Сообщение по окружающему миру 4 класс водные богатства нашего края по плану

Обновлено: 01.07.2024

Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной предметной недели. На нем присутствовали учителя начальных классов школы.

ВложениеРазмер
vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx 29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Водные богатства нашего края

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни, формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы

Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Основные понятия: водоемы, исток, русло, устье, притоки

Ключевые слова: родной край, водоём, охрана, природа и музыка.

Оборудование: ноутбук, проектор

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

У. – Сегодня мы продолжаем знакомство с родным краем. Вспомним то, как человек влияет на окружающий мир, и что он должен делать, чтобы сохранить его богатство.

Работа с картой

У.- Необходимо быстро ответить на вопросы:

Как называется край, где мы живём?

В какой природной зоне?

Как называется равнина, на которой расположен наш район?
Какая поверхность нашего края?

Покажите на карте границу Курской области

С какими областями граничит Курская область?

Как называется наш областной центр?

Как называется наш районный центр?

Какими полезными ископаемыми богата наша область?

Назови город, который находится рядом с карьерами.

(Ответы детей сопровождаются работой с картами)

3. Мотивация к учебной деятельности

У. -Для того, чтобы узнать чему будет посвящен сегодняшний урок, послушай стихотворение

Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.

У- Какова главная мысль этого стихотворения?

Д. Вода – бесценный дар природы

У. Правильно, мы будем говорить о воде как о богатстве.

У. - А как вы понимаете слово богатство?

Д. -Богатство – это …..

У.- Какой вопрос мы сегодня перед собой поставим?

Почему воду называют богатством?

III.Работа по теме урока. Совместное “открытие” знаний.

У. – Каким цветом обозначена вода на карте?

Д. Вода обозначена, синим цветом.

У. – Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?

Д.- Земля стала синего цвета, потому, что 2/3 поверхности занимает вода.

У.- Одинаковая ли вода на вкус?

Д.- Нет, вода бывает пресная и соленая

У. – Какая вода в водоемах нашего края?

У.- Где вода соленая?

Д.- Соленая вода в морях и океанах.

У.- Какие водоемы вы знаете?

Д.- Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище.

У.- Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).

Составь на доске таблицу.

У.- А сейчас мы поработаем с картой нашего края.(Дети отвечают, работая с картой)

У.- Какие водоемы вы можете назвать, расположенные на территории Курской области?

У. - Какие это водоемы, искусственные или естественные?

У– Что такое река?

У.- Река – это постоянно текущая вода.

У. – Как образуется река?

У.– Откуда река берет свое начало?

У.– Как называется место рождения реки?

У. -Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

У. – Как называются эти речушки?

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

У.– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Д. – Речушки, которые впадают справа, называют правыми, а слева – левыми.

У. - Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

У.– Посмотрите на схему реки .(Работа со схемой реки)

У.– Кто из вас знает, как же называется место, где река впадает в другой водоем?

У.- Это место называется – устье.

У.- Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

У.- Как определить, где левый берег, а где правый?

Д. - Нужно встать по течению.

У. -Какие новые слова вы видите на рисунке?

У.- Как вы думаете, что такое русло?

Д. – Это место , где течет река?

У.- Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

У. – Что такое течение?

Д.- Течение – это движение воды в реке.

У.– Одинаковое ли течение в реках?

– Как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?

У.- Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

У.- Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

У. - А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

У.- Рекам постоянно необходимо питание.

–Как вы думаете, откуда реки получают питание?

Д.- Реки получают питание, и оно может быть разное:

– Основным источником питания являются осадки.

У.- А откуда берутся осадки?

Д.- Осадки выпадают из туч.

У.- Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Д.- Потому, что реки постоянно пополняются

У.- Посмотрите на карту курской области. Как река протекает по территории Курской области, что ты можешь о ней рассказать?

(выступление учащегося с докладом о реке Сейм)

Просмотр видеоролика о реке Сейм

Работа с картой

Определение основных частей реки

У. - Сейм — река, протекающая по территории России и Украины, самый большой левый приток Десны, относится к бассейнам Днепра и Чёрного моря. Сейм берет свое начало в Старооскольском районе и протекает по Тимскому, Курскому, Льговскому, Рыльскому районам, далее течет по украинской территории -Путивльскому району, и под Черниговом впадает в реку Десну, которая несет свои воды в Днепр.

Длина реки Сейм 748 км. В Сейм впадает более 900 притоков. Три из них имеют длину более ста километров. Большая часть около 770 притоков протяженностью менее 10 км. Основное число притоков приходится на Курскую область. На территории Украины в Сейм впадают 7 притоков длиной более 10 км. Правые притоки: Тускарь, Свапа, Клевень.

По территории нашей области Сейм протянулся на 526 километров. Это почти две трети пути. Поэтому можно с полным правом утверждать, что Сейм - река нашенская.

Типично равнинная река, ее русло то сужается, то расширяется, берега то пологие, чередующиеся с песчаными дюнами, то обрывистые, то вокруг луга с запахом трав и цветов, а то лесные заросли. И нигде в России не поют по вечерам так соловьи, как в прибрежных зарослях Сейма.

У.- А знаешь ли ты как называлась река Сейм в старину?

По другой версии, литовцы называли реку Седьм, означающее по ихнему семь. Как бы то ни было, в обиход вошло название Сейм.

«Жил - был когда-то старик богатырь, по имени Днепр и имел он дочь Десну. Веселая и красивая была Десна, а уж умница такая, что другой, почитай, и в целом мире не найдешь. Любил старик дочурку, как говорится, души не чаял в ней.

Шли годы за годами, Днепр дряхлел, а Десна становилась все краше и краше. Много молодцев присватывалось к Десне, но ни один из них не понравился ей. Полюбила она небольшого паренька по имени Семь. Был он трудолюбивый, честный и добрый, но не так резв и умен, как Десна, да и притом старику Днепру малыш не понравился. Как ни просил Семь, как ни упрашивала Десна, старик наотрез отказывался выдать за него дочь.

В одно время заболел Днепр. Призывает к себе дочь и говорит ей:

«Дочь ты, моя дорогая и милая, надоело мне жить на свете. Разольюсь я рекой, рекою быстрою, широкою, длинною и глубокою. Стану я смывать города да села, деревни да слободы, степи привольные бесконечные, да луга великие, заливные. Протянусь я доченька, до самого моря, а ты, доченька, так разлейся рекой близ сердца моего, омывай ты также города и села, леса и степи, луга и пески. Будем вместе жить и по-прежнему, как любил я тебя, так и буду любить.

- Как же, тятенька, останется мой дорогой друг, милый Семушка? - зарыдала дочка. -Не горюй, не кручинься, доченька, - ответил старик - От судьбы не уйдешь. Если Семушка - твой суженый, быть тебе его подругой, а не суженый и толковать не о чем”.

Призвал старик Семушку и говорит ему:

- Сейчас с доченькой разольемся мы реками быстрыми и глубокими. Если хочешь жить с дочкой в парочке, отправляйся ты за полтысячи верст и оттудова догоняй ее. Сроку тебе даю один месяц. Догонишь - твоя будет, не догонишь - на себя пеняй.

Заплакал Семушка, простился с Десной и отправился за полтысячи верст. Это, где теперь три Семицы: Донецкая, Сухая и Пузацкая. Разлился он реченькой, но не быстрой, как Десна и ее старик. На пути его дороги все кривые да извилистые, овраги, леса да пески, пески сыпучие. Минует пески - чернозем густой, не дает уму воли - волюшки. А к тому же еще горе - горькое, сам не знает, куда направляется.

А тем временем разлились Десна и Днепр. Рвут дубы столетние, обрывы и овраги размывают, роют пески сыпучие, прокладывая себе путь.

Как только старик далеко ушел и стал к морю подходить, Десна стала искать милого. Еще несколько дней, и минет срок, назначенный батюшкой. Трудно было ей, но любовь помогла. Не прошел срок, как две реченьки - и Десна и Семь - шлют привет старику, низко кланяются.

У.- Итак, в какую реку впадает Сейм?

Д.- Сейм впадает в реку Десну. Он приток этой реки

У. – А в какую реку впадает Десна?

Д.- Десна впадает в Днепр.

У. - На всем протяжении вода в реке Сейм в те, давние времена была очень чистая, люди для питья набирали воду прямо из реки.

У.- А можно сейчас пить речную воду? Почему?

Д. – Из реки воду пить нельзя, потому что она очень грязная

У.- А можем ли мы помочь реке стать чистой? Что для этого нужно сделать?

Д. – Конечно, мы можем помочь стать реке чистой, для этого нужно проводить рейды по уборке речных берегов, следить, чтобы отдыхающие не сорили.

У.- Давайте составим памятку по правилам поведения у реки.

У. – Послушайте, пожалуйста, шуточное стихотворение.

Течет река … Течет река …

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Словами – ах! – не передать!

Приятней плыть в живой волне.

Все дети счастливы вполне!

- В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека?

Д.- Дом для растений и животных

Д.- вода для питья

Д.- вода для хозяйственных нужд

У.- Можем мы ответить на вопрос, который ставили в начале урока?

Д.- Вода действительно богатство и мы должны беречь и охранять воду. Потому что без воды погибнет все живое на земле.

У.-И прежде чем закончить урок я хочу прочитать стихотворение

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарИт.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

У.- Оцените свою работу.

Естественные водоемы – это река, озеро, море, океан. +

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток. –

Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд. +

Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. +

Приток – это углубление, по которому течёт река. –

Главной водной артерией Курской области является Волга. -

В Рыльском районе протекает река Сейм. +

Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –

1 ) Реки Нижегородской области: Ока, Волга, Ветлуга, Линда, Керженец, Кудьма, Мокша, Сура, Пижма.
Озёра Нижегородской области: Светлояр, Горьковское водохранилище, Мещерское, Вадское, Тосканка.
2 ) Заполните таблицы.
Таблица 1 . Описание реки

План описания Основные сведения
1 . Название Кудьма.
2 . Где находится исток реки В 15 км от села Селитьба.
3 . Какое течение: быстрое или медленное Быстрое.
4 . Притоки Реки Шава, Озёрки, Великая.
5 . Куда впадает река Впадает в Волгу.
6 . Как река изменяется в разные времена года Река с весенним половодьем, летне−осенней меженью*, прерываемой дождевыми паводками, осенними подъёмами воды и зимней меженью.
7 . Растения и животные реки Прибрежная зона луговая, реже покрытая кустарником и лесом, на отдельных участках заболочена. В Кудьме обитают плотва, краснопёрка, пескарь, окунь, реже встречаются лещ, щука, голавль, линь, ёрш, сом.
8 . Использование реки человеком Река используется для водоснабжения населённых пунктов, туристических сплавов и рыболовства.
9 . Как люди влияют на реку Спускание сточных вод в реку пропитанных химикатами. Накопление производственного мусора , например: бутылки, пакеты, сигаретные бычки и т.д., который "проходя мимо" сбрасывают недобросовестные жители и туристы.
10 . Что люди делают для охраны реки Для охраны реки люди укрепляют берега, прочищают русло.Защищают реку от тех, кто загрязняет её, кто сбрасывает отходы производства и мусор в реку.

*Межень − малая водность реки, с длительным стоянием низкого уровня и возникающая вследствие уменьшения питания реки.


Река Кубань, Азовское море, Черное море, Краснодарское водохранилище, река Белая, река Лаба.

2) Заполните таблицы.

Таблица 1. Описание реки

План описания — Основные сведения

Название – река Кубань
Где находится исток реки – На горе Эльбрус.
Какое течение: быстрое или медленное – быстрое.
Притоки – Лаба, Пшиш, Белая, Псекупс, Теберда и др.
Куда впадает река – Темрюкский залив Азовского моря.
Как река изменяется в разные времена года – летом в засуху воды меньше, в дождливое время с осени до весны – полноводная.
Растения и животные реки – 400 видов зоопланктона, 70 видов рыбы. Растут камыш, осока, тростник.
Использование реки человеком – Перевозка грузов и пассажиров, полив полей.
Как люди влияют на реку – Загрязняют ее.
Что люди делают для охраны реки – Борются с нарушителями, очищают реку.

Таблица 2. Описание реки Кубань

1. Паводки – За год 6-7 паводков.

2. Источники питания – Атмосферные осадки, ледники, подземные воды.

3. Сколько ледников в бассейне реки – 408.

4. Сколько приток – 14000.

5. Длина реки – 870 км.

6. История реки – Раньше река впадала в Черное море.

7. Дельта реки – Находится в низовьях, недалеко от Азовского моря.

8. Площадь дельты – 4300 квадратных километров.

2. С помощью учебника составь схему.

Значение водных богатств в природе и жизни человека


3. Подумай, какие экологические проблемы выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Загрязнение водоемов.

Выброс мусора в водоемы.

Отравление воды.

Мытье автомобилей на реке.

4. Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха просят тебя написать письмо своим сверстникам из других городов и сел, призывающее бережно относиться к водным богатствам. В письме постарайся доказать, что водные богатства в любом уголке страны нуждаются в охране.

Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха просят тебя написать письмо своим сверстникам из других городов и сел, призывающее бережно относиться к водным богатствам. В письме постарайся доказать, что водные богатства в любом уголке страны нуждаются в охране.


Используя схему, расскажи о значении водных богатств.

3. Подумайте, какие экологические проблемы выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.


Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

4. Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха просят тебя написать письмо своим сверстникам из других горо­дов и сёл, призывающее бережно относиться к водным богатствам. В письме постарайся доказать, что водные богатства в любом уголке страны нуждаются в охране.

Ребята, чтите и храните водные богатства, относитесь к ним бережно, аккуратно. Многие животные, обитающие там, играют важную роль в пищевой цепи, являясь одним из ее звеньев. Вы не должны нарушать баланс природы, выбрасывать в воду пищевые и химические отходы. Нарушая эти элементарные правила, вы губите природу, всех ее обитателей и отравляете питьевую воду. Природа сама не способна противостоять натиску человека. Люди настолько быстро уничтожают водные запасы в разных уголках Земли, иногда даже не задумываясь о последствиях. Большинство существ нашей планеты, живущие в лесах, регулярно пьют из рек, озер и других водоемов загрязненную руками человека воду. Из-за этого они гибнут тысячами, даже миллионами. Многие животные исчезли из красной книге из-за недостатка чистой питьевой воды. Пожалуйста, охраняйте воду и водные богатства.

Читайте также: