Кому в первую очередь машинист передает сообщение о возникновении угрозы безопасности движения

Обновлено: 08.07.2024

ПТЭ Российской Федерации (п.1.3) работникам ж. д. транспорта предписано подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу в случаях угрозы жизни, здоровью людей и безопасности, а также загрязнения окружающей среды. Однако ПТЭ не регламентируют, в каких конкретно случаях и кто именно обязан это делать. Поэтому в руководящих документах на местах необходимо отражать следующие требования:

1. Возлагать персональную ответственность на ДСП, дежурных стрелочных постов, дежурных по переездам, осмотрщиков-ремонтников вагонов и машинистов поездов и их помощников за качественный осмотр проходящих по станциям и перегонам составов и локомотивов пассажирских и грузовых поездов;

2. На указанных работников возлагать полную ответственность за последствия, возникающие из-за не обнаружения ими в проходящих поездах неисправностей или неправильные действия, повлекшие случаи браков, аварий и крушений;

3. Каждому из указанных работников при встрече, провожании и проследовании составов и локомотивов грузовых и пассажирских поездов быть предельно внимательными и бдительными, чтобы не пропустить техническую и коммерческую неисправности в вагонах и локомотивах проходящих поездов, создающую угрозу жизни людей и безопасности движения ж.д. транспорта;

4. Считать неисправностью вагонов (крепления грузов), требующей немедленной остановки поезда всеми имеющими средствами:

- горящие, дымящиеся, раскаленные, издающие звук буксы подвижного состава;

- заклиненные и идущие юзом колесные пары, искрение, дым из-под них;

- наличие ползуна (выбоины) свыше 2мм (наличие ударов колеса о рельс);

- падение деталий, груза на путь или их волочение по пути;

- сдвиг или нарушение крепления груза;

- сошедшие с рельсов колесные пары;

- нарушение габарита подвижного состава, создающее угрозу безопасности движения поездов;

- опускание боковины тележки грузового вагона;

- излом токоприемника локомотива, обрыв контактного провода и несущего троса с нарушением габарита подвижного состава, создающие угрозу безопасности движения;

- возгорание подвижного состава или груза;

- отсутствие сигналов, применяемых для обозначения хвоста поезда, локомотива или другой подвижной единицы;

- провисание или обрыв дверей, крышек люков полувагонов; провисание или обрыв дверей закрытых вагонов, открытие люков у специализированных вагонов;

- перекрытые концевые краны и (или) разъединенные тормозные рукава;

- утечка жидких или сыпучих грузов, которые могут вызвать возгорание, пожар в поезде или сход;

6. ДСП (ДНЦ) должен немедленно дать команду машинисту об остановке (по радиосвязи, при не прохождении вызова – закрыть входной, маршрутный или выходной светофор, доложить ДНЦ, сообщить дежурному по переезду и ДСП соседней станции) для осмотра неисправного подвижного состава, устранения неисправности;

7. ДНЦ совместно с ДСП после доклада машиниста об особенностях выявленной неисправности решать вопрос о дальнейшем движении поезда;

8. Категорически запретить ДСП (а на участках с диспетчерской централизацией – ДНЦ) прием на станцию поездов с неисправностями в подвижном составе, характер которых не установлен и которые могут повлечь повреждение стрелочных переводов с возможными серьезными последствиями в горловинах станций;

9. Дежурным по переездам после прохода каждого поезда проверять исправность установленной на переезде контрольной планки и в случае ее повреждения принимать меры по остановке проследовавшего поезда (сообщить ДСП);

10. Начальникам станций, где установлены средства контроля, обслуживаемые ДСП (операторами ДСП), не менее чем один раз в неделю проверять регистрационные ленты, ведение другой поездной документации и принимать меры по устранению нарушений;

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Протяженность железных дорог в России составляет 125 тыс. км. Этим видом транспорта перевозится основная масса грузов - 50% и осуществляется большинство пассажирских перевозок - 47%.

На железных дорогах в постоянном движении находится 42 тыс. грузовых и 20 тыс. пассажирских поездов, в том числе пригородных. По железным дорогам перевозятся миллионы тонн различных химически опасных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, контейнеры с радиоактивными веществами. При нарушении необходимых требований эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта возможны ЧС со значительными человеческими жертвами, огромным материальным и экологическим ущербом.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:

  • неисправности пути;
  • неисправности подвижного состава;
  • неисправности средств сигнализации;
  • неисправности централизации и блокирования;
  • ошибки диспетчеров;
  • невнимательность и халатность машинистов.
  • Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

Во время поездки соблюдайте следующие правила:

  • при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
  • тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках и не перегружайте их вещами или закрепляйте так, чтобы при резком торможении не стать жертвой собственных чемоданов и коробок;
  • не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
  • курите только в установленных местах;
  • не возите с собой горючие, химически - и взрывоопасные вещества;
  • не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
  • при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику;
  • при реальной угрозе немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы; в крайнем случае, выбивайте подручными предметами (лестницами - стремянками, жесткими дипломатами, вырванными из гнезд столиками и одежными полками) оконные стекла;
  • не тянитесь к чемоданам; ваша жизнь не стоит находящихся в них вещей.

Действия пассажиров при крушении поезда:

  • Отойдите от окон и дверей:
  • Ухватитесь за неподвижные части вагона и упритесь во что-нибудь ногами;
  • Вагон покидайте через выходы и окна. В первую очередь эвакуируйте пострадавших и детей;
  • Чтобы не попасть под шаговое напряжение (при крушении электропоезда и обрыве контактного провода) отойдите от пути не менее чем на 30 м;
  • Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда. Первый сминается и сбрасывается с пути при столкновении в лоб. С последним то же самое происходит при столкновении сзади, только в еще более катастрофических масштабах.

7.1. Руководитель структурного подразделения обеспечивает передачу сведений о нарушениях работниками требований безопасности, выявленных по системе информации "Человек на пути", в причастные структурные подразделения в порядке, установленном настоящим положением.

О каждом случае экстренного торможения поезда для предотвращения наезда на работников или нарушении работающими требований безопасности при производстве работ при пропуске скоростного или высокоскоростного поезда, дополнительно в течение суток извещает руководство службы охраны труда и промышленной безопасности железной дороги и соответствующие региональные дирекции.

7.2. Руководитель структурного подразделения после получения информации о нарушениях работниками правил безопасности в течение 3-х рабочих дней расследует случай нарушения и принимает меры к нарушителям и непосредственным руководителям в порядке, установленном ОАО "РЖД" и Трудовым кодексом Российской Федерации. Результаты рассмотрения оформляются протоколом и приказом.

Работники и их непосредственный руководитель (мастер, бригадир, машинист-инструктор), не обеспечившие соблюдение требований охраны труда при работе на железнодорожных путях, должны пройти внеплановый инструктаж по охране труда. Работники, наезд на которых был предотвращен путем применения экстренного торможения, в случае нарушения норм охраны труда, и их непосредственный руководитель (мастер, бригадир, машинист-инструктор) направляются на внеочередную проверку знаний правил и инструкций по охране труда в сроки, установленные действующими нормативными документами ОАО "РЖД". Со всеми причастными работниками структурного подразделения также проводится внеплановый инструктаж по обстоятельствам нарушения требований безопасности.

Не позднее чем через 3 рабочих дня руководитель структурного подразделения вносит информацию о принятых мерах и проведенных мероприятиях по исключению повторения допущенных нарушений в систему АСУТ НБД ЗМ.

Замечания по системе информации "Человек на пути" в АСУТ НБД ЗМ, отклоненные структурным подразделением рассматривает региональная дирекция, которая в срок не более 5-ти рабочих дней обязана мотивированно подтвердить в системе АСУТ НБД ЗМ обоснованность отклонения, либо вернуть замечание в свое виновное структурное подразделение, как необоснованно отклоненное.

7.4. При возникновении спорных ситуаций, в течение 3-х рабочих дней руководство структурного подразделения, сообщившее о нарушении, информирует об этом заместителя главного инженера железной дороги по региону и соответствующие региональные дирекции, для рассмотрения вопроса об установлении виновного структурного подразделения.

7.5. Спорные ситуации еженедельно рассматриваются у заместителя главного инженера железной дороги по региону с приглашением руководителей причастных структурных подразделений. Виновное структурное подразделение определяет заместитель главного инженера железной дороги по региону.

Заместителем главного инженера железной дороги по региону назначается ответственное лицо, которое по согласованию с аппаратом главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов, в течение 10 дней вносит в АСУТ НБД ЗМ замечание по виновному структурному подразделению, назначенному на разборе у заместителя главного инженера железной дороги по региону.

7.6. Случаи экстренного торможения для предотвращения наезда на работников и нарушений работающими требований безопасности при производстве работ при пропуске скоростного или высокоскоростного поезда, рассматриваются соответствующими региональными дирекциями в течение 5-ти рабочих дней.

Результаты рассмотрения оформляются протоколом и приказом. Копии протоколов и приказов представляются в службу охраны труда и промышленной безопасности железной дороги.

7.7. Руководитель дистанции пути ежемесячно проводит анализ участков с наибольшим количеством нарушений гражданами и допущенных экстренных торможений, а также, при необходимости, проводит дополнительное обследование состояния пешеходных переходов, знаков и принимает меры по устранению выявленных нарушений.

- если при следовании с поездом обнаружена неисправность пути, непосредственно создающую угрозу безопасности движения (излом рельс, размыв пути, обвал, снежный занос, выброс пути и т.д.) применить экстренное торможение, приняв все возможные меры для остановки поезда до опасного места;

- при следовании с пассажирским поездом передать информацию о причине остановки начальнику поезда.

3.3. После остановки пассажирского поезда его осмотр производят машинист совместно с начальником поезда. Осмотр других поездов производит машинист поезда.

3.4. Если при осмотре поезда неисправности локомотива, вагонов и пути под составом не выявлены, после доклада ДСП о результатах осмотра разрешается движение со скоростью не более 20 км/ч. После проследования опасного места всем составом следовать с установленной скоростью.

3.5. Если причиной толчка послужили: лопнувший рельс, размыв пути, обвал, выброс пути и другие неисправности пути, угрожающие безопасности движения поездов, дальнейшее следование поезда по опасному месту разрешается только после осмотра данного места работником пути (должностью не ниже бригадира) и обязательной записью им в бланке ДУ-61 о возможности проследовать опасное место с указанием скорости движения.

Если поезд остановлен у лопнувшего рельса, по которому согласно заключению бригадира пути (запись в бланке предупреждения на поезд ДУ-61), возможно пропустить поезд, то по нему разрешается пропустить только один первый поезд. По лопнувшему рельсу в пределах моста или тоннеля пропуск поездов во всех случаях запрещается.

В случае возникновения препятствия (размыв пути, обвал, снежный занос, развалившийся фуз и т.д.) по соседнему пути, машинист должен подавать сигнал общей тревоги (один длинный и три коротких) и организовать его ограждение согласно требованиям п.3.16 Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации от 26.05.2000 № ЦРБ-757.

3.6. Машинист поезда, обнаруживший неисправность пути, при неисправности радиосвязи обязан принять все возможные меры для передачи соответствующей информации ДСП или ДНЦ. В исключительных случаях разрешается использовать сотовую связь.

- остановить поезд возле указанного места препятствия, убедиться в возможности дальнейшего следования и проследовать это место всем составом со скоростью обеспечивающей безопасность движения поездов, но не более 20 км/час.

- о выявленных на месте препятствия неисправностях сообщить по радиосвязи машинистам вслед идущих поездов и ДСП, а при обнаружении неисправности, угрожающей безопасности движения, остановить поезд и возобновить движение только после устранения этой неисправности работниками пути.

3.8. Дорожный мастер, а при его отсутствии - бригадир пути на первом отправляемом со станции поезде, выезжает на перегон и принимает необходимые меры по устранению неисправности.

Читайте также: