Проблематика военной прозы сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Проза о войне заняла особое место в развитии послевоенной литературы. Она стала не просто темой, а целым материком, где на специфическом жизненном материале находят свое решение едва ли не все идейные и эстетические проблемы современной жизни.

В этих повестях был сходный центральный герой — как правило молодой солдат или лейтенант, сверстник самих писателей. Все повести отличались максимальной концентрацией действия: один бой, одно подразделение, один плацдарм, одна нравственная ситуация. Такой узкий взгляд позволял контрастнее высветить драматические переживания человека, психологическую правду его поведения в условиях достоверно показанного фронтового быта.

Рядом с прозой психологического драматизма устойчиво развивалась порой в открытой полемике с ней эпическая проза. Произведения, нацеленные на широкий охват действительности, разделились по типу повествования на три группы.

Так проявлялись в приметных произведениях о войне важные идейно-стилевые процессы, среди которых можно выделить усиление интереса к судьбе простого человека, замедленность повествования, влечение к развитой гуманистической проблематике, к общим вопросам человеческого бытия. С некоторой долей условности можно прочертить такой пунктир движения военной прозы: в первые послевоенные годы — подвиг и герой, затем более объемное, тяготеющее к полноте изображение человека на войне, далее пристальный интерес к гуманистической проблематике, заложенной в формуле человек и война, и, наконец, человек против войны, в широком сопоставлении войны и мирного бытия.

Еще одним направлением прозы о войне стала документальная проза. Примечательно усиление интереса к таким документальным свидетельствам о судьбе человека и участи народа, которые по отдельности носили бы частный характер, но в своей совокупности создают живую картину.

Такая форма повествования давала возможность представителям документальной прозы поставить некоторые общие вопросы жизни. Перед нами не документально-публицистическая, а документально-философская проза. В ней главенствует не открытый публицистический пафос, а раздумья авторов, так много писавших о войне и так много думавших о природе мужества, о власти человека над своей судьбой.

Война… Страшное, как сама смерть, слово. Даже страшнее, ес­ли помнить, что смерть для каждого человека – естественное, неизбежное окончание жизни, а война – ужасающее бедствие, вызы­ваемое злой волей людей. Пятьдесят лет миновало с тех пор, как умолкли громы Великой Отечественной войны, а народ наш не пе­рестает оплакивать потерю.

Нет в нашей стране ни одной семьи, из которой бы война не унесла чью-то жизнь или не искалечила кого-то пулями и осколками. Невозможно забыть это:

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто…

Эти скорбные и торжественные слова высечены на мемориаль­ной плите в Ленинграде.

Война советских людей с фашистскими агрессорами была одно­временно и борьбой идей. Выдающуюся роль сыграла в годы войны советская литература. Она стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины.

Уже в первые дни войны в “Правде” печатается очерк М. Шоло­хова “На Дону”. С этого момента очерки и публицистические ста­тьи стали преобладающими жанрами в его творчестве. Автор пока­зывает нравственное превосходство советских людей над врагом, рисует образ не сломленного страданиями человека, сохранившего то, что делает его непобедимым, – живую душу, способность ясно мыслить, остро чувствовать и наблюдать. “Наука Ненависти” М. Шолохова – это реальная история одного фронтовика, с кото­рым свел его случай.

Писатель не пожелал замыкаться в рамки част­ной судьбы – он создал произведение, в котором художественно обобщил нравственный опыт народа и суровые уроки военного ли­холетья, раздумья самого писателя о русских людях, вызвавших восхищение всех честных людей земли своей стойкостью и мужест­вом, красотой и величием души. Нелегко далась “наука ненавис­ти” герою рассказа лейтенанту Герасимову. Закаленный в боях, вкусивший полную меру страдании, он спокойно и сдержанно де­лится своими мыслями с собеседником:

От его слов веет силой и спокойствием, в них таится опыт народа, испытавшего тяготы вой­ны. Герасимов не только себя имеет в виду, но и “всех нас”, когда говорит о ненависти к фашистам и о любви к Родине.

Проблема героизма во время войны также является решающей, главной в творчестве писателя В. Быкова. Смелость, отвага, презре­ние к смерти – вот те основные качества, которыми определяется достоинство воина. В повестях Василя Быкова “Журавлиный крик”, “Фронтовая страница” мы не увидим ни грандиозных тан­ковых сражений, ни решающих операций.

Свое внимание он уде­ляет внутреннему миру человека на войне, стремясь правдиво и ху­дожественно верно показать величие духа людей, истоки их бес­примерного героизма. Автор от повести к повести возвращается к волнующим его мыслям, развивая их и углубляя, и продвигаясь, таким образом, все дальше и дальше в решении центральной для всего его творчества проблемы – проблемы героизма. Героика у В. Быкова отличается от тех устоявшихся представлений, которые, к сожалению, свойственны поверхностному пониманию подвига.

Героизм у автора начисто лишен внешнего блеска, эффектной кра­сивости, “героического” ореола. Писателя интересует “душа” по­двига – нравственность. Не просто выстоять и победить, но высто­ять, победить и остаться в этой жестокой, нечеловечески трудной борьбе человеком, противопоставив фашизму и его исполнителям, которых Гитлер освободил от совести, человечности и даже элементарной житейской морали, не только силу оружия, но и силу убеж­денности в правоте своего дела, – вот главное для героев произве­дений В. Быкова.

Два типа жизненного поведения, истоки героизма, цена подвига и позорный финал предательства – вот главные проблемы, рас­крывающиеся через образы двух героев повести В. Быкова “Сотни­ков”. В своем произведении автор высказывается прямо и недву­смысленно, показав, к чему приводит в этой жесточайшей бескомп­ромиссной борьбе, что вел с фашистами советский народ, малейшая уступка, малейший нравственный компромисс, малейшее отступле­ние от нравственных норм нашего общества. Рыбак – смелый бо­ец, когда за его спиной стоят свои.

Сотников – скромный, незаметный человек, без всяких внеш­них признаков героя, необыкновенной личности. Раненный, боль­ной, изуродованный, он в минуту решительного выбора оказался сильнее Рыбака. Трагической силе обстоятельств он противопоста­вил свою волю, нравственную бескомпромиссность, оставаясь в са­мых нечеловеческих условиях человеком.

Сотников гибнет. Он – герой. Ибо смерть его – это пример для тех людей, что собрались у места казни. Пример мужества, стойкости, самоотверженности в борьбе с врагом. Пример человеческого достоинства. Он не разгро­мил врага, но остался человеком. Его стойкость выглядит как по­двиг в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились Свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению Рыбак. Каждый сделал свой выбор.

Сделал свой выбор и партизан Левчук, герой повести “Волчья стая”, с риском для собственной жизни спасающий от “хищной” стаи карателей чужого ребенка и в жестокой борьбе с фашистами утверждающий себя в высоком звании человека.

В “Волчьей стае”, воскрешая еще одну страницу героической борьбы народных мсти­телей в тылу врага, В. Быков, как и в предыдущих своих произве­дениях, стремится показать те нравственные компоненты духовно­го мира человека, те грани характера, те тончайшие движения ду­ши, которые в конечном счете предопределят его поведение в той или иной ситуации, обусловливают силу и слабость, героизм или предательство в тяжелейшую минуту испытаний.

В образах своих героев В. Быков показал простых советских людей, на плечи кото­рых всей тяжестью легли события Великой Отечественной войны и которые стойко и мужественно вынесли все выпавшие на их долю испытания.

У подвига есть удивительное, счастливое свойство: он дарит осо­бые часы, мысли и воспоминания человечеству, часы, которые с не­бывалой силой обнажают братство людей и преступную бессмыс­ленность захватнических войн.

Война… Страшное, как сама смерть, слово. Даже страшнее, если помнить, что смерть для каждого человека - естественное, неизбежное окончание жизни, а война - ужасающее бедствие, вызываемое злой волей людей. Пятьдесят лет миновало с тех пор, как умолкли громы Великой Отечественной войны, а народ наш не перестает оплакивать потерю. Нет в нашей стране ни одной семьи, из которой бы война не унесла чью-то жизнь или не искалечила кого-то пулями и осколками. Невозможно забыть это:

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто…

Эти скорбные и торжественные слова высечены на мемориальной плите в Ленинграде.

Война советских людей с фашистскими агрессорами была одновременно и борьбой идей. Выдающуюся роль сыграла в годы войны советская литература. Она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины.

Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя, необыкновенной личности. Раненный, больной, изуродованный, он в минуту решительного выбора оказался сильнее Рыбака. Трагической силе обстоятельств он противопоставил свою волю, нравственную бескомпромиссность, оставаясь в самых нечеловеческих условиях человеком. Сотников гибнет. Он - герой. Ибо смерть его - это пример для тех людей, что собрались у места казни. Пример мужества, стойкости, самоотверженности в борьбе с врагом. Пример человеческого достоинства. Он не разгромил врага, но остался человеком. Его стойкость выглядит как подвиг в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению Рыбак. Каждый сделал свой выбор.

У подвига есть удивительное, счастливое свойство: он дарит особые часы, мысли и воспоминания человечеству, часы, которые с небывалой силой обнажают братство людей и преступную бессмысленность захватнических войн.


Сегодня, когда пересматриваются ценности, когда рушатся старые идеалы, остро стоит вопрос о формировании нравственного ориентира современной молодёжи. Для молодого поколения, живущего в век постмодернистской игровой литературы, очень важную роль играют произведения о войне, несущие незыблемые вечные истины. Известно, что словесное искусство, как наиболее духовная область человеческой деятельности, обладает огромными воспитательными возможностями. Оно учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу, а, в конечном счёте, способствует выработке нравственной жизненной позиции и обретению истинных ценностей. Безусловно, среди многочисленных художественных творений в плане эстетического воздействия и этического воспитания высоких гражданских чувств особое место занимают произведения, написанные на тему Великой Отечественной войны.

Таким образом, произведения о войне глубоко волнуют читателей разных времен, заставляют задуматься о вечных общечеловеческих проблемах (о добре и зле, о войне и мире, о жизни и смерти). Литература о Великой Отечественной войне - дань памяти подвигу тех, кто приближал великую Победу, кто отстоял свободу, доказал ценой собственной жизни, что главное в нашем мире - Добро, Милосердие и Сострадание.

2. Шолохов М. Судьба человека. // В кн : Шолохов М. Рассказы. - Ленинград: Художественная литература, 1983. - С. 271-300.

3. Серікбаев Қ. Біздің Бәуке! // Қазақ әдебиеті. – 2005. - 8 сәуір.

Основные термины (генерируются автоматически): война, великая Отечественная война, произведение, человеческая жизнь, жизнь, лейтенантская проза, литература, огромная сила духа, прошлый век, собственное достоинство.

Война… Страшное, как сама смерть, слово. Даже страшнее, если помнить, что смерть для каждого человека — естественное, неизбежное окончание жизни, а война — ужасающее бедствие, вызываемое злой волей людей. Пятьдесят лет миновало с тех пор, как умолкли громы Великой Отечественной войны, а народ наш не перестает оплакивать потерю. Нет в нашей стране ни одной семьи, из которой бы война не унесла чью-то жизнь или не искалечила кого-то пулями и осколками. Невозможно забыть это:

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто…

Эти скорбные и торжественные слова высечены на мемориальной плите в Ленинграде.

Война советских людей с фашистскими агрессорами была одновременно и борьбой идей. Выдающуюся роль сыграла в годы войны советская литература. Она стала литературой одной темы — темы войны, темы Родины.

Сотников — скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя, необыкновенной личности. Раненный, больной, изуродованный, он в минуту решительного выбора оказался сильнее Рыбака. Трагической силе обстоятельств он противопоставил свою волю, нравственную бескомпромиссность, оставаясь в самых нечеловеческих условиях человеком. Сотников гибнет. Он — герой. Ибо смерть его — это пример для тех людей, что собрались у места казни. Пример мужества, стойкости, самоотверженности в борьбе с врагом. Пример человеческого достоинства. Он не разгромил врага, но остался человеком. Его стойкость выглядит как подвиг в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению Рыбак. Каждый сделал свой выбор.

У подвига есть удивительное, счастливое свойство: он дарит особые часы, мысли и воспоминания человечеству, часы, которые с небывалой силой обнажают братство людей и преступную бессмысленность захватнических войн.

Читайте также: