Коррупция как социальное явление сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Цели:üСпособствовать формированию знаний о корнях, причинах коррупции, основных направлениях борьбы с ней; выработке у учащихся негативного отношения к данному явлению.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_k_uroku_obshchestvoznaniya_korruptsiya-kak_sotsialnoe_yavlenie.pptx 978.72 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цели занятия: Способствовать формированию знаний о корнях, причинах коррупции, основных направлениях борьбы с ней; выработке у учащихся негативного отношения к данному явлению.

Коррупция - использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды , противоречащее установленным правилам Коррупция - понятие собирательное , охватывающее правонарушения самого различного вида. Это ряд должностных преступлений, таких, как взяточничество, злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий, незаконный протекционизм, служебный подлог и многое другое.

1957 г. По декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества По Уголовному кодексу за взяточничество полагался расстрел Официальная борьба приостановлена, так как коррупция считалась редким явлением 1991 г. Расцвет коррупционной системы после развала СССР. Начало приватизации XX век

слабость государства, то есть безответственная и неэффективная власть; Главные причины коррупции в России: неразвитость гражданского общества, неконкурентоспособность , сырьевая направленность и теневой характер экономики, несовершенство законодательства, смена морально-духовных ценностей на личностном уровне

Виды коррупции Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм ).

КОРРУПЦИЯ Формы коррупции ВЗЯТКА - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего РАСТРАТА - хищение чужого имущества , вверенного виновному МОШЕННИЧЕСТВО - преступление, состоящее в получении имущественной выгоды посредством обмана ВЫМОГАТЕЛЬСТВО - требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей

Сфера коррупции любые законно функционирующие органы и структуры власти и управления, вне зависимости от того, кем они представлены: должностным лицом (в том числе высшим, занимающим государственную должность РФ, субъекта РФ или главы местного самоуправления), служащим, управляющим и служащим в коммерческой организации.

Пословицы о коррупции: Не подмажешь, не поедешь. Сухая ложка – рот дерет. У него руки с ящичком. Речист, да на руку нечист. У него карманы больно емки. Приказчик – грош в ящик. пятак в сапог. Краденная кобыла не в пример дешевле купленной обойдется.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профилактика и предупреждение социально-негативных явлений
Иждивенчество как социальное явление

Познакомство детей с понятиями иждивенчество, иждивение, иждивенец, самостоятельность. формировать чувство поддержки, сопереживания к окружающим; .

Иждивенчество как социальное явление

Познакомить детей с понятиями иждивенец, иждивенчество, иждивение и самостоятельность. Воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания.


Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Коррупция как социальное явление" 10-11 классы

В работе рассматривается история возникновения такого явления как "коррупция" с допетровских времен до наших дней.


Социальное явление спорта

Решение проблем и вопрос спорта в обществе, жизни.


исследовательская работа "Бедность как социальное явление"

Меня заинтересовало несоответствие между положительной динамикой экономического развития и сохраняющемся количеством граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Изучение проблемы социальной бе.

Коррупция(от лат. corruptio - разламывать, портить, повреж­дать) – это социальное явление, характеризующееся с одной стороны подкупаемостью, продажностью должностных лиц, и с другой – корыстным использованием официальных служебных полномочий, связанного с ними авторитета, возможностей, связей.

Выделяют следующие виды коррупционных наруше­ний: 1) гражданско-правовые проступки; 2) административные проступки и 3) преступления.

К гражданско-правовым коррупционным проступкамотно­сятся, например, принятие в дар и дарение подарков государствен­ным и муниципальным служащим в связи с их должностным поло­жением, если стоимость подарка при этом превышает пять мини­мальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ).

К административным коррупционным проступкамотносят­ся: а) административное правонарушение, ответст­венность за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях, - мелкое хищение государственного имущества путем злоупотребления служебным положением (ст. 49); б) дисциплинарные проступки (вид административных нарушений), выражающиеся в нарушении государственными и муни­ципальными служащими законодательства о государственной службе.

Коррупционные преступления - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном полу­чении государственными или муниципальными служащими ка­ких-либо преимуществ (имущества, услуг или льгот).

К коррупционным преступлениям в первую очередь можно отнести: 1) получение взятки (ст. 290 УК РФ), 2) дача взятки (ст. 291 УК РФ), 3) служебный подлог (ст. 292 УК РФ), 4) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), 5) незаконное участие в предпринимательской деятель­ности (ст. 289 УК РФ). Кроме перечисленных можно также выделить: 6) превышение должностных полномочий; 7) преступления против службы в коммерческих организациях; 8) привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; 9) незаконное освобождение от уголовной ответственности и другие.

Общий объем коррупционной преступности (в узком смысле слова) составляет в России более 14 тыс. преступлений в год. Из них получение взятки - более 3,5 тыс., дача взятки - более 2 тыс. случаев в год.

Способы совершения коррупционных преступлений:

В дальнейшем в связи с полученным незаконным вознаграждением должностное лицо выполняет указанные взяткодателем действия. При этом взятка, во-первых, берется либо до (чаще), либо после (в этом случае ее нужно различать с благодарностью) совершения необходимых действий, а, во-вторых, совершаемые должностным лицом действия могут быть либо предписаны ему по должности, либо выходить за рамки его должностных полномочий.

Обращаю внимание, что коррупция не сводится лишь к получению денежных средств. Выгода может быть получена в форме оказываемых услуг, приобретения статуса, политического влияния или престижа.

Коррупционная преступность имеет свою особенность - этот вид преступности отличается высоким общественным положением субъектов коррупции. Так, среди привлеченных к ответственности в 2008 году коррумпированных должностных лиц 41,1% были сотрудниками министерств, комитетов и их структурных подразделений, 26,5% - сотрудники правоохранительных органов, 11,7% - работники контролирующих органов, 3,2% - работники таможенной службы, 0,8% - депутаты, 7,8% - прочие.

Высокий статус коррупционеров, несовершенство антикоррупционного законодательства в России и в целом коррупционность самой России объясняет высокую латентность коррупционной преступности. В РФ в настоящее время выявляется менее 2% (это еще оптимистическая цифра), по мнению специалистов 0,1% от реального числа таких преступлений.

Субъективными факторами латентности коррупционных преступлений являются: 1) отсутствие реальной государственной политики в противодействии этому социальному явлению; 2) недостаточно высокий профессиональный уровень сотрудников, привлекаемых к этой деятельности; 3) несоответствие этических норм, установленных в России, с личными принципами многих должностных лиц. Отсутствие служебного роста, низкая заработная плата и отсутствие необходимости декларировать доходы и расходы свои, своих родных и близких для государственных и муниципальных служащих способствуют существованию у нас коррупции.

Основные направления профилактики коррупции: формирование правового государства и становление в России гражданского общества, контролирующего данное государство; признание существования коррупции и разработка мер по ее искоренению; оценка эффективности стратегии и методики по искоренению коррупции. Коррупция как социальное явление неустранима до тех пор, пока существует государственно организованное общество. Однако ее можно уменьшить до допустимых пределов.

Средства локализации и уменьшения коррупции:

1) формирование и развитие системы предварительного анализа и прогнозирования коррупции. Подобная система позволит выявить проблемы при осуществлении должностных полномочий, недостатки должностных лиц, предпосылки злоупотребления служебным положением;

2) этическая подготовка должностных лиц, в рамках которой необходимо обеспечить создание, развитие и внедрение этических стандартов, формирование положительно направленных нравственных ориентиров, формирование здорового морального климата в коллективах;

3) набор и отбор на службу квалифицированных кадров, для чего необходимо определить должный начальный уровень квалификации и личностные характеристики потенциальных сотрудников;

4) обеспечение дисциплинарного порядка. Правила и порядок влияют на степень подверженности служащего воздействию факторов коррупции. Контроль, подотчетность и должная дисциплина повышают защищенность от коррупции и предотвращают случаи злоупотребления служебным положением. Также проведение жесткой дисциплинарной политики необходимо для увеличения шансов обнаружения и задержания коррумпированных сотрудников.

5) формирование системы ежегодного декларирования доходов и расходов как должных лиц, так и их ближайших родственников с установлением соответствующих санкций как за сокрытие доходов, так и в случае невозможности объяснения источников для тех или иных расходов;

6) активная и грамотная реализация уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией и т.д.

2. Когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (скажем, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса) создает для этого искусственные незаконные преграды, он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки, что часто и происходит. Эта ситуация также ближе к традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.

3. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например - фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

4. Наконец, бывают ситуации, когда чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду — их не разоблачают.

Надо иметь в виду, что этим перечислением не исчерпывается феномен коррупции.

Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Коррупция существует и в негосударственных организациях. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни — кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых — изъять деньги и исчезнуть.

Виды и эволюция коррупции

Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов, государственными бюрократами, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения. Однако в более общем смысле слова участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм; взятки могут давать не деньгами, а в иной форме; инициаторами коррупционных отношений часто выступают не госчиновники, а предприниматели. Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции (Табл. 1).

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина)

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии)

Еще более актуальной проблема стала в 1990-е, когда постсоциалистические страны продемонстрировали размах коррупции, сопоставимый с ситуацией в развивающихся странах. Часто возникала парадоксальная ситуация, когда одно и то же лицо одновременно занимало важные посты и в государственном, и в коммерческом секторах экономики; в результате многие чиновники злоупотребляли своим положением, даже не принимая взяток, а непосредственно защищая свои личные коммерческие интересы. Таким образом, общие тенденции эволюции коррупционных отношений в 20 в. – это постепенное умножение их форм, переход от эпизодической и низовой коррупции к систематической верхушечной и международной.

Причины коррупции

Теоретические основы экономики коррупции были заложены в 1970-е в работах американских экономистов неоинституционального направления. Главная их идея заключалась в том, что коррупция появляется и растет, если существует рента, связанная с государственным регулированием различных сфер экономической жизни (введением экспортно-импортных ограничений, предоставлением субсидий и налоговых льгот предприятиям или отраслям, наличием контроля над ценами, политикой множественных валютных курсов и т.д.). При этом на коррупцию сильнее нацелены те чиновники, которые получают низкую зарплату. Позднее эмпирические исследования подтвердили, что масштабы коррупции снижаются, если в стране мало внешнеторговых ограничений, если промышленная политика строится на принципах равных возможностей для всех предприятий и отраслей, а также если зарплата чиновников выше, чем у работников частного сектора той же квалификации.

В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Например, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

В тех странах, где действуют все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная.


В этой модели центральное правительство действует как принципал (П): оно устанавливает правила и назначает агентам (А), чиновникам среднего и низшего звена, конкретные задачи. Чиновники выступают при этом как посредники между центральным правительством и клиентами (К), отдельными гражданами или фирмами. В обмен на оплату налогов агент от имени принципала предоставляет клиентам различные услуги (лицензирует деятельность фирм, выдает гражданам социальные пособия, осуществляет найм работников на государственную службу и т.д.). Например, в рамках налоговой службы принципалом выступает государство в лице руководителя налоговой службы, агенты – это сборщики налогов, а в качестве клиентов выступают все налогоплательщики. В обмен на выплату налогов налогоплательщики получают возможность легально функционировать, в противном случае их ожидают штрафы и прочие наказания.

коррупция = монополия + произвол – ответственность .

Это значит, что возможности коррупции прямо зависят от монополии государства на выполнение некоторых видов деятельности (например, производить закупки оружия) и от бесконтрольности деятельности чиновников, но обратно зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления.

Измерение коррупции

Масштабы коррупции довольно трудно оценить. Это связано, прежде всего, с тем, что она (как и другие виды теневой экономической деятельности) в принципе укрыта от официального статистического учета. Поскольку у государственных чиновников больше возможностей скрыть свои правонарушения, чем у рядовых граждан, то коррупция отражена в криминальной статистике слабее многих других видов преступлений. Кроме того, многие виды коррупции даже не связаны прямо с выплатой денежных вознаграждений, а потому не могут получить стоимостную оценку.

Чтобы получить сравнительные данные о степени развития коррупции в разных странах, чаще всего используют социологические опросы и экспертные оценки.

Исследования Transparency International показывают сильную дифференциацию стран мира по степени развития коррупции (Табл. 2).

Таблица 2. ИНДЕКСЫ ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ СТРАН МИРА
СТРАНЫ Индекс восприятия коррупции
1995 1999 2003
Высокоразвитые страны
Финляндия 9,1 9,8 9,7
Дания 9,3 10,0 9,5
Швеция 8,9 9,4 9,3
Канада 8,9 9,2 8,7
Великобритания 8,6 8,6 8,7
Германия 8,1 8,0 7,7
Ирландия 8,6 7,7 7,5
США 7,8 7,5 7,5
Япония 6,7 6,0 7,0
Франция 7,0 6,6 6,9
Испания 4,4 6,6 6,9
Италия 3,0 4,7 5,3
Развивающиеся страны
Сингапур 9,3 9,1 9,4
Гонконг 7,1 7,7 8,0
Чили 7,9 6,9 7,4
Ботсвана 6,1 5,7
Тайвань 5,1 5,6 5,7
Ю.Корея 5,6 3,8 4,3
Бразилия 2,7 4,1 3,9
Мексика 3,2 3,4 3,6
Египет 3,3 3,3
Индия 2,8 2,9 2,8
Аргентина 5,2 3,0 2,5
Индонезия 1,9 1,7 1,9
Кения 2,0 1,9
Нигерия 1,6 1,4
Страны с переходной экономикой
Словения 6,0 5,9
Эстония 5,7 5,5
Венгрия 4,1 5,2 4,8
Куба 4,6
Белорусь 3,4 4,2
Чехия 4,6 3,9
Польша 4,2 3,6
Китай 2,2 3,4 3,4
Армения 2,5 3,0
Россия 2,4 2,7
Узбекистан 1,8 2,4
Украина 2,6 2,3
Азербайджан 1,7 1,8
Грузия 2,3 1,8

коррупция обычно выше в бедных странах, но ниже в богатых;

коррупция в целом ниже в странах западноевропейской цивилизации и выше в периферийных странах.

Сравнение индексов восприятия коррупции за разные годы показывает, что многие страны за относительно короткий промежуток времени серьезно меняют степень коррумпированности. Например, в таких странах как Италия и Испания ситуация заметно ухудшилась, а в Аргентине и Ирландии улучшилась. Впрочем, делать межвременные сравнения индексов CPI надо очень осторожно, поскольку изменения балльных оценок страны могут быть результатом не только изменившегося восприятия коррупции, но и изменившихся выборок и методологии проведения опросов.

Таблица 3. ИНДЕКСЫ ВЗЯТКОДАТЕЛЕЙ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ СТРАН МИРА
Страны Индекс взяткодателей
2002 1999
1 Австралия 8,5 8,1
2 Швеция 8,4 8,3
3 Швейцария 8,4 7,7
4 Австрия 8,2 7,8
5 Канада 8,1 8,1
6 Нидерланды 7,8 7,4
7 Бельгия 7,8 6,8
8 Великобритания 6,9 7,2
9 Сингапур 6,3 5,7
10 Германия 6,3 6,2
11 Испания 5,8 5,3
12 Франция 5,5 5,2
13 США 5,3 6,2
14 Япония 5,3 5,1
15 Малайзия 4,3 3,9
16 Гонконг 4,3 Для этой страны индекс не рассчитывался
17 Италия 4,1 3,7
18 Южная Корея 3,9 3,4
19 Тайвань 3,8 3,5
20 Китай 3,5 3,1
21 Россия 3,2 Для этой страны индекс не рассчитывался

Влияние коррупции на общественное развитие

Коррупция сильно и, как правило, негативно влияет на экономическое и социальное развитие любой страны.

Экономический вред откоррупции связан, прежде всего, с тем, что коррупция является препятствием для реализации макроэкономической политики государства. В результате коррупции низших и средних звеньев системы управления центральное правительство перестает получать достоверную информацию о реальном положении дел в экономике страны и не может добиться реализации намеченных целей.

Коррупция серьезно искажает сами мотивы государственных решений. Коррумпированные политики и чиновники в большей мере склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки. Они скорее склонны финансировать производство, например, боевых самолетов и другие крупные инвестиционные проекты, чем издание школьных учебников и повышение зарплаты учителей. Известен анекдотический пример, когда в 1975 в Нигерии щедро подкупленное правительство сделало за рубежом заказы на столь гигантское количество цемента, которое превосходило возможности его производства во всех странах Западной Европы и в СССР вместе взятых. Сравнительные межстрановые исследования подтверждают, что коррупция сильно деформирует структуру государственных расходов: коррумпированные правительства выделяют средства на образование и здравоохранение гораздо меньше, чем некоррумпированные.

Что касается социальных негативных последствий коррупции, то она, как общепризнанно, ведет к несправедливости – к нечестной конкуренции фирм и к неоправданному перераспределению доходов граждан. Дело в том, что дать более крупную взятку может не самая эффективная легальная фирма, или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан. Наиболее опасна коррупция в системе сбора налогов, позволяя богатым уклоняться от них и перекладывая налоговое бремя на плечи более бедных граждан.

Таблица 4. ЧАСТОТА И РАЗМЕРЫ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТОК В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ в конце 1990-х (согласно исследованиям европейского банка реконструкции и развития и всемирного банка).
Страны Процент фирм, часто дающих взятки Средний процент взяток от ежегодного дохода фирм
Азербайджан 59,3 6,6
Армения 40,3 6,8
Белорусь 14,2 3,1
Болгария 23,9 3,5
Венгрия 31,3 3,5
Грузия 36,8 8,1
Казахстан 23,7 4,7
Киргизия 26,9 5,5
Литва 23,2 4,2
Молдова 33,3 6,1
Польша 32,7 2,5
Россия 29,2 4,1
Румыния 50,9 4,0
Словакия 34,6 3,7
Словения 7,7 3,4
Узбекистан 46,6 5,7
Украина 35,3 6,5
Чехия 26,3 4,5
Хорватия 17,7 2,1
Эстония 12,9 2,8

Борьба с коррупцией

Коррупция в России. Для отечественной истории, как и для истории других отстающих в развитии стран, характерна высокая зараженность государственного аппарата коррупционными отношениями.

Зарождение коррупции как негативного явления свойственно обществу, которое находится под влиянием власти и денег. Практически коррупция начала свое существование с возникновением государства и появлением должностных лиц, принимающих решение от имени государства. Коррупция в системе государства существует в связи с тем, что чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия решений. К таким ресурсам могут относиться бюджетные средства государственная или муниципальная собственность, государственные заказы, льготы и т.п.

В последний период на фоне сложившейся общественно-политической и социально-экономической обстановки постоянно констатируются факты коррупции. Поэтому коррупция в органах государственной власти и управления современной России является наиболее острой проблемой, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества. Кроме того, государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может считаться ни демократическим, ни правовым, ни социальным.

Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу тем, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость принимаемых государственных решений. Опасность коррупции представляется, прежде всего, в том, что за принимаемыми решениями чиновников стоит практическая деятельность, которая не всегда может иметь для общества и государства позитивный характер. Коррупция снижает эффективность промышленной политики и побуждает частный бизнес действовать в теневом секторе, нарушая налоговое, административное и уголовное законодательство. В то же время способствующим фактором развитию коррупции является сложная система государственного управления, где взятки порой являются действенным средством принятия решений.

Развитие государства приводит к увеличению бюрократического аппарата, необходимого для реализации государственных интересов. Эта тенденция создаст условия для использования чиновниками своих полномочий в корыстных целях.

Вместе с тем коррупция с развитием государства и общества эволюционировала, проявляя себя в различных формах, о чем говорят принимаемые законодательные решения по ее ограничению.

Рассматривая коррупцию как социальное явление, необходимо устанавливать исторические корни тех противоправных действий, которые считаются коррупционными.

Как свидетельствуют исторические документы, в Египте, Римской империи. Древнем Китае, Греции коррупция развивалась в форме казнокрадства, взяточничества.

О мздоимстве на Руси упоминается уже в летописях XIII в. Первым, кто попытался активно пресекать расхищение государственной казны в Московии, был Иван Грозный, который определил взяточникам наказание — смертную казнь.

Иногда население реагировало жестокими бунтами против лихоимства нечестных властителей. Так, в 1648 г., во время правления Алексея Михайловича, Тишайшего, в Москве вспыхнул народный бунт, который закончился победой горожан. При этом часть города вместе с немалым числом горожан сгорела. Царь был вынужден отдать на растерзание толпы двух воров: главу Земского приказа Плещеева и главу Пушкарского приказа Траханиотова.

Императорский период, со времени правления Петра I, представляется наиболее характерным по распространению коррупции, так как в это время происходит бурное развитие промышленного производства и торговых отношений России с другими государствами, что привело к увеличению управленческого аппарата. Для упорядочения исполнения служебных обязанностей были введены правила несения гражданской службы, которые закрепились в Табели о рангах. Петр I принимал жесткие меры по искоренению казнокрадства, взяточничества, особенно в аппаратах приказов и губерний, которые стали формироваться в России с 1709 г. Так, после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Несмотря на столь суровые меры, царские чиновники продолжали использовать свое должностное положение в корыстных целях.

В начале XX в., особенно в годы реформаторской деятельности премьер-министра С.Ю. Витте, была активизирована борьба с коррупцией в среде чиновничества. Витте добился изменений в Уставе о службе гражданской с 1894 г., чтобы вместо старой бюрократии из числа дворян смогли поступить в Министерство финансов новые образованные и деловые люди из числа недворян.

Сталинский этап советского периода характеризуется относительно низким уровнем уголовных преступлений коррупционной направленности. Действовавшая с 1926 по 1960 г. норма в Уголовном кодексе РСФСР за должностные (служебные) преступления, в том числе и за взяточничество, устанавливала уголовную ответственность лиц, занимавших должности в государственных органах, учреждениях, на предприятиях, в организациях. Жесткий и тотальный контроль спецслужб за поведением и деятельностью не только служащих, но и рядовых граждан создавал атмосферу, не совместимую с коррупцией.

Низкому уровню коррупции способствовала тогда абсолютная экономическая зависимость должностных лиц от государства и жесткий централизм власти. Кроме того, всеобщая секретность и преследование за несогласие с политикой существующего режима были серьезным барьером для коррупции.

В послесталинский период с ослаблением тотального контроля коррупция в стране стала эволюционировать, и ко времени распада СССР увеличилась по абсолютным показателям в шесть раз. Происходил процесс социального и имущественного расслоения общества. Активно утверждалась государственная, партийная, хозяйственная элита как особая социальная группа с внутренними горизонтальными связями, корпоративными интересами и ценностями.

Основными факторами коррупционной деятельности, наносящей ущерб советскому обществу и государству, являлись отпуск дефицитной продукции, выделение оборудования и материалов, сокрытие махинаций, изменение плановых заданий, назначение на должности в партийных и советских органах. Показательным в этом тане являются уголовные дела в отношении партийного руководителя Краснодарского края Медунова, министра МВД Щелокова, секретаря ЦК КП Узбекистана Рашидова и другие. Плановость, строгий подбор в номенклатуру, где не учитывались профессиональные и нравственные качества, круговая порука создавали условия для развития коррупции.

История борьбы советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой этой властью.

Современный период характеризуется еще большим усилением коррупционной деятельности. Показательным в этом плане является отток капиталов за границу. По некоторым данным, вывезено капиталов до 300 млрд. долл. Здесь находится часть денег из полученных кредитов международных финансовых институтов. В 1995 г. в Государственной Думе рассматривался проект закона об амнистии лиц, совершивших противоправные деяния, связанные с размещением активов за рубежом, которая нужна была в первую очередь криминальной элите для обеспечения личной безопасности.

Ряд российских аппаратных чиновников пришли во власть не по реформаторским соображениям и профессиональным данным, а в целях обогащения. Это создало условия для развития коррупции в органах власти.

Рассмотрим понятия, которыми определялась коррупция на разных этапах общественного развития.

Так, в Римском праве слово corruptio понималось как совращение, подкуп, упадок и значилось противоправным действием.

Если в первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором — как о социальном явлении, направленном на разрушение системы в целом. Отсюда можно сделать вывод, что социальная сущность коррупции выражается в деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат непригоден для выполнения функций государственного управления и бесполезен для общества.

Согласно существующим международным оценкам государственную коррупцию можно определить как нелегитимное, незаконное использование государственных ресурсов в частных целях, в том числе и для личного обогащения.

Кроме того, коррупция трактуется как покупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Акцент в этих определениях делается на субъектах данного явления, преступное поведение которых исходит со стороны должностных лиц органов государственного управления, власти и местного самоуправления.

В научной литературе акцент делается на коррупции как социальном явлении, порожденном социальными противоречиями общества государства, его властных структур, а также на противоречиях между корыстным поведением отдельных лиц и общественными ценностями. Происходит разложение власти, государственные, муниципальные лица, уполномоченные на исполнение государственных функций, используют свое служебное положение для личного обогащения или в иных интересах. В этом плане в основе коррупционной деятельности находится не только и не столько преступное поведение определенного чиновника или должностного лица, сколько определенная социальная обстановка, порождающая данное зло.

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; это совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Теоретические и нормативные обобщения такого явления, как коррупция, позволяют рассмотреть ее предпосылки и тенденции как вида преступной деятельности. Реальная практика взаимоотношений государственных чиновников и граждан показывает наличие различных интересов, которые приводят к социальным противоречиям. Одно из таких социальных противоречий — смешение целей и интересов представителей государственных органов, облеченных управленческими полномочиями, в сторону извлечения из своего служебного положения личной выгоды.

Наиболее распространенной ситуацией коррупционных действий может служить поведение должностного лица, которое принимает противоправное решение, в том числе если оно неприемлемо для общественного мнения, из которого извлекает выгоду некоторая другая сторона (например, фирма получает государственный заказ), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение. Характерным признаком при этом будет нарушение закона при принятии решения.

Следует учитывать нравственные издержки от коррупции, влекущие за собой сложные последствия для общественного мнения, грозящие подрывом демократических ценностей, стабилизации общества в целом. Поэтому коррупция может быть рассмотрена как система отношений, основанная на противоправной деятельности должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам.

Одновременно рассматривать коррупцию с позиций социального и правового понимания, видимо, недостаточно, так как коррупционные действия совершаются не спонтанно, а в результате заранее спланированных мероприятий профессионально подготовленными лицами и располагающими определенным административным ресурсом, что заставляет оценивать и психологическую составляющую участников такого процесса. Без понимания мотивации нарушения служебного долга ради корыстной выгоды трудно решать проблему борьбы с коррупцией.

Как показывают исследования данного феномена в разных странах, несмотря на определенные различия в культуре и ценностях, существует универсальный и главный мотиватор человеческой деятельности: корыстный интерес, выгода.

Вечность коррупции, ее наличие в любом обществе и при любой социально-экономической формации свидетельствуют о ее функциональности, т.е. о том, что она удовлетворяет определенные потребности общественной системы, играет специфическую роль в ее сохранении. Считается, что коррупцию нельзя искоренить до конца, поскольку она служит индикатором здоровья общества. С этой позиции коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами носителей коррупционных отношений, но и рядом других обстоятельств.

Одни лишь формальные, закрепленные в законах и иных нормативных правовых актах отношения между государственными и негосударственными структурами не могут обеспечить полноценного функционирования государственного управления и объективно в любом обществе дополняются неформальными отношениями. Специфическим видом этих неформальных отношений и является коррупция, которая представляет собой особую социальную структуру, совокупность устойчивых и универсальных норм, принципов.

Кроме того, развитие коррупции приводит к правовому нигилизму, к снижению чувства долга перед Родиной и государством. Распадается и система моральной регуляции — такие общепринятые и широко распространенные представления о добре и зле, о нравственном и безнравственном нивелируются.

Как показывает анализ коррупционных явлений, в последние годы коррупция становится практически открытой.

Основные причины такого положения следующие:

  • правонарушения со стороны чиновничьего аппарата связаны с управленческой деятельностью, которая, несмотря на провозглашенный принцип открытости, остается в значительной степени закрытой, конфиденциальной;
  • в совершаемых должностных преступлениях, как правило, нет прямых и непосредственных потерпевших, а также свидетелей, заинтересованных в обнародовании таких фактов. Практически обе стороны заинтересованы в сохранении проводимой сделки в тайне;
  • преступные коррупционные действия совершаются с использованием изощренных способов и современных методов защиты от разоблачения;
  • лица, относящиеся к сфере власти и управления, имеют больше возможностей избежать реальной уголовной ответственности.

Особенность коррупции состоит в том, что она развивается в сфере управления, в сфере функциональных отношений должностных лиц, она дублирует, замещает собой функциональные отношения должностных лиц. Расширение коррупционной деятельности постоянно втягивает в сферу противоправных отношений все больше участников. Это уже не отдельные криминальные факторы, а противоправное явление в обществе.

Коррупция как социальное явление имеет ряд качественных признаков:

  • расхождение интересов коррумпированной элиты с интересами большинства общества; использование со стороны коррумпированных элементов методов принуждения; неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений;
  • нелегитимность использования участниками коррупционных отношений материальных и нематериальных благ, принадлежащих обществу и государству;
  • неформальность поведения управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ. Как социальный феномен, она охватывает все формы злоупотреблений, при которых должностные полномочия используются в личных целях, причем эти цели не обязательно должны быть только материальными;
  • нарушение интересов общества, социальных групп, отдельно взятой личности; оказания влияния на внутреннюю и внешнюю политику государства на государственно-правовые механизмы; воздействие на общественные и личные взгляды; формирование определенных морально-нравственных установок и критериев поведения в обществе.

Взгляды в обществе на коррупцию различны, поэтому существуют разные мнения о причинах коррупции, ее влиянии на систему государственного управления. Ряд авторов, рассматривая коррупцию как злоупотребление общественным доверием в корыстных целях, одновременно дают данному феномену следующие характеризующие ее черты:

  • сознательное подчинение интересов государства, общества личным интересам;
  • конфиденциальность принимаемых решений и их осуществление;
  • наличие личных взаимовыгодных обязательств между договаривающимися сторонами;
  • непосредственное взаимодействие между тем, кто принимает от имени государственного или общественного органа решение, и заинтересованным в положительном решении лицом;
  • понимание обеими сторонами противоправности действий;
  • готовность должностного лица использовать свое положение в корыстных целях.

Коррупция, являясь препятствием для политического, экономического, социального развития страны, имеет тенденцию к расширению и дальнейшему развитию, используя местные особенности и традиции.

При определении содержательной стороны коррупции наряду с ее социальной стороной приоритет все же отдается правовому аспекту. Поэтому коррупция должна иметь отличительный характер от преступных действий, предусмотренных уже существующими статьями УК РФ. В большей части к коррупции относят действия, относящиеся к получению взятки, злоупотреблению служебным положением.

Удельный вес взяточничества в структуре должностных преступлений составляет 34—36%. По рейтингу коррумпированности чиновников и политиков Россия сегодня находится в десятке самых неблагополучных стран мира наряду с Венесуэлой, Камеруном. Индией и Индонезией.

Распространение криминального лоббизма, корыстного сговора должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан, необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, создание лжепредприятий — все это составляет угрозу существованию общества и государства в целом.

Читайте также: