Влияние личности на государство и государства на личность в демократическом обществе сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Человек – с биологической точки зрения, индивид с физиологическими свойствами, представитель живого мира.

Личность – с социальной точки зрения, осознающий себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним.

Гражданин – с юридической точки зрения, находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

1. этатистском – государство – высшая ценность, растворение личности в государстве; тоталитаризм как законченное воплощение этатистского подхода;

2. индивидуалистическом (автоматическом) – государство – есть совокупность граждан, оно подчинено интересам личности; анархизм как крайнее проявление индивидуалистического.

Политическая обязанность – долг гражданина перед государством (соблюдение законов) и государства перед гражданином (обеспечение безопасности, защита жизни и имущества, создание условий для пользования правами, компенсация ущерба). Расширение возможностей мирного воздействия на государство в связи с успехами демократии и введением всеобщего избирательного права.

Связь личности и государствапроявляются во взаимном влиянии друг на друга – во взаимных правах и обязанностях. Влияние личности на государство происходит через институты гражданского общества (партии, движения, общественные объединения) и непосредственно. Государство обладает большими возможностями влияния на личность (роль государства может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности, в их охране).

Правовой статус личности – совокупность ее прав и обязанностей. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия (равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчины и женщины). Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности (КРФ устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина). Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием.

Права человека – универсальная категория – вытекающие из природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Признаки прав человека:

• возникают и развиваются на основе природной сущности человека с учетом изменяющихся условий жизни общества;

• существуют объективно и не зависят от государственного признания;

• принадлежат индивиду от рождения;

• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными;

• являются непосредственно действующими;

• признаются высшей социальной ценностью;

• выступают необходимой частью права, формой выражения его содержания;

• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений людей и государства;

• их признание, обеспечение и защита – обязанность государства.

Право гражданина – охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека, находящегося в устойчивой связи с государством.

Свобода личности – совокупность прав гражданина, символизирующая отсутствие непреодолимых препятствий, качественное состояние свободного человека.

Сбалансированность общественных отношений предполагает наличие у субъектов не только прав, но и обязанностей (связаны с фактом существования человека). Официально признанные в государстве обязанности – обязанности гражданина.

Признаки обязанностей человека: направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей; служат для реализации личных и общественных интересов; имеют высшую юридическую силу.

Принципы конституционных прав, свобод и обязанностей (определяют основные направления политики РФ в области прав и свобод):

• всеобщность и неотчуждаемость (государство не может изъять или ограничить, сам человек не может взять обязательство не осуществлять права);

• равенство (наделение всех без исключения);

• непосредственное действие (независимо от существования законодательных актов органы власти обязаны их соблюдать);

• гарантированность, защищенность государством (создание условий для их реализации и механизма их защиты).

Права человека и гражданина классифицируются по следующим критериям:

• исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод – три поколения (гражданские и политические; социальные, экономические и культурные; коллективные или солидарные);

• в зависимости от содержания (гражданские или личные; политические; экономические; социальные; культурные);

• в зависимости от соподчиненности (основные; дополнительные);

• в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству (права граждан РФ; иностранных граждан; бипатридов; апатридов);

• в зависимости от степени распространения (общие; специальные);

• в зависимости от характера субъектов (индивидуальные; коллективные);

• в зависимости от роли государства в их осуществлении (негативные (государство воздерживается от конкретных действий); позитивные);

• в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах (права в сфере безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной жизни).

Личные права и свободы граждан занимают первое место в системе конституционных прав и свобод. Основное назначение личных прав и свобод: – гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; – индивидуализировать гражданина, создать ему условия неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; – гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений.

Политические права и свободы занимают важное место в системе конституционных прав и свобод. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к первому поколению прав и свобод (они были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах западных государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека). Особенности политических прав и свобод:

• тесно связаны с личными правами (личные наполняют их конкретным содержанием);

• в отличие от личных, принадлежащих каждому человеку и члену гражданского общества, политические принадлежат только гражданам государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

• непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

• являются способом привлечения гражданина к народовластию.

Права личности— это ее соц. возможности, детерминированные экон-ми условиями жизни общества и зак-но закрепленные гос-вом. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития общества. Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Субъективное право — форма зак-го выражения прав человека во внутригос-ных отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности суб. права, то очевиден его не только юридический, но и соц.-полит., идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми обществом. Суб. право выражает соц. возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

Права личности (суб. права) всегда связаны с удовлетворением ее интересов в матер. или духовной сферах. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав. Демократическое общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в зак-ве возможности; они заинтересованы в соц. активности личности, которая служит важнейшим слагаемым; социалистического самоуправления народа.

Государство и личность – понятия, которые неразрывно связаны. Само понятие государство предполагает наличие некой общности людей. Общность людей, в свою очередь, есть не что иное, как совокупность личностей. Таким образом, государство и личность – взаимообуславливающие друг друга явления.

Соотношение личности и государства

Отношения личности и государства выстраиваются посредством сохранения баланса между возможностью личности беспрепятственно развиваться и удовлетворять свои потребности и законные интересы и признанием, поддержкой личностью государства.

  • индивидуалистический (личностный). Суть данного подхода состоит в том, что личность является самой целью, государство выступает средством достижения этой цели. Иными словами, личность изначально, с рождения наделена рядом прав и владеет ими независимо от государства. Государству необходимо создать такие условия, которые позволили бы личности эти права реализовать; при этом права личности не должны быть ущемлены. Объем прав может быть изменен и расширен, однако фундаментальные, основные права остаются неизменными;
  • государственный (этатический, юридико-позитивистский). Данный подход базируется на том, что права даны человеку государством и обществом. Государство в данном случае выступает в качестве источника и гаранта прав человека, благодаря которому последние получают свое законное закрепление. При этом права личности могут быть изменены в зависимости от государственных целей и возможностей.

Отношения государства и личности выражаются во взаимном воздействии, во взаимных правах и обязанностях. Зачастую человек не замечает эту связь. Тем не менее, государство принимает активное участие в жизни личности с момента его рождения – вносится запись в книгу актов гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о рождении, и до смерти (справка о смерти).

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Институт гражданства

Наиболее ярко отношения государства и личности проявляются в такой категории как гражданство. Институт гражданства наглядно демонстрирует существование или отсутствие связи лица с данным государством, законодательно определяя при этом, какое лицо является гражданином, какое – иностранцем, лицом без гражданства, апатридом, бипатридом и т.д.

Статус гражданина предоставляет лицу более широкий спектр прав перед лицами, которые этого статуса не имеют, но и порождает большие обязанности перед государством. Однако, все люди – независимо от гражданского статуса личности – имеют право на защиту жизни, свободы, своего имущества государством, на территории которого они находятся, и, в свою очередь, обязаны знать и соблюдать законы страны проживания.

Права личности

Права личности, о которых неоднократно упоминалось выше, принято делить на четыре категории:

  • права, выражающие равноправие личностей (как правило, это естественные права человека, право на жизнь, безопасность и пр.);
  • социально-экономические (право на труд, образование, охрану здоровья и т.д.);
  • политические (право на свободу слова, объединений, собраний и др.);
  • личные (право на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и т.д.).

Все эти права так или иначе закреплены в Конституциях всех стран мира. Это в свою очередь обязывает государство предоставить личности гарантии защиты жизни, свободы, достоинства, т.е. гарантировать реализацию ею своих прав. В противном случае, лицо может обратиться с исковым заявлением против государства в суд за защитой своих прав и интересов.

Однако, личность имеет только права, но и обязанности по отношению к государству. В самом общем виде обязанности личности сформулированы как конституционные требования исполнять Конституцию, законы и иные нормативные акты государства, соблюдать принятые нормы международного права и общественные нормы страны пребывания. Человек обязан уплачивать налоги, проходить срочную или альтернативную службу в армии, защищать конституционный строй и свободный демократический порядок и т.д.

Государство, в свою очередь, также имеет права и обязанности по отношению к личности. Государство вправе требовать от индивидов соответствующего нормам права поведения, в противном случае государство вправе применить санкции.

Уплата налогов, соблюдение общественного порядка, забота о сохранении культурного и исторического наследия страны, забота об окружающей среде и природе и пр. – все это относится к правам государства по отношению к личности. За нарушение этих прав государство применяет меры взыскания, санкции.

В тоже время, государство выполняет определенные обязанности по отношению к личности. Государство обязано защищать человека и гражданина, создать безопасную среду для его развития; предоставить различные социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, гарантии труда и отдыха); должно принимать меры по улучшению условий жизни индивидов.

Вывод

Таким образом, характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль.

Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Личность в демократическом и авторитарном государстве

План курсовой работы

  • 1.1. Понятие и сущность политического государственного режима.
  • 1.2. Виды политических государственных режимов.
  • 2.1. Понятие и признаки авторитарного государства.
  • 2.2. Положение о личности в авторитарном государстве.
  • 3.1. Основные черты и признаки демократического государства.
  • 3.2. Права и свободы личности в демократическом государстве.

Список использованных источников.

Введение

Главная цель любого государства в мире – достижение гармонических отношений между государством и обществом, так считали еще в древности великие мыслители Аристотель и Платон. Политическая система и ее элементы позволяют увидеть охраняются ли и обеспечиваются ли интересы личности, его честь, права и достоинство. Одним из показателей состояния общества является сущность характера взаимоотношений государства и личности.

Актуальность данной темы заключается в том, что дискуссии и споры вокруг теории авторитарного и демократического режимов не прекращались за все время существования человеческого общества. Вечное стремление общества создать рациональное и справедливое государство порождало ужасных диктаторов, великих гуманистов и реформаторов, опустошительные войны и смелые реформы, которые коренным образом меняли систему государства. Каждое государство можно использовать благородных и плохих целях. Оно может действовать в интересах общества и своего народа, создавая все благоприятные условия для процветания прав народа и свобод человека и общества в целом. А также служить некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам, целью которых является полная власть и контроль над обществом и людьми и ущемление их прав во всех сферах жизни.

Именно политический режим государства определяет уровень прав и свобод человека. Существует множество политических режимов, которые отличаются сильно друг от друга. В современном мире доминирует демократический политический режим, но есть и государства с авторитарным режимом.

Мир меняется, а вместе с ним изменяется и понимание роли личности в государстве. Сегодня государство любого типа нуждается в сильной личности: активном гражданине, который способен к ответственности и самостоятельному принятию решений и проблем. Общество без поддержки личности существовать не может. История не раз нам это доказывала. Для поддержки личности государства, государство должно создать все благоприятные условия для личности, полностью защищать его права.

Учитывая актуальность и научную и практическую значимость темы, объектом исследования данной курсовой работы являются права и свободы личности в демократическом правовой и авторитарном государстве.

Целью данного исследования является - выявление сути важнейшей роли поведения личности в разных политических режимов и особенности этих режимов.

Предмет исследования - личность в демократическом и авторитарном государстве.

Методологическую основу исследования составляют принципы историзма и научной объективности, а также комплекс следующих методов: формально-юридический, статистический, сравнительно-правовой, ретроспективный, метод систематизации и критической интерпретации источников.

Нормативную базу исследования составляет обширный круг материалов.

Общая структура работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка используемых источников и Интернет-ресурсов.

Марк Дмитриев

,
,
,
,
,
Показать полностью.
,
,
,
,
,
,
,
Личность на государство:
1) Гражданин Н проголосовал на выборах президента
2) По инициативе гражданина Н был созван референдум, согласно которому вводилась новая Конституция

Государство на личность:
1) Госдума ввела новый законопроект, согласно которому устанавливался комендантский час. После этого 14-летний Петя не смог гулять под луной.
2) Президент распорядился дать грант талантливому школьнику, победившему в олимпиаде

Обществознание ЕГЭ с К.Г.Б.

Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
В ответе могут быть названы следующие примеры:
1) воздействие государства на личность:
– принятие законов, определяющих права и свободы личности;
– наличие государственных учебных заведений, реализующих государственные образовательные программы;
– деятельность государственных СМИ;

2) воздействие личности на государство:
– участие в выборах;
– выдвижение политических требований, деятельность политических лидеров.
Могут быть приведены другие примеры

Читайте также: