Сообщение русские лингвисты о синтаксисе
Обновлено: 05.07.2024
2 ПЕШКОВСКИЙ А.М. Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский (11 (23) августа 1878, Томск 27 марта 1933, Москва) российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; также занимался вопросами практического преподавания русского языка в школе.
4 ВИНОГРАДОВ В.В. Ви́ктор Влади́мирович Виногра́дов (31 декабря 1894 (12 января 1895), Зарайск 4 октября 1969, Москва) русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951).
6 ЩЕРБА Л.В. Лев Влади́мирович Ще́рба (20 февраля (3 марта) 1880, Санкт- Петербург 26 декабря 1944, Москва) российский и советский языковед, академик АН СССР, внёсший большой вклад в развитие психолингвистики, лексикографии и фонологии. Один из создателей теории фонемы. Специалист по общему языкознанию, русскому, славянским и французскому языкам.
10 ВИНОКУР Г.О. Григо́рий О́сипович Виноку́р (5 (17) ноября 1896, Варшава 17 мая 1947, Москва) российский лингвист и литературовед. Труды по русской литературе, истории русского языка, стиховедению, теории словообразования.
11 Основные издания работ Культура языка. М., Русский язык: исторический очерк. М., Избранные работы по русскому языку. М., Филологические исследования. М., О языке художественной литературы. М., Биография и культура. М., Собрание трудов. М., 2000.
12 УШАКОВ Д.Н. Дми́трий Никола́евич Ушако́в (24 января 1873, Москва 17 апреля 1942, Ташкент) русский филолог, член- корреспондент АН СССР (1939).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
ША́ХМАТОВ Алексей Александрович - российский языковед, историк, педагог, академик Петербургской АН . Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблем русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка славян. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки. ША́ХМАТОВ Алексей Александрович [5 июня 1864, Нарва — 1920], российский языковед, историк, педагог, академик Петербургской АН (1894). Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблем русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка славян. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки. ША́ХМАТОВ Алексей Александрович [5 июня 1864, Нарва — 1920], российский языковед, историк, педагог, академик Петербургской АН (1894). Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблем русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка славян. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки.
В истории русской филологии нет главы более яркой, чем деятельность А. А. Шахматова В. В. Виноградов Достигнутое Шахматовым — грандиозно. Д. С. Лихачев * *
Детские годы ученого А. А. Шахматов родился 5 (17 по новому стилю) июня 1864 года в г. Нарве в семье юриста. Раннее детство будущего ученого про шло в Москве и Одессе. В 1870 году он лишился матери, а в 1871 умер и его отец. Детей взял на воспитание их дядя — Алексей Алексеевич Шахматов. Он поселился с семьей в деревне Губаревка Саратовской губернии. В 1875 году Алексей Шахматов в течение трех месяцев обучался в Московской частной гимназии Ф. И. Крейцмана, но потом вследствие болезни продолжил домашнее образование в Губаревке. г. Нарва * *
1883 год - А. А.Шахматов поступил на историко- филологический факультет Московского университета. 1884 и 1886 гг. –диалектологические экспедиции в Олонецкую губернию. 1887 год - присвоено звание кандидата. 1894год - А. А. Шахматову была присвоена степень доктора русского языка и словесности. * * Московский университет.
За большие научные достижения в возрасте 33 лет ученый был избран экстраординарным (т. е. сверхштатным) академиком, а через два года (в декабре 1899) - ординарным, С 1906 г. А. А. Шахматов руководил Отделением русского языка и словесности, был директором I отделения Библиотеки Академии наук. Последние 12 лет научно-педагогической деятельности А. А. Шахматова (с 1908 по 1920) были посвящены преподаванию истории русского языка, русской диалектологи и церковно-славянского языка в Петербургском (с 1914 г. — Петроградском) университете. А. А. Шахматов скончался 16 августа 1920 г. в Петрограде. Жизнь ученого оборвалась рано, но он успел очень много сделать для русского языкознания. * *
A. M. Пешковский родился 23 августа (4 сентября по новому стилю) 1878 г. в Томске. В 1889 году семья Пешковских обосновалась в Крыму. Здесь, в Феодосии, одиннадцатилетний Пешковский пошел в гимназию. В 1897 году будущий ученый окончил Феодосийскую гимназию с золотой медалью и уехал в Москву, где он был принят в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета. А. М. Пешковский не сразу определил, чем будет заниматься в будущем, и только в 1901 году он поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Дважды (в 1899 г. и 1902 г.) А. М. Пешковского исключали из высшего учебного заведения за участие в студенческом движении, поэтому два года он учился в Берлинском университете. Осенью 1902 года он был восстановлен в Московском университете и закончил его в 1906 году. * *
1906 г - А. М. Пешковский начал работать учителем русского и латинского языков в частных гимназиях Москвы. 1914 - 1918 г - преподавал на Высших педагогических курсах Д. И.Тихомирова. 1918 — 1921гг - профессор на кафедре сравнительного языковедения в Екатеринославском (позже Днепропетровском). 1921 год- А. М. Пешковский стал профессором Первого Московского университета и Высшего литературно-художественного института им. В.Я. Брюсова. 1926 - 1932 г.- ученый преподавал на филологическом факультете Второго Московского государственного университета, в Московском педагогическом институте им. Ленина и в Редакционно-издательском институте. * *
По горизонтали. 1. Раздел языкознания, занимающийся изучением говоров какого-либо языка. 2. Усадьба, в которой прошли детские годы А. А. Шахматова. 3. Город, с которым была неразрывно связана жизнь и научно-педагогическая деятельность А. А. Шахматова. 4. Совокупность букв, принятых в данной письменности. 5. Город, в котором родился А. М. Пешковский. 6. Множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой единство частей. 7. Язык, слова которого коллекционировал и исследовал Шахматов-гимназист. 8. Слово, совпадающее но написанию с ему подобным, но отличающееся от него произношением (замок — замок). 9. Город, в котором в 1897 году А. М. Пешковский окончил гимназию. 10. Синоним к слову языковед. 11. Тип связи простых предложений в составе сложного, для которого характерно синтаксическое равноправие элементов. По вертикали. 12. Языки, историю и диалектологию которых изучал А. А. Шахматов. 13. Выдающийся русский ученый-языковед, оказавший влияние на выбор жизненного пути А. А. Шахматова. 14. Раздел лингвистики, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки. 15. Раздел н языке, в котором излагается система написания слов. 16. Слово или словосочетание, точно обозначающее определенное научное понятие. * *
Лингвистическая викторина 1. Круг научных интересов А.А.Шахматова был чрезвычайно широк. Назовите те области науки о языке, которые ученый исследовал и обогатил своими трудами. 2.Чем интересовался в детстве будущий ученый-лингвист А. А. Шахматов? Что коллекционировал Шахматов-гимназист? 3. С кем из ученых-лингвистов познакомился А. А. Шахматов? Кто из ученых- языковедов оказал влияние на выбор его жизненного пути? 4. Что связывало А.А.Шахматова с Губаревкой? 5. Расскажите о реформе русского правописания, сторонником и соавтором проекта которой был А. А. Шахматов. Когда была проведена эта реформа? 6. Назовите основные работы ученого-лингвиста А. М. Пешковского. * *
Научные труды А.А.Шахматова и А.М.Пешковского и в наши дни остаются классическими исследованиями. Основные работы А.А.Шахматова. Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV вв. // Исследования по русскому языку. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1886. Т. I. С. 131—285. Исследования в области русской фонетики // Русский Филологический Вестник. 1893. Т. 29, № 1—2; Т. 30, № 1—4; 1894. Т. 31, № 1. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. Очерк древнейшего периода истории русского языка. Пг.: Тип. Имп. Акад. наук, 1915. L, 369 с. (Энциклопедия славянской филологии; Вып. 11.1 / Имп. Акад. наук. Отд-ние рус. яз. и словесности; Под ред. орд. акад. И. В. Ягича). Повесть временных лет. Пг.: Археогр. комис., 1916. Т. I: Вводная часть. Текст. Примечания. VIII, LXXX, 403 с. (Летопись занятий Археогр. комис.; Вып. 29). Очерк современного русского литературного языка. Л., 1925. (4-е изд. М., 1941). Синтаксис русского языка. Л., 1925—1927. Вып. 1—2. (2-е изд. М., 1941). Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв. / АН СССР. Ин-т лит-ры. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. 372 с. Из трудов А. А. Шахматова по современному русскому языку: (Учение о частях речи). М. : Учпедгиз, 1952. Историческая морфология русского языка / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. М.: Учпедгиз, 1957. 400 с., 1 л. портр. * *
Краткое описание документа:
Цель урока: познакомить учащихся с вкладом в лингвистику выдающихся отечественных синтаксистов А.А.Шахматова и А.М.Пешковского, повысить лингвистическую компетенцию школьников, вызвать интерес к русскому языку как к учебному предмету
ША́ХМАТОВ Алексей Александрович -российский языковед, историк, педагог, академик Петербургской АН . Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблем русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка славян. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки.
В истории русской филологии
нет главы более яркой, чем
деятельность А. А. Шахматова
Достигнутое Шахматовым — грандиозно.
А. А. Шахматов родился 5 (17 по новому стилю) июня 1864 года в г. Нарве в семье юриста. Раннее детство будущего ученого прошло в Москве и Одессе. В 1870 году он лишился матери, а в 1871 умер и его отец. Детей взял на воспитание их дядя — Алексей Алексеевич Шахматов. Он поселился с семьей в деревне Губаревка Саратовской губернии. Здесь прошли детские годы будущего лингвиста. В 1875 году Алексей Шахматов в течение трех месяцев обучался в Московской частной гимназии Ф. И. Крейцмана, но потом вследствие болезни продолжил домашнее образование в Губаревке; он с интересом изучал историю и языки.
Итак, синтаксис – часть грамматики, которая имеет дело с единицами, более протяженными, чем слово. Традиционно единицами синтаксиса считаются словосочетание и предложение. Однако не любое сочетание слов является словосочетанием, а только тех слов, которые связаны друг с другом синтаксической связью. Предложение же может состоять даже из одного слова, если оно выполняет коммуникативную функцию и является предикативной единицей, то есть актуализировано посредством указания на время и наклонение. Именно этим отличается слово весна как номинативная единица от коммуникативной единицы – предложения Весна!. В предложении в настоящем времени опущен глагол-связка есть, который, указывая на настоящее время и изъявительное наклонение, вписывает высказывание в контекст речевой ситуации, актуализирует его. Некоторые лингвисты говорили о том, что слово – единица языковой системы, а предложение выходит за пределы языковой системы в речь, в область языкового творчества.
Л. Теньер
2. Синтаксис и лексика.
Н. Хомский
Позднее лингвисты обратили внимание на то, что лексическое наполнение синтаксических структур (то есть выбор слов для предложения) очень важно. Ноам Хомский, например, говорил, что искренность может испугать мальчика, но обратное неверно: мальчик не может испугать искренность. Это позволяет сделать вывод, что значение оказывает серьезное, можно сказать, решающее влияние на синтаксические структуры.
Синтаксическая структура предложения определяется грамматическими свойствами входящих в него слов. Интерес к категориальной семантике позволил построить новую синтаксическую теорию в свете тесного взаимодействия синтаксиса и лексики.
Описание некоторых синтаксических теорий
1. Формальный синтаксис.
Самая простая и очевидная теория синтаксиса представляет собой список всех правильных предложений какого-либо языка. Еще античная грамматическая традиция предлагала перечисление схем и образцов предложений как способ описания синтаксических структур. Каждое предложение может быть представлено в виде схемы – перечня членов предложения и их связей. Сами предложения классифицируются в зависимости от их формы: предложения односоставные и двусоставные, простые и сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные и т.д. Сложноподчиненные предложения, например, группировались по характеру союзов и союзных слов без последовательного и строгого учета содержания. Формальный синтаксис в русской лингвистической традиции был представлен в трудах ученых фортунатовской школы: М.Н. Петерсона, А.М. Пешковского, А.А. Шахматова. В школьных учебниках вплоть до нашего времени представлена логико-грамматическая классификация предложений, которую обыкновенно связывают с именем Ф.И. Буслаева.
2. Структурный синтаксис.
Э. Бенвенист
В первой половине XIX в. в лингвистике восторжествовал структурный подход к изучению языка. Стремление приблизить лингвистику к точным наукам способствовало появлению теорий, которые могли бы объективно описать сложное, многоуровневое устройство языка, объяснить взаимосвязь языковых единиц. Торжеством структурного подхода явилось создание особой науки – фонологии, которая объясняла устройство и функционирование фонетической системы языка. Морфология и лексика в большей или меньшей степени также использовали структурный метод. С синтаксисом дело обстояло сложнее. Во-первых, синтаксические единицы представляли собой открытый список, то есть все возможные предложения невозможно пересчитать и описать. Во-вторых, многие лингвисты не рассматривали синтаксис в рамках структурного описания языковой системы, так как синтаксис представлял уже языковое творчество, использование готовых единиц языка в речи. Эмиль Бенвенист, например, исключая синтаксический уровень из языковой системы, обращал внимание на главное свойство предложения – способность выполнять коммуникативную функцию, на актуализацию синтаксической структуры в контексте речевой ситуации.
Однако следует обратить внимание на одну интересную попытку описания синтаксиса в рамках структурного направления, представленную в работе французского ученого Люсьена Теньера. В отличие от других структуралистов, он говорил о важности, первичности синтаксиса в языке. Основа структурного синтаксиса – синтаксическая связь элементов. Построить предложение – значит вдохнуть жизнь в аморфную массу слов, установив совокупность, иерархию синтаксических связей. Теньер был преподавателем иностранных языков и писал методические пособия для своих слушателей. Он говорил о том, что наряду с линейным синтаксисом, то есть порядком следования единиц в предложении, есть структурный синтаксис, то есть иерархия единиц. Структурный порядок многомерный, т.к. каждый управляющий элемент может иметь несколько подчиненных. Центр любого предложения – глагол. Глагол описывает действие, то есть выражает маленькую драму. При глаголе могут быть действующие лица (актанты) и обстоятельства – места, времени, способа и пр., в которых развертывается процесс (сирконстанты). Глаголы обладают разным числом актантов. При глаголе может не быть действующих лиц, это безактантный (безличный глагол – вечереет) глагол. При глаголе может быть только одно действующее лицо, это одноактантный глагол (непереходный – Альфред падает). При глаголе может быть два действующих лица, это двухактантный глагол (переходный – Альфред бьет Шарля). При глаголе может быть три действующих лица, это трехактантный глагол (Альфред дает Шарлю книгу). Способность присоединять актанты называется валентностью глагола.
3. Коммуникативный синтаксис.
В. Матезиус
Основная функция языка – коммуникативная – реализуется через синтаксис. Это та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь. Коммуникативный синтаксис предлагает описывать синтаксические структуры исходя из их значения, а не формального строения.
Синтаксис связан с мышлением, процессом коммуникации и обозначаемой окружающей действительностью. Коммуникативные функции синтаксических структур одинаковы в языках мира, что делает синтаксис наиболее универсальной частью структуры языка. Вместе с тем способы выражения синтаксических отношений в каждом языке представляют языковую специфику. Функциональный синтаксис позволяет описать структуры, которые используются в языке для выражения просьбы, приказа, восхищения и др.
В рамках коммуникативного подхода к синтаксическим единицам была сформулирована теория актуального членения предложения. В зависимости от актуальности, важности того или иного содержания, значения для коммуникации, предложение можно разделить на две части. Одна часть – самая главная, обязательная для существования предложения, – называется рема. Без нее предложение утрачивает смысл. Рема – компонент коммуникативной структуры, который конструирует речевой акт. Другая часть предложения – необязательная, представляющая как бы фон ремы, – это тема.
Очевидно, что в разговорной речи, в диалоге часто используются синтаксические структуры, состоящие только из ремы – главной части предложения. В связи с этим стала разрабатываться проблема эллипсиса, то есть стала обсуждаться возможность убрать из предложения части, неактуальные для данной коммуникативной ситуации. Таким образом, теория актуального членения позволила разрабатывать вопросы синтаксиса разговорной речи, особенности синтаксических структур диалога, проблемы эллипсиса и др.
1. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 2001.
2. Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа // Бенвенист Э. Общая лингвистика. БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ. 1998. С.129–140.
3. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. М.: Прогресс, 1988.
4. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения. // Пражский лингвистический кружок. М.: Прогресс, 1967.
О.А. ВОЛОШИНА,
канд. фил. наук,
МГУ,
г. Москва
Предлагаем цитаты о синтаксисе, а также 14 сочинений на лингвистическую тему по ним.
Анализ высказываний о русском языке
(по материалам ОБЗ ФИПИ)
СИНТАКСИС
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания.
Средства письменной речи:
- звучание слов передаётся с помощью букв,
- интонация автора передаётся с помощью знаков препинания,
- абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие,
- различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Когда мы садимся писать, будь то письмо или сочинение, реферат или поздравительная открытка, мы обязательно обдумываем, как точнее сформулировать мысль, как правильнее построить то или иное предложение. Устная речь зачастую не требует от нас такого напряжения, как речь письменная.
В приведенном тексте (автора) широко используется……..
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. В синтаксисе, в том числе в предложении как основной единице синтаксиса, отражается внеязыковая действительность. С помощью суждений и умозаключений о мире вещей, облеченных в форму предложений, передается отношение к этому внешнему для языка миру.
Эту фразу я понимаю так. У знаков препинания в русском языке множество функций. Одна из них – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки, при помощи которых выделяются такие конструкции, как обособленные дополнения, определения, приложения и обстоятельства; уточняющие члены предложения; вводные слова и предложения; обращения и междометия; прямая речь и цитаты; утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. Приведу примеры из текста…..
Таким образом, высказывание Н.С.Валгиной справедливо.
Задание 9.1.
№ 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
Проанализируем грамматический строй языка в тексте В. Дроганова. Текст непростой с точки зрения синтаксиса: много осложненных предложений, сложных синтаксических конструкций, сложноподчиненных предложений. Так, предложение № 13 (Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него.) — сложная синтаксическая конструкция, в составе которой части связаны сочинительной и подчинительной связью, что позволяет сформулировать мысль емко, последовательно, логично. Предложение 25 (И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.) также является сложноподчиненным с однородным и последовательным подчинением придаточных. Владение грамматическими нормами построения предложений позволяют их автору особой формой повествования привлекать внимание, производить впечатление на читателя, заставляя его анализировать, оценивать, думать.
Таким образом, вывод Реформатского о том, что синтаксис способствует выполнению языком функции общения, оправдан.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Существуют два организующих центра двусоставного предложения – подлежащее и сказуемое, соотносительные между собой. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Основной центр предложения заключён именно в сказуемом.
Задание 9.1.
Таким образом, вывод Шанского о том, что сложноподчиненное предложение помогает показать взаимосвязь между миром и нашим его восприятием, оправдан.
Задание 9.1.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами из текста, что знаки препинания в бессоюзном предложении указывают на особые смысловые отношения между частями, а значит высказывание Л.Т. Григорян оправдано.
В предложении 27 приведенного текста Альберта Лиханова (Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.) запятая указывает на границу частей сообщения. В предложении 47 (Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него — он показался себе большим и сильным.) между частями бессоюзного предложения используется тире, которое указывает на значение следствия – одно событие следует за другим, является логическим завершением предыдущего.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами из текста, что знаки препинания в бессоюзном предложении указывают на особые смысловые отношения между частями, а значит высказывание Л. Т. Григорян оправдано.
Задание 9.1.
Полные и неполные предложения разграничиваются по наличию или отсутствию тех или иных необходимых членов предложения с точки зрения структуры. Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен какой-либо член или группа членов предложения, обязательных по структуре. Их употребление делает речь лаконичной и динамичной, эмоциональной и выразительной, то есть экспрессивной, и позволяет избежать необоснованных повторов. В них используются те слова, которые несут новую информацию, а информация, уже известная, легко восстанавливается из предыдущих предложений или понятна из ситуации.
Таким образом, соглашаясь с высказыванием лингвиста, можно сделать вывод о том, что полные предложения и неполные, отличающиеся большей экспрессивностью, выполняют в текстах различные роли, тем самым конкурируя друг с другом.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым правилам. Различают цепную и параллельную связь: при параллельной связи предложения сопоставляются, при цепной – сцепляются различными средствами.
Первый абзац текста сразу вводит нас в суть проблемы, которую в тексте раскрывает автор. В него входят простые предложения – создается впечатление лаконичности, с одной стороны, и неоспоримости, с другой, размышлений о маме.
Мы увидели, что преследуя определенные цели, автор повествования следует определенным законам создания текста. Таким образом, нам удалось доказать высказывание Солганик.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Разнообразие стилистических ресурсов можно показать как на лексических, так и синтаксических примерах.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Стремясь широко охватить тему, говорящий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распространённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически.
Эту фразу я понимаю так. Стремясь широко охватить тему, говорящий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распространённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически. Приведу примеры из текста……..
Приведенный отрывок из произведения В. Крапивина написан от первого лица и может расцениваться как монологический текст. Герой рассказывает нам о периоде своей жизни после переезда в новый дом. Основной мыслью, которую он хочет донести до читателя, является мысль о том, что мальчику очень хотелось иметь настоящего друга, без которого он чувствовал себя очень одиноко, хотя приятелей у него было много. Эта мысль, сосредоточенная в предложениях 27– 30, является своего рода выводом из монолога о детстве автора, который представлен предложениями 1– 27.
Таким образом, действительно, монологическая речь зачастую выходит за рамки одного предложения, что является доказательством правоты высказывания Н. М. Шанского.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).
При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) – всё это также является средством характеристики персонажей.
О чём говорил автор этого высказывания? Вы представляете художественное произведение, где все персонажи молчат? Конечно, нет. Разговаривая, они словно рассказывают о себе, а автор, внося соответствующие оттенки в такие диалоги, словно характеризует своих героев. Приведу примеры из ТЕКСТА…
От того, как и что человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Для передачи речи героев в художественном тексте используется диалог. Диалог – это способ передачи устной речи на письме. В тексте П.С. Романова по диалогам героев можно составить мнение о тех, кто их произносит.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Словесное окружение помогает читателю установить, в каком именно значении употреблено слово, особенно многозначное или омонимы. Значения окончаний и приставок в некоторых случаях тоже определяются в контексте.
Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. При оформлении аргументированного рассуждения на помощь автору приходят вводные слова. Они указывают на порядок мыслей (во-первых, как указывалось…) и способы их оформления (словом, иначе говоря, так сказать…), служат для противопоставления частей рассуждения (наоборот, с одной стороны…), для выражения следствия (следовательно, значит…) и заключения (итак, таким образом…). Вводные слова помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение.
Эту фразу я понимаю так. При оформлении аргументированного рассуждения, в котором должно быть как можно больше доказательств, на помощь автору приходят вводные слова. Они помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение. Приведу примеры из текста
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. А.А. Аверинцев говорит о том, что автору текста-рассуждения нужно уметь со всей убедительностью обосновывать свою позицию, в определенной последовательности приводить многочисленные доказательства. С данной точкой зрения невозможно не согласиться. Текст-рассуждение строится по определенному плану: введение, содержащее тезис, основную мысль; аргументы, подтверждающие данную мысль; заключение, в котором подводится определенный вывод ко всему размышлению. Автор должен доказать свою позицию с помощью аргументации. Умение грамотно выстроить аргументацию, основываясь на фактах, примерах, помогает изложить свою позицию или найти истину в споре. Правильная последовательность мыслей отражает логическую связь явлений. А обоснование своей точки зрения похоже на шахматную игру: в рассуждении тоже нужно продумать и выстроить последовательность доказательств.
Таким образом, высказывающий рассуждение должен умело приводить конкретные факты и аргументы, чтобы доказать свою позицию.
Задание 9.1.
Человек, строя свое высказывание, самостоятельно выбирает синтаксические конструкции. Кому-то удобнее выражать свои мысли с помощью простых предложений, которые ничем не загромождены. Кому-то удобнее выражать свои мысли через сложносочиненные предложения, кто-то чаще всего употребляет сложноподчиненные предложения. Некоторые люди лаконично выражают свои мысли, используя нераспространенные предложения, другие же любят, чтобы их речь была выразительной, для этого они используют многочисленные синтаксические средства, иногда внутри одного предложения. Через построение высказываний человек, выражающий ту или иную мысль, показывает свое отношение к тому, о чем идет речь, показывает отношения, которые существуют между элементами того, о чем говорится. Автор высказывания, используя ту или иную синтаксическую конструкцию, демонстрирует дополнительные оттенки значения.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что с помощью употребления тех или иных синтаксических конструкций автор высказывания выражает свои мысли более точно и подробно. Синтаксис служит человеку, помогая ему выразить словами то, что он чувствует.
Читайте также: