Подготовить сообщение об одном из учебных заведений древней греции или древнего рима

Обновлено: 02.07.2024

Культура Древней Греции была настолько развита, что практически каждый ее гражданин получал хотя бы начальное образование. До 7 лет ребенка не трогали. Считалось, что в малом возрасте он вовсе не способен к обучению. В это время за его развитие отвечала мать или кормилица. В основном, оно включало в себя только обучение устному греческому языку. В свободное время дети много играли в подвижные игры. Излюбленной игрушкой был кожаный мяч, набитый соломой. Социальный границ практически не существовало, вместе играли и дети из богатых семей, и их бедные ровесники.

Начальная школа

После 7 лет каждый свободный гражданин Афин начинал свое обучение в государственной школе. Плату вносили родственники. Сыновья воинов, павших в битвах, обучались бесплатно. В школе был всего учитель, которого в зависимости от степени образованности называли грамматист или дидаскал. Интересно, что педагогом называли раба, который водил детей в школу. Зарплата у учителей была маленькой, должность считалась непрестижной. О пропавшем человеке говорили, что он либо умер, либо стал учителем.

В школе обычно выделяли две ступени. Первая продолжалась с 7 до 11 лет. Вторая – до 18 лет. Экзаменов не было, поэтому ученик мог находиться в одном классе столько, сколько ему потребуется.

Предметы в древней Греции

Пристальное внимание уделялось спорту. Он считался одним из самых важных предметов, наряду с музыкой и риторикой. Платон писал в своих книгах, что если человек не умеет петь и танцевать, значит, он не образован. Считалось дурным тоном не уметь играть на музыкальном инструменте. Самым распространенным инструментом была кифара, напоминающая современную арфу. Даже написанные стихи всегда декламировались под музыку.

В младших классах изучали алфавит. Он состоял из 24 букв, и каждый ученик был обязан вызубрить их с начала до конца. Затем механически заучивали слоги и словосочетания. После устного изучения приступали к письму. Дети писали на глиняных дощечках, покрытых воском, с помощью особых палочек. Иногда вместо них использовали черепки от посуды. Папирус школьникам не давали – слишком дорогой материал.

Сама литература была не только способом обучение грамотности. Различные примеры из Гомера использовали, чтобы пояснить ребятам, как правильно вести себя в той или иной ситуации.

Учеба после 18 лет

Система образования в Древней Греции и Риме

В Древней Греции существует два основных, но принципиально разных типа воспитания, сформированных величайшим и когда-то самым могущественным полисом: Спарта и Афины. В первом дети рождались и воспитывались для государства. 7 лет жизни они находились на попечении матери, потом были преданы власти, вне зависимости от пола, воспитание было аналогичным. Это был казарменный образ жизни: они сами добывали еду, носили одну куртку, которой хватало на год, занимались интенсивными физическими и военными упражнениями. Их полезность в качестве солдат была проверена, обучая их выживанию в тяжелых условиях или во время набегов рабов. Помимо физического состояния, упор также делался на образование, но гораздо в меньшей степени, чем в Афинах: обучение чтению и письму, история Спарты и ее законы, религиозные и военные песни. Молодым людям прививали презрение к другим видам образования и рабам, их учили железной дисциплине – порка была наказанием за проступки. Подготовка к службе в армии длилась до 20 лет, а сама служба – обычно следующие 10 лет жизни.

В Афинах же было все иначе. Здесь, помимо физической подготовки, важнее всего были знания, умственное, нравственное и эстетическое развитие, то есть калокагатия. Родители были обязаны воспитывать своих детей всесторонне образованными людьми, способными жить в мире с другими. Поэтому с 7 до 14 лет они ходили в частные школы, где упор в первую очередь делался на умственное развитие ребенка. А уже в 15-16 лет наступало время физического развития. В эллинистический период обучение продолжалось в гимназиях основного типа средней школы. Окончанием обучения было двухлетнее военное и гражданское обучение в государственном эфебе. Девочки не ходили в школу, получали только домашнее образование вне зависимости от социального уровня.

Описанное выше греческое воспитание касалось только детей свободных граждан.

В Риме, как и в Греции, образование начиналось с 7-летнего возраста: мальчики, которые были детьми патрициев, получали государя – чаще всего греческого раба, а девочки учились у своих матерей. Остальные могли обучаться в частных школах, где было три уровня обучения, включая чтение, написание счетов и гимнастические классы: на первом, где дети обоих полов учились вместе, литератор компенсировал недостаток знаний, во втором грамматик обогащал их, а на третьем риторика учила произношению, речевым схемам, иногда с помощью актеров. Не редко встречалось, что сыны аристократии отправлялись в Грецию изучать философию, греческую литературу и обычаи. В 17-18 лет их призвали в армию.

В Риме были также школы для рабов, называемые педагогикой, где обучали письму, чтению, математике и ремеслу. В империи школы уже были государственными и финансировались городом или частными лицами.

Очевидно, что воспитание в классической цивилизации основывалось на хорошем образовании молодого человека быть хорошим гражданином. Здесь были открыты первые частные школы, государство заботилось об образовании нации.

(Древний Рим)

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под не­усыпным присмотром матерей вплоть до замужества. Мальчики до 16 лет находились под наблюдением отца, изучали домашние и полевые работы, овладевали искусством владения оружием. Нередко на глазах ребенка творилась расправа над рабом. Семья была ответственна за воспитание юных римлян.

Первые попытки создания учебных заведений относятся к 449 г. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме. К Ш в. до н.э. вос­ходит появление профессии наставника. Рабыни следили за детьми 4-5 лет. Рабы - педагоги обучали мальчиков чтению, письму, счету. Начиная со II в. до н.э. на образование стали оказывать влияние традиции эллинских центров Античного мира. Но римское образование не теряло своей само­бытности. При сохранении семейного воспитания и общественных учеб­ных заведений это образование имело практическую направленность. Но из программы исключались изящные искусства (музыка и пение). Глав­ная цель: обеспечить карьеру в политике или военной карьере.

В 1 в. основными дисциплинами были: грамматика, риторика, диа­лектика, арифметика, геометрия, астрономия, медицина, архитектура.

К V в. исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформи­лась программа СЕМИ свободных искусств: тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлисьтривиаль­ные школы. Сроки обучения в них не превышали двух лет. Учились де­вочки и мальчики с 7 лет. Изучали: латинскую и греческую грамоту, литературу, счет. Считать учились по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Широко использовались физические наказания плетью, палкой, в ходу были и поощрения успевающих учеников. Частные грамматические школы - школы повышенного типа. Обучались подростки с 12 до 16 лет. Тут добавлялись греческий язык, основы римского права, грамматика, латинский язык, риторика. Количество учеников было ог­раничено, а обучение индивидуальным. В ряде частных школ для детей состоятельных граждан предусматривалась и физическая подготовка, но не обучали танцам и пению. Военную подготовку молодежь проходила в военных формированиях -Легионах.

В IV в. появилисьриторические школы. Тут изучали греческую и римскую литературу, математику, астрономию, основы права, филосо­фию. Широко использовались диспуты. Эти школы готовили юристов для государственной машины Римской империи. Становление философской мысли происходило под влиянием эллинской традиции.

(древняя Греция)

С 18 по 11 века до н.э. идет преобразование крепостей (толщина стен доходила до 16 м.). На смену им приходят города. В Предполисный период заложены основы мифологической системы.

До 4 века до н.э. не было греческого языка. В это время создаются эпосы. Жили люди не в комфортной обстановке. Помещения тесные, окна небольшие, растили оливки, ячмень, изготовляли сыр, виноградное вино. Эпическая культура свидетельствует о возникновении представлений об истории.

В 7 веке до н.э. происходит зарождение литературы, появляются басни, лирика, драма. Характерна популярность античного театра. Полисы торговли глиной со скифами.

В Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи, до слогового письма. Ею владели жрецы, знатные вельможи, состоятельные граждане.

Центры обучения были сосредоточены при дворцах и храмах. Эгейской культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов - полисов (государств), когда воспитание заняло особое место в обществе.

Образованность выступала необходимым свойством достойного гражданина полиса. Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из ведущих зол. Школы были небольшими – 20-50 учеников с одним учителем. Одновременно занимались дети всех возрастов. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не был - выходные выпадали на городские и семейные праздники. Платили учителю немного. Социальный статус учителя был низким. Книг было мало. Знания усваивались на слух, с голоса учителя. Начальное обучение длилось 6-8 лет. Оно заканчивалось примерно к 14 -летнему возрасту. Учили началам чтения, письма, пения. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть. Писать учили на вощеных дощечках. Дощечки переплетались шкурками в книжечки. Писали палочкой заостренной с одного конца.

Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские АФИНЫ и авторитарная СПАРТА. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.

Спарта. По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартанцев преследовало по преимуществу цель подготовить членов военной общины. По утверждению Плутарха, новорожденных спартанцев осматривали старейшины(ЭФОРЫ). Судьба болезненных младенцев оставалась неясна. До 7 лет спартанцы воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц. Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение спартанцев. Это обучение делилось на три этапа: с 7 до 15 лет; с 15 до 20 лет; с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети поступали под начало воспитателяПАЙДОНОМА. Они вместе жили, приобретали минимальные навыки чтения, письма. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12 летнем возрасте суровость воспитания еще более ожесточалась. Во все времена года верхней одеждой подросткам служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. В ходу были и наказания, но они носили символический характер (провинившегося кусали за большой па­лец руки). Мальчиков 14-летнего возраста посвящали вЭЙРЕНЫ - члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям (публичной порке кото­рую следовало бы выдержать без стонов и слез). Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартанцев. На втором этапе воспитания к минимальному обучению гра­моте добавляли музыку и пение. Приемы воспитания становились еще су­ровее. Подростки и юноши должны были сами добывать еду. К 20 годам эйрен получал полное вооружение воина и затем в течение 10 лет приоб­ретал статус полноценного члена военной общины.

Все это время не прекращалась военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей воина. Резко осуждалось пьянство. Воспитание девочек-спартанцев мало отличалось от мужского. Оно состояло по преимуществу из физической и военной подготовки (владение копьем, диском, дротиком, мечом). В столь же малом объеме давалась общеобразовательная база. Как и у мужчин было вольное сексу­альное поведение. В итоге педагогическая традиция СПАРТЫ оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - вот результат первых опытов государ­ственного воспитания. Не случайно СПАРТА не дала ни одного яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт СПАРТЫ оказался забыт. Традиции физического воспитания, закали­вания стали предметом подражания в последующие эпохи.


Древняя Греция и, в частности, Афины – это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.

Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.

Греческое образование


Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.

Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.

В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:

  • Грамматист.
  • Учитель-знаток церковных порядков.
  • Музыкант.

Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.

Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.

Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.


Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.

В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.

По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.

Обучение представительниц прекрасной половины


Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.

Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.

Спарта

Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.

Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.

Афины


В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.

Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.

Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные – учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше – высшая школа.

Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.

Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства

Смотрите также

Рождество в Греции и на Афоне

1 января у греков ассоциируется не так с Новым годом, как с днем памяти Святого Василия. Дети пишут Святому Василию письма с пожеланиями, оставляя их под рождественской елкой.

Альпинизм в Греции

Очаровательная Греция известна не только богатой архитектурой, старинными достопримечательностями и ласковым морем. Здесь пролегает величественная горная система, которая не оставляет равнодушными поклонников экстремальных видов спорта. Склоны покрыты белым известняком и мрамором, а внизу расположились зеленые луга, пихтовые и дубовые леса. Сегодня горы Греции активно используют альпинисты, которые приезжают в зимнее время года, чтобы насладиться величавыми пейзажами, чистейшим воздухом и небывалыми ощущениями.

Лариса – город-чайка, парящий среди скал

Касторья, меховый город

Название Касторья, от слова касторaс,что означает в переводе с греческого- БОБЕР. Это крупный торговый город. Касторьа на протяжении многих веков славился работой мехoторговцев. Посетитель города, не может не заметить шум швейных машин ,который исходит из каждого дома. Касторья находится в 50 милях от албанской границы в отдаленном уголке на северо-западе Греции.Он является космополитическим городом. Расположение Кастории— есть не что иное впечатляющее. Окруженный высокими горами Пинд, узкие улицы,и бесчисленные переулки характерны для города,расположенный на озере Орестиада.

Язычество и неоязычество в Греции

Современные церковнослужители, как православные, так и приверженцы других ветвей христианства, как и религий, исключают и не признают существование язычества ныне. Секрет кроется в полном непризнании многобожия. Язычниками священники называют и греховных людей. С последним историки и культурологи не согласны. Язычество – это поклонение сразу нескольким богам. Кстати, масса титанов, которая населяла греческий Олимп во времена Античности, как раз и является представительством того самого многобожия.

Читайте также: