Оренбургские города и села в русской литературе сообщение

Обновлено: 28.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Рассмотрено Согласовано

________ О.М. Левченкова _____________ Т.П. Тюнина

протокол № 1 от 27.08.2016 г. 29.08.2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

учитель Дубинина Татьяна Николаевна

2016 - 2017 учебный год

1.Пояснительная записка

1) федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. №1089 (в ред. от 31.01.2012г. №69);

Цели регионального литературного курса как части литературного образования те же, что и у основного курса, - интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры, формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций, но при этом расширение и углубление жизненного и художествен ного опыта обучающихся происходит на близком им материале родного края, его культуры.

Задачи, которые должны быть решены при выполнении программы курса:

Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об Оренбургском крае.

Формирование у обучающихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края.

Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении. Выработка у обучающихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их вне текстовом контексте.

Развитие у обучающихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.

Формирование на местном материале нравственно-ценностных ориентиров.

Содержание регионального компонента литературного образования:

лучшие произведения, соответствующие школьным меркам, местных писателей;

литературная периодика края (литературные журналы, альманахи);

литературоведческий материал о произведениях, литературных салонах, кружках, литературных объединениях края;

материал из истории развития культурной жизни края (не только литературы, но и театра, живописи, музыки и т.д.);

памятные литературные места края;

край в художественной литературе (сюда входят и произведения тех писателей, которые, не являясь уроженцами края, какое-то время жили в крае или бывали в нем, написали произведения о крае).

Основные задачи курса в 7 классе :

дать представление о литературной жизни края, где живут ученики,

литературно развивать обучающихся на краеведческом материале,

учить видеть творчество писателя в контексте создавшей его культуры;

помочь в решении эстетических, этнологических, экологических, нравственных проблем, в развитии творческих, исследовательских умений.

В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы.

Литературно-краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей.

При ведении курса программе учитель обязан иметь в виду следующее:

литературную жизнь Оренбуржья надо изучать как часть литературного процесса в России;

давая представление об Оренбургском крае в русской литературе, следует отметить региональные особенности его культуры, специфику культурного пространства;

обращаясь к краеведческим сведениям, учитывать интегративный характер их (анализируя литературную жизнь края, нельзя обойтись без данных из истории, географии, этнографии и т.д.).

знакомя обучающихся с творчеством писателей, учить их видеть, как влияет культурно-исторический контекст эпохи на оценку деятельности художника слова, как может быть произведение трансформировано контекстом иной культуры.

В системе действий ученика и учителя, работающих по предложенной программе, имеется достаточное разнообразие видов творческой краеведческой деятельности учеников:

не только чтение произведений писателей-земляков, но и поиск писателей, связанных с краем, и произведений о крае (в архивах, музеях, библиотеках, в литературных экспедициях);

выяснение прототипов, истории творческих поисков писателя;

самостоятельный анализ произведений о родном крае;

сопоставительный анализ произведений о родном крае;

самостоятельный анализ произведений искусства о родном крае (музыкальных, театральных, живописи) и т.д.

Критерии литературно-краеведческой деятельности обучающихся

Интерес к литературному краеведению и желание им заниматься. Краеведческая направленность читательских интересов.

Актуальная для школьников нравственно-эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки прочитанного с этой точки зрения.

В ходе проведения курса следует особое внимание уделить деятельностному началу. Обучающимся даются задания по сбору произведений фольклора разных жанров (пословиц, поговорок, загадок, частушек и т.д.), предметов старины, прикладного искусства, описанию памятников культуры и др.

В программе учтена специфика Оренбургского края — проживание в нем людей разных национальностей: в обзорных темах названы не только русские, но и украинские, татарские, башкирские, казахские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов.

Знать и понимать:

Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

Историю создания произведений;

Биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;

Характерные особенности эпохи и жизни Оренбурского края, отраженные в изученных произведениях;

Жанровые особенности произведений;

Тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.

Анализировать и оценивать произведения как художественное целое;

Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;

Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;

Составлять рассказ об авторе книги;

Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;

Делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;

Работать со справочной и критической литературой.

Итоговый контроль : защита творческих проектов обучающихся по изученному материалу.

Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, экскурсии, литературные гостиные и т.д.

В центре программы Оренбургский край, но внимание уделено уже не столько природе края, сколько людям его, их жизни, занятиям. Произведения подобраны с этнографическим оттенком, учитывается потребность данного возраста к осознанию своих глубоких этнических корней.

История основания города Оренбурга и оренбургской губернии.

I. Из оренбургского фольклора

Предания. "Поход на Хиву", "Атаманская гора", "Тайна горы", "Голубево ущелье". Исторические песни: "Из краев родных далеких", "Как за батюшкой, за Яикушкой". Изображение в преданиях и песнях набегов на оренбургские земли киргиз-кайсаков, оренбуржпев в плену, походов ради освобождения русских людей и защиты оренбургских земель.

II. Из прошлого Оренбургского края

С.Т.Аксаков. "Семейная хроника" (главы: "Переселение", "Новые места") - о заселении и освоении дедом писателя мест в Бугурусланском районе, о красоте новых мест.

B.П.Правдухин. "Яик уходит в море" (1-4 главы). Художественная летопись жизни оренбургского казачества.

III. Природа, жизнь, традиционные занятия жителей Оренбуржья

а) в произведениях русских писателей

C.Т.Аксаков. "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии", "Записки об уженье рыбы" (главы по выбору учителя) - научно-художественные очерки об оренбургских озерах, рыбах, птицах.

В.И.Даль. "Охота на волков", "Бикей и Мауляна" (1 глава) —описание занятий охотой, торговлей.

А.Н.Толстой. "Из охотничьего дневника" - очерк, написанный в результате поездки по Уралу с В.П.Правдухиным и Л.Н.Сейфуллиной.

б) в произведениях современных авторов

Н.Струздюмов. "Дело в руках". И.Уханов. "Оренбургский платок". Описание оригинального ремесла оренбургских пуховязальщиц.

П.Н.Краснов. "На грани" - о земле, детстве, о смысле жизни. "Шатохи" - нравственные и экологические проблемы в рассказе.

Межпредметные связи: Художник-пейзажист В.М. Штернберг - участник Хивинского похода. Рисунки Т.Г.Шевченко о жизни и быте казахов. Гр.Пономаренко "Оренбургский пуховый платок" (слова В.Бокова).

В программе для 7—го класса основной остается проблема родного края, но она углубляется в связи с изучением истории края.

Произведения, подобранные для чтения, позволят обучающимся представить процесс заселения огромных территорий, которые надо было защищать от набегов кочевников, роль казачества в этой защите, привычные занятия казахов — охоту, рыболовство. Важная задача в программе - учить школьников видеть национальное и общечеловеческое в характере героя, в образе его жизни, даже месте жительства (В.Даль вспоминал, что ему башкиры предлагали кибитку, удивляясь, как он может жить в доме, который стоит на одном месте, а не передвигается по степи).

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы и основные виды деятельности.

Название раздела, темы урока

Виды учебной деятельности

История основания города Оренбурга и оренбургской губернии.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Раздел I . Из оренбургского фольклора.

Изображение в преданиях походов ради освобождения русских людей и защиты оренбургских земель. "Поход на Хиву".

Анализ предания "Атаманская гора".

Предание "Тайна горы".

Анализ произведения "Голубево ущелье".

Исторические песни: "Из краев родных далеких", "Как за батюшкой, за Яикушкой".

Раздел II. Из прошлого Оренбургского края.

С.Т.Аксаков. "Семейная хроника" (глава "Переселение") - о заселении и освоении дедом писателя мест в Бугурусланском районе, о красоте новых мест.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание сочинений по литературным произведениям. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В.И.Даль. "Осколок льду", Жизнь оренбуржцев в плену. Побеги из плена. Набеги кочевников и столкновения кочевников с казаками, защищавшими оренбуржцев.

Художественная история оренбургского казачества в произведении В.П. Правдухина "Яик уходит в море"(1-4 главы).

История Хивинского похода в произведении В.П. Правдухина "Яик уходит в море"(1-4 главы).

Тип казака, нарисованный писателем. В.П. Правдухин "Яик уходит в море".

Раздел III. Природа, жизнь, традиционные занятия жителей Оренбуржья.

С.Т.Аксаков. "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" как научно-художественные очерки об оренбургских озерах, рыбах, птицах.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание сочинений по литературным произведениям. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Написание сочинения по литературному произведению. Письменные высказывания в связи с изученным произведением.

В.И.Даль "Охота на волков"- описание занятий охотой.

В.И.Даль "Бикей и Мауляна" (1 глава) как описание занятий охотой, торговлей.

В.П. Правдухин. "Яик уходит в море" (гл. 22) - описание ловли рыбы.

А.Н.Толстой. "Из охотничьего дневника" - очерк, написанный в результате поездки по Уралу с В.П. Правдухиным и Л.Н.Сейфуллиной.

Произведения современных авторов

Н. Струздюмов. "Дело в руках".

И.Уханов. "Оренбургский платок". Описание оригинального ремесла оренбургских пуховязальщиц.


Даль, В. И.

Домик на водяной улице // Даль Владимир Иванович. Оренбургский край в художественных произведениях писателя / составитель А. Г. Прокофьева [и другие]. - Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 2001. - С. 103-111.


Крюков, А.П.

Оренбургский меновой двор // Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора : хрестоматия по литературному краеведению для 5 - 8 классов / составитель А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева ; научный редактор В. Г. Маранцман. - Оренбург : Оренбургское литературное агентство, 2003. - С. 113-117.


Семейная хроника // Аксаков, С. Т. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1 / С.Т. Аксаков. - Москва : Правда, 1966. - С. 57-262.


Красников, Г. Н.

Крик (На уральскую землю однажды ступи…) : стихотворения и поэма / Рисунки Э. Мунка. – Москва : Советский писатель, 1988. – 110,[1] с.


Коннов, И. Г.

Тихая моя родина (Легенды Красной горы) : очерки, эссе, стихотворения / И.Г. Коннов. - Оренбург, 2006. - 163 с.


Алдан, А.

Книга стихов (Орск) / А. Алдан. - Казань: Татгосиздат: сектор художественной литературы, 1935. - 93 с.


Багров, В. А.

Стихи и поэмы (Переправа на Сакмаре) / В. А. Багров. - Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1969. - 272 с.


Бехтерев, И. А.

Стихотворения (Родные, Старый Оренбург) / И. А. Бехтерев // Друзья, прекрасен наш союз . : антология / составитель Г. Ф. Хомутов. – Оренбург ; Воронеж : СТП, 2014. – С. 69-74.


Попова, С. Б.

Жизнь наудачу (Оренбург) : стихи / С. Б. Попова. – Калуга : Золотая аллея, 1993. – 63 с.


Попов, П. В.


Кузнецов, В. Н.

Это набережное пространство // Родство : стихи / В. Н. Кузнецов. - Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1984. – С. 14.


Петров, В. И.

Старояшкино // Под знаком любви: стихотворения, поэмы, переводы / В. И. Петров. - Оренбург : "Газпресс" ООО "СервисЭнергоГаз", 2017. – С. 13.


Курушкин, В. И.

Бузулук // Первоцвет : стихи / художник В. Морозов. - Калуга : Золотая аллея, 1993. – С. 27.


Малов, И. П.

Кинделя - степная речка // Я слышу степь : стихи / И.П. Малов. - Оренбург : Димур, 2009. – С. 72.


Тихомиров, В. Б.

Орский вальс // Утро любви : сборник : стихи, песни, частушки, фотографии / В. Б. Тихомиров . - Орск, 2011. – С. 179.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юдина Татьяна Анатольевна

В статье представлен круг писателей, показавших в своем творчестве Оренбург . Исследуя художественные произведения XIX-XX вв., автор составляет лексический портрет Оренбурга .

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Юдина Татьяна Анатольевна

Символика Оренбургской губернии и ее современная презентационная культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Orenburg In Russian Literature of XIXth - XXth Centuries

In the article it is presented the circle of writers who showed a city Orenburg in their creative work. Investigating the artistic works of XIXth XXth centuries, an author makes the lexical portrait of Orenburg .

ОРЕНБУРГ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-XX вв.

ORENBURG IN RUSSIAN LITERATURE OF XIXth - XXth CENTURIES

В статье представлен круг писателей, показавших в своем творчестве Оренбург. Исследуя художественные произведения XIX-XX вв., автор составляет лексический портрет Оренбурга.

Ключевые слова: Оренбург, лексический портрет города, художественная литература.

In the article it is presented the circle of writers who showed a city Orenburg in their creative work. Investigating the artistic works of XIXth — XXth centuries, an author makes the lexical portrait of Orenburg.

Keywords: Orenburg, lexical portrait of the city, fiction.

Татьяна Анатольевна Юдина

Наиболее плодотворные годы своей жизни провел в Оренбурге В. И. Даль. Во многих повестях, созданных автором в Оренбургском крае, находим факты из истории Оренбурга, сведения о быте и нравах уральских казаков. Так, в повести

Оренбург, как и любой другой город, имеет ряд особенностей, многие из которых нашли отражение в оренбургских произведениях писателей. В художественных текстах мы встречаем различные упоминания об Оренбурге, которые выражаются в описании города, степной природы, исторических событий и памятных мест. Сам топоним Оренбург употребляется в произведениях довольно редко. Зачастую мы определяем, что речь идет об Оренбурге, по каким-либо дета-

лям. В художественных произведениях писателей и поэтов мы находим описания различных городских локусов, явно указывающих на то, что речь идет об Оренбурге.

Оренбург был крупным центром внешней среднеазиатской торговли, а его Меновой двор в степи — международной ярмаркой Востока. Поэтому и описания Менового двора достаточно часто встречаются в оренбургских произведениях авторов: «Посреди прекрасной, необозримой равнины, составляющей часть зауральских окрестностей Оренбурга, представляется взору огромное каменное здание, или, лучше сказать, совокупление зданий, имеющее фигуру продолговатого

Указывает на Оренбург и описание некоторых ярких деталей, например, упоминание об Оренбургском пуховом платке: «Да что о нем говорить ? Всюду он известен, наш красавец. По радио небось каждый день про него поют: И тебя, моя мама, согре-

Это далеко не полный перечень писателей и поэтов, обратившихся в своем творчестве к Оренбургскому краю и сформировавших Оренбургский текст русской литературы. Внимание писателей привлекали необъятные просторы Оренбургского края с его степной природой, интересовала история края — как древняя, когда Оренбург был воротами из Азии в Европу, так и позднейшая, когда обширная территория его была ареной народных движений и восстаний, в том числе крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева.

1. Десятков Г. М. Легенды старого Оренбурга. Калуга, 1994.

2. Машинский С. И. С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М., 1973.

3. Прянишников Н. Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. Чкаловское книжное изд-во, 1956.


Оглавление

  • Культурная жизнь в Оренбуржье во второй половине ХIХ века

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературная жизнь Оренбургского края во второй половине XIX века. Краеведческие материалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Алла Георгиевна Прокофьева, 2016

© Виктория Юрьевна Прокофьева, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Культурная жизнь в Оренбуржье во второй половине ХIХ века

В середине ХIХ в. в Оренбургском крае культурная жизнь протекала достаточно интенсивно и разнообразно и зависела от ряда факторов: общественного движения в стране, региональной политики губернаторов, наличия и действенности культурных сил в регионе, — меняясь не только в течение 10—20 г., но часто через 5—6 лет.

В 1853 году В. Перовский, чтобы обезопасить границы губернии и прекратить нападения кокандцев на мирных жителей, вынужден был совершить ещё один поход (первый, Хивинский, был в 1839), в результате которого взята кокандская крепость Ак-Мечеть и открыт доступ России в Среднюю Азию.

Как обычно, В. Перовским военные задачи решались совместно с научными: были заказаны два парохода для Сыр-Дарьи, приглашенные ученые исследовали Аральское море, его берега и острова.

В Кокандском походе с В. А. Перовским был ещё один востоковед и лингвист — Владимир Владимирович Вельяминов-Зернов (1830 — 1904), впоследствии первый академик-востоковед из числа русских ученых. Ещё учась в Александровском лицее, он проявил интерес к языкам: брал уроки у Павского, у профессоров Петербургского университета (изучал еврейский, персидский, арабский языки), а благодаря совету дяди, Н.В Ханыкова, востоковеда и дипломата, служившего в Оренбурге у В. А. Перовского в 1830-е гг., занялся изучением Востока.

Племянниками В. Перовского (детьми сестры Ольги) были братья Жемчужниковы, вместе с А. К. Толстым создавшие комическую литературную маску Козьмы Пруткова, афоризмы которого известны каждому русскому. Близким другом В. Перовского был знаменитый поэт В. А. Жуковский. Их переписка представляет собой удивительный документ человеческих отношений, трогательной дружбы, длившейся более тридцати лет.

Будучи выдающимся государственным деятелем, военачальником, В. Перовский умел подбирать подчиненных среди умных, талантливых людей, знающих свое дело, обладающих эрудицией, широтой кругозора. Перовскому удавалось вовлекать в круг своей общественной и просветительской деятельности видных ученых, путешественников, дипломатов, художников, писателей (Н.В. и Я. В. Ханыковых, Г. С. Карелина, И. Ф. Бларамберга, А. И. Лемана, Я. В. Виткевича, А. П. Брюллова, В. И. Даля, В. В. Григорьева и др.), многие из которых нередко становились его преданнейшими друзьями. Поражает размах и тщательно продуманная организация этой деятельности. Даже его военным походам обычно сопутствовали научные изыскания, натуралистические наблюдения.

В Хивинском походе вместе с В. Перовским были писатели-ученые В. Даль, Е. Ковалевский, ученые А. Леман, Н. Ханыков и др. Участники Кокандского похода (1853) и подготовки его — известный востоковед и филолог В. В. Григорьев; исследователь Аральского моря, контр-адмирал А. И. Бутаков (переводчик романов Диккенса); путешественник, военный инженер, топограф И.Ф Бларамберг; востоковед В. В. Вельяминов-Зернов, географ и историк А. И. Макшеев, поэт А. Н. Плещеев и др.

Единомышленники В. Перовского, обычно долгое время служившие в Оренбургском крае, оставили после себя исследования этих мест, мемуары. Интересны для оренбуржцев воспоминания прожившего в Оренбурге с 1841 г. 15 лет Ивана Федоровича Бларамберга 3 . Его дети, родившиеся в Оренбурге, внесли определенный вклад в русскую культуру: дочь Елена стала писательницей (псевдоним Ардов — из букв фамилии Полины Виардо, в доме у которой был написан первый рассказ Е. Бларамберг), сын Павел — композитором, автором музыки к текстам М. Ю. Лермонтова, А. Н. Островского.

В 1841 — 1847 гг. в Оренбурге служил смотрителем Оренбургского военного госпиталя отец поэта Д. Д. Минаева, тоже поэт — Д. И. Минаев.

В Оренбургском губернском правлении в 1847—48 гг. был чиновником П. П. Пекарский, историк литературы, автор работ о Ломоносове, Рычкове.

Читайте также: