Направление живописи 20 века сообщение

Обновлено: 05.07.2024

В конце XIX и начале ХХ века художники всё чаще выступают против традиционного, классического искусства. Они считают, что искусство никогда не станет по-настоящему современным, если будет пользоваться старыми приёмами и методами. Поэтому они постоянно экспериментируют, пытаясь создать новые стили и направления. Так появляются самые разные художественные течения, совсем непохожие друг на друга. Их общая идея заключается в том, что искусство больше не подражает реальности, а передаёт субъективный взгляд художника.

1. Фовизм.

Ренессанс живописи в России пришелся на конец XIX – начало ХХ века. В это время появилась целая плеяда выдающихся мастеров кисти – Илья Репин, Константин Коровин, Кузьма Петров-Водкин, Михаил Врубель, Борис Кустодиев, Казимир Малевич и другие.

В своих произведениях, порой спорных, не всегда понятных обывателю, они отражали лучшие художественные достижения той эпохи. В живописи появляются новые стили – авангардизм, соцреализм, супрематизм, начал пробивать себе дорогу абстракционизм.

История развития русской живописи в XX веке

Художники, вошедшие в это объединение, считали себя преемниками пейзажной русской живописи XIX – ХХ веков. В русской живописи начала ХХ века начали пробивать себе дороги новые направления:

  1. Авангардизм;
  2. Экспрессионизм;
  3. Футуризм;
  4. Сюрреализм;
  5. Супрематизм;
  6. Конструктивизм.

Образованное в 1898 году творческое объединение, просуществовало (с некоторыми перерывами) до 1924 года. Одними из основателей объединения были Алесандр Бенуа, Лейб Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Иван Билибин, составившие впоследствии ядро объединения.

Наиболее значительными сторонами в профессиональной деятельности членов объединения были работы по созданию книжной графики и театральных декораций. Художники объединения продолжили реформу, которую начали воплощать в жизнь театральные декораторы русского мецената Саввы Мамонтова.

Декорационные работы художников объединения отличала высочайшая культура, они стремились обогатить театр самыми последними достижениями, работая в разных направлениях живописи ХХ века. Они привносили изумительную целостность исполнения декораций и их органичного слияния с таинством сценического действа.

Авангардизм и его представители

Для русского авангарда в живописи ХХ века, как и для представителей авангардизма в живописи ХХ века во всем мире, на первый план выходит эксперимент в художественном творчестве. Зачастую этот эксперимент представляет собой вызов классической эстетике.

Художники-авангардисты используют необычные средства самовыражения, порой излишне гипертрофированный символизм художественных образов. Они стремятся коренным образом обновить художественную практику.

Разрывая устоявшиеся традиции, они ищут новые средства выражения, новые формы, новые взаимоотношения. Бесспорно, на творчество многих русских авангардистов оказали влияние не только произведения близких им по духу импрессионистов, но и многие другие мимолетно увиденные сюжеты, услышанные мелодии, слова, картины.

Автопортрет художника-авангардиста Эль Лисицкого

Автопортрет художника-авангардиста Эль Лисицкого

Именно набор таких совпадений привел юриста Василия Кандинского к мольберту, и он навеки остался в истории русской живописи ХХ века как основоположник русского абстракционизма. Казимир Малевич, отказавшись от буквального восприятия реальности, напрочь рассорился с коллегами, но это не помешало его произведениям концептуально стать идолом мирового авангардизма.

Лисицкий вошел в историю как создатель горизонтальных небоскребов. В СССР его проект забраковали, а в Китае, Германии, Нидерландах похожие конструкции были построены.

Экспрессионизм и его представители

Представители экспрессионизма в живописи ХХ века менее всего стремились к точному воспроизведению действительности. Их кредо – выражение своего эмоционального состояния.

На выставке картин русской живописи ХХ века в Русском музее представлены работы экспрессионистов. На первый взгляд это может показаться отталкивающей, грубой мазней.

Экспрессионистские картины, написанные под впечатлением мира ужасов, резко контрастируют с картинами мастеров, воспевающих красоту и гармонию. На многих вернисажах представлены русские художники-экспрессионисты и их картины:

Футуризм

Футуризм в живописи ХХ века – одно из направлений авангарда – существовал в русской живописи начала ХХ века очень короткое время – до начала двадцатых годов. Отдельным целостным художественным направлением он не стал.

Михаил Ларионов как один из художников направления футуризм

Михаил Ларионов как один из художников направления футуризм

  1. Давид и Николай Бурлюки;
  2. Михаил Ларионов;
  3. Наталья Гончарова;
  4. Михаил Матюшин;
  5. Николай Кульбин и др.

Сюрреализм

В живописи России начала ХХ века, как и во всем мире, возникали и исчезали всевозможные новомодные течения. Примером такого течения может служить сюрреализм, пришедший в живопись России ХХ века из Франции.

Просуществовав до 1969 года, это направление официально прекратило свое существование. Необычные картины, представленные художниками-сюрреалистами, были настолько пугающе фантастичными, что их порой относили к плодам воспаленного воображения душевнобольных людей.

Выставка картин Алексея Ежова относящихся к направлению сюрреализм

Выставка картин Алексея Ежова относящихся к направлению сюрреализм

В России живописцев-сюрреалистов можно было пересчитать по пальцам:

  • Алексей Ежов – картины выполнены в стиле, напоминающим манеру голландских мастеров;
  • Юрий Лаптев – писал картины в нехарактерной для жанра акварельной технике;
  • Борис Индриков – писал картины на грани смешения стилей сюрреализма и фантастического реализма;
  • Владимир Куш – манерой исполнения напоминает Сальвадора Дали.

Соцреализм

Автопортрет художника Александра Дайнека который занимался направлением соцреализм

Автопортрет художника Александра Дайнека который занимался направлением соцреализм

Этому направлению были присущи нарочитая пафосность, народность, дружба всех народов. Наиболее яркими представителями этого направления были Кукрыниксы, Дмитрий Налбандян, Александр Дейнека, Петр Кончаловский и др.

Заключение

Все рассмотренные направления можно объединить в одно емкое понятие – модернизм в живописи ХХ века. Модернизм вобрал в себя множество течений, которые кардинально отличаются от классического стиля, но каждое из них имеет право на жизнь, находит своих приверженцев и почитателей.

Картина Водяные лилии. Клод Моне
Картина Мост Чаринг Кросс. Клод Моне

Футуризм

Бунты и страдания простого народа, разлад между наукой и творчеством привели к рождению протестных и экспрессивных направлений, одним из которых стал футуризм. Течение предлагает разрушать культурные стереотипы и смотреть в будущее с оптимизмом. Д. Северини, Л. Руссоло, Д. Балла и К. Кара передавали ощущения человека, живущего в новых растущих городах. В России открывались первые выставки Н. Удальцовой, О. Розановой, К. Богуславской, художники предрекали переход от кубофутуризма к супрематизму. Новые стили возникали так же быстро, как политические движения в 20-м столетии.

Натюрморт с гитарой. Художник Джино Северини
Картина Луиджи Руссоло. Сюжет 2

Сюрреализм

Женщина с цветком. Картина Пабло Пикассо
Архитектонический. Картина Сальвадора Дали

Абстракционизм

Желтый, красный, синий. Картина В. Кандинского
Композиция 10. Картина Пита Мондриана

Реди-мейд

Европейская и русская живопись начала 20 века динамично переходила от направления к направлению. Множество течений рождало множество гениев. Пуризм, фовизм, экспрессионизм, неопластицизм и орфизм отражали мятущееся состояние эпохи, рваной и искалеченной войнами, неопределившейся со своим будущим.

Колесо от велосипеда. Художник Марсель Дюшан
Фонтан. Художник Марсель Дюшан

Абстрактный экспрессионизм

Глубина. Картина художника Джексона Поллока
Женщины III. Картина Виллема де Кунинга

Примитивизм

Столетие независимости. Картина Анри Руссо
The White Horse. Художник Камиль Бомбуа

Минимализм

Нет-арт

Нет-арт — современное направление в искусстве, возникшее в конце XX века в интернете. Русские исследователи О. Лялина и А. Шульгин расшифровывают его как создание креативных пространств в сети. Картинки из букв и значков дополнились творческими открытиями художников андеграунда.

ASCII-графика

Граффити

Популярная сегодня городская субкультура рисования на стенах появилась еще в 70-е годы прошлого столетия. Некоторые художники переносят на холст свои работы и выставляют в художественных галереях Европы и России.

XX век открыл в живописи множество противоречивых направлений, которые переплетались, сочетались, рождались одно из другого. Сегодня цифровые технологии выводят живопись за грани холста и кисти, но классическое искусство остается все тем же искусством с большой буквы.

Граффити Бэнкси
Пример уличного граффити
Стрит-арт

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Двадцатое столетие стало одним из самых противоречивых в истории, и эта противоречивость в полной мере отразилась в различных видах искусства. Живопись 20 столетия отличается разнообразием, поиском новых форм, возникновением неординарных течений.Направления живописи, возникшие в 20 веке, принято объединять под одним названием – авангардизм. Несмотря на это обобщение, стили, которые сюда относятся, могут быть весьма противоречивыми и иметь абсолютно разные черты.

Сам 20 век был полон событий, и изменения происходили буквально в каждое 10-летие. Технический прогресс, войны, смена социального строя, переход к совершенно новым стилям мышления – все эти события оказывали влияние на живопись, делали ее изменчивой и неоднозначной.

Однако 20 век стал веком разочарований, и эта тенденция также отразилась в живописи. Конфликт в обществе, страдания простых людей, дисгармония между наукой и духовностью – все это выразилось в художественных техниках декаданса. Художникам был нужен протест, экспрессия, бунт. Это и стало основными чертами направлений авангардизма.

Футуризм стал направлением, которое стремилось в будущее. Среди художников – футуристов были и активные деятели из России – Маяковский, Лившиц, Хлебников. Творчество футуристов было невероятно реалистичным и даже чрезмерно лаконичным. Однако футуристы смотрели в будущее с оптимизмом.

Противоположностью этого стиля стал сюрреализм. Художники этого направления вообще не хотели видеть действительность. Их идейной основой был уход в мир подсознания, грез и иллюзий.Двадцатый век подарил живописи много других направлений, которые могли сочетаться, переплетаться, дополнять друг друга. Вместе с этим в 20 веке появилось множество имен неординарных художников. Клод Мане, Матисс, Мунк, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Василий Кандинский, Фрида Кало – это лишь часть имен великих творцов.

Многие художники 20 века продолжают творить и поныне. В конце 20 века появилась возможность применения в живописи совершенно новых технологий – компьютерной графики, фотографии, цифровых средств. Несмотря на это, интерес к классической живописи – искусству, создающему чудеса с помощью кисти, красок и холста – не угасает.

Арт-ликбез разбираемся в живописи XX века: Для начала придется усвоить, что живопись ХХ века условно делится на два периода: модернизм и постмодернизм

Для начала придется усвоить, что живопись ХХ века условно делится на два периода: модернизм и постмодернизм. В каждом было немало течений, и ты, конечно, можешь зазубрить их все и даже усвоить фамилии наиболее ярких представителей, но мы предлагаем сосредоточиться лишь на некоторых. Поверь, даже в этом случае ты произведешь неизгладимое впечатление на бойфренда и подруг. Конечно, в том случае, если они не выпускники МГАХИ им. В. И. Сурикова, не практикующие художники и не художественные критики. Итак, приступим!













Читайте также: