Создание оснащение подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Общественная безопасность как состояние защищенности общества от угроз его дезорганизации, разрушения существующего механизма отношений между людьми. Объективные и субъективные признаки организации незаконного вооруженного формирования и участия в нем.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 09.11.2013
Размер файла 29,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Представляющие повышенную общественную опасность самим фактом существования подобные формирования зачастую оказываются причастными к совершению тяжких и особо тяжких преступлений.

Целью данной работы является изучение уголовно-правовых аспектов ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем.

1. ознакомится с объективными признаками организации незаконного вооруженного формирования или участие в нем;

2. показать субъективные признаки организации незаконного вооруженного формирования или участие в нем

1. Объективные признаки организации незаконного вооруженного формирования или участие в нем

Родовым объектом преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ выступает общественная безопасность в широком смысле, т.е. состояние защищенности общества от угроз (преимущественно внутренних) его дезорганизации, разрушения существующего механизма отношений между людьми. Видовым объектом является общественная безопасность в узком смысле, включающая общественные отношения по обеспечению безопасных условий жизни граждан, общественного спокойствия, нормального функционирования органов государства и институтов гражданского общества.

Непосредственным объектом, на наш взгляд, выступает не общественная безопасность, как иногда считается, а совокупность общественных отношений по реализации законоположений в области создания и функционирования законных вооруженных формирований, а также конституционного запрета на создание нелегитимных вооруженных формирований.

Формирование - это вновь организованная войсковая группа, ополченская воинская часть, организация (коллектив).

Согласно УК 1960 г. формирование - это в равной степени вооруженные объединения, отряды, дружины.

К вооруженным формированиям, таким образом, относятся объединения, отряды, дружины или иные группы. Речь в данном случае идет не о формализованных понятиях и названиях, присущих законным вооруженным формированиям, а об объединениях вооруженных лиц различного масштаба.

Объединение - крупное формирование, в структуру которого могут входить другие организационные звенья среднего уровня (отряд, дружина и т.п.).

Группа - локальное объединение лиц для решения одной или нескольких конкретных задач. Перечень названий вооруженных формирований, указанных в ст. 208 УК, не является исчерпывающим. Ими могут признаваться и другие формирования, названия которых в диспозиции не даны.

Однако при этом надо иметь в виду, что количественный критерий не является определяющим для НВФ. Таковым выступает качественный критерий, включающий иерархичность, устойчивость, профессионализм (на которых подробнее мы остановимся ниже), а также вооруженность формирования.

Например, несколько объединившихся лиц (даже двое), вооруженных гранатометом, артиллерийским орудием, зенитной установкой или обладающих БМП, танком, боевым вертолетом, катером, а тем более химическим или ядерным зарядом, могут быть признаны НВФ, а объединение с большим числом лиц, вооруженных холодным оружием или одним (несколькими) автоматом, таковым не признано. В другом случае значительное количество стихийно организовавшихся вооруженных лиц, не имеющих навыков военного дела и руководителя, могут являться субъектами массовых беспорядков или разбоя, но не организации НВФ или участия в нем. В то же время устойчивая группа из нескольких (3-4) вооруженных лиц, придерживающихся строгой дисциплины и регулярно проводящих тренировки со специалистом по боевой подготовке, попадает под признаки НВФ.

Раскрывая признаки качественного критерия НВФ, следует отметить, что под иерархичностью понимается наличие:

а) внутренней структуры;

б) системы управления;

г) распределения ролей;

д) специфических правил общения;

е) подготовленного плана.

Признак профессионализма заключается в наличии:

а) служебной дисциплины;

б) военной подготовки, включая огневую, тактическую, строевую и физическую;

в) технической оснащенности и подготовки.

С теоретических позиций уголовно-правовой науки наибольший интерес вызывает признак устойчивости формирования.

Если рассматривать НВФ как одну из форм соучастия по уголовному праву и действующему законодательству, то оно подпадает под признаки организованной группы.

Организованная группа согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ обладает следующими признаками:

а) группа (два и более) лиц;

в) умысел на совершение одного или нескольких преступлений.

Не со всеми точками зрения об устойчивости, имеющими место в научной литературе и судебной практике, можно соглашаться, не все из них кажутся нам совершенными. Например, Е.А. Гришко считает, что к числу признаков, характеризующих устойчивость, следует отнести: наличие двух и более человек; единый умысел на совершение преступлений; относительное постоянство форм и методов преступной деятельности; длительность существования группы; наличие определенного уровня организации (планирование и тщательная подготовка к совершению преступлений, распределение ролей между членами группы и др.); постоянство состава группы; наличие организатора группы, включая руководителя.

Следует иметь в виду, что устойчивость незаконного вооруженного формирования не является абсолютной. Крупные формирования на протяжении своего функционирования не сохраняют свой состав постоянным, так как могут происходить доукомплектование или планомерная замена личного состава НВФ, если это необходимо в интересах его боеготовности и боеспособности. Поэтому стабильность состава формирования всегда конкретна на данный текущий момент. В зависимости от целей создания НВФ, его финансирования и технической оснащенности, общественно-политической ситуации в конкретном регионе, а также эффективности работы правоохранительных органов, длительность существования НВФ может быть и непродолжительной.

общественный незаконный вооруженный безопасность

2. Субъективные признаки организации незаконного вооруженного формирования или участие в нем

Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

В тех случаях, когда члены незаконного вооруженного формирования принимают непосредственное участие в нападении на военные арсеналы, дежурные части органов внутренних дел с целью захвата оружия, их действия должны квалифицироваться как бандитизм по ст. 209 УК, поскольку названные действия не охватываются составом организации незаконного вооруженного формирования. Преступление, предусмотренное ст. 208 УК, здесь перерастает в бандитизм, и, на мой взгляд, дополнительной квалификации по этой статье УК уже не требуется.

Необходимо отграничивать вооруженный мятеж (ст. 279 УК) от преступления, предусмотренного ст. 208 УК. В общеупотребимом смысле мятеж - это стихийное восстание, вооруженное выступление против власти. Организация вооруженного мятежа означает создание условий для массового вооруженного выступления против власти в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения ее территориальной целостности.

Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем посягает на общественную безопасность путем самовольного создания и функционирования вопреки требованиям федерального закона вооруженных объединений, отрядов, дружин или иных групп.

С субъективной стороны организация незаконного вооруженного формирования характеризуется прямым умыслом. Создатели и руководители соответствующего формирования сознают, что они организуют и руководят незаконным вооруженным формированием, предвидят возможность или неизбежность наступления в результате их действий определенных общественно опасных последствий и желают их наступления. Участник формирования сознает, что он принимает участие в деятельности незаконного вооруженного формирования, предвидит возможность или неизбежность наступления в результате этого общественно опасных последствий и желает их наступления. В случаях участия в деятельности формирования при отсутствии сознания его незаконности (добросовестного заблуждения законности действий) со стороны соответствующего лица, оно не может привлекаться по ст. 208.

Законодатель определяет преступность организации вооруженного формирования именно через незаконность его образования. Относительно целей, с которыми создается вооруженное формирование, в законе не содержится каких-либо указаний и, следовательно, они не являются конститутивными признаками преступления. В специальной литературе было высказано мнение, что формирования могут создаваться с любыми целями, в том числе и непреступными. Мы полагаем, что отсутствие в диспозиции ст. 208 указания на характер цели является пробелом в законе и существенно затрудняет отграничение данного преступления от смежных составов. По нашему мнению, создавая незаконные вооруженные формирования, виновные лица в гораздо большей степени преследуют непреступные цели, поскольку иначе невозможно будет отграничить анализируемое преступление от вооруженного мятежа, насильственного захвата власти или насильственного удержания власти, бандитизма и организации преступного сообщества (преступной организации). В качестве вышеозначенных целей можно назвать защиту интересов субъектов федерации, поддержание общественного порядка, охрану учреждений, организаций и граждан, борьбу с преступностью и т.п.,Характеристика субъекта анализируемого преступления не имеет принципиальных отличий от субъекта иных преступлений против общей безопасности. Это должно быть вменяемое лицо, достигшее 16 - летнего возраста.

По смыслу закона само создание незаконного вооруженного формирования или руководство им, а равно участие в таком формировании, образует оконченное преступление. Следовательно, совершение в составе данного формирования каких-либо иных преступлений требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.

Организацию незаконного вооруженного формирования следует отграничивать от бандитизма и организации преступного сообщества. От бандитизма данное преступление отличается, во-первых, по целям, с которыми создается банда. Для бандитизма обязательным признаком является направленность на совершение нападений, организация незаконного вооруженного формирования преследует иные цели. Во-вторых, банда - это устойчивая группа лиц, для незаконного вооруженного формирования устойчивость не является конститутивным признаком.

От организации преступного сообщества (преступной организации) организация незаконного вооруженного формирования отличается по целям деятельности и обязательному наличию вооруженности. Как ранее уже отмечалось, организация незаконного вооруженного формирования осуществляется в первоначальном варианте с непреступными целями. Для преступного сообщества наличие оружия не является обязательным как для незаконного вооруженного формирования. Вместе с тем не исключена возможность перерастания незаконного вооруженного формирования при приобретении соответствующих признаков (формирования банды и совершения нападений) в бандитизм и в организацию преступного сообщества (преступную организацию). Поскольку бандитизм и организация преступного сообщества (преступной организации) обладают более высокой степенью общественной опасности, постольку в случаях перерастания организации незаконного вооруженного формирования достаточно будет квалификации только по ст. 209 или 210 УК.

От вооруженного мятежа, насильственного захвата власти или насильственного удержания власти анализируемое преступление отличается как по объективным (отсутствием активных действий, направленных на вооруженное выступление против власти), так и по субъективным (отсутствие цели свержения или насильственного изменения конституционного строя либо захвата или удержания власти) признакам.

Незаконные вооруженные формирования в настоящее время - это преступления, для которых характерен высокий уровень организованности и сплоченности его членов, поэтому эти качества должны находить адекватное отражение в разработке мер борьбы с ними, в том числе уголовно-правовых.

При этом надо отметить, что работа по доказыванию признаков состава о незаконном вооруженном формировании сложна и для уголовных дел этой категории характерна такая ситуация, когда установлены отдельные его признаки, но отсутствуют достаточные доказательства их совокупности.

Усложняют и делают расследование таких дел опасным особые меры, предпринимаемые организаторами либо руководителями НВФ на случай разоблачения, планируется тактика поведения его участников на следствии и в суде, принимаются различные виды воздействия вплоть до лишения жизни участников процесса. Подобную незащищенность, в первую очередь, испытывают потерпевшие и свидетели. Имеет место страх простого обывателя (и не без оснований) сообщить сотрудникам правоохранительных органов известные обстоятельства, связанные с НВФ. Более 30% опрошенных на вопрос об их действиях в случае, если они станут свидетелями преступления, ответили, что в правоохранительные органы о случившемся не сообщат. Думается, что в случае совершения преступлений участниками НМ, этот процент может быть еще выше.

На наш взгляд, существенную уголовно-правовую помощь следствию могло бы здесь оказать включение в ст. 35 УК РФ специальной формулировки, характеризующей незаконные вооруженные формирования и банду именно как специфические u1086 организованные группы.

В перспективе можно было бы вести речь о включении в ст. 208 УК РФ такого конститутивного признака состава преступления, как цель создания незаконного вооруженного формирования. На наш взгляд, конкретная формулировка такой цели должна быть адекватна, с учетом правоприменительной практики тем целям, которые преследуются в настоящее время незаконными вооруженными формированиями: совершение террористических актов, насильственное изменение основ конституционного строя и другие.

Список литературы

1. Водько Н.П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью [Текст]: уч. пособие / Н.П. Водько - М.: Юриспруденция, 2000. - 125 с.

2. Гришко Е.А. Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-правовой и криминологический аспекты. [Текст]: Дис. канд. юрид. наук. / Е.А. Гришко - М., 2000

3. Дмитриенко А.В, Фаргиев И.А. История развития уголовного законодательства России о незаконном вооруженном формировании или участия в нем. [Текст]: статья / А.В Дмитриенко, И.А Фаргиев // История государства и права. - 2005. - №5. - с. 26.

4. Комментарий к УК РФ [Текст] / Отв. Ред. В.И. Радченко. - М.: Вердикт, 2006. - 1205 с.

5. Комментарий к УК РФ [Текст] /Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М.: Инфра - М - Норма, 2010. - 1297 с.

6. Магомедов Т. М-С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований. [Текст]: Дисс.кан. юрид. наук. / Т. М-С Магомедов Махачкала. 2004.

7. Мальцев В.В. Ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нём [Текст]: статья / В.В. Мальцев // Российская юстиция. - 1999. - №2. - С. 45.

8. Наумов А.В. Российское уголовное право [Текст]:Курс лекций. Т. «Особенная часть. / А.В. Наумов - М.: Норма, 2009. -383 с.

9. Невский С. Законодатель забыл, что минометы и орудия также стреляют [Текст]: статья /. Невский // Российская юстиция. - 2000. - №2. - С. 37.

10. Ожегов СИ. Словарь русского языка. [Текст]: словарь / С.И. Ожегов - М. Наука, 1987. - С. 155, 367, 412, 743.

11. Павлинов А.В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нём. [Текст]: Дис. канд. юрид. наук. / А.В. Павлинов - М, 1998

12. Уголовное право. Особенная часть [Текст]: Учебник /Отв.ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. - М.: Инфра-М-Норма., 2008. - 378 с.

13. Уголовное право. Особенная часть [Текст]: Учебник /Под ред. А.И. Рарога. - М.: Триада, Лтд, 2009. - 227 с.

Подобные документы

Уголовно-правовая характеристика организации незаконного вооружённого формирования или участия в нём. Объект и субъект, объективные и субъективные признаки состава преступления. Общественная опасность, способствующие факторы, предупреждение организации.

дипломная работа [130,2 K], добавлен 28.11.2012

Уголовно-правовой анализ, понятие, объективные и субъективные признаки, квалифицированный состав бандитизма. Отграничение бандитизма от создания преступного сообщества, разбоя, организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем.

курсовая работа [48,6 K], добавлен 07.10.2013

Понятие и признаки незаконного вооруженного формирования. Криминологический анализ и некоторые меры по предупреждению организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем. Проблемы классификации преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ.

курсовая работа [57,7 K], добавлен 30.11.2010

Характеристика, объективные и субъективные стороны бандитизма. Понятие квалифицированного вида бандитизма. Сходство и отличия бандитизма от других преступлений: вооруженного разбоя, организации незаконного вооруженного формирования и вымогательства.

курсовая работа [21,2 K], добавлен 09.03.2009

Анализ организации незаконных вооруженных формирований, банд и преступных сообществ. Уголовно-правовая характеристика незаконного вооруженного формирования, понятие и признаки банды. Принципы формирования и условия существования преступных групп.

Бейбулатов Б.Ш., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Кисловодского гуманитарно-технического института, кандидат юридических наук.

Под созданием незаконного вооруженного формирования следует понимать любые действия, в результате которых оно было образовано. Эти действия могут заключаться в разработке структуры, подборе и вербовке участников, их экипировке, приобретении оружия, оборудовании мест дислокации, создании структурных подразделений, распределении ролей и функций между участниками формирования, их обучении военным и иным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для практической деятельности, финансировании, материально-техническом обеспечении на этапе становления, формирования .

См.: Гришко Е.А. Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2000. С. 45.

Создаваться и функционировать НВФ может под покровительством какого-либо общественного объединения или политической партии, что будет говорить о причастности их руководителей или отдельных членов к созданию, руководству или участию в НВФ, а также о рассмотрении в установленном порядке вопроса о конституционности и законности функционирования данной организации, общественного объединения или партии и о законности их деятельности.

Ряд авторов-правоведов считают незаконными и рассматривают в качестве таковых вооруженные формирования, созданные и функционирующие на основе федеральных законов, если они реорганизуются на антифедеральных и противоправных началах или в процессе деятельности выходят за рамки своей компетенции, присваивают себе не предусмотренные законом и не свойственные им функции. Незаконность в таких случаях следует понимать как несоответствие основной деятельности, функциям и полномочиям, возложенным на орган (вооруженную структуру) законом, иным нормативно-правовым актом .

См.: Павлинов А.В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1998. С. 58.

Как уже указывалось, объективная сторона составов ст. 208 УК РФ проявляется в действиях по созданию, руководству НВФ или участию в НВФ.

Казуальное толкование термина "создание", которое дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" от 17.01.1997 (п. 7) применительно к банде, позволяет сформулировать его и по отношению к незаконному вооруженному формированию. Создание незаконного вооруженного формирования есть совершение любых действий, результатом которых стало образование незаконного вооруженного формирования . Принципы создания НВФ:

  1. принятие решения о создании формирования и издание соответствующих актов;
  2. определение функциональной направленности и правового статуса формирования;
  3. разработка его структуры, системы подчиненности и управления;
  4. утверждение штата и штатного расписания;
  5. комплектование, подбор кадров и экипировка;
  6. финансирование и материально-техническое обеспечение;
  7. налаживание снабжения;
  8. подыскание и оборудование мест дислокации и т.п.

Оконченным создание НВФ считается с момента завершения его образования, когда формирование приступает к выполнению своих основных задач.

Судебно-следственная практика Республики Дагестан свидетельствует, что удельный вес преступлений, уголовных дел и обвинительных приговоров по ч. 1 ст. 208 УК РФ за создание или руководство НВФ в общей массе преступлений, дел и приговоров по этой статье весьма мал. Возможны случаи привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 208 УК РФ одновременно за создание и руководство НВФ.

Руководство незаконным вооруженным формированием может выражаться в управлении деятельностью созданного вооруженного формирования:

  • поддержании его постоянной готовности, доведении задач до подчиненных;
  • контроле за их исполнением, проведении военно-специальной подготовки;
  • планировании операции (акции), принятии решения на ее проведение;
  • непосредственном руководстве операцией, даче приказов (распоряжений), обязательных для исполнения;
  • поддержании взаимодействия между структурными подразделениями и т.п. .

Руководство незаконным вооруженным формированием - это принятие решений, связанных как с планированием, материальным обеспечением и организацией его преступной деятельности, так и с совершением им конкретных преступлений. Данное понятие руководства НВФ вытекает из вышеприведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997.

Руководство НВФ также означает и работу по поддержанию жизнедеятельности и боеспособности следующего содержания:

  • управление участниками уже созданного НВФ;
  • определение тактики его деятельности;
  • распределение и перераспределение функциональных обязанностей между его членами;
  • поддержание внутригрупповой дисциплины;
  • издание приказов по текущим вопросам и контроль за их исполнением;
  • решение вопросов пополнения кадрового состава формирования;
  • увольнение или предотвращение выхода из него отдельных участников и членов;
  • решение финансовых вопросов;
  • осуществление взаимоотношений с органами власти и управления;
  • проведение систематических занятий по обучению членов НВФ навыкам боевой службы и военного дела (строевая подготовка, огневая подготовка, выработка психологической устойчивости, физподготовка, минно-взрывное дело, топография);
  • оперативное управление формированием в процессе вооруженных действий и проведения спецопераций и т.п.

Вступление в незаконное вооруженное формирование и дальнейшее выполнение любых действий в соответствии с целями, планами и задачами формирования представляет собой участие в НВФ.

Данные действия могут выражаться в следующих деяниях:

  • выполнении различного рода заданий по обустройству мест дислокации;
  • членстве в формировании и выполнении функций по обеспечению вооруженных действий;
  • осуществлении дежурств и патрулирования;
  • участии в проводимых занятиях, тренировках и учениях, а также в акциях и мероприятиях НВФ;
  • выполнении хозяйственно-бытовых работ;
  • исполнении разовых поручений (заданий), получении денежного вознаграждения и т.п.

Ряд ученых-правоведов участие в незаконном вооруженном формировании определяют как деятельность, направленную на вступление в формирование и осуществление его целей .

См.: Комментарий к УК РФ / Отв. ред. А.И. Бойко. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 448.

Автор поддерживает мнение Магомедова, который в своем диссертационном исследовании не разделяет подобную точку зрения, так как считает, что нельзя признать участником НВФ лицо, не вступившее в его ряды, а только желающее и стремящееся к этому .

Магомедов Т. М-С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований: Дис. . канд. юрид. наук. Махачкала, 2004. С. 39 - 54.

Лицо, не являющееся участником незаконного вооруженного формирования, но оказывающее какое-либо содействие его деятельности (финансирование, материально-техническое снабжение, подбор и вербовка новых членов, консультирование, разработка документации и т.п.), подлежит ответственности за пособничество.

Оконченным участие в НВФ считается со времени вхождения в него и принятия на себя функций его члена, даже если не было совершено каких-либо действий в соответствии с целями и задачами НВФ.

Участие в незаконных вооруженных формированиях образует основную массу преступлений по ст. 208 УК РФ. Среди 67 рассмотренных обвинительных заключений прокуратуры РД 98% составили уголовные дела по ч. 2 ст. 208 УК РФ .

См.: Архив прокуратуры РД за 1998 - 2004 гг.

На практике среди материалов уголовных дел по Республике Дагестан, за исключением нескольких уголовных дел, основная масса квалифицируется по совокупности ст. 208 с другими статьями Особенной части УК РФ. В основном это смежные составы ст. ст. 205, 210, 222, 279 УК РФ. Данное преступление носит групповой, организованный характер и потому совершается лишь в соучастии. В разных приговорах осуждаются один, два или более обвиняемых по одному или разным фактам и событиям .

См.: Архив Верховного суда РД за 1998 - 2004 гг.

Например: уголовное дело от 29 октября 1999 г. в отношении Абдурашидова Х.А. по ч. 2 ст. 210, ч. 2 ст. 208, ст. ст. 278, 279, ч. 1 ст. 280, ч. 3 ст. 222 УК РФ по событиям в селах Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района РД; уголовное дело N-068177 от 27.04.2000 по обвинению Сулейманова Абдулы Сулеймановича в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208, ч. 2 ст. 210, ч. 3 ст. 222, ст. ст. 278 и 279 УК РФ по факту создания незаконного вооруженного формирования жителями населенных пунктов Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района РД; уголовное дело N-068325 от 03.01.2001 по обвинению Акказиева Калсына Мухаджировича в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208 и ч. 3 ст. 222 УК РФ по факту создания незаконных вооруженных формирований жителями сел Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района РД; уголовное дело N-168248 от 18.12.2001 по обвинению Батырова Сулеймана Гаджиевича в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208 и ч. 1 ст. 222 УК РФ по факту создания незаконных вооруженных формирований жителями сел Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района РД и т.д.

См.: Архив прокуратуры РД за 1998 - 2004 гг.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1. Какую роль играет оборона государства в обеспечении национальной безопасности России?

Огромную, ведь оборона государства — это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

2. Какие существуют в настоящее время внешние угрозы национальной безопасности России?

К основным внешним угрозам относятся:

  • развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;
  • территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
  • вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
  • наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
  • вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников;
  • действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
  • дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.

3. Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?

К основным внутренним угрозам относятся:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России;
  • планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
  • создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
  • незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
  • широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;
  • деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.

4. Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам национальной безопасности России?

К основным трансграничным угрозам относятся:

  • создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
  • деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
  • трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;
  • деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны;
  • угроза деятельности международных террористических организаций: в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения.

5. Какую роль в настоящее время призваны играть Вооруженные силы Российской Федерации для обеспечения национальной безопасности?

Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства.

Деятельность незаконных вооруженных формирований на современ­ном этапе выступает одним из долгосрочных факторов дестабилизации социально-политической обстановки в ряде регионов России (осо­бенно на Северном Кавказе). Функционирование данных организован­ных, устойчивых структур, действующих зачастую под религиозными и политическими лозунгами, является основным проявлением преступного экстремизма.

Анализируя состояние и тенденции организации незаконного воору­жённого формирования или участия в нём в общей структуре преступлений, нельзя констатировать какое-либо постоянство и стабильность данного вида преступности. Вместе с тем исторический опыт Россий­ского государства, а также опыт борьбы с повстанческими движениями зарубежных стран подтверждает, что увеличение числа вооруженных фор­мирований и соответственно активизация их деятельности напрямую зависят от экономического благополучия и политической стабильности государственной власти. Характерной особенностью групповой вооружен­ной преступности является тенденция увеличиваться в количественном составе в периоды наиболее сложные и тяжелые для государства.

Причины создания незаконных вооруженных формирований связа­ны в первую очередь с обострением межнациональных отношений и иных конфликтов, религиозной нетерпимостью и другими негативными соци­альными явлениями. Возникновение таких формирова­ний обусловлено теми же причинами, что и межнациональные конфлик­ты, то есть серьезными социально-политическими, экономическими, рели­гиозными, расовыми столкновениями.

На конфликты в сфере национально-государственных (межнацио­нальных, этнических, религиозных) отношений, а также в социально-политической сфере как основные причины организации и деятельности незаконных вооруженных формирований указывает и Т. М.-С. Магомедов. В качестве условий, способствующих их организации и деятельности, он называет политическую нестабильность в стране, социальную напряжен­ность, необустроенность многих граждан, низкий уровень культуры и право­сознания значительной части населения. Заметным инициирующим фак­тором, по его мнению, служит расширение возможностей доступа граждан к огнестрельному оружию, имеющее место в последние десять лет.

Есть еще одно условие, способствующее организации и функционированию незаконных вооруженных формирований. Это недостаточная эффективность (а в большинстве случаев — просто безраз­личие, аморфность) деятельности государственных, в первую очередь пра­воохранительных, органов и общественных организаций по защите прав граждан и, как следствие, снижение авторитета власти и закона.

Общественная опасность незаконных вооруженных формирований предопределяется самим фактом их функционирования в качестве альтер­нативы вооруженным силам и другим воинским формированиям государ­ства. Это способно привести к самым негативным последствиям, в частности:

  • использованию незаконных формирований в противоправных (в том числе экстремистских, террористических) целях;
  • неконституционному, насильственному разрешению социальных, политических и иных проблем;
  • нарушению равновесия между различными ветвями и уровнями власти;
  • вооружённому противостоянию с законно действующими силовыми структурами;
  • причинению вреда правам и законным интересам личности, в том числе и к многочисленным человеческим жертвам.

В методическом пособии, подготовленном на основе добытых ориги­налов документов, связанных с подготовкой диверсионно-террористических групп на территории Чечни, а также на основе опыта ведения боевых действий в Республике в августе—октябре 1999 г.,[3] отмечается, что воору­женное формирование — это крупное военизированное соединение, руко­водимое авторитетным политическим или военным лидером, созданное для силовой защиты интересов определенной финансово-экономической и политической (религиозной) структуры.

Вооруженное формирование, как правило, включает представителей одного или нескольких родственных тейпов (джамаатов). Организационно оно состоит из командира, штаба и двух группировок (на период боевых действий до 500 чел. каждая). Группировки, в свою очередь, подразделя­ются на боевую, предназначенную для непосредственного проведения операции в указанном районе, и резервную — для наращивания усилий и плановой (как правило, еженедельной) замены воюющих боевиков. Груп­пировка делится на пять—шесть отрядов (по 100 чел. и более), которыми руководят амиры (полевые командиры).

Отряд обычно состоит из трех групп. Первая — центральная группа (до 100 чел.) — находится в боевом состоянии вместе с амиром и не имеет постоянного места дислокации.

Вторая (численность зависит от размера территории и может состав­лять до 20 чел.) располагается в населенном пункте. Эта группа подчиня­ется, контролируется амиром и имеет связь только с ним. Ее члены проходят обучение в специальных учебных центрах, специализируясь на минирова­нии, снайперской стрельбе и диверсионно-разведывательной деятельности. Боевики второй группы глубоко законспирированы и занимаются легаль­ной общественной деятельностью.

Центральная группа является основным формированием отряда и со­стоит из трех взводов по три отделения в каждом. На вооружении группы имеется только легкое в переноске оружие, так как она постоянно нахо­дится в движении, совершает нападение и уходит. Время, место и цель на­падения назначаются амиром.

Одним из основных источников вооружения незаконных формиро­ваний является захват оружия у сил правопорядка, армейских частей и подразделений; реже — его изъятие у разного рода охранных структур и населения. Участники незаконных формирований стремятся вооружиться системами оружия, которые находятся у противостоящих им сил.[7]

В целом, давая криминологическую характеристику незаконных воо­руженных формирований, функционирующих в Северо-Кавказском реги­оне, необходимо отметить:

Подавляющее большинство участников незаконных вооруженных фор­мирований — мужчины. В основном это молодые люди (средний возраст — 27,5 лет) с низким образовательным уровнем (во многих случаях отсутствует даже полное среднее образование), как правило, нигде не работающие. Соответственно, их участие в преступных структурах детерминировано жела­нием заработать деньги для себя и своей семьи; многие члены незаконных формирований женаты, имеют на иждивении детей. Еще один элемент соци­ально-демографической характеристики участников незаконных формиро­ваний — это национальность. Обратим внимание на тот факт, что в подавля­ющем большинстве случаев ими являются чеченцы.

Сегодня для всей российской преступности характерно преобладание корыстной мотивации. Не является исключением и рассматриваемый вид преступности. Практика показывает, что члены незаконных формирова­ний, как правило, одновременно и участники преступлений террористи­ческого характера, каждое из которых хорошо оплачивается организаторами и руководителями. Это позволяет сделать вывод о преобладании корыст­но-преступного типа личности преступника. В качестве примера можно привести уголовное дело в отношении Мантагова, который, являясь участ­ником незаконного вооруженного формирования (шариатской гвардии), а затем банды, неоднократно за вознаграждение участвовал в совершении террористических актов в отношении главы администрации города Махач­калы С. Д. Амирова.[9]

Между тем позволим себе утверждать, что корыстные соображения лишь внешне выглядят единственным мотивом указанной категории пре­ступников. Зачастую под ним, пусть и на бессознательном уровне, прояв­ляются и другие, не менее сильные побуждения, что детерминирует осу­ществление тяжких и особо тяжких преступных посягательств.

Организаторы и руководители незаконных вооруженных формирова­ний, как правило, лица более старшего, по сравнению с другими участни­ками, возраста. Большинство из них имеют высшее образование и в свое время проходили службу в органах внутренних дел, армии, и даже были руководителями среднего и высшего звена. У многих за спиной — актив­ное участие в боевых действиях, вооруженных конфликтах. Специфиче­ские мотивы и цели заставили многих лидеров незаконных формирований (например, Шамиля Басаева) самостоятельно изучать теорию военного дела. Среди них много одиозных и даже харизматичных личностей.

Обращает на себя внимание, что в большинстве случаев полевые командиры — организаторы и руководители незаконных вооруженных форми­рований в Чечне, по сути, обычные авантюристы, для которых своеобразный пример — жизнь революционера Че Гевары (в частности, в этом признался Шамиль Басаев). Кроме того, это лица с ярко выраженными нарциссическими на­клонностями, характеризуемые патологической жаждой самоутверждения и власти. Именно стремление к власти толкает многих, уже добившихся положе­ния в обществе, материального благополучия, к противоправным действиям, связанным с организацией незаконного вооруженного формирования, причем иррациональное в их поступках часто берет верх над рациональным. Не оста­навливает их даже страх смерти, поскольку умереть в бою, по их убеждению, наилучший исход для воина (моджахеда).

Следует отдельно остановиться на некоторых мерах по предупреждению организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем.

В первую очередь, необходимо обратить внимание на важность комп­лексного подхода к решению проблем противодействия рассматриваемому виду преступности и другим преступлениям террористического характера и экстремистской направленности. Основу такого противодействия должна составлять активная и наступательная работа правоохранительных органов. Жизненно важно наносить удары по террористам первыми. Именно такую задачу поставил недавно перед МВД Президент РФ, подчеркнув необходи­мость упреждающего, превентивного характера действий силовых структур в борьбе с терроризмом.

Среди конкретных мер можно выделить:

  • перекрытие каналов финансирования, снабжения продовольствием, оружием и боеприпасами лагерей незаконных вооруженных формирований;
  • проведение единой информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения в обществе к ра­дикальным религиозным течениям;
  • создание сети информационных источников, обеспечивающих по­лучение достоверной информации о местонахождении и передвижении каждого лидера незаконных вооруженных формирований.

Нужно учитывать зависимость участников незаконных формирований от поддержки населения. В связи с этим одной из главных задач является ней­трализация психологического давления боевиков на местных жителей, завое­вание со стороны последних одобрения действий федеральных сил, налажи­вание взаимоотношений с местными органами власти. Следует практиковать организованное участие в операциях по ликвидации незаконных вооружен­ных формирований отрядов ополченцев из числа местного населения.

Как известно, среди участников незаконных вооруженных формирова­ний, функционирующих на Северном Кавказе, немало наемников, прибыв­ших из других государств. Поэтому важнейшим направлением предупрежде­ния организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем являются меры по противодействию незаконной миграции.

Нельзя отрицать и роль общесоциального предупреждения преступно­сти, которое, как известно, предполагает функционирование всех позитив­ных общественных институтов в экономической, социальной, нравственной и иных сферах. Еще раз подчеркнем, что истоком организованной вооружен­ной преступности и распространения ваххабизма в Чечне и других республи­ках Северного Кавказа является общая социальная неустроенность, кризис­ные явления в обществе, коррупция, падение промышленного производства, развал сельского хозяйства, резкое снижение жизненного уровня населения, массовая безработица. Молодые люди, оставшиеся в силу известных обстоя­тельств практически неграмотными и без работы, — идеальные кандидатуры для рекрутирования в незаконные вооруженные формирования.[18] На наш взгляд, постепенное преодоление указанных негативных факторов неизбеж­но приведет к снижению числа незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе и совершаемых ими преступлений.

Читайте также: