Краеведческие места казани связанные с именем марджани сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Среди исторических и архитектурных достопримечательностей Старо-Татарской слободы есть памятник, вызывающий у мусульман вот уже на протяжении двух столетий особое чувство — чувство благоговения. Это одна из двух самых древних и первых в городе каменных мечетей, построенных после покорения Казанского ханства, ныне известная под именем выдающегося религиозного деятеля Шигабутдина Марджани.

Белоснежное здание с изящным минаретом и золотыми полумесяцами, величественно возвышающееся на высоком берегу озера Кабан, начинает свою историю с далекого 1767 года, когда губернский центр осчастливила визитом императрица Екатерина II. Просвещенная царица соизволила тогда принять представительную делегацию от татарского населения и благосклонно выслушала прошение, в котором мусульмане сетовали на то, что пожар 1749 года и несправедливые действия местных властей лишили их естественного права отправлять свои религиозные обряды.

* * *

Оставшееся в живых после битвы мусульманское население было выселено за пределы города. Только участвовавшим в покорении края и лояльным по отношению к русскому правительству, но не пожелавшим креститься служилым татарам, была выделена земля для поселения за озером Кабан. Таким образом в районе современных улиц Ш. Марджани, К. Насыри, Ф. Карима и З. Султана было положено начало Старо-Татарской слободе.

20 ноября 2018 года неподалеку от мечети Марджани, на берегу озера Кабан, появился мраморный памятник известного богослова Шигабутдина Марджани.

Это, скорее всего, последний аккорд Года Марджани, объявленный в честь его 200-летия. Скульптуру изготовил казанский художник Рамин Нафиков по прототипу известной работы Баки Урманче. Общая высота памятника - более трех с половиной метров. Сам памятник выполнен из белого мрамора, а пьедестал и прилегающее благоустройство – из гранита.

В правой руке у Марджани - главный атрибут философа, богослова и просветителя – книга. Марджани смотрит в сторону мечети, которая носит его имя, и казанского исламского колледжа, а главное – в сторону Мекки. Изображение широко известно, и многим казанцам памятник покажется знакомым.

Такое расположение – спиной к озеру – удобно туристам. Наверняка это будет еще одна популярная площадка для селфи.

В церемонии открытия участвовали Президент Татарстана Рустам Минниханов, государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин, а также наследники богослова.

По мнению Минтимера Шаймиева, появление памятника Марджани очень важное и значимое событие:

Осуществить задумку помог известный московский предприниматель и меценат с татарскими корнями, президент фонда Марджани Рустам Сулейманов, а за выполнение взялся Рамин Нафиков, более известный как живописец.

Фото Олега Маковского

Особенно яростное наступление на ислам началось с образованием в первой половине XVIII века Новокрещенской конторы. Религиозные книги сжигались, мечети Татарской слободы сносились, на их месте строились православные храмы.


Мечеть Марджани - название

За свою историю мечеть аль-Марджани сменила несколько названий. Первоначально мечеть именовалась Первой приходской. Такое название за мечетью закрепилось потому, что построенная с разрешения Екатерины II, она стала первой каменной мечетью Казани после покорения города Иваном Грозным.

С конца XVIII века Первую приходскую мечеть стали называть по фамилии одной из богатейших купеческих семей Казани - Юнусовской. Промышленник и домовладелец Ибрай Юнусов внес самый большой денежный вклад в строительство здания. В дальнейшем долгие года семья Юнусовых содержала мечеть.

С конца XIX века мечеть носит имя татарского ученого и просветителя Шигабутдина Марджани, который почти 30 лет (с 1850 по 1889 год) был ее имам-хатибом (главой).

Архитектура и архитектурные особенности

Мечеть Марджани построена в 1767-1770 годах татарскими мастерами по проекту архитектора В.И. Кафтырева. Двухэтажное здание с Т-образным пристроем с северной стороны возведено в популярном в русской архитектуре XVIII века стиле барокко.

Главная архитектурная особенность – минарет, поднимающийся из крыши мечети. В условиях запрета исповедовать ислам татарский народ строил мечети как традиционный дом – с двухскатной крышей и разборным минаретом (в среднеазиатских и арабских странах минарет мечети или примыкает к ней, или строится отдельно).

С большим количеством лепных украшений в виде татарского орнамента как снаружи, так и изнутри, мечеть Марджани приковывает к себе внимание окружающих.

168.jpg

Интересные факты

Самая старая мечеть находится в Старо-татарской слободе Казани по адресу: Каюма Насыри, 17 и посетить ее можно как самостоятельно, так и на пешеходной экскурсии по Старо-Татарской слободе, а также обзорной экскурсии по Казани.


Ученый с мировым именем

Полное имя Марджани — Шихаб ад-дин Абу-л-Хасан Харун ибн Баха' ад-дин ибн Субхан ибн 'Абд ал-Карим ибн 'Абд ат-Тавваб ибн 'Абд ал-Гани ибн 'Абд ал-Куддус ибн Йадаш ибн Йадкар ибн 'Умар ал-Казани ал-Марджани ал-Булгари. Он родился в 1818 году в деревне Ябынчы Атнинского района — сейчас на въезде в село можно увидеть фундамент его дома. В соседнем селе Марджан жили его предки, сплошь священнослужители. Детство он провел в селе Ташкичу — туда перебрался его отец Багаутдин, он был муллой в мечети. Там же он преподавал в медресе, в котором учился и сам Шигабутдин.

Историк татар и сторонник светского образования


Произведения Марджани посвящены богословию, истории, литературе и языку. Он писал на татарском и персидском языках, хотя большинство его текстов на арабском, поэтому они до сих пор многим недоступны.

В 1877 году в Казани проходил IV Всероссийский съезд Санкт-Петербургского общества археологии, на котором присутствовали около 300 ученых. 13 августа на съезде академик Василий Радлов прочитал на русском языке доклад Марджани по истории Булгара и Казани, а в 1884 году эту работу на татарском и русском языках опубликовали в материалах съезда. Марджани был первым мусульманским ученым, участвовавшим в подготовке и проведении этого съезда.

Кроме того, Марджани — один из пионеров реформы преподавания в медресе. Он не считал, что научное знание противоречит религиозному, поэтому решал проблему соотношения веры и знания не за счет дискредитации знания, как это делали большинство религиозных деятелей того времени, а путем их совмещения. В своем медресе он преподавал историю, математику, географию, литературу.

За Марджани пришло целое поколение его последователей: идеи ученого в конце XIX века подхватили джадидисты, открывшие по примеру деятельности хазрата новометодные школы, о которых он мечтал. Ученики здесь сидели за партами (в традиционных медресе они сидели на полу) и делились на классы. Дисциплины преподавали по определенной учебной программе и по установленному расписанию, а главное — от преподавания отдельных книг (например, Корана, как было раньше) джадидисты перешли к изучению конкретных предметов (в том числе светских наук и русского языка).

Деятельность хазрата вызывала протест у других мулл и поддерживающих их купцов. Его дважды отстраняли от должности хазрата по доносу в Оренбургское духовное собрание мусульман (ему подчинялись казанские мусульманские священнослужители): в 1854 году его обвинили в том, что он якобы выдал замуж несовершеннолетнюю, а в 1874-м — что начал поститься на день раньше наступления месяца Рамадан. Оба раза его оправдали.

Читайте также: