Мордва сообщение по географии

Обновлено: 04.07.2024

По переписи 2002 года Самарская и Оренбургская области остаются самым крупным ареалом расселения мордвы после Республики Мордовия.

Самарская область (10,2 % от общей численности мордвы; 2002). 42 % мордвы в области были сельскими жителями. Самарская мордва проживает в более чем 200 населенных пунктах, расположенных по всей территории области за исключением южной части.

Основные очаги расселения мордвы: Ставропольский район — 17 тыс. чел., Похвистневский — 9 тыс. (в том числе г. Похвистнево — 2,6 тыс.), Кинель-Черкасский — 6,1 тыс. (в том числе г. Отрадный — 3,5 тыс.), Клявлинский — 5,7 тыс., Волжский — 4,7 тыс. (без г. Самара, Новокуйбышевск и Чапаевск), Шенталинский — 4,3 тыс., Красноярский — 4,1 тыс., Исаклинский — 3,8 тыс. и Сызранский район — 3,3 тыс. чел. Численность мордвы на территории горсовета превышала 28 тыс. чел., в г. Чапаевске и Новокуйбышевске насчитывалось соответственно 3,0 и 2,9 тыс. лиц мордовской национальности. Таким образом, общая численность мордовского населения в Волжском районе составляла около 40 тыс. чел. (1989).

Пензенская область (8,4 % от общей численности мордвы; 2002). Пензенская мордва проживает в более чем 200 населенных пунктах. Как мордовский к юго-востоку от г. Пензы выделяется Шемышейский район. В 1989 г. 58 % его жителей являлись представителями мордвы. Численность мордвы здесь немного превышала 13 тыс. чел. Следуюший по численности мордовского населения Сосновоборский (7,6 тыс. чел.), Бессоновский (6,4 тыс.), Никольский (6,1 тыс.), Камешкирский (5,7 тыс.), Белинский (5,2 тыс.), Городищенский (4,5 тыс.), Пензенский (4 тыс.) и Лопатинский (2,9 тыс. чел.) районы. От 1 до 2 тыс. мордвы проживало в Малосердобинском, Мокшанском, Колышлейском, Наровчатском и Неверкинском районах. Численность мордвы в г. Пензе составляла 15 тыс. чел.

Оренбургская область (6,2 % от общей численности мордвы; 2002). Большинство мордвы Оренбуржья (60 %) являлось сельскими жителями. Наиболее крупные и компактные мордовские очаги расположены в окрестностях г. Бугуруслан и Абдулино, т. е. на северо-западе области. По всему Оренбуржью мордва живёт в более чем 200 населенных пунктах. Среди сельского населения Бугурусланского и Северного районов удельный вес мордвы в 1989 г. достигал 40 %, а её численность в Бугурусланском районе составляла 15,8 тыс. чел. (в том числе в Бугуруслане — 6,2 тыс.), Северном — 7,5 тыс., Абдулинском — 7,2 тыс. (в том числе в Абдулино — 3,1 тыс.), Матвеевском — 2,2 тыс., Пономарёвском — 1,9 тыс., Переволоцком — 1,4 тыс., Ташлинском и Бузулукском — по 1,3 тыс., в Кваркенском районе — 1,1 тыс. чел. Кроме последнего, все районы расположены к западу от областного центра. В некоторых городах области численность мордвы довольно значительна: в Оренбурге — 3,7 тыс. чел., Орске — 4,6 тыс., Бузулуке — 1,9 тыс. чел. (1989).

Ульяновская область (5,9 % от общей численности мордвы; 2002). Мордва проживает практически на всей территории области. Больше всего мордовского населения в Николаевском (10 тыс. чел.), Кузоватовском (6,9 тыс.), Инзенском (5,4 тыс.), Новомалыклинском (5,1 тыс.), Мелекесском (4,6 тыс., в том числе в г. Димитровграде — 3 тыс.), Павловском (3,6 тыс.) и Тереньгульском (2,5 тыс. чел.) районах (1989). В населении упомянутых районов, за исключением Инзенского, Мелекесского и Тереньгульского, удельный вес мордвы колебался между 20 и 30 %. От 1 до 2 тыс. представителей мордвы проживало в Чердаклинском, Барышском, Сурском, Ульяновском и Вешкаймском районах. В г. Ульяновске — 11 тыс. лиц мордовской национальности.

Республика Башкортостан (3,1 % от общей численности мордвы; 2002). Характерно постоянное и довольно быстрыми темпами снижение численности мордвы. Мордовские поселения расположены в основном в западной части республики. Главный сельский очаг расселения — Фёдоровский район (2,9 тыс. чел.; 1989). В Бижбулякском районе насчитывалось 1,5 тыс. чел. мордвы, Стерлитамакском и Чишминском районах — по 1,1 тыс., г. Уфе — 5,8 тыс., в г. Стерлитамаке — 5,3 тыс. чел. В Башкортостане мордва урбанизирована, больше половины проживает в городах (19,9 тыс. чел., или 62,0 %; 1989).

Чувашская Республика (1,9 % от общей численности мордвы; 2002). Здесь численность мордвы уменьшается, но не так быстро, как в ряде других регионов. Поселения с более или менее значительным мордовским компонентом расположены главным образом на юго-западе республики. В 2000 г. численность мордвы была наибольшей в Алатырском и Порецком районах. На территории чебоксарско-новочебоксарской городской агломерации насчитывалось 2,9 тыс. лиц мордовской национальности. По переписи 1989 г., 9 375 чел. мордовской национальности проживало в городах, 9 311 чел. — в сельской местности.

Саратовская область (1,9 % от общей численности мордвы; 2002). Ареалы мордовских селений (Базарно-Карабулакский, Балаковский, Духовницкий, Лысогорский, Петровский, Татищевский и Хвалынский районы) находятся в основном в северной части области. В Саратовской области мордва проживает примерно в 50 населенных пунктах.

Другие группы мордовской диаспоры. Согласно переписи 2002 г. мордва проживала в Рязанской (7,2 тыс. чел.), Волгоградской (3,6 тыс.),Владимирской (3,5 тыс.), Ростовской (3,4 тыс.) и Ивановской (1,9 тыс. чел.) областях.

Общая численность мордвы в Московском регионе составила более 45 тыс. чел. Особенно быстро численность мордвы увеличивалась здесь после 1970. В г. Санкт-Петербурге проживало 3,4 тыс. чел. мордвы. На Урале довольно большое количество мордвы живёт в Челябинскойи Свердловской областях. В обеих областях мордва сильно урбанизирована.

В Сибири и на Дальнем Востоке мордва живёт во многих областях и краях. Самое большое число зафиксировано в Красноярском крае, здесь мордва проживает в Абанском (д. Долженково), Канском (д. Михайловка, с. Георгиевка), Каратузском (д. Алексеевка), Краснотуранском (с. Саянск, Галактионовка), Ибрессинском (с. Большая Салба), Минусинском (с. Большая Ничка, Верхняя Коя), Ужурском и других районах.

В Алтайском крае — 4 769 чел. мордовской национальности (2002), которые в основном проживают в Залесовском районе. Также мордва есть в Бийском (пос. Малоенисейск и с. Сростки), Заринском, Краюшкинском, Кулундинском, Рубцовском, Тальменском и других районах, в г. Барнауле и Бийске.

В Тюменской области по переписи 2002 года мордвы — 9 683 чел., в том числе в Ханты-Мансийском АО — 6 386 чел. В Хабаровском крае территориями расселения мордвы являются бассейны р. Кур и Урми.

За пределами России после 1991 г. оказалось более 80 тыс. чел. мордвы. Самое большое её количество в Казахстане (30 тыс. чел.), в основном в северных областях. На Украине и в Узбекистане численность мордвы была соответственно 19 и 12 тыс. чел. Кроме того, по архивным данным выясняется, что в селе Надеждино Армении (ныне Шоржа – район озера Севан), основанном молоканами в 1840-1844 годах, проживает значительное количество эрзян и мокшан. В селе Шоржа эрзянами и мокшанами считались большие роды Архиповых, Кистановых, Кудряшовых, Касымовых, Косыревых, Козловых, Ледяевых, Норовых, Прохоровых, Соловьевых, Юртаевых, Бизяевых, Ларионовых, Сандыковых, часть которых до сих пор живет в Армении.

Крупные диаспоры эрзян имеются в Австралии – около 5 тыс., США – около 15 тыс., Германии – около 3 тыс., Финляндии – около 2 тыс. и других странах мира.

Козлов В. И. Расселение мордвы // Вопросы этнической истории мордовского народа. — М., 1960. — Вып. 1;

Мордва. — Саранск, 1981;

Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос. — Саранск, 1989.

Юрчёнков В. А. Хронограф. — Саранск, 1991;

Мордва. — Саранск, 1995;

Энциклопедия Мордовия. В. А. Балашов, М. С. Волкова, Н. Ф. Мокшин, В. Н. Шитов, В. А. Юрчёнков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

М о р д в а

Описание презентации по отдельным слайдам:

М о р д в а

МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии – делится на две основные.

МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии – делится на две основные группы: мокшу, обитавшую ранее в бассейне реки Мокши, и эрзю, занимавшую левобережье Суры. Современные мокша и эрзя составляют единую нацию. Говорят они на близких языках, которые относятся к финской подгруппе финно-угорской языковой группы, входящей в уральскую языковую семью. Мокша и эрзя имеют общую культурную основу, уходящую корнями н далекое прошлое. Однако между ними есть и различия: у каждого народа свой язык, свои традиции и обычаи, национальные костюмы, особенности духовной Культуры. Численность в России 1072,9 тыс. человек.

Этнонимы эрзя и мокша — не местного, мордовского происхождения, они также вос.

Этнонимы эрзя и мокша — не местного, мордовского происхождения, они также восходят к индо-европейским истокам : эрзя происходит от иранского arsan (самец, мужчина, герой), а мокша — от индоевропейского гидронима Мокша, который, в свою очередь, восходит санскритскому mokcha, означающему 'проливание, утекание'


Место мордвы среди крупнейших народов России.

Место мордвы среди крупнейших народов России.

Мордовские племена селились по берегам рек, часто перенося свои временные сто.

В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня.

В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой и другие постройки, а также полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали. Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи – закрытый, иногда двухэтажный.

Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, ко.

Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева.

Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледел.

Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. Со 2-й половины 19 в. стал распространяться картофель. На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов – охота, рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др.

Главным богатством для крестьян являлась земля, она же была одним из показат.

Хозяйке дома принадлежала огромная роль по уходу за младенцем. В силу чрезмер.

Хозяйке дома принадлежала огромная роль по уходу за младенцем. В силу чрезмерной занятости матери в хозяйственной и повседневной жизни, её заботы о ребенке брала на себя кудазорава. Она нянчила, пестовала, ласкала, лечила, воспитывала, закладывала основы нравственности и трудолюбия.

Названия некоторых богов всё же сохранились : небом и временем управлял бог Ш.

Названия некоторых богов всё же сохранились : небом и временем управлял бог Шкай; его супругой была Анге — богиня жизни, добра и любви; Чи-паз был богом солнца; Мастер-паз — богом земли (земной тверди); Ков-паз — богом луны; Пургине-паз — богом грома; Богиня Шобдава являлась в виде зари; Толава в виде огня; землей (почвой) ведала Модава; водой — Ведява; Ритуальный штатол (свеча) с моления

Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку.

Свадьба состоит из слеующих действий-этапов : 1) сватовство (ладяма (м.), ла.

Свадьба состоит из слеующих действий-этапов : 1) сватовство (ладяма (м.), ладямо (э.); 2) приготовление к свадьбе (свадьбанъ аноклама (м.), свадьбанъ анокстамо (э.); 3) свадьба в доме жениха (свадьбась церанъ кудса (м.), свадьбась церанть кудосо (э.); 4) свадьба в доме невесты (свадьбась стирень кудса (м.), свадьбась тейтеренъ кудосо (э.); 5) приезд свадебного поезда к невесте (куданъ сама-валгома (м.), валгомо (э.); 6) свадьба в доме жениха после венчания (свадьбась цёрань кудса (м.), свадьбась цёранъ кудосо (э.), венцямда меле (м.), венчамодо мейле (э.); 7) день потех или ряженых (потиха ши (м.), потиха чи (э.). Костюм невесты

На второй день свадьбы совершали ряд обрядов, связанных с проверкой хозяйстве.

На третий день свадьбы для молодых устраивали угощение их родственники. Молод.

С древнейших времен в культуре мордвы сохранились хороводы-гадания, пляски-за.

С древнейших времен в культуре мордвы сохранились хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы, образные и сюжетные танцы, а также пантомимы.

Рисунок танца выстраивался вокруг священного дерева из движений участников пр.

Украшала в основном народную одежду, особенно праздничную. Она по своему виду.

Украшала в основном народную одежду, особенно праздничную. Она по своему виду напоминает ковёр, ибо благодаря плотно положенным стежкам фон холста почти не просвечивает, выполнялась в основном шерстяными нитками, которые пряли сами мордовки из овечьей шерсти и красили их, пользуясь растительными красителями, дававшими ниткам глубокие тона.

Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Сшивала.

Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой - сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12-15 см. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины одевали богато вышитую рубаху (покай).

Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха и штаны. Рубах.

Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха и штаны. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали самотканым узким пояском или ремнем. Летом носили распашную одежду из холста - наподобие халата. Весной и осенью надевали сумань - Также демисезонной одеждой был чапан, Его одевали в дорогу поверх другой одежды и обычно подпоясывали широким кушаком. Зимой мужчины носили шубы из выделанных овчин. Из овчин также шили тулуп, который были длинным и прямым. Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и черного цвета, Летом колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, картуз, который вытеснил валяные шапки.

Златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распростр.

Златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога Девичьи и женские головные уборы различались также и тем, что у девушек они не закрывали волосы. В церковь девушки надевали своеобразный головной убор, состоявший из короткого полотенца с узорными концами.

Все исследователи мордвы отмечали значительное количество видов женских голов.

Все исследователи мордвы отмечали значительное количество видов женских головных уборов. Они отличаются конструкцией, расположением декоративных отделочных материалов и вышивкой. При наличии большого количества различных видов головных уборов по ряду признаков все же удается проследить общие моменты в расположения вышивок.

Мордовцы — это гордые и гостеприимные люди, которые всегда славились упрямством. Они поклоняются духам-богам женского пола, однако главным в семье все равно остается мужчина. У них нет шаманов, но есть языческие обряды с жертвоприношениями. У них есть литература, но мордовского языка не существует. Такие многогранные и противоречивые: почему так вышло?

Название

Интересно, что сами мордовцы начали так себя называть лишь с середины XX столетия, когда регион их проживания стали официально именовать Мордовией. Более того, такой народности, как мордва, вовсе не существует: этим словом русские для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя.


Где живут, численность

По данным переписи 2002 года, число мордовцев в России составило более 843 000 человек. Почти 284 000 из них живут в Мордовии, составляя более 30% населения региона. Большие диаспоры находятся в таких регионах, как:

  • Самарская область — 86000
  • Пензенская область — 70739
  • Оренбургская область — 52458
  • Ульяновская область — 50229
  • Республика Башкортостан — 26020
  • Нижегородская область — 25022

История

В начале и середине первого тысячелетия нашей эры в зоне междуречья Волги и Оки обитали позднегородецкие и пьяноборческие племена, которые и были предками современных народностей мокша и эрзя. Племена активно взаимодействовали с персами, славянами, в раннем Средневековье очутились под влиянием Хазарского каганата.


В IX-XIII веках территория проживания мордовцев попала в зону интересов Волжской Булгарии и Руси. В одной из летописей упоминается, что уже в XII столетии мордва платила Владимиру Мономаху дань медом. Однако позже народ захватили татаро-монголы, под влиянием которых мордовцы находились до XVI столетия, а после падения Казани присоединились к Ивану Грозному.
Активная христианизация и колониальная политика не пришлись по нраву народу, поэтому часть из них мигрировала в соседние, уральские или южные регионы. Оставшиеся же на исторической родине мордовцы не раз поднимали восстания за независимость, однако все они быстро подавлялись.

Внешность

Однозначно определить антропологический тип мордовцев невозможно: внешность отличается как у представителей мокши и эрзи, так и внутри народностей. В целом, мордва относится к европеоидам, среди них встречается субуральский и понтийский типы, часть характеристик сближает народ с древней Пьяноборской культурой.

Одежда


Национальная одежда мордовцев была выполнена в основном из белого сукна. Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи, присобранной или опоясанной в талии специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополнял передник из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусами, бисером, монетами, оторачивали мехом.
Головные уборы были разными: от русской сороки до национального подобия чалмы. Интерес представляют высокие головные уборы: для их создания вытянутую заготовку из осины обшивали тканью, после чего украшали вышивкой и бисером, а сзади выпускали полоску ткани.

Семейный уклад

У мордовцев господствовал традиционный патриархальный уклад. Жили преимущественно родовыми общинами, позже им на смену пришли соседские по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами.
Брачный возраст у мужчин и женщин отличался, обычно невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были и в семьях мальчиков, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.


Муж был главой семьи, однако роль женщины была более значимой, чем у соседских народов. Даже в религии практически все божества были женского пола, поэтому жен уважали и любили, к их мнению прислушивались.
В женщине ценились хозяйственность, бойкий нрав и способность к деторождению. Поэтому, если до брака у женщины появлялся ребенок, это было скорее плюсом и означало, что она способна рожать в будущем: препятствием к браку это не становилось. Привлекательными считались крупные женщины с толстыми ногами, поэтому девушек на выданье старались хорошо кормить, баловали нарядами и украшениями.

Характер

Основная черта характера мордовцев, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы — упрямство. Причем отмечалось это с положительной точки зрения: им была свойственна не твердолобость, а желание достигать в любой поставленной задаче результата. Вместе с тем отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость и желание лезть в драку.

Жилище

Традиционное мордовское жилище — двух- или трехсекционная деревянная изба, похожая на русскую. В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.
Селения мордовцев редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.


В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.

Жизнь

Главным занятием мордовцев было земледелие. В древности использовали мотыгу, затем перешли на соху, вспахивающую землю не более чем на 5 см, а впоследствии и на тяжелый плуг. Основные культуры — рожь, ячмень, овес, горох, просо, полба, конопля. Большую часть зерна пускали на муку, которую производили на мельницах разного типа: водяных, ручных, ветряных.
Занимались и огородничеством, выращивали чеснок, лук, свеклу, хмель, морковь, огурцы, зелень, однако развито оно было слабо. Охота была дополнительным промыслом, в основном охотились на пушного зверя. Для этого использовали стрелы и лук, порой применяли гончих псов. Рыбная ловля практиковалась лишь в речных поселениях и не была массовым занятием.
С древних времен мордовцы занимались бортничеством, после пчеловодством. Число ульев у некоторых доходило до 200: мед ели сами, продавали русским купцам, отдавали в качестве дани. Ремесла были связаны с обработкой шерсти и дерева. Мордовцы славились как хорошие ткачи, порой целые деревни специализировались на крашении и набивке сукна.

Религия

Шаманов у мордовцев не было, а для проведения общинных ритуалов выбирался наиболее уважаемый старец, глава рода. Молились обычно в лесу или на краю деревни в специально отгороженном плетнем месте. Здесь размещались столбы, к которым привязывали жертвенных животных, ниша, куда сливалась их кровь, устанавливались вырезанные из дерева идолы. Была зона с котлами, в которой варилось после жертвоприношения мясо: его по окончании молитвы съедали все присутствующие.

Традиции


Известные мордовцы

Если говорить про мордовцев, как обитателей Мордовии, самым знаменитым жителем города Саранска недавно стал Жерар Депардье. После получения российского гражданства он почти сразу обзавелся пропиской в городе Саранске.



Много мордовский народ подарил миру и спортсменов. Среди них гимнастка Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Валерий Борчин и Ольга Каниськина, боксер WBC Олег Маскаев.


Национальными героями стали летчик Алексей Маресьев и защитник Брестской крепости Андрей Кижеватов. Ну а на весь мир прославилась супермодель Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни.

Мордва - угро-финская народность, обитающая в бассейнах рек Мокшы и Суры, а также в междуречье Волги и Белой. Мордва делится на две группы: западную группу, живущую в районе Мокши, которую и называют мокша, и восточную в долине реки Суры - эрзя. Особыми этническими группами мордвы считаются терюхане и каратаи. Впервые термин "мордва" упоминается у Иордана (Vib.). Позднее Константин Багрянородный (913-959 гг.) упоминает Мордию, удаленную от страны печенегов на 10 дней пути. Название "мордва" - иранское по происхождению. Имеет аналогичные формы в древнеиндийском и авестийском языках, означает "человек", "мужчина". Название мордва мордвинами не употребляется. Они пользуются исключительно самоназваниями эрзя и мокша.

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Мокша: Происхождение этнонимов мокша и эрзя дискуссионно.

Эрзя: Происхождение этнонимов мокша и эрзя дискуссионно.

Основная территория расселения

Мордва широко расселена по всей территории РФ, по данным переписи СССР 1989 г. около трети общей численности ее проживало в Мордовской АССР (сейчас Республика Мордовия), широко она расселена в восточных районах европейской части РФ, а также за Уралом. Так, в Башкирии насчитывалось 31,9 тыс.чел. представителей этого этноса, в Татарии – 28,9 тыс.чел., в Чувашии – 18, 7 тыс.чел., в Самарской обл. – 116,5 тыс.чел., в Пензенской обл. – 86, 4 тыс.чел., Оренбургской обл. – 68,9 тыс.чел. и т.д., в Сибири и Дальнем Востоке - более 80 тыс.чел.

Численность

По примерным подсчетам, общая численность мордвы составляла на конец 16 в. примерно 150 тыс.чел., в 1719 г. - 107 тыс.чел, по переписи населения Российской империи 1897 г. мордвы насчитывалось 1025 тыс.чел., на 1917 г. численность ее оценивалась в 1200 тыс.чел., по переписям СССР мордвы было: в 1926 г. – 1340 тыс., в 1937 г. – 1249 тыс., в 1939 г. – 1456 тыс., в 1959 г. – 1285 тыс., в 1979 г. – 1192 тыс.чел. По переписи 1989 г., численность мордвы в СССР составляла 1154 тыс.чел. (практически все представители мордовского этноса проживали в Советском Союзе), из них в РФ - 1072,9 тыс.чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тыс.чел., что составляло 32,5 % населения республики.

Этнические и этнографические группы

Мордва относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих на близких, но по лингвистической классификации разных языках. Мордва-мокша проживает в основном в западных и южных районах республики, мордва-эрзя – в восточных и северо-восточных. Кроме того выделяется еще три этнических группы мордовского этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи и терюхане.

эрзянский: Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, родным является русский язык.

мокшанский: Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, родным является русский язык.

Писменность

Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются 17-18 вв.

Религия

Православие: Почти все верующие у мордвы – православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.

Традиционные верования: Почти все верующие у мордвы – православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.

Этногенез и этническая история

Хозяйство

Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. Со 2-й половины 19 в. стал распространяться картофель. На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов – охота (у средневековой мордвы беличьи шкурки выступали в качестве менового эквивалента), рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др.

Традиционная одежда

Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Обильны были другие украшения – сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники.

Традиционные поселения и жилища

Поселения мордвы разнообразны. Уже в русских летописях говорится о селах, погостах, зимницах и твердях (городищах-убежищах), с конца 13-начала 14 в. появляются города. Для северных районов проживания мордвы был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами. Планировка поселений была разнообразна – беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная. Различны были размеры поселений – от 150-300 дворов в лесной зоне и до 1000 дворов в южных степных районах. Постройки в основном были срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тес. Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева. Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи – закрытый, иногда двухэтажный. В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой и другие постройки, а также полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали. На улице напротив дома ставился виход – погреб с наземной надстройкой.

Социальная организация

Для мордвы вплоть до нач.20 в. были характерны большие патриархальные семьи численностью 30-40 человек, затем преобладающими становятся малые семьи. До распространения христианства существовало многоженство.
Важную роль в жизни мордовского села играла территориальная община, которая на основе обычного права регулировала многие стороны экономической, общественной и культурно-бытовой жизни. Долгое время сохранялась родовая организация. Род состоял из патриархальных семей, во главе каждой стоял куд-атя (кудо – дом, атя - старик), родом руководил покштян (покш – большой, атя - старик). Каждые род имел свое кладбище, священную рощу, где производились моления, знак собственности – тавро.

Духовная культура и традиционные верования

Библиография и источники

Общие работы

Отдельные аспекты

  • Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965.
  • Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии. Пенза, 1929./Спрыгина Н.И.
  • Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910./Шахматов А.А.
  • Народная одежда мордвы. М.,1973./Белицер В.Н.
  • Вопросы этнической истории мордовского народа / Тр. Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т. 63. М., 1960.
  • Исследования по материальной культуре мордовского народа / Тр.Института этнографии АН СССР.Нов.сер. Т. 86. 1963.
  • Народы Среднего Поволжья и Южного Урала.Этногенетическия взгляд на историю.М.,1992./Кузеев Р.Г.
  • Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск,1968./Крюкова Т.А.
  • Маркелов М.Т.Мордва // Религиозные верования народов СССР. Т. 2. М., 1931.
  • Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968./Мокшин Н.Ф.
  • Этническая история мордвы XIX-XX века. Саранск, 1977./Мокшин Н.Ф.
  • Очерк юридического быта мордвы. СПб., 1885./Майнов В.Н.
  • Мордовский народный костюм. Саранск,1990.
  • Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии // Живая старина.Вып.1-2. СПб., 1914./Евсевьев М.Е.
  • Мордовская свадьба. Саранск,1959./Евсевьев М.Е.

Отдельные региональные группы

Далее читайте:

Богословский П.П. Село Дракино, Спасского уезда, Тамбовской губ. // Тамбовские епархиальные ведомости, 1890, № 18, с. 924-948.

Читайте также: