Окружающая среда вчера и сегодня сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Загрязнение атмосферы

Средний легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, сколько весит сам.

280 наименований вредных веществ содержится в выбросах автотранспорта

225 тыс. человек ежегодно умирает в Европе от заболеваний, связанных с выхлопными газами. Экологи и медики сходятся во мнении: у нас жертв как минимум в 2 раза больше.

Ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га тропических лесов – это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления.

Почти половина всех лесов в Великобритании исчезла за последние 80 лет.

Половина тропических лесов Амазонки исчезнет в 2030 году.

Мегаполисы

Количество городов, в которых превышены допустимые показатели загрязнения, установленные Всемирной Организацией Здравоохранения, превышает 50%.

36 млн россиян живут в городах, где загрязнение воздуха в 10 раз превышает санитарные нормы. 48 кг различных канцерогенных веществ в год вдыхает житель мегаполиса.

На 4 года меньше живет средний житель мегаполиса по сравнению с теми, кто живет в сельской местности.

Площадь асфальта и крыш домов занимает 1% всей поверхности Земли.

Мировой океан

С 2000 года кислотность вод Мирового океана увеличилась в 10 раз. 19% всех коралловых рифов Земли исчезли в течение последних 20 лет.

Ежегодно в Тихий океан сбрасывается 9 млн. тонн отходов, в Атлантику — свыше 30 млн. тонн. Главный загрязнитель мирового океана — нефть. Только в результате судоходства и очистки танкеров в океаны ежегодно попадает от 5 до 10 млн. тонн нефти. Каспий покрыт плёнкой нефти.

Пресная вода

За последние 40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на 60%. В течение последующих 25 лет предполагается дальнейшее уменьшение еще в 2 раза.

70-80% всей потребляемой людьми пресной воды расходуется в сельском хозяйстве.

884 миллиона людей, то есть каждый восьмой человек, не имеют доступа к безопасной питьевой воде. Всего лишь менее 1% пресной воды (или около 0.007% всей воды на Земле) человек может использовать без дополнительной очистки.

Заболевания, передающиеся через воду, уносят жизни 3 миллиона человек в год.

На 60% крупнейших мировых реках были построены дамбы или искусственно изменено русло.

В Украине воду для питья анализируют по 28 параметрам, в то время как в Швеции минимум по 40 (там продолжительность жизни — 82 года), а в США — по 300!

С 80-х годов вдвое сократилась популяция пресноводных рыб.

Рост населения Земли

В 19в. отмечен 1 млрд жителей, 2 млрд – в конце 20-х годов ХХ века (примерно через 110 лет), 3 млрд – в конце 50-х годов (через 32 года), 4 млрд – в 1974 г. (через 14 лет), 5 млрд – в 1987г. (через 19 лет), в 1992 г. население составило более 5,4 млрд человек. К началу 21в. оно достигло 6 млрд человек, к 2020 г. население Земли увеличится до 7,8 млрд, к 2030 году оно увеличится до 8,5 миллиардов человек.

В мире каждую секунду рождается 21 и умирает 18 человек, население Земли ежедневно увеличивается на 250 000 человек или 90 млн в год.

Сельское хозяйство

Площадь новых земель, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, ежегодно возрастает на 3,9 млн. га, но одновременно теряется в результате эрозии 6 млн. га. Запас пригодных для сельскохозяйственного использования земель, составляющий 2,5 млрд. га, сокращается со скоростью 6 - 7 млн. га/год. Остающиеся в резерве земли характеризуются низким плодородием, требуют значительных затрат на его повышение.

1000 литров воды требуется, чтобы вырастить килограмм пшеницы. 15 000 литров воды требуется, чтобы получить один килограмм говядины. 70-80% всей потребляемой людьми пресной воды расходуется в сельском хозяйстве.

На 70% снизилось содержание витаминов и микроэлементов в овощах и фруктах за последние 100 лет. Виной этому истощение почв, ГМО и загрязнение.

Мусор

По данным экологов, один житель Украины создает в среднем 0,5 кг мусора в день, то есть 182,5 кг за год. 46 миллионов украинцев оставляют ежегодно после себя 8 млн тонн мусора! У нас 11 млн свалок, занимающих 260 тысяч гектаров, — это больше, чем государство Люксембург! Это как три столицы Украины.

Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, фильтра от сигареты – до 100 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу полиэтиленовый пакет или бумагу. Для разложения фильтров сигарет требуется от пяти до 15 лет. За это время они могут оказаться в желудках рыб, птиц и морских млекопитающих.

Глобальное потепление

За весь ХIХ век рост температуры составил около 0.1 градуса. В последнее десятилетие ХХ века этот рост достиг в среднем 0.3 градуса в год. В начале ХХI века рост ускорился. В 2004 году среднегодовая температура повысилась на 0.5 градуса, на Европейском континенте на 0.73 градуса. За последние 15 лет среднегодовая температура воздуха выросла на 0.8 градуса.

Осенью 2008 года в Восточной Европе температура октября превзошла норму на 10–12 градусов. В Западной Европе, расположенной в более тёплой зоне, напротив, температура упала до нуля, наблюдались снегопады.

Возрастающая температура планеты не только растапливает огромные ледники, но, похоже, еще и размораживает слой почвы. Это приводит к тому, что почва становится мягче и может представлять опасность для существующих на ней строений и инфраструктуры. Также таяние вечной мерзлоты может приводить к оползням и селям. Некоторые исследователи утверждают, что существует возможность возвращения забытых болезней в случае контакта современных людей с растаявшими могильниками прошлого.

Летом 2003 года во Франции аномальная жара выше 40 градусов С унесла 12 тысяч жизней.

Таяние ледников

На Тянь Шане количество ледников с 1955 по 1999 сократилось на 33%.

Ледники Альп растаяли на треть, вызвав летом 2005 года необычно сильные наводнения в горном районе Австрии Каринтии.

В Африке впервые полностью растаяли снега горы Килиманджаро.

Животные и растения

За 50 лет на треть сократился список видов растений и животных на планете. В Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тысяч видов.

Земля теряет 30 000 видов живых организмов ежегодно.

Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.

С 1970 года численность диких животных и птиц на планете сократилась на 25–30%.

Каждый год человек уничтожает около 1% всех животных.

Экологи не советуют есть рыбу, т. к. из-за загрязнения мирового океана морепродукты насыщены многими отравляющими веществами, в частности, тяжёлыми металлами, ртутью.

По всему миру погибают насекомые: комары, пчёлы.

В заключение:

В отличие от животных, человек способен с невероятной жестокостью убивать подобных себе.

Моя статья посвящена актуальности экологического воспитания школьников на современном этапе.

ВложениеРазмер
statya_ekologiya_vchera_segodnya_zavtra.doc 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экология вчера, сегодня, завтра…

Совсем недавно термин экология был непривычным, а экологов считали бездельниками. Сегодня это слово приобретает иной смысл и звучит набатом. И это понятно: нарастающие масштабы загрязнения и деградации природной среды вызывают обоснованную тревогу всех людей и общества в целом. Дамба в Финском заливе, Азовское море, Арал, Волга, Байкал… Можно еще долго перечислять кровоточащие раны, нанесенные природе бездумным вмешательством человека.

Следует отчетливо понимать, что – экология это не природа. Ее охранять не надо. А вот природу с помощью экологических знаний охранять просто необходимо. От кого? От самих себя! От нерационального использования земных ресурсов. Если человечество когда-нибудь научится их рационально использовать, то тогда и охранять природу не надо будет.

С чего же надо начинать? А начинать надо с элементарного экологического воспитания детей и подростков – ведь это наше будущее, и именно им придется решать уже существующие проблемы. Это должны быть высококлассные специалисты, которым необходимо много знать и уметь.

На современном этапе, в обычной средней школе заложить основной фундамент знаний, а главное, отношение к тому, что нас окружает, становится затруднительно. В учебном плане отводится мало времени на изучение разнообразия живой природы. Только успеваешь пройти программу – от этого не уйдешь!

Нельзя не отметить старания учителей-биологов в школе, которые пытаются привить ученикам любовь к окружающей природе на уроках и во внеурочное время в рамках биологических и экологических недель. На уровне школы, района, города проводятся олимпиады, экологические капустники, конкурсы экологического плаката и рисунка, проектов. Ребята активно участвуют в таких мероприятиях, им интересно. Нередко взрослым можно поучиться тому, что предлагают ученики. Ведь очень часто в их работах есть рациональное зерно и скрыт мощный потенциал. А так же многое можно сделать совместно.

Огромное спасибо моим бывшим и нынешним ученикам, которые оказали большую помощь при создании данных презентаций (сбор информации, помощь в оформлении). Возможно, участие в создании данных программ, оставит след в сердцах ребят, а знания и навыки им пригодятся в жизни.

Мне кажется, что уроки с использованием такого рода презентаций проходят более плодотворно, они более интересны и более запоминающиеся. Участие в таких проектах самих ребят просто необходимо, ведь компьютер для них сейчас на первом месте.

С конца 40-х и до начала 70-х годов нашего столетия единственной общепризнанной угрозой будущему цивилизации считалась возможная ядерная война. Еще в середине 80-х годов Ж. Деррида строил свою апокалиптику в этом дискурсе: "Единственным абсолютно реальным референтом продолжает быть событие масштабов абсолютной ядерной катастрофы" [I].

Геополитические перемены последних лет сняли эту тему с повестки дня (хотя ядерная война по-прежнему называется источником угрозы в социологических опросах). Место же главного невротизирующего массовое сознание фактора заняла "экологическая угроза", идея которой восходит ко временам "экологического пессимизма".

Именно она поставила общество перед фактом: "Решение экологических проблем, равно как и их возникновение, роковым образом зависит от людей ограниченных в интеллектуальном и культурном плане" [2]. Попытка преодолеть эту ограниченность составляет сущность концепции формирования "экологического мышления" (или "экологического сознания") - чего-то такого, что, как все понимают, крайне необходимо, хотя мало кто ясно представляет себе, в чем оно. собственно, заключается.

Классический учебник экологии, написанный около четверти века назад, начинался с утверждения: "В наши дни каждый остро осознает важность наук о среде для поддержания и повышения уровня современной цивилизации. Экология быстро становится отраслью науки, теснейшим образом связанной с повседневной жизнью каждого человека, будь то мужчина, женщина или ребенок" [З].

Предполагалось, что некоторый уровень информированности индивида в области экологической теории и прикладной экологии позволит ему принимать рациональные решения в ситуациях "экологического выбора" - от предпочтения "экологически чистых" пищевых продуктов до предпочтения "экологически озабоченного" кандидата на политический пост.

Прошло время, и сегодня приходится констатировать, что "основные идеи экологии. .. не нашли достаточно адекватного отражения в общественном сознании, несмотря на очевидную необходимость их применения в сфере взаимоотношений человеческого общества и остальной живой природы. Причинами этого являются экологическая неграмотность даже наиболее образованных и активных слоев населения, а также устойчивое сохранение антропоцентрического мировоззрения" [4]. Закономерно возникает вопрос о взаимодействии науки с обыденным сознанием, осуществляемом через образование.

Но действительно ли проблема формирования экологического мышления - это проблема соответствующего образования?

Количество "экологической" информации, доступной (физически и интеллектуально) неспециалисту, сравнимо, пожалуй, только с количеством таковой по вопросам права и интимной жизни. "Экологическое просвещение" подразумевает, что качество этой информации делает ее понятной индивиду, не имеющему специального образования 1 .

Однако доступность информации имеет и другую сторону: ясность и истинность, как известно, - понятия дополнительные. В качестве примера можно привести две публикации в "Экологическом вестнике Кыргызстана" - издании, заявленном как "информационно-аналитический бюллетень но проблемам охраны окружающей среды".

Информация такого рода рассчитана на ограничение возможностей ее рационального анализа. Это - не научные тексты, но и не "популярные". Скорее, их можно квалифицировать как псевдонаучные: не обладая особенностями, делающими научный текст доказательным, они тем не менее имеют ряд "наукообразных" характеристик - терминологических, стилистических, апеллируют к авторитетам, правда, политическим, а не научным (ситуации, когда научная ссылка заменяется ссылкой на решения правительственных, общественных организаций, вообще весьма интересны), наконец, помещаются в специализированном издании.

Для того чтобы осознанно принимать рациональные решения, кроме возможно большего количества информации, индивид должен обладать навыками оценки и анализа такой информации, опытом и достаточной независимостью суждений.

А это значит - быть специалистом.

Неспециалисты же не имеют дела с научными концепциями. Они имеют дело с искусственно формируемыми (посредством системы общего образования и СМИ) описаниями окружающего мира, которые с необходимостью включают систему экологических мифов и связанных с ними табу.

Мифогенная функция СМИ общеизвестна, хотя знание о ней очень мало изменяет в целом некритичное отношение к информации, получаемой из этого источника, в особенности если речь идет о витально значимой информации, каковой воспринимается и"экологическая".

Описания, на которых эти мифы построены, формируются на основе предрассудков и стереотипов, лежащих за пределами сознания. Материалом для них служат эмоционально окрашенные и витально значимые высказывания. Экологические мифы апеллируют прежде всего к чувству страха, активируя на бессознательном уровне потребность индивида в безопасности. Можно утверждать, что место экологического просвещения заняло то, что А. Назаретян [8] охарактеризовал как "нагнетание паники" 4 .

Насколько вообще страх управляет жизнью человека - вопрос особый. В экзистенциальной философской традиции он ставится как вопрос о том, чего стоит, а чего не стоит бояться. Понятия страха и боязни при такой постановке разводятся на следующем основании: боязнь, испуг, растерянность - эмоции, порождаемые реальной опасностью; страх и тревога - состояния, не связанные с реальной угрозой, их источник ирреален, необъясним, абсурден.

У Г. Марселя в 1951 году было, положим, больше оснований упрекать мир в небезопасности. Почему же в конце 90-х, когда "уровень небезопасности" мира. несомненно, гораздо меньше, чем сразу после Второй мировой войны, чувство тревоги остается столь существенным компонентом человеческой психики? Может быть, действительно, дело в том, что в человеческое сознание встроен некий блок — наследие антропогенеза, - который "боится". Возможно и другое: наша симпатико-адреналовая система рассчитана на определенные стрессовые нагрузки так же, как мышцы рассчитаны на определенные нагрузки физические. Не имея перед собой реальной угрозы выживанию, человек изобретает опасности, которых можно бояться: по существу, мы имеем дело с банальной рационализацией иррациональных эмоциональных состояний. Источник тревоги — не во внешнем мире; тревога есть физиологическое состояние организма. Такого рода неопределенные состояния имеют тенденцию "объективироваться" (если пользоваться словарем 3. Фрейда), находя себе объект во внешнем мире: "общая неопределенная боязливость" обнаруживает готовность использовать любую появившуюся возможность. Чем больше возможностей, тем меньше затруднений вызовет рационализация сделанного выбора, т.е. ответ на вопрос, почему выбран именно этот объект, а не какой-нибудь другой. Объект должен быть прежде всего приемлем с точки зрения действующих в данной культуре моральных норм.

Сходная ситуация возникает и при необходимости объективировать чувство тревоги. В этом смысле дети обладают гораздо большим выбором, нежели взрослые. Объективация тревоги взрослым человеком встречает ряд затруднений, поскольку выбранный объект должен быть по меньшей мере правдоподобным; он должен действительно нести некую потенциальную опасность, реальный уровень которой трудно оценить. Экологический миф в этом отношении чрезвычайно удобен: бояться можно даже лимонной кислоты - постольку, поскольку кто-то где-то упомянул об ее канцерогенных свойствах - или алюминиевой посуды, поскольку алюминий, кажется, играет какую-то роль в патогенезе Альцгеймера. Похоже, у человека есть потребность чувствовать себя беспомощным, в данном случае - перед таинственными корпорациями производителей пищевой продукции или инженерами-ядерщиками, злонамеренно проектирующими аварийные АЭС. Эти источники "экологического зла" в силу своей отчужденности утрачивают какие-либо признаки своего человеческого происхождения и выступают скорее как силы природного или демонического характера.

"Угроза выживанию" при существующей средней продолжительности жизни -категория мифологическая. Нам только кажется, что продолжительность жизни недостаточно велика. Между тем история homo sapiens - за исключением разве что истории библейских патриархов - свидетельствует об ином. Сегодня человек может прожить половину жизни, не увидев смерти с достаточно близкого расстояния. Не этот ли опыт добирают дети через современные "страшные сказки" телевидения и видео? Замечательное исследование этой проблемы средствами беллетристики содержится в "Кладбище домашних любимцев" С. Кинга [11]; аналогичное научное исследование, похоже, еще не предпринято. Заметим, кстати, что игры на тему "я боюсь" присутствуют в репертуаре молодых животных. Возможно, это моделирование поведения в опасных ситуациях, с которыми животное реально еще не сталкивалось. Очевидно, такие игры должны сохраняться в онтогенезе до тех пор, пока их тренирующие функции будут актуальны.

Фрагменты экологических мифов служат для рационализации собственных неадекватных действий. Если к примеру, действительно возросший детский травматизм школьный педагог объясняет "чрезмерным потреблением кока-колы, вымывающей кальций из костей", то, очевидно, экологическое мышление и вообще какой-либо сознательный мыслительный процесс здесь ни при чем: работают совсем другие -бессознательные - механизмы (в частности, механизмы психологической защиты). Миф о кока-коле - не потому миф, что "на самом деле" кальций из костей таким способом не вымывается, и даже не потому, что никто не оценил количество кока-колы, потребное для того, чтобы "вымывание" стало существенным для прочности кости. Это миф постольку, поскольку позволяет лицу, принимающему решения (тому же школьному педагогу и его начальству), игнорировать безнадзорность детей и отсутствие безопасных мест для игр как причины частых переломов.

"Экологический дискурс", несущий компоненту той "упорной воли к незнанию", о которой говорил Фуко, прочно удерживает позиции в общественном сознании. "Сколько бы на (экологическую опасность) ни указывали как на зло, которое подлежит искоренению, но неизбежное поражение, чрезмерное усердие в довольно безнадежной задаче заставляет подозревать, что от (нее) требуют скорее продолжаться, размножаться до пределов видимого и невидимого, - скорее, это, чем навсегда исчезнуть" [12, с. 141]. В этой цитате слова в скобках подставлены нами вместо авторских слов о сексе; не кажется ли, что они пришлись удивительно к месту?

Действительно, "нескончаемое говорение об экологии" в СНГ в конце 90-х сравнимо лишь с "нескончаемым говорением о сексе" на Западе в 70-х. Массовое сознание с готовностью подхватывает "экологическую" информацию, "придумывая себе страхи, изобретая рецепты, призывая на помощь искусные техники, порождая. бесчисленные дискурсы". Это еще одна "смещенная" цитата [12, с. 225] и еще одна точная характеристика "экологического расстройства мышления".

Как может быть использовано это "говорение"? Разными способами. Информация о потенциальной опасности "содержащих искусственные консерванты и пищевые добавки" продуктов питания по первоначальному замыслу должна побудить потребителя чаще отказываться от ее приобретения, делая выбор в пользу "экологически чистой" продукции и тем самым побуждая производителя переходить на "экологически чистые" технологии. Дело это непростое и небыстрое (легче консервировать с консервантом, чем без оного, и дешевле - с искусственным, это ясно). А эксплуатировать миф об "экологической чистоте" можно хоть сейчас, чем занимается, например, компания "Гербалайф" - и не она одна (но это - разговор отдельный) 5 . "Экологические" проекты по понятным причинам охотно финансируют развитые страны. Разумеется, легче обеспечить финансирование проектов, имеющих "широкий общественный резонанс". Проще говоря, чтобы получить деньги, следует напугать обывателя.

Элементы экологического мифа двойственны в их отношении к действительности. Они описывают действительность и творят ее. Они используют массовое и индивидуальное сознания и используются ими.

Сознание с неизбежностью включает в себя мифологические структуры. Не имея возможности выйти за пределы мифологических описаний, все же следует пытаться указать рамки действия опознанных мифов. Идеализация социального мышления в экологии "становится фактором, снижающим способность общества в целом к осознанию реальности, предвидению и предотвращению любых кризисов, в том числе экологических" [9, с. 149J.

Можно не надеяться на то, что значимые решения будут приниматься рационально на основании анализа специальной информации. Мифы, владеющие обществом, - это мифы, владеющие теми, кто этим обществом управляет (что для наших недавних демократий особенно характерно). Экологический миф сам по себе - эффективное средство манипуляций; экология и власть - вообще тема особая. Если, к примеру, обсуждается проблема взрывов, производимых одной из богатейших золотодобывающих компаний, которые якобы ускоряют таяние горных ледников, то не составляет труда представить себе, как именно такого рода конструкт могут использовать властные структуры; здесь открываются широкие возможности для "экологического шантажа".

Рядовой избиратель и налогоплательщик, носитель обыденного сознания, равно как и политический лидер, бизнесмен, журналист, выбирает из потока "экологической" информации ту, которая кажется ему нужнее и с которой он может совладать. Реализуется простой принцип: "верно то, что я могу понять". "Мышление", традиционно призываемое для изгнания мифа, само становится его частью; наука поставляет материал для антинаучных описаний.

1. Derrida .1. Apokalypse. Edition Passagen, Wien, 1985 // Грчйс Б. Да, апокалипсис, да. сейчас // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 35.

2. Брудный А.А. Наука понимать. Бишкек, 1996. С. 27.

3. Одум Ю. Основы экологии. М.. 1975. С. 9.

4. Большаков В.Н., Криницын С.В., Кряжимский Ф.В., Миртитч: Рики Х.П. Проблемы восприятия современным обществом основных понятий экологической науки // Экология. 1996. №З.С. 165-170

5. Экологический вестник Кыргызстана. Бишкек, 1997. № I.

6. Миллер Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры // Теория метафоры. М.. 1990. С.271.

Экологические проблемы прошлого, настоящего, будущего

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Земля без человека выглядела бы совсем по-другому: везде, где он появляется, происходят стремительные изменения, связанные с приспосабливанием окружающей среды под свои интересы. Очевидно: влияние человека на первозданную природу носит насильственный и разрушительный характер.

Начавшись в Великобритании в середине ХIХ века и достигнув небывалого роста к середине ХХ, всемирная индустриализация вызвала необратимые изменения экологической обстановки на всей планете, последствия которые с каждым годом только усугубляются.

Экологические проблемы Древнего мира

Взаимоотношения человека и природы на протяжении веков вызывали столкновение кардинальных точек зрения: одна - представление о господстве естественной среды над человеком, другая - превосходство человека над природой.

В экологических проблемах древнего мира, конечно же, главенствовали природные силы. Они держали верх над деятельностью человека. Его технические возможности были примитивны настолько, что человек проигрывал в схватке со стихиями природы. Хотя отдельные исторические факты говорят нам о пагубном воздействии человека на естественную среду: вначале первобытный человек только собирал коренья, растения и плоды, затем стал охотиться. И в этот период скорее природа влияла на него, чем он на природу. Но потом всё изменилось, когда человек взялся одомашнивать диких животных и возделывать земли. Толчком послужила смена природных условий, в результате чего человек начал влиять на природу: охота стала эффективней, и, если раньше её итоги можно было посчитать, как естественную убыль, то теперь получалось так, что животные начали мигрировать с привычных мест. Земледелие же меняло ландшафт местности: леса вырубались и выжигались, на их местах появлялись пашни. Этот период считается началом преобразования природы человеком.

Масштабы вмешательства человека в природную среду оказались достаточными, чтобы изменить её биологическую реальность (универсум).

Разрушая среду обитания, древние народы обрекали себя на вымирание. Яркий пример тому – остров Пасхи. Анализ цветочной пыльцы показал, что полинезийские колонисты уничтожили все деревья на острове, некогда изобиловавшем растительностью. Впоследствии мощная эрозия почв повлекла за собой деградацию земледелия и упадок культуры, оставившей загадочные мегалитические статуи. Затерянный в просторах Тихого океана остров оказался ловушкой для его обитателей, обреченных на вымирание в условиях, ставших непригодными для жизни. На континентах же выходом из экологического кризиса становилась миграция. Например, в истории известны неоднократные всплески греческой колонизации или переселения народов Евразии. Но задумывались ли уже тогда древние люди о своем отношении к природе или нет? Истории это пока неведомо.

Экологические проблемы современности

Необратимость взаимоотношений человека и природы очевидна.

Эта проблема – нескончаемая тема обсуждений международных экологических форумов. Эксперты считают, что мировое сообщество уже не сможет выйти из экологического кризиса – планета уже прошла точку невозврата и теперь ее разрушение неизбежно.

По их оценке, человечество накапливает в год свыше 140 млрд. тонн отходов производства и потребления. Это приводит к стремительному разрушению среды обитания. Совокупный ущерб, наносимый окружающей среде, составляет свыше 2 триллионов долларов в год. Эта сумма растет быстрее валового мирового продукта.

Сейчас ученые всего мира, специалисты-экологи, впрочем, все неравнодушные жители планеты, думают, изобретают, ищут спасения от экологической пандемии.

Глобальные проблемы планетарного масштаба рациональнее решаются в системе общей консолидации народов всего мира. А такое сплочение возможно только через общность интересов, которые объединяются благодаря всемирным событиям, праздникам и датам.

Таким праздником является Всемирный день окружающей среды, установленный 15 декабря 1972 году на 27-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Датой проведения выбрано 5 июня — день начала работы Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды 1972 года. Принятая Резолюция призвала государства и организации системы ООН ежегодно в этот день проводить мероприятия, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды.

Также на 27-й сессии была создана новая организация в системе ООН —Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Именно под её эгидой ежегодно отмечается Всемирный день окружающей среды. Место проведения, тематика и девизы праздника определяются каждый год. Вот примеры некоторых девизов разных лет:

Тема 2020 года — Время природы. А темой Дня стало посвящение важнейшей проблеме - сохранение биоразнообразия. Недавние события (лесные пожары в Бразилии, Соединенных Штатах Америки и ​​Австралии, нашествие саранчи в Восточной Африке, а теперь и глобальная пандемия из-за вируса) демонстрируют взаимозависимость человека и среды, в которой он существует. Видимо, природа начала посылать нам сигналы.

Теперь Всемирный день окружающей среды становится глобальной платформой для позитивных перемен. Он объединяет людей всего мира, заставляет задуматься о моделях производства и потребления: бизнес - о разработках более экологичных методов; правительство – об усилении охраны природных территорий; преподавателей – о вдохновении учеников жить в гармонии с Землёй; а молодёжь – о своей будущей среде обитания, о более жёстком отношении к своим потребностям.

5 июня – это день, который для нас, россиян ещё более символичен и значим: в этот день в России отмечается День эколога - государственный профессиональный праздник, подписанный 21 июля 2007 года президентом Владимиром Путиным. Таким образом, главный праздник российских экологов совпал с главной международной экологической датой, и целый ряд акций и мероприятий (научно-практические конференции, просветительские лекции, выставки, вручения отличившимся сотрудникам наград и т.п.), призывающих защитить природную среду планеты, проходит одновременно и в России, и во всем мире.

Впервые День эколога был отпразднован только в 2008 году в связи с действительной датой подписания документа.

Появление праздника в те годы стало реальной необходимостью привлечь внимание специалистов к проблемам окружающей среды в России. Но тогда их деятельность оказалась практически ненужной: экологическое законодательство было слишком лояльным, а министерство природы постоянно находилось в состоянии реформирования. Но к 2020 году наступили значительные перемены в лучшую сторону.

Однако, в этом году в условиях всемирной пандемии традиционное проведение праздника, к сожалению, немыслимо. Поэтому различные экологические мероприятия пройдут, в основном, в формате онлайн в интернете.

Интересные факты об экологах

Наибольшее число вакансий эколога в России сосредоточено в Москве и Подмосковье. Однако самые высокие зарплаты специалистам предлагают на Севере, где экологи задействованы в горнодобывающей промышленности.


Первым экологом в мировой истории считают философа Аристотеля, т.к. он первый начал классифицировать животных в своих трудах. Однако отцом экологии называют немецкого исследователя Александра фон Гумбольдта. Барон первым попытался выяснить законы взаимодействия в окружающей среде.

В России существует звание Заслуженный эколог РФ. Знак отличия вручается с 1996 года. Носят его на правой стороне груди. Список награждаемых подписывает президент.

Первым русским экологом считается Владимир Вернадский. Его колоссальный вклад в науку используют до сих пор. Он создал учение о биосфере — связи всех экосистем в едином. Впервые в российской прессе экологический вред от предприятий упоминался в конце XIX века. Жертвой экоаудита тех лет стал мещанин Глухов, держатель химического завода, который не задумывался о безопасности территорий вокруг.

Влияние пандемии на экологию

Сегодня без преувеличения очевидно улучшение экологической обстановки во всём мире. Об этом говорят современные спутниковые снимки, сделанные над разными регионами планеты.

Это значит, что углеродные выбросы сокращаются и воздух становится чище.

Чтобы предотвратить распространение коронавируса, весь мир принял режим ограничений воздушного, железнодорожного и автомобильного движений; были приостановлены производства, а люди из офисов перешли на удаленку. Повсеместный карантин оказался внезапной зеленой тенденцией.

В результате снижения экономической и промышленной активности впервые со времен финансового кризиса 2008−2009 годов, произошло сокращение всех мировых выбросов и загрязнений (в Китае, мировом лидере по объему выбросов парниковых газов, выбросы углерода сократились на 25% в месяц).

В 2020 году мир получит невероятный результат мер незапланированной экологической политики, но грядущий экономический кризис, как считают учёные и специалисты в различных областях науки и производства, станет причиной замедления и даже отсрочки реализации программ во всех сферах деятельности человека; пострадают как крупный, так и средний бизнесы.

Ольга Якунина, заведующая выставочным отделом музея геологии Центральной Сибири


В настоящее время термин “окружающая среда” широко используется многими людьми, и средствами массовой информации. Каждый говорит о сохранении и защите окружающей среды. Регулярно проводятся встречи на международном уровне для обсуждения экологических проблем. За последние сто лет взаимоотношения между окружающей средой, социальными организациями и культурой обсуждались в социологии, антропологии и географии. Все это свидетельствует о растущей значимости окружающей среды. Кроме того, неоспоримым является тот факт, что жизнь связана с окружающей средой.

Общественные науки взяли концепцию экологии из биологии. Экология – это отрасль биологии, которая изучает связь между живыми существами и окружающей их средой. На социологию большое влияние оказала биология. Социология также изучает взаимосвязь между человеком и окружающей средой посредством экологии. Область изучения экологии человека в социологии сосредоточена вокруг человека и окружающей его среды.

Считается, что изучение экологии человека в области социологии начали Парк (1921 г.) и Берджесс (1925 г.). Существует тесная связь между человеком и окружающей средой. С одной стороны, человек рождается в окружающей среде и устанавливает с ней гармонию. С другой стороны, человек пытается контролировать свое окружение и менять его в соответствии с собственными требованиями. Следовательно, это требует понимания среды, частью которой является человек.

Определение


Окружающая среда – это совокупность условий, которые окружают нас в данный момент времени и пространства. Она состоит из взаимодействующих физических, биологических и культурных элементов, которые взаимосвязаны как индивидуально, так и коллективно. Окружающая среда представляет собой совокупность условий, в которых организму приходится выживать или поддерживать свой жизненный процесс. Она влияет на рост и развитие живых форм.

Окружающая среда состоит из атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы. Главными ее компонентами являются почва, вода, воздух, организмы и солнечная энергия. Она предоставляет человечеству все природные ресурсы для обеспечения комфортной жизни.

Таким образом, среда относится ко всему, что окружает объект и оказывает на него непосредственное влияние. Наша окружающая среда влияет на нашу жизнь или деятельность. Окружающая среда человека подвержена воздействию различных факторов, которые могут быть естественными, искусственными, социальными, биологическими и психологическими.

Окружающую среду можно условно разделить на два вида или типа, такие как микро-среда и макро-среда. Ее также можно разделить еще на два других вида, таких как физическая (неживая) и биотическая (живая) среда.

  • Микро-среда относится к непосредственному локальному окружению организма.
  • Макро-среда относится ко всем физическим и биотическим условиям, которые окружают организм извне.
  • Физическая среда включает все абиотическим факторы или условия, такие как температура, свет, осадки, почва, минералы и т. д. Она включает в себя атмосферу, литосферу и гидросферу.
  • Биотическая среда включает все биотические факторы или живые формы, такие как растения, животные, микроорганизмы.

Значение


Роль окружающей среды сложно переоценить, ведь она представляет совокупность всех необходимых условий, которые нужны любому живому организму для питания, размножения, функционирования и т.д.

Если окружающая среда изменяется под воздействием различных антропогенных факторов, она не способна в полной мере обеспечить здоровье экосистем и каждого организма, в частности.

Окружающая среда предоставляет:

  • различные места обитания;
  • природные ресурсы;
  • биологическое разнообразие видов;
  • климатические условия;
  • воздух и пищу;
  • строительные материалы;
  • медикаменты;
  • эстетическую красоту и многое другое.

Изменение


Изменение окружающей среды – это изменения или нарушения, чаще всего вызываемые деятельностью человека и естественными экологическими процессами. Оно может включать в себя любое количество факторов, таких как стихийные бедствия, человеческое вмешательство или взаимодействие с животными. Изменения окружающей среды не только охватывают физические изменения, но включают также введение инвазивных видов, которые так или иначе влияют на другие организмы или изменяют среду обитания.

Примерами изменения окружающей среды могут быть:

  • эрозия почвы;
  • наводнения и засухи;
  • исчезновения определенных видов живых организмов; ;
  • вырубка лесов;
  • пожары, землетрясения, цунами и др.

Загрязнение

Загрязнение – это введение загрязняющих веществ в окружающую природную среду, которые вызывают неблагоприятные изменения. Загрязнение может принимать форму химических веществ или энергии, такой как шум, тепло или свет. Компонентами загрязнения, могут быть либо чужеродные вещества/энергия, либо природные загрязнители. Больше>>>

Защита


Защита окружающей среды – это комплекс мероприятий, направленных на уменьшение негативного воздействия человечества на природу. Она должна проводится на различных уровнях, включая местный, государственный и международный, для обеспечения лучшего результата. Больше>>>

Читайте также: