Натюрморт в скульптуре сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, в котором главными персонажами произведения выступают обычные вещи. Это могут быть не только неодушевленные предметы, но и живые существа. Однако птицы, животные или люди в натюрморте по замыслу художника играют второстепенную роль, лишь дополняют основной мотив картины.

Натюрморт (nature morte) дословно переводится с французского как мёртвая природа. Опытным знатокам искусства также хорошо известно другое, англоязычное название жанра — Still Life или неподвижная жизнь. Существует устойчивое мнение, что именно в натюрмортах и пейзажах лучше всего раскрывается внутренний мир художника. Гениальные мастера заставляют зрителя любоваться копиями простых вещей, на оригиналы которых человек в обыденной жизни не обращает никакого внимания.

История натюрморта

Натюрморт сформировался в качестве отдельного жанра живописи лишь в XVII веке, но люди издавна изображали окружающие их предметы на картинах и стенах. На храмах и гробницах Древнего Египта среди сюжетов подношения даров богам часто встречаются легко узнаваемые неодушевленные вещи. Неизвестные художники не пытались изобразить их максимально реалистично, но стремились четко обозначить важность каждого нарисованного предмета.

На сохранившихся до наших дней настенных росписях и мозаиках античных мастеров неодушевленные вещи нарисованы более детально. Художники Древней Греции и Рима научились мастерски отображать в своих творениях разные оттенки объектов, но сюжеты с обычными предметами имели исключительно декоративное значение. Изображениями цветов, фруктов или животных в то время украшали отдельные элементы интерьера в домах (ниши, стены жилых и общественных зданий).

В XV-XVI веках натюрморт еще не рассматривался художниками в качестве полноценного жанра станковой живописи. Обыденные вещи были только частью (причем — второстепенной) общей композиции произведения на историческую или религиозную тематику. А отдельные изображения неодушевленных предметов использовались только для декоративного оформления обстановки дома или предметов мебели.

    (Pieter Claesz);
  • Виллем Клас Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda;
  • Виллем Калф (Willem Kalf);
  • Балтасар ван дер Аст (Balthasar van der Ast);
  • Виллем ван Алст (Willem van Aelst);
  • Ян ван Хёйсум (Jan van Huysum).

Основные поджанры натюрморта

В те времена в Голландии на рынке живописи царила жесткая конкуренция. Художники стремились до идеала отточить собственное мастерство и очень часто сознательно выбирали узкую тематику для своих произведений. Тогда же появились основные поджанры натюрморта:

Широкие возможности для новаторского осмысления натюрморта появились в конце XIX — в начале XX века. Выдающиеся мастера многочисленных новых стилей не боялись проводить смелые эксперименты. К натюрмортной тематике обращались величайшие художники того времени — Поль Сезанн (Paul Cézanne), Поль Гоген (Paul Gauguin), Анри Матисс (Henri Matisse). Жанр в разной степени присутствует в произведениях многих направлений искусства:

После Второй Мировой войны натюрморт грациозно проник в новые стили искусства: поп-арт, фотореализм и неопоп. У этого жанра определенно есть будущее и в наступившем XXI веке.

Известные мастера натюрморта

  • Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel). Один из пионеров жанра. Великий мастер многократно проделывал путь длиной 45 км из Антверпена в Брюссель, чтобы в местном ботаническом саду, найти и зарисовать разнообразные цветы — натуру для своих будущих картин.
  • Флорис ван Дейк (Floris van Dyck). До наших дней сохранились всего 4 произведения автора, написанные в поджанре сервированного стола. Центральное место во всех картинах занимает пирамида из кусков сыра, а задний фон искусно растворяется в дымке.
  • Абрахам ван Бейерен (Abraham van Beyeren). Признан искусствоведами лучшим художником в поджанре рыбного натюрморта. Натуралистичные картины мастера поражают идеальной детальной прорисовкой рыбьей чешуи в серебристо-серой палитре.

Натюрморт. Якоб де Гейн Младший. Vanitas

За многие годы человеческой истории натюрморт не раз переживал взлёты и падения. У этого жанра — увлекательное прошлое, яркое настоящее и достойное будущее в мировом изобразительном искусстве. На аукционах портала Very Important Lot посетители всегда могут найти картины на любую тематику. А также на нашем сайте вы можете приобрести картины напрямую у современных художников и стать счастливым владельцем творений мастеров разных эпох и стилей.


Живописный натюрморт, конечно, самый популярный. Ведь именно он позволяет не только передать форму предметов и особенности их освещения, но и воссоздать почти такими, какими они являются на самом деле. Фрукты, стеклянная и даже серебряная посуда, вышитые ткани - все это натюрмористы прошлого умели передавать с удивительным мастерством. Много замечательных натюрмортов создают и современные живописцы.

Натюрморт как жанр существует не только в живописи. Графические натюрморты, выполненные акварелью или гуашью, могут быть не менее яркими. Однако такие графические техники, как линорит или офорт, требуют от натюрмориста особого мастерства - ведь в его произведении не будет цвета или он будет довольно условным. Поэтому другие художественные средства - линия, пятно, освещение, а также удачная композиция - становятся особенно важными. Удачные графические натюрморты бывают иногда даже более выразительны, чем живописные, ведь замысел художника ощущается в них лучше.


Фернандо Ботеро. Натюрморт с арбузом.


Джакомо Манцу. Стул с фруктами.

Скульптурные натюрморты создают очень редко, обычно как эксперимент. Правда, этот жанр довольно популярен в декоративной скульптуре. Наверное, вы видели в старинных парках мраморные вазы, иногда даже с цветами и фруктами (конечно же, мраморными). Рельеф, изображающий книги, может украсить библиотеку, а скульптурное изображение различных научных приборов - памятник известному ученому.


Н. Пухинда. Осенний натюрморт.

Графика: акварель, гуашь


И. Кир. Натюрморт со стеклянной посудой.


О. Давыдова. Натюрморт. Графика: линогравюра

В декоративно-прикладном искусстве очень популярны изображения цветов. Их можно считать натюрмортами. Украинская художница Екатерина Белокур создавала и истинные натюрморты, с овощами, фруктами, кувшинами и караваем хлеба.

Жанр натюрморта существует также и в художественной фотографии. Нынче он чрезвычайно популярен и распространен, ведь рекламные фотографии посуды или, например, фотографии блюд в кулинарных книгах - это именно натюрморты! К этому жанру обращаются и современные фотохудожники. Нередко они даже отказываются от цвета, создавая черно-белые снимки, - и именно так раскрывают красоту и загадочность обычных вещей.


Натюрморт-инсталяция с различными предметами театральной жизни




1. Натюрморт выполнен тушью, кистью и гелевой ручкой.

2. Натюрморт выполнен пастелью на тонированной бумаге.

3. Натюрморт выполнен акварелью.

1. Почему живописный натюрморт является самым популярным?

2. В каких еще видах искусства существует жанр натюрморта?

Создайте натюрморт в избранном виде искусства: можно создать живописное изображение, графическое произведение или даже скульптуру или скульптурный рельеф.

Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашь или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, гелевые ручки.

• На листе бумаги скомпонуйте (найдите соответствующее место) изображение.

• Сравните пропорции разных частей изображения каждой в отдельности: длину к высоте и ширине.

• Исправьте ошибки в построении.

• Подготовьте рисунок к дальнейшей работе: сотрите все вспомогательные линии, использованные вами для построения, а также лишние линии.

• На палитре рядом подберите цвет, отвечающий цвету, например, фона. Начать работу красками лучше с тех цветов, которые вам наиболее понятны.

• Сравните и попробуйте воссоздать различие цветовых оттенков разных частей натюрморта.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД НАТЮРМОРТОМ

Для работы с красками надо подготовить бумагу. Можно воспользоваться альбомом с плотными листами бумаги. Чтобы бумага не деформировалась от воды во время работы, лист лучше наклеить по периметру (если есть такая возможность) на дощечку-планшет или использовать специальную склейку из акварельной бумаги, которую можно приобрести в магазине.

1. На лист попробуйте нанести линейное изображение натюрморта или другой натуры. Это делается с учетом требований композиции (они были рассмотрены при описании этапов работы над рисунком). Рисунок под живописную работу должен быть легким, без штриховки и лишних линий, чистым.

2. Перед тем как начать работать красками, полезно сделать быстрый этюд - впечатление от постановки (натуры). Этот этюд нужен потому, что в процессе работы глаза постепенно устают и перестают воспринимать цвет с изначальной свежестью. А первое эмоциональное впечатление от цветовых соотношений будет храниться в этюде.

4. Дальнейшая работа состоит в беспрерывном сравнении тональных и цветовых соотношений. Вам нужно определить, где теплые цвета, где холодные, где в натуре самое темное место, а где - самое светлое. Эти места будут ориентирами в вашей дальнейшей работе.

5. Постепенно продвигаясь к завершению будущего натюрморта, вы можете заметить какую-то ошибку в цвете. Тогда на палитре найдите такой оттенок, который можно добавить к изображению, чтобы оно стало больше похожим на натуру.

Например, заметив, что фон в работе холоднее, чем в натуре, достаточно перекрыть его тонким слоем краски теплого цвета. Дополнив друг друга, верхний и нижний слои краски дадут нужный оттенок. Такое прозрачное перекрытие одного цвета другим называется лессировкой.




Проработка тональних цветовых соотношений в натюрморте


Використовуючи сайт ви погоджуєтесь з правилами користування

Віртуальна читальня освітніх матеріалів для студентів, вчителів, учнів та батьків.

Наш сайт не претендує на авторство розміщених матеріалів. Ми тільки конвертуємо у зручний формат матеріали з мережі Інтернет які знаходяться у відкритому доступі та надіслані нашими відвідувачами.

Якщо ви являєтесь володарем авторського права на будь-який розміщений у нас матеріал і маєте намір видалити його зверніться для узгодження до адміністратора сайту.

Ми приєднуємось до закону про авторське право в цифрову епоху DMCA прийнятим за основу взаємовідносин в площині вирішення питань авторських прав в мережі Інтернет. Тому підтримуємо загальновживаний механізм "повідомлення-видалення" для об'єктів авторського права і завжди йдемо на зустріч правовласникам.

Копіюючи матеріали во повинні узгодити можливість їх використання з авторами. Наш сайт не несе відподвідальність за копіювання матеріалів нашими користувачами.

Натюрморт

История происхождения жанра натюрморт

Самые ранние натюрморты в нашем нынешнем понимании жанра были созданы в XV в. до н.э. В захоронениях древних египтян достаточно часто встречаются изображения еды , рыбы , мяса. Элементы натюрморта можно увидеть и на античных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также не обходились без натюрмортов: изображениями цветочных гирлянд декорировали арки , двери , мебель.

века натюрморт существовал как составляющая произведений искусства , созданных в других жанрах. Это были изображения цветов , столов с расставленными на них предметами , убитой дичи на картинах с охотниками.

Якопо де Барбари. Натюрморт с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом.

Микеланджело Меризи де Караваджо. Корзина с фруктами

Натюрморт ванитас

Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен - истинные сокровища.

Якоб де Гейн. Ванитас

Символизм

Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше

Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше

был настолько распространенным явлением , что для расшифровки картин использовали эмблематические сборники , которые издавались достаточно большими тиражами.

Первые натюрморты

Кроме того, натюрмортные мотивы как детали композиций, декоративные и символические изображения вещей встречаются уже в древневосточном, античном и средневековом искусстве. Элементы натюрморта входят в древнеримские фрески и мозаики начиная с I в.

римская мозаика


Римская мозаика

В восточном искусстве

Применительно к восточному, а именно китайскому и японскому, искусству трудно говорить о натюрморте в классическом понимании. Отчасти с жанром натюрморта сопоставимы произведения так называемого жанра "цветы и птицы", а также отдельные изображения фруктов.

цветы и птицы


Картина жанра цветы и птицы

"Ранний натюрморт"

Рождение натюрморта как полноценного самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвленной системы жанров. Уже в произведениях итальянских и особенно нидерландских мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру. Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа.

Симоне Мартини


Симоне Мартини. Благовещенье

Самостоятельный жанр

Окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи натюрморт в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения.

Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в. Vanitas.JPG


Францискус Гейсбрехтс, Vanitas

Расцвет жанра

В целом, XVII век в Европе отмечен как век расцвета натюрморта. В этот промежуток были созданы все основные разновидности натюрморта. К тому же, не смотря на принятое в это время символическое наполнение смыслом всех изображаемых предметов, их повседневная красота интересовала художников отнюдь не меньше. Например, в картинах нидерландца Питера Артсена и его последователей, иногда ещё религиозных по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари.

Питер Артсен Рыночная торговка овощами


Питер Артсен, Рыночная торговка овощами

Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика.

Разнообразие типов и форм натюрморта, сложившихся в этот период, объясняется активным формированием национальных школ, каждая из которых привносила в жанр что-то своё. Становление итальянского натюрморта в значительной мере определяется реформами Караваджо, излюбленными темами в нём становятся цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги.

Корзина с фруктами, Караваджо


Караваджо, Корзина с фруктами

Традиции караваджизма ощутимы и в испанском натюрморте. Изображения вещей (часто обыденных) в испанском натюрморте отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта.

Фрукты из Делфта и две вазы Томаса Йепеса,


Томас Йепес, Фрукты из Делфта и две вазы

Но одним из самых ярких национальных школ этого периода остаётся, несомненно, фламандская.
Её развитие связано с именами крупнейших художников Фландрии, вошедших в историю искусства Западной Европы: Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта.

Франс Снейдерс Натюрморт с ведёрком для охлаждения вина


Франс Снейдерс, Натюрморт с ведёрком для охлаждения вина

Добыча. 1649. Ян Фейт


Ян Фейт, Добыча

Другая мощная школа натюрморта известна под названием “голландский натюрморт”. Авторами этих произведений были харлемские живописцы Виллем Хеда и Питер Клас.

Они стали создателями национального натюрморта с изображением накрытых столов, уставленных огромным набором предметов, типичным для семьи голландского бюргера 1630-1640-х годов. Простота и серьезность этих произведений отражают бытовой уклад, вкусы, и настроения первого поколения голландских буржуа.

Натюрморт с фруктами (1644) Питер Клас


Питер Клас, Натюрморт с фруктами

Жан Батист Шарден Скат


Жан Батист Шарден, Скат

Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине XIX века. Импрессионизм, постимпрессионизм, а также течения изобразительного искусства XX века дали новый толчок в развитии этого жанра. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописное восприятие мира вещей, решают проблемы светоцветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно. Постимпрессионисты разрабатывают сложные проблемы цветового решения картины. Натюрморт становится прежде всего выражением идей и темперамента художника. Также, как и на полотнах XVII века, натюрморт зачастую обладает иносказательным смыслом.

Цветы в вазе Ренуар


Ренуар, Цветы в вазе

В первые годы XX века происходит не только размывание границ вещей внутри натюрморта, но и в значительной мере размывание границ самого жанра. В распахнутых полотнах Матисса составляющие натюрморт предметы, пронизанные органическими ритмами природы, сливаются с пейзажем или сами превращаются в пейзаж, преодолевая преграду между миром живого и миром неживого.

Натюрморт с голубой скатертью Матисс


Матисс, Натюрморт с голубой скатертью

Ваза с фруктами Пикассо


Пикассо, Ваза с фруктами

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

С. Осипов. Васильки.


Осипов, Васильки

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

Натюрморт продолжает развиваться и по сей день. Современная петербургская художница Мария Иванова-Очерет, обращаясь к жанру натюрморта, создаёт сложные композиции включающие в себя не только традиционные для этого жанра букеты цветов или бытовые предметы, но и аллюзии на произведения великих мастеров живописи, таких как Микеланджело, Вермеер, Рембрандт.

ирисы и рисунки Микеланджело цветы

Мария Иванова-Очерет, Ирисы и рисунки Микеланджело

Благодаря этому натюрморты художницы приобретают многоуровневый подтекст и глубокую символичную наполненность, как бы вступая в диалог с шедеврами мирового искусства.

Читайте также: