Объективные обязанности и моральная ответственность сообщение

Обновлено: 05.07.2024

В этой работе проведено исследование понятия ответственность. В ней рассматриваются различные виды ответственности и их характеристики, в том числе с точки зрения нового знания - ииссиидиологии. Также подробно описана другая сторона ответственности – безответственность, каким образом она проявляется в нашей жизни и как влияет на нашу судьбу.

администрация сайта: данная статья отражает личное мнение автора и может не совпадать с мнением и представлениями автора Ииссиидиологии

Возьмите на себя ответственность за свою жизнь
и начинайте решать стоящие перед вами проблемы.
Они существуют для того, чтобы помочь вам вырасти,
а не для того, чтобы вас сокрушить.

Введение. Что такое ответственность?

Ответственные люди весьма востребованы в наше время, впрочем, как и всегда. Они приветствуются везде: на работе, в быту, в семейных, дружеских и духовных взаимоотношениях. Ведь на таких людей можно положиться в любом деле.

Этот термин довольно-таки распространён у человечества. Что интересно, во всех случаях он связан не только с умением отвечать за что-либо, но и реагировать на что-либо соответствующим образом. Устойчивое взаимодействие людей в рамках общества связано с выполнением ими определённых требований, обеспечивающих нормальное функционирование общества. Эти требования включают обязанности, выраженные в правилах, нормах, традициях, нарушение которых трактуется как безответственность и может повлечь за собой наказание.

Под социальной ответственностью понимается отношение к поступкам личности с точки зрения общепринятых правил. Это отношение может представлять собой негативную реакцию на несоблюдение установленных стандартов, но не всегда. Хотя с точки зрения психических переживаний самой личности желательно нести ответственность за каждый миг своей жизни, за каждое решение, за каждый поступок и даже за каждую тайную мысль, потому что в природе всё взаимосвязано. [1]

Об этом и говорит нам ииссиидиология, которая ставит своей целью коренное изменение коллективных представлений социума о мироустройстве с консервативных и эгоистичных на альтруистично направленные и более объективные, предсказывая тенденции эволюции человечества в более гармоничные и благоприятные сценарии его будущего. Она призывает следовать лишь в одном из множества возможных направлений, которое предполагает быстрый скачок интеллектуально-альтруистичного развития цивилизации, при котором и понятие ответственности трансформируется в более масштабное.

Различные виды ответственности и их характеристики

Индивидуальная и коллективная ответственность

Индивидуальная ответственность заключается, на мой взгляд, в том, что мы должны быть ответственны перед другими, открытыми, искренними, чувствовать боль и радость другого человека, быть готовыми прийти на помощь в ситуации, когда не помочь нельзя. Но при этом не нужно пытаться взваливать на себя груз ответственности за жизни других людей.

Индивидуальная ответственность, по-моему, это не то состояние, когда от нас что-то требуют или заставляют что-то делать или в чём-то принимать участие. Это активная жизненная позиция, основанная на действии и его результатах. Совершая или делая что-то, мы не можем отнестись к этому без наивысшей степени прилежания, старательности, внимательности, компетентности, - тогда возникает чувство внутреннего удовлетворения от выполненной деятельности. Ответственность помогает идти дальше, добиваться поставленных целей.

Коллективная ответственность - форма ответственности, когда за деяния, совершаемые одним или несколькими членами группы (семьи, рода, хозяйственной организации, трудового коллектива, воинского подразделения, класса или группы в учебном заведении, жителей одного населённого пункта, страны и так далее) несёт ответственность вся эта группа целиком.

Юридическая и материальная ответственность

Юридическая ответственность есть разновидность обязанности, наступающей при наличии определённых деяний или их результатов, отрицательно оцениваемых законодателем. Такая обязанность выступает как мера определённых для субъекта лишений, ограничений и имущественного характера в том числе. Задачей юридической ответственности является не только наказание правонарушителей, но также удержание их от свершения новых правонарушений и стимулирование правомерного поведения людей. Это обязанность, но принудительно исполняемая. Общая обязанность всех и каждого удерживаться от причинения вреда другому лицу и не совершать правонарушения. В случае нарушения этой обязанности субъект обязан возместить ущерб потерпевшему, восстановить, привести имущественное положение в такое состояние, в каком оно находилось до нарушения права. [2]

Материальная ответственность – правовой термин, обозначающий обязанность лица возместить ущерб, причинённый другому лицу. Материальная ответственность в трудовом праве – это не только обязанность работника возместить ущерб, причинённый работодателю (предприятию, учреждению, организации и т.д.), но и также обязанность работодателя возместить ущерб, причинённый работнику (в случае незаконного лишения возможности трудиться, задержки заработной платы, причинения ущерба его здоровью, имуществу и т.д.).

Политическая и моральная ответственность

Политическая ответственность представляет собой возникающую с участием субъекта в политических отношениях обязанность принимать решения и осуществлять действия в целях должной реализации своих политических полномочий и претерпевать соответствующие последствия в случае неисполнения или ненадлежащего их исполнения. Моральная ответственность означает ответственное поведение по отношению к другим людям, способность правильно понять нужды, как других людей, так и свои собственные, уважение к личности, помощь, поддержку.

Ответственность в этике и истории философии

В этике ответственность - это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть результат твоих поступков (действий). Этика ответственности в особенности актуальна в рамках политической или хозяйственной деятельности.

В истории философии идея ответственности развивается с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. В классической философии она затрагивалась только в этом контексте и далеко не всегда была терминологически оформлена. Ответственность - одно из проявлений свободы, в частности, как автономии: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. На это указывал ещё Аристотель, что произвольное (т.е. свободное) действие, но совершённое в неведении, свидетельствует о порочности действия, а то и испорченности самого деятеля. [3]

Ответственность – это составляющая совести. Создавая определённые ограничения, требуя контроля за собой, а также необходимости отвечать за свои поступки, она даёт свободу, уважение, придаёт уверенности и открывает новые возможности.

Чувство вины и жалость к себе как проявления безответственности

Но есть другая сторона крайности, - принимание на себя гиперответственности за негативные или дискомфортные состояния других людей, которые испытывают их не в силу нашей ответственности (например, если мы принципиально не пошли на какие-то уступки или противоправные, аморальные действия), а в силу своей собственной безответственности в отношении чего-нибудь или кого-нибудь.

Находясь в постоянном психическом напряжении от тревожности и страха, мы боимся допустить оплошность, совершить неправильный выбор, сделать кому-то плохо. В результате, это чувство вины может вылиться для того, кто его испытывает, в неконтролируемый гнев и раздражение на самого себя, в отчаяние, жалость к себе из-за проявляемой в этот период собственной неаккуратности, равнодушного отношения ко всему вокруг, а также несообразительности и всяческого несовершенства, как ему кажется. Это, как правило, чревато депрессией, психическими внутренними конфликтами, а затем может перейти в серьёзные болезни или даже закончиться суицидом.

Ещё одна сторона безответственности - это жалость к себе (её скрытая форма). Проблема жалости к себе заключается в том, что мы не всегда видим и признаём за собой это чувство. Что это за чувство и как распознать жалость к себе? По сути, это перекладывание личной ответственности за свои негативные или иные деструктивные состояния на других людей (детей, родителей, партнёра, соседа, чиновника, государство, человечество), на обстоятельства, взваливание на них всей вины за свой дискомфорт, просчёты, ошибки, недочёты, недоработки, лень, инфантильность и т.д.

В таких случаях используются все, на кого можно выместить всю свою злобу, раздражение, негодование, обвинить их в этом и выставить себя жертвой их безответственности. Такие состояния стали нормальными для всего человеческого сообщества, одним из признаков которого являются честолюбие и безответственность. Такие деструктивные отношения не смогут привести ни к чувственной гармонии, ни к интеллекту.

Более того, при устойчивом пребывании в непозитивных состояниях возникают болезни, полосы неудач, и если человек и дальше не признаёт своих ошибок, это значит, что снова последуют ещё более тяжёлые болезни и ещё более безвыходные ситуации, которые ожидают в неблагоприятных сценариях ближайшего будущего, - до тех пор, пока глубоко не осознается истинная причина всех бед и несчастий.

Как же распознать скрытую форму жалости к себе? Критерии таковы:

Что значит безответственность?

Безответственность (отсутствие ответственного отношения к жизни) – это личностная позиция, которая предполагает отсутствие задач и обязательств, неделание и неумение отвечать за последствия собственных действий. Безответственность проявляется в нежелании участвовать в важных процессах и принимать решения в сложных ситуациях. Такая позиция удобна для самого человека, избавляет его от лишних проблем и хлопот. Безответственный человек – это вечный ребёнок, убеждённый, что всё происходит само собой.

Бывает наоборот, когда наше состояние ответственности выше, чем у того, кто поручает нам работу, - тогда именно мы должны предупредить его о возможных и нежелательных вариантах последствий, которые можно не допустить тем или иным образом. Это делается не для того, чтобы снять с себя ответственность за возможные последствия, - это естественное состояние личной ответственности за что-то или кого-то, это уже созревшая и устойчиво активизировавшаяся в самосознании, альтруистичная способность именно так себя осознавать.

Это привычка делать всё по совести, что в любом виде деятельности поможет предусмотреть нежелательные и непредвиденные ситуации и каждый раз, глубоко осознав собственные ошибки, в будущем делать уже выборы взвешенно и ответственно. Тогда постепенно появится интуиция - способность предусматривать то, что станет менее вредным и более надёжным.

Ответственность с точки зрения ииссиидиологии

В ииссиидиологии про ответственность в отношениях говорится, что это способность позитивно и с глубоким пониманием отвечать на нужды, просьбы и ожидания тех, с кем мы общаемся, кого любим. Если мы находимся в состоянии безусловной любви, то мы добровольно возлагаем на себя ответственность за психоментальные состояния, качественность представлений и условия существования других форм окружающей нас действительности, к кому в данный момент направлены наши мысли, чувства, слова и действия.

Бывает, что наше неосознанное слово или даже мысль может повлиять на психоментальные состояния других людей, вызывая соответствующие реакции и последствия для них и для нас. Часто это является причинами чьей-то гибели или распадов семей, гражданских и мировых войн и т.д. Состояние ответственности основано на глубоком уважении и понимании каждой формы самосознания (животные, растения, насекомые, вода, планета и т. д) и проявлении её собственной индивидуальности, а не на страхе или благоговении перед кем-то.

Такое уважение не позволяет людям использовать другого в своих эгоистичных целях и меркантильных интересах. Высокочеловеческие отношения устанавливаются только при наличии обоюдной свободы, а любые признаки господства не могут породить ни взаимную любовь, ни уважение.

С ииссиидиологической точки зрения становится ясным, что в нашем вечном существовании всегда имеются разные сценарии развития событий и их бесчисленно много. Сценарии развития идут параллельно и одновременно переходят друг в друга. Каждую секунду мы в своём самосознании имеем большое количество сценариев, в котором собран весь опыт наших других личностных интерпретаций.

То есть всегда одновременно существует огромное количество сценариев, где мы совершаем разные выборы. В одних сценариях они менее качественные, потому что основываются на меньшем количестве опыта, недостающего для проявления более высоких степеней понимания и ответственности, в других более качественные, где опыта значительно больше.

Повышая степень качественности состояния собственной ответственности, то есть активизируя в самосознании устремлённость к самообучению и саморазвитию, мы усиливаем и углубляем позитивную самооценку, что гармонизирует наши отношения с окружающим миром, а также утверждает нас в психическом и физическом здоровье. И, кроме того, это помогает нам в большей степени проявляться в тех из возможных сценариев, где и остальные люди по отношению к нам прилагают такую же высокую степень ответственности, какую мы проявляем к каждому из них.

Это тип персональной ответственности, которая свободна от любых признаков насилия над личностным самосознанием и результат взаимодействия состояния высокоинтеллектуального Альтруизма и высокочувственного Интеллекта. Эти два качества (состояния) относятся к ллууввумическому (человеческому) направлению развития. [5] Именно это направление развития имеет широкий диапазон и является наиболее гармоничным и ведущим к дальнейшей эволюции человека. Определяется оно наличием в выборах и реакциях человека двух вышеназванных признаков, в зависимости от активности которых будут становиться благоприятными обстоятельства его жизни, например, семейные отношения и взаимоотношения с другими людьми.

Заключительная часть

В данной работе проведено краткое исследование ответственности с позиции психологии, социологии, этики и истории философии. Все они в принципе говорят об одном, что это качество присуще человеку в той или иной степени. Знание ииссиидиология предлагает рассматривать ответственность в её наивысшем проявлении, то есть когда человек отвечает не только за себя, но и за других. Такая ответственность присуща уже более развитому человеку. Такой человек имеет глубокие знания о себе и об окружающей действительности, что позволяет ему понимать единство со всем. Именно поэтому он старается контролировать свои мысли и чувства так, чтобы они были только позитивными и не вносили в мир дисгармонию. К собственным выборам он также относится с большой ответственностью. Подобная ответственность в ииссиидиологии называется иммунитантной.

Степень и специфика реализации нравственной свободы прямо связаны с моральной ответственностью, выражающей способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Именно морально-ответственное поведение дает человеку право на обладание свободой. Роль нравственной ответственности человека значительна во все времена, но особый смысл приобретает это явление в условиях кризиса социальных структур, существенных трансформаций общества.
Этика ответственности – это этика практической, ориентированной на объективные результаты деятельности. Этика ответственности актуальна во всех областях деятельности: политической, культурной, хозяйственной. В настоящее время ее актуальность усиливается в теории корпоративной этики.
Ответственность – это осознание соответствия (или несоответствия) моральным нормам действий человека и результатов, последствий его поступков.

Содержание работы

1.Моральная ответственность: содержание и специфика.
2.Честь, достоинство, как этические категории. Понятие, история, этимология.
3.Достоинство и честь-высшие духовные ценности.
4. Свобода, как этически-правовая проблема, как фундамент нравственности.
5. Ответсвенность, достоинство-афоризмы

Файлы: 1 файл

Этика.docx

1.Моральная ответственность: содержание и специфика.

2.Честь, достоинство, как этические категории. Понятие, история, этимология.

3.Достоинство и честь-высшие духовные ценности.

4. Свобода, как этически-правовая проблема, как фундамент нравственности.

5. Ответсвенность, достоинство-афоризмы

Степень и специфика реализации нравственной свободы прямо связаны с моральной ответственностью, выражающей способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Именно морально-ответственное поведение дает человеку право на обладание свободой. Роль нравственной ответственности человека значительна во все времена, но особый смысл приобретает это явление в условиях кризиса социальных структур, существенных трансформаций общества.

Этика ответственности – это этика практической, ориентированной на объективные результаты деятельности. Этика ответственности актуальна во всех областях деятельности: политической, культурной, хозяйственной. В настоящее время ее актуальность усиливается в теории корпоративной этики.

Ответственность – это осознание соответствия (или несоответствия) моральным нормам действий человека и результатов, последствий его поступков.

Ответственность может быть двоякой:

– накладываемой групповыми, корпоративными, служебными или какими-то иными локальными обязанностями, и это скорее всего подотчетность, потому что рассматривается как соответствие требованиям морали действиям социальных групп;

– самостоятельно принимаемой личностью ответственностью в качестве личного и универсализуемого долга или выполнением человеком норм, установленных обществом.

В первом случае под моральной ответственностью понимаются те последствия, которые получает поступок, противоречащий требованиям общественной (корпоративной) морали, путем его оценки и моральных санкций со стороны общественного мнения. В этом плане моральная ответственность означает ответную реакцию общества, социальных групп, коллектива вследствие нарушения одним из членов целостности системы нравственных отношений, внесения в нее элемента дезорганизации. Основу аморального действия составляет свобода выбора, т. е. способность индивида сознательно осуществлять выбор своего поступка как адекватного, так и противоречащего нравственным ценностям и нормам его социальной среды. Существенной стороной ответственности является здесь наличие не только аморального действия, но и соответствующего умысла, вины, что непременно должно предполагать сознание аморальности мотива самим действующим субъектом. Индивид, прямо или косвенно выбирающий аморальное действие, несет ответственность перед общественным (корпоративным) мнением, которое посредством оценки и санкций ориентирует его на образ жизни, желательный для общества. Таким образом, общественное (корпоративное) мнение поддерживает устойчивость системы нравственных отношений на уровне ценностей, норм и критериев морали. Это означает, что оно ограничивает свободу выбора между добром и злом в пользу добра.

Личная ответственность человека прямо пропорциональна уровню его возможностей в моральном выборе и мере свободы. Проблема личной ответственности связана с проблемой вины человека за негативные последствия его поступков. Таким образом, можно сказать, что личная ответственность зависит от дееспособности человека, способности к пониманию (вменяемость), верного истолкования требований.

Моральная ответственность означает ответственное поведение по отношению к другим людям, способность правильно понять нужды как других людей, так и свои собственные, уважение к личности, помощь, поддержку. Что касается отношения к самому себе, то это означает заботу и ответственность о своем сохранении и развитии, руководство собственным поведением, желаниями, потребностями.

Противоположность моральной ответственности – безответственное поведение – действия, совершаемые без учета их последствий; оно связано с неадекватной самооценкой, равнодушием, легкомыслием или избыточной самоуверенностью. При безответственном поведении человек не испытывает чувства тревоги, напряжения. И вот здесь возникает еще одно понимание ответственности как расплаты. Нести ответственность – значит принять на себя все последствия совершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них.

Итак, первым важнейшим условием ответственности является сама свобода совершаемого действия.

Второе условие полноты моральной ответственности человека – преднамеренность его поступков.

Третье условие, определяющее ответственность, – вменяемость, т. е. осознание происходящего, которое предполагает возможность волевым путем остановить негативное действие или поддержать позитивное.

Для этики важно понимание проблемы ответственности с позиции того, перед кем ответствен человек и за что он несет ответственность: за поступки, мысли, чувства или за все вместе.

В философии (прежде всего индивидуалистические концепции) полагают, что человек ответствен перед самим собой. Учения, стремящиеся соединить принцип индивидуализма и ориентации на общество (Э. Фромм, В. Франкл), рассматривают ответственность как естественное проявление высшего начала души человека, как его совесть, которая ориентирована не только на собственное благо, но и на благо других людей.

В религии рассматривается ответственность человека перед Богом, так как именно Бог является высшим судьей, моральным законодателем.
С религиозной точки зрения человек несет ответственность прежде всего за состояние своей души, за мысли. Поэтому ответственность выражается в покаянии, исповеди, в осознании греха и своего несовершенства.

В этике вопрос об ответственности рассматривается исходя из понимания свободы индивида:

– во-первых, свобода индивида не абсолютна, она ограничена свободой других людей;

– во-вторых, человек находится в естественной зависимости от других людей – коммуникативной, социокультурной, психологической и пр;

– в-третьих, человек как член общества именно там находит нравственные ориентиры. Следовательно, человек ответствен перед самим собой; человек ответствен перед другими людьми в той мере, в какой он признает их частью своей суверенности и в какой признает других как продолжение себя самого; человек ответствен перед обществом, так как находится в зависимости от него. Ответственность распространяется прежде всего на поступки человека, потому что именно они отражают реальное видение и проявление всех мыслей и чувств.


Категории "честь" и "достоинство" отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот• моральный статус, который и отражен в понятиях "достоинство" и "честь". Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное nрuзнанuе поступков человека, его заслуг, nроявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с -позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него. Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности "не уронить", "не замарать" эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив добывается в ходе жизни путем совершения проступков, вызывающих одобрение социума.

Комплементарность чести и достоинства

Понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит, в то время как понятие достоинства безразлична к ним.

Определяя конкретное содержание долга, нужно рассмотреть его соотношение еще с двумя категориями: честью и достоинством. Моральная ценность личности, выражаемая в понятии "честь", связана с конкретным общественным положением человека, с родом его деятельности и выполняемыми им социальными ролями. Содержание понятия "честь" раскрывается в требованиях к поведению, образу жизни и поступкам человека, которые предъявляет общественная мораль к человеку как члену определенной группы, как носителю общественных функций. Отсюда совокупность конкретных требований к поведению мужчины, женщины, врача - мужская честь, женская, профессиональная.

Согласно А. Шопенгауэру, честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Честь - это общественное мнение о нашей ценности, наша боязнь перед этим мнением. Так, например понятие служебной или профессиональной чести непосредственно связано с мнением о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает для этого всеми необходимыми данными и всегда точно выполняет свои служебные обязанности.

Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали.

Моральная ответственность – это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Виды ответственности определяются тем, перед кем/чем и за что человек несет ответственность. Это может быть: -ответственность перед самим собой; -ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми; -ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся и забота о мире, вызванная тревогой о нем. Мера моральной ответственности у разных людей в различных ситуациях неодинакова.

Зависит она от ряда обстоятельств:
• самостоятельности совершаемого действия, причем наличие принуждения и даже угроза личной безопасности не снимает ответственности с человека;
• значимости совершаемого деяния для судеб других людей (в экстремальной ситуации, когда от принятого решения может зависеть жизнь людей, мера ответственности намного выше, чем в обычное время)
• масштаба принимаемых решений, в зависимости от того, идет речь о судьбе отдельного предприятия или о судьбе государства
• влиятельности, авторитета, общественного положения или должности личности, принимающей решения.

Определяя конкретное содержание долга, нужно рассмотреть его соотношение еще с двумя категориями: честью и достоинством. Моральная ценность личности, выражаемая в понятии "честь", связана с конкретным общественным положением человека, с родом его деятельности и выполняемыми им социальными ролями. Содержание понятия "честь" раскрывается в требованиях к поведению, образу жизни и поступкам человека, которые предъявляет общественная мораль к человеку как члену определенной группы, как носителю общественных функций. Отсюда совокупность конкретных требований к поведению мужчины, женщины, врача - мужская честь, женская, профессиональная.

Согласно А. Шопенгауэру, честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Честь - это общественное мнение о нашей ценности, наша боязнь перед этим мнением. Так, например понятие служебной или профессиональной чести непосредственно связано с мнением о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает для этого всеми необходимыми данными и всегда точно выполняет свои служебные обязанности. Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали.

Понятие долга, прежде всего, раскрывает отношения личности и общества. Личность выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и реализует в своей деятельности. Категория долга очень тесно связана с такими понятиями как ответственность, самосознание. Истолкование природы и происхождения долга составляло одну из самых трудных проблем в истории этики. Основание и источник долга усматривали то в божественных заповедях, то в априорном моральном законе (Кант), то в самой человеческой природе, в "естественном" стремлении человека к наслаждению. По разному пытались сказать, кто, в конечном счете, правомочен определить содержание долга: общество - социально апробативные теории, Бог - религиозные теории, совесть - Фихте, моральное чувство - теории нравственного чувства. Следовательно, основанием долга объявлялся авторитет того или иного рода, но тем самым лишался смысла вопрос о содержании морального долга. Долг предполагает в людях ответственность, способность переступить через личное "хочу" ради высокого ответственного "должен".

Апологетом долга был Кант, который становился патетичным, говоря о долге: "Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать уважение к себе (хотя и не всегда исполнение); перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне противодействовали, - где же твой, достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения, гордо отвергающего всякое родство со склонностями, и откуда возникают необходимые условия того достоинства, которое только люди могут дать тебе? Это может быть только то, что возвышает человека над самим собой (как частью чувственно воспринимаемого мира), что связывает его с порядком вещей, который может мыслить только рассудок и которому вместе с тем подчинен весь чувственно воспринимаемый мир, а с ним - эмпирически определяемое существование человека во времени и совокупности всех целей… Это не что иное, как личность".

Ф. Ницше восстал против ригоризма Канта, у которого "закон" властвовал и над явлениями внешнего мира, и над человеческой душой. Согласно автору "Генеалогии морали" понятие долга исторически возникло из отношений кредитора и должника. В случае неуплаты долга кредитор получает власть над должником, которая оказывается больше власти простого требования уплаты долга. Моральное превосходство служит своеобразной компенсацией, которую получает кредитор в том случае, если долг ему не возвращается. Прощая долг, проявляя милосердие, кредитор наслаждается унижением должника.

С проблемой свободы тесно связан вопрос о нравственной ответственности, которая проявляется как обратная сторона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Более того, свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Эта связь и дала основание философам называть свободу не благом, а трудной участью человека.

В некоторых этических концепциях связь между свободой и ответственностью разрывается. Так, фрейдизм отрицает ответственность человека на том основании, что все его поступки носят, в основном, бессознательный характер. Экзистенциализм утверждает, что личность ответственна только перед самой собой, перед своей сущностью.

Зачастую и в нашем сознании эти понятия разделены: свобода относится нами к области прав личности, и без нее невозможно счастье, а ответственность воспринимается как одна из нелегких и малоприятных обязанностей. Нередко люди смешивают стремление к независимости с желанием избежать ответственности, а совершенный поступок оправдывают, объявляя его своим личным делом, которое никого не касается.

Нам кажется, противоречие между свободой и ответственностью не будет таким острым, если иметь в виду, что существуют разные виды и разная мера ответственности. Виды ответственности определяются, на наш взгляд, тем, перед кем (чем) и за что человек несет ответственность. В этом смысле можно выделить:

- ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми, особенно если затрагиваются их интересы; здесь моральная ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) зачастую совпадает с правовой и административной ответственностью;

Из этих трех видов ответственности наиболее распространенным и общепринятым является второй — он конкретнее, понятнее и привычнее. Попытки внушить человеку ответственность первого и третьего вида, как правило, вызывают негативную реакцию.

Так, безответственное решение, принятое инженером на производстве, может обернуться катастрофой для предприятия, материальными убытками для рабочих, неприятностями для людей, связанных с ним. Безответственное отношение к любви, случайная, ни к чему не обязывающая связь может искалечить судьбу другого человека, привести к появлению на свет третьего, ни в чем не повинного человечка, оставить в душе на всю жизнь чувство горечи и разочарования.

Мера моральной ответственности у разных людей в различных ситуациях неодинакова. Зависит мера ответственности прежде всего от самостоятельности совершаемого действия. Однако наличие принуждения не снимает ответственности с человека. И если он совершает подлый, низкий поступок под принуждением, то все равно должен нести моральную ответственность: действительно порядочный, честный человек никогда не пойдет на подлость и предательство.

Мера ответственности зависит также от значимости совершаемого деяния для судеб других людей. Так, в экстремальной ситуации, когда нужно немедленно принять решение, от которого может зависеть жизнь людей, мера ответственности намного выше, чем в обычное время.

Трагические последствия Чернобыльской катастрофы в значительной степени — результат безответственности людей, которые обязаны были в критический момент принять соответствующие решения, но побоялись взять на себя ответственность. Побоялись потерять должность, партбилет, нажитое благополучие. Вовремя не было проинформировано население, не начались эвакуационные работы. В условиях повышенного радиационного фона проводились торжественные первомайские демонстрации, подвергавшие людей дополнительной опасности.

Мера ответственности определяется и масштабами принимаемых решений: она может быть различной в зависимости от того, идет ли речь о судьбе отдельного предприятия или о судьбе государства (например, принятие решения о ведении военных действий).

Наконец, она определяется влиятельностью, авторитетом, общественным положением или должностью личности, принимающей решения: ответственность президента страны намного выше, чем ответственность трамвайного диспетчера.

Вместе с тем моральная ответственность — не придаток к должности или служебному положению. Каким бы ответственным ни было дело, порученное человеку, оно не способно автоматически наделить его чувством ответственности, ибо это особое качество личности, у одних людей развитое, у других находящееся в зачаточном состоянии.

Нравственная свобода — это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека

Читайте также: