Музыкальные инструменты средней азии сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Гиджак (гыджак, гыржак, гижак, gijjak) - струнный смычковый народный музыкальный инструмент узбеков, таджиков, каракалпаков, туркмен, уйгуров. Конструкция гиджака очень близка к персидской кеманче, которая распространена в Азербайджане, Иране и Армении.

В народных музыкальных инструментах - вся философия и мудрость веков. На гиджаке исполняют народную музыку, песни, инструментальные пьесы, макомы (вокально-инструментальный циклический жанр, в мелодической основе которого чаще всего лежит интонация плача). Гиджак и его разновидности наряду с другими народными инструментами входит в узбекские национальные инструментальные оркестры.

Корпус гиджака - шаровидной формы, по традиции изготавливается из тыквы специального сорта, дерева или другого материала (например, крупного кокосового ореха), сверху обтянут кожей. Размеры инструмента различаются и часто зависят от материала, из которого он изготовлен.

Количество струн современного гиджака - четыре, хотя исторически это число было также непостоянным, чаще всего встречались трехструнные гиджаки. В старину у гиджака были шелковые струны, сегодня - металлические.

Принято считать, что гиджак еще в XI в. изобрел Авиценна (Абу Али ибн Сина) - великий персидский ученый, врач и философ, который заложил основу области науки о музыкальных инструментах (инструментоведения), описал почти все существующие на то время музыкальные инструменты и составил подробную классификацию их типов.

При классической игре на гиджаке инструмент держат вертикально, звук извлекается специальным коротким смычком в форме лука, хотя современные исполнители также используют скрипичный смычок.

Однако есть виртуозы, которые играют на гиджаке не только классическую народную музыку, но и необыкновенно яркие пассажи. На видео ниже можно не только послушать, как звучит гиджак, но и посмотреть виртуозную игру на гиджаке мастера своего дела - узбекского музыканта Фарходжона Гаппарова (произведение "Storm" иранского композитора Бижана Мортазави):

Восточную музыку нетрудно угадать по характерному чарующему звучанию. Узбекские музыкальные инструменты – это важная часть прошлого нации. Своей музыкой они многое могут рассказать о традициях, культуре народа, раскрыть уникальность его характера и обычаев.

Традиционные инструменты

Карнай – медный духовой музыкальный инструмент в виде длинной прямой трубы от трех до пяти метров. Исполнитель поднимает трубу вверх и воспроизводит сигнал, направляя его в разные стороны. Внушительный звук карная чем-то напоминает тромбон.

Приблизительный возраст – 3000 лет. Во времена военных походов карнай использовали для подачи сигнала на большие расстояния, а также для сопровождения торжественных выходов правителей.

Карнай Узбекистан

Интересно: по народной примете, звучание карная предвещает юноше скорую женитьбу.

Сурнай – деревянный духовой. Предшественник гобоя и так же, как и гобой, имеет две трости. Длина узбекского инструмента – 45-50см. На лицевой стороне есть 7 отверстий, а на тыльной – одно. Такое расположение значительно расширяет диапазон, и делает звучание ярким и пронзительным. Благодаря многообразию звукоизвлечения в национальных узбекских произведениях сурнай часто исполняет партии соло.

Сурнай

Най – старинный инструмент, появившийся ещё до нашей эры. Схож с флейтой. В нем шесть отверстий. Длина – 50-60 см. Изготавливают най из бамбука, жести и латуни. В узбекской музыке най применяется как солирующий инструмент, так и входящий в состав оркестра и различных ансамблей.

Най музыкальный инструмент

Дутор (дутар) – струнный щипковый в форме груши с удлиненным тонким грифом (общая длина – 90-120 см). Неотделимая часть национальной культуры Узбекистана. Делают дутор из дерева (лучше всего подходит тутовое). Имеет две струны: шелковые или нейлоновые. При игре исполнитель располагает его как гитару.

Известен с XV века, повсеместно использовался пастухами. Звучит тихо и нежно. Подобно гитаре, широко распространен среди музыкантов как солирующий инструмент, так и аккомпанирующий пению.

Дутар музыкальный инструмент

Интересно: игра на дутаре — важная часть творчества бахшей (народных певцов). Во времена всеобщей безграмотности населения Средней Азии бахши оставались хранителями и распространителями фольклорной традиции.

Чанг – узбекский струнный ударный инструмент, рода цимбал. Деревянный корпус представляет собой форму трапеции на котором горизонтально натянуты металлические струны. Корпус установлен на небольших ножках. Звук, извлеченный ударом деревянных или бамбуковых палочек, яркого сочного тембра, долго не затухающий.

Усовершенствованные разновидности чанга в 1940-е г.г. входят в состав современных узбекских оркестров народных инструментов.

Узбекский инструмент Чанг

Дойра – ударный национальный инструмент среднего размера. С одной стороны деревянного круга натянута кожаная мембрана, а на другой стороне расположены кольца из металла. В звукоизвлечении принимают участие пальцы обеих рук. В результате чего, ритмичные удары воспроизводятся одновременно со звенящими кольцами.

Узбекский инструмент дойра

Нагора – парные литавры в виде двух глиняных горшков различных по размеру. Сверху покрыты кожаной мембраной. Для игры на ударных используют две точёные палочки. Для того чтобы достичь более сочного звонкого звучания, нагору перед игрой подогревают на огне или на солнце.

Литавры

Часто встречающиеся в Узбекистане ансамбли, особенно сопровождающие уличные национальные празднества, представлены такими инструментами, как нагора, корнай и сурнай.

Наталья. Диетолог

Переедание - проблема современного человека. В своей работе, я рекомендую осознанно подходить к походу в магазин. Выбирать местные сезонные продукты с меньшим сроком годности. Буду рада ответить. н а Ваши вопросы.

Музыкальные инструменты Узбекистана обязательно являются составной частью народных оркестров и ансамблей. Их сольные завораживающие звуки редко оставляют равнодушными даже самых искушенных меломанов.

Во все времена люди посвящали часть своей жизни культуре. Так, несмотря на кочевой образ жизни и различные сложные времена, жители Средней Азии пронесли сквозь века свою музыкальную культуру. Благодаря акынам и мастерам прошлого до наших дней дошли национальные инструменты практически в том виде, как они были и 100 и 200 лет назад. Народы Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана и сегодня могут услышать, поиграть или просто подержать в руках уникальные музыкальные инструменты, характерные Средней Азии.

Расскажем вам о них поподробней.

Узбекский карнай

Карнай - это массивный духовой инструмент, выполненный из сплавов меди и латуни. Большая труба достигает длиной до 3 метров и позволяет создавать уникальные мелодии.

Современные узбекские музыканты традиционно используют карнай на свадьбах. Эти глубокие торжественные звуки сегодня символизируют праздник. Их слышно не то что с соседней улицы, их слышно даже из другого квартала города. На празднике мелодии, украшенные карнаем, громко и во всеуслышание заявляют, что в этом доме отмечают торжество.

Раньше карнай использовался и как инструмент для созыва воинов, а также в целях оповещения населения, что приближается враг, неприятность. Звук карная был слышан на весь аул и люди были готовы к тем или иным действиям благодаря громкости национального духового инструмента.

Таджикский рубаб

Рубаб - это струнный инструмент с большой историей. Изготавливается он вручную из особых пород деревьев. Процесс вырубки кувшиновидного корпуса очень кропотливен и требует не только большого усердия, но и специальных навыков. Секреты вымачивания срубов, натяжки кожи животного на основную часть музинструмента, настройку струн и колков в Таджикистане передают только от мастера к ученику.

Звучит рубаб очень лирично. Струны рождают дивную мелодию или аккомпанемент для песни поэта. Но настоящие мастера игры могут выдавать на рубабе и танцевальные национальные таджикские мелодии, многим из которых уже несчитанное количество лет, и их просто считают традиционным фольклором.

Кыргызский комуз

Комуз — это национальный кыргызский струнный щипковый музыкальный инструмент. У него всего три струны, но очень звонкое и мелодичное звучание. Изготавливается настоящий комуз из дикого урюка (абрикосового дерева). Процесс плотницких работ для создания формы комуза, соответствующего углубления в корпусе, верхней части, грифа и прочего очень сложный и требует большого мастерства. Заготовка из спила дерева для будущего комуза должна полностью просохнуть, для этого ее могут поместить в специальную темную комнату на несколько лет.

На грифе комуза, как и на некоторых других музыкальных инструментах народов Среденей Азии, нет ладов. На нем учатся играть на слух, поэтому стать комузчи (мастером игры на комузе) может далеко не каждый.

Звучание струнного инструмента, практически, не подражаемо, поэтому для комуза написано так много свойственных мелодий, которые исполняются национальными акынами, как сольно, так и в ансамбле.


Солнечный Узбекистан один из самых колоритных и самобытных среднеазиатских республик. Богатое наследие оставил Великий Шелковый путь, дорога, связывающая Европу и Азию. Постоянное общение купцов, путешественников и невольников из Европы, Азии, Китая, Индии и местных жителей, наложило глубокий отпечаток на развитие культуры Узбекистана. Культурный взаимообмен происходил на протяжении многих веков.

Музыкальная культура Узбекистана разнообразна и уникальна по своей неповторимости и самобытности. Узбекские музыкальные инструменты напоминают традиционные бубен, барабан, трубы разной длины, двухструнную гитару, но совершенно не похожи по звучанию на эти инструменты.

муз инструменты

музыкальные инструменты Узбекистана

Многогранная узбекская культура явственно выражена в жанре фольклора. Узбекский фольклор – это народные и обрядовые песни и плачи, эпические сказания, легенды и предания.

Разновидность узбекского бубна – Дойры

Дойра (чирмант) – узбекский бубен используется в виде аккомпанемента для плясовых мотивов и исполнения песен. Ударный музыкальный инструмент в виде круглого плоского барабана, делается из виноградной лозы, ореха, бука и натянутого кожаного полотна. Диаметр бывает от 40 до 60 сантиметров, по краям вешают металлические плоские подвески, количество может быть 20, а может быть и больше ста. Строгих норм здесь нет, это же народный музыкальный бубен узбека. Интересные особенности дойры:

  • перед игрой его необходимо некоторое время подержать вблизи огня, для того чтобы натянутая кожа подсушилась и было более четкое звучание;
  • в стародавние времена на бубне играли только женщины, подтверждением этому служат наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Сель-Унгур в Ферганской долине. В окружении танцующих девушек сидят женщины с бубнами в руках.

Сложна техника игры на бубне. Удары, приходящиеся на середину мембраны, издают низкие звуки, а чем ближе к краю, тем выше ноты. Сложные ритмичные звуки получаются при использовании нескольких бубнов одновременно. Ни один узбекский праздник не обходится без дойры. Под пальцами музыканта дойра производит целую гамму звуков от шелеста листьев до воинственного барабанного боя. Дойра самый любимый узбеками инструмент, во время танцев используется именно этот барабан, выбивающий ритмичные звуки.

Узбекская литавра – Нагора

Нагора относится к национальным ударным инструментам – колоритный, представлен двумя керамическими горшками, причем разной высоты для разнообразного звучания. Нагора бывает трех видов:

  • два крупных объемных горшка для глухих звуков;
  • два среднего размера горшка для сильных нот;
  • два маленьких производят самые высокие ноты, какие можно извлечь их этих чудо-горшков.

Перед выступлением горшки выставляются на солнце, мембрана натягивается от горячих солнечных лучей и звуки выходят более звонкие.

Най – восточная флейта

най

узбекский муз.инструмент – Най

Най – это узбекский национальный духовой инструмент в виде флейты с шестью отверстиями для пальцев музыканта. Изготавливается из бамбука. Современные модели усовершенствованного ная могут быть с элементами из латуни. Звуки меняются в зависимости от расположения пальцев. Най называют узбекской флейтой, хотя звучание сильно отличается. Вдуваемый поток воздуха создает красивые сольные композиции.

Сурнай – разновидность деревянного духового инструмента

Сурнай сложный духовой музыкальный узбекский инструмент в виде трубки длиной 45-50 сантиметров. Зурначи – музыкант, владеющий игрой на сурнае. Протяжные долгие звуки получаются благодаря маленькой плоской детали (садат), прикрепленной к маленькому отверстию и широкому раструбу на другом конце сурная. Овладеть техникой игры сложно. Наиболее красивое звучание получается в сочетании трех исполнителей на разных диапазонах. Часто на узбекских улицах можно услышать звуки сурная, потому что именно на свежем воздухе, звуки поющего прибора наиболее красиво звучат.

Медный духовой инструмент – Карнай

Узбекский цимбал – Чанг

чанг

музыкальный инструмент – Чанг

Чанг – струнный ударный музыкальный инструмент семейства цимбаловых. На всех языках мира цимбал звучит одинаково, только узбекский цимбал-чанг имеет длину к исполнителю от 80 до 100 сантиметров и прикрывается деревянной крышкой с национальным орнаментом. Трапециевидный деревянный инструмент с натянутыми струнами. Чанг напоминает деревянный ящик на ножках. При помощи двух палочек из бамбука или тростника извлекается звук из 42 струн. Звук протяжный, долго не затихает. Чаще узбекские цимбалы слышны в составе ансамбля национальных узбекских инструментов.

Струнный смычковый инструмент Сато

Сато (тамбур) смычковый музыкальный инструмент имеет тысячелетнюю историю, это один из старейших струнных узбекских национальных достояний, пришедших из глубины веков. Красивый внешний вид, продолговатый корпус в виде груши плавно переходит в ножку с тремя струнами. Тандем струн и смычка рождает волнующую чарующую музыку. Изготавливают сато из двух разновидностей дерева: из тутового дерева (шелковица) и ореха. Красиво его звучание в ансамбле с другими национальными инструментами.

Другие музыкальные инструменты в Узбекистане

В странах Востока и Азии много похожих друг на друга национальных музыкальных инструментов. Представитель смычковых – рубаб, считается, что пришел в Узбекистан из арабских стран, его можно встретить в Африке и что удивительно в южных провинциях Испании. Инструмент изготавливается вручную, процесс изготовления грушевидного корпуса кропотливое и тонкое дело, требующее особого мастерства. Рубаб представляет собой длинное горлышко не менее 80 см. с четырьмя струнами. Смычок основной элемент игры на рубабе, на палец музыкант одевает металлический медиатор (плектор), при помощи которого защипывает струны. Рубаб служит аккомпаниатором при пении, также музыканты выступают сольно.

Струнный щипковый музыкальный инструмент сродни лютни – танбур. Напоминает рубаб, но превышает его по длине, около полутора метров и имеет три струны разной толщины. При исполнении музыкант держит танбур на уровне груди слегка наклонив голову.

Дутор означает две струны. Средневековой музыкальный инструмент встречается у народов Центральной Азии. Изначально на нем играли пастухи, и струны были изготовлены из кишок животных, позднее, из скрученных шелковых нитей. Музыканты, играющие на двух струнах, считаются виртуозами, потому что получить музыкальную мелодию сложно.

Гиджак

Гиджак – струнный национальный инструмент народов Азии. Круглый корпус напоминает шар, сделанный из тыквы или кокоса и обтянут кожей. Четыре шелковые струны и смычок, так выглядел гиджак много веков назад. Усовершенствованный инструмент имеет струны из конского волоса и скрипковый смычок. Под руками мастеров гиджака, инструмент выдает яркие мелодии. При игре гиджак держат строго вертикально, чтобы ножка упиралась в ногу или другую плоскую поверхность.

хордофон

Малоиспользуемый духовой музыкальный инструмент, пришедший из истории кошнай – узбекская свирель. Две тростниковые трубочки, связанные между собой по семь дырочек для пальцев в каждой. Чаще исполняется сольно.

Уд (хордофон) – струнный щипковый музыкальный инструмент народов Азии, Кавказа, Армении, Ирана. Уд считается предшественником лютни и родственником рубаба. Деревянный корпус состоит из трех составляющих: продолговатого корпуса в виде разрезанной вдоль груши, грифа и головки, имеет шесть струн.

Любимый женский инструмент-украшение занг. Браслеты со звонкими монетками, которые одеваются на запястье и щиколотки. Звуки во время танца получаются ритмичными и звонкими.

Дул – традиционный ударный узбекский музыкальный инструмент в виде бубна, двусторонний барабан.

Кайрак – сложный инструмент. Он состоит из четырех плоских отшлифованных камней. Исполнитель держит по два в каждой руке и издает ритмичные звуки. Часто использовался при выступлении канатоходцев и танцоров.

Узбеки известны своей музыкальностью и поэтичностью. Почти в каждом доме можно встретить дутар или бубен узбека дойру, что говорит о музыкальности народа. Восточные музыкальные инструменты по сей день звучат на всех праздниках. Музыка Узбекистана это сочетание старинных смычковых, духовых, струнных, ударных инструментов. Для восточной музыки характерна игра на нескольких инструментах одновременно в унисон.

Национальные узбекские ножи Пчаки

Тюбетейка, чапан, халаты и другие элементы узбекского национального костюма

Читайте также: