Народы россии вепсы сообщение

Обновлено: 30.06.2024

До середины 20 века народ населял только юго-восточную часть Республики Карелия. Позже, из-за миграционных процессов, количество представителей народа в столице республики резко выросло.

Вепсы – малый народ с большой историей

Вепсы принадлежат к малочисленным этносам Северо – Запада России. В 500 году до н.э. относились к финнам, жили в Межозерье – территория между большими озерами: Ладожским, Онежским, Белым. Сегодня они проживают разобщено в Республике Карелия Прионежского района, нескольких районах Вологодской, Ленинградской областей.
Вепсы этнические жители северо-запада России. По географическому признаку делятся на – южных, средних, северных. Обособленно стали обитать к концу первого тысячелетия. До середины XVIII местом проживания была Карелии, берег Онежского озера, село Шокша.

Название

  • южные, проживают на южных склонах Вепсовской возвышенности;
  • северные (прионежские), живут на юго-западе Онежского озера;
  • средние (оятские), населяют верхнее, среднее течение реки Оять, районы истоков рек Паша, Капша.

Вепсский язык Редактировать

Вепсский язык относится к балтийско-финляндской группе фино-угорских языков. Согласно местонахождению людей, он делится на три основных диалекта: северный, центральный и южный . Северный диалект несколько отличается от других, но тем не менее члены разных диалектных групп могут понимать друг друга.

Начало 20-го века было действительно многообещающим для вепсов и даже вызвало народное пробуждение людей. Это подтвердилось официальной советской национальной политикой того времени: были сформированы 24 административных единицы со статусом национальных сельских советов, часть которых была объединена в два национальных района: Видла (Винницы) в Ленинградской области и Шутъярве (Шелтозеро) в Карельскую автономную республику. Были созданы школы с изучением языка вепсов, и на основе диалекта центральных вепсов возник вепсский письменный язык. Департамент меньшинств, созданный в Ленинградском окружном совете, занимался составлением вепсского письменного языка, и к нему присоединился так называемый новый алфавит. Была разработана система орфографии, аналогичная системе латинского алфавита, созданная для карелов Твери. Первая книга была праймером (1932). Всего было напечатано более 30 книг на языке вепсов (в основном, учебники для начальных школ). Основными составителями или переводчиками учебников были преподаватели: М. Хямяляйнен и Ф. Андреев. Сформирована образовательная система для национальных сотрудников. Шестьдесят вепсов начали учебу в педагогическом училище Лодейного поля. К 1934 году все школы для вепсов были снабжены учебниками на родном языке. Финский язык был назначен школьным языком для äänisjärve Veps (в Карелии). В результате упорной борьбы со стороны интеллигенции и родителей, язык вепсов был принят, но это продолжалось всего два месяца.

Численность

Вепсов еще называли – бепся, дюдиникад, вепспайне, вепсь. До революции 1917 этот этнос назывался — чудь.
Общее число жителей регрессивно изменялось:
Годы Численность (человек)
1896 — 25 285
1927 — 32 775
1939 — 32 054
1959 — 18 400
1970 — 8 281
1979 — 8 094
1989 — 12 501
2002 — 8240
Перепись 2010 — число вепсов России составило – 5936 человек. С увеличением миграции увеличилось их число в столице Карелии:

Миграция вепсов в Петрозаводск

Год Средний процент вепсов
1927 — 1,2%
1938 — 25,2%
1971 — 44,1%
1988 — 51,7%
2002 — 55,7%
1994 — Вепсская волость создана в Прионежского районе. Но муниципальная реформа 2006 года упразднила её, сейчас на территории Карелии находятся три сельских поселения вепсов — Шокшинское, Шелтозерское, Рыборецкое.

Политика ассимиляции Редактировать

Были закрыты школы, сожжены учебники, учителя посажены в тюрьму, а некоторые этнические интеллектуалы даже погибли из-за своей национальности (среди них этнограф вепсов Степан Макарьев). Национальные округа были упразднены (в Ленинградской области в 1939 году, в Карельском АССР в 1956) и были разбросаны между Карельской АССР, Ленинградской и Вологодской областями. В 1937 году сельские советы вепсов были лишены своего национального статуса. Вепсы Шимъярва в отчаянии покинули свои дома и поселились в деревнях и городах вокруг Äänisjärve. Такая злонамеренная национальная политика привела к вымиранию многих деревень. Инфраструктура распалась, рабочие места сократились, магазины закрылись, медицинские услуги стали недоступны.

Основные занятия

Земледелие – основное занятием, возводили зерновые. Выращивали огородные культуры – морковь, картофель, свеклу, репу, капусту. Охота, животноводство, рыбная ловля, сбор даров леса был большой помощью семьей. С XVIII века получили развитие лесозаготовка, бурлачество, сплав на реках, гончарное ремесло, разработка декоративного камня.

Жизнь вепсов в 1970 — 1980-е гг. Редактировать

В послевоенный период молодое поколение вепсов начало массовую миграцию в города, перейдя в российскую лингвистическую и культурную среду. Следует отметить, что данные переписей 1970 и 1979 годов не являются общими и, скорее, отражают произвольную власть и выбор чиновников при регистрации гражданства людей. В удостоверениях личности и домашних реестрах сельских советов национальность вепсов была подделана. Мотивация была связана с пожеланиями высшей власти, но отчасти это был страх вепсов — признавать себя вепсами.

В 1983 году по инициативе национальных ученых было проведено расследование, которое показало, что на самом деле в Советском Союзе было почти 13 000 вепсов, из которых 5600 проживали в Карелии, 4000 в Ленинградской области и чуть менее 1000 в Вологодской области . Однако это не было поводом для восторга. В деревнях было мало молодых людей этих меньшинств. Большая часть вепс-говорящего населения старше 40 лет осталась в Ленинградской и Вологодской области. С 1930-х годов переселенцы из других частей России систематически направлялись в район Äänis-Veps, который уменьшил процент вепсов на местном уровне в среднем на 50%; в двух сельских советах в районе Шоутъярве вепсы уже были меньшинством. Молодые вепсы и их дети, которые мигрировали в города, были потеряны для нации. Чувство национальной идентичности снизошло, и надежды на будущее были равны нулю. В 1983 году костяк нации вепсов ломался. Национальная политика нынешней эпохи реформ еще не оказала ощутимого влияния на вепсов. Национальный район был восстановлен в регионе Карельской АСР, но любые стремления к формированию административной единицы, включающей все нынешние поселения вепсов, до сих пор встречали сильное сопротивление со стороны русских.

В 1989 году было сформировано культурное общество Вепсов, с целью возрождения чувства идентичности этой коренной народности и повышения уважения к их языку, истории и культуре. Власти Ленинградской и Вологодской областей в этот момент все еще не понимали необходимости поддержания вепсов и их культуры. Сохранение вепсов, как отдельной народности и восстановление их культуры возможно только в том случае, если вепсы переоценят свои приоритеты и укрепят свою национальную идентичность.

Духовность

Православные христиане, почитают обряды, основанный на церковном календаре. Почитаемые праздники — Пасха, Рождество, Троица, Иванов, Егоров день. Но у вепсов многое сохранилось от язычества, они почитают медведя, волка, ястреба, щуку, хозяина леса. Существует поверья о водяном, домовом.
Большая часть обрядов свадебных, родильных, поминальных исполняется родным и русским языком. Фольклор богат во всех его проявлениях. Устное народное творчество представлено частушками, колыбельными песнями, пословицами, сказками, лирическими песнями. История жизни героя по имени Вир лежит в основе вепсского эпоса.
Кантеле – музыкальный инструмент, похож на гармонь, но с минорным музыкальным ладом, собирал в праздники молодежь, детей. Декоративно – прикладное искусство богато, разнообразно: плетением бересты, вышивка, гончарное творчество, резьба по дереву, глиняные скульптурами малых форм.
1980 — стал началом возрождения вепсской культуры, языка, образования, литературы. 1992 год в Петрозаводске организуют общество вепсской культуры, издается газета, проходят традиционные вепсские праздники, фестивали творчества.

Религия

Народ считал, что вокруг них есть живая сила, с которой нужно жить в мире. Вепсы создали целую систему отношений к этой силе в виде примет, обрядов, заговоров, заклинаний. Живая сила в представлении народа делится на 3 группы:

  • духи предков;
  • духи природы;
  • чужие злые духи.


У вепсов до сих пор существует сочетание двух мировоззрений: христианского и языческого. Самым главным из всех духов был хозяин леса. Вепсы верили, что он живет вместе со своей женой, иногда с детьми. Представляли его высоким мужчиной, одетым в запахнутый налево балахон, подпоясанный красным кушаком. Когда вепсы приходили в лес, сначала делали духу жертвоприношение. Они верили, что если этого не сделать, дух не только нашлет неудачу, но и заведет в чащобу, откуда не выбраться. На провинившихся дух насылал болезни, диких зверей, оставлял без добычи на охоте. Охотники бросали в первый куст, расположенный по левую руку, зерна овса, перья, мелкие, не медные монеты. Чтобы не рассердить духа, в лесу нельзя было ругаться, разорять муравейники, птичьи гнезда, рубить без необходимости кусты, деревья. Если ходили за грибами, ягодами, уходя из леса, всегда оставляли духу часть собранного на пне, у перекрестка дорог.

Еще верили в дворового, хлевяного, гуменного, банного хозяев. Их всех тоже представляли в виде мужчин, у которых есть семьи. К воде относились как к живому существу, верили, что там живет дух воды. За неуважение он мог утопить, наслать болезни, не дать рыбы. Нельзя было мыть в воде сапоги, кидать туда предметы, мусор. Перед ловлей рыбы в воду опускали яйцо — жертвоприношение для духа.

Внешность

Традиционная одежда 19-20 веков имела много общего с северно-русской, карельской. Шили вещи из льняной, домотканой шерстяной, полушерстяной материи, позже стали использовать фабричные шелковые, хлопчатобумажные ткани.

Мужчины носили льняную рубаху-косоворотку, полосатые, светлые штаны. Дополнением к костюму был шейный платок. Жених на свадьбу надевал белую рубашку, белые порты с бахромой, украшенные красной вышивкой. Обязательным элементом костюмов мужчин и женщины были плетеные, тканые, длинные пояса с кистями на концах.

Зимой носили кофты, балахоны, кафтаны, тулупы, зипуны из полушерстяных, шерстяных тканей. На головной убор женщины сверху надевали теплые платки. Из обуви мужчины и женщины носили сапоги, летом во время работы — лапти из бересты. Носки, рукавицы вепсы до сих пор вяжут специфическим способом, с помощью одной иглы.


Жизнь

Ранее существовали территориальные объединения, на смену которым пришли сельские общины (суйм), существование которых длилось до 1917 года. Границы каждой общины совпадали с границами погостов. Во владении общины были леса, сенокосы, рыболовные угодья, коллективные пастбища. Община занималась распределением земель, наймом людей на работу, общественными строительными, ремонтными, сельскохозяйственными работами. Во время схода община выбирала старост, приходских священников, секретарей общины, сборщиков казенных налогов. В ее обязанности входило разрешать споры, помогать вдовам, малоимущим, собирать деньги на нужды общины.

Община-погост являлась частью религиозной структуры, у нее был свой часовенный, церковный приход, свое кладбище, праздники. Община определяла общественное мнение, религиозно-нравственные указания, обрядово-ритуальное повседневное поведение своих членов.

До середины 1930-х годов народ жил большими поколенными семьями, в которых руководил старейший мужчина, отец или дед. Его супруга смотрела за всем скотом, кроме лошадей, за домом, занималась приготовлением пищи, пошивом одежды, ткачеством. В начале 20 века семьи в основном были малыми, в некоторых регионах продолжали существовать неразделенные большие. Существовало у вепсов примачество — прием постороннего человека в крестьянский двор, которому давали права, как у всех членов. Распространялось такое в основном в зажиточных семьях, где положение примака было весьма зависимым.

Старшие сыновья уходили жить отдельно, младшие оставались с родителями. Северные вепсы нередко занимались отходническими промыслами, в результате чего женщина часто играла важную роль в семье.

Девушка, выходя замуж, получала приданое от родителей: утварь, одежду, ткани, скот. У вдовы было право на возврат приданого, если у нее не было детей, она могла получить пожилое — заработок за годы, прожитые в семье мужа. Вместе с браком по сватовству, существовала и другая его форма — самоходкой.


Занятия

Традиционные занятия народа связаны с сельским хозяйством. До 20 века основным было земледелие. Сочетали подсеку с трехпольем. Выращивали овес, ячмень, рожь, горох, бобы, лен, хмель, репу, в небольшом количестве пшеницу. Позже начали сажать брюкву, лук, редьку, морковь, картофель, капусту. Подсобную роль играло животноводство, которое сильно не развивалось по причине нехватки сенокосных угодий. Вепсы разводили овец, коров, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Во второй половине 18 века развилось отходничество. Мужчины уходили на лесозаготовки, сплав, занимались бурлачеством. Гончарный промысел был развит на реке Оять. Оятская керамика получила большую известность в 19 веке, ее даже вывозили в Финляндию. В советское время начали заниматься промышленной разработкой строительного декоративного камня, скот разводили для продажи молока, мяса. Мужчины мастерили изделия из бересты, дерева, плели из корней ивы, ели, делали кухонную утварь, предметы рукоделия, которые украшали резьбой. Женщины ткали, шили, вышивали. Было среди северных вепсов немало искусных ремесленников. Они изготавливали изделия из серебра, оружие, винтовки.


Культура

Фольклор у вепсов на русском и родном языках. Распространены различные жанры:

  • сказки-анекдоты;
  • волшебные, легендарные сказки;
  • сказки о животных;
  • загадки;
  • пословицы;
  • предания;
  • былички;
  • потешки;
  • дразнилки.

Существуют заговоры (магические, лечебные, оградительные, промысловые), во время их исполнения всегда проводились магические действия с использованием соли, воды, сахара, табака, вина, веников, полотенец.

Помимо лирических, свадебных, плясовых, протяжных, колыбельных, игровых песен, существуют лесные, календарные выкрики, песни-романсы, короткие песенки.

Специфический жанр вепсов — короткие песни со стихом в четыре строки, с протяжным, медленным напевом. Исполняли их обычно женщины, девушки на вепсском, русском языках во время сбора малины, на сенокосе. Сегодня старинные песни исполняют в основном, пожилые женщины, которые образуют ансамбли до 10 человек. Из музыкальных инструментов распространена гармонь, кантеле — струнный щипковый инструмент.

В 1967 году был основан Шелтозерский вепсский этнографический музей. Это единственный музей в России, который представляет духовную, материальную культуру народа. Он является филиалом Карельского государственного краеведческого музея. В фонде музея более 7 000 предметов этнографического характера. Основная часть собрана в селах Карелии, вепсских деревнях.


Традиции

У вепсов существуют обряды, связанные с запретами для беременной женщины, защитой новорожденного от сглаза, лечением детей при некоторых болезнях народными средствами. Заговоры проводили с использованием соли, воды. Сватовство устраивается по ночам, на свадьбе молодые должны съесть пирог-рыбник.

По сей день сохранились обряды погребения, обрядности. Хоронят усопших только в белой, стираной одежде, с поясом. Люди верят, что красная вышивка или элемент этого цвета приведут к тому, что покойный на том свете будет мучиться. Распространены веселые похороны, которые проводятся по желанию усопшего. Во время похорон, на поминках играют на музыкальных инструментах, поют любимые песни покойного. По дороге на кладбище с гробом, первому встречному дают подношение. Если умер мужчина, подают пирог на полотенце, если женщина — на платке. В начале 20 века до 40-го дня в могилу втыкали палку и только потом устанавливали крест. У средних вепсов могилу иногда накрывали широкой доской. Южные на могилы детей устанавливали можжевеловые деревца вместо крестов.

Широко распространены у народа поверья, приметы. Среди деревьев вепсы почитают ель, ольху, можжевельник, рябину. Существуют древние преставления о ястребе, ласточке, бекасе, медведе, волке, змейке счастья, щуке.


Много поверий связано со строительством дома. В новое жилище первой впускали кошку, которая ночевала там первую ночь, потому что вепсы верили, что первым умрет тот, кто обживает жилище первый. Затем в дом входил глава семьи с иконой, хлебом в руках. За ним шла жена с кошкой и петухом. Их выпускали, если петух кукарекал, это к счастливой жизни, молчание расценивали как скорую смерть хозяина. Из старого дома в новый приносили горшок с горящими углями. Верили, что так жизнь будет богаче, теплее. На тропе дом никогда не строили, считали, что это к смерти хозяина.

У многих элементов костюма были обрядовые функции, пояса служили оберегами, носили их постоянно. Новобрачные боялись порчи, для защиты подпоясывались под одеждой рыболовной сетью, с завернутой в нее челюстью щуки. Распространен был обычай, во время которого молодую невесту вытирают подолом рубахи свекрови, чтобы привить послушание. Новорожденных заворачивают в рубаху отца или матери, чтобы усилить родительскую любовь.

Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 22470
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Вепсы — финно-угорский малочисленный народ Карелии. В 2006 году был включен в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока, Сибири, Российской Федерации.

Ученые до конца не выяснили происхождение вепсов. Предполагается, что они произошли в процессе формирования других прибалтийско-финских народов, отселились от них и расселились на юго-востоке Приладожья.

Где живут

До середины 20 века народ населял только юго-восточную часть Республики Карелия. Позже, из-за миграционных процессов, количество представителей народа в столице республики резко выросло.

Сегодня народность проживает в Российской Федерации, в основном на территории Карелии. Представители вепсов живут в Ленинградской, Вологодской, Мурманской, Кемеровской областях, Санкт-Петербурге, на Украине, в Эстонии, Белоруссии.

Название

  • южные, проживают на южных склонах Вепсовской возвышенности;
  • северные (прионежские), живут на юго-западе Онежского озера;
  • средние (оятские), населяют верхнее, среднее течение реки Оять, районы истоков рек Паша, Капша.

Численность

В России живет около 5936 вепсов, из них на Карелию приходится 3423 человека.


Вепсский принадлежит к финно-угорской ветви уральских языков, прибалтийско-финской подгруппе. В языке выделяют 3 диалекта:

Существуют в вепсском переходные говоры. Язык используется народом в основном в быту.

В 1932 году была создана вепсская письменность, которая до 1937 существовала на латинской графике. В конце 1980-х письменность стали использовать и на кириллице. Сегодня она принята на латинской основе.

Религия

Народ считал, что вокруг них есть живая сила, с которой нужно жить в мире. Вепсы создали целую систему отношений к этой силе в виде примет, обрядов, заговоров, заклинаний. Живая сила в представлении народа делится на 3 группы:

У вепсов до сих пор существует сочетание двух мировоззрений: христианского и языческого. Самым главным из всех духов был хозяин леса. Вепсы верили, что он живет вместе со своей женой, иногда с детьми. Представляли его высоким мужчиной, одетым в запахнутый налево балахон, подпоясанный красным кушаком. Когда вепсы приходили в лес, сначала делали духу жертвоприношение. Они верили, что если этого не сделать, дух не только нашлет неудачу, но и заведет в чащобу, откуда не выбраться. На провинившихся дух насылал болезни, диких зверей, оставлял без добычи на охоте. Охотники бросали в первый куст, расположенный по левую руку, зерна овса, перья, мелкие, не медные монеты. Чтобы не рассердить духа, в лесу нельзя было ругаться, разорять муравейники, птичьи гнезда, рубить без необходимости кусты, деревья. Если ходили за грибами, ягодами, уходя из леса, всегда оставляли духу часть собранного на пне, у перекрестка дорог.

Еще верили в дворового, хлевяного, гуменного, банного хозяев. Их всех тоже представляли в виде мужчин, у которых есть семьи. К воде относились как к живому существу, верили, что там живет дух воды. За неуважение он мог утопить, наслать болезни, не дать рыбы. Нельзя было мыть в воде сапоги, кидать туда предметы, мусор. Перед ловлей рыбы в воду опускали яйцо — жертвоприношение для духа.

Из жидких блюд едят похлебки, различные супы:

  • овощные
  • мясные
  • грибные
  • рыбные
  • щи с крупой, картофелем, щавелем.


Во время голода щи готовили с крапивой. В лесу собирали ягоды, грибы, из овощей самым популярным в кухне вепсов была репа. Ели ее в пареном, сыром, вяленом, сушеном виде. С 19 века в рационе народа постепенно начал появляться картофель. Любят вепсы блюда из рыбы. Ее жарят, вялят, добавляют в супы. Уху варят только из свежей рыбы. Зимой готовят суп из мелкой сушеной рыбки сущика.

Мясо ели редко, забивали скот поздно осенью, мясо солили в бочках. Употребляли мясо домашних животных, дичь, добытую во время охоты. Вяленое мясо хранили до 2 лет, варили из него холодец, суп.

На поминки готовят кутью, овсяной густой кисель. Раньше кутью делали из ржаных, пшеничных вареных зерен с добавлением сахара, сегодня используют покупной рис.

Из напитков употребляют квас, молоко, сыворотку, чай. Раньше этот напиток пили только в праздники. Кисель варят из ржаных, овсяных отрубей. На праздники стол вепсов более разнообразен. Каждая хозяйка старается приготовить лучшие блюда. На каждый праздник обязательно варили пиво. У северных вепсов пиво варили только для очень важных случаев, например, на свадьбу. Для этого специально звали пивоваров. Очень редко народ употреблял водку, вино. Завтрак все женщины готовили только после утреннего ухода за скотом. По утрам ели мучные изделия, каши. Потом следующий прием пищи был в 11 часов дня. Обед через 1-2 часа после полудня, ужинали вечером после работы. За стол всегда первым садится хозяин, он режет хлеб. Если раньше из общей посуды. Строго запрещено за столом ругаться, смеяться.


Внешность

Традиционная одежда 19-20 веков имела много общего с северно-русской, карельской. Шили вещи из льняной, домотканой шерстяной, полушерстяной материи, позже стали использовать фабричные шелковые, хлопчатобумажные ткани.

Мужчины носили льняную рубаху-косоворотку, полосатые, светлые штаны. Дополнением к костюму был шейный платок. Жених на свадьбу надевал белую рубашку, белые порты с бахромой, украшенные красной вышивкой. Обязательным элементом костюмов мужчин и женщины были плетеные, тканые, длинные пояса с кистями на концах.

Зимой носили кофты, балахоны, кафтаны, тулупы, зипуны из полушерстяных, шерстяных тканей. На головной убор женщины сверху надевали теплые платки. Из обуви мужчины и женщины носили сапоги, летом во время работы — лапти из бересты. Носки, рукавицы вепсы до сих пор вяжут специфическим способом, с помощью одной иглы.


Жизнь

Ранее существовали территориальные объединения, на смену которым пришли сельские общины (суйм), существование которых длилось до 1917 года. Границы каждой общины совпадали с границами погостов. Во владении общины были леса, сенокосы, рыболовные угодья, коллективные пастбища. Община занималась распределением земель, наймом людей на работу, общественными строительными, ремонтными, сельскохозяйственными работами. Во время схода община выбирала старост, приходских священников, секретарей общины, сборщиков казенных налогов. В ее обязанности входило разрешать споры, помогать вдовам, малоимущим, собирать деньги на нужды общины.

Община-погост являлась частью религиозной структуры, у нее был свой часовенный, церковный приход, свое кладбище, праздники. Община определяла общественное мнение, религиозно-нравственные указания, обрядово-ритуальное повседневное поведение своих членов.

До середины 1930-х годов народ жил большими поколенными семьями, в которых руководил старейший мужчина, отец или дед. Его супруга смотрела за всем скотом, кроме лошадей, за домом, занималась приготовлением пищи, пошивом одежды, ткачеством. В начале 20 века семьи в основном были малыми, в некоторых регионах продолжали существовать неразделенные большие. Существовало у вепсов примачество — прием постороннего человека в крестьянский двор, которому давали права, как у всех членов. Распространялось такое в основном в зажиточных семьях, где положение примака было весьма зависимым.

Старшие сыновья уходили жить отдельно, младшие оставались с родителями. Северные вепсы нередко занимались отходническими промыслами, в результате чего женщина часто играла важную роль в семье.

Девушка, выходя замуж, получала приданое от родителей: утварь, одежду, ткани, скот. У вдовы было право на возврат приданого, если у нее не было детей, она могла получить пожилое — заработок за годы, прожитые в семье мужа. Вместе с браком по сватовству, существовала и другая его форма — самоходкой.


Занятия

Традиционные занятия народа связаны с сельским хозяйством. До 20 века основным было земледелие. Сочетали подсеку с трехпольем. Выращивали овес, ячмень, рожь, горох, бобы, лен, хмель, репу, в небольшом количестве пшеницу. Позже начали сажать брюкву, лук, редьку, морковь, картофель, капусту. Подсобную роль играло животноводство, которое сильно не развивалось по причине нехватки сенокосных угодий. Вепсы разводили овец, коров, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Во второй половине 18 века развилось отходничество. Мужчины уходили на лесозаготовки, сплав, занимались бурлачеством. Гончарный промысел был развит на реке Оять. Оятская керамика получила большую известность в 19 веке, ее даже вывозили в Финляндию. В советское время начали заниматься промышленной разработкой строительного декоративного камня, скот разводили для продажи молока, мяса. Мужчины мастерили изделия из бересты, дерева, плели из корней ивы, ели, делали кухонную утварь, предметы рукоделия, которые украшали резьбой. Женщины ткали, шили, вышивали. Было среди северных вепсов немало искусных ремесленников. Они изготавливали изделия из серебра, оружие, винтовки.


Жилище

В древности жили в срубных полуземлянках с очагом. Позже начали строить амбары для продуктов, хозяйственные постройки, ригу для молотьбы зерна, хлев, баню по-черному. Строили бани в основном северные вепсы, средние и южные долгое время парились, мылись в домашних печах.

Традиционное вепсское жилище — деревянная изба с каменным срубом, объединенная с хозяйственными постройками. В начале 20 века стало традицией делать пятистенки с продольным перерубом, строить двухэтажные дома. Появились новые варианты планировки избы. Особенностью вепсского дома является угловое соединение построек, отсутствие открытого крыльца, четное количество окон. В больших домах верхний этаж занимало помещение, где хранили сено, различный инвентарь. Снаружи к нему делали бревенчатый въезд. Внизу на первом этаже были жилые комнаты, объединенный с жилищем под прямым углом хлев. Крыши покрывали дранкой, берестой, обстановка внутри дома была самой простой. Из мебели были деревянный стол, лавки, кровать, колыбелька, русская печь, лохань с рукомойником. Слева или справа от входа ставили печь, над ней подвешивали котел на шестке. Около печи был вход в подпол.

Северные вепсы украшали наличники домов изображением антропоморфных женских фигур — покровительниц дома. В конце 19 века начали расписывать масляными красками ставни, двери.


Культура

Фольклор у вепсов на русском и родном языках. Распространены различные жанры:

  • сказки-анекдоты;
  • волшебные, легендарные сказки;
  • сказки о животных;
  • загадки;
  • пословицы;
  • предания;
  • былички;
  • потешки;
  • дразнилки.

Существуют заговоры (магические, лечебные, оградительные, промысловые), во время их исполнения всегда проводились магические действия с использованием соли, воды, сахара, табака, вина, веников, полотенец.

Помимо лирических, свадебных, плясовых, протяжных, колыбельных, игровых песен, существуют лесные, календарные выкрики, песни-романсы, короткие песенки.

Специфический жанр вепсов — короткие песни со стихом в четыре строки, с протяжным, медленным напевом. Исполняли их обычно женщины, девушки на вепсском, русском языках во время сбора малины, на сенокосе. Сегодня старинные песни исполняют в основном, пожилые женщины, которые образуют ансамбли до 10 человек. Из музыкальных инструментов распространена гармонь, кантеле — струнный щипковый инструмент.

В 1967 году был основан Шелтозерский вепсский этнографический музей. Это единственный музей в России, который представляет духовную, материальную культуру народа. Он является филиалом Карельского государственного краеведческого музея. В фонде музея более 7 000 предметов этнографического характера. Основная часть собрана в селах Карелии, вепсских деревнях.


Традиции

У вепсов существуют обряды, связанные с запретами для беременной женщины, защитой новорожденного от сглаза, лечением детей при некоторых болезнях народными средствами. Заговоры проводили с использованием соли, воды. Сватовство устраивается по ночам, на свадьбе молодые должны съесть пирог-рыбник.

По сей день сохранились обряды погребения, обрядности. Хоронят усопших только в белой, стираной одежде, с поясом. Люди верят, что красная вышивка или элемент этого цвета приведут к тому, что покойный на том свете будет мучиться. Распространены веселые похороны, которые проводятся по желанию усопшего. Во время похорон, на поминках играют на музыкальных инструментах, поют любимые песни покойного. По дороге на кладбище с гробом, первому встречному дают подношение. Если умер мужчина, подают пирог на полотенце, если женщина — на платке. В начале 20 века до 40-го дня в могилу втыкали палку и только потом устанавливали крест. У средних вепсов могилу иногда накрывали широкой доской. Южные на могилы детей устанавливали можжевеловые деревца вместо крестов.

Широко распространены у народа поверья, приметы. Среди деревьев вепсы почитают ель, ольху, можжевельник, рябину. Существуют древние преставления о ястребе, ласточке, бекасе, медведе, волке, змейке счастья, щуке.


Много поверий связано со строительством дома. В новое жилище первой впускали кошку, которая ночевала там первую ночь, потому что вепсы верили, что первым умрет тот, кто обживает жилище первый. Затем в дом входил глава семьи с иконой, хлебом в руках. За ним шла жена с кошкой и петухом. Их выпускали, если петух кукарекал, это к счастливой жизни, молчание расценивали как скорую смерть хозяина. Из старого дома в новый приносили горшок с горящими углями. Верили, что так жизнь будет богаче, теплее. На тропе дом никогда не строили, считали, что это к смерти хозяина.

У многих элементов костюма были обрядовые функции, пояса служили оберегами, носили их постоянно. Новобрачные боялись порчи, для защиты подпоясывались под одеждой рыболовной сетью, с завернутой в нее челюстью щуки. Распространен был обычай, во время которого молодую невесту вытирают подолом рубахи свекрови, чтобы привить послушание. Новорожденных заворачивают в рубаху отца или матери, чтобы усилить родительскую любовь.

Вепсы принадлежат к малочисленным этносам Северо – Запада России. В 500 году до н.э. относились к финнам, жили в Межозерье – территория между большими озерами: Ладожским, Онежским, Белым. Сегодня они проживают разобщено в Республике Карелия Прионежского района, нескольких районах Вологодской, Ленинградской областей.
Вепсы этнические жители северо-запада России. По географическому признаку делятся на – южных, средних, северных. Обособленно стали обитать к концу первого тысячелетия. До середины XVIII местом проживания была Карелии, берег Онежского озера, село Шокша.

Численность

Вепсов еще называли – бепся, дюдиникад, вепспайне, вепсь. До революции 1917 этот этнос назывался — чудь.
Общее число жителей регрессивно изменялось:
Годы Численность (человек)
1896 — 25 285
1927 — 32 775
1939 — 32 054
1959 — 18 400
1970 — 8 281
1979 — 8 094
1989 — 12 501
2002 — 8240
Перепись 2010 — число вепсов России составило – 5936 человек. С увеличением миграции увеличилось их число в столице Карелии:

Миграция вепсов в Петрозаводск

Год Средний процент вепсов
1927 — 1,2%
1938 — 25,2%
1971 — 44,1%
1988 — 51,7%
2002 — 55,7%
1994 — Вепсская волость создана в Прионежского районе. Но муниципальная реформа 2006 года упразднила её, сейчас на территории Карелии находятся три сельских поселения вепсов — Шокшинское, Шелтозерское, Рыборецкое.

Основные занятия

Земледелие – основное занятием, возводили зерновые. Выращивали огородные культуры – морковь, картофель, свеклу, репу, капусту. Охота, животноводство, рыбная ловля, сбор даров леса был большой помощью семьей. С XVIII века получили развитие лесозаготовка, бурлачество, сплав на реках, гончарное ремесло, разработка декоративного камня.

Духовность

Православные христиане, почитают обряды, основанный на церковном календаре. Почитаемые праздники — Пасха, Рождество, Троица, Иванов, Егоров день. Но у вепсов многое сохранилось от язычества, они почитают медведя, волка, ястреба, щуку, хозяина леса. Существует поверья о водяном, домовом.
Большая часть обрядов свадебных, родильных, поминальных исполняется родным и русским языком. Фольклор богат во всех его проявлениях. Устное народное творчество представлено частушками, колыбельными песнями, пословицами, сказками, лирическими песнями. История жизни героя по имени Вир лежит в основе вепсского эпоса.
Кантеле – музыкальный инструмент, похож на гармонь, но с минорным музыкальным ладом, собирал в праздники молодежь, детей. Декоративно – прикладное искусство богато, разнообразно: плетением бересты, вышивка, гончарное творчество, резьба по дереву, глиняные скульптурами малых форм.
1980 — стал началом возрождения вепсской культуры, языка, образования, литературы. 1992 год в Петрозаводске организуют общество вепсской культуры, издается газета, проходят традиционные вепсские праздники, фестивали творчества.

Поселения и жилища

Расположение жилищ, усадеб определялось линиями озер, рек. Жилища сохраняют традиционный интерьер русской избы с разницей, что печь является центром строения.

Вепсский язык классифицируют к языковой ветви прибалтийско – финской. Четко выражены три языковых диалекта по местам проживания. До 1930 письменность была на основе латиницы, а спустя семь лет была неудачная попытка перевести на кириллицу, но ни одной книги в такой редакции не вышло. Алфавит с кириллицей сейчас не востребован, хотя официально существуют 2 вида алфавита. За всю историю вепсского языка вышло 70 книг, учебники и пособия. Сейчас он преподается в Финско – угорской школе в столице, а также в нескольких ВУЗах Карелии.

Любимым блюда — рыбные, её жарили, вылили, сушили, варили. Уха — летом из свежей рыбы, а зимой — из сушеной. Первые блюд готовили мясные, грибные супы, похлебки, щи со щавелем. Хлеб пекли из зерновых культур, выращенных семьей. Открытые пироги ягодные, грибные, рыбные были любимыми лакомствами. Пища богата мясом животных, выращенных дома и дичью. Мясо вялили по специальным рецептам, хранилось оно около двух лет. Варили пиво к особым праздничным событиям.
В качестве послесловия
На Земле живет порядка 7 миллиардов человек, около 2 тысяч народностей. У каждого, даже самого маленького этноса такого, как вепсы — своя история, традиции, ценности, язык, образ жизни, которые чтят и берегут свою самобытность.

Анна Анхимова печёт вепсские калитки (как у бабушки) в музее

Анна Анхимова печёт вепсские калитки (как у бабушки) в музее "Кижи". Фото: Музей "Кижи" / Игорь Георгиевский

Словене и кривичи — предки современных русских и белорусов. Чудью русские летописцы называли финно-угорские племена (некоторые из них дали начало современным финнам и карелам). Ну а весь — это нынешние вепсы, уже тогда известные как отдельное племя.




Историки предполагают, что вепсы обособились от других прибалтийско-финских народов примерно во второй половине первого тысячелетия и расселились на юго-восточном побережье Ладоги.

Александр Пашков. Фото:

Александр Пашков, доктор исторических наук:

— В конце первого тысячелетия происходят серьезные этнические процессы. Славяне успешно продвигаются на север, а север весь заселен финно-угорскими народами. Продвижение вполне мирное: земли много, да и численностью славяне превосходили, даже при желании им было бы трудно дать отпор.

Народы смешиваются. Вепсы остаются на южной границе финно-угорского мира, остаются на столетия — охотятся и рыбачат, с соседями-карелами живут мирно.

Народ

Вепсы — народ более монолитный, чем карелы. Как жили традиционно между озерами, так и живут до сих пор. В Ленинградской области, в Вологодской и в Карелии. В Карелии — на юго-западном побережье Онежского озера (Шелтозеро, Вехручей, Каскесручей, Рыбрека).

Начало XX века для вепсов было многообещающим: в рамках советской национальной политики в стране создавались национальные сельские советы, в Видле (Винницах) в Ленинградской области и в Шутъярве (Шелтозере) в Карелии их объединили в национальные округа. Появились школы с преподаванием на вепсском языке.

Создавался письменный вепсский, разработали систему орфографии, аналогичную системе латинского алфавита, созданной для карелов Твери. Напечатали 30 книг на вепсском языке, в основном учебники для начальных школ.

К 1934 году все школы для вепсов были снабжены учебниками на родном языке. 60 студентов вепсской национальности начали учебу в педагогическом училище Лодейного Поля. Но продолжалось это недолго.

Вепсская семья. Фото: Национальный архив Республики Карелия

Вепсская семья. Фото: Национальный архив Республики Карелия

Уже в 1937 году (в рамках борьбы с национализмом) политику пересмотрели: меньшинства было решено ассимилировать, причем ускоренными методами. Школы закрыли, учебники сожгли, заработала машина репрессий. На вепсском теперь говорили только дома — боялись.

В 1937-м сельские советы вепсов лишили национального статуса. Люди перебирались в город, многие деревни вымерли: инфраструктура распалась, рабочие места сократили, магазины закрыли, медицинские услуги стали недоступны. Национальные округа упразднили (в Ленинградской области — в 1939 году, в Карельской АССР — в 1956-м).

После войны жители вепсских деревень (молодежь) продолжает переезжать в город и переходит в русскую лингвистическую и культурную среду. Ассимиляция идет уже не насильственным — естественным путем. Во второй половине XX века официально вепсов уже не притесняют, но привычный страх заставляет говорить на вепсском только дома, записываться русскими в паспорте.

Согласно переписи населения, в 1979 году в СССР проживали 8,1 тысячи вепсов, только половина из них называла вепсский язык родным.

Перестройка изменила в стране многое, в том числе и отношение к своей национальности. Ее теперь не скрывают — гордятся. В 1989 году в Карелии утверждают вепсский алфавит, создается Общество вепсской культуры

По инициативе общества и с его помощью уточняется официальная статистика по вепсам, возрождается письменность, организуется преподавание вепсского языка в школах и вузах, издается учебная и художественная литература на вепсском языке, выходит (раз в месяц) газета Kodima на вепсском и русском языках.

В 1994 году образована Вепсская национальная волость в составе Республики Карелия. Просуществовала десять лет и вновь была возвращена в состав Прионежского района. Сегодня здесь три административных поселения — Шокшинское вепсское, Шелтозерское вепсское и Рыборецкое вепсское.

Вепсы

Вепсы — коренной народ Карелии, проживает в южной части Республики. Факторами, ускоряющими исчезновение этой народности были: хищническая вырубка древесины русскими в бассейне р.Ойят, насильственное воссоздание православной религии, обучение на русском языке и близость Санкт-Петербурга.

Категория события (сражение, основание города, выборы и др.): Коренные народы
Место действия: Республика Карелия
Язык: Русский
Действующие лица: вепсы
Население: 8240 вепсов

История вепсов Редактировать

Вепсы являются представителями коренного населения и проживают в южной части Республики Карелия, в Ленинградской и Вологодской областях. В основном, они селятся в небольших деревнях отдаленных районов всех этих регионов. Согласно переписи 2002 года, в России насчитывалось 8240 вепсов. Только 37,5% вепсов считали вепсский своим родным языком.

Славянское вторжение на вепсские территории началось со словенцев и продолжалось через господство Новгорода. В 1485 году вепсские земли были присоединены к Большому княжеству Московии. Постоянное расширение к северу русскими поселениями позволило оставить поселению вепсов маленький остров на их первозданных землях. Например, русские колонисты сформировали клин в бассейне Сувари, разделявший северных вепсов от центральных. Вмешательство русских в притоки Сувари и Ювеньое разделило северных вепсов от их западных родственников. Русские поселения достигли территорий Äänis-Veps примерно в 14-15 веке. Другими факторами, ускоряющими исчезновение вепсов как народа были значительные изменения в состоянии окружающей среды (например: хищническая вырубка древесины русскими в бассейне р.Ойят), насильственное воссоздание православной религии, обучение на русском языке и близость Санкт-Петербурга - столицы Российской империи.

Вепсский язык Редактировать

Вепсский язык относится к балтийско-финляндской группе фино-угорских языков. Согласно местонахождению людей, он делится на три основных диалекта: северный, центральный и южный . Северный диалект несколько отличается от других, но тем не менее члены разных диалектных групп могут понимать друг друга.

Начало 20-го века было действительно многообещающим для вепсов и даже вызвало народное пробуждение людей. Это подтвердилось официальной советской национальной политикой того времени: были сформированы 24 административных единицы со статусом национальных сельских советов, часть которых была объединена в два национальных района: Видла (Винницы) в Ленинградской области и Шутъярве (Шелтозеро) в Карельскую автономную республику. Были созданы школы с изучением языка вепсов, и на основе диалекта центральных вепсов возник вепсский письменный язык. Департамент меньшинств, созданный в Ленинградском окружном совете, занимался составлением вепсского письменного языка, и к нему присоединился так называемый новый алфавит. Была разработана система орфографии, аналогичная системе латинского алфавита, созданная для карелов Твери. Первая книга была праймером (1932). Всего было напечатано более 30 книг на языке вепсов (в основном, учебники для начальных школ). Основными составителями или переводчиками учебников были преподаватели: М. Хямяляйнен и Ф. Андреев. Сформирована образовательная система для национальных сотрудников. Шестьдесят вепсов начали учебу в педагогическом училище Лодейного поля. К 1934 году все школы для вепсов были снабжены учебниками на родном языке. Финский язык был назначен школьным языком для äänisjärve Veps (в Карелии). В результате упорной борьбы со стороны интеллигенции и родителей, язык вепсов был принят, но это продолжалось всего два месяца.

Политика ассимиляции Редактировать

Были закрыты школы, сожжены учебники, учителя посажены в тюрьму, а некоторые этнические интеллектуалы даже погибли из-за своей национальности (среди них этнограф вепсов Степан Макарьев). Национальные округа были упразднены (в Ленинградской области в 1939 году, в Карельском АССР в 1956) и были разбросаны между Карельской АССР, Ленинградской и Вологодской областями. В 1937 году сельские советы вепсов были лишены своего национального статуса. Вепсы Шимъярва в отчаянии покинули свои дома и поселились в деревнях и городах вокруг Äänisjärve. Такая злонамеренная национальная политика привела к вымиранию многих деревень. Инфраструктура распалась, рабочие места сократились, магазины закрылись, медицинские услуги стали недоступны.

Жизнь вепсов в 1970 — 1980-е гг. Редактировать

В послевоенный период молодое поколение вепсов начало массовую миграцию в города, перейдя в российскую лингвистическую и культурную среду. Следует отметить, что данные переписей 1970 и 1979 годов не являются общими и, скорее, отражают произвольную власть и выбор чиновников при регистрации гражданства людей. В удостоверениях личности и домашних реестрах сельских советов национальность вепсов была подделана. Мотивация была связана с пожеланиями высшей власти, но отчасти это был страх вепсов — признавать себя вепсами.

В 1983 году по инициативе национальных ученых было проведено расследование, которое показало, что на самом деле в Советском Союзе было почти 13 000 вепсов, из которых 5600 проживали в Карелии, 4000 в Ленинградской области и чуть менее 1000 в Вологодской области . Однако это не было поводом для восторга. В деревнях было мало молодых людей этих меньшинств. Большая часть вепс-говорящего населения старше 40 лет осталась в Ленинградской и Вологодской области. С 1930-х годов переселенцы из других частей России систематически направлялись в район Äänis-Veps, который уменьшил процент вепсов на местном уровне в среднем на 50%; в двух сельских советах в районе Шоутъярве вепсы уже были меньшинством. Молодые вепсы и их дети, которые мигрировали в города, были потеряны для нации. Чувство национальной идентичности снизошло, и надежды на будущее были равны нулю. В 1983 году костяк нации вепсов ломался. Национальная политика нынешней эпохи реформ еще не оказала ощутимого влияния на вепсов. Национальный район был восстановлен в регионе Карельской АСР, но любые стремления к формированию административной единицы, включающей все нынешние поселения вепсов, до сих пор встречали сильное сопротивление со стороны русских.

В 1989 году было сформировано культурное общество Вепсов, с целью возрождения чувства идентичности этой коренной народности и повышения уважения к их языку, истории и культуре. Власти Ленинградской и Вологодской областей в этот момент все еще не понимали необходимости поддержания вепсов и их культуры. Сохранение вепсов, как отдельной народности и восстановление их культуры возможно только в том случае, если вепсы переоценят свои приоритеты и укрепят свою национальную идентичность.

Читайте также: