Краски в руках художника сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Добрый день. Хочу поделиться работой, которую мы провели вместе дочкой. Это не совсем МК, а небольшой рассказ о том, как мы с дочкой делали акварельные краски дома.

Так как Оля очень любит рисовать, мы с ней решили попробовать сделать акварельные краски из растений. У нас получились недорогие, экологически чистые травяные краски, которые можно использовать для занятий с детьми. К тому же, естественные краски сохраняют яркость цвета очень долго, не выцветают.

Главные составные части акварельной краски – краситель и вода. Для скрепления краски с бумагой, нужен древесный клей. Мы использовали смолу с вишнёвого дерева. Чтобы краска не растекалась по бумаге нужно добавить вязкое вещество: мед, патоку или глицерин. И последняя добавка – антисептик и дезинфицирующее вещество. Т.к краски растительного происхождения, а их необходимо защитить от действия микроорганизмов (плесневелых грибков, которые обязательно захотят питаться нашими красками). Мы использовали перекись водорода, буквально несколько капель.

В домашних условиях акварельные краски можно приготовить двумя способами:

1. Густая вытяжка из растений + связующее вещество

2. Пигмент( сухой краситель) + вода + связующее вещество.

Мы использовался первый способ, т.к. извлекать из растений сухой краситель не было необходимости.

Оборудование и реактивы для получения красок:

- стеклянные банки для выпаривания растворов;

Краски готовятся следующим образом.

1. Основа для изготовления краски.

Для растительного клеяс вишневого дерева собирали небольшой кусочек липкой смолы и растворили его в 1 ч.л. воды с добавлением нескольких капель уксуса. Без уксуса смола растворяется очень плохо.

2. Получение растительных красителей из натурального сырья.

Мы использовали растения, растущие на лугу, овощи, замороженные ягоды.

Из листьев или корней растения сделали концентрированный отвар, из овощей и ягод отжали сок. Затем выпаривали на водяной бане до образования концентрированного раствора. Получилась примерно 1 ч.ложка красителя.

Затем начинается самое интересное. Мы готовили акварельные краски, не уступающие по своим качествам магазинным.

Для получения краски брали 1 часть основы и 1 часть красителя в виде густого отвара. Всё тщательно перемешали и поместили в плотно закрывающуюся баночку. Так как дочка начинающий художник, у нас дома скопилась целая куча баночек из-под гуаши. Их мы использовали для хранения наших красок.

Возможно, процесс покажется сложным, но если есть готовая основа, процесс занимает 1,5-2 часа. Мы делали сразу несколько красителей. А затем, с помощью добавок, из одного красителя получали краски разных цветов.

Для получения различных оттенков акварельных красок мы решили использовать уксус, соду и медный купорос. Очень интересно, что если положить ржавый гвоздь в любую краску, приготовленную из лиственных растений и подержать его там некоторое время, то получится чёрная краска. Медный купорос даёт различные оттенки зелёного цвета, но добавлять его нужно буквально крупинку. И, конечно, лучше не использовать, если краски делать для детей.

При добавлении уксуса, краски становятся более прозрачными. При добавлении соды - более плотными, напоминают гуашь.

Самые лучшие краски получились из растений и ягод. Из моркови и редиса краска очень не стойкая. Быстро выцвела.

Химия для художников

Уже пещерный человек искал способы самовыражения и ему в этом помогали различные красящие материалы, например, мел, уголь, охра. В настоящее время, во многом благодаря достижениям химии, ассортимент художественных средств значительно расширился. Хотим познакомить вас с тем, как делают краски и какие химикаты используются для их производства. Эта статья — первая часть рассказа.

Краски, красители, пигменты

Мел, уголь и охру правильнее называть не красками, а пигментами, то есть веществами, придающими материалам цвет, непрозрачность и некоторые другие свойства. Главное качество пигментов — нерастворимость в связующей дисперсной среде и растворителе. Растворимые же вещества, применяемые для окрашивания материалов, называются красителями.

Краска — это, обычно, сложная смесь, состоящая из нескольких компонентов. В общем случае краски состоят из:
— пигмента;
— связующего вещества. Это могут быть глицерин, мед, растительное масло, клей, полимерная смола и прочие;
— наполнителя (нерастворимое неокрашенное вещество, придающее краске дополнительные свойства);
— разбавителя, растворителя, с помощью которого регулируется густота и вязкость краски;
— сиккатива — вещества, ускоряющего высыхание краски;
— отвердителя на основе полимерных смол, ускоряющего полимеризацию лакокрасочных материалов;
— ускорителя (вещество или смесь веществ, использующиеся для ускорения полного отверждения декоративного покрытия);
— пластификатора, с помощью которого придается эластичность поверхностной пленки лакокрасочного покрытия.

В зависимости от связующего вещества, краски бывают масляными, акварельными, акриловыми, темперными и гуашевыми. Пигменты делятся на неорганические и органические.

Неорганические пигменты изготавливают из природных минеральных веществ и химических соединений — таких как малахит, диоксид титана и т.п. Органические пигменты природного происхождения называются биологическими пигментами. Они встречаются в растениях и животных. Это индиго, кошениль, куркумин и другие.

Органические пигменты получают синтетическим путем из циклических углеводородов — как правило, из бензола и его гомологов. Часто они имитируют природные вещества. Так, очень востребованный пигмент индиго синтезируется искусственно для получения краски, аналогичной получаемой из растения индигофера красильная.

Неорганические пигменты более востребованы в связи с тем, что они более долговечные, плотные, непрозрачные, устойчивые к окружающим воздействиям (свету, температуре). Зато органические пигменты обладают большей декоративностью и красящей способностью, полупрозрачным эффектом. Органические пигменты позволяют получать оттенки и цвета, которые невозможно получить только из неорганических пигментов. Чаще всего органические пигменты добавляют в неорганические для придания готовой краске нового оттенка.

Неорганические пигменты

Художники и декораторы в своей работе, в основном, используют краски на неорганических пигментах. Эти пигменты делятся на:
— минеральные (природного происхождения) — охра, ультрамарин;
— земляные (изготовленные из горных пород методом обогащения и термообработки) — красная охра, жженая умбра;
— синтетические (полученные в результате химических реакций) — берлинская лазурь, диоксид титана;
— металлические (порошок металла или сплава металлов) — серебрянка (алюминиевая пудра), мелкодисперсионный порошок латуни;
— с особыми свойствами, например, защищающие от коррозии, от обрастания покрытия морскими организмами — борат цинка, серебрянка.

В следующей статье мы расскажем, из чего делают неорганические пигменты и как их можно приготовить самостоятельно дома или в школьной лаборатории.

Живопись – это вид изобразительного искусства, в котором художественные произведения, творения рук человека, создаются с помощью красок. А возможности живописца во многом зависят от того, какие краски он использовал в своей работе.

Теоретическая часть.

Химические вещества и материалы в живописи.

Что такое краска? Краска – это цветное красящее вещество, предназначенное для непосредственного использования в той или иной сфере быта. Художественные краски предназначены для живописи. Во времена Андрея Рублёва в XV веке в расположении художников имелось 30 наименований красок, и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Сегодня развитие химической промышленности позволяет художникам значительно пополнить свой красочный материал.Сегодня количество красок, применяемых в живописи, исчисляется тысячами.

Краска состоит из двух составляющих: пигмента, определяющего цвет краски, и связующего,обеспечивающего сцепление частичек краски между собой и основой.

В зависимости от вида связующего, краски подразделяются на масляные (связующее – масло), темперные (связующее – смесь клея с маслом), клеевые (связующее – клей), восковые и так далее.

Пигменты – это цветные порошки, нерастворимые в органических растворителях, в воде.

Прочность краски определяется тем, как она реагирует на связующее вещество и на внешнюю среду (солнце, влажность, температуру). Наиболее прочные краски, приготовленные на природном минеральном сырье, менее прочные – органические краски.

Изготовление искусственных минеральных красок требует времени, материальных затрат. Их получают путем химического синтеза: одни – прокаливанием высокими температурами, другие – соединением веществ, третьи фильтрованием. Результат: жженые красные охры, свинцовые белила и другие.

Органические краски приготавливают из красителей. Существует две группы красителей: одна, получаемая из природных животных или растительных компонентов, другая – искусственные красители, получаемые из дегтя.

Природные красители являются древнейшими, искусственные впервые начали получать только в середине 19 столетия.
Органические краски очень разнообразны по цвету, они ярче минеральных. За счет искусственных красителей произошло резкое пополнение материалов в красочной промышленности.
Одни краски можно получить из красителей, извлеченных из растений. Это пигменты. Так художники в старину готовили шафрановую желтую краску.
Другую группу красок готовили путем сжигания частей растений. Это черные углеродистые краски (виноградная, сажа и другие).
Третью и четвертую группы красок органических составляют краски животного происхождения.
Их готовят непосредственным прямым выделением из животной клетчатки путем ее сжигания.
Так получают кармин из насекомых, пурпур из морских раковин, желтую из выделений коров. Но эти краски очень непрочны. Поэтому живописцы по-прежнему отдают предпочтение минеральным краскам как традиционно стойким, исторически чаще применяемым в живописи и более изученным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Гимназия №4

Живопись и Химия

Руководитель Левицкая Е.С. , Химия

Роль химии в живописи…………..….4

2.2 Свойства пигментов……………. …7

2.3 Применение пигментов……………. 8

2.4 Оксиды металлов как пигменты…….9

3. Практическая часть……………………. 10

1) Понять, какая связь между химией и живописью.

2) Сделать несколько пигментов/красок.

Дать представление о живописи.

Понять какую роль играет химия в живописи.

Дать представление о красках, пигментах и об их получении.

Изучить формулы пигментов и формулы веществ, которые нужны для их получения.

Сделать несколько пигментов.

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.

Живопись – одно из древних искусств, которое на протяжении многих веков прошло эволюцию от наскальных росписей палеолита, до новейших течений XX и уже даже XXI века. Это искусство родилось практически с появлением человечества. Древние люди, даже не осознав полностью себя человеком, почувствовали необходимость изображать окружающий мир на поверхности. Они рисовали всё, что видели: животных, природу, охотничьи сцены. Для рисования они использовали что-то похожее на краски, сделанные из натуральных материалов. Это были земляные краски, древесный уголь, чёрная сажа. Кисточки делали из волос животных, либо просто рисовали пальцами.

В результате изменений возникали новые виды и жанры живописи. Возникло стремление живописцев и художников к воспроизведению реальной окружающей жизни. Стремление к точности передачи вызвало зарождение основ перспективы, основ светотеневых построений различных изображений и исследование этого художниками. И они, в первую очередь, изучали то, как можно изобразить объёмное пространство на плоскости стены, во фресковой живописи.

Следующим важным периодом в прошлом живописи является Средневековье. Творчество художников было направлено на иконопись и другие мелодии религии. Основными важными моментами, которые должен был подчеркнуть художник, было не столько точное отображение реальности, сколько передача духовности даже в самых различных живописных произведениях.

Период серого Средневековья сменил более яркий период Ренессанса. Жанры живописи, такие как портрет и пейзаж, станут независимыми стилями. Художники выражают эмоции человека и его внутренний мир через новые способы живописи. На XVII и XVIII век приходится ещё более серьёзный рост живописи.

В начале ХХ века живопись кардинально меняется и появляется более новое направление современного искусства – абстрактная живопись. Идея этого направления в том, чтобы передать согласие между человеком и искусством, создать гармоничность в сочетаниях линий и цветовых бликов. Она не преследует точной передачи реального образа, а наоборот – передаёт то, что в душе художника, его эмоции.

Роль химии в живописи

История красок

Самыми первыми красками были разноцветные деревья: красная, белая, жёлтая и голубая. Немного позже краски стали делать из минералов и растений. Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса и ольхи, молочайные растения – жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок – казеин. Живописцы отмачивали мелко измельчённый лазурит в кислых щах на протяжении 2-4 дней. Краска, приготовленная таким образом, становилась ещё более стойкой и насыщенной. Иногда для получения золотого цвета смешивали шафран и желчь щуки. Примерно до середины восемнадцатого века, художникам было достаточно сложно найти нужную краску и подготовить её к использованию. Чтобы получить жёлтый цвет краски, смешивали порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить больше суток, при воздействии с воздухом они окислялись и быстро твердели. В основном, красители получали путём перемалывания и измельчения в порошок различных минералов. Причём, чаще всего вручную. Изготовить действительно яркую и стойкую краску было очень дорого. Например, ультрамарин (ярко синюю краску) получали из ляписа, который привести можно было только из Ирана и Афганистана. Художники пользовались ультрамарином только тогда, когда заказчик соглашался заплатить за краску заранее. Пурпурную краску добывали из раковин средиземноморских улиток. Чтобы получить 1 грамм краски требовалось около десяти тысяч раковин! До девятнадцатого века даже использовались краски, которые были очень вредны для здоровья. Ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышьяк. Выяснилось, что очень красивая и яркая краска (изумрудно – зелёная) является смертельно – опасной, т.к. в её состав входит уксус, окись меди и мышьяк. В древности, украшенная красками ткань являлась признаком богатства и такую роскошь могли обеспечить себе очень обеспеченные люди. Теперь, краски стали частью повседневной жизни.

Федоркова Елена Васильевна

С давних пор люди использовали краски для того, чтобы придать окружающим их предметам радующее глаз разнообразие цветов. Объектом исследования данной работы явились краски минеральные, которые по своему составу значатся классическим представителем бытового назначения, а также – темперные, которые используются в современном художественном творчестве

ВложениеРазмер
Исследовательская работа "Живопись глазами химика" 1.94 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

Выполнил: учащийся 10а Захарин А. В.

Руководитель: Федоркова Е.В.

1. История красок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.1 . Первые краски … .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.2. Современные краски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.3. Техники живописи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.4. Минеральные краски … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.4.1. Красители . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2. Получение минеральных красок в лаборатории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

3. Темпера …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12.

3.1.Темперная живопись … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

3.2. Получение темперы в лабораторных условиях … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

4. Иконопись …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

4.1.Техника иконописи … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.

4.2.Иконопись глазами химика … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10. .

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Неорганические красители . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Органические красители . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

С давних пор люди использовали краски для того, чтобы придать окружающим их предметам радующее глаз разнообразие цветов.

Для этого использовали природные соединения, иногда химически очень простые, чаще - довольно сложные.

Краска - это декоративная и защитная система, состоящая из пигмента, наполнителя и связующего вещества.

Предметом исследования в данной работе мы избрали способы получения минеральных пигментов. А также - темперной краски, так как, на наш взгляд, ее изготовление и использование не менее привлекательно, чем, например, масляной или акварельной.

Объектом исследования данной работы явились краски минеральные, которые по своему составу значатся классическим представителем бытового назначения, а также – темперные, которые используются в современном художественном творчестве. Интерес к истории создания и применения этих красок ничуть не уступает иным представителям (акварельные, масляные), однако, в силу своего более древнего происхождения, они менее на слуху.

Ц елями исследования работы являютсяследующие:

- рассмотрение химического состава пигментов красок;

- создание их в лабораторных условиях.

В связи с этим , постановка задач нашегоисследования следующая:

- изучить и проанализировать литературу по истории красок;

- рассмотреть химический состав пигментов, которые входят в состав красок;

- получить минеральные пигменты и темперу;

- нарисовать картину техникой темперной живописи.

1. ИСТОРИЯ КРАСОК.

Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов - охра (от греч.ochros - "желтый"). Оксиды и гидраты оксидов железа придавали краске красноватый или желтый цвет. Темные оттенки краски получали, добавляя к охре черный древесный уголь. Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Полученная таким образом окраска долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры не так легко высыхают на воздухе с образованием твердой пленки, как современные краски (8.39).

Красной охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам напоминает современное название красного железняка - гематит (от греч. haima - "кровь").

Следует, однако, отметить, что по существу эти примитивные краски очень похожи на современные и по составу, и по методу изготовления. Животные жиры, правда, уже не применяются, но газовая сажа, сходная по составу с обычной сажей, представляет собой наиболее широко распространенный черный пигмент. В настоящее время сажа подвергается специальной очистке и обработке с целью придания окраске большей прочности и других свойств. Первобытный человек, приготавливая краску, растирал сырье между плоскими камнями, а в настоящее время используют с этой целью трехвалковые и шаровые мельницы (8.15).

Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Работать с этими красками было сложно: более темные краски с большим содержанием угля высыхали гораздо медленнее, чем оттенки с большим содержанием охры (11.76).

В эпоху Возрождения у каждого мастера был свой рецепт разведения красок: одни замешивали пигмент на яичном белке - так делали итальянцы Фра Анджелико (1387-1455) и Пьеро делла Франческа (ок.1420-1492). Другие предпочитали казеин (молочный белок, применявшийся для фресок уже в римских храмах). А фламандец Ян ванЭйк (ок.1390-1441) ввел в обиход масляные краски. Он научился накладывать их тонкими слоями. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета (15.98).

Поначалу с масляными красками не все получалось гладко. Так, расписывая стену трапезной миланского монастыря Санта-Мария деллеГрацие, Леонардо да Винчи (1452-1519) попробовал смешать масляную краску с темперой (краской на основе разведенного в воде яичного желтка). В результате его "Тайная вечеря" начала осыпаться уже при жизни мастера.

Некоторые краски долгое время оставались баснословно дорогими. Синюю краску ультрамарин получали из ляписа, который везли из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил так дорого, что художники использовали ультрамарин лишь в исключительных случаях, если заказчик соглашался заплатить за краску заранее (25).

В 1704 году немецкий химик Дисбах пытался усовершенствовать красную краску, но вместо этого получил синюю краску, весьма похожую на ультрамарин. Ее назвали "берлинская лазурь". Этот пигмент был в 10 раз дешевле натурального ультрамарина. В 1802 году француз Луи-Жак Тенар изобрел краску под названием "кобальтовая синька", которая еще лучше заменяла ультрамарин. И только через 24 года химик Жан-Батист Жиме получил "французский ультрамарин", полностью аналогичный натуральному. Искусственные краски были существенно дешевле натуральных, но было одно немаловажное "но": они могли вызывать аллергию, а нередко и ухудшение здоровья (24).

1.2. СОВРЕМЕННЫЕ КРАСКИ

Полвека назад в состав краски в основном входили: пигмент или смесь пигментов, льняное масло в одной из многих существовавших тогда форм (льняная олифа, полимеризованное льняное масло) и скипидар в качестве разбавителя. Разбавитель был необходим для того, чтобы довести краску до нужной консистенции. Аналогичный состав имели в то время и готовые к употреблению краски (9.68).

С тех пор, однако, многое изменилось в составе краски, и появились краски, обладающие большей прочностью и лучшими качествами, обеспечивающими легкость нанесения кистью, отсутствие следов от кисти и хороший розлив. Скипидар был в большей своей части заменен другими растворителями. Что касается пигментов, то и в настоящее время в ходу большая часть тех из них, которые применялись 50 лет назад: природные земляные пигменты различной степени чистоты и искусственно приготовленные свинцовые белила. С течением времени этот ассортимент пополнился новыми продуктами производства химической промышленности, органическими и неорганическими (18.75).

Раньше ядовитых красок было больше: мышьяк входил в киноварь ("желтое золото"), а свинец - в красно-оранжевый сурик. Сегодня палитра искусственных красок очень широка. Большее количество пигментов производится искусственным путем и имеет неорганическое происхождение – они более устойчивы, обладают постоянным качественным химическим составом, что очень важно в массовом производстве. Но, как, ни странно, спрос на натуральные пигменты не только не пропал, но и опять постепенно растет (в год на 5,5%). Скорее всего, это связано с совершенствованием техники производства и переходом на более экологически чистые технологии (9.67).

В настоящее время применение красок разнообразно. Лакокрасочные покрытия, используемые для окраски металлов, защищают их также от коррозии. О том, что некоторые пигменты обладают подобным свойством, было известно ещё в Древней Греции. Свинцовый сурик — смешанный оксид двух- и четырёхвалентного свинца 2PbО•PbО 2 — один из них. Со временем применение красок распространилось не только на декорацию деталей, но и с целью защитной функции. За счёт добавленного к пигменту связующего вещества удаётся равномерно наносить краску; кроме того, оно придаёт ей блеск. Но гораздо важнее то, что краска образует на поверхности предмета тонкую плёнку, защищающую эту поверхность от неблагоприятных внешних воздействий (8.32)

Читайте также: