Быт тунгусов мини сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Современные исследования отмечают, что единого культурного пространства у эвенков не было. Все зависело от их хозяйственной деятельности — оленеводства, охоты или рыболовства.

До 2007 года в составе РФ существовал как отдельный субъект Эвенкийский автономный округ (ныне входит в состав Красноярского края). Это далекий и загадочный край, куда может отправляться только подготовленный, сильный духом путешественник.

В номере за 1857 год опубликована статья члена-сотрудника отдела П. Кларка, посвященная не только тунгусскому этносу, где он подробно описывает необычные обычаи этого народа и рассказывает об их образе жизни.

Мы решили поделиться этой редкой информацией, сохраняя, по возможности, стиль повествования.

Места обитания

Тунгусы бродят между северо-западным берегом Байкала, реками Манзурка и Анга, впадающими в Лену, и хребтами, сопровождающими северные притоки реки Киренги (очеульские тургусы), а также по реке Тутуре, ее притокам и по реке Ильде — правая сторона реки Лены (тутурские тунгусы).

Места их обитания покрыты дремучим лесом, наполненным лосями, называемыми в Сибири сохатыми, изюбрями, белками, лисицами, зайцами, волками и медведями. Звери эти служат тунгусам ежедневною пищею; из шкур их делают они себе одежду, уплачивают ими ясак (натуральный налог, в основном, пушниной, народов Сибири и Севера), а остальные меняют на хлеб, порох, свинец, дабу и китайку (виды китайской ткани).

Некоторые тунгусы, более других обрусевшие, держат лошадей и коров, а потому выбирают для жилища места пастбищные, но живут в срубленных избах или конусообразных шалашах. А их сородичи, имеющие оленей, уходят вдаль, почти каждый день при этом перенося с места на место свои берестяные урасы (летнее жилище, шалаш), и большую часть лета проводят вблизи высоких хребтов, покрытых снегами, и хребты эти облегают прибрежья Байкала и вершины рек Лена и Киренга.

Вершины гор, называемые гольцами, большею частью покрыты вечным снегом, и лишь второстепенные по высоте гольцы обнажаются от снега в последних числах июня. Здешние гольцы тем замечательны, что иногда попадаются на них соболи лучшего качества, как по темноте цвета, так и по нежности шерсти, известные под названием каменных.

Жилища тунгусов

Берестяные урасы оленных тунгусов не доставляют ни простора, ни каких-то других удобств, кроме защиты от дождя и ветра, и легкости при ежедневной перевозке и установке их на новом месте. Ковры, сшитые из кожи оленей или диких коз, служат постелью. Котел, несколько деревянных чаш и ложек, берестяные туески составляют весь домашний скарб оленного тунгуса. К числу этого скарба нужно отнести и люльки для грудных детей, сшитые из бересты. Дети, зашнурованные ремнем в этой люльке, в жилище висят на одной из жердей шалаша, а при переезде крепятся сбоку оленя, сосут кусок жира, привязанный к палочке, чтобы не проглотить этот питательный кусок.

Одежда

Оленьи кожаные унты, лосинные шаровары, тканевая, всегда синяя, рубаха — это общая принадлежность костюма тунгуса обоих полов. Летом они носят короткие тканевые кафтаны, причем женщины предпочитают голубой и зеленый цвета, а зимой короткие оленьи или козьи шубы, как правило — шерстью вверх.

Тунгуса от тунгуски можно отличить только по числу заплетенных кос: мужчины носят на самом затылке одну коротенькую, а женщины две косы по обеим сторонам лица.

Занятия

Мужчины и взрослые сыновья промышляют зверя, летом ловят рыбу, женщины выделывают нужные для одежды звериные шкуры, крутят из жил животных нитки для шитья, наблюдают за оленями и доят их, а осенью собирают бруснику.


Разнообразие народностей просто поражает. Все меньше и меньше становится представителей тех или иных самобытных племен. Об этносе большинства старинных народов сейчас можно узнать только из исторических книг или редких фото. Национальность тунгусов также практически забыта, хотя эти люди до сих пор населяют довольно обширное пространство Сибири и Дальнего Востока.

Кто это?

народность тунгусы

На данный момент численность национальности тунгусов составляет около 39 тысяч человек на территории России, столько же на территории Китая и еще приблизительно 30 тысяч на территории Монголии, что дает понять: этот народ довольно многочисленный, несмотря на особенности его существования.

Как выглядит этот народ (фото)

Тунгусы в общей массе довольно неказистые: их фигура непропорциональна, как бы придавлена к земле, рост средний. Кожа обычно темная, коричневатого оттенка, но при этом мягкая. Лицо имеет заостренные черты: впалые щеки, но высокие скулы, мелкие, плотно стоящие зубы и широкий рот с большими губами. Волосы темного цвета: от темно-коричневого до черного, жесткие, но тонкие. Как женщины, так и мужчины заплетают их в две косы, реже – в одну, хотя не все мужчины отращивают длинные волосы. У мужской части народа после тридцати лет вырастает редкая борода и тонкая полоска усов.

история тунгусов

Вся внешность тунгусов довольно четко передает их характер: резковатый, настороженный и упрямый до крайностей. При этом все, кто встречался с ними, утверждают, что эвенки довольно гостеприимные и щедрые, не в их правилах слишком переживать за будущее, они живут одним днем. Большим позором среди тунгусов считается болтливость: таких людей они открыто презирают и обходят стороной. Также среди народностей тунгусов не принято здороваться и прощаться, только перед иностранцами он снимают головной убор, делая легкий поклон, и тотчас одевают его на голову, возвращаясь к привычному сдержанному поведению. Несмотря на все трудности существования, эвенки в среднем живут 70-80 лет, иногда даже сто, и практически до конца дней сохраняют активный образ жизни (если болезнь не подкашивает их).

Где проживают тунгусы?

Несмотря на то что численность эвенков небольшая по сравнению с другими национальностями, места их проживания довольно обширны и занимают все пространство Дальнего Востока от Крайнего Севера до середины Китая. Чтобы более точно представить, где живет народ тунгусов, можно обозначить такие территории:

  • В России: Якутская область, а также Красноярский край, весь бассейн Байкала, Бурятия. Небольшие поселения имеются на Урале, Поволжском округе и даже Северо-Кавказском округе. То есть большая часть Сибири (Западной, Центральной и Восточной) имеет на своих территориях поселения, где жили тунгусы.
  • Эвенкийский автономный хошун, который частично находится на территории Монголии и немного в Китае (провинции Хэйлунцзян и Ляонин).
  • Селенгинский аймак на территории Монголии имеет в своем составе хамниганов – группу тунгусского происхождения, но смешавшую свой язык и традиции с монгольской культурой. Традиционно тунгусы никогда не строят больших поселений, предпочитая небольшие – не более двухсот человек.

Особенности быта

народ тунгусов эвенки

Оседлые эвенки все больше перенимали привычек от русских: возделывали огороды, заводили коров, а кочующие племена тунгусов продолжали придерживаться старых традиций: питались в основном мясом оленей (иногда коней), диких животных и птиц, убитых на охоте, а также всевозможными грибами и ягодами, которые в изобилии растут в местах их обитания.

Основной род занятий

Нация тунгусов условно разделяется на несколько групп исходя из образа жизни:

тунгус национальность

  • Оседлые оленеводы: в самом большом количестве они проживают в районе реки Лена и Енисей. В основном этот вариант бытия произошел из-за многочисленных смешанных браков, когда тунгусы брали в жен русских женщин. Их образ жизни летом кочевой: они пасут оленей, иногда добавляя в стадо коров или лошадей, а зимуют в домах, которыми управляют женщины во время кочевания мужчин. Также в зимнее время эвенки промышляют пушным зверем, вырезают из дерева потрясающие изделия, а также изготовляют из кожи различные предметы быта и одежды.
  • Береговые эвенки считаются угасающей группой, так уже не занимаются активно оленеводством и при этом не пытаются использовать технологические новинки цивилизации. Их быт в основном вращается вокруг рыболовства, сбора ягод и грибов, иногда земледелия и охоты на мелких зверей, чаще пушных, шкурки которых они обменивают на жизненно-необходимые вещи: спички, сахар, соль и хлеб. Именно в этой группе самый высокий процент смертей от алкоголизма в силу того, что эти тунгусы не смогли найти себя в современном обществе из-за большой привязанности к традициям предков.

Свадебные обычаи

где живут тунгусы народ

Калым обычно состоит из стада оленей (около 15 голов), многочисленных шкурок соболей, песцов и прочих ценных зверей, также могут запросить еще и деньги. По этой причине самые красивые тунгусские девушки всегда были у богатых, а малоимущие довольствовались теми, кто не просил слишком большой выкуп за свою некрасивую дочь. Кстати, брачный договор всегда составлялся от лица отца девушки, сама она не имела права выбора. Бывало так, что в возрасте восьми лет девочка в семье уже была помолвлена с каким-то взрослым мужчиной, который уже уплатил калым и ждал ее полового созревания. Также среди эвенков обширно распространено многоженство, только муж обязан обеспечивать всех своих женщин, а значит, должен быть богатым.

Вероисповедание

Народ тунгусов изначально придерживался шаманизма, на территории Китая и Монголии иногда исповедовали тибетский буддизм, и только в последние несколько десятилетий стали появляться христиане-эвенки. Шаманизм до сих пор массово распространен по всей территории: люди поклоняются различным духам и лечат болезни с помощью заговоров и шаманских плясок. В особом почете у тунгусов Дух тайги, которого они изображают в виде седовласого старика с длинной бородой, который является хранителем и хозяином леса. Среди местных жителей ходит множество историй о том, что некто видел этого Духа во время охоты верхом на большом тигре и обязательно в сопровождении огромной собаки. Для того чтобы охота была удачной, эвенки изображают лицо этого божества, используя своеобразный рисунок в виде насечек на коре особого дерева и приносят в жертву часть только убитого зверя либо кашу из крупы (смотря, что имеется). Если охота не удалась – Дух тайги гневается и уводит всю дичь подальше, поэтому его почитают и всегда уважительно ведут себя в лесу.

где жили тунгусы

На самом деле среди тунгусов вера в духов была очень сильна: они истово верят, что различные духи могут вселяться в людей, животных, жилища и даже предметы, поэтому различные ритуалы, связанные с изгнанием этих сущностей, были повсеместно распространены и практикуются среди некоторых жителей до наших дней.

Поверья, связанные со смертью

Народ тунгусов верит, что после смерти душа человека попадает в загробный мир, а те души, кто туда не добрался из-за неправильных ритуалов погребения, становятся привидениями и злыми духами, которые насылают порчу на родственников, болезни и различные неприятности. Поэтому обряд похорон имеет несколько важных моментов:

  • Когда умирает муж, то жена должна сразу же отрезать свою косу и положить в гроб мужу. Если же муж очень любил свою женщину, то он также может отрезать свои волосы и положить ей под левую руку: по поверью, это поможет им встретиться в загробном мире.
  • Все тело умершего обмазывают кровью свежезарезанного оленя, дают ей подсохнуть, а затем одевают в лучшие одежды. Рядом с его телом располагают все его личные вещи: охотничий нож и все остальное оружие, кружка или котелок, которые он брал с собой на охоту, или оленьи перегоны. Если умирала женщина, то это были все ее личные вещи, вплоть до лоскутка ткани, - ничего не оставалось, чтобы не навлечь гнев духа.

народ тунгусов обычаи

  • Выстраивают специальный помост на четырех столбах, который называется Geramcki, обычно он высотой около двух метров над землей. Именно на этом помосте и располагают покойника с его вещами. Под помостом разводят небольшой огонь, на котором коптят жир и сало оленя, а также варят его мясо, которое делится между всеми и съедается с громкими причитаниями и слезами по умершему. Потом помост плотно упаковывают шкурами животных, прочно забивают досками, что ни в коем случае до трупа не добрались дикие животные и не съели его. По преданиям, если это случится, то разгневанная душа человека никогда не обретет покоя, а все, кто нес покойного на помост, умрут на охоте, разорванные зверями.

Окончание ритуала

Ровно через год проводится последний обряд поминок: выбирается гнилое дерево, из ствола которого вырезается образ покойного, одевают его в хорошие одежды и ставят на постель. Далее приглашают всех соседей, родственников и тех, кто был знаком с умершим. Каждый приглашенный человек из народа тунгусов должен принести лакомство, которое предлагают образу из дерева. Затем снова отваривается мясо оленя и предлагается всем, особенно изображению покойника. Приглашается шаман, который начинает свои таинственные обряды, в конце которых он выносит чучело на улицу и кидает как можно дальше (иногда его подвешивают на дереве). После этого о покойном никогда не упоминается, считая, что он успешно достиг загробного мира.

Это интересно!

Даже такой малознакомый для большинства народ тунгусы имеет в своей истории множество важных моментов, которыми гордится:

Великий Байкал оставляет тепло в каждой душе. Интересные истории и факты о Байкале, впечатления участников туров, захватывающие легенды, красивые места и достопримечательности.

Эвенки на Байкале

Современные исследования отмечают, что у эвенков никогда не было единого культурного пространства. Все зависело от их хозяйственной деятельности — оленеводство, охота или рыбалка.


В настоящее время эвенки признаны одним из малочисленных народов Севера.

Места обитания

Эвенки на Байкале

Среда обитания покрыта густыми лесами, полными лосей, дальневосточными оленями, белками, лисами, зайцами, волками и медведями. Эти животные служат повседневной пищей для эвенков; шкуры животных используются для пошива одежды, для уплаты дани (налог в натуральной форме, уплачиваемый народами Сибири и Севера, главным образом в мехах), в то время как остальные животные подвергаются натуральному обмену на хлеб, порох, свинец, даба и нанкин (разновидность ткани).

Жилища эвенков

Хижина эвенков

Хижина эвенков не обеспечивает ни много места, ни каких-либо других удобств, кроме простоты ежедневной транспортировки и установки на новом месте. Ковры, сделанные из кожи оленей или диких коз, служат в качестве кроватей. Котел, несколько деревянных мисок и ложек, корзины из бересты составляют целые домашние вещи тунгусов, содержащих оленей. Их вещи также включают в себя колыбели для младенцев из бересты. Младенцы с поясом лежат в тех колыбелях, которые висят на одном из столбов хижины, и во время путешествия эти колыбели прикрепляются на боку оленя, когда ребенок сосет кусок жира, привязанный к палке, так что ребенок не мог полностью проглотить этот питательный жир.

Одежда эвенков

Одежда эвенков

Сапоги из оленьей кожи, брюки из лося, синие рубашки из ткани — обычные аксессуары национальной одежды тунгусов для мужчин и женщин. Летом тунгусы носят короткие тканевые кафтаны, причем женщины предпочитают синий и зеленый цвета; и зимой они носят короткие оленьи или козлиные шубы, как правило, с шерстью вверх. Тунгусских мужчин можно отличить от тунгусских женщин только по количеству кос: мужчины носят одну короткую косу на затылке, а женщины имеют две косы с обеих сторон лица.

Обычаи эвенков

Эвенки обычаи

Когда ребенок рождается, Тунгусы дают ему или ей имя первого человека, который входит в жилище, или имя первого животного, с которым столкнулись родители ребенка. На этом мероприятии не совершается никакого религиозного обряда. Многие тунгу приняли православие, но большая их часть придерживается жестокого шаманизма. Церемония бракосочетания проводится так же, как и в бурятской традиции. Они ищут невесту, часто в детстве, платят за нее богатство невесты в шкурах оленей или животных. Если у жениха есть сестра, а у невесты есть брат, то они обменивают своих невест без оплаты богатства невесты.


В случае чьей-либо смерти тело мертвого некрещеного Тунгуса переодевается в одежду и увозится в лес, кладется на землю и покрывается множеством сухих упавших сухостой и веток. Затем они подожгли эту кучу веток и дали ей сгореть; Часто случается, что полусожженные тела позже съедаются дикими животными.

Современные исследования отмечают, что единого культурного пространства у эвенков не было. Все зависело от их хозяйственной деятельности – оленеводства, охоты или рыболовства.

До 2007 года в составе РФ существовал как отдельный субъект Эвенкийский автономный округ (ныне входит в состав Красноярского края). Это далекий и загадочный край, куда может отправляться только подготовленный, сильный духом путешественник.

В номере за 1857 год опубликована статья члена-сотрудника отдела П. Кларка, посвященная не только тунгусскому этносу, где он подробно описывает необычные обычаи этого народа и рассказывает об их образе жизни.

Мы решили поделиться этой редкой информацией, сохраняя, по возможности, стиль повествования.

Места обитания

Люди снега: обычаи древних тунгусов

Тунгусы бродят между северо-западным берегом Байкала, реками Манзурка и Анга, впадающими в Лену, и хребтами, сопровождающими северные притоки реки Киренги (очеульские тургусы), а также по реке Тутуре, ее притокам и по реке Ильде – правая сторона реки Лены (тутурские тунгусы).

Места их обитания покрыты дремучим лесом, наполненным лосями, называемыми в Сибири сохатыми, изюбрями, белками, лисицами, зайцами, волками и медведями. Звери эти служат тунгусам ежедневною пищею; из шкур их делают они себе одежду, уплачивают ими ясак (натуральный налог, в основном, пушниной, народов Сибири и Севера), а остальные меняют на хлеб, порох, свинец, дабу и китайку (виды китайской ткани).

Некоторые тунгусы, более других обрусевшие, держат лошадей и коров, а потому выбирают для жилища места пастбищные, но живут в срубленных избах или конусообразных шалашах. А их сородичи, имеющие оленей, уходят вдаль, почти каждый день при этом перенося с места на место свои берестяные урасы (летнее жилище, шалаш), и большую часть лета проводят вблизи высоких хребтов, покрытых снегами, и хребты эти облегают прибрежья Байкала и вершины рек Лена и Киренга.

Вершины гор, называемые гольцами, большею частью покрыты вечным снегом, и лишь второстепенные по высоте гольцы обнажаются от снега в последних числах июня. Здешние гольцы тем замечательны, что иногда попадаются на них соболи лучшего качества, как по темноте цвета, так и по нежности шерсти, известные под названием каменных.

Жилища тунгусов

Берестяные урасы оленных тунгусов не доставляют ни простора, ни каких-то других удобств, кроме защиты от дождя и ветра, и легкости при ежедневной перевозке и установке их на новом месте. Ковры, сшитые из кожи оленей или диких коз, служат постелью. Котел, несколько деревянных чаш и ложек, берестяные туески составляют весь домашний скарб оленного тунгуса. К числу этого скарба нужно отнести и люльки для грудных детей, сшитые из бересты. Дети, зашнурованные ремнем в этой люльке, в жилище висят на одной из жердей шалаша, а при переезде крепятся сбоку оленя, сосут кусок жира, привязанный к палочке, чтобы не проглотить этот питательный кусок.

Одежда

Оленьи кожаные унты, лосинные шаровары, тканевая, всегда синяя, рубаха – это общая принадлежность костюма тунгуса обоих полов. Летом они носят короткие тканевые кафтаны, причем женщины предпочитают голубой и зеленый цвета, а зимой короткие оленьи или козьи шубы, как правило – шерстью вверх.

Тунгуса от тунгуски можно отличить только по числу заплетенных кос: мужчины носят на самом затылке одну коротенькую, а женщины две косы по обеим сторонам лица.

Мужчины и взрослые сыновья промышляют зверя, летом ловят рыбу, женщины выделывают нужные для одежды звериные шкуры, крутят из жил животных нитки для шитья, наблюдают за оленями и доят их, а осенью собирают бруснику.

Обычаи

Фото

При рождении дитяти дают ему имя первого вошедшего в жилище постороннего человека или имя первого попавшегося животного. При этом никакого религиозного обряда не происходит. Многие тунгусы приняли православие, но большая их часть придерживается грубого шаманства. Брак происходит как у бурят. Высватывают, нередко еще в детстве, невесту, выплачивают за нее установленный калым оленями или звериными шкурами. Если же у жениха есть сестра, а у невесты брат, то делают обмен невестами, без платы калыма. Накануне свадьбы подруги невесты собираются к ней и пляшут всю ночь. В день свадьбы выбирают для установки жилища поляны и места открытые. В этот день невеста, вместе с родственниками и гостями, идет к жениху. Когда все приготовленное для угощения будет выпито и съедено, отец жениха идет в свое жилище, надевает шубу, но подпоясывает ее так, чтобы шуба от груди далеко отставала. Усевшись у огня, он ждет невесту, которая, взяв мелконарезанный сваренный жир, войдя в урасу, кидает жир на свекра, и если он весь попадет ему под шубу, на распахнутую грудь, то невеста признается за честную девицу. Все гости, находящиеся здесь, хватают с груди свекра этот жир, который почитается как лучшее угощение.

При смерти тело умершего некрещенного тунгуса, одетое в его платье, увозят далеко в лес и, положив на землю, закидывают множеством сухого валежника и сучьев. Поджегши эту кучу, оставляют ее гореть, а поэтому нередко полуобгорелые тела достаются в пищу зверям.

Читайте также: