические задачи разных типов, конкретизируя способ действия в соответствии с условиями этих задач.

Окончание как значимая часть слова.

. Цели и задачи раздела.

Для достижения основной цели необходимо получить следующие промежуточные результаты:

выявить работу по указанию на то, о чем идет речь в слове;

разграничить два типа слов: слова-названия и слова-указатели;

выяснить работу окончаний у слов, называющих предметы, по указанию на число, падеж и род слова в высказывании;

ввести способ определения падежа слова в словосочетании путем подстановки слова стена ;

выяснить работу окончаний у слов, называющих признаки, по указыванию на число, падеж и роль слова в высказывании;

выявить постоянные и переменные работы окончаний в названиях предметов и признаков.

В упражнениях данного раздела продолжается также систематическая работа по развитию речи. Эта работа направлена на решение следующих задач:

выделение в тексте частей;

наблюдение над образным значением слов;

составление простого плана текста;

пересказ по составленному плану.

Система падежных окончаний. Применение закона письма к орфограммам в падежных окончаниях.

Цели и задачи раздела.

На данном этапе необходимо выяснить основные наборы падежных окончаний у слов, называющих предметы и признаки, и перенести на орфограммы в этих окончаниях принцип (закон) письма. Данная цель может быть реализована через осуществления промежуточных шагов, среди которых:

выявления фактов омонимии и синонимии падежных окончаний;

обнаружение слов с одним и тем же окончанием;

выявление четырех основных падежных окончаний у слов, называющих предметы;

обнаружение факта совпадения наборов падежных окончаний у разных слов;

объединение слов с одинаковым набором падежных окончаний по именительному падежу единственного числа;

обнаружение позиционного чередования звуков в падежных окончаниях;

выявление факта соответствия букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма;

проверка орфограмм в падежных окончаниях путем замены слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях (прием постановки в систематическую конструкцию).

В отношении развития речи необходимо обратить внимание на решение следующих задач:

составление текста (из набора высказываний) по заданному плану;

знакомство с видами планов (в форме заголовков и в форме вопросов);

изложение текста (с перестановкой частей) описательного характера по разным планам.

Система падежных окончаний. Применение закона письма к орфограммам в падежных окончаниях.

Цели и задачи раздела.

На данном этапе необходимо выяснить основные наборы падежных окончаний у слов, называющих предметы и признаки, и перенести на орфограммы в этих окончаниях принцип (закон) письма. Данная цель может быть реализована через осуществления промежуточных шагов, среди которых:

выявления фактов омонимии и синонимии падежных окончаний;

обнаружение слов с одним и тем же окончанием;

выявление четырех основных падежных окончаний у слов, называющих предметы;

обнаружение факта совпадения наборов падежных окончаний у разных слов;

объединение слов с одинаковым набором падежных окончаний по именительному падежу единственного числа;

обнаружение позиционного чередования звуков в падежных окончаниях;

выявление факта соответствия букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма;

проверка орфограмм в падежных окончаниях путем замены слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях (прием постановки в систематическую конструкцию).

В отношении развития речи необходимо обратить внимание на решение следующих задач:

составление текста (из набора высказываний) по заданному плану;

знакомство с видами планов (в форме заголовков и в форме вопросов);

изложение текста (с перестановкой частей) описательного характера по разным планам.

Система падежных окончаний. Применение закона письма к орфограммам в падежных окончаниях.

Цели и задачи раздела.

На данном этапе необходимо выяснить основные наборы падежных окончаний у слов, называющих предметы и признаки, и перенести на орфограммы в этих окончаниях принцип (закон) письма. Данная цель может быть реализована через осуществления промежуточных шагов, среди которых:

выявления фактов омонимии и синонимии падежных окончаний;

обнаружение слов с одним и тем же окончанием;

выявление четырех основных падежных окончаний у слов, называющих предметы;

обнаружение факта совпадения наборов падежных окончаний у разных слов;

объединение слов с одинаковым набором падежных окончаний по именительному падежу единственного числа;

обнаружение позиционного чередования звуков в падежных окончаниях;

выявление факта соответствия букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма;

проверка орфограмм в падежных окончаниях путем замены слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях (прием постановки в систематическую конструкцию).

В отношении развития речи необходимо обратить внимание на решение следующих задач:

составление текста (из набора высказываний) по заданному плану;

знакомство с видами планов (в форме заголовков и в форме вопросов);

изложение текста (с перестановкой частей) описательного характера по разным планам.

Система орфограмм и способы их проверки.

( работа с орфографической тетрадью-спавочником).

Цели и задачи раздела.

Основной целью данного раздела программы является систематизация орфографического материала, изученного в 1-3 классах. В процессе достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

построить классификацию орфограмм;

восстановить систему правил, определяющих проверку орфограмм, не связанных с обозначением фонем;

составить список орфограмм сильных позиций и актуализировать определяющие их написание специальные правила;

восстановить способ проверки орфограмм слабых позиций, ненарушающих закон письма;

восстановить и дополнить список орфограмм слабых позиций, нарушающих закон письма ( в различных частях слова), а так же актуализировать или открыть, пользуясь орфографическим справочником, способы их проверки ( специальные правила);

составить схему, отражающую порядок действий при проверке орфограмм в высказывании;

поупражняться в проверке орфограмм различных типов и видов.

Возможен другой вариант использования справочника при столкновении с новыми для учащегося орфограммами. Справочник в этой ситуации может стать источником недостающего способа действия. Дети учатся получать информацию из серьёзной справочной литературы. В любом случае данное пособие поможет детям более глубоко осознать фонемный принцип письма и будет способствовать успешному овладению орфографическими умениями.

Рабочая программа по русскому языку

(Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)

учителя начальных классов

Масловой Елены Владимировны

Содержание учебных задач, решаемых в 4 классе, существенно отличается от содержания учебных задач 1,2 и 3 классов. До сих пор вводимые понятия служили средством решения учебно-практических задач, нацеленных на поиск способов практического действия - проверки тех или иных орфограмм. Понятия, изучаемые в 4 классе, центральные из которых - части речи, словосочетание, предложение напрямую не связаны с проверкой орфограмм. Если в 1,2 и 3 классах учащиеся, решая учебные задачи, отвечали на вопрос, как проверить тот или иной тип орфограмм, то в 4 классе основные вопросом будет вопрос о том, как устроен язык и как он функционирует в речи. Иными словами, если в первых трех классах в центре внимания учащихся находились способы решения орфографических задач, а лингвистические понятия служили лишь основанием этих способов, то в 4 классе на первый план выступают сами лингвистические понятия, введение которых способствует формированию у учащихся общих способов лингвистического анализа.

Таким образом, в 4 классе на первый план выходит линия исследования языковых явлений, которая разворачивается на материале грамматики: в первом полугодии -морфологии, а во втором - синтаксиса. Это не означает, что в 4 классе отсутствует линия орфографическая. Эта линия, конечно, сохраняется и на четвертом году обучения. Но в отличие от первых трех классов, где орфография служила стержнем содержания, в 4 классе она дополняет основную линию, связанную с изучением языковых единиц. Основное направление орфографической работы в 4 классе - это отработка способов проверки изученных орфограмм и систематизация знаний о русской орфографии. Вместе с тем в этом году вводится и отрабатывается ряд новых орфограмм, а также ряд пунктограмм, связанных с изучением определенных синтаксических понятий.

Основные вопросы курса

1. Строение слова (повторение материала, изученного во 2 и 3 классах).

Основа и окончание слова. Родственные слова. Наименьшие значимые части слова (морфемы) и их работа. Сложные слова. Интерфикс как особая (соединительная) морфема. Интерфикс -о- (-е).

Морфемы как строительный материал морфем. Чередование звуков и фонем в морфемах.

Буква как знак фонемы. Способы проверки орфограмм в разных морфемах. Неморфемные написания в падежных окончаниях и в корнях гор-гор-, кос-/кас- (наблюдения). Нефонемные написания в приставках (приставки на з-/-с).

2. Слово как часть речи.

Лексическое значение слова. Лексическое значение слов-названий, слов-указателей и слов-помощников. Однозначные и многозначные слова. Слова-синонимы и слова-омонимы.

Грамматические значения слова. Возможность выражения одним словом одновременно нескольких грамматических значений. Обязательность противопоставленных вариантов одного и того же грамматического значения.

Сравнительная характеристика лексических и грамматических значений слова. Сохранение лексического значения слова при его изменении в речи (высказывании). Основа слова как средство выражения его лексического значения. Различные изменения слова (словоформы) как средство выражения его грамматических значений. Лексическое значение как индивидуальное значение отдельного слова. Типовой характер грамматических значений (грамматическое значение как значение, одинаковое для большой группы слов).

Грамматические значения слов как средство присоединения слова к другим словам в высказывании. Зависимые и независимые, переменные и постоянные грамматические значения слов. Разные грамматические модели слов, называющих предметы, действия и признаки, отражающие разный способ присоединения этих слов к другим словам в высказываниях.

Общее грамматическое значение слов, обозначающих предметы и средства его выражения. Его отличие от лексического значения слов. Наличие общего грамматического значения у слов, называющих признаки и действия. Уточнения трех грамматических моделей слов: указание на общее грамматическое значение.

Склоняемые и спрягаемые части речи. Общее и частные грамматические значения имени существительного, имени прилагательного и глагола.

3. Грамматические формы и грамматические значения имен и глагола.
Грамматические формы как словоформы одного и того же слова, отличающиеся

друг от друга каким-то одним грамматическим значением.

Падежные формы существительных и их значения. Соотношение количества падежных форм имени существительного и количества его словоформ. Грамматическая форма падежа, выражающая определенное падежное значение, как представитель грамматической категории падежа. Многозначность русских падежей. Типы склонения существительных.

Грамматическая категория одушевленности неодушевленности

Грамматические категории имен прилагательных. Способ определения форм рода, числа и падежа имен прилагательных. Выражение грамматических значений неизменяемых существительных с помощью форм зависимых слов.

Грамматические категории глаголов. Формы лица и их значения. Формы времени глагола и их значения. Особенности образования разных форм времени глаголов (личные окончания, суффикс -л- прошедшего времени, вспомогательный глагол быть в будущем времени). Связь форм лица и рода с формами времени. Формы наклонения глаголов (изъявительное, условное и повелительное) и их значения. Буква Ь в формах повелительного наклонения глаголов.

Грамматическая характеристика имени существительного, имени прилагательного и глагола.

4. Система частей речи в русском языке.

Имя числительное, его общее грамматическое значение. Имена числительные и счетные существительные. Порядковые прилагательные, образованные от числительных. Простые, сложные и составные числительные, некоторые особенности их правописания.

Местоименные слова и их место в системе частей речи. Местоименные прилагательные как особая разновидность имен прилагательных. Местоименные числительные как особая разновидность имен числительных. Местоименные существительные как отдельная часть речи, имеющая особую грамматическую

модель, отличную от грамматической модели существительных. Общее грамматическое значение местоименных существительных.

Наречие, его общее грамматическое значение. Отсутствие у наречия частных грамматических значений, прикрепляющих его к другим словам (неизменяемость наречий). Возможность присоединения наречия к глаголам, прилагательным и существительным. Образование наречий от прилагательных с помощью суффикса -о (-е). особенности правописания наречий (наречия с приставками и существительные с предлогами (наблюдения), суффиксы -о и -е в конце наречий после шипящих; буква Ь в конце наречий после шипящих).

Самостоятельные и служебные части речи. Предлоги как особая часть речи, их общее грамматическое значение. Союзы как служебная часть речи, их роль в языке. Знаки препинания при записи высказываний с союзами. Обязательность запятой перед союзами а и но. Частицы как служебная часть речи, их роль в языке, Употребление частицы не с разными частями речи (наблюдения). Раздельное написание частицы не с глаголами.

Междометия, их роль в языке. Междометие как особая часть речи, не относящаяся ни к самостоятельным, ни к служебным словам. Знаки препинания при записи высказываний с междометиями.

Составление классификационной схемы частей речи, выяснение ее открытого характера.

5. Синтаксические единицы языка (словосочетание и предложение).
Типы грамматической связи между словами (подчинительная, взаимная,

сочинительная). Разные синтаксические единицы языка, образованные с помощью разного типа грамматической связи.

Словосочетание как синтаксическая единица. Независимые и зависимый члены словосочетания, способ их разграничения. Работа словосочетания в речи. Работа независимого члена (название предмета, действия, признака) и работа зависимого члена (уточнение названия предмета, действия, признака). Типы уточнения зависимого члена словосочетания (дополнение, определение, обстоятельство). Способ определения работы (типа уточнения) зависимого члена (по вопросу).

Предложение как синтаксическая единица. Разные предложения и разные формы одного и того же предложения. Грамматическое значение предложения, выражающееся с помощью разных форм предложения. Понятие о сказуемом. Подлежащее как член предложения, от которого зависят грамматические формы сказуемого. Возможность выражения сказуемого разными частями речи. Наблюдения над особенностями сказуемого, выраженного существительным и прилагательным. Две работы сказуемого в предложении: выражение грамматического значения предложения.

6. Типы предложений в русском языке.

Уточнение содержания подлежащего и сказуемого с помощью грамматически зависимых от него слов. Грамматическая основа предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.

Предложения с двумя и одним главным членом.

Простые и сложные предложения. Средства грамматической связи между частями сложного предложения (союзы, интонация). Знаки препинания (запятая) в сложном предложении (наблюдения).

Ряды однородных слов в предложении, средства связи между ними. Знаки препинания в предложениях с однородными словами.

Слова, являющиеся и не являющиеся членами предложения (на примере обращений и междометий); средства выделения последних в устной речи и на письме.

Грамматическая характеристика простого предложения. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения, уточняющие подлежащее и сказуемое. Наличие слов, не являющихся членами предложения.

Оборудование: несколько графиков для графического диктанта, картина осеннего леса, выставка книг северской поэтессы Семичевой Галины Ивановны.

I. Приветствие гостей. Психологический настрой на урок.

Учитель. Возьмитесь за руки и мысленно подарите друг другу добрые слова, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.
Запрос был на прошлом уроке от вас (озвучьте его: словарная работа, работа в группах, делать фонемы, писать сочинение). Запрос постараюсь ваш выполнить, вы мне поможете.
Оформим начало работы: число, классная работа.

II. Минутка красивого письма/

К, УСК, КЛ, ОФ, ОФЕ, ТА К – ПУСТА, К – РТОФ – ЛЬ

III. Словарная разминка в виде графического диктанта/

Прогностическая оценка: оценить свои знания в написании словарных слов на оценочной шкале х———):

  • продолговатый зеленый плод этого растения – ОГУРЕЦ
  • завивающиеся в кочан листья растения, которые употребляют в пищу – КАПУСТА
  • подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу – КАРТОФЕЛЬ
  • съедобные утолщенные корни этого растения оранжевого цвета – МОРКОВЬ

в) по действиям определить овощ: сажать, выращивать, окучивать, копать, убирать, чистить, варить, жарить, любить и т.д.

г) соединить точки, какой график получился? (Найти из нескольких верный график)

В минутке красивого письма были даны 2 слова с пропусками – вставить в них буквы, проверить (у доски 1 ученик).

– Как проверяли в этих словах орфограммы слабых позиций? (Их запоминали)
Посмотрите на оценочную шкалу, сравните.

IV. Физминутка.

3 “б” внезапно ожил,
стал на “огород” похож.
Раз – наклон,
Два – наклон.
Всем “овощам” шлем поклон.

  • по сильной позиции;
  • по словарю;
  • по правилу.

– На какой вопрос мы искали ответ несколько уроков? (Что обозначает буква в слове?)

VI. Проверка домашнего задания.

2 ученика работают на альбомных листочках, сидя за партами:

[ л / иства ]
/ иства >
листва
[ л / ит / ат ]
/ от / ат >
летят

Работа с классом в это время:

– Что же обозначают буквами на письме? (Фонемы). Буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы, из которых состоят значимые части слова. Это основной закон русского письма (Пиши по сильной позиции).

VII. Проверка домашнего задания (продолжение)

– у доски дети рассказывают по листочкам.

– У кого домашнее задание вызвало затруднение? Справились? Нравится работать с фонемной записью?

VIII. Театрализация.

Учитель. На переменке я подслушала разговор двух детей. Послушаем, о чем они говорили?

Разговоры на переменке.

– Ты знаешь, что такое [лук ]?
– Конечно. Это растение такое. Оно на огороде растет.
– А вот и нет! Это такое место, покрытое травой. Там коровы или кони пасутся.

– Хорошо у дедушки в деревне! Со всех сторон [л’иса ].
– Почему же она вокруг деревни бегает?
– Кто она? И как это [л’иса ] могут бегать? Они просто растут там.

– Как вы думаете, одно и то же слово или разные имели в виду участники каждого разговора?

IX. Работа в группах.

– Чем можно объяснить, что они подменяют одно слово другим? (Разные фонемы)
– Какими фонемами отличаются разные слова в 1 случае? ( )
– Какими фонемами отличаются разные слова во 2 разговоре? ( )
– Что такое фонема? (Ряд позиционно чередующихся звуков)
– Что знаете про фонему? (Ряд позиционно чередующихся звуков, главный представитель фонемы – звук в сильной позиции, фонемы бывают разные).
– Как обозначить фонему буквой в слабой позиции? (Чтобы обозначить буквой фонему в слабой позиции, нужно проверить, какой буквой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же значимой части слова. Это основное орфографическое правило).
– Кому интересно работать с фонемой?

Х. Физминутка.

Вы, наверное, устали
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели.
Зашипели, помолчали
И как зайки поскакали.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Раз, два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть!

– Мы с вами говорим о луге. А кто бы сейчас хотел оказаться из вас в осеннем лесу, на лугу? Закрыли глазки, представили, что мы расположились на нашей поляне. Открываю доску (Картина осеннего леса)
– Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?
– Давайте внимательно рассмотрим картины, вспомним наблюдения за природой на экскурсии. Назовите красивые словосочетания, предложения, которые помогут написать небольшое сочинение-миниатюру об осеннем уголке природы.

Дети называют.

г-ворливая л- ства;
пляшет ос-нь з-л-тая;
волшебная ос-нь.

г-товят листья мягкую п-стель;
вет-р обл-ка гонит стаей;
з-л-той пургой ос-нь хвалится.

Взаимопроверка.

– Дайте заголовок своему рассказу.

Дети самостоятельно записывают сочинение-миниатюру.
Чтение учащимися сочинений-миниатюр.
Отзывы одноклассников.

– Чье сочинение больше понравилось? Почему? (Рекомендации, пожелания.)

XII. Домашнее задание.

– Дописать сочинение-миниатюру тому, кто не успел написать в классе. Описать уголок хвойного леса

XIII. Итог. Рефлексивная деятельность.

Учитель. Как каждый из вас потрудился на уроке? Отметьте на шкалах:

Запрос на завтра: какие задания включить мне в план урока? (Дети предлагают)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Русский язык

Учебник: С.В.Ломакович, Л.И. Тимченко

Учитель: Климова Галина Юрьевна .

Тема урока. Основной закон русского письма. Выведение общего способа проверки орфограмм слабых позиций, его моделирование.

Тип урока. Решение учебной задачи.

Цель урока : подвести учащихся к пониманию общего способа проверки орфограмм - приведению звука к сильной позиции и соответствующего обозначения его буквой; способствовать формированию умения ставить цели, планировать свои действия и моделировать открытый способ.

1. Создание учебной ситуации.

Деятельность учителя

Деятельность детей

Над чем мы работали на прошлом уроке?

Какую модель построили?

К какому выводу пришли?

Учились определять сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков, находить орфограммы.

Учились записывать предложения с пропусками орфограмм слабых позиций.

Показывают модель: С­_ СЭ К А?

Письмо с пропусками орфограмм неудобное – все время надо догадываться, какое слово записано.

2. Целеполагание и планирование учебных действий на урок.

Какую цель вчера поставили на урок?

Индивидуальная работа в тетради.

Запишите слова под диктовку без пропусков орфограмм: дом, дым, река.

Почему не все ребята смогли записать слово правильно?

Что же мы для этого должны сделать на уроке, что бы достичь цели?

Учиться писать орфограммы по-взрослому, без пропуска.

Два человека работают у доски. Дом, дым, р?ка (рика, река)

Нужно какое-то правило, закон, который поможет выбрать нужную букву.

Мы должны пронаблюдать за словами, проанализировать, сделать выводы: как правильно выбрать букву на месте пропуска.

1) Пронаблюдайте за словами по способу написания

Работа в группах по карточкам:

Прочитайте слова, поставьте ударение.

Вставьте пропущенные буквы.

Сделайте вывод (замоделируйте).

Проверка выполнения задания

2) Уточнение сделанного вывода.

Попробуйте в парах найти проверочные слова:

3) Проверка выполнения работы на примере сказочного героя Незнайки, который выполнил это задание так:

Правильно ли Незнайка выполнил проверку? Что понял Незнайка в этом способе проверки?

Какую ошибку допустил Незнайка?

Значит, необходимо уточнить нашу модель. Какими должны быть проверочные слова? Как это показать на модели?

Что посоветуете Незнайке, что бы он больше не допускал ошибок?

Работают в группах.

Выносят результат на доску и подробно комментируют:

Дети делают вывод, предъявляют свою модель.

Дети работают в парах.

Не совсем. Незнайка понял, что слабую позицию проверяем по сильной позиции.

Подобрал для проверки другие слова:

схожие по произношению, но разные по смыслу.

Слова должны быть одинаковыми по

смыслу. Слово изменяется, а основа остается неизменной. Основа отвечает за лексическое значение слова. (Добавляют знак равенства между основами)

3. Решение поставленной задачи.

4. Итоговая рефлексия.

Какую цель мы ставили на урок?

При записи какого слова мы столкнулись с проблемой?

Как проверить орфограмму слабой позиции в данном слове?

Нужно какое-то правило, закон, который поможет нам выбрать нужную букву, чтобы научиться писать грамотно.

Р­ека – проверочное слово реки.

Проверяем по сильной позиции. Нужно изменить слово так, что бы орфограмма исчезла, т.е. звуки в слабой позиции обозначаются на письме по их сильной позиции

Это правило – закон русского письма, ему подчиняются орфограммы слабых позиций. Покажите свое понимание этого закона на оценочной лесенке.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 470 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.02.2020 751
  • DOCX 60 кбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Климова Галина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Второй класс

konspekt-uroka-russkogo-yazyka-vo-vtorom-klasse-zakon-russkogo-pisma

Образовательная программа: Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Тип урока: Изучение нового материала

Тема урока: Закон русского письма

Цель: Формировать умение определять позиционно чередующиеся звуки на письме.

Задачи урока

1. Знать, что звук в слабой позиций обозначается той же буквой, что и в сильной позиции.

2. Понимать, что одна буква может обозначать два звука.

3. Уметь определять сильные и слабые позиций звуков, применять на практике правила правописания.

4. Анализировать звуковые, буквенные записи.

5. Синтезировать свои ответы и ответы других учеников, делать выводы.

6. Оценивать деятельность свою и других учеников.

1. Способствовать формированию положительных мотивов обучения.

2. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность, взаимопомощь.

1. Освоение нового способа действия -написание позиционно чередующихся звуков на письме.

Содержание темы предполагает: звук, позиционно чередующиеся звуки, сильная и слабая позиция, закон русского письма.

Оборудование:

1. Учебник русского языка (2 класс).

2. Рабочая тетрадь

Технология изучения темы

Этап I. Самоопределение к деятельности

Здравствуйте, ребята, меня зовут Вероника Сергеевна, сегодня я у вас веду урок русского языка.

Сегодня мы урок начнем с минутки чистописания.

Открываем тетради. Записываем число. Классная работа.

А кто скажет, зачем нам нужна минутка чистописания?(Открывают тетради для печатанья, записывают число классная работа.)

Посмотрите на доску и подумайте, какую букву мы сегодня будем писать?

А почему вы решили, что мы будем писать буку И?

Кто знает, что такое шило?

Мы будем писать строчную букву И

Прописываем до конца строки, выделяем буквы, которые красиво написаны.

Смотрим на доску. Какое соединение букв ил?

Какое соединение букв ир?

На доске слова: маш_на , ш_ло, ж_знь

Мы будем писать букву и

Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть? (Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова.)

Объясните, какая из позиций гласных звуков является сильной, а какая — слабой?

Посмотрите на доску, кто изображен на картинке? (Кот)

Запишите звуковую модель слова кот.

Кто изображен на картинке? (Коты)

Запишите звуковую модель слова коты.

В изменениях слова [кот]-[каты] гласный [о] чередуется со звуком [а].

А как записать изменения буквами? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно знать ЗАКОН РУССКОГО ПИСЬМА.

Дядюшка Ус откроет вам этот закон.

Как вы думаете, какой буквой нужно обозначать чередующиеся гласные звуки в изменениях [кот]-[каты]?

Можно ли оба эти звука обозначить буквой А? Почему вы так считаете?

А какой буквой нужно обозначить чередующиеся гласные звуки в изменениях [шэст] -[шысты]?

Можно ли оба эти звука обозначить буквой Э? Почему вы так считаете?

Какой вывод мы можем сделать?

Правило!

Звук в слабой позиций обозначается той же буквой, что и звук в сильной позиций в том же слове.

Этап III. Диагностика качества освоения темы

Посмотрите на доску, кто изображен на картинке? (Слон)

Запишите звуковую модель слова слон.

Запишите буквенную запись.

Посмотрите на доску, кто изображен на картинке?

Запишите звуковую модель слова грач.

Запишите буквенную запись.

Посмотрите на доску, кто изображен на картинке?

Запишите звуковую модель слова кит.

Запишите буквенную запись.

Посмотрите на доску, кто изображен на картинке?

Запишите звуковую модель слова лещ.

Посмотрите на доску, кто изображен на картинке?

Запишите звуковую модель слова сыр.

Запишите буквенную запись.

А каким правилом вы пользовались? (Звук в слабой позиций обозначается той же буквой, что и звук в сильной позиций в том же слове)

Может ли одна и та же буква обозначать два разных звука? В каком случае? (Одна буква может обозначать два звука, в первом случае если она в слабой позиций, во втором случае если она в сильной позиций.)

Этап IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Какими буквами может обозначаться безударный звук [а]? (Буквой А, О, Я)

А какими буквами может быть обозначен безударный звук [и]? (И, Е)

Можно ли обозначать безударные гласные [а], [ы], [и] по слуху? Почему?

Давайте узнаем, что об этом думает дядюшка Ус

Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях,- это орфограммы слабых позиций.

Этап V. Рефлексивная деятельность

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Давайте повторим правило, которое нам открыл дядюшка Ус? (Звук в слабой позиций обозначается той же буквой, что и звук в сильной позиций в том же слове.)

Автор: Сердюк Вероника Сергеевна, учитель начальных классов, г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия.

Главная > Выпуск № 4 > Характеристика принципов русской орфографии с позиций речевой деятельности

Ирина Овчинникова

Характеристика принципов русской орфографии
с позиций речевой деятельности 1

Хотя идеалом и является механизация процесса письма,
однако лишь до известного предела,
за которым процесс письма все же должен быть сознательным.
Внимание должно задерживаться на некоторых формах языка,
быстро их анализировать и соответственно
решать ту или иную орфографическую задачу.
Уже из этого следует, что механизация процесса письма
никоим образом не даст абсолютной грамотности,
и даже больше - она обязательно приведет к полуграмотности,
так как не создаст привычки при писании
анализировать языковые формы.
Л.В. Щерба

Письмо является одним из видов речевой деятельности, наряду с говорением, слушанием и чтением. Письмо – это порождение речи с использованием специальных графических знаков (букв алфавита). Этот вид речевой деятельности разворачивается в пространстве и времени. Пространством является бумага (являлись папирус, пергамент, береста и т.п.) или экран монитора (пейджера, сотового телефона и т.п.). Для того чтобы запечатлеть на подходящем фрагменте пространства языковые единицы, необходимо некоторое время. И набор графических знаков, пригодных для передачи волнующих автора смыслов, воплощенных в языковых единицах. Однако письменная коммуникация в любой культуре на любом из языков мира характеризуется еще одним важным признаком: правильностью написания, т.е. соблюдением установленных в данном социуме, использующем определенный национальный язык, правил письменной речи. Правила речевого поведения на письме регулируются прежде всего орфографией и пунктуацией.

Основная цель нашей работы – выявление психологического содержания письма в соответствии с правилами русской орфографии. Мы попытаемся установить, какая интеллектуальная работа требуется для грамотного письма, какие ментальные операции необходимы для безошибочного использования разнообразных орфографических правил и стоят ли за правилами орфографии языковые закономерности, а если стоят, то какие именно.

В русском письме (русской графике) основным является фонематический принцип: большая часть букв русского алфавита обозначает на письме фонему. Между тем отнюдь не для всех фонем имеются специальная буква. Однако в алфавите представлены также буквы, обозначающие аллофоны, или варианты фонемы. Напомним определения фонемы и аллофона.

Перейдем к обсуждению принципов русской орфографии. В классическом труде по теории письма представитель Щербовской лингвистической школы Лев Рафаилович Зиндер определяет восемь принципов орфографии 2 . Это (1) фонематический, (2) морфематический, (3) грамматический, (4) дифференцирующий, (5) традиционный (исторический), а также (6) цитатный, (7) трансилитерационный и (8) транскрипционный принципы (Зиндер 1996: 22-24).

С точки зрения того, как принципы орфографии соотносятся с законами языка и особенностями речевой деятельности носителей языка, их можно представить как мотивированные языковыми законами и не мотивированные языковыми законами. Принципы, основанные на закономерностях, присущих самому языку, осмысливаются носителями языка как мотивированные и могут быть усвоены сознательно (Зиндер 1996: 25). Строго говоря, не мотивированные языковыми законами принципы орфографии мотивированы речевой деятельностью, т.е. особенностями письменной формы коммуникации. Обсудим все принципы, определяющие правильность передачи звукового состава морфемы и слова на письме, в аспекте их мотивированности законами языка.

В работах представителей Московской лингвистической школы этот принцип называется фонетическим. Разнобой в терминологии обусловлен отличием Московской фонологической школы от Щербовской.

Морфематический принцип мотивирован законом устойчивости языкового знака. Закон устойчивости проявляется в том, что в языках мира определенный план выражения знака (отрезок речевой цепи) вызывает в сознании носителя языка определенный образ (план содержания знака). Взаимосвязь плана выражения и плана содержания устойчива, и это обеспечивает надежность коммуникации: передавая определенное значение последовательностью звуков, говорящий рассчитывает на то, что слушающий активизирует в своем сознании это значение. Благодаря морфематическому принципу орфографии на то же самое вправе рассчитывать пишущий: то же самое значение (лексическое для целого слова, грамматическое для морфемы) актуализируется в сознании читателя. Языковая единица в письменной речи оказывается даже более устойчивой, чем в устной: морфематический принцип пренебрегает вариативностью плана выражения морфемы в составе различных лексем. Заметим, что этот принцип оказывается самым распространенным в русской орфографии.

Морфематический принцип в работах представителей Московской лингвистической школы соотносится с фонематическим и морфологическим принципами.

Мотивирован ли грамматический принцип русской орфографии законами языка? Безусловно, мотивирован. В соответствии с этим принципом на письме передаются существенные характеристики плана содержания языкового знака. Правда, выбор средства фиксации на письме грамматических значений произволен (см. пример рожь – нож).

Традиционный принцип орфографии не мотивирован законами языка. Он отражает возникшую в письменной коммуникации традицию.

Подведем итоги обсуждению принципов русской орфографии в аспекте их мотивированности языковыми законами.

1. Основной закон русской графики – фиксировать на письме фонемный состав языковой единицы (ее план выражения) – реализуют два базовых принципа орфографии: фонематический и морфематический. Фонемный состав заимствованного слова отражает написание в соответствии с транскрипционным принципом.
2. Элементы плана содержания языковой единицы отражаются в письменной форме в соответствии с грамматическим и дифференцирующим принципами. Написание морфемы/слова в соответствии с этими принципами не отражает никакой фонетической реальности. В сущности, такое написание согласуется с иероглифическим письмом, при котором письменная форма ориентируется на передачу значения, а не звучания.
3. Ни грамматический, ни дифференцирующий, ни традиционный принципы не в состоянии самостоятельно определять письменный облик морфемы/слова. Эти принципы реализуются в ансамбле с фонематическим или морфематическим принципами. Необходимость ансамбля обусловлена невозможностью использовать русский алфавит непосредственно для отражения значения языковой единицы.
4. Обычно слово пишется в соответствии с несколькими одновременно применяемыми принципами орфографии.
5. Три принципа орфографии – фонематический, морфематический и грамматический – отражают присущие языку закономерности, мотивированы законами языка. Наиболее явно эта мотивировка проявляется в том случае, когда написание отражает фонетическую реальность.
6. Принципы орфографии отражают такие языковые законы:

• варьирование плана выражения языкового знака при условии устойчивости его содержания (фонематический принцип);
• стремление к устойчивости взаимосвязи плана содержания с определенным планом выражения (морфематический принцип; дифференцирующий принцип; цитатный и транслитерационный принципы);
• закон о симметрии языкового знака (который сосуществует с принципом асимметрии знака): в тенденции любой элемент плана содержания стремится проявиться в плане выражения; иначе говоря, значение стремится быть выраженным. Этот закон мотивирует грамматический и дифференцирующий принципы орфографии;
• закон об устойчивости языка (в противоположность изменчивости речи). Наиболее ярко этот закон отражается традиционным принципом.

Очевидно, для успешного освоения правил, воплощающих определенный принцип, необходимо иметь представление о стоящих за этим принципом языковых закономерностях.
7. Установим принципы, мотивированные традициями письменной коммуникации. Строго говоря, традиции письменной коммуникации отражают все принципы, поскольку все они основаны на традиционно сложившейся графике. В данном случае мы имеем в виду приоритет традиции перед иными возможными мотивировками. Прежде всего, только традицией мотивирован традиционный принцип. Традиционно мотивированы принципы передачи на письме заимствованных слов. Явно проявляется мотивировка традицией у дифференцирующего принципа, в соответствии с которым графема, разграничивающая омонимы, выбирается произвольно и ее употребление закрепляется традицией. Наконец, стоит упомянуть и грамматический принцип, при реализации которого средство для выражения грамматического значения выбирается произвольно, а далее – воспроизводится по традиции.
8. Целесообразно представить отношение принципов орфографии к отражению фонетической реальности и языковых закономерностей графически. Графическое изображение неизбежно окажется неточным, поскольку не ясны количественные оценки меры отражения фонетической реальности или языковых закономерностей. Тем не менее, попытаемся изобразить интересующий нас феномен на схеме (см. схему 1).



Схема 1. Что отражают принципы русской орфографии

Как любой вид деятельности, письмо представляет собой сложную организацию взаимосвязанных и взаимообусловленных операций. При этом частные операции в системе деятельности направлены на решение частных задач, приближающих достижение главной цели. В свою очередь, достижение главной цели удовлетворяет актуальный для индивида мотив, без которого индивид и не приступил бы к осуществлению деятельности (Леонтьев 1977). Следовательно, для того чтобы овладеть письмом, а также правилами орфографии и пунктуации, у носителя языка должен сформироваться стойкий мотив достижения определенной цели, недостижимой без умения писать грамотно.

Необходимым условием формирования сознательного отношения к речи и овладения письмом является психофизиологическая готовность ребенка. Характеристика психофизиологической готовности ребенка к обучению письму приводится как в специальных вузовских учебниках (Дубровинская, Фарбер, Безруких 2000; Семенович 2002), так и в научных публикациях физиологов, педагогов и нейропсихологов. Исследователи отмечают, что трудности в начальный период овладения письмом (вплоть до дисграфии) обусловлены разнообразием операций – функциональных компонентов письма.

Итак, психологическое содержание письма определяют его функциональные компоненты. Письмо как функциональная система включает ансамбль операций. В работах ученицы А.Р. Лурия, нейропсихолога Татьяны Васильевны Ахутиной (1998, 2001а, б; 2002), обсуждается значение для успешного овладения письмом всех операций, организующих письмо как функциональную систему. Это операции:

• по переработке слуховой информации (анализ звучания);
• по переработке двигательной (кинестетической) информации (анализ артикуляционных движений и движений при графическом изображении объекта);
• по переработке зрительной и зрительно-пространственной информации (анализ зрительного образа буквы, ее расположения на листе, соразмерность деталей отдельной буквы, взаимное расположение деталей буквы и самих букв; зрительный облик написанного слова);
• по серийной организации движений (последовательности движений при написании как отдельной буквы, так и слова и целого предложения);
• по программированию (планированию) и контролю деятельности (сопоставлению результата – написанной детали буквы, целой буквы или слова с тем, что планировал написать);
• по избирательной активации (умению произвольно сосредоточивать внимание и активность на отдельных компонентах деятельности) (Ахутина 2002).

Обратимся к обсуждению взаимосвязи функциональных компонентов письма и наиболее простых правил поведения в письменной речи – орфографических.

Каково психологическое содержание написания слова в соответствии с базовыми принципами орфографии? Какую роль в написании слова в соответствии с разными принципами орфографии играют различные функциональные компоненты письма? Иначе говоря, попытаемся ответить на вопросы: какие операции лежат в основе грамотного написания слова в соответствии с фонематическим принципом; какие операции оказываются ведущими для грамотного написания слова в соответствии с грамматическим принципом и т.п.

Естественно, грамотное написание слова востребует все функциональные компоненты письма, все операции, описанные в работах нейропсихологов (например, в статьях Т.В. Ахутиной). Хотелось бы напомнить, что для многих школьников вплоть до подросткового возраста письмо представляет чрезвычайно непростую техническую задачу.

Таким образом, психологическое содержание процесса письма в соответствии с различными орфографическими принципами не одинаково. Наиболее сложным оно оказывается в соответствии с принципами, отражающими присущие языку закономерности, но непосредственно не отражающими фонетическую реальность. В таком случае для грамотной письменной речи недостаточен опыт устного общения. Грамотность формируется на основе коммуникативного опыта в письменной речи, некоторой лингвистической эрудиции, метаязыковой компетенции, произвольного контроля за своей деятельностью. Напомним, что в процессе письма ребенка, осваивающего этот новый для себя вид деятельности, участвуют все компоненты структурно-функциональной организации мозга. Грамотное письмо – это сверхзадача по отношению к овладению письмом. Она должна ставиться поэтапно и решаться адекватными методами.

Наконец, как и любая деятельность, письмо начинается с мотива. Овладеть грамотным письмом без сформированной мотивации невозможно.

Читайте также: