Сообщение о знаках препинания для детей

Обновлено: 05.07.2024

Устная и письменная речь человека – это сложная система взаимоотношений разнообразных конструкций, без которых понимание текста на письме и общение людей было бы невозможно. Однако, чтобы смысл текста был понятен каждому, необходимо, чтобы внутри этой системы был порядок. Для этого нужны интонационные и смысловые паузы, которые нам помогают делать разные знаки препинания.

Знак препинания – это специальный знак, необходимый для того, чтобы грамотно оформить текст. Отсутствие этих символов отрицательно сказывается на содержании текста. Прежде всего, это связано с потерей смысла между предложениями или его частями. Чтобы одна мысль плавно перетекала в другую, а не скакали друг через друга, нужно знать о правильном выборе знаков на письме.

Каждый из знаков выполняет свою важную роль. Об окончании мысли свидетельствует точка, подсказывающая читателю, что предложение завершено. Запятая в одних случаях - будто приостанавливает развитие событий, разделяя один эпизод от другого, в других – помогает перечислить факты, явления и многое другое, а также заострить внимание на предмете. Это самый распространенный знак препинания, без которого составить текст было бы немыслимо.

Нередки случаи, когда между двумя людьми или в процессе монолога возникает пауза. Она сопровождается чувством недосказанности, незаконченности. В таком случае требуется поставить многоточие.

При знакомстве ученика с темой прямая речь обязательным обращением является к такому знаку, как двоеточие. Без него невозможно правильно оформить диалог на письме, а в устной речи ставится вместо него пауза. Кроме того, если в предложении имеют место однородные члены, то часто после обобщающего слова перед ними также ставят двоеточие.

Грамотный, образованный человек в любой ситуации правильно применяет все знаки препинания – и в письменной, и в устной речи. Это делает его центром внимания, интересным собеседником, речь его доступной для понимания и детям, и взрослым, интересной. Знание верной постановки знаков препинания – это путь к успешному существованию в обществе.

Доклад №2

Знаки препинания в тексте используется для оформления и структурирования записи. Они прежде всего служат для выделения смысловых частей предложения. Они показывают некую правильную структуры предложения и его завершенность. Также они служат для эмоциональной окраски предложения, так как это очень важно. Знаки препинания перестраивают текст, чтобы он стал читабельным и понятным для случайного читателя. Не знание пунктуации не к чему хорошему не приведет, так как такой человек не в силах написать правильный и легко читаемый текст. Знаков препинания существует очень большое количество и за каждым закреплена важнейшая функция.

Многоточие это очень интересный знак, который представляет из себя три точки расположенных подряд. Главной его функцией является показ незаконченности мысли, что возможно есть дополнения, которые небыли рассмотрены. Также многоточием изображается длительная пауза, при чтении текста. Эти паузы часто используются при быстрой смене темы или место действия событий.

Восклицательный знак располагается в конце предложения и показывает сильную эмоциональную окраску всего предложения в целом. Он способен показывать гнев, радость, веселье и многое другое. Вид эмоции определяется по содержанию предложения. Также важно помнить, что восклицательный знак может стоять посередине предложения. В этом случаи он выделяет обращения или какие-либо значимые слова.

Вопросительный знак всегда находится в конце предложения. Он может показывать вопрос, сомнение или недомогание. Важно помнить если неправильно использовать этот знак, то найти правильный ответ на заданный вопрос не выйдет.

Запятая это один из важнейших знаков препинания. Она находиться внутри предложения и разделяет его основные составляющие части. Это могут быть простые предложения в составе сложного. Также запятая показывает интонационные сдвиги или остановки при чтении.

Зачем нужны знаки препинания

Зачем нужны знаки препинания

Профессия юрист всегда являлась и является востребованной. Конечно, как и во всех популярных профессиях имеется соперничество. Специалистов права каждый год выпускается больше, чем имеется рабочих мест вообще по стране.

Тайга находится практически по всей России. Начинается она с запада и длится на восток. В летнее время там совсем не жарко, ведь там постоянно дует немного прохладный воздух. А вот в зимнее время здесь бывают очень большие морозы и снег.


Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

В системе современной русской пунктуации используются 10 знаков препинания:

-точка с запятой [ ; ]

История русской пунктуации

Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: точка ставилась не внизу строки, а посреди неё; в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль:

„ ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации.

Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово "запятая" встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.

Значение знаков препинания

Вопросительный знак требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.

Ставя восклицательный знак, пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.

Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.

В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.

Правила постановки

Запятая ставится:

между частями сложного предложения;

между однородными членами;

при повторяющихся союзах;

для выделения обращений;

для оформления прямой речи.

Двоеточие ставится:

после обобщающего слова перед однородными членами;

после слов автора перед прямой речью.

Тире ставится:

между подлежащим и сказуемым;

перед обобщающим словом после однородных членов;

после прямой речи перед словами автора.

Функции знаков препинания

Разделительная (разделение на смысловые отрезки)

Выделительная (выделение смысловых отрезков)

Завершающая (завершение предложения)

Завершающие знаки : точка, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие – выступают

всегда в одной и той же функции – обозначают конец предложения. Они также отражают целенаправленность высказывания.

Разделительные знаки : запятая, точка с запятой, тире, двоеточие – употребляются между однородными членами предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью.

Выделительные знаки : запятая, тире, скобки, кавычки – употребляются при обращениях, вводных конструкциях, обособленных членах предложения, в предложениях с прямой речью. Выделительные знаки являются парными

Зачем нужны знаки препинания?

Знаки препинания в основном являются способом оповестить читателя о перерывах и необходимости особого внимания, которое в противном случае можно не заметить. Знаки препинания заслуживают любви, так как помогают чтению стать легким и приятным; они обеспечивают меньше ошибок и создают больше смысла.

Еще Пушкин говорил о том, что они, знаки препинания, существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла.

А вот пример из прошлого:




А нужны ли они, знаки препинания, сейчас, в нашем быстро меняющемся, мобильном мире? Ведь, общаясь в чате, через смс и скайп, молодежь не ставит их, как правило: лишнее! Зачем? Только доставляют хлопоты!

Я, решил провести мини-опрос. Были опрошены 17 человек 8 класса.

Вот какие вопросы были заданы:

1 Используете ли вы знаки препинания при переписке в социальных сетях?

(если нет, объясните почему)

2 Какие знаки препинания вы используете чаще всего?

3 С какой целью используете знаки препинания?

4 Выражаете ли вы с помощью знаков препинания свои эмоции?

Используете ли вы знаки препинания при переписке в социальных сетях?

Да, использую -12 человек

Использую, но не всегда-4 человека

Не использую-1 человек

Какие знаки препинания вы используете чаще всего?

Все 10 знаков препинания-3 человека

Запятые, точки-17 человек

С какой целью используете знаки препинания?

Соблюдаю пунктуационные правила-5 человек

Казаться грамотным-2 человека

Чтобы меня правильно поняли-10 человек

Выражаете ли вы с помощью знаков препинания свои эмоции?

16 человек-выражают свои эмоции (многоточие-неуверенность, не хочу отвечать, точка-обида, больше не хочу говорить.

1 человек-не выражаю

А те, кто пунктуационными знаками не пользуются-это не из-за своей невысокой грамотности(но есть и такие) ,а и из-за сложившейся манеры общения в сети Интернет.

В заключении хотелось бы прочитать рассказ А.Каневского:

О пользе знаков препинания

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

В своей работе я проанализировал значение и функции знаков препинания, выявил их роль в предложении и письменной речи

Знаки обеспечивают пишущему и читающему не только однозначное понимание предложения, но и позволяет избежать интонационной бедности и монотонности.

Знаки препинания дают возможность пишущему выразить гораздо больше, чем слова. Особенно, если вдумчиво читать.

В процессе работы над исследованием я приобрел опыт, который пригодится мне в дальнейшем на уроках при изучении соответствующих тем по пунктуации. Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать возможных ошибок и помогут лишний раз задуматься над постановкой знаков препинания в том или ином задании/тексте. Очень важно писать и читать грамотно!

Таким образом я еще раз доказал: на письме без знаков препинания обойтись нельзя.

Список используемой литературы:

2 . Земский А.М. и др. Русский язык. Синтаксис. – М. Просвещение, 1996.

3. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы. – М.: Просвещение, 1989.

4 . Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990 г.

5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1997 г.

Вы догадались, конечно, что произошло? Да, корректор просто расставил правильно все знаки препинания, и особенно тщательно — точки и абзацы. И всё.

Дело в том, что знаки препинания несут в письменной речи особую функцию — СМЫСЛОВУЮ. С их помощью пишущий выражает определённые смыслы и оттенки, а читающий эти смыслы и оттенки воспринимает и понимает. А поскольку все пишущие выступают в роли читающих и наоборот, знаки препинания едины для всех грамотных носителей русского языка. По словам лингвиста А. Б. Шапиро, всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договорённости между пишущим и читающим. Вот об этом должны знать дети, которые учат русский язык, но им почему-то про это не рассказывают.

Что же, помимо школьных правил, нужно знать о знаках препинания, чтобы научиться ставить знаки препинания? На самом деле не так много.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ знаки (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) — отделяют друг от друга смысловые отрезки внутри предложения: однородные члены, части сложного предложения. Они ставятся на границе этих смысловых отрезков, разделяют их. Эти знаки ОДИНОЧНЫЕ.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ знаки препинания (они ВСЕГДА ДВОЙНЫЕ: две запятые, два тире, скобки, кавычки) выделяют один смысловой отрезок внутри другого или внутри предложения. Выделяются с двух сторон, если стоят в середине предложения, причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия, обращения, вводные слова и предложения и др. Кстати, если знать это, вы ни за что не поставите только одну запятую при причастном обороте: его надо ВЫДЕЛИТЬ запятыми, значит, их должно быть две, с двух сторон: в начале и в конце. Вот про это тоже надо обязательно детям рассказать!

Если хотите проверить себя, попробуйте определить, какие по функции знаки препинания в этом предложении: Как-то раз (это было, кажется, в 2003 году) я получил странное письмо: оно было в мятом жёлтом конверте, без обратного адреса, написано от руки, неразборчиво.Правильный ответ будет в конце.

Возможно, вы удивитесь, но если детям ещё в начальных классах рассказать о функции знаков препинания и о трёх группах этих знаков и каждый раз, изучая новое правило, делать акцент на том, к какой группе относится знак и что именно он разделяет или выделяет, пунктуационная грамотность вырастает в разы. Дети начинают ставить знаки препинания осмысленно. Это не голословное утверждение: многократно проверено и на школьных уроках, и на индивидуальных занятиях.

А вот ответ к заданию. Как-то раз (это было, кажется, в 2003 году) я получил странное письмо: оно было в мятом жёлтом конверте, без обратного адреса, написано от руки, неразборчиво.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сказка о знаках препинания У последней Точки На последней Строчке Собралась к.

Сказка о знаках препинания У последней Точки На последней Строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: - Ура! Долой! Караул! Разбой!

Сказка о знаках препинания Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задает.

Сказка о знаках препинания Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задает он всем вопросы: - Кто? Кого? Откуда? Как? Явились запятые, Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке.

Сказка о знаках препинания Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие И прочи.

Сказка о знаках препинания Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие И прочие, И прочие, И прочие. Заявили запятые: - Мы особы занятые. Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. - Если нет над вами точки, Запятая - знак пустой! Отозвалась с той же строчки Тетя точка с запятой;

Двоеточие, мигая, Закричало: - Нет, постой! Я важней, чем запятая: Или точка.

Двоеточие, мигая, Закричало: - Нет, постой! Я важней, чем запятая: Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. - Нет. - сказало многоточие, Еле глазками ворочая, Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, Ставят многоточие. Сказка о знаках препинания

Сказка о знаках препинания Вопросительный знак Удивился: - То есть как? Воскл.

Сказка о знаках препинания Вопросительный знак Удивился: - То есть как? Восклицательный знак Возмутился: - То есть как! - Так, - сказала точка, Точка-одиночка. Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас.

Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Как известно, в системе.

Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «].

Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Древнейшим знаком являе.

Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако, раньше точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: „ТОЧКА (ткнуть) - значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.

Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Наиболее распространённ.

Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“. Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления)

Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Вопросительный знак [?].

Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Как видим, названия бол.

Куда поставить запятую? Казнить, нельзя помиловать!

Куда поставить запятую? Казнить, нельзя помиловать!

Куда поставить запятую? Казнить нельзя, помиловать!

Куда поставить запятую? Казнить нельзя, помиловать!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 397 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Простые и сложные предложения

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.02.2018 2750
  • PPTX 1.1 мбайт
  • 30 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Белякова Галина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.





Победитель Международного заочного конкурса "Надежда планеты" под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА).

Читайте также: