Сообщение на тему кино и телевидение

Обновлено: 05.07.2024

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И КИНО, две раз новидности зрелищных технич. аудиовизуальных иск-в, отличающиеся массовостью своих зрительских аудиторий. Близость Т. и к. обусловлена сходством выразит, средств: плоскостным, фотоподобным изображением на экране, возможностью съёмок с разных точек (ракурс) и расстояний до объекта (план), монтажом отд. кусков и т. д. Вместе с тем при внешнем подобии Т. и к. основаны на разных технич. принципах: в одном случае - на фотомеханическом, в другом - на электронном, поэтому здесь по-разному воссоздаётся движение объектов. Существенно отличается и технология создания произведений: съёмка - обработка негатива - печать - проекция - в кино и непосредств. передача изображения, происходящего перед камерой, или запись на видеомагнитную плёнку с последующим воспроизведением записи - на ТВ. В связи с тем что ТВ способно воспроизводить кинофильмы, с первых лет его существования широкое распространение получила и кинематографич. технология: многие телепрограммы и по сей день снимаются на киноплёнку. Однако в последнее время с появлением видеомагнитной записи (ВМЗ) и электронного монтажа всё большее значение приобретает простая и удобная магнитная технология, дающая в руки режиссёра немало легко достижимых электронных эффектов (инкрустация, соляризация, замедленные повторы и др.).

Творч. взаимодействие Т. и к. прошло через неск. этапов. В 50-х - нач. 60-х гг. в СССР зависимость ТВ от кино была весьма значительна. Существовал даже взгляд на ТВ как на "малоэкранное кино", не имеющее своих, отличных от киноиск-ва, выразит. средств и худож. форм. ТВ преим. рассматривалось как средство массовой коммуникации (СМК), особая разновидность журналистики. В то же время ТВ выступало как канал связи, средство доставки на дом произв. т-ра, музыки и кино. Уже в эту пору ТВ не ограничивалось лишь тиражированием произв. др. иск-в; потребности составления разл. телепрограмм привели к необходимости создания собств. произв., среди к-рых первыми по времени появления стали телефильмы. Особенно чётко разделение Т. и к. прослеживалось в док. видах творчества. Напр., телехроника, обладающая качеством сиюминутности, давала зрителям возможность наблюдать за происходящими на их глазах событиями, тогда как кинохроника делала упор на факты уже свершившиеся. Док. т/ф, используя традиции Д. Вертова, испытывал вместе с тем творч. зависимость от практики телевиз. журналистики, от репортажных телепередач. Игровой т/ф этого периода фактически отличался от кинофильма лишь меньшим объёмом (2 - 4 части), преобладанием крупных планов над общими (продиктованными размерами экранов домашних телеприёмников тех лет), более медленным развитием событий и интимным характером повествования, связанными с особенностями восприятия телепрограмм.

С сер. 60-х гг. начались усиленные поиски специфики игрового телевиз. кино. В это время появились первые многосерийные т/ф: "Вызываем огонь на себя" (1964, в прокате - 1965, реж. С. Н. Колосов), "Майор Вихрь" (1967, в прокате - 1968, реж. Е. И. Ташков), "Операция "Трест"" (1968, в прокате - 1970, реж. Колосов) и др. Тесная связь с ритмом ежедневных программ, носящих цикличный характер, любовь зрителей к "историям с продолжением" сделали телесериал популяр. жанром телевиз. кино ("Тени исчезают в полдень", 1972, и "Вечный зов", 1976 - 83, - оба реж. В. А. Краснопольского, В. И. Ускова; "Берега", 1979, реж. Г. Лордкипанидзе, Г. Габескириа). На формирование языка телевиз. кино оказали влияние средства "прямого" ТВ: репортаж, комментарии, интервью. Введение в игровой т/ф фигуры историка-комментатора, обращающегося непосредственно к зрителям ("Операция "Трест""), включение подлинных хроникальных или снятых "под документ" кадров ("Семнадцать мгновений весны" по Ю. С. Семёнову, 1973, реж. Т. М. Лиознова), использование фрагментов из информац. телепрограммы "Время" ("Диалог", 1977, реж. Колосов) - характерные черты сериала этого периода. К значит, достижениям ТВ относятся многосерийный худож. т/ф "Карл Маркс. Молодые годы" (1980, реж. Л. А. Кулиджанов) и док. "Великая Отечественная" (1978, под рук. реж. Р. Л. Кармена).

В сер. 70-х гг. произошло более чёткое размежевание функций Т. и к. Кино всё чаще ищет сюжеты и приёмы съёмок, к-рые не свойственны телеэкрану или обретают в кинематографе особую специфичность. В т/ф со своей стороны начали использоваться условные приёмы и средства, характерные для т-ра и эстрады. Наряду с формами коммуникации, присущими информационным, журналистским жанрам, на телевиз. кино стали оказывать влияние приёмы худож. коммуникации, свойственные традиц. зрелищам ("Жизнь Бетховена", 1979, реж. Б. Д. Галантер). Взаимосвязь Т. и к. оказалась частью более широких отношений телевиз. иск-ва с др. формами худож. творчества, в особенности с лит-рой и т-ром.

Совр. состояние отношений Т. и к. позволяет отойти от ранних представлений о них, как о двух разных формах кино-телевиз. иск-ва. Лёгкая возможность репродуцирования к/ф на телеэкране и сходство мн. компонентов выразит, языка не помешали формированию самостоят, телевиз. иск-ва, важной разновидностью к-рого является телевиз. кино. Вместе с тем большое число к/ф, постоянно демонстрирующихся по ТВ, регулярные заказы на к/ст ф. для ТВ, кинематографич. образование, положенное в основу подготовки телевиз. творч. кадров, подтверждают ценность опыта кино для эволюции телевиз. иск-ва. ТВ в свою очередь оказывает воздействие на творч. практику и эстетич. язык кино и т-ра. Такие широко распространённые качества совр. игрового кино, как импровизационность, документальность стилистики, интерес к "медленному" повествованию, отказ от дробного монтажа и др., сложились не без влияния ТВ.

Взаимоотношения Т. и к. характеризуются эволюцией обществ, функций этих иск-в. В 1-й пол. 20 в. до появления ТВ кино по праву выполняло роль наиболее широкого, универсального средства передачи аудиовизуальной информации. Подобно словесному языку, киноязык был не только средством создания худож. произв., но и важным компонентом журналистики, просвещения, науки. Кроме того, кино было осн. способом тиражирования нек-рых худож. форм (напр., сов. массовой песни 30 - 40-х гг.), отд. жанров театр, иск-ва (ф.-спектаклей) и т. д. С появлением ТВ возникло более широкое, универсальное аудиовизуальное средство. Единомоментальность источника информации и её восприятия давали возможность применения ТВ в таких областях жизни, как промышленность, транспорт, связь, торговля и т. д. Как средство репродукции и тиражирования культурных ценностей ТВ также обладало целым рядом преимуществ перед кино: более широкой аудиторией, способностью проникать в дом к каждому, обширным выбором программ. Кроме собственно творч. функций, ТВ выполняет задачи по донесению достижений всех видов иск-ва до миллионных масс. В связи с этим заметно изменилось обществ, функционирование кино. Резко сократилась его роль в тиражировании произв. др. видов иск-ва, целых жанров (напр., ф.-спектакль, ф.-опера, ф.-балет), в использовании кино в обучении школьников и студентов и т. д. Названные процессы сближают совр. кино с теми видами иск-ва, у к-рых эстетич. функция является превалирующей. Ныне многие ведущие мастера мирового (Ф. Феллини, Р. Росселлини, Р. Кастеллани, И. Бергман, М. Антониони).и сов. (С. А. Герасимов, Л. А. Кулиджанов) кино в работах для ТВ открывают новые грани своего индивидуального авторского стиля и вместе с тем развивают творч. возможности ТВ. В телевиз. иск-ве выявляются его просветительские и развлекательныесвойства. Этим, в частности, объясняется широкое распространение на ТВ многосерийных экранизаций произв. лит. классики, а также историко-биографич., музыкальных и др. жанров и форм ("Сага о Форсайтах" по Дж. Голсуорси, ТВ Великобритании; серия лент Росселлини о разл. периодах истории человечества и "Леонардо да Винчи" реж. Кастеллани, Италия; "Волшебная флейта" по опере Моцарта, реж. Бергман, Швеция).

В связи с широким развитием формы видеофильма и появлением портативных бытовых видеомагнитофонов, а также перспективой внедрения новой телевиз. техники (кабельное, кассетное, голографическое ТВ) вопрос о соотношении Т. и к. возникает на новой основе: созданы предпосылки, при к-рых новые произв. киноиск-ва, минуя стадию кинопроекции в зале, могут демонстрироваться непосредственно на домашних телевиз. экранах. Это обстоятельство породило в среде специалистов мнение о будущем слиянии Т. и к. в единое экранное, аудиовизуальное, кинотелевиз. иск-во. Однако опыт последних десятилетий показывает, что связь Т. и к. способствует взаимовлиянию и взаимообогащению этих искусств.

◘ Саппак В., Телевидение и мы, (М., 1963); Багиров Э., Кацев И., Телевидение. XX век, М., 1968; Проблемы телевидения и радио, в. 1 - 2, М., 1967 - 71; Проблемы телевидения, М., 1976; Зоркая Н. М., На рубеже столетий. У истоков массового иск-ва в России 1900 - 1910 годов, М., 1976; Многосерийный телефильм. Истоки, практика, перспективы, М.. 1976; Богомолов Ю. А., Проблемы времени в худож. телевидении, М., 1977; Демин В., Первое лицо. Художник и экранные иск-ва, М., 1977; Копылова Р., Кинематограф плюс телевидение, М., 1977; Музы XX века, М., 1978; 40 мнений о телевидении, М., 1978; Вартанов А н., Проблемы телевиз. фильма, М., 1978; Поэтика телевиз. т-ра, М., 1979; Телевизионная эстрада, М., 1981.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. . 1987 .

Взаимоотношения кино и телевидения сложны, многообразны и пока мало исследованы.

Однако при наличии многих общих черт каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки.

Не подлежит сомнению, что демонстрация даже черно-белого фильма (не говоря уж о цветном) на обычном-киноэкране производит в изобразительном отношении более яркое впечатление, чем показ того же фильма на телеэкране. А ведь кинематограф обладает, кроме того, широким и широкоформатным экранами, полиэкраном, кинопанорамой и другими новшествами, способными усиливать воздействие кинообразов.

Демонстрация большинства полноценных художественных фильмов на голубом экране не больше, чем суррогат кинозрелища. При прочих равных условиях каждый зритель с элементарно развитым вкусом предпочтет увидеть такой фильм в кинотеатре, а не по телевизору. И как показывают многочисленные социологические исследования, большинство владельцев телевизоров считает, что телевидение не заменяет кинематографа, а многие из них чаще бывают в кинотеатрах, чем зрители (тех же социально-демографических групп), не имеющие телевизоров.

Наконец, третье преимущество кинематографа — монополия на показ новых кинокартин.

Во всех государствах сложилась практика: показ новых игровых кинокартин по телевидению разрешается только после того, как они исчерпали свои прокатные возможности в кинотеатрах. Во многих капиталистических странах этот срок достигает трех-пяти и более лет. Таким образом, зритель, интересующийся последними произведениями киноискусства, может познакомиться с ними только на киноэкранах.

Однако все эти преимущества оказываются эффективными при одном условии — при условии хорошо спланированной, продуманной, слаженной работы всех звеньев кинематографического процесса: производства, проката, кинотеатров. И эти преимущества теряют всю или значительную часть своей силы, когда в том или ином звене начинаются сбои, отставание от времени, от все возрастающих требований зрительских масс.

Тогда начинают брать верх преимущества телеэкрана.

Поблизости нет кинотеатра, нужно полчаса идти пешком — порой в ненастную погоду — в другой район или трястись в переполненном автобусе, или тратиться на такси — не лучше ли остаться дома и поискать по каналам телевизора, авось набредешь на что-нибудь стоящее.

В ближайшем кинотеатре нет элементарного комфорта: холодно и неуютно, неудобные сиденья, плохая проекция, искаженный звук.

В кинотеатре маленького городка или промышленного поселка показывают либо старые, либо новые, но заведомо ничем не замечательные, стандартные, банальные ленты. Но ведь их полным-полно и на телевидении — стоит ли тратить время и деньги на то, что — пусть в несколько ухудшенном виде! — можно посмотреть и на домашнем экране?

Произошло очередное повышение входной платы, часть зрителей принуждена реже бывать в кинотеатрах. Ну что ж! — утешаются они. — Есть, хотя и не совсем полноценная, замена — телевизор!

Так или примерно так рассуждают миллионы людей, перед которыми возникает дилемма: пойти ли в кино или остаться дома и ограничиться просмотром одной из телепрограмм. Конечно, у разных людей в разных конкретных случаях дилемма решается по-разному. И часто не в пользу кинотеатра.

Таким образом, телевидение побеждает не автоматически, не одним фактом своего распространения, проникновения в каждую семью, а в тех случаях, когда кинематограф не может предложить в доступной и привлекательной для зрителя обстановке зрелища более яркого, более глубокого, более сильного.

Капитализм с его антигуманизмом, с его безумной погоней за чистоганом, с его презрением к трудящимся, к их моральным и эстетическим запросам завел кинематограф в тупик, подорвал его престиж у народа, оттолкнул от него сотни миллионов людей.

И если появление телевидения и конкуренция со стороны других средств отдыха и развлечения сыграли известную роль в возникновении кризиса, то все же основной его источник — в духовной деградации капитализма, в хищнической эксплуатации им замечательных возможностей киноискусства, в неуважении к массам зрителей, в нежелании считаться с ростом их художественных вкусов и потребностей.

Конечно, кинозрелище не умрет, как в свое время не умерли с его появлением и бурным ростом театр и другие зрелищные искусства. Но в капиталистических условиях роль кинозрелища идет на убыль, его удельный вес в досуге народных масс продолжает падать, и, по-видимому, этот процесс необратим.

Из всех искусств кино ближе всего телевидению, что объясняется наличием экрана, т. е. двухмерного, заключенного в раму движущегося изображения, сопровождаемого звуком. На телевизионном экране, как и на киноэкране, посредством проецирования изображений воспроизводится образ окружающего нас материального мира.

Попытка исследовать специфику кинематографа не входит в нашу задачу. Кинематографические средства выражения рассматриваются здесь лишь для того, чтобы сравнить их с выразительными средствами телевидения и установить их общность.

Киноэкран фотографически точно воспроизводит движение, поэтому он может дать нам правдивое изображение того, что происходило перед объективом. Но изображение на киноэкране – непрерывный поток кадров – предварительно смонтировано. Поэтому киноэкран способен обусловить и то, как мы видим.

Выдающийся художник и теоретик кино Всеволод Пудовкин в свое время писал, что кино можно считать искусством лишь постольку, поскольку в нем применяется монтаж. Как всякое определение оно содержит в себе некоторое ограничение, однако принципиальная истинность его несомненна.

Телевидение так же, как и кино, точно воспроизводит на экране то, что мы видим, это мы уже выяснили.

Телевидение так же, как и кино, точно воспроизводит на экране и то, как мы видим. Почему? Потому что телевидение, как и кино, обладает способностью к монтажу.

Подробно отличия телевизионного монтажа от монтажа в кино рассматриваются ниже; здесь следует отметить лишь то, что принципиальная способность телевидения к монтированию изображения и есть одно из главных обстоятельств, сближающих его с кинематографом. Различие состоит в методе, в способе монтажа. Если в кино непрерывность потока изображений на экране обусловлена тем, что кинопленку можно разрезать и склеивать, то в телевидении одно изображение непрерывно следует за другим благодаря тому, что в студии работают одновременно несколько камер, включаемых в эфир последовательно. Но с позиции зрителя различия здесь нет.

Телевидение способно пользоваться всеми изобразительно-выразительными средствами языка кино.

Обилие очевидных качеств, сближающих телевидение с кинематографом, заслоняет в сознании многих не столь очевидные черты различия между телевидением и кино. Однако различия эти существуют, и пренебрежение ими приводит к плачевным результатам.

Прежде всего, следует сказать, что, хотя все изобразительные средства кино являются также и средствами телевидения, приемы и методы их использования в телевидении обычно отличаются от приемов и методов кино. Но это еще не самое существенное отличие.

Другая важная особенность, отличающая телевидение от кино, – условия просмотра и характер аудитории. Особенность эта важнее всех остальных. Специфические условия просмотра, небольшой размер экрана телевизора, определяемый размером помещения, требуют установления между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого по характеру к межличностному контакту, какой обычно существует в жизни. (Это обстоятельство требует от телевизионного коммуникатора особых качеств его духовной и физической личности.) Коротко говоря, условия восприятия программы есть причина особого характера общения между телеэкраном и аудиторией. Кино функционирует дискретно, тогда, как телевидение функционирует непрерывно. Кино как род искусства адресовано массовому сознанию, в то время как телевидение адресовано общественному мнению, не только отражая его, но и формируя.

Итак, главное отличие телевидения от кино состоит в разных общественных функциях: телевидению более свойственны функции журналистики, а кино - функции искусства.

Сравнение телевидения с другими средствами художественного выражения и родами публицистики приводит нас к следующим выводам.

Подобно театру телевидение использует произносимое слово и игру актеров; в силу своей физической природы прямое телевидение обладает качеством подлинности времени и пространства.

В отличие от театра у телевидения иная аудитория и условия просмотра. Кроме того, перед телезрителем предстает не материальный мир, а лишь его фотографическое двухмерное изображение; пространство кадрировано, расчленено рамой экрана, что дает возможность пользоваться монтажом, планом и ракурсом; в силу вытекающего отсюда более сильного, чем в театре, воздействия изображения на сознание функция слова иная, нежели в театре.

Подобно кино телевидение воссоздает на экране зрительно-звуковые движущиеся образы, смонтированные в непрерывный поток изображений неодинаковой крупности, видимых с разных точек. Иными словами, телевидение подобно кино обладает способностью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а также сочетанием изображения, слова и музыки, трактовать действительность, идейно осмысливать ее как в игровых, художественных, так и в документальных, публицистических формах.

Отличие телевидения от кино – в условиях просмотра и характере аудитории, откуда и вытекает различие их общественных функций, ограничение в использовании некоторых изобразительно-выразительных средств кино, первостепенное значение других (например, звучащего слова или крупного плана).

Подобно радио, телевидение обладает и одновременностью и способностью прийти в дома людей. Поэтому оно и стало одним из главных средств информации. Характер аудитории, условия приема передач определяют также общность многих жанров и форм радиовещания и телевидения и, главное, совпадение их общественных функций.

Отличие телевидения от радиовещания – в средствах выражения. Единственное средство радио – звук; телевидение воздействует и изображением.

Теперь, уяснив, в чем состоит сходство и отличие телевидения и других родов искусства и публицистики, мы можем ответить на вопрос: в чем же состоит специфика телевидения?

Кинематограф

Сегодня невозможно представить жизнь без кино. Этот вид искусства захватил массы. Нет ни одного сословия, ни одной страны или отдельной народности, которая бы ни была вовлечена в процесс создания или просмотра кинофильмов. Поэтому значение кинематографа, без которого не было бы ни кино, ни телевидения, ни видеофильмов, измерить невозможно.

Как всё начиналось

Проектор

Кинематограф появился как следствие ряда изобретений. Это появление светочувствительной плёнки, на которую можно было сфотографировать один объект с разных точек. При прокручивании плёнки объект приходил в движение. Затем появился проектор, с помощью которого удавалось воспроизводить изображённые на плёнке предметы на экран.

Прежде чем появился кинематограф, были изобретены в 1894 году французским физиологом Ж.Демени хронофотограф. Годом ранее Т.Эдисон — изобретатель из Америки создал фонограф. Немецкий фотограф О.Аншюльц изобрёл тахископ. Ещё один американский изобретатель создал паноптикон. Это У.Латам. Был целый ряд других изобретений, благодаря которым удалось снять и показать зрителям первое кино.

Кинематограф родился во Франции. Вначале он и назывался по-французски синематографом. Система съёмки и демонстрация первых кинолент — заслуга братьев Люмьер. Им принадлежит право первенства показа фильмов. Впервые кинопоказ состоялся за три дня до нового 1896 года в столице Франции.

Широкой публике были представлены фильмы „Прибытие поезда“, „Выход рабочих с завода“, „Политый поливальщик“ и некоторые другие. Париж был в восторге от увиденных картин в движении. Прошли чуть более четырёх месяцев, и в столице России, в летнем саду „Аквариум“, впервые состоялась демонстрация кинолент.

Гениальность братьев Люмьер состоит в изобретении системы, в которой гармонично сочетались все составляющие кинематографа. Причём, система эта настолько была проста, что в течение нескольких месяцев её быстро осваивали в других странах. Ещё не наступил XX век, а в России, Франции, Германии, Англии эта система была успешно освоена, и шёл показ фильмов.

Кино развивалось быстро. Вначале оно было немое, с однообразным сюжетом. Позже появились связные кинорассказы. Во время демонстрации фильмов играла музыка. Для этого приглашали пианистов, которые должны были на протяжении всего сеанса наигрывать музыкальные произведения. Нередко в зале играл настоящий оркестр.

На новом этапе

Голливуд

Кинематограф развивался стремительно. Первая мировая война стала поворотным этапом его развития. С одной стороны, военные действия притормозили развитие нового вида искусства. С другой — именно в это время, точнее, в 20-годы прошлого столетия в США рождается Голливуд — ставший в невероятно короткие сроки ведущей киноиндустрией в мире.

В Европе законодателями моды в кино становятся Сергей Эйзенштейн, а также немецкий кинорежиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау. Новые разработки в системе кинопроизводства позволяют сделать кино со звуковой дорожкой, впоследствии и цветным.

В середине прошлого столетия кино полностью сформировалось, как новейшая разновидность искусства. Если музыка, живопись, театр развивались на протяжении тысячелетий, история кинематографа насчитывает всего несколько десятилетий. Несмотря на это, данное искусство во всём мире считается наиболее массовым.

Главное, по словам великого режиссёра Великобритании Альфреда Хичкока, данное искусство сравнимо с выведением с полотна жизни пятен скуки. Кино может удивлять, восхищать, завораживать. В кинематографе заложена странная магия чувств. Человек верит происходящему на экране, переживает, радуется, страдает.

Проходят годы, человек вступает в пору зрелого возраста. Но по-прежнему он внимательно всматривается в происходящее на экране, смеётся как ребёнок, радуется, переживает, плачет. Возраст берёт своё, человек превращается в старика. И он также, как и в детстве полон переживаний, его обуревает сонм чувств, когда смотрит кино. Конечно, речь идёт о хороших фильмах. Хотя, одному нравятся приключенческие ленты, другому комедии, третьему мелодрамы и так далее.

Трудно представить, чтобы так переживали посетители выставок картин, театральных постановок. Да, гениальные картины и музыка способны вызвать наплыв чувств. Порой и зрители театральных постановок прикладывают платочки к глазам. Но максимальный взрыв чувств способно вызвать только гениальное кино.

С другой стороны, массовость кинематографу доставляет уверенность зрителей, что и они так могут. Могут также сыграть роль или снять фильм. Всё кажется настолько простым и жизненным, что люди не замечают, насколько трудна та или иная роль, насколько сложно выстроить сюжет. И ведь то, что происходит на экране, снято операторами, которые вложили в съёмку всю свою душу, мастерство, которое воспитывали в себе годами и десятилетиями.

Трудно представить, насколько сложный путь прошёл кинематограф за какие-то сто лет. От чёрно-белого немого до по-настоящему феерического действа, с применением компьютерной графики оно становится всё ближе к зрителю, как бы вовлекая его стать участником события. Превращаясь в экономическую отрасль, кинематограф приносит немалую прибыль государствам, развитие которых стоит на высоком уровне.

Кинематограф и телевидение

Телевидение

Очередной мощный толчок в совершенствовании кинематографа сделало телевидение. По сути, это рождение иного направления искусства кино — документалистики. Да, и ранее документальное кино существовало отдельными небольшими сюжетами. Оно выполняло роль некоего передаточного звена в системе кинематографа и как бы дополняло художественное кино. С развитием телевидения документальное кино стало отдельной отраслью.

Оно живёт по своим законам. Главный козырь документального кино — оперативная подача видеоинформации с надлежащим качеством. И опять приходится вспоминать о массовости кинематографа. В документальном кино герои в подавляющем большинстве случаев не являются профессиональными актёрами. Это ставит создателей таких кинолент в очень трудное положение. Им приходится так настроить людей, которые участвуют в создании фильма, чтобы они чувствовали себя свободными, не стеснёнными славой или обстоятельствами.

Ещё одну важную особенность даровало телевидение кинематографу — это возможность создавать многосерийные фильмы, причём, как художественные, так и документальные. Огромным событием стал выход на телеэкраны сериалов Татьяны Лиозновой „Семнадцать мгновений весны“ и Станислава Говорухина „Место встречи изменить нельзя“. На улицах падала интенсивность движения транспорта, резко снижалась преступность. Казалось, что к экранам телевизоров во время просмотра этих сериалов припадал весь Советский Союз.

На этом телевидение не ограничивает свои возможности. Прямые видеоконференции, мосты между государствами, разного рода ток-шоу, трансляции спортивных мероприятий, театральных постановок, проведение конкурсов, тематических передач и так далее. И всему этому дал толчок кинематограф.

Наступил момент, когда с развитием телевидения начали закрываться кинотеатры. Стала исчезать замечательная форма общения людей. Но, оставив за собой определённую нишу в телевидении в виде документальных лент и сериалов, кинематограф вернулся к людям. Снова зрители стали встречаться в кинотеатрах, просматривать как старые киноленты, так и недавно вышедшие на экраны, делиться впечатлениями, обсуждать достоинства, отмечать недостатки.

Сила российского кино

Фильм

Советское, впоследствии российское кино находятся в ряду самых мощных звеньев мирового кинематографа. В чём же его сила? Конечно, немалую роль в этом играет гениальность режиссёров, сценаристов, постановщиков фильмов, актёров. Тем более, если их работы признаны во всём мире.

Но есть и ещё одна составляющая, делавшая советское и продолжающая делать российское кино одним из лучших в мире — это душа человека. Российскому кино удаётся показать душу человека в её порыве совершать героические поступки, замирающей в поиске высоких нравственных начал. Зритель только тогда по-настоящему верит в то, что происходит на экране, когда чувствует состояние души героев.

Мужчины, выстоявшие во время Великой Отечественной войны, плакали над кадрами почти „гражданского“ фильма Сергея Бондарчука „Судьба человека“. Как признавались критики, фильм „Калина красная“ Василия Шукшина душу переворачивает. И вот эта русская душа пронизывает работы большинства российских режиссёров.

Среди них много молодых талантливых создателей настоящего кино. Вот только нельзя забывать, что у истоков великого советского кино стояли такие режиссёры как Сергей Эйзенштейн, Сергей Герасимов, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, Яков Протазанов, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, Лев Кулешов, Борис Барнет, братья Васильевы и другие их соратники, поразившие мир своими гениальными картинами.

На счету каждого из этих режиссёров не столь много фильмов. Но киноленты этих создателей сумели отразить душу советского человека, умеющего любить без ума, сострадать, жертвовать собой ради процветания Родины, ради жизни другого человека. На фильмах этих режиссёров воспитывались люди, победившие фашизм и построившие невиданное ранее государство, которое от массовой безграмотности первым в мире шагнуло к освоению космического пространства.

Велика роль в кино Чарли Чаплина. Гротескно показав маленького человека, гениальный актёр и режиссёр оказался непревзойдённым мастером раскрытия души простого человека. Непревзойдённым на Западе, но не в России. Комедии Григория Александрова потрясли мир. На просмотре „Весёлых ребят“, „Волга-Волга“ смеются зрители нескольких поколений.

Этими кинолентами начинается галерея советских кинокомедий, в которых остроумие сочетается с фантастическими эпизодами, высмеивающими праздность, алчность, дурные привычки, словом, всё, что унижает человека, делает его посмешищем в глазах общества. Григорий Данелия, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов создали такие комедии, которые без устали можно смотреть снова и снова. Эти режиссёры сумели опровергнуть до этого считавшуюся бессмертной аксиому, что комедия — скоропортящийся продукт.

Актёр — сложная профессия

Фильм

Актёрская деятельность вряд ли является профессией. Скорее всего, это состояние души. Человек любой профессии обычно на работе трудится, затем отдыхает. Отдыхает от этой самой работы. Актёр без работы не может. В своём стремлении лицедействовать он неутомим. В каждой новой роли, какой бы трудной она ни была, настоящий актёр отдыхает. И отдыхает, прежде всего, душой. Без роли в кино он стареет, утрачивает вкус жизни.

В Советском Союзе была создана уникальная школа актёрского мастерства. Благодаря этой школе мир узнал тысячи советских, в настоящее время российских деятелей кино, прежде всего, актёров. Они разноплановые, разновозрастные, красивые не всегда лицом, но некоей внутренней красотой, свойственной целостной личности.

Только в российском кино актёр, играющий отрицательную роль, нередко вызывает уважение, поскольку сквозь маску нет-нет, да и проступит истинное лицо актёра, чистого душой, сильного своей волей, умного. Время изменило страну. Развалился Советский Союз. Утрачены прежние кумиры, пока лишь нарождаются новые. Вот только кинематограф не изменился. Он по-прежнему покоряет самые высокие вершины киноискусства.

Немного осталось от когорты первых учеников великой советской актёрской школы. Главные роли в кино играют люди, по возрасту являющиеся их внуками. Но играют также талантливо. Также в каждой роли они сжигают свои сердца и терзают души зрителей, которые им верят и вместе с актёрами проживают судьбы героев. Значит, жива старая школа, массово готовящая гениев для кинематографа.

Об этом в одном из интервью категорично высказался известный режиссёр Станислав Говорухин. Он сказал, что жива прежняя школа актёрского мастерства. Она по-прежнему готовит талантливых юношей и девушек, с успехом играющих самые сложные роли.

В процессе создания продукции кинематографа участвуют десятки, сотни тысяч людей самых разных профессий. Ведущую роль играют сценаристы, продюсеры, режиссёры, операторы, каскадёры. Многочисленная армия рабочих различных специальностей трудятся на благо кинематографа. Особое место занимают в кинематографе композиторы и исполнители песен.

Музыка в кинематографе

Пленка

Сегодня невозможно представить, что на заре своей кинематограф был беззвучен. Но даже и когда была изобретена звуковая дорожка на плёнке, музыка ещё только сопровождала мелькание кадров на экране. Со временем она всё больше и больше проникала в кинематограф, пока не заняла в нём одно из главных мест.

В Советском Союзе первым звуковым стал кинофильм „Путёвка в жизнь“. Кинолента была создана в 1932 году. Запись звука была сделана по системе, изобретённой инженером Шориным. В дальнейшем создание фильмов уже шло с непосредственным участием композиторов.

В настоящее время музыка идёт в одном ряду с изображением, органично вплетаясь в него, а не только служит оформлением, как это было раньше. Её значение настолько выросло, что сравнялось со зрительской сферой. Это удалось сделать, благодаря развитию новых технологий, созданием высокоуровневой базы. Самое главное, в кинематограф привлечены лучшие композиторы современности.

При развитии кинематографа возникло и сформировалось соединение визуального восприятия, происходящего на экране со звуковым сопровождением и музыкой. Нередко случается так, что именно музыка делает фильм заметным. С другой стороны, многим композиторам дорогу в творческую известность проложил кинематограф.

В советском кино творчество Исаака Дунаевского, Никиты Богословского, Евгения Доги, Андрея Петрова, Микаэла Таривердиева, Александра Зацепина, в американском —Томаса Ньюмана, Джона Уильямса, в немецком — Ганса Циммера , во французском — Мишеля Леграна, а также многих и многих других композиторов из разных стран стало общенародным достоянием благодаря кинематографу.

Нужно отдать должное исполнителям песен. Многие песни, написанные к фильмам, получили широкую известность ещё до выхода киноленты на экраны. Невозможно подсчитать, сколько талантливых исполнителей песен стали известными, благодаря кинематографу. Чего стоит лишь один факт. Примадонна советской и российской эстрады Алла Пугачёва начала свой взлёт с исполнения песен в фильме Эльдара Рязанова „Ирония судьбы, или С лёгким паром!“.

Стили и направления

Стили и направления в кинематографе

С развитием кинематографа, которое развивалось на основе появления новых технологий, а также совершенно иных чем раньше выразительных средств, произошло становление киноязыка. Это стало важнейшим фактором, когда фильмы, созданные в узких границах национальных школ, выходили на мировые уровни.

Это в полной мере относится к монтажному кинематографу России 20-х годов прошлого столетия, „фотогеническому“ направлению во Франции, экспрессионизму в Германии, послевоенному экспрессионизму в Италии. Уникальная школа была создана в Голливуде.

Пионером монтажа кинолент считается Д.У.Гриффит — кинорежиссёр США. Но первыми учениками, которые на его фильмах быстро освоили премудрость нового дела, стали советские мастера кинематографа. В 1923 году в России был выпущен первый полнометражный кинофильм „Приключения мистера Веста в стране большевиков“, построенный по принципу лент Гриффита. Автором этой киноленты стал режиссёр Л.Кулешов.

Опыты Кулешова в монтажном кино подхватили Пудовкин и Эйзенштейн. Они развили и успешно внедрили в практику все по тому времени возможности монтажного кинопроизводства Высокие темпы развития кинематографа в молодой советской республике теоретики объясняют развитием в это время супрематизма, конструктивизма, футуризма.

Эти, а также другие виды современного искусства не могли не отразиться на совершенствовании кинематографа. Плюс ко всему режиссёры внимательно следили за тем, как развивается кинематограф в других странах, стараясь почерпнуть для себя всё новое, передовое.

Родственные театр, кино и телевидение разделяет с иными видами искусства актёрское отображение жизни человека. Оно лежит в основе этих трёх видов. Суть каждого рода искусства представлена в аспекте функциональном, а также гносеологическом.

Второй аспект выясняет тонкости отображения действительности, вплетённой в полотно художественных образов. Функциональный аспект зиждется на воздействии искусства на сознание человека. Через сознание оно влияет на жизнедеятельность индивидуума, в целом, на развитие общества.

Это общие черты трёх родственных видов искусства. Но есть и серьёзные факторы, которые их разделяют. Например, в театре возможен спектакль с участием двух и даже одного актёра. Даже появилось определение „Театр одного актёра“. Это невозможно в кинематографе, которому как воздух необходимы групповые сцены. Иначе социальную жизнь, на что и направлен данный вид искусства, отобразить невозможно.

Что далее

Кинематограф

Кинематограф развивается. Говорят, что нет предела совершенству. А может этот предел есть? Он появится лишь в том случае, если остановится жизнь общества. Кинематограф, как никакое иное искусство держит пульс на развитии общества. Плох или хорош актёрский ансамбль, удачен ли в своём творчестве сценарист, а также режиссёр, оператор, композитор, не суть важно.

В любом случае, от этого зависит, станет ли востребованным кинофильм, пойдут ли на него зрители. Главное заключается в том, насколько правдиво отражается в киноленте фактор развития общества. И будь это лирическая комедия или фантастика, невольно она отражает реалии тех событий, которые переживает общество.

Поэтому кинематографу не грозит период застоя и смерти. Он органично связан с развитием общества и подчинён его законам. Пока развивается общество, будет жить и кинематограф.

Читайте также: