Сообщение гончарное ремесло на кубани

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО на Кубани

ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ РЕМЕСЕЛ НА ЗЕМЛЕ. ОНО ЗАРОДИЛОСЬ ЕЩЕ В ЭПОХУ НЕОЛИТА, ЧТО ПОДТВЕРЖДАЮТ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ НАХОДКИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК: ВЫЛЕПЛЕННЫЕ ВРУЧНУЮ ГЛИНЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ПРИМИТИВНАЯ ПОСУДА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ НА ОГНЕ, СОСУДЫ ДЛЯ ВОДЫ И ЗЕРНА. СОХРАНИВШИЕСЯ ДО СИХ ПОР, ЭТИ ПРОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ОЧЕНЬ ЯРКО РАССКАЗЫВАЮТ, КАК РАЗВИВАЛОСЬ ЭТО ДРЕВНЕЕ РЕМЕСЛО, КОТОРОЕ СО ВРЕМЕНЕМ ПРЕВРАТИЛОСЬ В ИСКУССТВО.

Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить все. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала.

ИСТОРИЯ ГОНЧАРСТВА История гончарного ремесла у каждого народа своя. Так в Китае оно зародилось еще за 2 тысячи лет до нашей эры и находилось на высоком уровне, о чем свидетельствует изобретение фарфора. В Древней Греции оно стало настоящим искусством, что подтверждают знаменитые на весь мир чудесные греческие вазы, амфоры и другие изделия. Эти произведения из глины, на которые наносился рисунок, который покрывался затем черным лаком, считались признаком роскоши и богатства. А некоторые африканские племена в начале XX века еще изготавливали вручную глиняную посуду, набивали ее соломой и просто сушили на солнце.

ГОНЧАРСТВО НА КУБАНИ Гончарный промысел на Кубани развивался в нескольких направлениях: производство кирпича, изготовление посуды и кафеля, игрушек. Наличие месторождений глины содействовало почти повсеместному распространению керамического производства в XIX и XX веках. Очаги располагались в основном в сельской местности, в городах гончары нередко оседали на окраинах. Большую часть своей продукции сельские гончары предназначали для рынка, но так же делали посуду и на заказ.

На территории Кубанской области имелись залежи желтой, синей, белой и серой глин. В XIX в. использовалась обычная красная глина, повсеместно распространенная, значительно меньше – серая и синяя, и наиболее редко встречающаяся – белая. Несмотря на наличие природных источников сырья (глины и песка) практически на всей территории Кубанской области, гончарное производство не получило здесь значительного развития. Очень скромных размеров достигло гончарство и в станицах нагорной полосы Кубанской области, также располагавших месторождениями различных глин (белой и серой).

К началу ХХ в. ряде населенных пунктов наблюдается динамика роста численности заводов и мастерских – это ст. Прочноокопская (самое большое количество в Лабинском отделе), ст. Брюховецкая, ст. Каневская, ст.Отрадненская, ст. Темижбекская, ст. Старовеличковская, ст.Спокойная, ст. Надежная, ст. Губская, ст.Новоминская, г.Ейск, в ст.Северская и ст.Старошербиновской, ст.Старонижестеблиевской владельцы в основном иногородние, которые сбывали свою продукцию на месте или приезжим скупщикам; в ст. Новотроицкой изготавливали широкий ассортимент изделий: горшки, кувшины, чашки, кружки, кадильницы, сбыт производился как внутри станицы, так и за ее пределами; в ст. Николаевской и ст. Натухаевской изготавливали самые простые горшки; в г.Майкопе возникла горшечная слободка, реализация изделий проводилась в самом городе и окрестностях; в ст.Хадыженской изготовленная посуда сбывалась местным жителям и в других станицах; в ст.Ханской изготавливали кирпич и глиняную посуду; в Анапе интенсивно развивалось кирпично-черепичное производство, не смотря на залежи различных сортов глины высокого качества; в г. Екатеринодаре было сильно развито производство кирпича, отчасти выделка черепицы и простой глиняной посуды.

В связи с распространением виноградной культуры на Кубани в 40-е г. XIX в. Появились Тифлисские гончары, которые обучали местных гончаров изготавливать кувшины для хранения вина, вместимостью на 60 ведер. Чужой опыт не привился из-за трудоемкости самого процесса и большого процента брака. Развитие бондарного производства заменило глиняные резервуары на деревянные. С ростом населения Кубанской области росло и число гончарных заведений. Так, если в 1867 г. в Кубанском войске их было 39, в 1898 г. – 168, а в 1915-м – 214. Все эти заводы были примитивного устройства, располагались в подсобных помещениях, во дворе владельца или жилом доме; число занятых в производстве – один мастер, нередко и сам хозяин, и обычно 1-2 рабочих. В целом было распространено кустарное производство.

В конце XIX – начале ХХ в., несмотря на развитие фарфорового производства, спрос на кустарную продукцию гончаров был еще значителен, особенно среди сельского населения. Это стимулировало кустарей к увеличению объема производства, сокращению ассортимента керамической продукции, ее удешевлению, как следствие – заметное снижение качества и художественного уровня изделий. Но в то же время в ряде населенных пунктов работали мастера, которые были известны своими изделиями высокого качества. Стали возникать целые династии: Гончаровы, Мельниковы, Петренко и др.

Краткое описание документа:

Презентация "Гончарное ремесло на Кубани" идет дополнением к открытому уроку "Путешествие по истории гончарного ремесла на Кубани". Обращаясь к истории учащимся предоставляются некоторые образцы изделий разных исторических периодов.. В работе можно использовать географическую карту, на которой можно отмечать очаги развития ремесла.


Гончарное ремесло – это искусство изготовления посуды и разных предметов из глины. Оно появилось более 5000 лет назад и сохраняется до сих пор, потому что глина является самым доступным и долговечным материалом. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы.

Самые древние сосуды, найденные при раскопках на территории Кубани, относятся к эпохе энеолита - медно-каменного века. Поскольку в те времена еще не было никаких механизмов, сосуды лепились вручную и обжигались в костре. Это были простые горшки, часто с округлым или заостренным дном, потому что в далекой древности люди не знали ровных столов и сосуды с таким дном было удобнее ставить на землю или в угли костра.

Расцвет гончарного ремесла и искусства начался в эпоху античности, с появлением на берегу Черного моря греческих поселений с гончарными мастерскими, где производилась прекрасная посуда, расписанная цветным лаком. В эпоху средневековья и в более поздние века из-за многочисленных войн и переселений целых народов гончарное дело не всегда хорошо развивалось. Но у всех народов, живших на берегах Кубани, всегда была своя традиционная, по-особому украшенная глиняная посуда. В 20-м веке глиняная посуда стала вытесняться стеклянной, железной, и даже пластмассовой. Но в последние годы все люди стали лучше понимать, что посуда из натуральной глины полезнее для здоровья.

Глина – очень прочный, пластичный материал, подаренный нам самой природой. Ее можно найти повсюду: в карьерах, по берегам рек.


Глина бывает разная: кирпичная, гончарная, белая, фаянсовая, бесцветная и очень ценная – каолин. По своему составу глина бывает тощая и жирная.

Предметы вылепленные из глины и обожженные потом на огне могут храниться очень много лет, являясь нужным в хозяйстве предметом или даже семейной реликвией.


В основном из глины делали простую посуду, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное дело соединялось с выделкой кирпича.


Необходимые в быту кувшины - "глэчики", корчаги для теста, "макитры", миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью - "поливой".


Гончарный круг является одним из первых механизмов. Прежде он существовал двух типов: ручной и ножной.


Гончарный круг явился величайшим достижением, позволившем создавать симметричные изделия различной формы, Из влажной, хорошо вымешанной глины опытный гончар мог сделать произведение искусства. Кусок глины в его руках сплющивался, вытягивался, стенки сосуда поднимались, становились тоньше и приобретали задуманную форму.С тех самых времен основная конструкция гончарного круга почти не изменилась, разве что тип привода. Ушли в прошлое круги с ручным маховиком-планшайбой, который приводили в действие помощники (рабы).

Помимо в круга в арсенале современного гончара имеется ряд различных инструментов и приспособлений. Самыми распространенными инструментами для формовки являются стеки, шаблоны, гончарные ножи. Ну а самым главный и основным инструментом мастера являются его руки.

Ручная лепка из глины развивает художественный вкус ребенка. Развивает его воображение и прививает любовь к труду.

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская), Виктора Туркова (г.Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (г.Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (поселок Мезмай Апшеронского р-на) и других умельцев.

Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами.

Дети, сегодня мы с вами поговорим о гончарском ремесле. Вы знаете кто такие гончары? (ответы детей). Верно, молодцы ребята.

Глина – очень прочный, пластичный материал, подаренный нам самой природой. Ее можно найти повсюду: в карьерах (слайд 2, по берегам рек (слайд3).

Из глины делали домашнюю утварь: крынки (слайд 4, вазы (слайд 5, кувшины (слайд 6, макитры (слайд 7, чашки (слайд 8, так же делали разные сувениры, игрушки, бусы (слайд 9,10, 11).

Мы каждый день пользуемся посудой из глины. Интерьеры наших квартир и зданий украшают декоративные изделия из этого материала. Вследствие этического разнообразия населения трудно выделить характерные только для Кубани черты керамики. Экспонаты музеев позволяют предположить, что наиболее была распространена керамика в русской и украинской традициях. Потомки русских переселенцев изготавливали простую глиняную посуду. Сосуды, выполненные в украинских стилях, отличались от русских яркой многоцветной росписью или лепными украшениями: букетами цветов, листьями, ветвями (слайд 12). Сверху они обычно покрывались прозрачной поливной глазурью.

Круглый год в доме мастеров месили глину, крутили гончарный круг

(слайд 13, во дворе дымились печи-горны (слайд 14, в которых обжигали готовое изделие из глины. В глиняную массу добавляли немного песка, чтобы она не трескалась при обжиге. Одной из популярных на Кубани форм был глечик - горшок с широки высоким горлом (слайд 15). В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану, заготовленное впрок топленое масло.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.

В основном из глины делали простую посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей.

Овальные горшки, наряду с котлами, были основной утварью для приготовления (жаренья или варки) пищи.

Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку.

Краевед И. Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках.

Особой областью применения глины явилось производство черепицы, плитки, кирпича.

Кубань гордится своими мастерами в области гончарного искусства, они творят и до сих пор.

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района, Виктора Туркова (город Краснодар, Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район, Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани, Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района).

Бумажная радуга ремёсел

Гончарное ремесло - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

 Гончарное ремесло - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду. (фото 1)

Для конкурсной работы я выбрала гончарное ремесло Кубани.
Процесс создания горшочка.

Для конкурсной работы я выбрала гончарное ремесло Кубани. Процесс создания горшочка. (фото 2)

Гончарное ремесло на Кубани. (фото 3)

Гончарное ремесло на Кубани. (фото 4)

Миска. (фото 5)

Кувшин. (фото 6)

Гончарное ремесло на Кубани. (фото 7)

В этом году детям посчастливилось побывать в Краснодарском краеведческом музее на Тамани. Вот несколько фото, снятые именно по гончарному ремеслу. Гончарный круг.

В этом году детям посчастливилось побывать в Краснодарском краеведческом музее на Тамани. Вот несколько фото, снятые именно по гончарному ремеслу. Гончарный круг. (фото 8)

Гончарное ремесло на Кубани. (фото 9)

Здесь сын осваивает уроки гончарного ремесла. На помощь приходят работники музея.

Здесь сын осваивает уроки гончарного ремесла. На помощь приходят работники музея. (фото 10)

Что-то начало вырисовываться.

Что-то начало вырисовываться. (фото 11)

Гончарное ремесло на Кубани. (фото 13)

Гончарное ремесло на Кубани. (фото 14)

Гончарное ремесло на Кубани. (фото 15)

Гончарное ремесло на Кубани. (фото 16)

Гончарное ремесло на Кубани. (фото 17)

Кто бы только мог подумать, что из глины можно сделать множество красивых вещей - предметы утвари, разнообразные кувшины и вазы.
Гончарное ремесло достаточно древнее. В наше время лишь единицы занимаются им.

Кто бы только мог подумать, что из глины можно сделать множество красивых вещей - предметы утвари, разнообразные кувшины и вазы. Гончарное ремесло достаточно древнее. В наше время лишь единицы занимаются им. (фото 18)

Гончарное ремесло на Кубани. (фото 19)

Гончарное ремесло на Кубани. (фото 20)

Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.

Большинство людей согласится с тем, что можно бесконечно долго смотреть на то, как горит огонь и как бежит вода. А кто-то добавит к этим двум потрясающим по красоте зрелищам еще одно – работу гончара. Как кусок глины, вертясь на гончарном круге, в руках мастера превращается в крынку, кубышку или квасник сразу понять сложно. А уж оторвать взор от этого волшебного действа тем более невозможно. Это зрелище кажется волшебным

. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и не имели правильной формы. Позднее встречаются уже сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного стола с кругом.

Гончарство

Как известно из многих исторических источников, заселение Кубани происходило в конце и века в основном выходцами из южных регионов России и Восточной Украины, что в значительной мере повлияло на формирование традиционной культуры Кубани в том числе и гончарство.

В начале 19 века не только в отдельных станицах Кубани, но и во многочисленных районах России гончарством занимались очень многие мастера. В быту глина была одним из самых важных материалов, который использовали не только для изготовления посуды, детских игрушек, свистулек и музыкальных инструментов; ее также использовали для строительства домов. На Кубани гончарство всегда зависело от наличия материала (глины, дров, воды) и присутствия рынка сбыта. Центром гончарства благодаря хорошей глине стала станица Пашковская.

Во второй половине 19 века ремеслом гончарство занимались в первую очередь иногородние и обедневшие казаки, вынужденные обращаться к промыслам, чтобы добыть средства к существованию.

Данные этнографических экспедиций подтверждают то, что в крае была распространена керамика с влиянием русских традиций – преобладание простой глиняной посуды: кувшинов, мисок, макитр, горшков, кубышек.

Полевые исследования, показали, что основными видами изделий гончарства а именно посуды, бытовавшей на территории Кубани в конце 19-начале 20 века, были:

Крынка и глэчик.

Крынка – один из видов бытовой посуды, в которой традиционно хранили молоко. Делалась крынка разного объема (от одного литра до трех) в зависимости от нужд заказчика; широкое тулово крынки было предназначено для того, чтобы вместить максимальное количество молока; высокое горло – для того, чтобы сливки, всплывая в узком горле, сбивались в толстый слой и их можно было собрать ложкой, не захватывая при этом молоко. Диаметр горла должен быть таким, чтобы можно было просунуть руку внутрь и вымыть полость крынки.

Глэчик – распространенный на Кубани вид гончарной посуды с высоким и широким горлом, по функциям схожий с крынкой.

Макитра.

В процессе исследования гончарства было зафиксировано несколько видов макитр: венчик и горло у макитры – от 20 см, тулово в широкой части достигает 25-30 см, а основание примерно раза в два меньше венчика; высота может быть от 30-50 см, толщина стенок разная (от 5-10 мм); горло не такое широкое, как у первого вида; ширина макитры может быть о 25-30 см (от 10-15 см у донышка); широкий венчик макитры в диаметре мог быть 30 см; слегка скругленные стенки тулова близки по форме к прямым стенкам ведра, широкое основание делает макитру устойчивой.

Дуршлаг.

Для водостойкости керамическая посуда покрывалась глазурью. На Кубани в гончарстве в основном использовали зеленую и коричневую глазурь.

Декорированию изделий гончарство не уделяло особого внимания. Однако иногда на черепках встречаются волнообразные полоски, сделанные ангобом – глиной белого цвета либо процарапанные на поверхности изделия.

Читайте также: