Особенности иерархии в исламе сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца, дабы все мы восприняли истину, и даровать нам благословение в этом мире и в День Последнего Суда, Аминь.

Ислам призывает своих последователей прибегать к наставлению Корана и Сунны и применять рассудок, размышляя над его учениями и находя содержащиеся в них сокровища. Следовательно, поиск знания крайне рекомендуем и поощряем.

Ученые Шариата благодаря своему знанию должны взять на себя ответственность за наставление уммы, поощрение благого и запрещение порицаемого, при этом не находясь под влиянием властей.

Люди, в свою очередь, должны прислушиваться к ним как к передатчикам божественного руководства, а не как к обладателям ключей от рая и ада.

На Ваш вопрос отвечает д-р Хатем Мохаммад Аль-Хадж:

«Как Вы заметили, мусульманские ученые не претендуют на боговдохновенность. [В своих проповедях ] они используют свидетельства из посланий (Корана, которое является последним откровением Аллаха и Сунны, или хадисов последнего Пророка) и рациональные доказательства. Мусульмане же должны следовать мнению тех, кто способен лучше обосновать его при помощи этих свидетельств. Единогласие мусульманских ученых [в каком-либо вопросе] считается доказательством, ибо Всевышний Аллах защитил [мусульманский] народ от единогласия во лжи. Однако единогласия можно достичь лишь в очень ясных вопросах, таких как запрет на распитие вина и других опьяняющих (напитков).

Следовательно, имам – это должность, которую можно получить благодаря знанию и преданности. Существует множество способов получить знания. Вы можете обучаться традиционным способом у знающих ученых или поступить в университет, например, Аль-Азхар в Каире (Египет), Исламский университет Медины (Саудовская Аравия), Исламабада (Пакистан) и т. д.

После получения степени Вы не становитесь имамом автоматически, пока община не поймет, что Вы имеете высокую квалификацию, и не выберет Вас руководить коллективной молитвой. Многие мусульманские ученые не являются имамами (не руководят людьми в молитвах): некоторые потому, что у них нет таланта, а другие потому, что у них есть другая работа, например, преподавание.

Современные государства часто нанимают ученых, чтобы те издавали фатвы на важные темы. Независимость мусульманских ученых от государства – это реальность, а не идеал. На протяжении всей исламской истории ученые занимали независимою от государства позицию, а иногда даже оппозиционную. Мусульманские ученые как правило не сотрудничали с государством против народа или религиозных ценностей. Принимая во внимание, что у каждого правила есть исключения, в этом случае исключения будут индивидуальными отклонениями.
Отсутствие иерархии в исламе в целом имеет весьма положительные последствия.

Одним из положительных последствий является интеллектуальная свобода, поскольку никто не говорит от имени Всевышнего Аллаха.

Кроме того, отсутствие иерархии священников защищает религию от контроля кучкой привилегированного духовенства. Следовательно, у исламского духовенства нет иммунитета от критики и ошибок, как это было и до сих пор есть во многих религиях. Имамы держат ответ лишь перед своими прихожанами. Каждый член общины может претендовать на должность имама, и для этого нужно лишь представить доказательства [профессиональной пригодности].

Одна женщина встала в мечети и поспорила с мнением Умара ибн Аль-Хаттаба, второго халифа, когда тот произносил речь, и он согласился с ее мнением и отказался от своего.

Сектантство присутствует во всех религиях, но мусульмане добились гораздо больших успехов в решении этой проблемы, чем многие другие. Например, разные мусульманские секты вместе со многими другими религиями могли мирно сосуществовать на Ближнем Востоке, в то время как крестоносцы намеревались сокрушить еретиков во Франции. А тридцатилетняя война между католиками и протестантами унесла жизни тысяч европейцев.

Это не означает, что мусульмане никогда не воевали друг с другом, но делали они это в основном по политическим причинам. Даже то насилие, которое имеет место сегодня между иракскими шиитами и суннитами, имеет политические причины.

Между тем, мусульмане должны уважать своих ученых и следовать за знающими людьми во избежание хаоса и неверного толкования религии.

К сожалению, в течение многих веков мусульмане были оккупированы имперскими образованиями, и главным результатом деятельности оккупантов был подрыв авторитета ученых во многих частях мусульманского мира, что привело к подобию анархии. Но, инша Аллах, нация должна пройти эту короткую стадию, чтобы в ней появилась лучшая система, в которой ученые будут независимы от правителей. Народ должен доверять ученым (что не означает, что сейчас нет ученых, которым доверяет народ) и продолжать наследие интеллектуальной свободы, где религиозная власть принадлежит доказательствам, а не духовенству как таковому.

Духовные звания в исламе — звания, которые даются мусульманам в зависимости от их рода деятельности (правоведы), совершённых поступков (хаджи, шахид), принадлежности к направлению (школе) ислама и статуса (шиитские звания, суфийские ранги) и т. д.

Авлия

Вали (араб. ولي ‎‎ — покровитель, святой), Авлия (араб. أولياء ‎‎) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения.

Аятолла

Великий аятолла

Великий аятолла (араб. آية الله العظمى ‎‎) — шиитский религиозный титул. Данный титул носят исламские ученые, достигшие больших высот в исламском праве (фикхе) и методологии (усуле), и имеющие право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам).

Имам (шиизм)

Согласно теологии Двенадцати, основному течению в шиизме, имамы были прямыми духовными наследниками пророка Мухаммеда. Первым имамом был его зять Али, бывший четвёртым халифом.

Ишаны

Ишан (узб. Эшон , чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов [2] . Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда [3] .

Кади (араб. قاضٍ ‎‎ — [qɑːd̪iː]) — шариатский судья, выносящий решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны. В Османской империи кади выполнял также нотариальные и некоторые административные функции на территории округа, называвшегося кадилык или каза. От кади произошел средневековый испанско-португальский титул Алкайд.

Мавлави

Молдо

Молдо — слово, присоединяемое до революции в Киргизии в качестве составной части к именам мужчин, получивших мусульманское образование. Молдо — мулла, грамотный человек.

Муджаддид

Муджаддид (араб. مجدد ‎‎ — обновитель) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммеда ﷺ каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять Ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абд аль-Азиз, Имам аш-Шафи’и, Имам аль-Ашари, Имам аль-Газали, Имам ар-Рази, Ибн Дакик Ид, Имам ас-Суюти и другие.

Муджахид

Муджахид, Моджахед (араб. مجاهد ‎‎ — борец, совершающий усилие), Гази (араб. غازي ‎‎) — участник джихада, а также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада.

Муджтахид

Муджтахид (араб. المجتهد ‎‎ — усердствующий) — учёный, достигший уровня иджтихада.

Мулла

У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция — лишь толкование Корана и вопросов веры.

Мударрис

Мударрис — факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама. [4]

Муфассир

Муфассир (араб. مُفس ‎‎ — толкователь) — толкователь (комментатор) Корана, автор тафсира.

Муфтий

Мухаддис

Мухаддис (араб. محدث ‎‎ —) — учёный, глубоко изучивший науку о хадисах.

Мухтасиб

Мухтасиб — служащий специальной организации, руководствовающийся законами шариата и следящий за претворением в жизнь исламских моральных норм. Мухтасибы также обладали правом налагать за провинности различные виды наказания (тазир), а также выполняли полицейские функции. Составной частью работы мухтасибы была профилактика правонарушений, для чего они проводили компанию просвещения населения. В завасимости от тяжести правонарушения мухтасибы могли предупреждать, либо в крайнем случае наказывать публичным побиванием палками [5]

Муэдзин

Муэдзин (араб. مؤذن ‎‎; также — азанчей) — в исламе: служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву. Первым муэдзином был Биляль ибн Рибаха.

Наиб (араб. نائب ‎‎ — заместитель, уполномоченный, наместник), в средневековых мусульманских государствах (Арабском халифате, Золотой Орде и др.) правитель округа или провинции, в азербайджанских ханствах — управляющий магалом (округом, провинцией).

В имамате Шамиля — его уполномоченный, осуществлявший военно-административную власть на определённой территории. В некоторых современных мусульманских странах Востока — заместитель какого-либо начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины. В Османской империи — судья шариатского суда, заместитель верховного судьи, помощник кадия.

Праведные халифы

Праведные халифы — в суннитском исламе — четыре первых халифа (правителя мусульман), при которых ислам осуществлял активную внешнюю экспансию и халифат увеличивался в размерах.

Повелитель правоверных

Повелитель мусульман

Факих

Факих (араб. فقيه ‎‎ — юрист) — учёный в области мусульманского права.

Хаджи

Хаджи — почетный титул мусульманина, совершившего хадж — паломничество в Мекку.

Хазрат

Халиф

Халиф, Халифа (араб. خليفة ‎‎ — наместник, заместитель) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными. Во всех своих распоряжениях, решениях и делах в интересах уммы халиф ограничен законами шариата. Также в системе Халифата нет наследования в правлении, а наоборот байат (присяга) является методом для избрания халифа [7] . Хариджиты называли халифом выборного правителя, ограниченного волей мусульманской общины [8] .

Хафиз

Хафиз (араб. حافظ ‎‎ — учащий наизусть,охранитель) — хранитель Корана, запоминающий его наизусть. Мусульманин, причисляемый к духовному сословию ввиду знания всего Корана наизусть.

Худжат аль-ислам

Худжат аль-ислам (араб. حجة الإسلام ‎‎) — шиитский религиозный титул, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.

Шахид

Шахид (араб. شَهيد ‎‎ — свидетель) — мусульманин павший за веру, мученик.

Шейх мн.ч.- шуюх,(араб. شيخ ‎‎) — почётное название видного богослова в Исламе.

  • Духовный наставник, ишан, глава тариката.
  • Учитель, руководитель религиозной группы.
  • Руководитель группы паломников, совершающих зиярет к святому месту, организующий ритуал.
  • Человек, живущий при святом месте и помогающий паломникам совершить зиярет.
  • Вождь племени арабов на Аравийском полуострове.
  • Любой человек, являющийся Эмиром именуется Шейхом.

Среднеазиатские кишлаки, расположенные около святых мест и занимающиеся только обслуживанием паломников, называются кишлаками шейхов. Иногда шейхами провозглашают лидеров исламских организаций.

Шейх-уль-ислам

Шейх-уль-ислам (тур. Şeyhülislam ) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств. В ряде исламских обществ титул шейх-уль-ислама обозначал должность верховного судьи (верховного кадия).

Суфийские ранги

В суфизме существуют следующие ранги:

Содержание: А И К М Н П У Ф Х Ш Суфийские ранги

Ссылки

  • А. Колодин, Исламское духовенство // Словарь по исламу.
  • И. Л. Алексеев, Исламское духовенство // Религиоведение / Энциклопедический словарь. -М.: Академический проект, 2006. // НИИ социальных систем при МГУ им М. В. Ломоносова

Примечания

Абрар | Авлия | Автад | Ариф | Ахйар | Дервиш | Ишан | Кутб | Мурид | Муршид | Нуджаба | Нукаба | Пир | Устаз | Факир | Эфенди

  • Духовные звания в исламе
  • Титулы
  • Шариат
  • Юридические должности и профессии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Духовные звания в исламе" в других словарях:

Шахид — Категории людей в исламе Мусульмане … Википедия

Праведные халифы — Исламские завоевания при праведных халифах. I территория, контролируемая мусульманами на момент смерти пророка Мухаммеда; II завоевания при Абу Бакре; III завоевания при Умаре; IV завоевания при Усмане Праведные халифы в … Википедия

Муджаддид — (араб. مجدد‎‎ реформатор, обновитель) обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммеда каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять Ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абдул Азиз, Имам аш… … Википедия

Имам — ведет в молитве прихожан. Каир, Египет, 1865 год. Имам (араб … Википедия

Муэдзин — Жан Леон Жером. Муэдзин призывает верующих на молитву с вершины минарета (1879) Муэдзин (араб … Википедия

Шейх — Ислам Столпы Ислама … Википедия

Мурабит — Марабут. Гравюра, 1890 год Мурабит (араб. مُرابِط‎‎ [murābiṭ] или مَربوط‎ [marbūṭ]) мусульманский святой, точнее, человек, живущий в рибате или посвящающий … Википедия

Ишан (ислам) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ишан. Ишан (узб. Эшон, чагат. išаn) титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов[1]. Кроме того, в Средней Азии ишанами также… … Википедия


Вот уже четырнадцать веков существует такая религия – Ислам, особенности которой мы сегодня изучим. На сегодняшний день каждый более или менее представляет, чем выделяются между собой религии.

Сейчас каждый вправе сам решить для себя, что ему ближе, что подходит, и сделать выбор в пользу какой-либо религии. Каждый может изучить информацию о вере и осознанно отдать ей предпочтение. Какая же, эта вера – Ислам и в чем особенности религии?

Зарождение мусульманской веры

Несмотря на свой возраст, Ислам считается самой молодой верой по сравнению с другими. Образовался он на Аравийском полуострове: Мухаммад (с.а.в) предстал перед народом и назвал себя посланником Единого Бога. Так началась история столь мощной и значительной религии, которая быстро начала разрастаться на Востоке, в Африке, Индии, Азии, Египте, Европе, Индонезии и Закавказье.


Особенности мировой религии

Как отличить Ислам от другой веры, в чем его особенность? Какие символы и отличительные черты должен знать каждый? Давайте разберёмся.


Символы Ислама

Особенности религии Ислам выражаются и в символике. Например, нежелательно изображать какие-либо одушевленные существа, божества. Об этом предостерегал пророк Мухаммад (с.а.в). Поэтому фундаментом для различных религиозных изображений, рисунков и орнаментов служат элементы природы: деревья, цветы, архитектурные объекты и прочее.

Больше, к сожалению, каких-то строгих символов в Исламе нет. Многие сейчас, наверное, возразят, вспомнив знаменитый и популярный полумесяц. И хоть он и ассоциируется у большинства с исламской верой, он никак не олицетворяет её и не носит скрытый смысл, отражающий постулаты религии. Данный знак появился впервые у мусульман около 1000 лет назад. Связать данный символ с верой можно только через лунный календарь, по которому как раз и живут мусульмане.


Ислам: определение

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

  • Образ жизни;
  • Основа семейных и правовых отношений;
  • Свод традиций и обычаев.

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Ислам

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти

Мировая религия Ислам

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

Ислам и православие

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Диалог между Исламом и православием возможен, но, миссионерствуя важно не забывать, что Господь никого не призывал принимать Свою сторону насилием или яростными спорами и, кроме дара убеждения и примера праведной достойной жизни, молитв у нас нет другого оружия.

Читайте также: