Использование библейских тем в русской словесности 7 класс сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Авторы: Хамматшина Лилия Вакильевна, Лилия Вакильевна Хамматшина
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: р.п. Чишмы Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Библейские мотивы в русской словесности"
Раздел: среднее образование

Тема: Библейские мотивы в русской словесности

Задачи и цели урока:

1.Расширить представления учащихся о Библии как о религиозном,

историческом, нравственном и эстетическом источнике;

познакомить с библейскими традициями в литературе, музыке, живописи,

отзвуками библейских историй в русской фразеологии.

2. Развивать у школьников чувство прекрасного, повышать уровень

эрудиции, совершенствовать навык обобщать информацию, работать с

опорным конспектом по литературе, расширять словарный запас учеников.

3. Воспитывать толерантное отношение к людям, придерживающимся иных

Оформление урока:

I. Вступительное слово

«Священное Писание, сколько его не перечитывай, чем более им

проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот

-Как называется эта книга?

- Библия – самая распространенная книга в мире, переведена на все языки

Существует Библия для слепых, для детей (даже комиксы), есть Библия в

аудиозаписи, на библейские сюжеты написано множество картин, сняты

фильмы и мультфильмы по эпизодам из Библии, и , конечно, библейские

темы , мотивы, образы, жанры можно встретить в произведениях

художественной литературы, как русской, так и мировой.

-Как вы думаете, ребята, почему Библия, которой уже более 2000 лет до сих

пор читаема, популярна? (В ней говорится о вечных нравственных и

духовных ценностях, о принципах морали, о нормах поведения, что

всегда было важно для человека и общества)

- Верно, в книгах Библии заложены основы морали и нравственности,

понятие о добре и зле, о совести и грехе.

В каких жанрах Библии это особо ярко проявилось? (Притчи, проповеди,

афоризмы, повести)

- В каких эпизодах Библии говорится о нравственных принципах? Назовите

некоторые. (10 заповедей, которые Бог дал Моисею, Нагорная проповедь

- Перечислите заповеди, данные Богом людям. (Почитай родителей своих,

не убивай, не развратничай, не кради, не лги, не завидуй)

-Учит ли Библия чему-то плохому? (Нет. Это нормы поведения, которые

должен соблюдать каждый.)

-О чем говорится в Нагорной проповеди Иисуса Христа?

(Счастливы скромные, не превозносящие свой разум и добродетели,

счастливы незлобивые, добрые и милосердные. Счастливы люди,

чистые в своих мыслях и чувствах, счастливы те. Кто стремится к миру.

Иисус также говорил, что грех убивать, развратничать. Нужно любить

ближних своих.)

III. Работа над темой урока

– Давайте обратимся к известным вам произведениям русской литературы и

посмотрим как в них раскрываются библейские мотивы.

Притча – маленький нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого

наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам.

Следует или не следует наставлениям.

А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной

истории, но всех людей на свете…

изображением сюжетов притчи развешены по стене комнаты Самсона

Вырина. Возможно, всю жизнь смотрят на них станционный смотритель и

дочь его Дуня, да не извлекают урока из этой притчи, оттого что для них

евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты.

и в живописи.

Особенно интересное развитие находит этот сюжет в замечательном полотне

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший состояние и

потерявший друзей, появляется блудный сын на пороге отчего дома.

Остриженная голова, покрытая струпьями, лохмотья, одна нога босая, другая

в сандалии с почти отлетевшей подошвой. Лицо, едва выступающее из тени,

прижатое к телу отца и выражающее усталость, смятение и почти блаженное

чувство обретённого покоя.

И отец, потерявший всякую надежду на встречу с сыном. Он бережно и

любовно ощупывает его тело. Глаза старика давно ничего не видят. По

морщинистому лбу и опущенным ресницам скользят блики света,

отражающиеся и на седой бороде, и на бормочущих, искажённых жалостью

губах. Здесь, в объятиях отца, сын находит прощение и утешение, заботу и

сострадание. Потрясённые увиденным, застыли невольные свидетели этой

встречи. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо.

2. Сопоставительный анализ повести А.С.Пушкина «Станционный

1). Каковы чувства отца в притче и в повести? (Оба страдают.)

2). Простил ли отец блудного сына? В чём это выражается? (Да, простил. Он

не сказал ему ни слова укора, а устроил пир в честь возвращения сына.)

3). Простил ли Самсон Вырин свою дочь? Почему вы так думаете? (Простил.

Он сам ходил за ней пешком в Петербург.)

4). Найдите в повести слова, которые свидетельствуют о прощении.

«Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею

5). Кто из отцов, на ваш взгляд, больше страдает? Почему? (Самсон Вырин.

Он одинок. Он сам отправил свою дочь из дома. Отец блудного сына ослеп

от горя. Станционный смотритель умер.)

6). Но почему он желает смерти своей дочери? («Не её первую, не её

последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил… Как

подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так

страдания, которые он предвидит. Смерть как избавление от страданий.)

7). А дети? Заслужил ли сын прощение? (Да. Своими страданиями.)

8). Изменится ли он после возвращения и такой встречи? (Изменится. Он

много испытал в жизни, прошёл через страдания и понял, что его простили.)

9). А Дуня? Она заслужила прощение? (Нет. Отец умер, и некому её

10). А вы её простили? Почему?

(Мнения ребят разделились, но можно осторожно подвести их к мысли о том,

что она заслуживает нашего прощения, потому что её простил отец, и мы

видим, что она страдает.)

11). Простит ли Дуня себя?

12). Так кто же из детей оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся

нищим и больным, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

Дуня напомнила нам судьбу блудного сына из библейской

легенды, но с раскаянием более мучительным, ибо застала вместо отца

тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти.

этом рассказе? Чудо происходит? (Этот рассказ относят к святочным

рассказам. События происходят накануне рождества. Люди верят, что

обязательно в хорошее и оно происходит.)

4. Да, одним из жанров Библии является молитва. Какая самая

известная молитва приведена в Евангелии?

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет

Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш

насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы

оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави

нас от лукаваго. Аминь.

- А.С.Пушкину принадлежит поэтическое переложение этой молитвы

Отец людей, Отец Небесный,

Да имя вечное Твое

Святится нашими устами,

Да придет Царствие Твое,

Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли,

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою.

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Твоих детей.

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

- Тоже очень светло и красиво. Но в чем разница этих двух текстов?

( А.С.Пушкину удалось сохранить религиозное содержание этой молитвы и в

то же время показать свое, личное доверие и любовь к Небесному Отцу, тем

самым вводя авторскую интонацию в произведение. Поэтому молитва «Отче

произведение писателя, написанное с использованием религиозных мотивов,

относится к светской литературе.)

- У Лермонтова есть другое стихотворение с таким же названием 1839г.(«В

произведение о молитве.

- Когда человек обращается к молитве? (Когда ему плохо.)

хорошие и плохие. Хорошие слова – живые… +энергия исходит от них,

Молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в

трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с

отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие

В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому

человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа

раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся

строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в

стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя,

чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в

каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко,

Мусульмане верят, что Коран — это божественное руководство для

человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом.

Мусульмане считают Коран основным чудом пророка Мухаммеда,

доказательством его пророчества.

Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Мусульмане

верят, что передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и

длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в

возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).

Для того, чтобы объединить арабов и защитить свою независимость житель

Мекки Мухаммед основал новую религию – ислам. Он начал утверждать ,

призывать арабов к объединению и прекращению вражды, к принятию

единой веры. Постепенно у Мухаммеда появилось много сторонников, их

Человек – словно крохотная песчинка в великом океане мироздания. Чтобы

не утонуть в этом океане, человеку нужно следовать его законам, соблюдать

определенные “правила”, но, главное, идти дорогою добра и справедливости.

- Чему учит Коран?

- Нужно ли изучать Библию? Зачем? Чему учит Библия?

V. Подведение итогов урока. Иди всегда дорогою добра.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне

следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший

сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил

все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал

его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в

себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода;

встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже

недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу

своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и

целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин

называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и

дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите;

станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же

сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг,

спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного

теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя,

звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания

твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда

этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него

откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том

надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля

Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги

наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План открытого урока родного русского языка в 7 классе

Тема. Библейские темы в русской литературе

Цель: продолжить знакомство учащихся с Библией, научить школьников читать и понимать библейские тексты, развитие умения замечать использование библейских тем в различных произведениях словесности, обучение анализу произведений художественной литературы, основанных на библейских темах, мотивах, образах.

- Библия – самая распространенная книга в мире, переведена на все языки мира. Библия – первое произведение мировой литературы, которое было переведено на другие языки, это была первая напечатанная книга: и Иоганн Гутенберг, и Иван Федоров напечатали прежде всего Библию.

Библия играла огромную роль в истории славянских народов. Перевод Библии святыми Кириллом и Мефодием на славянский язык стало поворотным пунктом в истории славянских народов.

Существует Библия для слепых, для детей (даже комиксы), есть Библия в аудиозаписи, на библейские сюжеты написано множество картин, сняты фильмы и мультфильмы по эпизодам из Библии, и , конечно, библейские темы , мотивы, образы, жанры можно встретить в произведениях художественной литературы, как русской, так и мировой.

- Как вы думаете, ребята, почему Библия, которой уже более 2000 лет до сих пор читаема, популярна?

(В ней говорится о вечных нравственных и духовных ценностях, о принципах морали, о нормах поведения, что всегда было важно для человека и общества)

- Верно, в книгах Библии заложены основы морали и нравственности, понятие о добре и зле, о совести и грехе.

В каких жанрах Библии это особо ярко проявилось?

(Притчи, проповеди, афоризмы, повести)

- В каких эпизодах Библии говорится о нравственных принципах? Назовите некоторые.

(10 заповедей, которые Бог дал Моисею, Нагорная проповедь Иисуса Христа)

- Перечислите заповеди, данные Богом людям.

(Почитай родителей своих, не убивай, не развратничай, не кради, не лги, не завидуй)

- Учит ли Библия чему-то плохому?

(Нет. Это нормы поведения, которые должен соблюдать каждый.)

- О чем говорится в Нагорной проповеди Иисуса Христа?

(Счастливы скромные, не превозносящие свой разум и добродетели, счастливы незлобивые, добрые и милосердные. Счастливы люди, чистые в своих мыслях и чувствах, счастливы те. Кто стремится к миру. Иисус также говорил, что грех убивать, развратничать. Нужно любить ближних своих.)

- О значимости Библии для людей говорят и слова известных писателей Ф.М.Достоевского и И.В.Гете и Библии (эпиграф).

Проверка домашнего задания.

-С библейскими образами мы встречаемся в разговорной речи, когда используем фразеологические обороты. Домашним заданием было найти фразеологизмы библейского происхождения. Зачитаем их и запишем в тетрадях те фразеологизмы, которых у вас нет.

(Вавилонское столпотворение- полная неразбериха, беспорядок, шум, суматоха

всемирный потоп- наводнение, сильный дождь, затопление

манна небесная- что-либо ценное, редкое, неожиданная удача, чудесная помощь

нести крест свой- тяжелая судьба, страдания

питаться акридами и диким медом- жить впроголодь, недоедать

поцелуй Иуды- предательство, лицемерие

тридцать сребреников- образное обозначение цены предательства

да минует меня чаша сия- пожелание себе избежать горя. несчастья

альфа и омега- начало и конец, самое главное

блудный сын- непослушный ребенок, беспутный, но раскаявшийся

Содом и Гоморра- распущенность, беспорядок, шум и суматоха

ставшие нарицательными имена Ирод, Каин, Иуда и т.д.)

3.Работа по теме урока

- На сегодняшнем уроке мы посмотрим, как библейские темы, духовно-нравственные понятия отразились в русской литературе.

Своеобразное переосмысление библейских тем, образов, мотивов мы видим в различных произведения литературы, в прозе и поэзии. Многие писатели и поэты обращаются к этим вечным сюжетам и жанрам, символам, именам.

- Вспомните, в каких произведениях, прочитанных нами на уроках литературы, мы встречались с библейской тематикой?

- Случайно ли сюжет притчи показан в повести? Что общего в судьбе дочери Самсона Вырина Дуни и блудного сына?

( Оба оставляют отчий дом против воли отца…., обоих отец прощает)

- Что объединяет произведения Достоевского, Куприна, Гоголя, Чехова, Жуковского?

(Они относятся к жанру рождественского, святочного рассказа)

- В чем особенность рассказов этого жанра?

(Действие происходит под Рождество или на Святки, в ходе действия совершается чудо)

- Действительно, в святочных рассказах сохраняется рождественское мировоззрение: мечты о доброй и радостной человеческой жизни, о милосердии, о любви, о вере в лучшее, о победе добра над злом вопреки обстоятельствам)

(Просмотр отрывка из фильма.)

- Какой эпизод из Евангелия по-своему интерпретировал писатель?

(В фильме показана казнь Иисуса)

Поэма написана в тяжелые сталинские времена. Сама поэтесса пережила смерть мужа, арест сына. Не только она, но многие в те страшные годы испытали подобное.

- Прочитаем это стихотворение. (стр. 179 учебника читает ученик)

- Что помогают передать библейские образы в стихотворении?

(Библейские образы помогаю передать трагедию тех лет.)

- В трагические, трудные моменты к какому жанру Библии обращается любой из нас?

- Да, одним из жанров Библии является молитва. Какая самая известная молитва приведена в Евангелии?

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.

- А.С.Пушкину принадлежит поэтическое переложение этой молитвы

(Читает ученик наизусть)

Отец людей, Отец Небесный,

Да имя вечное Твое

Святится нашими устами,

Да придет Царствие Твое,

Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли,

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою.

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Твоих детей.

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

- Тоже очень светло и красиво. Но в чем разница этих двух текстов?

-Другая известная молитва – это молитва к Божьей Матери, образ которой также является одним из главных в Библии.

(Читает ученик наизусть)

- Так же, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов по–своему интерпретирует этот жанр. С нежностью и любовью обращается он Богоматери с искренними словами.

-О чем просит лирический герой в этой молитве?

(Он молится не за себя, он просит за другую душу, просит для нее счастья, хороших друзей, спокойствия).

- У Лермонтова есть другое стихотворение с таким же названием 1839г.. Но это уже не интерпретация молитвы, а произведение о молитве.

- Когда человек обращается к молитве?

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой…

- Итак, многих поэтов и писателей вдохновляли темы, жанры, образы Библии, они неоднократно обращались к ним, создавая свои произведения. Говорить об этом можно еще долго.

-Запишите домашнее задание.

- У этой современной группы есть и другие песни, содержание библейские образы. Это говорит о том, что и в наши дни эта тема актуальна, она интересует и молодое поколение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знать состав и жанры Библии.Уметь определять библейские темы в русской литературе.

Тема урока: Использование библейских тем в русской словесности.

Использование библейских тем

в русской словесности.

Цели урока: Знать состав и жанры Библии. Уметь определять библейские темы в русской словес- ности.

Знать состав и жанры

Уметь определять

библейские темы

в русской словес-

Ответьте на вопрос: 1 .Что мы узнали об истории создания Библии?

Ответьте на вопрос:

Ответьте на вопрос:

Состав Библии

Ответьте на вопрос:

Жанры Библии Повесть Жизнеописание Притча Родословие Проповедь Пророчество Молитва Афоризм Плач Обличение Гимн Псалмы

Жанры Библии

Плач Обличение Гимн Псалмы

Ответьте на вопрос: В чем своеобразие Библии, библейского стиля?

Ответьте на вопрос:

Своеобразие Библии, библейского стиля:

1.Это не просто произведение словесности,но и Откровение,кото-

рое Бог дал людям.

2.Библия – история духовного восхождения человечества.

3.Стиль Библии-стиль образного иносказания.

4.Текст разделен на отрезки,стихи,

речь ритмична, упорядоченна,ритм подчеркивается повторами,нетороп-

ливой певучей интонацией.


Притча- небольшой рассказ, в котором заключен глубокий смысл, урок для всех людей.

небольшой рассказ, в котором заключен глубокий смысл, урок для всех людей.

Притча о блудном сыне

Притча о блудном сыне — одна из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч . Она учит добродетелям покаяния и прощения.

Блудный (сын) - человек, потерявший семью, отчий дом,Родину,заблудившийся на жизненном пути.

Блудный (сын) - человек, потерявший семью, отчий дом,Родину,заблудившийся на жизненном пути.


В притче о блудном сыне речь идет о взаимоотношениях не только отца , но и человека и Бога. Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.

В притче о блудном сыне речь идет о взаимоотношениях не только отца , но и человека и Бога.

Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.

«Не вернуться .Живем по- другому.

Не округла, как прежде, земля,

Разрушение отчего дома-

Молитва –это связь человека с Богом. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да придет царствие твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение,но избавь нас от лукавого;ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь(Мф.,6-9-13)

Молитва –это связь человека с Богом.

  • Я ,Матерь Божия , ныне с молитвою
  • Пред Твоим образом, ярким сиянием,
  • Не о спасении, не перед битвою,
  • Не с благодарностью иль покаянием,
  • Не за свою молю душу пустынную,
  • За душу странника в мире безродного;
  • Но я в ручить хочу д е ву невинную
  • Теплой заступнице мира х о лодного.
  • Окружи счастием душу достойную,
  • Дай ей спутников ,полных внимания,.
  • Молодость светлую, с тарость покойную,
  • Сердцу незлобному мир упования .
  • Срок ли приблизится часу прощальному
  • В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
  • Ты восприять пошли к ложу печальному
  • Лучшего ангела душу прекрасную.
  • 183 7 г.

В минуту жизни трудную

Теснится в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко.







Ответьте на вопросы: 1.Какое место занимает Библия в нашей культуре? 2.Какое влияние она оказала на литературу? 3.Какой человеческой мудрости она научила вас?

Ответьте на вопросы:

1.Какое место занимает Библия в нашей культуре?

2.Какое влияние она оказала на

3.Какой человеческой мудрости она научила вас?

«Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено,проповеда-

Знаете, очень приятно получать ваши отзывы и знать, что мои статьи приносят кому-то пользу! Я всегда прошу оставлять в комментариях свои вопросы и предлагать темы для следующих публикаций. И сегодняшняя статья будет посвящена вопросу, который просила поднять наша читательница в комментариях к прошлой статье . Мы будем говорить о библейских мотивах в русской прозе, а также частично объединим эту тему с вопросом: "В каких произведениях русской классической литературы герои переживают духовное "перерождение" благодаря обращению к Богу".

Сначала хочу кое-что прояснить, так как неоднократно сталкивалась с непониманием учащимися структуры Библии (ее частей). Библия (по другому можно сказать Священное Писание) состоит из Ветхого Завета и Нового Завета . В Ветхом Завете речь идет о периоде времени от сотворения мира до рождения Христа. Новый Завет повествует о том, что происходило с момента рождения Иисуса Христа. Если говорить упрощенно, то вокруг Ветхого Завета строится религия иудаизм . А христианство строится в большей степени вокруг Нового Завета, частью которого является Евангелие (повествования о рождении, жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа). В русской литературе можно встретить отсылки как к более древним текстам Ветхого Завета (Адам и Ева, десять заповедей, мудрый правитель Соломон, город греха Вавилон, Содом и Гоморра и т.д.), так и к Евангелию (притчи, заповеди Христа, сцены из Откровения Иоанна Богослова, так называемого Апокалипсиса, и т.д.) – к Новому Завету все-таки чаще.

1. "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского

Сам Достоевский был очень религиозным человеком, поэтому нет ничего удивительного в том, что в его романе много аллюзий ( намеков на какой-нибудь предмет, не названный прямо ) на библейские тексты и реминисценций ( неявных цитат, цитат без кавычек ) из Священного Писания.

В жизни и творчестве писателя важную роль играло именно Евангелие. Именно поэтому книга неоднократно появляется на страницах "Преступления и наказания". Вот Раскольников пришел в комнату к Соне:

На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете.

Так Соня и убитая Раскольниковым Лизавета объединены общей верой в Бога, они сестры во Христе . Родион Романович просит девушку прочитать ему про воскрешение Лазаря.

Читайте также: