Сообщение о мордовских играх

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Работу выполнили: учащиеся 7кл.

Сусуйкин В.А.(учитель физической культуры)

с. Большой - Макателём

IV . Описание проекта……………………………………. 4

1) Источники информации………………………………. 4

V . Ожидаемый результат…………………………………. 5

VI . Анализ используемых ресурсов

2)Литература по проблеме………………………………6

3) Результаты социальных опросов……………………. 6-7

2)Паспорта жителей села………………………………. 10-12

3)Паспорта старожилов села…………………………. 13-15

4)Описание правил мордовских игр…………………… 16-23

IX . Список используемой литературы………………. …. 26

Мы родились и живём в селе Большой Макателём. Село Б.- Макателём ведёт свою историю с 16 века. В своё время это было единственное мордовское село в окружении русских. Сегодня в структуре населения выделяется, прежде всего, русскоязычное население. Но, большую долю составляет и мордовское население. Каждый четвёртый житель села имеет именно мордовские корни, многие говорят на мордовском языке и чтят мордовские традиции.

Нам интересен мордовский народ. Нам близка и понятна его культура. Жители села мало знают о мордовском народе. И мы решили побольше узнать о мордовском народе и приобщить к этому своих друзей, одноклассников.

Больше всего нас интересовал вопрос: в какие игры играли мордовские дети? Как оказалось, правила мордовских игр почти ни кто не знает, а, наверное, хотят узнать. Вот мы и решили реализовать проект, который поможет возродить мордовские народные игры в селе. Мы считаем, что знать игры, в которые играли наши предки интересно и необходимо.

Возрождение игровых традиций, основанных на уважении к своему народу, к Родине.

Объединение учеников нашей школы их родителей, детей из детского сада для проведения активного досуга.

Приобщение детей и взрослых к здоровому образу жизни через спортивные праздники, подвижные народные игры, забавы.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание

обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Наш проект направлен на возрождение народных игр и традиций. Мы хотим научить жителей нашего села играть в народные игры, в которые играли наши предки. Результатом работы мы видим крепкие, здоровые семьи и сплоченный школьный коллектив, где каждому найдется дело по душе.

Источники информации.

Опросы населения в, том числе, обучающихся и их родителей

- создание картотеки мордовских народных игр;

- размещение описания игр на сайте школы.

Анализ используемых ресурсов.

1).Интернет – ресурсы мне помогли узнать о том, что есть много интересных и познавательных мордовских игр, а также, что есть много литературы о мордовских играх. Мы пользовались некоторыми Интернет-ресурсами:

- сайт Информационного центра финно-угорских народов.

- сайт «Эрзянский инструмент АШТЕМОР-КУДО.

- сайт «Финно-угорская электронная библиотека.

2). Самую подробную информацию о мордовских играх мы почерпнули из источников соответствующей литературы. (список прилагается).

3) Было опрошено более 30 человек, в возрасте старше 50 лет. После опроса старожилов мы узнали не большое количество мордовских игр, так как они уже пожилые и многие не вспомнили игры, в которые играли в детстве.

Из опроса обучающихся и их родителей мы убедились, что никто не знает правила мордовских игр.

Результаты социальных опросов.

Анкета для опроса.

Цель опроса: Выявить знания о мордовских играх.

Уважаемый респондент!

Просим ответить на вопросы нашей анкеты. Результаты опроса помогут определить тему социального проекта в нашей школе.

1. В какие игры ты предпочитаешь играть?

Опиши правила самой лучшей игры.

В какие игры играли твои родители?

Попроси их описать правила самых любимых ими игр.

В какие игры играли твои бабушка, прабабушка, дедушка, прадедушка?

Попроси их описать правила самых любимых ими игр.

Какие из описанных игр понравились тебе больше?

Какие из этих игр ты хотел бы разучить с друзьями?

В то же время, дети хотели бы узнать о мордовских играх как можно больше, хотели бы разучить правила игр, научить играть других.

Вывод: Необходимо поддержать интерес к народным, и, прежде всего, мордовским играм и изучить правила мордовских игр, распространить опыт.

Паспорта учащихся школы.

ФИО рассказчика:

Жамкова Мария Александровна

Полная дата и место его рождения:

8 сентября 1996 г., село Успенское

Нынешнее место жительства:

Нижегородская обл., Первомайский р-он., с. Успенское

Национальность:

IMG_0903

ФИО рассказчика:

Казанцева Маргарита Сергеевна

Полная дата и место его рождения:

21 ноября 1998 г., п.Разино

Нынешнее место жительства:

Нижегородская обл., Первомайский р-он., с. Большой Макателём.

Национальность:

IMG_0905

Паспорта жителей села .

ФИО рассказчика:

Безухова Валентина Николаевна

Полная дата и место его рождения:

6 декабря 1944г., село Большой Макателём.

Нынешнее место жительства:

Нижегородская обл., Первомайский р-он., с. Большой Макателём.

Образование (сколько классов и пр.), где учился:

10 классов, Арзамаский педагогический институт им. А. Гайдара (заочно).

Нынешняя профессия и место работы

Детский дом, библиотекарь.

Национальность:

ФИО рассказчика:

Горбунов Иван Николаевич

Полная дата и место его рождения:

22 июня 1963г., село Большой Макателём.

Нынешнее место жительства:

Нижегородская обл., Первомайский район ., с. Малый Макателём.

Образование (сколько классов и пр.), где учился:

Горьковский педагогический институт им. М. Горького

Нынешняя профессия и место работы:

Учитель истории Большемакателёмской школы

Национальность:

hello_html_m4e72dddc.jpg

мордвин

ФИО рассказчика:

Аверьянова Татьяна Михайловна

Полная дата и место его рождения:

14 мая 1958 г., село Большой Макателём , Нижегородская обл., Первомайский район

Нынешнее место жительства:

село Большой Макателём , Нижегородская обл., Первомайский район

Образование (сколько классов и пр.), где учился:

10 классов, училась на мастера - плодоовощевода.

Нынешняя профессия и место работы:

Национальность:

IMG_0921

Паспорта старожилов села.

ФИО рассказчика:

Илюшкин Виктор Николаевич

Полная дата и место его рождения:

18 августа 1931., Нижегородская обл., Первомайский район., посёлок Рогожка

Нынешнее место жительства:

Нижегородская обл., Первомайский район., посёлок Рогожка

Образование (сколько классов и пр.), где учился:

Высшее образование, Педагогическое училище, речной техник, судомиханник.

Нынешняя профессия и место работы:

Национальность:

hello_html_57cd2d9e.jpg

Ф.И.О. рассказчика:

Гараев Иван Павлович

Полная дата и место его рождения:

15 июля 1932.,село Большой Макателём, Первомайского района, Нижегородской области

Нынешнее место жительства:

село Большой Макателём, Первомайского района, Нижегородской области

Образование(сколько классов и пр.), где учились:

7 классов. Учился в Ардатове в школе Механизации

Нынешняя профессия и место работы:

Национальность:

hello_html_1b2cb7e5.jpg

ФИО рассказчика:

Вельдяксова Мария Федоровна

Полная дата и место его рождения:

18 августа 1931., село Большой Макателём, Нижегородская обл., Первомайский район

Нынешнее место жительства:

Село Большой Макателём, Нижегородская обл., Первомайский район

Образование (сколько классов и пр.), где учился:

7 классов, не училась. Работала санитаркой.

Нынешняя профессия и место работы:

Национальность:

hello_html_m4fcc2dcd.jpg

Описание правил мордовских игр.

Для этой игры нужны: биты - палки по числу участников (70-80 см), 1 небольшая деревянная чурка (клёк)

Игроки по очереди бросают биты, стараясь выбить клёк за пределы кона.

Квадрат для клёка

Если клёк выбит, водящий бежит за ним: нужно успеть схватить клёк, поставить на место и занять лунку игрока. В это время игрок должен быстро взять свою би-ту и вернуться к лунке. Игрок, на успевший занять свою лунку, становится водящим.

Если клёк не сбит броском или бита упала близко от водящего, игрок должен дожидаться своей очереди и следующего удачного броска.

Правила. При броске нельзя заходить за линию кона и выходить из лунки. Водящий следит, чтобы никто не выходил из лунки. Если это случается, водящий может занять место нарушившего правило игрока.

Ну какая игра без считалочки? Вот какие считалочки у мордовских детей.

Вейке, кавто, колмо, ниле, Один, два, три, четыре.

Мон сэвинь саразонь пиле. Я съел куриное ухо.

Кавто, колмо, ниле, ветесь, Два, три, четыре, пять,

Кинень понги псакань пекесь? Кому достанется кошкин живот?

Нармонць ярхцай сурода, Птичка клюет зерно,

Мон кундайне пулода, Я поймал ее за хвост.

Нармонць ярхцай чакшста, Птичка клюет из горшка,

Мон кундайне пакшта. Я поймал ее за горло.

Салки (Варенец понгома. Варяняс повома).

Ямки-салки роют по размеру мяча (3—4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5—1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Правила игры. Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

Круговой (Мячень кунсема. Топса налхсема)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

А последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.

Назначался водящий. Остальные игроки-ловимые. Задача водящего переловить всех игроков, но она усложняется тем, что водящий должен был отвести пойманного в специально отведённое место ( под деревом, крышу бани или другое место) и оставить его там. Затем водящий ловил следующего, а пойманный улучал время и освобождался, таким образом он снова вступал в игру и был ловимым. Или же правила могли быть и такими: пойманный становился тоже водящим и ловил ловимых вместе с первым водящим. Если они ловили следующего, тот тоже выступал в роли водящего. Тот кто оставался последним не пойманным становился победителем.

-Ну тогда сами приходите!

следующему по кругу игроку .

В хорек
Играют летом мальчики. Садятся в круг человек пятнадцать. Ноги и руки играющим покрывают сухой соломой.
Вместо кушака свивают из травы мягкий кнут, это хорек. Его незаметно передают по кругу и ударяют по спине ведущего, сидящего в центре круга на земле. Если он сможет поймать кнут, то вместо сядет тот, у которого этот кнут он отнял.

В ворона
Играют дети 6 – 12 лет.

Клушка гуляет со своими цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон .

Ворон . Клушка, а клушка, дайка мне своего цыпленочка!

Клушка . Ой, ворон, не дам! Не дам!

Ворон. Ну тогда я всех твоих детенышей утащу! И начинает цыплят по одному вылавливать.

Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк!

Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь!

Если кому-нибудь в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого игрока за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда

мяч запятнает всех игроков, находящихся внутри круга,

играющие меняются местами.

Основные правила игры: мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Игрок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Мордовские народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Они самобытны и имеют свои особенности, отражают формы общественной жизни, отношений и хозяйственной деятельности предков современного мордовского народа.

Мордовские игры решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка.

Многие мордовские игры, наряду с чисто спортивными элементами, содержат в себе интересный словесный материал. Это игры с постоянным м и импровизированным поэтическим текстом, с игровыми прелюдиями / молчанки, жеребьевки, считалки: Шарага - варяга, Устим - гарастим, Пиалок - сакалок, На десяти тетерок, Витьван - каралек!

Народные мордовские игры не потеряли своего значения и в настоящее время. Они просты, доступны детям дошкольного возраста.

Изгнание сви ней

Собираются человек десять детей и бросают жребий, кому быть

водящего. Водящий обращается к старику:

Дедушка, в твоем огороде свиньи!

Ударь их! Выгони их!

Они перегрызут ее.

Диалог продолжается до тех пор, пока водящий не запнется. Другие

мальчики делают палочку, длиною в 9 см, вбивают ее в землю. Водящий

должен вытащить ее из земли зубами и убежать от них. Убегая, он бросает

палочку, а остальные игроки ищут ее. Если палочка найдена, то водящий

снова начинает. Игра продолжается до тех пор, пока детям не надоест.

Пету шок

по кругу, останавливается перед каждым и спрашивает:

Бабай, а бабай, авакшке - Бабушка, а бабушка, нет ли курочки у

Арась кедьсэть? Тебя?

Ули, ды кудосо а эри. - Есть, да дома не живет.

Вана косо! - Вот где!

руку. Так они проходят весь круг, и игра продолжается.

Болага саНесколко детей садятся на землю в кружок так, чтобы коснуться друг друга коленями:

Фкя Петя, кафта Петя

Понав пря Надия,

Нумол алу прочь листь.

На кого приходится последнее слово, тот выходит. Оставшийся водит -

ловит остальных, которые от него убегают.

Жура вли

Бабай, а бабай, месть тейнят?

Бабушка, бабуша, что делаешь?

Иголка для чего?

Камешки для чего?

Бело чки

Вор она

Нарьвицка, а нарвицка, тута монень ве левекс!

Вай варака, а максан, а максан!

Ну мон весе левксэть салсесынь!

Наседка, а наседка, дай-ка мне одного цыпленка!

Вай, ворона, не дам, не дам!

Ну, я всех цыплят твоих перетаскаю!

заканчивается. Бежать дальше установленного места нельзя. Если участников

игры много, то пойманные помогают водящему.

Палочки-стукалоч ки

По числу играющих заготавливаются палочки, длиной и толщиной с карандаш и дощечка длиной до одного метра. Это дощечка кладется на опору так, чтобы на длинный ее конец можно было положить палочки.

Тканье поло тна

В кр уги

Дети берутся за руки, образуют круг, ходят и поют:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок,

И скорей кого - нибудь

Своей палочкой коснись.

Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно

завязанными глазами. Когда дети кончают петь, они перестают ходить, а

водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору,

длине волос и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним

игрока. Тот, чье имя будет угадано, должен встать в круг, и игра продолжена

Волк и г уси

Во лки

Летом соберутся на улице пять-шесть маленьких мальчиков и девочек и

Вася с Петей отходят в сторонку и ложатся под куст, а остальные

За йцы

Гол уби

В игре принимают участие только пять детей. Чертят на земле

четырёхугольник и по углам становятся четыре человека, а пятый подходит

Косо гуляцев? - Где гуленька?

Тосковандан, эшис ваясь - Тоскую, в колодце утонула

Позада симома! -Брагу пить!

После этих слов все мальчики перебегают на новые места.

без места. И всё повторяется снова.

Кл ючи

Ищущий отходит в середину, в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё- либо место. Кто- то опять остаётся без места и игра возобновляется снова.

Кулюку шки

дотрагивается до груди каждого игрока и произносят при этом:

Куды пря подков,

закрывает глаза, считает до установленного числа, скажем, до десяти. После

Плато чки

другие. Все участники сообщают водящему свои имена. Потом ему

завязывали глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот начинал

ловить игроков: когда поймает, должен узнать, назвать имя, выбранное

игроком. После водит тот, чьё имя угадано.

Куро чки

В пря тки

В прятки играют весной и летом мальчики и девочки. Один игрок (выбранный) зажмуривает глаза, сидит или стоит в определённом месте, чаще всего, отвернувшись к стене или к углу, произносит текст какого - либо игрового приговора и ждет, когда все остальные спрячутся.

Горшо чки

В игре участвуют разное число детей (мальчиков и девочек). По желанию

Сюк. сюк, бабакай!

Маряйне, руцятне ульхть?

Улыхть, да аф рамавихть.

Монь кафта сундукт ярмакон.

Слышал, платки есть у тебя?

Есть, да ты не в состоянии их купить

У меня два сундука денег.

Смогу купить твои платки.

Литерату ра:

Народные игры: хороводные и подвижные НАРОДНЫЕ ИГРЫ Народные игры для дошкольников выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную школу.

Народные подвижные игры Младшие группы Пальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим.

Сергей Карташов

-Ну тогда сами приходите!

Сергей Карташов

Клушка гуляет со своими цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон.

Ворон. Клушка, а клушка, дайка мне своего цыпленочка!

Клушка. Ой, ворон, не дам! Не дам!

Ворон. Ну тогда я всех твоих детенышей утащу! И начинает цыплят по одному вылавливать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье определяется цель физического воспитания детей, рассматривается игра как средство укрепления здоровья, привития двигательных умений и навыков. Автором анализируются многообразные формы и виды игр детей у мордовского народа, делается вывод о том, что игра воспроизводит все основные механизмы человеческой активности: физическую, интеллектуальную, творческую, эстетическую; реализует нравственные качества, психические наклонности и способности индивида, а также обладает свойством объединять людей, способствовать развитию в них общих интересов и чувств, единого мироощущения и мировосприятия.

Народные игры мордвы как средство физического воспитания детей

Безунов С. Е., учитель физической культуры МОУ

«Средняя общеобразовательная школа

В воспитании детей у мордвы, с определенной долей условности, выделялось четыре возрастных периода: 1) с момента рождения и до 2-3 лет; 2) с 2 до 5-7 лет; 3) с 5-7 до 13-15; 4) с 15 до 17-18 лет.

Физическое воспитание первых двух периодов протекало под руководством матери, бабушки, старших детей. Главная цель физического воспитания заключалась в сохранении жизни и укреплении здоровья, привитии двигательных умений и навыков. Для достижения этой цели использовались различные средства.

С первых месяцев ребенка окружала поэзия колыбельных песен, потешек, пестушек, считалочек, которые сопровождали движения ног, рук, пальцев малыша. Они развивали детскую психику, мимику, потребность в смехе, двигательные возможности рук, ног, пальцев, речь, интерес к себе и окружающему миру. Первоначальное физическое развитие включало умение вставать, садиться, ползать, ходить, бегать. Для обучения ребенка ходьбе в мордовских семьях изготовлялись специальные скамейки-стоялки и тележки-каталки.

С трехлетнего возраста ребенок познавал основы поведения, взаимоотношения с родителями, родственниками, соседями. В этом возрасте большую роль играет общество сверстников, в рамках которого основным средством общения являлась игра. Детские игры можно классифицировать следующим образом: сюжетные и спортивные. В сюжетных играх дети, подражая взрослым, воспроизводят трудовые процессы, взаимоотношения людей, повадки животных.

Таким образом, в раннем возрасте физическая культура осуществляла одну из важнейших своих функций – освоение ребенком социального типа жизнедеятельности своего народа.

Выполнение несложных физических упражнений в данных играх направлено на развитие подвижности, быстроты реакции, находчивости, сообразительности, внимательности, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости.

Широко бытовали у мордвы игры в кости, смысл которых сводился к тому, что нужно было выбить расставленные в одну или две шеренги бабки с кона. Подобные игры имели большое развивающее значение. Особенно полезны они в развитии гибкости пальцев, суставов рук, мышц рук, глазомера. Игра требовала от участников предельной внимательности, быстроты реакции.

Ведущую роль в физическом воспитании зимой играли повсеместное катание с горок на ледянке, салазках, скамейках, катание на лыжах, которые изготовлялись из брусков березы, клена, а также катание на деревянных с железным полозом коньках. Причем, на таких коньках можно было кататься только с помощью палок с железными наконечниками.

Наряду со взрослыми, подростки участвовали в состязаниях по борьбе во время праздников, сенокоса, испытывая свою силу, волю, ловкость, смелость, находчивость. Традиции народной борьбы нашли отражение в индивидуальном стиле современных спортсменов – борцов Мордовии.

Список использованных источников

1. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. – М. : Политиздат, 1989. – 572 с.

2. Беляева, Н. Ф. Народные традиции воспитания детей у мордвы / Н. Ф. Беляева // Мордва: Ист.- культур очерки. – Саранск, 1995. – С. 277–297.

3. Брыжинский, В. С. Мордовия / В. С. Брыжинский // Игры народов СССР: Сб. – М.,1985. – С. 71–75.

4. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. – М. : Физкультура и спорт, 1996. – 206 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мордовские народные игры. Игры используются во время спортивного часа, прогулок. Вызывают большой интерес у детей.

Мордовские народные игры.

У каждого народа существуют определенные традиции, обычаи и конечно свои национальные игры. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью жизни многих народов. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца и игры. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

-Ну тогда сами приходите!

Для игр необходимо пять небольших чуть больше лесного ореха камушков. Перед началом игры каждый выбирает себе один и замечал его. Чтобы определить первого игрока, проводится жеребьевка: все участники по очереди должны бросить камушки вверх и тут же ловить их на обратную сторону ладоней. Тот, кто сумел поймать больше всех, то и начинал игру. Задача играющих состоит в том, чтобы с помощью выбранного камушка одной рукой выполнить несколько фигур. Если в ходе игры игрок теряет свой камушек или не сумеет выполнить фигуру, то он уступает место следующему по кругу игроку.

Играют летом мальчики. Садятся в круг человек пятнадцать. Ноги и руки играющим покрывают сухой соломой.

Вместо кушака свивают из травы мягкий кнут, это хорек. Его незаметно передают по кругу и ударяют по спине ведущего, сидящего в центре круга на земле. Если он сможет поймать кнут, то вместо сядет тот, у которого этот кнут он отнял.

Играют дети 6 – 12 лет.

Клушка гуляет со своими цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон.

Ворон. Клушка, а клушка, дайка мне своего цыпленочка!

Клушка. Ой, ворон, не дам! Не дам!

Ворон. Ну тогда я всех твоих детенышей утащу! И начинает цыплят по одному вылавливать.

Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк!

Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь!

Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.

Играющие (хозяева) сажают в круг малышей (курочек). Каждый хозяин имеет свою курочку, нет ее только у покупателя. Последний ходит по кругу и решает, чью бы курочку взять себе. Потом подходит к хозяину облюбованной им курочки, притрагивается рукой к голове этой курочки и быстро пускается бежать по кругу. Хозяин курочки также бежит по кругу, только в противоположном направлении. Кто раньше прибежит на место, тот становится хозяином, а оставшийся – покупателем.

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остаются за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в тех, кто находится в кругу.

Если кому-нибудь в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого игрока за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех игроков, находящихся внутри круга, играющие меняются местами.

Основные правила игры: мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Игрок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Читайте также: