Сообщение о философе средневековья

Обновлено: 05.07.2024

Средневековая философия – самое главное кратко. Это очередная тема из цикла статей по философии в кратком изложении.

Средневековая философия – самое главное кратко

Средние века – это период истории Европы продолжительностью почти в тысячелетие. Начинается с 5-го века (распад Римской империи), включает эпоху феодализма и завершается в начале 15-го века с наступлением эпохи Возрождения.

Средневековая философия – основные черты

Для философии средних веков характерна идея объединения всех людей разных сословий, профессий, национальностей при помощи христианской веры

Философы средних веков говорили, что все люди, приняв крещение, в будущей жизни обретут те блага, которых они лишены в этой жизни. Идея бессмертия души уравнивала всех: нищего и царя, ремесленника и мытаря, женщину и мужчину.

Философия средних веков в кратком изложении – это христианское мировоззрения, внедренное в сознание общественности, часто в выгодном для феодалов свете.

Основные проблемы средневековой философии

Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:

Особенности средневековой философии кратко

Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.

Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и спозиций Иудаизма и Ислама.

Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.

История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.

Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализма, номинализма и концептуализма.

Философия средних веков кратко самое главное

Основная задача философов средневековья – Богоискательство

Философия средних веков — это прежде всего Богоискательство и подтверждение того, что Бог существует. Средневековые философы отринули атомизм античных философов и единосущность Бога в истолковании Аристотеля. Платонизм же был принят в аспекте триединства Бога.

3 этапа философии средневековья

Условно выделяют такие 3 этапа философии средневековья, кратко их суть в следующем.

  • 1-й этап Апологетика — утверждение о триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр раннехристианских символов и ритуалов служения к новым условиям.
  • 2-й этап Патристика — установление господства католической христианской церкви во всех сферах жизни европейских государств.
  • 3-й этап Схоластика — переосмысление догматов, узаконенных в предыдущие периоды.

Апологетика в философии это?

Главные представители апологетики — 1-го этапа в философии средневековья — Климент Александрийский и Квинт Септимий Флорент Тертуллиан.

Апологетика в философии кратко — это основной раздел богословия, в котором доказывается истинность бытия Бога и главных положений христианской веры при помощи рациональных средств.

Патристика в философии это?

В период 2-го этапа средневековой философии доказывать существование Бога уже не было необходимости. Начался этап распространения христианской веры.

Схоластика в философии это?

3-й этап средневековой философии – это схоластика. Во времена Схоластики возникают школы, университеты с богословской направленностью и философия начинает переходить в теологию.

Христианские мыслители и философские поиски

К выдающимся мыслителям 1-го этапа средневековой философии относят апологетиков Татиана и Оригена. Татиан собрал во едино четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки, Иоанна). Они стали называться Новым Заветом. Ориген стал автором отрасли филологии, которыя была основана на библейских сказаниях. Он ввел понятие Богочеловека.

Философ Боэций

Философ Боэций

Выдающимся мыслителем в период патристики был Боэций. Он обобщил философию средних веков для преподавания в университетах. Универсалии – это детище Боэция. Он разделил 7 направлений знаний на 2 вида дисциплин — гуманитарные (грамматика, диалектика, риторика) и естествознание (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Он перевел и сделал толкование главных трудов Евклида, Аристотеля и Никомаха.

К выдающимся мыслителям схоластики относят монаха Фому Аквинского. Он систематизировал постулаты церкви, указал 5 несокрушимых доказательств существования Бога. Объединил философские идеи Аристотеля с христианским учением. Он доказал, что всегда совершается последовательность завершения разума верой, природы – благодатью, философии – откровением.

Философы католической церкви

Многие философы средневековья были причислены к лику святых католической церковью. Это Блаженный Августин, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Альберт Великий, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Боэций, канонизированный как Святой Северин и другие.

Крестовые походы – причины и последствия

Часто можно услышать вопрос, почему в период средневековья такими жестокими были Крестовые походы, если причиной их организации была проповедь веры в Бога? А ведь Бог есть любовь. Этот вопрос часто смущает, как верующих, так и неверующих людей.

Если Вам тоже интересно получить глубокий и подтвержденный историческими фактами ответ на этот вопрос — посмотрите это видео. Ответ дает известный миссионер, богослов, доктор исторических наук Андрей Кураев:

Книги по философии средних веков

  • Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Перевезенцев Сергей. Читать здесь онлайн.
  • Ричард Саутерн. Схоластический гуманизм и объединение Европы. Читать онлайн здесь.
  • Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье. Читать онлайн здесь.

ВИДЕО Философия Средневековья кратко

Надеюсь, статья Средневековая философия кратко самое главное оказалась для Вас полезной. В следующей статье Вы можете познакомиться с философией эпохи Возрождения.

Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

философы средневековья они быливыдающиеся люди, которые думали о мире, обществе, божественном или космосе и от которых многие их учения и размышления остаются в силе или послужили прецедентами для многих этических и моральных доктрин.

Мир изменился, и средневековые философы сопровождали, предвидели и породили эти изменения. Анализ глубоких проблем общества всегда занимал преобладающее место в науке, что делает философию одной из древнейших дисциплин из тех, что имеют регистр.

С пятого века и до пятнадцатого века, между падением Римской империи в 476 году и открытием Америки в 1492 году, мир жил в средние века, как называют этот период западной цивилизации.

Этот период также имеет философский коррелят: средневековая философия, которая сосредоточила свой анализ на феодальной экономике, теократии (христианской и исламской), средневековых сословиях, свободе человека и пределах разума..

Топ 30 ведущих философов средневековья

1- Томас де Акино (1225 - 1274, Италия)


Богослов, метафизик и главный представитель схоластического образования, был тем, кто восстановил аристотелевские сочинения и первым, кто увидел, что комментарии греческого философа совместимы с католической верой..

За год до смерти Томас Аквинский обладал мистическим опытом, который положил конец его карьере общественного деятеля. Некоторые божественные откровения, которые расстроили его, согласно записи его самых близких друзей, помешали ему продолжать писать.

2- Святой Августин (354 - 430, Римская империя)


Этот философ родился под именем Августина Гиппопотама, и его жизнь была связана с католической верой. Он был святым, отцом и доктором Церкви, а также одним из ведущих мыслителей христианства в первом тысячелетии..

3- Анисио Манлио Торкуато Северино Боэций (480 - 524, Рим)


Римский философ, принадлежащий к очень важной семье, подаривший три папы католической церкви, Боэций охватил широкий круг тем, таких как судьба, справедливость и вера, а также музыка, арифметика, геометрия, астрономия. и богословие.

В своей самой известной работе, Утешение философии, который писал в тюрьме, поддерживает гибкий диалог с философией, которому он приписывает женскую роль.

В ней, о природе человеческого счастья, проблемах зла и добра, провидения и свободы человека, судьбы и случайности.

4- Сан-Ансельмо-де-Кентербери (1033 - 1109, Италия)


Считается, что отец схоласта, ученика Ланфранко, основывал свое учение на медитации, что, по его мнению, оправдывало существование Бога.

Его основной темой обсуждения была связь между верой и разумом, которая привела к тому, что многие его вопросы остались без ответа. Я думал, что не полагаться на веру было презумпцией; однако, не обращаясь тогда к причине была небрежность.

«В сущности, я не стремлюсь понять, чтобы верить, но я верю, чтобы понять. Ну, я верю в это, потому что если бы я не поверил, я бы не понял ", была одна из его самых запоминающихся фраз.

5- Уильям де Оккэм (1280 - 1349, Англия)


Он посвятил свою жизнь и работу крайней нищете и был обвинен в ереси за изучение отношений между папством и доктриной бедности, которая принесла ему множество врагов..

Он выдвинул ряд идей, которые мотивировали западные конституции и либеральные демократии своими формулировками об ограниченной ответственности власти.

Его переход к потомству делает его главным героем детектива Гильермо де Оккама в Название розы (1980) Умберто Эко и в испанской видеоигре Аббатство.

6- Сан-Исидоро-де-Севилья (560-636, Испания)


Он выделялся как писатель, будучи одним из самых плодовитых авторов своего поколения, с работами, которые включали литературные трактаты, фикции, биографии и философские вопросы..

Его самая известная работа была этимологии, энциклопедия, в которой он прослеживает эволюцию знания от языческой древности к христианству своего настоящего.

Исидоро оказал большое влияние в средние века и эпоху Возрождения, особенно за его представления об истории и философии. С детства осиротев, он понял, что совесть и воля человека могут преодолеть суровые жизненные трудности.

7- Педро Ломбардо (1100-1160, Италия)


Книга Приговоров, Лобардо, считается самым важным литературным произведением христианства после Библии.

Автор собрал в этой книге четыре тома, библейские фрагменты, смешанные с легендами персонажей Церкви и средневековых мыслителей, не оставляя ни одной из знаменитостей средневековья.


В основном Аверроэс был знатоком законов ислама, в дополнение к обсуждению работ Аристотеля и разработке некоторых концепций о медицине..

Он сосредоточил свои философские исследования главным образом на определении того, как мыслит человек, точнее на том, как прийти к формулировке универсальных истин, следуя понятиям Аристотеля..

Аверроэс появляется как главный герой истории Поиски Аверроэса в Эль Алеф, Хорхе Луис Борхес, и является одним из персонажей в романе Два года, восемь месяцев и двадцать восемь ночей Салман Рушди.

9- Сан-Буэнавентура-де-Фиданца (1221 - 1274, Италия)


Ученый и мастер выдающегося интеллекта, его критиковали за чрезмерное суждение, которое мешало ему глубже анализировать. С онтологическим и мистическим видением он следил за работами Сан-Томе и Ломбардо.

10- Хуан Эското Эригена (810 - 877, Ирландия)


Этот философ был известен своим объяснением реальности с помощью рациональной методологии, которая противоречила религиозному дуализму, основанному на Боге, и мир - это разные проблемы

Кроме того, Эригена отвергает христианское убеждение, что вселенная была сотворена из ничего, и установило Бога как высшую точку всей эволюции.

11- Рамон Лулль (1235-1315, Испания)

Он является одним из главных мирян Средневековья и был тем, кто начал использовать каталанский язык в письменной форме. Кроме того, Ллуллу приписывают видение теорий о гравитации и памяти.

Его имя используется в школах, образовательных и государственных учреждениях, и даже метеорит был крещен в его честь.

12- Авиценна (980 - 1037, Персия)

Автор 300 книг, считается одним из самых важных врачей в истории и является изобретателем трахеотомии.

Он написал целебный, Описывается как самая большая работа (по размерам и важности), созданная одним человеком, и является наиболее изученным и проанализированным исламским философом.

«Вино - друг мудреца и враг пьяницы. Он горький и полезный, как совет философа, разрешен людям и запрещен слабоумным. Толкай глупых во тьму и направляй мудрых к Богу ", - писал он..

Авицену также считают одним из самых известных алхимиков в истории..

13- Маймонид (1135 - 1204, Испания)

Он подделал свое обращение в ислам, но он всегда исповедовал иудаизм. Он дал убежище своему учителю Аверроэсу, пока, наконец, он не эмигрировал в Египет, где он добился признания.

Его основная работа, Мишнех Тора, Это принесло ему прозвище Сегундо Моизеса за его вклад в развитие иудаизма. Что также стоило ему много критики, он даже был перечислен как еретик некоторыми традиционными фанатиками.

14- Жан Буридан (1300 - 1358, Франция)

Он известен тем, что разработал парадокс:

  1. Бог существует
  2. Ни предыдущее предложение, ни это не правда.

Окончательный вывод заключается в том, что Бог обязательно существует, но .

15- Педро Абелардо (1079 - 1142, Франция)

Он посвятил свою жизнь музыке, поэзии, преподаванию и дебатам, и считается одним из гениев логики, следуя заповедям Боэция, Порфирия и Аристотеля..

Его теоретической миссией было примирить реализм и номинализм. Кроме того, он представил спорную идею, в которой он утверждал, что вера ограничена рациональными принципами. Его критическая философия считалась продвинутой в средние века.

16- Джон Дунс Ското (1266 - 1308, Шотландия)

Он основывал свою работу на попытках доказать существование Бога и построить прочную и последовательную философскую систему. Он является наиболее признанным автором шотландской философии и величайшим рационалистом средневековья..

17 - Святой Альберт Великий (1206 - 1280, Германия)

Сан Альберто Маньо является покровителем студентов естественных наук и одним из инициаторов схоластической системы. Это была встреча с Девой Марией, когда она пыталась сбежать из школы, где она изучала, что делало его одним из самых важных теоретиков его времени.

Подчеркнутый его великой памятью, в этом мистическом повороте он услышал, что потеряет всю свою мудрость перед смертью. Ошибка в его памяти в одном из его классов, показала, что конец был близок, поэтому он удалился, он приказал построить надгробную плиту и вскоре после его смерти.

Он начинал как распространитель работ Аристотеля, но затем был одним из его величайших критиков, он разработал теории в различных областях и посеял в средние века новые знания о мире.

У лунного кратера Бако есть это имя в его честь. Кроме того, Бэкон появляется в романе Название розы Эко.

19- Роберто де Гроссетесте (1175 - 1253, Великобритания)

Один из предшественников современной философии, он был ученым и сумел попасть в университет благодаря помощи своих друзей, потому что он из очень бедной семьи.

Prolific и владелец аналитического потенциала, который удивил своих сверстников, он выделялся своим вкладом в естественную историю, жару, движение, звук, цвета, свет, атмосферное давление, радугу, астролябию, кометы, некромантия, колдовство и сельское хозяйство

Он был одним из первых, кто представил теорию о мультивселенной и Большом взрыве (не в нынешнем выражении), которая остается в силе до сегодняшнего дня..

20- Сан-Бернардо-де-Клараваль (1091 - 1153, Франция)

Его значение как для католической церкви, так и для архитектуры было замечательным. В религии он был одним из великих распространителей своих догм, а в архитектуре он известен как движущая сила готического стиля..

21- Тьерри де Шартр (нет данных о его рождении - 1155, Франция)

Последователь Платона и Аристотеля основывался на своих мыслях по защите существования Бога. Он был известен своими работами о начале мира и четырех стихиях (воздух, вода, огонь и земля)..

22- Хуан де Солсбери (1120 - 1180, Англия)

Одна из самых влиятельных личностей двенадцатого века и один из главных представителей средневекового гуманизма, выделялись своим органичным видением общества.

Сравнивая социальные функции с функциями человеческого тела, в котором ноги были рабочими, армия заключалась в руках, живот был администрацией, сердце было связано с конгрессом, а голова была принцем..

23- Уго де Сан-Виктор (1096 -1141, Германия)

Для него существовали разные виды знаний: теоретические (например, теология, математика, физика или музыка), практические (этика), механические и дискурсивные (риторика и диалектика)..

24- Аль-Газали (1058 - 1111, Персия)

История этого философа так же специфична, как и его работа. Он оставил все позади кризис веры, оставил дом, чтобы медитировать и жить как нищий, и вернулся с Возрождение религиозных наук, считается самым важным произведением исламской духовности и самым читаемым после Корана.

«Неудивительно, что, приобретая свои знания об определенной книге, становится невежественным, чтобы забыть текст, который он выучил однажды. Истинный мудрец - это тот, кто по собственной воле и без изучения и обучения получает свое знание от Бога ", - это одна из его самых известных фраз.

25- Чанг Цай (1020 - 1077, Китай)

Он единственный китайский философ в этом списке, но его значение было центральным в средние века и повлияло на многих поздних мыслителей как одного из основателей неоконфуцианства..

26- Шанкара (788 - 820, Индия)

Он был главным пропагандистом доктрины Адвайты, недвойственной ветви индуизма. Этот философ, очень влиятельный в восточной мысли, верил в единство душ и божественности.

27- Валафридо Страбон (808 - 849, Германия)

Он считается автором Обычная Глосса, это было опубликовано анонимно, но было одной из центральных книг во всех монашеских и епископальных школах.

Там Страбон взял аллегорические средневековые объяснения, данные текстам Библии. Его настоящее имя было Валафрид фон дер Райхенау, но за косоглазие его прозвали Страбоном..

Его философское значение имеет центральное значение для его роли в борьбе между папой и императором, а также для его политических идей.

Убежденный в том, что государственный порядок должен обеспечивать мир и спокойствие для граждан, именно его идеи о законодательной власти (которая для него принадлежала народу) высветили его.

29- Хоакин де Фьоре (1135 - 1202, Италия)

Инициатор неортодоксального движения, которое предложило переосмысление истории и Евангелия, именно его интерпретация Церкви как прогрессивного процесса совершенствования, который отметил его в свое время.

30- Николас Оресме (1323-1382, Франция)

Вфилософы средневековья мы выдающиеся люди, которые думали о мире, обществе, божественном или космосе, и многие из их учений и размышлений по-прежнему актуальны или служат прецедентами для многих этических и моральных доктрин.

Мир менялся, и средневековые философы сопровождали, предвидели и создавали эти изменения. Анализ глубинных проблем общества всегда занимал преобладающее место в науке, что делает философию одной из старейших дисциплин в истории человечества.

С V по XV век, между падением Римской империи в 476 году и открытием Америки в 1492 году, мир жил в средние века, как называется тот период западной цивилизации.

Этот период также имеет философский коррелят: средневековая философия, которая сосредоточила свой анализ на феодальной экономике, теократии (христианской и исламской), средневековых сословиях, свободе человека и ограничениях разума.

30 ведущих философов средневековья

1- Фома Аквинский (1225 - 1274, Италия)

Богослов, метафизик и главный представитель схоластического образования, он был тем, кто восстановил аристотелевские сочинения и первым увидел комментарии греческого философа, совместимые с католической верой.

Плодотворный и влиятельный Фома Аквинский за год до смерти пережил мистический опыт, который положил конец его карьере общественного деятеля. Некоторые божественные откровения, расстроившие его, согласно записям его самых близких приближенных, помешали ему продолжать писать.

2- Святой Августин (354 - 430 гг., Римская империя)

Этот философ, рожденный под именем Августин Гиппопотам, имел жизнь, связанную с католической верой. Он был святым, отцом и врачом церкви и одним из ведущих мыслителей христианства первого тысячелетия.

3- Анисио Манлио Торкуато Северино Бечио (480 - 524, Рим)

Римский философ, принадлежавший к очень важной семье, которая дала католической церкви трех пап, Боэций охватил широкий круг вопросов, таких как судьба, справедливость и вера, а также музыку, арифметику, геометрию, астрономию. и богословие.

В своей самой известной работе Утешение философии, писавший в тюрьме, поддерживает подвижный диалог с философом, которому приписывает женскую роль.

В нем он останавливается на природе человеческого счастья, проблемах зла и добра, провидении и свободе человека, судьбе и случайности.

4- Святой Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109, Италия)

Считающийся отцом схоластики, учеником Ланфранко, он основывал свое учение на медитации, которая, по его словам, оправдывала существование Бога.

Его основной темой обсуждения была связь между верой и разумом, в результате чего многие из его вопросов остались без ответа. Я думал, что отказ от веры на первое место - это самонадеянность; однако никакое последующее обжалование причины не было халатностью.

5.Уильям Оккам (1280-1349, Англия)

Он посвятил свою жизнь и работу крайней нищете и был обвинен в ереси за изучение взаимосвязи между папством и доктриной бедности, которая принесла ему многочисленных врагов.

Он продвигал ряд идей, которые мотивировали западные конституции и либеральные демократии с его формулировками об ограниченной ответственности власти.

Его переход к потомству делает его главным героем детектива Гильермо де Оккама в Название розы (1980) Умберто Эко и в испанской видеоигре Аббатство.

6- Сан-Исидоро-де-Севилья (560 - 636, Испания)

Он выделялся как писатель, будучи одним из самых плодовитых авторов своего поколения, его произведения включали в себя все: от литературных трактатов, художественных произведений, биографий и философских вопросов.

Его самая известная работа была Этимологии, энциклопедия, в которой прослеживается эволюция знаний от языческой древности до христианства сегодня.

Исидор оказал большое влияние в средние века и в эпоху Возрождения, особенно своими взглядами на историю и философию. Сирота с детства, он понимал, что совесть и воля человека могут преодолеть суровые жизненные трудности.

7- Педро Ломбардо (1100-1160, Италия)

В Книга приговоров, по Лобардо, считается самым важным литературным произведением христианства после Библии.

Автор собрал в эту четырехтомную книгу библейские отрывки, смешанные с легендами о деятелях церкви и средневековых мыслителей, не оставив без внимания ни одну из знаменитостей средневековья.

В основном Аверроэс изучал исламские законы, а также комментировал работы Аристотеля и разрабатывал некоторые концепции медицины.

Он сосредоточил свое философское исследование главным образом на определении того, как человеческое существо думает, более конкретно на установлении того, как достигается формулировка универсальных истин, следуя концепциям Аристотеля.

Аверроэс появляется как главный герой истории Поиски Аверроэса в АлефХорхе Луиса Борхеса, и является одним из персонажей романа Два года, восемь месяцев и двадцать восемь ночей пользователя Салман Рушди.

9- Святой Бонавентура из Фиданцы (1221 - 1274, Италия)

Ученый и обладатель выдающегося интеллекта, его критиковали за чрезмерное суждение, которое не позволяло ему быть более глубоким в своих анализах. Обладая онтологическим и мистическим видением, он следил за произведениями Сан-Томе и Ломбардо.

10. Хуан Эското Эригена (810 - 877, Ирландия)

Этот философ выделялся своим объяснением реальности с помощью рациональной методологии, которая противоречила религиозному дуализму, основанному на том факте, что Бог и мир - разные проблемы.

Более того, Эригина отвергает христианскую веру в то, что вселенная была создана из ничего, и установила Бога как высшую точку всей эволюции.

11- Рамон Лулль (1235-1315, Испания)

Он является одним из основных светских мыслителей средневековья, и именно он начал использовать каталонский язык в письменной форме. Кроме того, Луллю приписывают то, что он провидец теорий гравитации и памяти.

Его имя используется в школах, образовательных и государственных учреждениях, и даже в его честь был назван метеорит.

12 - Авиценна (980 - 1037, Персия)

Автор 300 книг, он считается одним из самых важных врачей в истории и изобретателем трахеостомии.

Написал Исцеление, описывается как самая большая работа (по размеру и важности), созданная одним человеком, и является наиболее изученным и анализируемым исламским философом.

Авиценна также считается одним из самых известных алхимиков в истории.

13- Маймонид (1135 - 1204, Испания)

Он инсценировал свое обращение в ислам, но всегда исповедовал иудаизм. Он приютил своего учителя Аверроэса, пока наконец не эмигрировал в Египет, где добился признания.

Его основная работа, Мишне Тора, заработал ему прозвище Второй Моисей за его вклад в развитие иудаизма. Что также стоило ему многочисленных критических замечаний, некоторые традиционные фанаты даже назвали его еретиком.

14. Жан Буридан (1300 - 1358, Франция)

Он известен тем, что разработал парадокс:

  1. Бог существует
  2. Ни предыдущее, ни это утверждение не верны.

Окончательный вывод таков: Бог обязательно существует, но .

15- Педро Абелардо (1079 - 1142, Франция)

Он посвятил свою жизнь музыке, поэзии, обучению и дебатам и считается одним из гениев логики, следуя заветам Боэция, Порфирия и Аристотеля.

Его теоретическая миссия заключалась в примирении реализма и номинализма. Кроме того, он выдвинул спорную идею, в которой утверждал, что вера ограничена рациональными принципами. Его критическая философия считалась развитой в средние века.

16.Джон Данс Ското (1266 - 1308, Шотландия)

Он основывал свою работу на попытке доказать существование Бога и на построении прочной и последовательной философской системы. Он является наиболее признанным автором скотистской философии и величайшим рационалистом средневековья.

17- Святой Альберт Великий (1206 - 1280, Германия)

Сан-Альберто Маньо - покровитель студентов естественных наук и один из инициаторов схоластической системы. Это была встреча с Девой Марией, когда он пытался сбежать из школы, в которой он учился, что сделало его одним из самых важных теоретиков своего времени.

Известный своей великой памятью, в этом мистическом повороте он услышал, что потеряет всю свою мудрость перед смертью. Неудача в его памяти на одном из занятий указала ему, что конец близок, поэтому он удалился, построил надгробие и вскоре умер.

18 - Роджер Бэкон (1220 - 1292, Англия)

Он начал как распространитель работ Аристотеля, но позже он стал одним из его величайших критиков, он разработал теории в различных областях и насадил Средние века новыми знаниями о мире.

19 - Роберто де Гроссетесте (1175 - 1253, Соединенное Королевство)

Один из предшественников современной философии, он был ученым и сумел поступить в университет благодаря помощи друзей, так как происходил из очень бедной семьи.

Способный к анализу, который удивлял его сверстников, он выделялся своим вкладом в естествознание, тепло, движение, звук, цвета, свет, атмосферное давление, радугу, астролябию и т. Д. кометы, некромантия, колдовство и сельское хозяйство

Он был одним из первых, кто выдвинул теорию о множественности вселенной и Большого взрыва (не в нынешнем выражении), которая остается в силе до сегодняшнего дня.

20 - Сен-Бернар Клервоский (1091 - 1153, Франция)

Его значение как для католической церкви, так и для архитектуры было замечательным. В религии он был одним из величайших распространителей ее догм, а в архитектуре он известен как пропагандист готического стиля.

21- Тьерри де Шартр (без данных о его рождении - 1155, Франция)

Последователь Платона и Аристотеля, он полагался на свои мысли, чтобы защитить существование Бога. Он был известен своими сочинениями о начале мира и четырех элементах (воздух, вода, огонь и земля).

22 - Джон Солсберийский (1120 - 1180, Англия)

Один из самых влиятельных личностей XII века и один из главных представителей средневекового гуманизма, он выделялся своим органицистским видением общества.

Он сравнивал социальные функции с функциями человеческого тела, в котором ноги были рабочими, армия воплощалась в руках, живот был администрацией, сердце было связано с конгрессом, а голова была князем.

23- Уго де Сан Виктор (1096-1141, Германия)

Для него были разные типы знаний: теоретические (например, теология, математика, физика или музыка), практические (этика), механические и дискурсивные (риторика и диалектика).

24- Аль-Газали (1058 - 1111, Персия)

История этого философа столь же специфична, как и его работы. Он оставил все после кризиса веры, он ушел из дома, чтобы медитировать и жить как нищий, и вернулся с Возрождение религиозных наук, считается самым важным произведением исламской духовности и самым читаемым после Корана.

25 - Чанг Цай (1020 - 1077, Китай)

Он единственный китайский философ в этом списке, но его значение было центральным в средние века, и он оказал влияние на многих более поздних мыслителей как один из основателей неоконфуцианства.

26 - Шанкара (788 - 820, Индия)

Он был главным пропагандистом доктрины Адвайты, недуалистической ветви индуизма. Этот философ, очень влиятельный в восточной мысли, верил в единство души и божественности.

27 - Валафридо Страбон (808 - 849, Германия)

Ему приписывают то, что он является автором Обычный Glossa, которая была опубликована анонимно, но была одной из центральных книг во всех монастырских и епископальных школах.

Там Страбон собрал средневековые аллегорические объяснения, которые давались текстам Библии. Его настоящее имя было Валахфрид фон дер Райхенау, но прозвали Страбоном из-за его косоглазия.

28 - Марсилио де Падуя (1275 - 1342, Италия)

Его философское значение имеет центральное значение для его роли в борьбе между Папой и Императором, но также и для его политических идей.

Убежденный в том, что государственный порядок должен обеспечивать мир и спокойствие граждан, выделялся его взгляд на законодательную власть (которая для него принадлежала народу).

29- Хоакин де Фьоре (1135 - 1202, Италия)

Инициатор неортодоксального движения, предложившего новую интерпретацию истории и Евангелия, именно его интерпретация Церкви как прогрессивного процесса совершенствования выделяла его в свое время.

30 - Николас Орем (1323-1382, Франция)

Средневековая философия начала развиваться после распада Римской империи (V в.) и получила наибольший прогресс во время эпохи Возрождения, которая была известна расцветом многих мировых религий. Именно поэтому философия Средневековья очень тесно связана с религией, эти два понятия одновременно дополняют и отождествляют друг друга.

Средневековая философия

Этапы развития

Познание мира в Средние века осуществлялось исключительно через веру. Это является общей характеристикой средневековой философии и её главной отличительной чертой от философии предшествующего периода — античности, где в концепциях о сотворении мира царили скептицизм и рационализм.

Средневековая философия развивалась в два основных этапа:

Термин Патристика

Термин Схоластика

  1. Патристика. Изначально этим термином обозначалась литература, составленная духовными наставниками с определённым авторитетом — отцами церкви. Спустя некоторое время, понятие стало иметь более широкое значение и состоять из четырёх основных признаков: официальное принятие церкви, святость жизни, ортодоксальность учения и древность. К этому этапу философы пришли не сразу, истоком патристики была апологетика. Апологеты, в свою очередь, использовали резкие аргументы при защите и обосновании христианской догматики против её политических и теоретических противников. Объективно они всё-таки выполнили свою задачу — подготовили почву для создания новой философии, однако их резкие выступления против философских истин впоследствии были осуждены собором. Сторонники патристики приводили менее резкие аргументы, их главным вопросом было соотношение религии и философии, они не должны были противопоставляться. В то время христианство достигло своего пика, значит, религия получила верховенство. Необходимо было решить — продолжать переплетать и соотносить её с философией или же отвергнуть философию, как учение, приносящее вред вере.
  2. Схоластика. Второй этап развития средневековой философии представлял собой объединение философии Аристотеля и христианского богословия, то есть период характеризовался синтезом теологии и рационалистического подхода к проблемам философии. Отсюда и цель схоластики — доступно донести простым людям христианские учения с помощью рационалистической методики. Ранняя схоластика продолжала рассматривать соотношение веры и знаний. Философы того времени пришли к выводу, что вера есть религия, а знания есть философия, поэтому два учения, как и две науки, остаются неделимыми. Были освещены новые основные проблемы средневековой философии — согласование аристотелевской логики, онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий), отношение мистики к религиозному опыту. Ранний схоластический период породил интерес к получению знаний. Поздняя схоластика подвергла старые школы критике, при этом новые идеи введены не были — этот период считается временем упадка философии Средних веков. После этого средневековая философия утратила прежнюю популярность, уступая новым философским учениям. Однако некоторые учёные негласно выделяют третий мистический этап периодизации философии средневековья. Мистика — это подведение результатов религиозной практики единение человека с Богом, осмысление итогов. Учения мистиков отличают иррациональность и некоторая парадоксальность.

Особенности и характерные черты

Характерной особенностью средневековой философии принято считать то, что в отличие от античной (которая на протяжении трёх этапов своего развития изучала мироздание и природу человека), она была основана на теологии и тесно связана с учением о Боге, христианским мировоззрением. Выделяют следующие характерные черты философии Средних веков — самое главное — кратко:

Теоцентризм — это религиозная и философская концепция,

Ретроспективность мышления

  • Теоцентризм — это религиозная и философская концепция, определяющая, что Бог является создателем всего сущего, источником жизни и всех благ. Философы-сторонники теоцентризма рассматривали проблемы человека как личности, природы, мышления лишь с точки зрения, что Бог является центром бытия, личностью над миром, который создал и человека, и природу и всё прочее.
  • Авторитарность — философские учения имели религиозный характер и были тесно связаны с церковью. Так, Священное Писание или же Библия была не только священной книгой для верующих, но и каноном мышления для философов. Ответы на все интересующие вопросы нужно было искать там. Библию изучали, цитировали, комментировали, но никогда не подвергали критике. Все новые, отличные от библейских учений, идеи подавлялись.
  • Традиционализм и ретроспективность мышления — отрицание любых новых идей, приверженность традициям. Подавлялись и осуждались новаторство, креативность, индивидуализм, доверять можно было только древним источникам знаний, причём чем он древнее, тем по́длиннее, и тем больше можно доверять истинам, в нём изложенным.
  • Комментаторство и экзегетичность. Комментаторский жанр преобладал над остальными, так как Священное Писание не поддавалось ни анализу, ни критике. Однако же Библия содержала много непонятных, противоречивых догматов и поэтому христианские экзегетики ставили перед собой задачу толкования священных текстов, таблиц, чтобы разъяснить все противоречия, проинтерпретировать их для понимания простых людей.
  • Дидактизм. Общие установки, заложенные в Библии, носили характер проповедничества, являясь нравоучениями. Они побуждали человека к образованию, воспитанию, спасению жизни путём примыкания к религии и Богу.

Основные представители

Тертуллиан (160—220 гг.) — христианский писатель из Карфагена

Тертуллиан (160—220 гг.) — христианский писатель из Карфагена, представитель апологетики. Его основная позиция заключалась в том, что философия абсолютно чужда христианству, а потому и религии в целом. Вера в Бога уже истина, а потому не требует доказательств и философских рассуждений по этому поводу.

Парадокс в том, что осуждая греческих философов, но при этом считая очевидными и верными некоторые кинические и сократовские положения, Тертуллиан всё же начал включать их в своё учение.

Писатель считал, что человек должен хранить христианскую веру, заниматься самопознанием и аскетизмом. Философия же, по его мнению, всё извращает, лишние мудрствования в виде философских учений только отвлекают от истины, которую даёт религия.

Августин Блаженный (354—430 гг.) — один из представителей ранней средневековой философии, выдающийся систематизатор патристики, носил титул епископа гиппонского в Северной Африке. Содержание его трудов носило крайне теоцентричный, противопоставленный пантеизму, характер. Бог не имеет телесного обличия, но при этом является отдельной личностью, находящейся во взаимосвязи с сотворённым им миром. Им была выдвинута идея о бесконечности божественного начала. Теории Августина о бытии и познании близки к направлению неоплатонизма.

Августин Блаженный

Европейский философ солидарен с неоплатонистами в том, что всё сущее является добром, а зло — не отдельные материальные объекты, а отсутствие добра. Блаженный критикует скептицизм, направляя людей доверять лишь собственным ощущениям и чувствам, но никак не разуму. Отсюда принцип резкого возвышения церкви и порицания государства.

В своих ранних учениях философ заявлял, что время для него — характеристика изменения, но не более. Не существовало никакого времени до момента создания Богом мира, прошлое — это память, будущее — надежда. Здесь присутствует гносеологический аспект средневековой философской мысли, что познание мира происходит исключительно через Бога.

Однако позднее Августин Блаженный стал сторонником религиозного фатализма. В пример тому он приводил существование пророков, способных лицезреть будущее, а значит, оно где-то есть.

В отказе от собственных взглядов путём выявления в них ошибок и заблуждений заключался путь Августина Блаженного к совершенствованию.

Фома Аквинский

Фома Аквинский (1226—1274) — философ и богослов из Аквино, близ Неаполя. Известен тем, что систематизировал знания ортодоксальной схоластики. Его основной идеей было то, что вера (религия) и разум (философия) — это разные пути, ведущие к одной цели. Тем не менее предметы познания двух наук не всегда совпадают. Есть проблемы, открытые вере и разуму, то есть те, что могут быть логически доказаны (естественная теология). Среди них вопрос о существовании и единстве Бога, бессмертии души. Однако существует много истин, неподвластных разуму (священная теология). Например, троичность Бога, непорочное зачатие и другие.

Фома Аквинский, в отличие от Августина Блаженного, считал, что разум, независимо от веры, способен постигать отдельные истины. Но для спасения человеку необходимо знать нечто такое, что недоступно понять только разумом и можно познать лишь через божественное откровение.

Значение философии средневековья для последующего развития науки заключалось в том, что она стала связующим звеном между философией Античности и эпохи Возрождения, ведь сохранила и развила ряд античных философский идей христианского учения. Философия Средних веков формулируется путём господства религии, но равноправием веры и разума. На основе её догматов сформировались многие современные научные дисциплины.

Философия Средневековья – это христианская философия, т.е в этот период развития общества, могли подняться те философы, которые думали так как надо было церкви, их взгляды основывались на Боге.

В это время шло тесное переплетение средневековья и античности. Появились новые философские течения – патристика и схоластика.

Местом рождения новых философских взглядов принято считать Средиземноморье. Именно в это время рушится старый мир, и зарождаются новые взгляды на жизнь.

Лидирующие науки были философия и богословие. В этот момент были четко определены, какие цели, задачи и функции выполняет философии этого периода.

Главная цель философии этого периода считается укрепление знаний о Боге. А главная задача философии, которую решали мыслители, как правильно объяснить Священное Писание, и доказать то, что Бог существует.

Итак, патристика (II -VII века) представляет собой первое ответвление средневековой философии. Мыслители этого ответвления все свои идеи развивали на основе Библии.

Послания апостолов, записанные в Писании, считаются первыми христианскими философскими идеями, но они были разбавлены идеями античной философии.

Главный принцип патристики – во главе всего во вселенной стоит Бог. Второй принцип - весь мир и окружающий нас мир создал Бог. Третий принцип - человек создание Божье.

Философы работающие в этом направлении: Тертуллиан, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Августин Блаженный и другие.

Главное утверждение христианской философии: человек зависит от воли Бога.

Схоластика второе направление философии средневековья. Она тяготела к идеям античных ученых таких, как Аристотель и Платон.

В этом направлении работали учёные: Фома Аквинский, Иоанн Эриугена, Бонавентура. Лидером схоластической науки был Фома Аквинский.

Он думал, что предназначение философии в том, чтобы через неё утверждать религию и её каноны.

В религии он усматривал лучшее выражение философской рефлексии.

Для Фомы Аквинского Бог был связан с благом, радостью, любовью. Он считал что и люди и животные обладают душой, но у людей есть и разум, через который они постигают Бога.

По учению схоластов, понять мир можно только разумом. Но без особенных методов понять мир нельзя. Надо знать, что существует два разума человеческий, и божественный.

В конце этапа средневековья появляется учение номиналистов, в нем есть зачаток материализма, поэтому церковь их запретила. К ним относились Пьер Абеляр и Иоанн Росцелин. Но и они не отрицали существование Бога во вселенной.

Средневековая философия

Популярные сегодня темы

Эта болезнь оставила страшный след в истории человечества, унеся многие десятки миллионов жизней. Она опустошала города в различных странах, причиняя страдания и смерть заболевшим

Рыбы относятся к животному миру, и это значит, что у них имеется позвоночник. Они живут в воде и дышат при помощи жабр. Практически у всех видов рыб нет легких.

Ежедневная жара, сильный ветер со скоростью до 100 к/ч гонит раскаленный и очень сухой воздух, резкие перепады температуры воздуха (днем до + 50° С, ночью может снизиться до + 5° С)

Читайте также: