Литература и искусство в иудаизме сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Распространенный взгляд на иудаизм предполагает, что изобразительное искусство у евреев не должно было получить широкого развития.

В определенные периоды еврейской истории запрет на изображения соблюдался буквально. Многие кодексы религиозного права предписывают именно такое понимание. Даже в наши дни в ортодоксальном еврейском доме редко можно увидеть картину или статуэтку. В истории еврейского искусства не найти параллелей выдающемуся развитию христианской религиозной живописи, которая, конечно, использовала и сюжеты Ветхого Завета. Украшения синагог составляли не картины и скульптуры, а архитектурные детали и орнаментальные росписи стен, а также предметы синагогального обихода. Прежде всего, это прекрасные футляры для свитков Торы, расшитые и украшенные коронами, серебряными щитками, колокольчиками, лентами-опоясками. Тем, что священные свитки хранились в облачении из дорогих тканей и были богато украшены, подчеркивалось значение Торы. В синагогах бывали также вышитые завесы для арон-кодеш – вместилища свитков Торы; указки, с помощью которых следили за чтением из свитка; канделябры, ханукальные светильники и другие искусно выполненные культовые предметы.

В домах тоже имелись ритуальные предметы: мезузы – футляры, в которые помещены отрывки из библейского текста и которые прибивают на дверных косяках; субботние и ханукальные подсвечники; серебряные блюда для пасхальной трапезы; кубки, использовавшиеся при произнесении благословения над вином; шофар – ритуальный бараний рог, в который трубят в Новолетие; бесамим - коробочки для специй, аромат которых принято было вдыхать на исходе субботы; вышитые футляры для талита – мужского молитвенного покрывала. Особенным предметом домашнего обихода являлся брачный контракт – ктуба. Эти рукописные тексты с давних времен украшались орнаментами и иллюстрациями.

Ритуальные объекты обычно бывали украшены надписями, растительным орнаментом, изображениями плодов. Нередко, однако, встречались также изображения легендарного морского животного – Левиафана в виде гигантской рыбы или морского змея, льва – геральдического животного колена Иуды, а также некоторых других зверей. Основанием для изображения животных, не только в домашнем быту, но и в синагоге, было мнение мудреца талмудической эпохи рабби Ниссима, разрешившего изображать животных, которым не поклоняются окрестные народы, так как в этом случае нет подозрения в идолопоклонничестве. Поскольку с распространением христианства животные вообще перестали быть зооморфными изображениями богов, у евреев их изображения встречаются довольно часто.

После Первой мировой войны в Палестине были сделаны археологические открытия, заставившие изменить устоявшийся взгляд на еврейское искусство. В нескольких обнаруженных там древних синагогах были найдены мозаики. Мозаичный пол синагоги в Бейт-Альфа изображает знаки Зодиака, причем Дева, Близнецы и другие знаки олицетворены человеческими фигурами. Четыре женские фигуры в зодиакальном кругу символизируют времена года. В другой части мозаики было найдено изображение жертвоприношения Исаака. В этой сцене участвуют склоненный над жертвенником Исаак, Авраам с ножом в руке, двое слуг, стоящие поодаль с ослом, баран, запутавшийся рогами в чаще, и даже Божья десница, простирающаяся с небес. Открытия, сделанные во время других раскопок, доказали, что мозаичные полы с изображениями людей и животных были обычным украшением синагог древней Палестины.

Еще более примечательная находка была сделана в Сирии, в Дура-Эвропос: синагога 3 века. Ее стены были украшены фресками, часть из которых сохранилась. Это – всевозможные библейские сюжеты: исход из Египта, интерьер Храма, торжество над филистимлянами, победа Мордехая и Эсфири и десятки других сцен с большим количеством человеческих фигур. Эти изображения вызывают ассоциации с итальянскими средневековыми церковными фресками. Обнаруженные памятники позволяют предположить, что древнее синагогальное и раннехристианское искусство взаимно влияли друг на друга.

Наиболее известная иллюстрированная рукописная Хаггада – Сараевская (она принадлежала Национальному музею Боснии-Герцеговины в Сараеве), созданная, видимо, в Испании или Провансе примерно в 14 столетии. С началом книгопечатания появились еврейские книги, украшенные гравюрами, например, Пражская Хаггада 1526 года с гравюрами братьев Шварц. Изображения в различных списках и печатных изданиях Хаггады интересны тем, что отражают обычаи своего времени и места: например, евреи Египта в период Исхода изображены в костюмах европейских евреев средневековья. Для некоторых иллюстраторов еврейской книги, однако, натуралистические изображения людей представлялись все же недопустимыми. В одной Хаггаде 13 века человеческие фигуры имеют головы птиц, почему она и получила название Птицеголовой Хаггады. А в Библии начала 13 века, хранящейся в Амброзианской библиотеке Милана (Амброзианская Библия), фигуры оставлены без лиц.

Забота о красоте книги, которую некоторые религиозные авторитеты считали богоугодным делом, отражалась и в развитии искусства переплета, как для рукописных, так и для печатных книг. Переплеты изготовлялись из кожи, металла, слоновой кости, украшались золотыми или серебряными застежками и наугольниками, а их верх – тиснением или позолотой.

В первой половине 19 века в еврейской среде появляются художники, придерживающиеся академических традиций европейской живописи. К ним относится, например, Мориц Оппенгейм, создавший серию полотен из жизни евреев Германии. С началом еврейской эмансипации характер еврейской общины изменился: она перестала быть закрытой. Многие талантливые молодые люди стали свободно обучаться живописи или скульптуре и становились европейскими художниками. Одни из них отдавали дань еврейской традиции в сюжетах и мотивах своих произведений, зачастую оригинально их переосмысляя (например, Антокольский, Шагал, Эль Лисицкий, художники Палестины начала века), творчество других не содержит никаких еврейских мотивов. Одновременно продолжает развиваться традиционное еврейское искусство изготовления предметов религиозного культа и искусство синагогальной архитектуры. Парадокс нового времени заключается в том, что сегодня, как и в прошлом, лишь в этих двух областях проявляются специфические черты еврейского искусства, обусловленные связью с религиозной традицией.

Как иудаизм относится к искусству? Это порицается или, наоборот, через искусство человек раскрывает в этом мире образ и подобие Творца?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Искусством называют творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Истинное искусство меняет мир к лучшему, позволяет постичь внутреннюю суть вещей, показывает красоту сотворенного Вс-вышним мира и вдохновляет человека на лучшее служение Б-гу.

Оглавление

Искусство и еврейский народ [↑]

Основные виды искусства — это архитектура, изобразительное искусство, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, хореография, театр, фото и кино. О многих из них есть отдельные тематические статьи на нашем сайте. Здесь мы посмотрим на искусство в целом и сосредоточимся на изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

У еврейского народа в этом мире особая цель — служить Б-гу, исполняя заповеди Торы, и этим воздействовать на мир и нести свет святости другим народам. Все подчиняется этой цели и все, что Творец создал, может быть для этой цели использовано, в том числе — красота, гармония, творчество, звук, ритм, свет, движение, письменное и устное слово, эмоции, переживания, различные материалы и многое другое, что составляет основу искусства.

Евреям искусство не чуждо: они поют на субботних и праздничных трапезах и при молитве, танцуют на свадьбах, сочиняют стихотворные произведения, строят красивые синагоги, а также стараются украсить заповеди, которые выполняют.

Если эти условия соблюдены, то искусство и красота приветствуются как важный инструмент в служении Б-гу, вдохновляющий человека в святом деле.

Искусство и красота [↑]

Истина с большой буквы — вне сознания человека. Когда мы замечаем, как красив этот мир, что-то подсказывает нам, что есть трансцендентное существование — абсолютная Истина. Истинный художник испытывает трепетный восторг перед этим существованием и превращает его в ноты, картины, литературные метафоры.

Рамбам указывает, что мир был сотворен Вс-вышним таким образом, чтобы человеку приоткрывались цели и желания Творца, чтобы на определенном уровне ему был понятен смысл мироздания и чтобы ему было доступно постижение как внешних форм, так и глубинной сущности каждой вещи. Те, кто, не понимая этого, останавливается на стадии внешних форм, как будто занимается идолопоклонством.

Изобразительное искусство [↑]

Художнику, который верит в Единого Б-га и понимает, что он сам — творение, что видимое им — лишь малая часть реальности, и в голову не придет мысль, что это и есть вся реальность. В его произведениях, помимо создателя картины, всегда — так или иначе — присутствует Создатель мира. В работах еврейских художников есть различные подходы к решению этих задач, но в целом для всех них характерно стремление выявить духовную основу нашего материального мира и единство всего сотворенного.

Еврейские художники XX века — например, такие как Марк Шагал, Хаим Сутин — в большинстве своем, выходцы из местечек Восточной Европы. Они не только впитали это мировоззрение непосредственно, из воздуха, которым дышали в детстве и отрочестве, не только из уклада и обычаев еврейского местечка, но, как и полагается, изучали Тору в традиционной системе еврейского образования. Это заметит даже тот, кто окинет их картины беглым взглядом, — а тем более, тот, кто проведет их художественный анализ.

Запрещенные изображения [↑]

Вопрос о том, что разрешено рисовать художнику, а что запрещено, очень подробно обсуждается и в Талмуде, и среди более поздних законоучителей. Выводы этих обсуждений, которые были приняты в качестве алахи, таковы. Еврейский закон разрешает еврею создавать пейзажи и натюрморты, рисовать и лепить образы представителей животного мира. Что же касается изображения человека, то здесь надо провести следующие разграничения.

1. Изображение выпуклое и цельное, например, статуя или барельеф в анфас в полный рост — запрещено по всем мнениям.

В связи с тем, что изображение людей художником-евреем является предметом острой дискуссии великих и авторитетных ученых Торы, многие мудрецы прошлых поколений всячески противились запечатлению их облика.

Все вышесказанное должно относиться не только к живописи, но и к фотографии и видеосъемке. На самом деле, как показывает реальность, даже самые пунктуальные в вопросах алахи евреи никоим образом не ограничивают фото — и видеосъемку людей. Все религиозные газеты полны подобными изображениями.

В книгах и пособиях по астрономии, в которых подобные изображения приводятся для облегчения понимания принципов науки, изображать небесные светила разрешается. На них распространяется разрешение Талмуда создавать изображения с целью углубленного понимания предмета изучения с тем, чтобы иметь возможность принимать алахические решения.

Само собой разумеется, что запрещены любые нескромные изображения.

В любом случае, каждому художнику следует проконсультироваться с раввином относительно разрешенных и запрещенных изображений.

Декоративно-прикладное искусство [↑]

Всё то, что в классификации называется декоративно-прикладным искусством, то есть создание предметов, имеющих не только художественную, но и утилитарную ценность, — очень соответствует духу иудаизма, ведь именно благодаря этому искусству дом становится тем местом, куда хочется приходить.

И муж, дарящий жене произведения такого искусства в форме украшений и нарядов, тоже дарит не просто предмет — а любовь. В этой взаимной любви они строят свой малый Храм — семью, в которой растут счастливые дети.

Родители, наслаждающиеся вместе с детьми совместным творчеством, не только создадут произведения искусства — путем лепки, рисования или вырезания по дереву, но и заложат основу своих отношений с детьми, научат их терпению, умению видеть и создавать красоту, работать вместе — и, по большому счету — улучшать мир.

Искусство и служение [↑]

В книге Мелахим 1 (6:29-35) есть подробное описание того, как украсил царь Шломо построенный им Храм. Мы видим, что украшения эти состояли не только из резных пальм и цветов. Там были и скульптурные изображения крувим, львов и быков.

Изучая книгу Шмот (26:31), мы можем убедиться, что и в Мишкане — переносном Храме, построенном в пустыне, — были использованы изображения животных. Здесь Тора сама делает исключения из установленных ею же правил, и эти исключения тоже суть правила. Хотя Тора не позволяет делать статуи, в Мишкане она предписала поставить два керува с лицами детей.

Сейчас, когда Храма нет, искусство и служение продолжают быть связанными, и это отражается в украшении тех предметов, которые так или иначе связаны с религиозными обрядами: начиная с внутреннего убранства синагог и заканчивая мешочками для талитов.

Но надо понимать, что то, что в музеях называют декоративно-прикладным еврейским искусством, таковым вовсе не является!

Возьмем для примера ханукальный светильник, который призван напоминать нам о чуде с Храмовой менорой и маслом. Менора воплощает в себе еврейское представление о пространстве и времени. В еврейском представлении весь мир произошел из одной точки и распространился по шести направлениям (вверх-вниз-вправо-влево-вперед-назад). Поместив их в одну плоскость, мы получим менору: шесть ветвей, отходящих от центрального ствола. С другой стороны, в меноре заложена также идея времени: она символически изображает шесть дней недели, черпающие свои силы от субботы.

Поэтому в декоративном оформлении ханукальных светильников мы встречаем символические изображения меноры, Скрижалей Завета, корзины с плодами, приносимыми в Храм, головного убора первосвященника, львов (символ Иерусалима) или оленей (символ Земли Израиля), а также другие символы, связанные с Храмом. И это не просто украшения, а цепь осмысленных символов.

При этом существуют некоторые запреты, касающиеся этих видов искусства. Нельзя чеканить и отливать из металла семисвечник в форме храмовой меноры (но можно изготовить светильник с шестью или восемью свечами).

Запрещено строить жилое или общественное здание с пропорциями и внешним видом Храма.

Что касается внутреннего убранства, то, например, росписи в синагогах разрешены на потолке и на стенах выше человеческого роста, в противном случае изображения отвлекают человека от молитвы.

По поводу парохет — занавеса на Ковчеге Завета в синагоге, где хранятся свитки Торы, — мнения расходятся. Многие авторитеты запрещают расшивать парохет. Но обычай оказался очень стойким, и сегодня во многих синагогах можно видеть расшитый парохет с изображениями львов, корон, пальм, с символами двенадцати колен Израиля и видами Иерусалима.

То искусство, что способствует лучшему служению Творцу — не только допустимо, с точки зрения иудаизма, но и обязательно должно присутствовать в нашей жизни. Мир без красоты — сер и уныл, а нам заповедано служить Вс-вышнему в радости.

Сайт о Всемирной Истории в деталях. Исторический портал, посвященный Мировой Истории, начиная с появления человеческого общества и заканчивая текущими событиями в Мире. Мы освещаем ход развития Великих событий от эпохи Палеолита до Новейших времен. Редакция сайта является исследовательской группой.

Искусство и литература Израиля и Иудеи

Культура Израиля была во многом сходна с ханаанейской.

Это видно по характеру его искусства, которое носило в значительной мере следы сильного влияния Египта; произведения иудейских и израильских мастеров в этом отношении мало отличаются, в частности, от произведений финикийского искусства.

Испытала сильнейшее египетское, вавилонское и финикийское влияние и израильская литература.

Когда израильтяне стали применять письменность — нам неизвестно.

Древнейшие еврейские надписи восходят к IX в. до н. э. и написаны алфавитом, ничем не отличающимся от финикийского.

Литературу Израиля и Иудеи мы знаем в том переработанном виде, в каком некоторые её произведения вошли в состав Библии.

Однако и по имеющимся данным очевидно, что её культовые песнопения (псалмы) весьма близки к подобным же вавилонским сочинениям, что некоторые поучения имеют близкие и притом значительно более древние аналогии в египетской литературе.

Сохранившиеся мифы о создании мира богом из хаоса за шесть дней, о первобытном блаженстве первых людей и их грехопадении, о всемирном потопе и спасении Ноя в ковчеге имеют ближайшие аналогии в шумерской и вавилонской литературе.

По-видимому, это частью более ранние семитические мифы, частью — прямые заимствования от вавилонян.

Если образный язык израильской поэзии стилистически близок поэзии других стран Востока, то художественная проза Израиля во многих отношениях оригинальна.

Особенно это касается легендарных и исторических повествований, отличающихся большой живостью.

Предания о жизни израильтян до перехода к оседлости содержат картины патриархального строя семьи.

Древние легенды и мифы, разнообразные памятники повествовательной и исторической литературы были позднее переработаны в классовых интересах иерусалимских рабовладельцев.

Литературные сочинения до нас дошли в составе Библии—иначе говоря, в тенденциозной религиозной переработке, причём в них были внесены многочисленные вставки и добавления, исказившие первоначальный облик этих произведений.

Иудаизм – это самая древняя монотеистическая религия мира из всех существующих в наше время. Она существует около 3 тысяч лет. Таким же термином обозначают мировоззрение евреев, его этические нормы и национальные особенности.

Основные понятия и символы иудаизма

  • семисвечник , который по преданию находился в иерусалимском храме;
  • 2-е скрижали - они стоят рядом с закругленной верхней гранью;
  • лев как символ колена Иуды, из которого пошел еврейский народ.

Важно! Скрижали часто используют для украшения синагог. На них часто гравируют 10 заповедей или 10 букв алфавита иврита, которые символизируют заповеди.

Рис. 1. Храмовая гора - святое место, здесь стоял главный храм

  • Иерусалим – город, где был построен Храм.
  • Храмовая гора – святое место, здесь стоял главный храм до того, как его разрушили.
  • Пещера Махпела , в которой покоятся праотцы.
  • Вифлеем – город, на дороге к которому похоронили праматерь Рахиль.
  • Цфат – в нем долго заседал Синедрион.

Развитие религии и ее течений

  • Библейский (Х-VI вв. до н.э.).
  • Второго Храма (VI–II вв. до н.э).
  • Талмудический (II–XVIII вв.).
  • Современный (с 1750 г. – по сей день).

Рис. 2. Звезда Давида -древний символ иудаизма

  • Ортодоксальное - включает литовское, хасидское течение, религиозных сионитов. Его последователи придерживаются классической формы вероисповедания и соблюдают законы (Галаха) так, как они описаны в Талмуде.
  • Реформистское - это либеральное течение, которое отказывается от ритуалов, но сохраняет этические предписания.
  • Консервативное - развито в Канаде и США. Здесь придерживаются части ритуалов, но не так строго, как ортодоксы.

Важно! Огромное значение в становлении современного иудаизма сыграл легендарный Моисей. Согласно Библии, он вывел евреев из рабства Египта и передал им Завет Божий.

Священные книги иудаизма

Иудаизм в современной форме строится, основываясь на Танахе (письменной Торе или Ветхом Завете) и Талмуде.

Важно! Тора или Пятикнижие Моисеево включает 5 книг, которые по завету пророк Моисей получил от Бога.

Танах также известен как “еврейская Библия”, его первые части были написаны в Х веке до н.э. Канонизированный вариант на иврите был дописан в III-II веке до н.э. В нем описаны процессы сотворения мира и человека. Талмуд является, по сути, собранием законов. Тора же является сводом правил, включающим учение о вере, соблюдении обычаев, моральных нормах и социальных взаимодействиях. Она сложна для понимания, и это породило множество интерпретаций на протяжении веков.

Рис. 3. Менора - древнейший символ иудаизма

Основные принципы и заповеди иудаизма

  1. Бог – один и он реален. Любой человек может заговорить с ним и будет услышан.
  2. Бог есть дух. Он существо абсолютное.
  3. Бог – творец всего сущего, это сила, которая действует постоянно и везде, правит всем миром.

Рис. 4. Кипа - традиционный еврейский мужской головной убор

Важно! Иудаизм утверждает, что человек сам несет за себя ответственность за поступки перед Господом. Бог предопределил все, но человек имеет свободу воли, которая позволяет ему сделать свой выбор. Ценность жизни человеческой абсолютна.

Согласно иудаизму, человеческая душа бессмертна. Многие пророки говорят о том, что придет час, когда мертвые встанут во плоти и будут жить среди людей. Это учение утверждает, что каждый, независимо от веры и места жительства, является созданием Божьим, и все равны между собой. Главные заповеди иудаизма пересекаются с другими религиями. Эта вера учит не заниматься идолопоклонством, не прелюбодействовать, не убивать и не воровать, не произносить имени Бога всуе и т.д. Иудаизм не приемлет аскетизма.

Важно! Те, кто исповедует эту религию, верят, что евреи – богоизбранный народ, которому он открыл Истину, и они должны нести ее человечеству, чтобы спасти его от гибели.

Иудаизм предлагает каждому человеку принять основные моральные ценности, но категорически не занимается миссионерством.

Рис. 4.

Ритуалы и праздники

  • Шаббат - это сутки покоя каждую субботу, в этот день нельзя работать;
  • Йом-Киппур - день, когда нужно покаяться и возвратиться к Богу через дела добрые или обновление души;
  • Песах - то же, что у христиан Пасха;
  • Шавуот - в этот день Моисей получил Тору;
  • Ханука - его отмечают в честь победы Маккавеев, когда евреи получили возможность исповедовать свою религию;
  • Пурим - в честь спасения от полного уничтожения в вавилонском плену;
  • Тиша бе-Ав - день траура по разрушенным Первому и Второму храмам.
Несмотря на многовековую историю, иудаизм до сих пор остается одним из наиболее известных и влиятельных вероисповеданий в мире. Он стал опорой для евреев во времена гонений и геноцида, и до настоящего времени продолжает провозглашать богоизбранность иудейского народа. Действующие синагоги есть практически в каждом городе Европы, США и Канады, а приверженцы этой религии неустанно несут свою главную жизненную идею всему человечеству. Рекомендуем посмотреть интересное видео про историю иудаизма.

Читайте также: