Сообщение на тему направления планирования работы методиста до

Обновлено: 07.05.2024

Координация методической работы подразделений техникума, совершенствование методов и форм обучения.

Организация научно-практических конференций, семинаров, библиографической и информационной работы.

Оказание методической помощи преподавателям, зав. библиотекой, организация самообразования.

Изучение, обобщение, пропаганда и внедрение передового педагогического опыта. Внедрение инновационных методов и средств обучения.

Повышение методической культуры.

Научно-методическое обеспечение развития среднего профессионального образования.

Организация процедуры аттестации педагогических и руководящих работников.

Организация прохождения педработниками курсов повышения квалификации.

Методическая работа

Содержание работы

Календарные сроки

отметка о выполнении

Систематизировать и проводить обзор методической, учебно-педагогической литературы, периодической печати.

Составить план проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий, сводный план создания методических материалов преподавателями.

Контролировать выполнение вышеуказанных планов.

Проводить консультации по написанию и оформлению методических материалов, учебно-методических комплексов.

Осуществлять методический анализ посещенных уроков, внеклассных мероприятий.

Продолжить пополнять картотеку кабинета по вопросам методики, дидактики, воспитательной работы.

Проводить мероприятия в рамках школы молодого педагога

В соответствии с планом работы ШМП

Организовать работу по Оформлению методических паспортов (портфолио) преподавателей, организовать работу по формированию методической базы данных с информацией о педагогических работниках, их достижениях

Участие в заседаниях ЦМК

Согласно планам работ ЦМК

Составление графика аттестации педагогических работников

Составление графика повышения квалификации пед работников, подача заявок

Индивидуальная работа с пед работниками, проходящими процедуру аттестации

участие в заседаниях методического совета

участие в методических конференциях, семинарах

участие в организации конкурса методических разработок педработников ЛАТТ

оказание содействия в создании сайтов педагогов

работа с молодыми преподавателями

согласно плану Школы молодого педагога и плану работы наставника

Оказывать содействие в публикациях в сборниках, в СМИ, в Интернет - сообществах материалов из опыта работы педагогических работников.

Подготовка к аккредитации по профессии Повар, кондитер

Организационные мероприятия

Наименование мероприятия

Календарные сроки

отметка о выполнении

Посещать уроки и внеклассные мероприятия с целью оказания методической помощи.

Посещать мероприятия, проводимые в рамках недель по специальностям.

Организовывать лектории, семинары, конференции, обеспечивающие повышение квалификации педагогов.

Принять участие в проведении смотра-конкурса учебных кабинетов и лабораторий.

Выпускать информационно–методический бюллетень.

1 раз в квартал

Пополнять библиотеку методического кабинета новинками научно-методической и психолого-педагогической литературы.

Оборудование и оформление методического кабинета

Наименование работ

Календарные сроки

отметка о выполнении

Продолжить работу по оборудованию методического кабинета.

Систематически пополнять папки методического кабинета по учебной и воспитательной работе.

Выпускать информационно-методический бюллетень, обновлять стенд по методической работе своевременно

article1274.jpg

Основным направлением деятельности учреждения является физическое воспитание, сохранение и укрепление здоровья дошкольников, что подразумевает соответствующую организацию деятельности методической службы ДОУ.

5 групп, в которых воспитывается 110 детей в возрасте от 3 до 7 лет.

кадровый потенциал: всего 17 педагогов, из них 1 заведующий ДОУ, 1 заместитель заведующего по ВМР, 11 воспитателей, 4 узких специалиста (музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания, 2 учителя-логопеда).

12 человек – 70,5%

2 человека – 11,7%

2 человека – 11,7%

Квалификационный уровень педагогов характеризуется стажем работы и категорией по результатам аттестации:

Стаж работы

от 1 года до 5 лет – 2человека

I квалификационная категория – 4 человека – 20%

от 5 лет до 10 лет – 3человека

II квалификационная категория – 11 человек – 65%

от 10 лет до 20 лет – 7 человек

от 20 лет до 25 лет – 5 человек

Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;

построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;

адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

Цель методической службы

Оказание методической поддержки воспитателям и специалистам ДОУ в осуществлении государственной образовательной политики в области образования; совершенствование профессиональной компетентности педагогов; обеспечение качества образовательных услуг ДОУ, адекватному его статусу.

Задачи методической службы

обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей и специалистов;

создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;

организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации образовательных проектов, в инновационных процессах;

проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов;

повышение уровня образованности (знаний, умений и навыков (ЗУН)), воспитанности (в том числе первоначальных общеучебных умений и навыков (ОУУН)) и развитости воспитанников;

осуществление обмена опытом между членами педагогического коллектива;

изучение, обобщение и трансляция педагогического опыта.

Основные направления деятельности методической службы

мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов ДОУ;

создание базы данных о педагогических работниках ДОУ;

выявление затруднений дидактического и методического характера;

сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы педагогов ДОУ;

изучение, обобщение и распространение педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ;

изучение и анализ состояния и результатов собственной деятельности (методической работы), определение направлений ее совершенствования.

формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.)

ознакомление педагогических работников ДОУ с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;

информирование педагогов ДОУ о новых направлениях в развитии дошкольного образования, видеоматериалов, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;

прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов ДОУ, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

организация и проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, конкурсов и др. форм работы с педагогами;

участие в разработке программы развития ДОУ;

методическое сопровождение подготовки педагогов к участию в конкурсе профессионального мастерства, конкурсах ПНПО

обновление содержания работы по физическому развитию и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников ДОУ;

организация проведения экспертизы авторских методических материалов;

организация консультационной работы для педагогов ДОУ (индивидуальное, групповое консультирование);

популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;

консультирование педагогов ДОУ и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.

Данная работа начата еще в 1995 году, когда анализ выполнения годовых задач позволил сделать вывод о том, что значительные трудности обеспечения качества дошкольного образования связаны с проблемами здоровья воспитанников, которое значительно ухудшилось в последнее время. Положение детей дошкольного возраста оценивалось специалистами как требующее особого внимания.

Изучив местные климатические и экологические условия, было выявлено, что:

в условиях северных широт отмечается относительное снижение содержания в воздухе кислорода, обуславливается состояние постоянной (хронической) гипоксии в организме ребенка;

наличие короткого светового дня в осенне-зимний период и световых дня и ночи в весенне-летний период оказывает значительное подавляющее воздействие на функционирование эндокринных органов и других систем;

неравномерная смена дня и ночи ведет к нарушению суточных, месячных и годовых биоритмов в организме человека, вторичным нарушениям вегетативных функций, нарушению адаптивно-компенсаторных и защитных функций организма;

данный регион является эндемичным по низкому содержанию йода в среде обитания (почве, воде, растениях), а соответственно и в продуктах питания, что обуславливает тенденцию к снижению активности энергопродуцирующих систем организма, высокое содержание в воде кальция, щавелевой кислоты ведет к накоплению солей в почках, печени, суставах, позвоночнике.

Все перечисленные факторы явились причиной ухудшения здоровья детей дошкольного возраста в поселке, в то время как сложившаяся система медицинского обслуживания детей дошкольного возраста не смогла обеспечить на современном этапе эффективного решения задач по улучшению их здоровья и снижения заболеваемости, т.к. медицинская реабилитация, проводимая в лечебных учреждениях, определяет проведение краткосрочных курсов медикаментозных и физиотерапевтических оздоровительных мероприятий, не учитывая и не включая в комплекс реабилитационного воздействия педагогических, психологических и социальных подходов.

В 2005 году коллективом разработана Программа здоровья, основой которой явились три направления:

В рамках этой программы разработан план по улучшению состояния здоровья детей, включающий в себя: организацию двигательного режима, закаливание, витаминотерапию, профилактику заболеваемости, лечебно-оздоровительную работу с часто болеющими детьми.

Нами используются разнообразные формы и методы оздоровления:

· обеспечение здорового ритма жизни (щадящий режим в адаптационный период);

· гигиенические и водные процедуры;

· активный отдых (развлечения, дни здоровья, игры);

· специальные методы закаливания (босохождение, обливание ног водой, свето-воздушные ванны, дыхательная гимнастика и др.);

· пропаганда здорового образа жизни среди педагогов, детей и родителей.

В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: имеется физиотерапевтическое оборудование, физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.

Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и широкому применению игровой деятельности в ДОУ, мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у детей. О чем свидетельствует положительная динамика индекса здоровья: 2007г. – 21,8%, 2008г. – 22,7%, 2009г. – 23 % (при норме 15-40%).

Однако, главное действующее лицо в педагогическом процессе – воспитатель, именно ему предъявляются требования, ориентируя его на получение качественных показателей.

В связи с этим, работа с кадрами предусматривает:

реализацию комплексных мер по использованию здоровьесберегающих технологий;

обеспечение дифференцированного подхода к физическому воспитанию с разными группами здоровья;

снижение и профилактику детской заболеваемости;

повышение компетентности родителей в вопросах охраны здоровья и формирования здорового образа жизни;

оказание помощи педагогам в проведении мониторинга.

Обновление содержания работы по физическому воспитанию в ДОУ

В рамках обновления содержания работы по физическому воспитанию в ДОУ постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в области здоровьесбережения, проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников,

группа оздоровительного плавания, в которую вошли дети подготовительной группы, под руководством тренера-преподавателя по плаванию А.А. Килиевич;

Структура методической службы

Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.

ПМПС занимается обеспечением психологического здоровья и эмоционального комфорта детей; оказанием социальной, психологической и педагогической поддержки детям, родителям; разработкой рекомендаций педагогам для обеспечения дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.

Временная исследовательская творческая группа (ВИТГ) - занимается инновационной и проектной деятельностью.

Аналитическая группа занимается аналитико-прогнозирующей деятельностью: анализ планов и программы развития, прогноз результатов деятельности с целью создания эффективной системы образовательно-воспитательного процесса.

Аттестационная комиссия определяет соот­ветствие уровня проф. компетентности педагоги­ческих работников показателям их квалификации, профессионализму и продуктивности при при­своении им соответствующей категории.

Система работы с педагогическими кадрами

Педагогический коллектив нашего детского сада не исключение. Это означает, что формы профессионального общения и обеспечения роста профессионального мастерства для тех или иных педагогов разные.

Методическая работа с педагогами ДОУ – непрерывная, осуществляется в течение всего календарного года. Система методических мероприятий, направлена на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ в зависимости от поставленных задач. Приложение 1.

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж. Приложение 2

Результаты работы

Главное в методической работе – это оказание конкретной помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками. Поэтому, о ее результативности мы судим не по количеству мероприятий, а по показателям самого педагогического процесса в детском саду. Критерии оценки методической работы таковы:

освоение дошкольниками программы дошкольного образования без перегрузки детей занятиями;

заметный рост мастерства педагогов;

улучшение психологического климата в коллективе, повышение творческого потенциала воспитателей.

Показатели результативности

2007-2008 уч.г.

2009-2010 уч.г.

Число педагогов, повысивших свою квалификационную категорию в процентном соотношении

Число педагогов, охваченных различными формами повышения квалификации в процентном соотношении

План работы методиста ДО

Цель работы : Методическое сопровождение различных сфер деятельности педагогов дополнительного образования для эффективного использования перспективных форм работы с детьми и повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.

Задачи:

- обеспечить условия для включения педагогов дополнительного образования в творческий поиск;

- подготовить к ознакомлению и внедрению в педагогическую деятельность учебно-методические и информационные материалы, инновационные методики и технологии;

- сформировать новые профессиональные потребности педагогов дополнительного образования, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;

- пополнять информационный банк данных по различным направлениям деятельности;

- оказывать методическую, практическую, информативную, консультативную и научную помощи педагогам;

- организовать проведение мастер – классов, публикацию методических разработок, выпуск сборников по обобщению педагогического опыта и др.;

- оказывать методическое сопровождение конкурсов, воспитательных мероприятий и др.;

- организовывать обмен опытом с педагогами дополнительного образования и методистами образовательных учреждений города и области;

- информировать социум о деятельности педагогов и воспитанников через официальный сайт МБУ ДО ЦДТ.

Направление и виды деятельности

Содержание деятельности. Тематика. Формы.

Отметка о пыволнении

Функция накопления и производства методических знаний

Работа над методической темой

1.Определение задач, составление плана. Комплектование.

2. Накопление, систематизация и анализ теоретического и практического материала.

3. Работа над программным, методическим обеспечением.

4. Тематическая подборка рекомендаций для творческих объединений

5. Разработка методической продукции (презентации, методические разработки)

Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в ДОУ, необходимо понимать ее сущность, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать важные принципиальные требования к ее организации и осуществлению.

  1. на достижениях науки и передового педагогического опыта,
  2. на конкретном анализе образовательного процесса,
  3. на взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и педагогического мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом. на совершенствование образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития.

Т.И. Шамова рассматривает работу с педагогическими кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и задачи, содержание, структуру, формы и методы организации.

Все исследователи едины в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Методическая работа в ДОУ является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Непосредственная цель методической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Методическая работа оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы ДОУ.

Принципы организации методической работы

Целостная система методической работы должна развиваться в соответствии с важнейшими принципами:

Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.

Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагога.

Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.

Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.

Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ОУ.

Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в ДОУ своей системы методической работы.

Функциональные особенности методической работы

Системный подход к повышению квалификации педагогов подразумевает совершенствование всех элементов методической работы – задач, содержания, организационных форм, условий. Особое внимание необходимо уделить определению целей и задач методической работы, так они определяют способ и характер практической деятельности. Определить цели и задачи – значит определить желаемые результаты, а они прежде всего предполагают повышение педагогического мастерства педагогов и воспитателей.

Моделируя комплекс задач методической работы, необходимо за основу взять модель профессионально значимых профессиональных качеств педагога. В связи с этим выделяют три группы взаимосвязанных функций методической работы.

1. Функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическом опыту:

– осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства к ДОУ;
– внедрение достижений передового педагогического опыта педагогов-новаторов;
– внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
– пропагандирование лучшего опыта педагогов самого ДОУ.

2. Функции по отношению к педагогическому коллективу:

– консолидация, сплочение педагогического коллектива;
– выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;
– анализ конкретного образовательного процесса и его результатов;
– анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников;
– предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;
– выявление, обобщение и распространение ППО педагогов самих ДОУ, обмен ценными педагогическими находками;
– предупреждение и преодоление формализма и перегрузки педагогической деятельности;
– стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов;
– приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОУ.

3. Функции по отношению к конкретному педагогу:

– совершенствование мастерства, обогащение педагогов знаниями;
– развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и убеждений, соответствующих задачам общества и ДОУ;
– развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;
– развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности
– развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления (системность, гибкость, конкретность…);
– развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
– развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;
– формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию.

Знание основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы для правильного планирования и организации. Также важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.

Правильное определение задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное средство решения задач – содержание методической работы в ДОУ.

  1. Государственно-правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, перестройке ДОУ, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы.
  2. Новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы.
  3. Достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в ДОУ, повышающие ее научный уровень.
  4. Инструктивно-методические документы органов образования по вопросам методической работы ДОУ, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями.
  5. Информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на скорейшее преодоление имеющихся недостатков.
  6. Данные конкретного анализа образовательного процесса в ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.

Выбор содержания методической работы – дело творческое, не терпящее шаблона и догматизма. В любых конкретных условиях необходимо отбирать содержание в соответствии с общими требованиями к методической работе.

В современных условиях выделяют следующие основные направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном образовательном учреждении:

Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов

Предполагает важнейшие аспекты:

– сущность и содержание социального, политического, экономического, профессионально-педагогического мышления;
– содержание гуманистических, демократических, общечеловеческих ценностей на современном этапе развития нашего общества и ДОУ;
– философско-методологические основы перестройки образования, новые функции и цели дошкольного учреждения, философия оптимального построения педагогического процесса;
– проблемы образования в условиях рыночной экономики, политики, плюрализма и многопартийности;
– место дошкольного учреждения в меняющемся обществе.

Частнометодическая подготовка педагогов

Выделяют три взаимосвязанных фактора:

– повышение квалификации педагогов в области той науки или совокупности наук, которые лежат в основе преподаваемого предмета, раздела программы или воспитательного процесса;
– повышение квалификации педагогов в сфере содержания своего предмета, изучение новых учебных программ и учебных пособий;
– повышение квалификации педагогов в области методики преподавания своего предмета или раздела программы, по которой осуществляется воспитание и обучение дошкольников.

Дидактическая подготовка педагогов

В ДОУ необходимо обеспечить:

– изучение современных дидактических концепций и идей, как теоретических, так и прикладных, переведенных на язык практических рекомендаций, правил, требований;
– изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда, педагогов-новаторов, создающих индивидульно-неповторимые и высокоэффективные дидактические системы.

Воспитательная подготовка педагогов

Подготовка педагогов к воспитательной работе с учетом изменений, происходящих в обществе. Главным содержанием этого направления являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей.

Психолого-физиологическая подготовка педагогов

Основные источники содержания данного направления:

– знание общей, педагогической, возрастной и социальной психологии, физиологии детей и дошкольной гигиене, о типичных тенденциях и особенностях психологического развития современных воспитанников;
– знание конкретных особенностей психологического и физиологического развития воспитанников данного ДОУ ил конкретной группы; знания приобретают сами педагоги, опираясь на научную психологию и физиологию;
– знание психологии труда и личности педагога, закономерностей его профессионального и творческого роста, развитие педагогических коллективов;
– знания особенностей собственной профессии, деятельности и личности, собственного педагогического коллектива; знания приобретают сами педагоги в ходе образовательной и методической работы.

Этическая подготовка педагогов

Педагогам необходимо знать принципы педагогической этики. В ряде ДОУ вырабатывают свои кодексы профессиональной этики, в которых формируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении с самыми различными лицами и коллективами.

Общекультурная подготовка педагогов

В ДОУ следует создать условия для постоянного повышения общего культурного уровня педагога. Быть в курсе духовных достижений своего времени, ориентироваться в современной и классической литературе, театре, кинемотографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достижений в спорте – вопрос чести и профессионального престижа педагога.

Техническая подготовка педагогов

Организация неформального технического всеобуча в ДОУ с целью освоения педагогами ИКТ и другими техническими (видиотехники) и аудивизуальными средствами.
Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений

Сложность и многообразие функций и задач методической работы в ДОУ, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных и новых форм.

Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может, поэтому оказывать влияние на содержание – на его способность к прогрессивному развитию или же обеспечивать его.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения.

Выделяют две группы организационных форм методической работы – коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие группы педагогов, мастер-классы, мозговые атаки и т.д.; ко вторым – стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.

Для эффективного повышения мастерства педагогов необходимо создать соответствующие условия для осуществления методической работы.

Организационно-педагогические. Предполагают оптимальную организацию трудовой деятельности педагогических кадров. Необходимо оценивать, во что оборачиваются для педагога требования, указания, просьбы, предложения, проверки руководителя. К организационно-педагогическим условиям также относятся скоординированность всех внутрисадовским мероприятий, оптимальность нагрузки и общественных поручений, равномерная загруженность педагога по дням недели и в течение года – все, что в конечном счете обеспечивает экономию времени.

Морально-психологические. Предполагают создание благоприятные морально-психологические условия для методической работы – значит всемерно поощрять самообразование педагогов, учиться предвидеть возможные конфликты в коллективе и уметь предотвращать их, а в случае возникновения – гасить, проявлять внимание к нуждам, бедам, радостям каждого педагога, уметь поддерживать и культивировать любые полезные инициативы педагогов, замечать и раскрывать и ценить в каждом педагоге положительное, его творческую жилку.

Материальные. Предполагают материальную обеспеченность и хорошую материальную базу учреждения (оснащение методического кабинета необходимым методическим материалом, оборудованием, дидактическими пособиями и т.д.)

Санитарно-гигиенические. Предполагают охрану и укрепление здоровья людей – дело первостепенной важности. Забота о здоровье педагогов, профилактика их утомляемости, повышение работоспособности – важнейшие условия хорошей организации методической работы.

Оптимальный вариант системы методической работы определяется свой в каждом конкретном учреждении.

В основе оптимизации любой деятельности лежат три принципа:

Продумывая оптимальный вариант системы методической работы конкретного ДОУ, необходимо начать с изучения процесса и результатов деятельности педагогов и постановки задач. Следует видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других. Обязательным требованием является умение выделить доминирующие в конкретный момент задачи.

  1. Задачи, поставленные в государственных документах о ДОУ требованиях министерств и местных органов образования.
  2. Количественный и качественный состав педагогического коллектива.
  3. Результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, конечных результатов работы ДОУ.
  4. Особенности содержания методической работы.
  5. Накопленные традиции.
  6. Сравнительную эффективность различных форм методической работы.
  7. Меру в использовании разных направлений содержания, форм и приемов методической работы.
  8. Особенности конкретной ситуации в ДОУ.
  9. Наличие времени для осуществления методической работы.
  10. Материальные, морально-психологические и прочие условия.
  11. Реальные возможности у руководителей, руководителей МО и других лиц для участия в организации методической работы.

При оценке подготовленного проекта оптимального варианта системы методической работы необходимо проанализировать его не только с точки зрения охвата всех педагогов и обеспечения качественного повышения квалификации каждого педагога, но и с точки зрения оптимальности расхода времени и сил, чтобы повышение мастерства педагогов достигалось с помощью минимального числа специально подобранных средств и за необходимое время. Об оптимальности системы методической работы будут свидетельствовать показатели результатов.

Результаты методической работы важно рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в ДОУ, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.

  1. Критерий результативности достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышается до оптимального для каждого из них уровня за отведенное время, без перегрузки.
  2. Критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где повышение мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие данного критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы.
  3. Критерий роста удовлетворенности педагогов свои трудом достигается, если создаются творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатом своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта – важные психологические критерии действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли.

Данные критерии занимают ведущее место в общей системе критериев оценки эффективности методической работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях модернизации образования и формирования личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества. В связи с этим особую остроту приобретает кадровый вопрос, углубляется потребность создания условий для роста профессионального мастерства педагогов, которым предстоит претворять реформы образования в жизнь. Поэтому необходимо проводить работу многоплановую работу с разными категориями педагогов, вести интенсивный поиск новых форм и направлений в области создания условий для профессионального роста педагогов. Перспективный план работы методиста направлен на повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессионального мастерства педагогов дополнительного образования учреждения.

Цель: организация эффективного педагогического сопровождения деятельности педагогов дополнительного образования.

Формирование преставления педагогов о многообразии их деятельности;

Повышение качество учебно-воспитательной деятельности;

Способствование повышению педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов;

Оказание практической помощи при подготовке в период прохождения аттестации;

Привлечение педагогов к включению в инновационную деятельность, к освоению современных образовательных технологий.

Заседания МО проводятся один раз в полгода. Заседания должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на опыт педагогов. В связи с изменениями, происходящими в обществе, в системе образования, содержание отдельных разделов может частично обновляться.

План работы педагогов технического направления на 2020-2021 уч. год

Виды деятельности

Содержание деятельности

Сроки реализации

Организационно- методическая работа

Организация методической работы:

- план работы на 2020-2021 учебный год;

- план проведения семинаров для педагогов;

- план проведения методических объединений;

- план работы над проблемной темой;

Разработка материалов для проведения тематических консультаций для педагогов

Экспертиза и корректировка

программно-методической продукции педагогов дополнительного образования.

Подготовка материала для обновления сайта

Выставка методических разработок педагогов дополнительного образования

Обобщение и распространение опыта работы

Цель: обобщение и распространение результатов творческой деятельности педагогов

Обобщить опыт работы педагога дополнительного образования: Хафизовой В.М.Юлчуриной Г.Р.

Организация обмена опытом:

Взаимопосещение занятий в рамках обмена опытом

Проведение конкурса дидактических материалов педагогов дополнительного образования

Проведение конкурса методических разработок

Оказание консультативной помощи педагогическим работникам по участию в творческих и профессиональных конкурсах

Организация методических выставок для педагогов:

Аттестация педагогических работников

Цель: определение соответствия уровня профессиональной компетентности и создание условий для повышения квалификационной категории педагогических работников.

Ознакомление педагогов с положением об аттестации, оформление стенда

Разработка методических рекомендаций, положений для педагогических работников.

Работа с педагогическими кадрами

Проведение индивидуальных и групповых консультаций Цель: оказания практической помощи.

Читайте также: