Психоанализ и проблемы современного человека сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Основы психоанализа были сформированы на рубеже XIX-XX веков. Сегодня, несмотря на то, что по-прежнему не утихают споры относительно этой концепции, она стала важной и неотъемлемой частью современной культуры, оказав значительное влияние на философию, медицину, религию и культуру. Любой образованный и любознательный человек должен иметь представление о том, что такое психоанализ и разбираться в основных составляющих его терминах.

Основателем психоаналитической теории является австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг). Он получил образование в Венском университете, проходил стажировку во Франции, в Берлине, а затем занялся частной практикой, работал с пациентами различных возрастов, пытаясь отыскать эффективные способы лечения неврозов, психических расстройств и объяснить их причины.

Длительная и профессиональная непрерывная практика подтолкнула его к формированию собственной концепции, которую он неоднократно излагал в своих многочисленных работах, рассказывая о том, что такое бессознательное, какую роль оно играет в жизни человека и как использовать эти знания в практической деятельности в различных областях знания.

Терапия, основанная на этом понятии, заключалась в том, что под действием гипноза он заставлял вспомнить человека о пережитых эмоциях во время травмирующего события. От этой процедуры наступало облегчение. Но однажды Фрейд пришёл к выводу, что не все пациенты поддаются гипнозу и это подтолкнуло его к поиску новых техник воздействия. Так вскоре появился метод, основанный на свободных ассоциациях.

Пациентам предлагалось говорить все возникающие у них ассоциации, фантазии в процессе обсуждения каких-либо вопросов, трактовании сновидений. Это позволяло выстроить гипотезы относительно истоков заболевания. Так родилась психоаналитическая теория.

По Фрейду, из всех открытий, которые когда-либо сделало человечество, можно выделить 3, которые нанесли существенный ущерб человеческому нарциссизму:

1. Космологическая теория Николая Коперника, доказавшая, что наша планета не является центром Вселенной, а представляет собой всего лишь одну из планет небольшой системы.
2. Биологическая концепция Чарльза Дарвина, согласно которой человек не является высшей силой, а произошёл от животных, в результате общего для всех живых существ естественного отбора.
3. Открытие самим Фрейдом бессознательного и его превосходства над сознанием.


Теория психоанализа

Теория психоанализа содержит в себе философско-психологические позиции, является методом исследования человеческой психики, применяется для диагностики различного рода психических заболеваний и их лечения.

Учёный полагал, что то, что человек вытесняет из сознания никуда не девается, а переходит в область бессознательного и продолжает влиять на дальнейшую жизнь, выплывая под различными масками. З. Фрейд подробно рассмотрел структуру человеческой психики и сделал заключение, что она состоит из трёх элементов:

Сверх-я (super-ego, das Űber Ich),

Подобная структура сравнима с айсбергом:

в котором, то, что на поверхности – супер-эго.
Это совесть, мораль, принципы, долг, воспитание, рамки и нормы поведения, установленные обществом.

Невидимая часть айсберга – бессознательное.
Это инстинкты, подавленные желания, страхи, комплексы, сексуальное влечение, всё то, что человек старается спрятать от окружающих.

Эго находится на стыке двух частей. Эго – это сам человек, его личность, которая поступает в зависимости от того, какая часть в нём сильнее.

Если бессознательное берёт верх в определённой ситуации, то человек следует своим желаниям и инстинктам, если берёт верх супер-эго, то поступает так, как правильно, как принято в обществе.

Если человек поддаётся бессознательному и поступает так, как ему хочется, а не как нужно, то наступают угрызения совести, в человеке начинает проявляться супер-эго, которое чувством вины напоминает о том, что он поступил неправильно. А если индивид ущемляет свои желания и действует в соответствии с долгом, нормами морали, подавленное бессознательное начинает себя проявлять в разных формах: сновидениях, обмолвках, описках, ошибках, а в отдельных случаях проявляется в форме неврозов и душевных болезней. Австрийский учёный придавал всем ошибкам, оговоркам большое значение, полагая, что они неслучайны и являются проявлением бессознательного.

Вследствие событий Первой мировой войны З. Фрейд несколько подкорректировал свою концепцию и определил два первичных начала, проявляющих себя как в отдельном человеке, так и в бытии общества и космоса: жизнь (эрос) и смерть (танатос). Эти понятия проявляются в стремлении к созиданию и разрушению, удовлетворению желаний и самоуничтожению.

Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.

Зигмунд Фрейд


Психоанализ в психологии

Девушка с мифологическими картами

Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.

Зигмунд Фрейд


Психоаналитическое направление

Психоаналитическое направление является одним из самых распространённых и многосторонних концепций, которые восходят к психоанализу. Сегодня данное направление обычно используется в нескольких значениях.

Первое – это теория, родоначальником которой является З. Фрейд.

Второе – это метод лечения психических расстройств личности.

Третье – это метод, используемый для определения неосознанных мотивов, которые определяют поведение человека.

Идеи З. Фрейда доминировали практически всю первую половину двадцатого века, однако они были дополнены многими исследователями начиная с его ближайшего ученика К. Г. Юнга.

Его дочь А. Фрейд тоже работала в данном направлении, но в основном с детьми в возрасте от 7 до 9 лет и смогла создать теорию метапсихологического профиля ребёнка, чем пользуются многие психотерапевты и до сегодняшнего дня.

М. Кляйн положила начало психосоматике, впервые заговорив о том, что люди часто реагируют телом на всевозможные внешние обстоятельства и раздражители. Также она обратила внимание на то, что люди могут сами себя наказывать за какие-либо поступки.

Д. Винникотт впервые указал на то, что можно быть одиноким в присутствии другого человека, также он стал основателем ассоциативных карт.

Э. Эриксон развил теорию идентичности человека.

Ш. Ференци посвятил множество работ, раскрывающих психологическое исследование травмирующих событий и стресса.

Ж. Лакан дал свою точку зрения на отношения человека с другими людьми, подробно исследовал фактор тревоги. От его работ отталкивались многие психологи и даже эзотерики.

Начиная со второй половины двадцатого века психоаналитическое направление многие учёные ставить под сомнение, поскольку используемые в нём методы в основном сводились к наблюдению. С развитием медицины и психиатрии для лечения психических расстройств стали всё чаще применять медикаментозное лечение. А начиная с 80-х годов прошлого столетия основные понятия психоанализа стали считать устаревшими, и З. Фрейд ушёл в историю.

В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение.

Зигмунд Фрейд


Методы психоанализа

Классический метод, используемый в психоанализе – это вербализация мыслей и переживаний пациента, который рассказывает о своих сновидениях, фантазиях, мечтах, о разных событиях, отношениях, о том, какие у него это вызывает эмоции и чувства. Психотерапевт, исходя из услышанного, делает выводы и заключения, пытается отыскать истоки возникших проблем, уставить причинно-следственные связи и поясняет пациенту почему именно так в его жизни происходит.

Один из распространённых методов – ассоциативный (метод свободных ассоциаций). Пациент называет всё, что приходит к нему в голову, насколько бы абсурдным, непристойным и нелепым это не казалось.

При заключительном этапе психотерапии используется принцип проработки, при котором пациент ещё раз проговаривает, признаёт и принимает причины травмирующих для него событий. Это позволяет ему со временем избавиться от них и не переносить на новые отношения и обстоятельства. Все методы психоанализа подробно изложены в пяти клинических случаях из практики З. Фрейда.

Начните работу с психологом прямо сейчас

Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.

Зигмунд Фрейд


Современный психоанализ

прием у психоаналитика

Несмотря на то что со времён З. Фрейда прошло много лет, а психология и психиатрия не стоят месте, основные термины психоанализа, такие как бессознательное, эго, сублимация вросли в нашу жизнь и даже часто используются в повседневном обиходе. Это довольно сложная теория, которая применяется строго индивидуально и не может дать прогнозируемого результата. По утверждению философа К. Поппера, психоанализ нельзя считать строго научной концепцией, поскольку его нельзя опровергнуть, но в то же время с помощью него можно объяснить абсолютно все происходящие события и поступки людей.

Несмотря на то что теория З. Фрейда часто служила объектом для шуток и анекдотов из-за чересчур доминирующего в ней понятия сексуальности, многие психотерапевты и по сей день ею пользуются, полагая, что в ней есть много рационального. "Хотел сказать одно, а сказал другое – и это неслучайно".

Многие психологи до сих пор психоаналитической теорией объясняют супружеские измены. Когда один из супругов говорит, что любит другого, но в тоже время изменяет. З. Фрейд сказал бы, что такое вполне может быть, поскольку, по его мнению, такие понятия как любовь и желание являются разными и бывает так, что они не совпадают. Можно любить одного человека, а желать другого и наоборот.

Признание проблемы – половина успеха в её разрешении.

Зигмунд Фрейд

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вам нужна помощь в преодолении психологических проблем, проконсультируйтесь со специалистом!

И я выбрала эту тему потому что, мне он интересен со всех сторон, как он помогает психологии и философии тоже разбираться в человеке, в его душе или по-другому - в его психике, как наше бессознательное влияет на сознание и наоборот, как наше сознание влияет на бессознательное. Каков же современный психоанализ… насколько он видоизменился… кто продолжал развитие психоанализа после Фрейда… Так же поразмышлять - что такое человек и кто он такой…
Об этом всем я и решила написать в своей работе, чтоб разобраться в идеях Фрейда и его последователей, в связи человека и современного психоанализа. Разобраться в взглядах философии на человека…

Содержание работы

1.Введение 3
2. В поисках целостного учения о человеке 4
3. Человек – существо бессознательное 5
4. Что же Фрейд писал о сознании и бессознательном в своей работе…6
5. О современном психоанализе 8
6. Заключение 20
7. Список литературы 21

Файлы: 1 файл

философия.docx

2. В поисках целостного учения о человеке 4

3. Человек – существо бессознательное 5

4. Что же Фрейд писал о сознании и бессознательном в своей работе…6

5. О современном психоанализе 8

6. Заключение 20

7. Список литературы 21

Психоанализ дал наукам очень многое, благодаря ему психология шагнула в свое время далеко вперед.

И я выбрала эту тему потому что, мне он интересен со всех сторон, как он помогает психологии и философии тоже разбираться в человеке, в его душе или по-другому - в его психике, как наше бессознательное влияет на сознание и наоборот, как наше сознание влияет на бессознательное. Каков же современный психоанализ… насколько он видоизменился… кто продолжал развитие психоанализа после Фрейда… Так же поразмышлять - что такое человек и кто он такой…

Об этом всем я и решила написать в своей работе, чтоб разобраться в идеях Фрейда и его последователей, в связи человека и современного психоанализа. Разобраться в взглядах философии на человека…

В поисках целостного учения о человеке

В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции человека. Такое стремление похвально в том смысле, что, конечно же, необходимо объединять и обобщать все данные о человеке. Однако не следует полагать, что для этого нужна какая-то особая философия, принципиально отличная от тех философских систем, которые имеются. Каждая из них содержит в себе определенную философию человека. Вместе с тем просто-напросто не существует особой философии, которая была бы именно философией человека.

Человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека — это его внутренняя жизнь, но она символизируется в формах деятельности, в игре, труде. В итоге человек - существо общественное.

Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический — все это объединено каждой конкретной личностью. Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.

Человеку не избежать бремени ответственности перед собой и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо развитая философская база.

Множество людей озабочено судьбой и природой человека, они размышляют, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными. Такова реальность.

Человек – существо бессознательное

Интерпретация природы человека, которая привлекает внимание в течение всего ХХ века. Речь идет о философии бессознательного, развитой австрийским врачом-психиатром и философом Зигмундом Фрейдом.

О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, в том числе знакомые нам Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Но лишь Фрейд сумел придать представлени-ям о бессознательном практическое значение, они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Созданное им учение называют психоанализом.

Главная идея Фрейда была довольно простой: человек — существо эротическое. Глубинная сущность человека — сексуальное влечение — либидо (позднее Фрейд будет много рассуждать о двух главных инстинктах, инстинкте жизни — эросе и инстинкте смерти — танатосе). Это вле-чение приходит в конфликт с сознанием, вынужденным реагировать на окружающую социальную среду с ее многочисленными запретами. Сексуальные влечения вытесняются из сознания, они становятся бессознательными, проявляясь в сновидениях, в различного рода нерациональных действиях, в неврозах. Путь избавления от неврозов — это анализ психики, сначала обнаруживают бессознательное (это делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если пациент способен на это, то бессознательное переводится в сознание. Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное. Доминирует именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все согласны с ними.

Что же Фрейд писал о сознании и бессознательном в своей работе…

Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере частые, как и важные патологические процессы психической жизни и причислить их к научным явлениям. Повторяю еще раз другими словами: психоанализ не может считать сознательное сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать.

Для большинства философски образованных людей идея психики, которая к тому же и бессознательна, настолько непонятна, что она кажется им абсурдной и отвергается простой логикой. Мне думается, что причина этого заключается в том, что они никогда не изучали соответствующих феноменов гипноза и сновидения (не говоря уже о патологических феноменах), делающих такое понимание обязательным. Но выдвинутая ими психология сознания ведь и неспособна разрешить проблемы гипноза и сновидения.

Мы, пришли к термину или понятию о бессознательном – обработкой опыта, в котором играет роль психическая динамика. Мы узнали, т. е. должны были признать, что есть сильные психические процессы или представления (здесь, прежде всего, важен квантитативный, значит, экономический момент), которые для психической жизни могут, иметь все те последствия, что и прочие представления, в том числе и такие последствия, которые могут быть вновь осознаны как представления, но они сами не осознаются.

Значение характера неосознанности для нас уменьшается. Он становится многозначным качеством, не допускающим широких и исключительных выводов, в целях которых мы бы его охотно использовали. Однако мы должны остерегаться небрежного к нему отношения, так как, в конце концов, это качество – сознательно или бессознательно – является единственным светочем в потемках глубинной психологии.

О современном психоанализе

По мере развития классического психоанализа и становления международного психоаналитического движения многие идеи Фрейда подверглись переосмыслению с точки зрения адекватного понимания проблемы человека, культуры и их взаимосвязей. Ряд сторонников Фрейда, первоначально разделявших его теоретические постулаты и практические рекомендации, со временем не только высказали критические замечания по поводу тех или иных психоаналитических концепций, но и выдвинули свои учения.

А. Адлер пересмотрел представления Фрейда о соотношении сознания и бессознательного, первичных влечениях человека, причинах внутриличностных конфликтах, целях психотерапии.

В отличие от Фрейда Адлер считал, что сознание и бессознательное не являются антагонистическими частями индивида, личность характеризуется не внутренней противоречивостью, а единством, которое отражается в жизненном стиле, формирующемся в процессе преодоления пережитых в детстве трудностей и основывающемся на стремлении к цели. В понимании Адлера, быть человеком - значит обладать чувством неполноценности, которое компенсируется стремлением индивида к власти, превосходству, совершенству. Присущее ребенку чувство неполноценности из-за физической незрелости, неуверенности в себе, несамостоятельности, подчиненного положения среди других (родители, братья, сестры и окружающие его люди) может перерасти в комплекс неполноценности, характеризующийся гиперчувствительностью к обидам, поражениям и жаждой личного превосходства. Психической предрасположенностью ребенка к неврозу является чувство неполноценности, компенсированное "мужским протестом" (предковая форма психического тщеславия, предопределяющего мышление и действие человека). "Мужской протест" оказывается чересчур обремененным честолюбием и жаждой власти.

Для того чтобы понять человека, недостаточно исходить из причинных связей. Необходимо определить цель его жизни, выступающую прежде всего в качестве достижения превосходства, превносящего в жизнедеятельность людей враждебность, воинственность, отрыв от реальности. Это определяет, по Адлеру, направленность исследования и лечения: сначала рассматривается цель превосходства, потом разъясняется состояние борьбы человека и только впоследствии выявляются источники заболевания.

С точки зрения Адлера, невроз - это ошибочная, с позиции культуры попытка человека избавиться от чувства неполноценности, и обрести чувство превосходства. Невроз не ведет к социальной активности, не способствует решению жизненных проблем. Оторванный от реальности, невротик живет в мире фантазий и использует различные уловки для избежания ответственности. Лечение неврозов требует воспитательного воздействия на человека, коррекции его заблуждений и возвращения его в человеческое сообщество. Исцеление невротика основывается на сознательном развитии у человека чувства общности (социальный интерес), усиления чувства реальности, ответственности и замене скрытой враждебности взаимной доброжелательностью.

К. Г. Юнг переосмыслил принципиальные идеи классического психоанализа и дал иную интерпретацию сексуальности, сновидений, природы и символики бессознательного, структуры личности, этиологии и лечения неврозов, религии.

Не отрицая роли сексуальности в жизнедеятельности индивида, Юнг тем не менее рассматривал ее как важное, но не единственное выражение психической цельности человека. В отличие от Фрейда он стремился исследовать духовную сторону сексуальности, ее нуминозный (языческий, демонический, мифологический) смысл, выходящий за пределы биологической функции либидо (сексуальная энергия).

Сознание и бессознательное, по Юнгу, имеют не противоположный друг другу, а компенсаторный характер. Нет оснований предполагать, что бессознательное следует иным законам, нежели сознание. Сновидения, способствующие изучению бессознательного, являются не искажением и маскировкой тайных желаний человека, а естественной реакцией саморегулирующейся психической системы.

Юнг исходил из того, что наряду с индивидуальным (личностным) бессознательным, являющимся главным объектом исследования классического психоанализа, имеется коллективное бессознательное, представляющее собой характерный для всех рас и народностей общечеловеческий опыт. Коллективное бессознательное содержит в себе скрытые следы памяти прошлого человечества и является духовным наследием, возрожденным в индивидуальной структуре мозга. Если индивидуальное бессознательное состоит по большей части из комплексов (первичных форм инстинктов, психических фрагментов, выделившихся в самостоятельно функционирующие образы и идеи), то коллективное бессознательное в основном представлено архетипами (бессознательными праформами, принадлежащими унаследованной психической структуре, формальными образцами поведения, символическими бессодержательными схемами).

Чему нас учит современный психоанализ — Жизнь на Wonderzine

Текст: Лиля Брайнис


Кто такой Фрейд для психоанализа,
что такое сознательное
и бессознательное

Есть два Фрейда. Один Фрейд — герой анекдотов и настоящий Фрейд — человек, которого обсуждают интеллектуалы вроде Сартра. Основная идея основоположника психоанализа была не в том, что все имеет сексуальный смысл, а в том, что сексуальность бессознательна. Бессознательное — это то в себе, чего ты не знаешь. Поэтому сексуальность — это то, о чем ты не знаешь. Даже взрослые люди, которые, казалось бы, знают, на самом деле ничего не представляют.

Бессознательное — это такая штука, о которой мы получаем представление через ошибку, оговорку или промах. Хотел сказать одно — сказал другое. И тогда сексуальность одновременно становится тем, чего человек про себя не знает, и тем, о чем он узнает через ошибку. Представим, что ошибки не было бы и человек не мог бы случайно оговориться. Как животные или роботы. Тогда это отсутствие упразднило бы само измерение человеческого. Человек перестал бы существовать, а остались бы только животные или роботы. Поэтому сексуальность — всегда сюрприз.

В чем разница между любовью и желанием
с точки зрения психоанализа

Что такое желание

Единорог существует? Как объект физического мира — нет,
но он обладает речевым бытием и у некоторых есть
фобии единорогов

Что означают оговорки по Фрейду


Что происходит в современном психоанализе

Одна из функций психоаналитика состоит в том, чтобы вопросы возникли там, где их еще не было. Это дает человеку возможность узнать то, чего он сам не знал и не знал его аналитик. Вот, например, вы хотите говорить просто или даже упрощенно. Это парадоксальная и довольно опасная вещь. Почему вообще нужно публиковать только понятные тексты? Лакан говорит о триумфе религии в будущем, потому что религия дает смысл всему непонятному. Это практика прибавления. Современный же психоанализ — это практика вычитания. Есть такой способ наслаждаться — придавать всем вещам мира смысл. Лакан отсылает религии примерно такое же анекдотическое обвинение, какое массмедийная культура отсылает Фрейду — Фрейд придавал всему сексуальный смысл. Впрочем, какая разница, какой смысл придавать всему: сексуальный, научный или религиозный.

Кто такой мужчина в психоанализе


Главный объект изучения в психоанализе

Что случилось в психоанализе
после Фрейда

Современным психоаналитикам очень легко разговаривать
с физиками и математиками

Понятие нормы в психоанализе

фотографии: coverphoto via Shutterstock, Wikimedia Commons


2. Между Эдипом и Озирисом: становление психоаналитической концепции мифа. – Львов; М., 1998. – С. 23-25.

Итак, на первых курсах своего обучения в университете Фрейд большое внимание уделял изучению философии. На протяжении нескольких семестров он не только посещал не входящие в программу обучения курсы по философии, но и штудировал философские работы. Об этом свидетельствуют письма Фрейда к другу его юности П. Зильберштейну, с которым он учился в гимназии. В этих письмах Фрейд подчеркивал интерес к философии и выражал сожаление по поводу того, что его друг, изучающий право, отвергает философию, в то время как он сам, обучаясь на медицинском факультете, посещал философские курсы, читал и восхищался работами Л. Фейербаха.

С одной стороны, это позволило Фрейду познакомиться с идеями великого философа, а с другой - послужило питательной почвой для последующего обоснования психоаналитической концепции о восстановлении в памяти пациента травмирующей ситуации, обусловившей психические заболевания. Перевод сочинений Милля подтолкнул Фрейда к прочтению других работ этого автора. И если в процессе перевода двенадцатого тома ему не понравился безжизненный стиль Милля, то в других его философских работах он обнаружил афоризмы и меткие выражения, которые привлекли его внимание.

Идеи Липпса о бессознательном явились для Фрейда тем источником вдохновения, благодаря которому был сделан один из решающих шагов на пути создания психоаналитического учения о человеке. Таким образом, не вызывает сомнений инициирующая роль идей Липпса о бессознательном в формировании психоаналитического учения Фрейда. Отсюда проистекают представления Фрейда о бессознательном психическом, что легло в основу психоанализа. И если в середине 1890-х гг. основатель психоанализа неоднократно выражал чувство неудовлетворения, сетуя на непонимание природы психических процессов, то после изучения труда Липпса он в одном из писем Флиссу (1898) с радостью отметил, что его работа в области психологии, связанная с признанием бессознательного, стала успешно продвигаться вперед.

Влияние философских идей на становление психоанализа можно отрицать лишь в том случае, если вообще закрыть глаза на формирование мировоззрения Фрейда и ограничиться рассмотрением его естественно-научной базы. Можно утверждать, что в скрытом виде философское понимание человека было у Фрейда тем фактором, благодаря которому происходило как теоретическое, так и организационное оформление психоанализа. В теоретическом плане философская интенция означала не только внутренний переход самого Фрейда от медицины к психологии, а затем к метапсихологии, но и внешнее структурирование психоанализа, связанное с переносом психоаналитических методов исследования человеческой психики на историю, мифологию, религию, культуру, художественную литературу.

Таким образом, как в теоретическом, так и в организационном планах с момента своего возникновения психоанализ был ориентирован на создание не просто психоаналитической философии, а целой школы, в основе которой лежали философски осмысленные представления о человеке и культуре.

Читайте также: