Укрытое от регистрации сообщение о преступлении это

Обновлено: 02.07.2024

Что такое укрывательство преступления от учета, кем и как оно совершается?

Ответы на вопрос:

Все написано тут:

Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)

Статья 316. Укрывательство преступлений

Заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником.

Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, согласно которому МВД России является субъектом официального статистического учета и выполняет ежемесячные работы по формированию официальной статистической информации о состоянии преступности и результатах расследования преступлений, в том числе по субъектам Российской Федерации и видам преступлений.

Для анализа оперативной обстановки и разработки адекватных мер реагирования на ее изменения немаловажное значение играет четко налаженная система сбора, обработки и выдачи информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней.

Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденным названным Совместным приказом, определен единый и обязательный для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

На суды общей юрисдикции действие Положения распространяется в части предоставления информации о результатах рассмотрения уголовных дел, а также информации для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения в случае вынесения судом обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

В соответствии с требованиями Положения, помимо преступлений, учету подлежат лица, их совершившие, а также уголовные дела и принятые по ним решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевшие, судебные решения по уголовным делам.

Постановка на учет указанных объектов предполагает отражение в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об этих объектах в строгом соответствии имеющимся в уголовном деле материалам.

На основе обработки ученых документов информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры (далее - ИЦ) формируют государственную статистическую отчетность о состоянии преступности.

При этом достоверность формирования показателей статистической отчетности зависит от того, насколько правильно заполнены учетные документы.

Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого независимо от времени его совершения возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.

Укрытым от учета является объект учета, если сведения о нем не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность.

Учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется ИЦ, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление.

В случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.

Контроль за качеством составления учетных документов осуществляется в пределах компетенции руководителями органов следствия и дознания и начальниками информационных центров, которые несут ответственность за полноту и своевременность отражения в статистической отчетности сведений об объектах учета.

В соответствии с требованиями Положения прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные военные и иные специализированные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов); разрешают спорные вопросы, возникающие при учете преступлений и других объектов учета.

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

30 октября 2015, 00:00

Порядок учета преступлений, а также иных объектов учета

Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, согласно которому МВД России является субъектом официального статистического учета и выполняет ежемесячные работы по формированию официальной статистической информации о состоянии преступности и результатах расследования преступлений, в том числе по субъектам Российской Федерации и видам преступлений.

Для анализа оперативной обстановки и разработки адекватных мер реагирования на ее изменения немаловажное значение играет четко налаженная система сбора, обработки и выдачи информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней.

Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденным названным Совместным приказом, определен единый и обязательный для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

На суды общей юрисдикции действие Положения распространяется в части предоставления информации о результатах рассмотрения уголовных дел, а также информации для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения в случае вынесения судом обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

В соответствии с требованиями Положения, помимо преступлений, учету подлежат лица, их совершившие, а также уголовные дела и принятые по ним решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевшие, судебные решения по уголовным делам.

Постановка на учет указанных объектов предполагает отражение в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об этих объектах в строгом соответствии имеющимся в уголовном деле материалам.

На основе обработки ученых документов информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры (далее - ИЦ) формируют государственную статистическую отчетность о состоянии преступности.

При этом достоверность формирования показателей статистической отчетности зависит от того, насколько правильно заполнены учетные документы.

Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого независимо от времени его совершения возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.

Укрытым от учета является объект учета, если сведения о нем не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность.

Учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется ИЦ, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление.

В случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.

Контроль за качеством составления учетных документов осуществляется в пределах компетенции руководителями органов следствия и дознания и начальниками информационных центров, которые несут ответственность за полноту и своевременность отражения в статистической отчетности сведений об объектах учета.

В соответствии с требованиями Положения прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные военные и иные специализированные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов); разрешают спорные вопросы, возникающие при учете преступлений и других объектов учета.

Результаты работы правоохранительных органов ежеквартально обсуждаются на координационных совещаниях при руководстве прокуратуры района.

Проведенный анализ показал, что наиболее распространённым способом укрытия преступлений остается вынесение незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Все указанные постановления проверяются прокуратурой района в порядке надзора и в случаи выявления фактов свидетельствующих о совершении противоправных деяний, предусмотренных Уголовных кодексом РФ, принимаются исчерпывающие меры к защите нарушенных прав граждан на доступ к правосудию и как следствие возбуждению уголовного дела.

Также, в ходе надзорной деятельности с целью выявления укрытых от учета преступлений сотрудники прокуратуры района применяют практику получения объяснений от граждан, по заявлениям которых органом дознания в возбуждении уголовного дела было отказано, в результате чего по ряду материалов по инициативе прокуратуры района впоследствии возбуждены уголовные дела.

В данном случае необходимо знать, что при личном обращении заявителя в дежурную часть оперативный дежурный, принявший заявление о преступлении обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

В талоне-корешке указываются сведения о заявителе, краткое содержание заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, регистрационный номер по КУСП, подпись оперативного дежурного, его принявшего, дата и время приема.

В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Заявитель при получении талона-уведомления проставляет дату и время получения на талоне-корешке.

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником.

Комментарии к ст. 316 УК РФ

1. Объект - нормальная деятельность органов предварительного расследования и суда по своевременному пресечению и раскрытию преступления, изобличению виновных лиц и привлечению их к уголовной ответственности.

2. Объективная сторона состоит в укрывательстве одного или нескольких преступлений, отнесенных законодателем к числу особо тяжких (ст. 15 УК). Укрывательство совершается только путем действий и представляет собой сокрытие преступника, средств или орудий совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем, а равно приобретение и сбыт таких предметов.

Укрывательство преступника - это сокрытие лица, совершившего преступление (предоставление убежища или транспортного средства, изменение его внешнего вида, снабжение подложным или чужим паспортом).

Под укрывательством средств или орудий совершения преступления понимается либо их сокрытие (перенос в другое место, припрятывание и т.п.), либо их уничтожение или изменение внешнего вида. Сокрытие следов преступления означает их уничтожение (например, замывание крови на месте преступления, ремонт автомобиля после наезда и т.п.). С целью укрывательства преступления предметы, добытые преступным путем, могут быть либо сокрыты, либо реализованы.

3. Ответственность по комментируемой статье наступает лишь в случае физического укрывательства преступления. Так называемое интеллектуальное сокрытие не охватывается составом рассматриваемого преступления .

Некоторые авторы признают возможность привлечения к ответственности по ст. 316 УК за интеллектуальное (информационное) укрывательство (см.: Горелик А.С., Лобанова Л.В. Преступления против правосудия. СПб., 2005. С. 206, 207).

4. Преступление имеет формальный состав, оконченным считается с момента совершения соответствующих действий укрывателем.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что укрывает особо тяжкое преступление, и желает этого.

6. В законе говорится о заранее не обещанном укрывательстве. Следовательно, умысел на сокрытие преступления возникает после его совершения. Если же укрывательство преступника, средств или орудий совершения преступления, следов преступления либо предметов, заведомо добытых преступным путем, а также приобретение или сбыт таких предметов были обещаны заранее, т.е. до или во время совершения преступления, то они, согласно ст. 33 УК, образуют соучастие в преступлении и признается видом пособничества.

Укрывательство преступления, а также приобретение или сбыт предметов, заведомо добытых преступным путем, могут быть признаны соучастием и тогда, когда исполнитель по другим причинам, например в силу систематического их совершения, заранее, т.е. до начала преступления, рассчитывал на подобное содействие.

7. Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет.

8. Согласно примечанию к статье лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником (родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой, внуком).

Заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенное должностным лицом с использованием служебных полномочий, образует совокупность преступлений и квалифицируется по ст. ст. 285 и 316 УК. Если же указанные действия совершены с целью незаконного освобождения от уголовной ответственности прокурором, следователем или лицом, производящим дознание, то в этом случае они образуют состав преступления, предусмотренного ст. 300 УК.

Читайте также: