История появления шляпы сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Древний мир

Шляпа, как и многие другие предметы одежды, появилась на свет с чисто практической целью. Так, на юге от палящих лучей солнца могла спасти только шляпа с огромными полями. Первой такой шляпой стал греческий петатос, который согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. Он представлял собой головной убор с тульей и обязательно с полями. В таком было удобно путешествовать в непогоду, а если не было ветра и дождя, петатос отбрасывали на спину, так как он был подвешен на ремне или ленте. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света.

Древние греки и римляне не носили головные уборы в повседневной жизни (о чем свидетельствуют многочисленные изображения), но все же те существовали в их культуре. В основном в Древней Греции шляпы использовались не как украшение, а во время работы. Люди покрывали головы широкополыми шляпами во время полевых работ для защиты от солнечных лучей. Ремесленники и моряки носили специальные войлочные колпаки, которые назывались пилосами. Нередко голову украшали венком, причем тот или иной набор растений в каждом изделии свидетельствовал об определенном роде деятельности его хозяина. Также не редко женщины покрывали голову просто куском ткани.

Средневековые шляпы

Свое новое назначение – декоративное – шляпа получила в период Средневековья. В это время выбор фасонов, цветов и украшений шляпок был по-настоящему велик. Головные уборы носили как мужчины, так и женщины. Выбор фасонов головных уборов стал по-настоящему велик, их стали декорировать: плюмажем (пучками перьев), мехом, лентами и драгоценностями.

Головные уборы также определяли вид деятельности обладателя. Врач, к примеру, носил берет, богослов или ученый – маленькую черную шапочку, а нотариус – бобровую шапку.


Замужние женщины были просто обязаны покрывать голову. Они прятали волосы под специальными повязками или шляпками. Незамужние девушки могли ходить и с распущенными непокрытыми волосами, вплетая в них цветы.

Во времена Наполеона в моду вошли мужские треуголки, которые вскоре стали элементом военной формы. Нередко шляпы украшались перьями, мехом и драгоценными камнями, расшивались золотыми нитками, свидетельствуя о состоятельности хозяина или хозяйки.

Классическим головным убором того времени был и генин – высокий конусообразный убор. Предполагают, что генины придумала и ввела в моду в 1395 году Изабелла Баварская. Лишь через сто лет он исчез из светской одежды, но не перестал существовать совсем – его стали носить масоны. Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута (около 1 м), придворные имели генин до 2 футов (около 60 см). Каркас изготавливали из твердой бумаги или накрахмаленного полотна и обтягивали шелком или другими дорогими тканями. С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль. Она часто закрывала лицо. Все выбившиеся волосы выбривались, оставался только маленький треугольник посреди лба. Генины были такой высоты, что иногда приходилось дополнительно прорубать двери. Позднее генин приобрел форму полумесяца или двухугольную.

В 18 веке (называемом Галантным) место шляп с успехом заняли огромные напудренные парики. Чтобы их было удобнее носить, светские красавицы даже брились наголо.

ХIХ век


Шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины и означала, что девушка или дама образованны и знают правила светского этикета. Именно тогда сложились правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении. Ведь некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.

Шляпки в начале XX века

Начало 20 века – рассвет модерна, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом – они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.

Однако уже в 1909-1911 поля женских шляпок становятся значительно уже и странным образом загибаются вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа, только вуаль держит свои позиции.


Влияние Первой мировой войны

Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю попытки обновления женского гардероба. Все упростилось, в том числе и шляпки, на них остались лишь скромные ленты и перышки.

Мировая война и революция способствовала определенным сдвигам в обществе, в том числе и в моде. Расширяются права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности. Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять, это больше не тепличное растение или райский цветок. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое ценное – локоны и кудри.

До середины 30-х годов у любой уважающей себя барышни в гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно, но с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие искусственные цветы.

Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место, начинается игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы, постепенно переходя на одну – правую сторону.

Возвращение женственности и вязанные шапочки

С середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место – женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец – о ужас! – натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. Привычная форма канотье изменяется, остается только материал – солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.


Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке во фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора – это верх неприличия.

Шляпки периода Второй мировой войны и в послевоенное время

Появившийся в конце 40-х “нью лук” принес шляпки больших размеров.

В 50-е годы правил, пожалуй, один из самых женственных образов моды 20 века. Женщины, уставшие от мужественных и сухих нарядов военных лет, стремились быть хрупкими и женственными. Очень популярны были миниатюрные шляпки, крошечные сумочки и перчатки. Их носят всюду и во все сезоны.


Модные шляпки конца XX века

В 60-х годах идет так называемая “переработка” стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм. От этого времени в памяти остались очаровательные шляпки-таблетки, так любимые Жаклин Кеннеди и удивительные шляпки Одри Хепберн.

Главные головные уборы женщин в 70-х – маленький прелестный беретик, шляпа с широкими полями и платок.

В 80-е шляпки носили редко: трудно было на такой начес надеть шляпку. 90-е можно назвать расцветом спортивных бейсболок. Казалось, что время шляп миновало. Однако пришел 21 век, и интерес к шляпке вернулся.

Головные уборы, люди начали носить еще в далекой древности, когда они стали прикрывать голову, спасаясь от солнечного зноя. Первая шляпа смотрелась как тулья, по легенде ее изобрел бог Гермес, чтобы защититься от солнечного зноя. Петадос — называли греки такую шапку, позднее именно она стала прародителем, сегодняшних классических шляп.

В 13-14 в.в. шляпа получила другое предназначение — она стала предметом украшения. Ее делали из различных материалов, украшали перьями, цветами, драгоценными камнями, разноцветными лентами. Появилось много фасонов, как для мужчин, так и для женщин.

С 14 века законодателем моды на головные уборы становится Франция. Так, готический головной убор генин — произошел из Франции, это был длинный колпак из картона, обтянутый тканью, с прикрепленной сзади прозрачной тканью, которая использовалась как вуаль для прикрытия лица. Если девушка происходила из знатного рода, высота колпака могла достигать 100 см. Эта мода распространилась по всей Европе и господствовала почти целый век, пока на смену ей не пришли соломенные шляпки. Украшали их по-разному, они служили основным дополнением к женскому наряду. По цвету головного убора, по фасону, по тому перья каких птиц были прикреплены к шляпе можно было узнать, к какому сословию относиться человек, род занятий (например: врач — носил берет, ученый — черную круглую шапку, преступники не имели право крепить к своим шляпам перо фазана, петуха, а только лесных птиц и т. д.)

Женские шляпки

Позже в моду вошли парики и для того, чтобы он сидел красиво многие дамы даже на лысо брили свои головы и носили высокие напудренные парики, которые выполняли роль головного убора, поскольку украшались и цветами, и различными драгоценностями. Причем в париках ходили не только женщины, но и мужчины. По качеству и напудрености можно было узнать социальный статус владельца.Во время правления Наполеона, в моду вошли треуголки, со временем они стали головными уборами для солдат. Треуголка быстро распространилась по всей Европе и на протяжении всего времени, пока была в моде, почти не видоизменялась, только становилась выше.

Затем у мужчин принято было носить шапку из меха, по кромке, которой вдевалось длинное перо. Эта шапка названа в честь короля Людовика 13, которому шапка очень полюбилась.

Мужские шляпы

Настоящий пик популярности шляп — женских и мужских, приходится на девятнадцатый век. Фасонов шляп было огромное множество, одновременно в моде были: и тюрбаны, и соломенные шляпы с широкими и узкими полями и другие. Не одно значимое событие не происходило без появления новой модели. Она стала показателем-явных предпочтений ее носителя в военной и политической сфере, культуре, эстетического вкуса, положения в обществе. А так же важным составляющим туалета дам, главным украшением. Стали различать шляпки для балов, для обедов (тогда же был введен этикет, что женщине не обязательно снимать шляпку в помещении, поскольку некоторые головные уборы было сложно надевать и снимать без чьей либо помощи, в том числе и помощи парикмахера).После первой мировой войны шляпная мода намного упростилась, шляпка уже не была неотъемлемой частью силуэта дамы, фасоны стали простыми, без особых украшений, дамы могли легко появляться без головного убора в обществе.

Во время и после второй мировой войны женщины в основном носили платки. Постепенно в моду возвращались изящные шляпки с перчатками и сумками, но в основном их надевали на определенные мероприятия.

В наши дни шляпы имеют функциональное значение: в жаркую погоду – панамы, соломенные, очень популярны среди молодежи бейсболки. В холодную погоду очень женственным считаются вязанные, теплые шапочки, хотя есть и мужские варианты, которые тоже пользуются спросом.

На протяжении нескольких веков женщины и шляпы были неразлучны. Ещё сто лет назад появление дамы в публичном месте без головного убора могло вызвать негодование общественности. Теперь же мода на шляпки постепенно сходит на нет. Всё чаще их можно увидеть на Королевских скачках в Великобритании и на морском побережье. Однако это не повод забывать об одном из самых значимых женских головных уборов. Сегодня я хочу рассказать об истории возникновения шляпок и о том, как они менялись с течением времени.

Первые шляпы в истории
Точно установить, когда появились головные уборы, внешне напоминающие современные шляпы не представляется возможным. Однако в Греции ходит легенда о том, что шляпу людям подарил древнегреческий бог Гермес. Так он хотел защитить людей от солнечных лучей. Эта была самая простая модель – тулья и широкие поля. Позднее эта конструкция стала основой всех видов шляп.

А мексиканцы верят в предание о том, что богиня Сикомеайя спустилась с неба с кучей шляп в руках и раздала их людям. Видов шляп было всего три:
- для тех, кто работает на полях;
- для женщин;
- для заговорщиков.


Средние века – рассвет шляпного искусства
Довольно продолжительное время шляпы для мужчин и женщин были практически одинаковыми. В корне ситуация изменилась. Прообразом современных шляп историки моды считают геннин. Он появился в 14 веке. Каркас этого головного убора изготавливали из плотной бумаги или накрахмаленного полотна. Потом заготовку обтягивали парчой, бархатом или атласом. Историки утверждают, что гиннины которые носили принцесс того времени были до 1 метра высотой. Спереди на него прикрепляли вуаль, которая закрывала лицо. Волосы, которые выбивались из-под головного убора, чаще всего сбривали, оставляя треугольник посередине лба.



В 15-16 веках в моду вошли шляпы из соломы. Ближе к 16 веку женщины стали носить шляпы из фетра. Фасон изделий был перенят у мужчин. В качестве декора средневековые модницы использовали перья, драгоценные камни, ленты, мех. Кстати широкие поля на шляпах появились не случайно. В 16 веке помои выливали на улицу прямо из окон. Чтобы ненароком нечистоты не попали на голову или на лицо и были придуманы широкополые шляпы.


Наряду со шляпами в это же время модницы стали носить на голове персидские тюрбаны. Как правило, они были очень ярких цветов. Декорировали их драгоценными камнями и перьями птиц. Также в 16 веке впервые появляются чепцы, которые в дальнейшем стали прообразом огромного количества моделей шляпок. Изначально их применяли для защиты волос от воды при купании. Благодаря чепцу на свет появились береты, шляпы ток и модели схожие с цилиндрами. Впоследствии они стали прародителями цилиндров.



Шляпы в 17-18 веках
В это время начинается рассвет шляпной моды. В 17 веке Франция становится столицей мод. Король Людовик XIV ввёл в моду высокие широкополые фетровые шляпы. Писком моды считались головные уборы, украшенные лисьим хвостом. Также в это время популярностью стали пользоваться треуголки. В начале 18 века в моде были маленькие круглые шляпки-токи и аккуратные чепцы. Но в середине столетия ситуация коренным способом меняется.



В 18 веке шляпы становятся дополнением к парикам. Именно они и определяли способы ношения головных уборов. Шляпы для удобства носили с очень сильным наклоном вперёд. Шляпы 18 века – это шедевры дизайнерской мысли. Аристократки украшали свои головы цветочными клумбами, кораблями и райскими садами с птицами. Механики разрабатывали механизмы, которые устанавливали внутрь шляпки и они заставляли вращаться цветы и летать птичек которые располагались на ней.




19 век – никуда без шляпы
В 19 веке шляпа - это неотъемлемым атрибутом костюма.
В начале 19-го столетия дамы продолжали носить шляпки-токи. Для их украшения использовались живые цветы, ленты, перья. Также весьма популярной стала шляпка Шуте (Schute). Чаще всего её делали из соломы. Внешне этот головной убор напоминает чепец с широкими полями. Она стала популярной благодаря тому, что её часто использовали в театральных постановках в качестве реквизита.


В дополнение ко всему 19 век подарил нам женский вариант цилиндра. От мужской версии он отличался высотой тульи и отделкой.


Век 20 – шляпы и элегантность

20-ый век – время революций. Повсеместно стали бороться с буржуазией, ну и, конечно же, со шляпами. В обиход были введены косынки, но они не очень прижились среди дам. Шляпы очень быстро вернулись на своё законное место. Правда, модели теперь стали более лаконичными, а декоративных элементов стало гораздо меньше.
Одной из самых популярных моделей стала шляпа-клош. Изготавливали их из самых разных материалов. Украшали их платками, перьями, бисером, брошками. Не сдавали свои позиции и соломенные шляпки. Именно в 20-м веке впервые появилась тенденция подбирать под цвет шляпы перчатки, туфли и сумочку.



Во время войны шляпы отдали пальму первенства шалям и платкам. А в послевоенный период очень модными были шляпы тамбурин. Украшали их бантами, вуалетками и атласными лентами.


В шестидесятые годы появились шляпки-таблетки. Моду на них ввела первая леди США – Жаклин Кеннеди.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Все интересное в искусстве и не только.

Наше вам с кисточкой: очень краткая история шляпы

Анна Автрийская.JPG

122980_original.jpg

Женские шляпки, как важнейший атрибут, начался совершенствоваться и меняться с легкой руки королевы Франции Изабеллы Баварской в 1395 году (ну, так считается), до этого времени женские шляпы ничем не отличались от мужских.

Мода.jpg

Королева Изабелла сделала конусовидный каркас шляпы, который потом стали создавать из бумаги и жестко накрахмаленной ткани. Его украшали всевозможными тканями и вуалью, и получался головной убор, который назывался – геннин.
Иногда шляпы были высотой до одного метра, потому что чем выше геннин, тем известнее и роскошнее считалась дама.

Hans_Memling_-_Diptych_with_the_Allegory_of_True_Love_(detail)_-_WGA14950.jpg

5.JPG

Вскоре появился геннин с двумя концами, который чем-то напоминал рожки на голове. Из-за моды на высокие геннины в замках даже прорубали специальные дверные проемы.

Изабелла Португальская.JPG

Изабелла Португальская, герцогиня Бургундская в "рогатом" эннене, Рогир ван дер Вейден

1.JPG

w_1024_6654.jpg

В XVI веке появляется еще один головной убор – чепец.
Его в основном применяли для защиты волос во время купания или сна, но после он стал элегантным дополнением как к повседневной одежде, так и к торжественным нарядам.
Чепцы стали той самой основой, благодаря которой стали создавать самые разнообразные головные уборы: шляпа, берет, шляпа ток и цилиндр.

2e03ac9e789b15fc7a30697da31d39a7.jpg

w_1024_6656.jpg

А еще – вообще потрясающий нас сегодня момент - в XVI родились широкополые шляпы, которые появились вследствие антисанитарии. Широкие поля спасали мужчин и женщин от грязной воды, которую очень часто люди выливали прямо из окон. Тогда и появился знаменитый реверанс — поклон со сниманием шляпы и описыванием ею полукруга в воздухе.

w_1024_6657.jpg

В начале XVIII века в моду снова вошли кружевные чепцы, но ненадолго. Спустя несколько лет от них отказались в пользу обычных украшенных причесок. Чепцы остались на головах у старых матрон.

викторианская эпоха.jpg

w_1024_6658.jpg

клумба.jpg

Вторая половина XVIII века, наоборот, славилась огромными шляпами, которые украшались перьями, дорогими тканями, а иногда настоящими цветами и бабочками, которые при специальном механизме могли двигаться, от этого и пошло название такой шляпы – клумба.

w_1024_6662.jpg

Во время и после Первой мировой войны в моду вошли шляпки клош, которые отлично подходили под короткую стрижку эмансипированных девушек.

w_1024_6661.jpg

И вообще, с 20 века законодателями мод становятся дизайнеры. Именно в этот период открылось большинство модных домов с мировой известностью. Каждое десятилетие 20 столетия приносило с собой все новые тенденции.

w_1024_6689.jpg

Во Второй мировой войне на смену шляпкам пришли платки, но ненадолго. Затем в ход пошли шляпки-таблетки, которые ввела в моду Жаклин Кеннеди.

Читайте также: