Когда в церкви установлено почитание праотца адама краткое сообщение 4 класс

Обновлено: 09.05.2024


Неделя святых праотец – празднование Православной Церкви в честь святых праведников Ветхого Завета. Празднуется в предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым.

В этот праздник Церковь чествует лик святых праотцев – праведников живших в ветхозаветные времена, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя. Воспоминание святых праотцев предваряет встречу великого праздника Рождества Христова, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа.

К праотцам относятся библейские патриархи, пророки, праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы.

Почитание ветхозаветных праотцев засвидетельствовано в христианской Церкви по крайней мере со второй половины IV века, оно, видимо, восходит к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и в своих истоках связывается прежде всего с Иерусалимской Церковью. По некоторым свидетельствам, перед Рождеством Христовым была в свое время установлена память лишь Авраама, Исаака и Иакова, но ныне имеется два особых празднования ветхозаветным святым – Неделя святых праотцев (всех ветхозаветных праведников) и Неделя святых отцов (предков Иисуса Христа по плоти).


Праоте́ц (греч. προπάτωρ ) — один из ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи.

В более широком смысле праотцами именуются вообще все ветхозаветные святые (при этом различаются собственно святые праотцы и святые отцы, т.е. святые, являвшиеся непосредственными предками Христа). [1]

Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. πατριάρχης , родоначальник, праотец). Церковь почитает десять допотопных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт.5:1-32).



Также в сонме праотцов почитаются:

  • Праведный Авель, сын Адама
  • Праведный Сим, сын Ноя
  • Праведный Иафет, сын Ноя
  • Праведный Арфаксад, сын Сима
  • Праведный Каинан, сын Арфаксада
  • Праведный Сала, сын Каинана
  • Праведный Евер, сын Салы
  • Праведный Фалек, сын Евера
  • Праведный Рагав, сын Фалека
  • Праведный Серух, сын Рагава
  • Праведный Нахор, сын Серуха
  • Праведный Фара, сын Нахора

В эпоху после Потопа и до дарования Моисею Закона среди патриархов были Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф, на последнем и завершается патриархальный период библейской истории.

Христианская традиция усматривает в деяниях этих патриархов промыслительное значение, ветхозаветное предвосхищение новозаветной истории: так, принесение Авраамом в жертву Исаака прообразует, согласно патристическим толкованиям, крёстную смерть и воскресение Христа. Это преобразовательное (типологическое) истолкование отразилось в христианской гимнографии (воспоминание ветхозаветных патриархов в службах Господским и Богородичным праздникам) и иконографии.

В качестве праотцов почитаются следующие потомки Иакова, сына Исаакова:

  • Патриарх Рувим
  • Партиарх Симеон
  • Патриарх Левий
  • Патриарх Иуда
  • Партиарх Завулон
  • Партиарх Иссахар
  • Патриарх Дан
  • Патриарх Гад
  • Патриарх Ассир
  • Патриарх Неффалим
  • Патриарх Иосиф
  • Патриарх Вениамин
  • Праведный Зара
  • Праведный Фарес, сын Иуды
  • Праведный Есром, сын Фареса
  • Праведный Арам, сын Есрома
  • Праведный Аминадав, сын Арама
  • Праведный Наассон, сын Аминадава
  • Праведный Салмон, сын Наасона
  • Праведный Вооз, сын Салмона
  • Праведный Овид, сын Вооза от Руфи
  • Праведный Иессей, сын Овида
  • Царе-пророк Давид, сын Иессея
  • Царе-пророк Соломон, сын Давида
  • Царь Ровоам, сын Соломона
  • Царь Авия, сын Ровоама
  • Царь Аса, сын Авии
  • Царь Иосафат, сын Асы
  • Царь Иорам, сын Иосафата
  • Царь Озия, сын Иорама
  • Царь Ирафам, сын Озии
  • Царь Ахаз, сын Иоафама
  • Царь Езекия, сын Ахаза
  • Царь Манассия, сын Езекии
  • Царь Аммон, сын Манассии
  • Царь Иосия, сын Аммона
  • Царь Иехония, сын Осии
  • Праведный Салафиил, сын Иехонии
  • Праведный Зоровавель, сын Салафииля
  • Праведный Авиуд, сын Зоровавеля
  • Праведный Элиаким, сын Авиуда
  • Праведный Азор, сын Элиакима
  • Праведный Садок, сын Азора
  • Праведный Ахим, сын Садока
  • Праведный Элиуд, сын Ахима
  • Праведный Элеазар, сын Элиуда
  • Праведный Матфан, сын Элеазара
  • Праведный Иаков, сын Матфана


К праотцам относятся также праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы. Эти ближайшие родственники Христа по плоти, а также апостол Иаков Праведный и царь Давид, именуются также Богоотцами.

Помимо святой Анны, в сонме праотцов почитаются следующие ветхозаветные жёны:

  • Праматерь Ева
  • Праведная Сарра, жена Авраама
  • Праведная Ревекка, жена Исаака
  • Праведная Лия, первая жена Иакова
  • Праведная Рахиль, вторая жена Иакова
  • Праведная Асенефа, жена Иосифа прекрасного
  • Праведная Мариам, сестра Моисея
  • Праведная Деввора, судившая Израиля
  • Праведная Руфь
  • Пророчица Олда
  • Праведная Сараффия, к которой был послан пророк Илия
  • Праведная Саманитина, пропитавшая Елиссея
  • Праведная Юдифь, умертвившая Олоферна
  • Праведная Есфирь, избавившая израильтян
  • Праведная Анна, мать пророка Самуила
  • Праведная Сусанна

Почитание ветхозаветных праотцев засвидетельствовано в христианской Церкви по крайней мере со второй половины IV века, оно, видимо, восходит к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и в своих истоках связывается прежде всего с Иерусалимской Церковью. Перед Рождеством Христовым установлены особые празднования ветхозаветным святым — неделя праотцев и отцов (первоначально, по некоторым свидетельствам, в этот день праздновалась память лишь Авраама, Исаака и Иакова).


Два последних воскресенья перед Рождеством Христовым называются Неделя святых праотец и Неделя святых отец. Святые праотцы и отцы – это ветхозаветные родственники Господа нашего Иисуса Христа по плоти, начиная со святых праотцев Адама и Евы, Авеля, Сифа, Еноха, Ноя, его сыновей, святого патриарха Авраама и т. д. вплоть до славного Рождества Христова.

Мы почитаем всех ветхозаветных праведников, включая тех, которые стали предками Спасителя по плоти за то, что эти люди горели, как свечи Божьи во тьме языческой, и жили упованием на пришествие Мессии и освобождения человечества от рабства диавола, греха и смерти. Они жили этой надеждой, ведомые ею как неким внутренним сердечным лучом, который рассекал мрак языческих религий и дарил им предвосхищение-предощущение Христа, радость богообщения, Царствие Небесное и предвкушение рая, куда не вступала нога человека много тысяч лет, но куда (о, они в это верили!) обязательно откроются врата, потому что в мир придет Тот, Кого эти праотцы и отцы любили больше всего, любили больше жизни и готовы были ради Него на все – даже на смерть; придет в мир Господь наш Иисус Христос и спасет их. И спасет всех нас!

Именно потому в последнее воскресение перед Рождеством Христовым в Неделю святых отец на Литургии читается Первое зачало первого по порядку Евангелия от Матфея, где перечисляется родословная Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С одной стороны, это установлено Церковью для того, чтобы мы знали и интересовались житиями этих ветхозаветных праведников, находя в них очень много увлекательного и еще более поучительного. С другой – данное установление свидетельство того, что Христос – это реальная историческая Личность, и не просто, но Бог, воплотившийся в человеческую природу, ставший реальным Человеком, Подъявшим наши грехи, исцеливший нас Своим искупительным подвигом и Вознесший человеческую природу одесную Бога Отца. А у каждого человека есть предки, также они были и у Спасителя, о чем повествует предельно ясно Евангелие.

Кроме того, хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на подвиг святых праотцев и отцев с исторической точки зрения. Мы живем в обществе, которое пронизано-напоено христианской моралью, как земля пронизана воздухом и напоена водой. Но в то время среди древних греков процветал гомосексуализм, хананейские народы приносили в жертву Молоху собственных грудных детей, скифы пили кровь врагов и у многих народов пьянство и блуд воспевались языческими религиями и возводились в ранг религиозных обрядов.

И, мне кажется, в это время потерять путеводную звезду истинной веры было очень просто, но святые праотцы и отцы ее не потеряли, но наоборот – сохранили как некую пламенную огненную традицию, как зажженную свечу, которую (горящей же!) мы должны передать далее – своим потомкам. И на том стоит мир.

Хочется в преддверии Рождества Христова пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, иметь в себе, словно небесный огонь, то ощущение живого Бога, Который является Одним и Тем же и для них, и для святых апостолов, и для нас.

На самом деле точно так же, как Всевышний беседовал со святыми праотцами Адамом и Евой в раю и пребывал с ними, Он беседует и с нашими душами, хоть мы и по своей греховности не можем этого в полной мере ощутить, как первые люди в раю. Но все равно это происходит.

И, пожалуй, одним из главных чувств или мыслей, объединяющих и святых праотцев, и отцев, и апостолов, и вообще святых всех поколений, является понимание того, что Господь как и прежде, так и сейчас, как и тысячу лет назад, так и в наступающем Новом 2017 году находится среди нас, идет по жизни с нами рядом. И это ощущение живого Бога и делает нас православными христианами.

AnnaMarkeca91

Завершение процесса формирования казахского народа. Урок 1 С какими событиями завершается длительный период сложения казахской народности? с образован … ием Ак Орды Д? с образованием Золотой Орды с образованием монгольской империи с образованием Казахского ханства​

тема: общественное устройство кангюев(урок 1)срочно. дам 100 баллов,но если будут отверюты по типу "я не знаю"буду кидать жалобы​

В какие объединения вошли Племена Ногайской Орды после ее распада? Какова была роль биев в Ногайской Орде?​

Читайте также: