Требования к индивидуальным спасательным средствам сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Судовые спасательные средства - это совокупность предусмотренных на судне средств для спасания людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Они делятся на индивидуальные, коллективные и специальные. Комплектация судов спасательными средствами производится в соответствии с требованиями международной Конвенции СОЛАСт74, которая определяет минимальный уровень требований по оборудованию и снабжению судов устройствами для спасания людей. Помимо требований Конвенции, каждая страна устанавливает национальные правила, которые могут отступать от тре­бований СОЛАС-74, но не могут быть мягче.

Объем требований по обеспечению и снабжению спасательными устройствами и средствами зависит от типа, назначения, размерений и района плавания судна.

Согласно Правилам Российского морского регистра судоходства спасательные средства должны удовлетворять следующим общим требованиям:

• изготовляться из материалов, одобренных Регистром;

• не приходить э негодность при хранении их при температуре воздуха от -30 до +65 °С;

• работать при температуре воды от —1 до +30 °С, если во время их использования возможно попадание в морскую воду;

• быть стойкими к гниению, коррозии и выдерживать чрезмерное воздействие морской воды, нефти или грибков;

• быть стойкими к длительному воздействию солнечных лучей (не терять своих качеств);

• быть хорошо видимого цвета всюду, где это будет способствовать их
обнаружению;

• быть снабженными световозвращающим материалом в тех местах, где это будет способствовать их обнаружению;

• удовлетворительно работать на волнении (если они для этого предназначены);

• иметь четкую маркировку, содержащую информацию об их одобрении Регистром, а также любые эксплуатационные ограничения;

• иметь защиту, где это необходимо, от повреждений и телесных травм при коротком замыкании цепи электрического тока.

Многие современные суда снабжаются спасательными средствами иностранного производства или отечественными, изготовленными по лицензиям. Это привело к большому разнообразию конструкций спасательных средств и их снабжения, что требует различного подхода к их использованию.

Для каждого спасательного средства, подверженного потере своих качеств с течением времени, должен быть установлен срок службы. Такие спасательные средства должны иметь маркировку, указывающую их срок службы или дату, когда они должны быть заменены. Постоянная маркировка с датой окончания срока службы является предпочтительным способом установления периода допустимости. Электрические батареи, не имеющие маркировки с датой окончания срока службы, могут быть использованы, если они заменяются ежегодно или в случае, если батареи аккумуляторные и состояние электролита в них может быть быстро проверено.

Судовые спасательные средства - это совокупность предусмотренных на судне средств для спасания людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Они делятся на индивидуальные, коллективные и специальные. Комплектация судов спасательными средствами производится в соответствии с требованиями международной Конвенции СОЛАСт74, которая определяет минимальный уровень требований по оборудованию и снабжению судов устройствами для спасания людей. Помимо требований Конвенции, каждая страна устанавливает национальные правила, которые могут отступать от тре­бований СОЛАС-74, но не могут быть мягче.

Объем требований по обеспечению и снабжению спасательными устройствами и средствами зависит от типа, назначения, размерений и района плавания судна.

Согласно Правилам Российского морского регистра судоходства спасательные средства должны удовлетворять следующим общим требованиям:

• изготовляться из материалов, одобренных Регистром;

• не приходить э негодность при хранении их при температуре воздуха от -30 до +65 °С;

• работать при температуре воды от —1 до +30 °С, если во время их использования возможно попадание в морскую воду;

• быть стойкими к гниению, коррозии и выдерживать чрезмерное воздействие морской воды, нефти или грибков;

• быть стойкими к длительному воздействию солнечных лучей (не терять своих качеств);




• быть хорошо видимого цвета всюду, где это будет способствовать их
обнаружению;

• быть снабженными световозвращающим материалом в тех местах, где это будет способствовать их обнаружению;

• удовлетворительно работать на волнении (если они для этого предназначены);

• иметь четкую маркировку, содержащую информацию об их одобрении Регистром, а также любые эксплуатационные ограничения;

• иметь защиту, где это необходимо, от повреждений и телесных травм при коротком замыкании цепи электрического тока.

Многие современные суда снабжаются спасательными средствами иностранного производства или отечественными, изготовленными по лицензиям. Это привело к большому разнообразию конструкций спасательных средств и их снабжения, что требует различного подхода к их использованию.

Для каждого спасательного средства, подверженного потере своих качеств с течением времени, должен быть установлен срок службы. Такие спасательные средства должны иметь маркировку, указывающую их срок службы или дату, когда они должны быть заменены. Постоянная маркировка с датой окончания срока службы является предпочтительным способом установления периода допустимости. Электрические батареи, не имеющие маркировки с датой окончания срока службы, могут быть использованы, если они заменяются ежегодно или в случае, если батареи аккумуляторные и состояние электролита в них может быть быстро проверено.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Индивидуальные средства спасения на воде

ЖИЛЕТЫ СПАСАТЕЛЬНЫЕ И СТРАХОВОЧНЫЕ

Общие технические условия

Personal flotation devices. Life and insurance vessels. General specifications

Дата введения 2020-05-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией Саморегулируемой организацией "Отраслевое объединение национальных производителей в сфере физической культуры и спорта "Промспорт" (СРО "Промспорт")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 444 "Спортивные и туристские изделия, оборудование, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги"

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных стандартов:

- ИСО 12402-3:2006* "Индивидуальные средства спасения на воде. Часть 3. Жилеты, уровень функциональности 150. Требования безопасности" (ISO 12402-3:2006, Personal flotation devices - Part 3: Lifejackets, performance level 150 - Safety requirements, NEQ);

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

- ИСО 12402-4:2006 "Индивидуальные средства спасения на воде. Часть 4. Жилеты, уровень функциональности 100. Требования безопасности" (ISO 12402-4:2006, Personal flotation devices - Part 4: Lifejackets, performance level 100 - Safety requirements, NEQ);

- ИСО 12402-5:2006 "Индивидуальные средства спасения на воде. Часть 5. Средства обеспечения плавучести, уровень функциональности 50 - Требования безопасности" (ISO 12402-5:2006, Personal flotation devices - Part 5: Buoyancy aids (level 50) - Safety requirements, NEQ);

- ИСО 12402-6:2006 "Индивидуальные средства спасения на воде. Часть 6. Спасательные жилеты и средства обеспечения плавучести специального назначения. Требования безопасности и дополнительные методы испытаний" (ISO 12402-6:2006, Personal flotation devices - Part 6: Special purpose lifejackets and buoyancy aids - Safety requirements and additional test methods, NEQ)

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2022 год, введенная в действие с 16.01.2022

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие технические условия на спасательные и страховочные жилеты (далее - жилеты), используемые для водного туризма и занятий спортом на акваториях.

Настоящий стандарт не распространяется на судовые спасательные и рабоче-страховочные жилеты, требования к которым установлены ГОСТ Р 52638, ГОСТ Р 54613 и ГОСТ Р 55946.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2405 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 32074 Световозвращающие элементы детской и подростковой одежды. Общие технические условия

ГОСТ Р 52638 Средства спасения экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях. Общие технические требования

ГОСТ Р 54613 Воздушный транспорт. Индивидуальные и групповые спасательные плавсредства (плоты) воздушных судов гражданской авиации. Общие технические требования

ГОСТ Р 55946 Средства спасания экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях, индивидуальные. Общие технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 спасательный жилет: Средство, которое при соблюдении надлежащих условий эксплуатации, должно увеличить возможность выживания человека при его длительном нахождении в воде, за счет обеспечения дополнительной плавучести.

3.2 страховочный жилет: Элемент экипировки, предназначенный для пользователей, умеющих плавать, увеличивающий возможность выживания человека, используемый при удалении от берега или спасательного средства не более 500 м.

3.3 плавучесть: Способность жилета удерживать на плаву пользователя.

3.4 наполнитель жилета: Материал, обладающий собственной плавучестью, плотностью не менее (33±5) кг/м или газ (воздух), накачиваемый во внутреннюю воздухонепроницаемую полость жилета.

1 В качестве материала наполнителя при производстве жилетов следует использовать трудновоспламеняемый материал, имеющий структуру замкнутых ячеек.

2 В качестве газа, накачиваемого в воздухонепроницаемую полость жилета, следует использовать невоспламеняемый газ (воздух).

3.5 аварийный световой сигнал (электроогонь поиска): Устройство, вырабатывающее свет с определенной яркостью и интенсивностью, предназначенное для обнаружения человека в воде.

3.6 подъемная петля: Элемент жилета, используемый при извлечении пользователя из воды.

3.7 свисток: Устройство, для подачи звукового сигнала (свист или писк) при продувании через него воздуха, предназначенное для обнаружения человека в воде.

3.8 защитное покрытие: Материал, предохраняющий от механических и температурных повреждений, зацепления жилетов за внешние предметы.

3.9 маломерное судно: Судно, длина которого не должна превышать 20 м и общее количество людей на котором не должно превышать 12.

3.10 живучесть маломерного судна: Способность судна противостоять аварийным повреждениям, сохраняя свою плавучесть, эксплуатационные и мореходные качества, обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза.

3.11 самосброс: Широкая стропа, которую пропускают вокруг жилета, со специальной пряжкой, позволяющей быстро разъединить стропу и сбросить буксируемый груз.

Примечание - Предназначен для проведения спасательных работ, буксировки лодки, весла или других предметов.

3.12 бурная вода (бурное течение, белая вода): Турбулентное течение реки, в котором встречаются камни, сливы, пенные бочки и другие препятствия, усложняющие сплав на туристических и спортивных судах.

Примечание - Размер и мощность препятствий определяет категорию сложности реки.

3.13 категория сложности: Уровни сложности рек для сплава.

Примечание - Международная спортивная классификация выделяет шесть категорий: от первой - несложной и безопасной, до шестой - верхнего предела опасности и сложности.

3.14 заметность: Свойство объекта выделяться на окружающем фоне.

4 Классификация

Спасательные жилеты классифицируют следующим образом:

- по конструкционным классам;

4.1 Конструкционные классы

В зависимости от системы (материала, устройства), обеспечивающей плавучесть, жилеты подразделяют на следующие классы;

а) жилеты, при производстве которых применяют материал с собственной плавучестью.

б) жилеты, надуваемые для создания плавучести.

4.2 Уровни плавучести

В зависимости от особенностей водного объекта, удаления от берега и подготовки пользователя жилеты подразделяют на следующие уровни плавучести.

4.2.1 Уровень плавучести 150 и выше

Жилеты уровня плавучести 150 предназначены для умеющих и не умеющих плавать пользователей любого возраста и любой массы тела. Жилеты этого уровня предназначены для общего использования в море, на неограниченных по удаленности от берега акваториях, в том числе в тяжелых погодных условиях. Они переворачивают человека в бессознательном состоянии лицом вверх и удерживают в безопасном положении, чтобы рот человека находился выше уровня воды. Эффективность жилетов может быть снижена, если пользователь надевает тяжелую и/или водонепроницаемую одежду.

Жилеты уровня плавучести 150 изготавливают из материалов ярко-красного или оранжевого цвета, оснащают световозвращающими элементами общей площадью не менее 300 см и свистком.

Данные жилеты являются спасательными и предназначены для использования в текущих водах, на бурной воде и при ношении тяжелой и водонепроницаемой одежды, в случаях, когда пользователь не способен помочь себе из-за травмы или истощения.

4.2.2 Уровень плавучести 100

Жилеты уровня плавучести 100 предназначены для умеющих плавать пользователей любого возраста и любой массы тела. Жилеты этого уровня предназначены для использования в морских районах или внутренних водных бассейнах с высотой волны до 2,0 м и удалении от берега не более 12 морских миль, на реках со спокойным, не бурным течением и на реках с бурной водой до третьей категории сложности включительно.

Данные жилеты не поворачивают человека в бессознательном состоянии лицом вверх (особенно при ношении тяжелой одежды), их используют в случаях, когда может быть оказана помощь со стороны или, когда пользователь может помочь себе сам. Они должны быть удобны при длительном ношении.

Надводная часть должна быть окрашена в ярко-красный или оранжевый цвет.

Жилеты уровня плавучести 100 оснащают световозвращающими элементами общей площадью не менее 200 см на надводной части жилета и заметными на плаву с любого направления. Данные жилеты являются спасательными.

.2 изготавливаться из плавучего материала; плавучесть спасательного круга не должна обеспечиваться тростником, пробковой стружкой или крошкой либо каким бы то ни было другим рыхлым крошеным материалом или надувными воздушными камерами;

.3 быть способен поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч;

.4 иметь массу не менее 2,5 кг;

.5 не поддерживать горение или не продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;

.6 иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать сбрасывание на воду с высоты места его размещения над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна или с высоты 30 м, смотря по тому, что больше, без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга или прикрепленного к нему оборудования;

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 18 мая 2006 г., в пункт 2.1.1.7 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2010 г.

.7 если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения автоматически действующих дымовых шашек и самозажигающихся огней, иметь массу не менее 4 кг; и

.8 иметь спасательный леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли.

2.1.2 Самозажигающиеся огни спасательных кругов

Самозажигающиеся огни, требуемые правилом III/7.1.3, должны:

.1 быть такими, чтобы они не могли быть погашены водой;

.2 быть белого цвета и способны гореть непрерывно с силой света не менее 2 кд во всех направлениях верхней полусферы или вспыхивать (давать проблески) с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту по меньшей мере с такой же эффективной силой света;

.3 иметь источник энергии, обеспечивающий выполнение требований пункта 2.1.2.2 в течение по меньшей мере 2 ч; и

.4 выдерживать испытание сбрасыванием, требуемое пунктом 2.1.1.6.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 18 мая 2006 г., в пункт 2.1.3 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2010 г.

2.1.3 Автоматически действующие дымовые шашки спасательных кругов

Автоматически действующие дымовые шашки спасательных кругов, требуемые правилом III/7.1.3, должны:

.1 давать дым хорошо видимого цвета равномерно в течение по меньшей мере 15 мин, находясь на плаву на тихой воде;

.2 не загораться вспышкой и не выбрасывать пламя в течение всего времени действия дымовой шашки;

.3 не заливаться водой на волнении;

.4 продолжать дымообразование по меньшей мере в течение 10 с при погружении их полностью в воду;

.5 выдерживать испытание сбрасыванием, требуемое пунктом 2.1.1.6; и

.6 быть снабжены быстродействующим разобщающим устройством, которое автоматически разобщает и приводит в действие сигнал и соответствующий самозажигающийся огонь, связанный со спасательным кругом, имеющим массу не более 4 кг.

2.1.4 Плавучие спасательные лини

Плавучие спасательные лини, требуемые правилом III/7.1.2, должны:

.1 быть нескручивающимися;

.2 иметь диаметр не менее 8 мм; и

.3 иметь разрывное усилие не менее 5 кН.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 18 мая 2006 г., раздел 2.2 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2010 г.

2.2 Спасательные жилеты

2.2.1 Общие требования к спасательным жилетам

2.2.1.1 Спасательный жилет не должен гореть или плавиться после полного охвата пламенем в течение 2 с.

2.2.1.2 Спасательные жилеты должны быть предусмотрены трех размеров в соответствии с таблицей 2.1. Если спасательный жилет полностью отвечает требованиям двух смежных размеров, он может быть промаркирован обоими размерами, однако конкретные пределы размеров не должны разделяться. Спасательные жилеты должны быть промаркированы либо по весу, либо по высоте или одновременно по весу и по высоте в соответствии с таблицей 2.1.

Таблица 2.1. Критерии размеров спасательных жилетов

Маркировка спасательного жилета

15 или более, но менее 43

100 или более, но менее 155

2.2.1.3 Если спасательный жилет для взрослого не рассчитан на людей, имеющих вес до 140 кг и обхват груди до 1750 мм, должны иметься специальные аксессуары, позволяющие закрепить эти спасательные жилеты на таких людях.

2.2.1.4 Характеристики спасательного жилета при нахождении человека в воде должны оцениваться путем сравнения с характеристиками стандартного эталонного спасательного жилета подходящего размера, т.е. эталонного испытательного устройства (ЭИУ), соответствующего рекомендациям Организации.

2.2.1.5 Конструкция спасательного жилета для взрослого должна быть такой, чтобы:

.1 не менее 75% людей, совершенно не знакомых с конструкцией спасательного жилета, могли правильно надеть его в течение не более 1 мин без посторонней помощи, рекомендации или предварительной демонстрации надевания;

.2 после демонстрации надевания все люди могли правильно надеть его без посторонней помощи в течение не более 1 мин;

.3 было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону или наизнанку, и, если он неправильно надет, чтобы он не причинял телесных повреждений пользователю;

.4 спасательный жилет можно было закрепить на человеке с помощью быстродействующих и надежных средств закрепления без необходимости завязывать узлы;

.5 его было удобно носить; и

.6 в жилете можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м, придерживая жилет, или с высоты не менее 1 м, держа при этом руки за головой, без телесных повреждений и без смещения или повреждения при этом спасательного жилета или его деталей.

Информация об изменениях:

2.2.1.6 При испытании согласно рекомендациям Организации по меньшей мере с 12-ю людьми спасательные жилеты для взрослых должны обладать достаточной плавучестью и остойчивостью в пресной воде при отсутствии волнения, чтобы:

.1 поддерживать рот обессилившего или потерявшего сознание человека на среднем расстоянии над водой не менее среднего расстояния, предусмотренного ЭИУ для взрослого, минус 10 мм;

.2 поворачивать тело потерявшего сознание человека, плавающего в воде лицом вниз, в положение, при котором его рот будет находиться над водой, в течение среднего времени, не превышающего времени, полученного при испытании с ЭИУ, плюс 1 с, при этом число людей, которых спасательный жилет не повернул, не должно превышать соответствующего числа, полученного при испытании с ЭИУ;

.3 отклонять тело человека назад от вертикального положения, при этом средний угол торса должен быть не менее среднего значения, полученного при испытании с ЭИУ, минус 10°;

.4 поднимать голову человека над горизонтальной плоскостью так, чтобы средний угол плоскости лица составлял не менее среднего угла, полученного при испытании с ЭИУ, минус 10°; и

.5 по меньшей мере такое же количество людей в спасательном жилете возвращалось в устойчивое положение лицом вверх после плавания в беспомощном состоянии в позе зародыша, что и при аналогичном испытании с ЭИУ.

2.2.1.7 Спасательный жилет для взрослого должен быть таким, чтобы в нем можно было проплыть небольшое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или на спасательный плот.

2.2.1.8 Спасательный жилет для младенца или детский должен удовлетворять тем же требованиям, что и спасательный жилет для взрослого, за исключением следующего:

.1 допускается оказание помощи малолетним детям и младенцам при надевании спасательного жилета;

Информация об изменениях:

.2 соответствующие ЭИУ для младенца или детские должны использоваться вместо ЭИУ для взрослого;

.3 допускается помочь детям забраться из воды в спасательную шлюпку или на спасательный плот, однако подвижность ребенка не должна ограничиваться в большей степени, чем ее ограничивает ЭИУ соответствующего размера;

Информация об изменениях:

.4 для жилетов для младенцев не проводятся испытания прыжком и бросанием;

Информация об изменениях:

.5 для детских жилетов испытания прыжком и бросанием должны проводиться для пяти из девяти единиц; и

Информация об изменениях:

.6 для пункта 2.2.1.8.5 в испытаниях могут использоваться манекены.

2.2.1.9 За исключением надводного борта и характеристик самовосстановления, требования к спасательным жилетам для младенца при необходимости могут быть смягчены, с тем чтобы:

.1 облегчать спасение младенца опекающим его лицом;

.2 допускать, чтобы младенец был прикреплен к опекающему его лицу, и способствовать тому, чтобы младенец находился рядом с этим лицом;

.3 держать младенца сухим и следить за тем, чтобы дыхательные пути были свободными;

.4 защищать младенца от ударов и тряски во время эвакуации; и

.5 позволять опекающему лицу наблюдать и контролировать потерю младенцем тепла.

2.2.1.10 В дополнение к маркировке, требуемой пунктом 1.2.2.9, на спасательных жилетах для младенца или детских должны быть указаны:

.1 пределы размеров в соответствии с пунктом 2.2.1.2; и

.2 символы "спасательный жилет для младенца" или "детский спасательный жилет", принятые Организацией.

2.2.1.11 Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 ч.

2.2.1.12 Плавучесть спасательного жилета не должна зависеть от использования сыпучих гранулированных материалов.

2.2.1.13 Каждый спасательный жилет должен быть снабжен средствами прикрепления огня спасательного жилета, как указано в пункте 2.2.3, так чтобы спасательный жилет мог отвечать требованиям пунктов 2.2.1.5.6 и 2.2.3.1.3.

2.2.1.14 Каждый спасательный жилет должен быть снабжен свистком, надежно прикрепленным к нему с помощью шнура.

2.2.1.15 Огни и свистки спасательных жилетов должны выбираться и прикрепляться к спасательному жилету таким образом, чтобы при использовании вместе со спасательным жилетом их характеристики не ухудшались.

2.2.1.16 Спасательный жилет должен быть снабжен разобщающимся плавучим линем или другим средством, позволяющим прикрепить его к спасательному жилету, надетому на другого человека, находящегося в воде.

2.2.1.17 Спасательный жилет должен быть снабжен подходящим средством, позволяющим спасателю поднять человека в спасательном жилете из воды в спасательную шлюпку или на спасательный плот, либо в дежурную шлюпку.

2.2.2 Надувные спасательные жилеты

Спасательный жилет, плавучесть которого обеспечивается надуванием, должен иметь не менее двух отдельных камер, должен отвечать требованиям пункта 2.2.1 и должен:

.1 надуваться автоматически при погружении, иметь устройство для надувания, приводимое в действие вручную одним движением, и быть таким, чтобы каждую камеру можно было надуть ртом;

.2 отвечать требованиям пунктов 2.2.1.5, 2.2.1.6 и 2.2.1.7 в случае потери плавучести любой одной камеры; и

.3 отвечать требованиям пункта 2.2.1.11 после надувания с помощью автоматического механизма.

2.2.3 Огни спасательных жилетов

2.2.3.1 Каждый огонь спасательного жилета должен:

.1 иметь силу света не менее 0,75 кд во всех направлениях верхней полусферы;

.2 иметь источник энергии, способный обеспечивать силу света 0,75 кд в течение не менее 8 ч;

.3 быть видимым, когда он прикреплен к спасательному жилету, в наибольшей, насколько это практически возможно, части сегмента верхней полусферы; и

.4 быть белого цвета.

2.2.3.2 Если огонь, упомянутый в пункте 2.2.3.1, является проблесковым, он должен, кроме того:

.1 быть снабжен ручным выключателем; и

.2 давать проблески с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту и иметь эффективную силу света не менее 0,75 кд.

2.3.1 Общие требования к гидрокостюмам

2.3.1.1 Гидрокостюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов так, чтобы:

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 18 мая 2006 г., подпункт .1 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2010 г.

.1 его можно было распаковать и надеть без посторонней помощи в течение не более 2 мин с учетом надевания другой одежды и спасательного жилета, если гидрокостюм необходимо носить вместе со спасательным жилетом для соответствия требованиям пункта 2.3.1.2, и надувания надуваемых ртом камер, если они имеются;

.2 он не поддерживал горение или не продолжал плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 18 мая 2006 г., подпункт .3 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2010 г.

.3 он закрывал все тело, кроме лица, за исключением того, что защита для рук может быть обеспечена с помощью отдельных перчаток, которые должны быть постоянно прикреплены к гидрокостюму;

.4 он имел средства для доведения до минимума или сокращения избытка воздуха в штанинах; и

.5 после прыжка в воду с высоты не менее 4,5 м в него не попадало чрезмерного количества воды.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 18 мая 2006 г., пункт 2.3.1.2 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2010 г.

2.3.1.2 Гидрокостюм, сам по себе или вместе со спасательным жилетом, если это необходимо, должен иметь достаточную плавучесть и остойчивость в пресной воде при отсутствии волнения, чтобы:

.1 поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека над поверхностью воды на расстоянии не менее 120 мм; и

.2 позволять человеку с надетым гидрокостюмом переворачиваться из положения лицом вниз в положение лицом вверх не более чем за 5с.

2.3.1.3 Гидрокостюм и спасательный жилет, если гидрокостюм требует ношения спасательного жилета, должны позволять надевшему их человеку:

.1 подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5 м;

.2 выполнять обычные обязанности, связанные с оставлением судна;

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 18 мая 2006 г., в пункт 2.3.1.3.3 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2010 г.

.3 прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без получения при этом телесных повреждений и без повреждения или смещения гидрокостюма или прикрепленных к нему приспособлений; и

.4 проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или на спасательный плот.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 18 мая 2006 г., в пункт 2.3.1.4 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2010 г.

2.3.1.4 Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета, должен быть снабжен огнем, отвечающим требованиям пункта 2.2.3, и свистком, предписанным пунктом 2.2.1.14.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 18 мая 2006 г., глава II дополнена пунктом 2.3.1.5, вступающим в силу 1 июля 2010 г.

2.3.1.5 Гидрокостюм, имеющий плавучесть и рассчитанный на ношение без спасательного жилета, должен быть снабжен разобщающимся плавучим линём или другим средством, позволяющим прикрепить его к гидрокостюму, надетому на другого человека, находящегося в воде.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 18 мая 2006 г., глава II дополнена пунктом 2.3.1.6, вступающим в силу 1 июля 2010 г.

2.3.1.6 Гидрокостюм, имеющий плавучесть и рассчитанный на ношение без спасательного жилета, должен быть снабжен подходящим средством, позволяющим спасателю поднять человека в гидрокостюме из воды в спасательную шлюпку или на спасательный плот, либо в дежурную шлюпку.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 18 мая 2006 г., пункт 2.3.1.7 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2010 г.

2.3.1.7 Если гидрокостюм требует ношения спасательного жилета, спасательный жилет должен надеваться поверх гидрокостюма. Человек в гидрокостюме должен быть способен надеть спасательный жилет без посторонней помощи. Гидрокостюм должен иметь маркировку, указывающую на то, что его необходимо носить вместе с совместимым спасательным жилетом.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 18 мая 2006 г., глава II дополнена пунктом 2.3.1.8, вступающим в силу 1 июля 2010 г.

2.3.1.8 Гидрокостюм должен иметь плавучесть, которая снижается не более чем на 5% после погружения его в пресную воду на срок 24 ч и не зависит от использования сыпучих гранулированных материалов.

2.3.2 Требования к теплозащитным свойствам гидрокостюмов

2.3.2.1 Гидрокостюм, изготовленный из материала, не обладающего теплоизоляционными свойствами, должен:

.1 иметь маркировку с указанием на то, что он должен надеваться на теплую одежду; и

.2 иметь такую конструкцию, чтобы, будучи надетым вместе с теплой одеждой и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует ношения спасательного жилета, он продолжал обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м, так чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 2°С после пребывания его в течение одного часа в циркулирующей воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.

2.3.2.2 Гидрокостюм, изготовленный из материала, обладающего теплоизоляционными свойствами, сам по себе или со спасательным жилетом, если гидрокостюм требует ношения спасательного жилета, должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м, так чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 2°С после пребывания его в течение 6 ч в циркулирующей воде с температурой от 0°С до 2°С при отсутствии волнения.

Судовые спасательные средства предназначены для спасения людей, эвакуируемых в море с борта аварийного судна или по каким-либо причинам оказавшихся за бортом судна. Спасательные средства подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные спасательные средства служат для поддержания на плаву человека, попавшего в воду, (поддерживающие спасательные средства), для предохранения его от переохлаждения (изолирующие спасательные средства) или для совмещения обеих функций (поддерживающие и изолирующие средства), рис.1.

К поддерживающимспасательным средствам относятся:

• спасательные круги; используются для немедленного оказания помощи человеку, оказавшемуся за бортом;

• спасательные жилеты; предназначены для спасания людей, которые могут оказаться в воде при эвакуации с борта судна.

К изолирующим спасательным средствам относятся теплозащитные средства; они служат для снижения потерь тепла телом человека, находящегося на спасательной шлюпке или спасательном плоту.

Поддерживающее и изолирующее спасательное средство – гидротермокостюм. Гидротермокостюм, который должен использоваться совместно со спасательным жилетом, является изолирующим спасательным средством, обеспечивающим снижение теплопотерь телом человека, оказавшегося в воде.

Коллективные спасательные средства представляют собой водоизмещающие плавучие средства, предназначенные для совместного спасания людей, вынужденных оставить гибнущее судно. Они должны защищать находящихся на них людей от морской стихии и иметь снабжение, обеспечивающее их жизнедеятельность.

Коллективные спасательные средства подразделяются на активные, способные самостоятельно двигаться и маневрировать на воде, и пассивные, перемещающиеся под воздействием ветра, волн и течения.

Активное спасательное средство – спасательная шлюпка, малое самоходное беспалубное плавучее средство. В качестве спасательных, используются моторные шлюпки. По конструкции и способу защиты людей от воздействия неблагоприятных внешних факторов спасательные шлюпки могут быть:

• полностью закрытыми с автономной системой воздухоснабжения;

• полностью закрытыми огнезащищёнными.

В соответствии с требованиями Правил Конвенции SOLAS-74, использование полностью открытых спасательных шлюпок допускается только на судах, киль которых был заложен до 1 июля 1986 года.

Конструкция самовосстанавливающихся частично или полностью закрытых спасательных шлюпок предусматривает их самостоятельное возвращение на ровный киль даже из перевёрнутого вверх дном положения.

В зависимости от способа спуска на воду различают шлюпки, спускаемые с помощью лопарей – тросов, проведённых через блоки подъёмно-спускового механизма, и шлюпки, спускаемые методом свободного падения.

Пассивными спасательными средствами являются спасательные плоты. По конструкции различаются надувные и жёсткие спасательные плоты, а по способу перемещения за борт – сбрасываемые и спускаемые.

В результате крупных катастроф в начале XX века, в некоторых странах и, прежде всего в Великобритании, был разработан свод специальных требований по обеспечению судов спасательными средствами. В дальнейшем он был положен в основу международного законодательства по охране жизни людей, работающих на море.

Все морские суда по требованиям SOLAS-74, Правил Регистра и Кодекса LSA должны быть снабжены спасательными средствами, в состав которых входят:

• спасательные шлюпки (вместимость на каждом борту должна обеспечить посадку всего экипажа;

• спасательные плоты (общее количество для транспортных судов должно позволять разместить 100% экипажа);

• спасательные средства индивидуального пользования (круги, нагрудники, жилеты, гидротермокостюмы, теплозащитные средства).

Спасательные средства – это устройства, предназначенные для сохранения жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Предъявляемые к спасательным средствам требования и нормы снабжения ими судов регламентируются Международной Конвенцией SOLAS-74 и Кодексом по спасательным средствам (LSA).Помимо требований Конвенции, каждая страна устанавливает национальные правила, которые могут отступать от требований SOLAS-74и КодексаLSA, но только в сторону ужесточения.

Объём требований по обеспечению и снабжению спасательными устройствами и средствами зависит от типа, назначения, размещения и района плавания судна.

Конвенция предусматривает следующие основные типы судов: пассажирские, грузовые, нефтеналивные, химовозы, газовозы, специального назначения, рыболовные.

В соответствии с правилами Регистра, суда по снабжению их спасательными средствами разделяются в зависимости от района плавания на указанные ниже категории.

I категория:суданеограниченного района плавания.

II категория: суда ограниченного района плавания, в закрытых морях без ограничений, и в открытых морях – с удалением от порта-убежища до 200 миль, при допустимом расстоянии между портами-убежищами не более 400 миль.

III категория: судамалого ограниченного района плавания – с удалением от порта-убежища на 50 миль, при допустимом расстоянии между портами-убежищами не более 100 миль.

IV категория:суда портового, рейдового и прибрежногорайона плавания – с установлением определённых границ для каждого конкретного района плавания.

В правилах указывается, что суда, совершающие заграничные рейсы, должны снабжаться спасательными средствами только по нормам судов I категории.

Требования к судовым спасательным средствам, касательно их изготовления, установки и оснащения изложены в Международном Кодексе по спасательным средствам (Кодекс LSA).

Комплектация судов спасательными средствами производится в соответствии с требованиями конвенции СОЛАС, которая определяет минимальные требования к оборудованию судов спасательными средствами. Национальные требования государства-флага в отношении спасательных средств не могут быть ниже требований Конвенции SOLAS-74 и Кодекса ЛСА.

В соответствии с Конвенцией SOLAS-74 и Кодексом LSA спасательные средства должны удовлетворять следующим требованиям:

• быть изготовленными из соответствующих материалов, одобренных Регистром или другим признанным классификационным органом.

• сохранять работоспособность в диапазоне температур воздуха от -30 до +65 и быть в рабочем состоянии при температуре морской воды от -1 до +30.

• быть стойкими к гниению, коррозии, выдерживать чрезмерное воздействие морской воды, нефти или грибков.

• не терять своих качеств при длительном воздействии солнечных лучей.

• всюду, где это будет способствовать обнаружению спасательных средств, они должны быть хорошо видимого цвета, т.е. быть окрашенными, как правило, в оранжевый цвет.

• иметь полосы из светоотражающего материала, отражающего падающие на его поверхность лучи света в обратном направлении, т.е. к источнику света. Применение светоотражающих полос облегчает обнаружение спасательных средств при использовании прожектора.

• иметь чётко нанесённую маркировку, включая информацию об одобрении и название органа, одобрившего средство, а также указания на любые эксплуатационные ограничения.

• хорошо работать в условиях волнения.

• для спасательных средств, теряющих свои свойства с течением времени, должен быть установлен срок службы. Такие средства должны иметь маркировку, указывающую возраст или дату, когда они должны быть заменены.

Места сбора и посадки в коллективные спасательные средства, равно как и ведущие к ним коридоры, трапы и выходы, должны иметь достаточное освещение от аварийного источника электроэнергии.

Многие современные суда снабжаются спасательными средствами иностранного производства или отечественными, изготовленными по лицензиям. Это привело к большому разнообразию конструкций спасательных средств и их снабжения, что требует различного подхода к их использованию.

Снаб­жение судов спасательными средствами (классификация которых приведена на рис.21.) подразделяются на следующие основные виды:

• индивидуальные — спасательные круги, спасатель­ные жилеты, гидротермокостюмы, индивидуальные теплозащитные средства;

• коллективные — спасательные и дежурные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты, спасательные плавучие приборы (капсулы);

• вспомогательные устройства и системы— штормтрапы, спусковые и посадочные устройства, морские эвакуационные системы, спасательные сети и тралы, линеметательные устройства.

Основные определения

Защитный костюм - костюм, предназначенный для использования членами экипажа расписанных по дежурным шлюпкам или морским эвакуационным системам.

Гидрокостюм- защитный костюм, уменьшающий потерю тепла телом человека в холодной воде.

Теплозащитное средство - мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью.

Спасательная шлюпка (СШ) или спасательный плот (СП) – шлюпка или плот способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Дежурная шлюпка(ДШ) – шлюпка, предназначенная для спасения терпящих бедствие людей и сбора спасательных шлюпок и плотов на воде.

Посадочный штормтрап–штормтрап, предусмотренный в местах посадки в спасательные шлюпки и на спасательные плоты с целью безопасного в них доступа после спуска на воду.

Спуск методом свободного всплытия–такой метод спуска спасательной шлюпки или спасательного плота, при котором они автоматически разобщаются с тонущим судном и находятся в готовности к использованию.

Спуск методом свободного падения–такой метод спуска спасательной шлюпки, при котором она с комплектом людей и снабжения на борту разобщается с судном и сбрасывается на воду без каких-либо удерживающих её приспособлений.

Надувное средство–средство, плавучесть которого обеспечена нежёсткими, заполняемыми газом камерами и которое обычно хранится надутым к моменту подготовки его к использованию.

Морская эвакуационная система (МЭС) – средство для быстрого перемещения людей с посадочной палубы на спасательные шлюпки и плоты, находящиеся на воде.

Читайте также: