На руси одной на руси большой не бывать врагу сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Примечание. Урок подготовлен по программе В.В. Алеев, Т. И.Науменко, Т.Н. Кичак.

Тип урока: Формирование новых знаний и способов действия.

Форма проведения: урок - путешествие.

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жанром кантата; создать условия для свободных высказываний по теме; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности. Воспитательная цель - формирование чувства гордости за Родину.

Планируемые результаты

* Предметные: учатся слушать и анализировать лучшие образцы русской музыкальной культуры прошлого и настоящего; ознакомятся с жанром кантата, углубят понимание мелодии как основы музыки, её души; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности.

*Метапредметные:

* Познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и строят рассуждения;

* Коммуникативные - осваивают свою деятельность, принимают её цели и задачи, средства реализации этих целей, а также применяют их на практике.

*Личностные: учащиеся испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России: оценивают результаты деятельности.

*художественного, нравственно- эстетического познания музыки;

* тождества и контраста;

*"выхода за пределы музыки";

Музыкальный материал: "Вставайте, люди русские", "Ледовое побоище""(из кантаты "Александр Невский", фрагмент песни "Путешествие", музыка древней Руси.

Средства обучения: компьютерные слайды, компакт -диски, видеофильм"Александр Невский",анимационный ролик, видеоролик "Вставайте, люди русские", синтезтор, карточки.

Интернет ресурсы:

Технологическая карта урока

"На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу.

"Музыка", 3класс, 1 четверть, 7 урок.

Программа В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Г. Кичак.

В. П Ларионова учитель музыки МБОУ СОШ г.Иркутска №75.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

-Прозвенел звонок

начинаем мы урок.

Все друг другу улыбнёмся,

За работу мы возьмёмся.

Мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки

Поют: Все друг другу улыбнёмся,

за работу мы возьмёмся.

Личностные: умение слушать учителя, мотивация к обучению и познанию.

2.Постановка учебной цели.

Ребята, я приглашаю вас в небольшое, но очень интересное путешествие.

* Ведь вы любите путешествовать?

Отправляясь в путешествие, вы наверное, ждёте чего- то необычного?

*Что может подарить нам путешествие?

Правильно в любом путешествии вы обязательно откроете для себя что-то новое.

Значит цель нашего путешествия новые открытия и знания.

Итак, отправляемся! (Слайд 1)

Исполнение фрагмента песни "Путешествие"

Хорошее настроение, новые встречи, открытия.

Коммуникативные:

слушают учителя выказываются.

Регулятивные: принимают учебную цель.

Личностные: формирование мотивации к обучению.

3.Актуали-зация опорных знаний, выполнение задач реконструктивно-вариативного характера

Прислушайтесь издалека доносится музыка. Вслушайтесь в неё и внимательно смотрите на экран.

(Звучит музыка древних веков, показ иллюстраций. Слайд2).

* Как вы думаете о чём рассказывает музыка?

*Кто изображён в музыке?

*Эта музыка древняя или современная?

* Как бы вы её назвали?

*Как вы догадались, что это древняя музыка?

Мелодия -это главное средство музыкальной выразительности.

Запишите в тетради слово мелодия.

*С помощью этой мелодии куда мы попали ?

"Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри" Так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской. В минуты тяжёлых испытаний в России всегда находились великие герои , ведущие народ на борьбу с врагом.

Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов Михаил Кутузов. Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства.

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославович. Его войско героически сражалось со шведами на Неве - реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским. В честь Александра Невского была написана икона.

Кто с мечом на русскую землю придёт, от меча и погибнет" слова А. Невского.

(Слайд5)Ребята, внимательно посмотрим

фрагмент фильма "Александр Невский"

*Что происходит в этом фрагменте?

Народ полон решимости защитить Родину.

*Какие черты русского характера отразил

*Кого называют патриотом?

Патриот-это человек, который горячо любит свою Родину, учится, трудится на её благо. И готов встать на защиту Родины от врагов.

Вот про таких патриотов и написал музыку русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.( Слайд 6)

Жанр услышанной музыки называется

(в переводе с итальянского петь)

Кантату исполняют певцы, хор и оркестр. Запишите в тетрадь слово кантата.

О жизни в древние века.

Русские люди в древности.

В древнюю Русь.

Происходит призыв русских людей на смертный бой за матушку Русь

Мужество, смелость, решительность, патриотизм.

Познавательные:

анализируют, аргументируют свою точку зрения.

Коммуникативные:

Строят речевые высказывания

Познавательные:

анализируют, аргументируют свою точку зрения

Коммуникативные:

Строят речевые высказывания,

Участвуют в обсуждении содержания материала.

хоровая работа над фразировкой, кантиленным звуковедением, правильным звукообразованием, выразительным исполнен.

Ребята, послушайте внимательно музыку из кантаты С. Прокофьева.

Учитель исполняет "Вставайте, люди рус-

*Какая музыка была вначале произведения?

Передайте характер мелодии движениями рук.(Музыкально-пластические движения)

*Какими будут движения?

* Какой характер в середине произведения?

*Каким звуком нужно исполнять эту часть?

Видеоролик и исполнение хором"Вставайте, люди русские".

Плавная, напевная

Мягкими плавными

Крепким, отрывистым

Предметные: овладение навыками исполнения кантиленным звуком, правильным звукообразованием, фразировкой и выразительным исполнением

5.Физкультминутка с элементами импровизации.

Придумать движения к музыке.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения.

Коммуникативные.

6.Актуали-зация знаний.

А сейчас настройтесь на слушание очень серьёзно. Кантата "Вставайте ,люди русские"состоит из нескольких частей. Мы слушаем и смотрим фрагмент "Ледовое побоище".(Слайд 8)

Анимационный ролик и фрагмент фильма"Александр Невский".

Внимательно слушают и смотрят.

Познавательные

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Применять знания основ­ных средств музыкальной выразительности при анали­зе прослушанного

7.Приминение и формирование умений и навыков.

Рефлексия учебной деятельности.

9.Домашнее задание.

Чтобы поделиться впечатлениями о этой музыке, разделимся на группы.

Ребята первого ряда подумают, посовещаются:

*Что можно было услышать вначале музыки Какая она была по характеру? Выберите подходящие по смыслу слова.

Это тема, мелодия рыцарей - крестоносцев, их нашествия. В оркестре выделяется звучание медного духового инструмента тубы. Оно получило название "Скок свиньи" Послушайте её (Слайд 9)

Ребята второго ряда подберут слова для музыки, которая звучала в конце "Ледового побоища"(Слайд 10)

А ребята третьего ряда посовещаются и выберут каким музыкальным термином можно определить развитие музыки от тихого до громкого звучания? Слова для справок: крещендо, диминуэндо.

Вывод: сначала музыка была тихая- рыцари готовятся к нападению, затем выдвигаются, нападают и получают ответный удар русских войск, происходит битва и разгром крестоносцев. Оценить работу в группах.

Итак наше путешествие подходит к концу.

*Куда же мы путешествовали?

Давайте вернёмся к началу урока и обозначим его тему.

*Какая самая главная мысль прозвучала на нашем уроке?

Тема нашего урока "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу"(Слайд 11)

*Что означает слово кантата?

*С какой кантатой мы познакомились сегодня?

*С какими чувствами мы исполняли фрагмент"Вставайте, люди русские"Почему мы исполняли именно так?

*Кто композитор этой музыки?

Подведём итог. Вы узнали что-то новое, интересное на уроке? Расскажите об этом родителям, друзьям.

Сегодня в тетрадях вы записали слова мелодия и кантата. Дома вспомнить и записать значение этих слов, можно поискать в книгах, в интернете.

-Наш урок мы завершаем!

Все свободны! Отдыхаем!

(Если урок вам понравился, поднимите весёлые смайлики. Не понравился -грустные смайлики.

Затаённая, тихая, зловещая, гнетущая, устрашающая

Яркая, мощная, радостная, победная.

В древнюю Русь

Русские люди патриоты.

Произведение, состоящее из частей для солиста, хора и оркестра.

С чувством гордости за русский народ.

Предметные: понимать задание, стремиться выполнить задачу, установить соответствие слов и музыки, формировать выводы.

Познавательные: уметь сопоставлять.

Коммуникативные:

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, работать в группах.

Регулятивные: умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение.

Время оставляет след – вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах, в камнях, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. Наша история, защита Отечества нашли отражение в красках художника, в резце скульптора, в рифмах поэта, в народной песне, в музыке композиторов.

В преддверии юбилея – 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне мы обращаемся к героическим и незабываемым, к великим страницам летописи о стойкости и непобедимости русских воинов в борьбе с врагами.

Эти произведения искусства повествуют о событиях далекого прошлого. (Показ репродукций с гравюрами В.А.Фаворского).

Тут кровавого вина недостало;
Тут пир закончили храбрые русичи:
Сватов напоили, а сами полегли
За землю Русскую.
Никнет трава от жалости,
А дерево с горем к земле приклонилось.

Для многих русских художников обращение к прошлому – показ настоящего. Эта картина, появившись в 1880 году, конечно, перекликается с современностью – окончание русско-турецкой войны (1877-1878). Эту войну с беспощадной правдивостью показал в своих произведениях баталист В.В.Верещагин. У Васнецова же тема приобретает совершенно иное звучание (иллюстрации 3).

Суровым мужественным воином предстаёт на картине Александр Невский. Он дан выше человеческого роста – стоит прямо, ноги чуть раздвинуты, чтобы прочнее опираться на землю. Линию горизонта художник расположил низко, От этого полководец кажется более высоким, величественным. Руки крепко сжимают рукоять меча, они точно железные. Да и вся фигура Александра Невского словно выкована из железа. Она грозно выделяется на фоне неспокойного неба.

Но победа над татарами еще не освободила страну от владычества Золотой Орды. Долго еще стонала русская земля от ее опустошительных набегов. И лишь в 1480 г., вновь придя на Русь, увидев сильное войско Московского государства, простояв на реке Угре несколько месяцев – ушли навсегда в свои земли. Так закончилось татаро-монгольское иго (1223–1480) и существование самой Золотой Орды как единого государства. Она распалась на несколько ханств. Два из них – Казанское и Астраханское – оказались ближайшими соседями Московской Руси. Приблизительно с этих пор Московская Русь стала называться Россией.

Защита русской земли. Кто только не нападал на нашу землю.22 октября 1612 года начался штурм московского Кремля силами земского ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, где засел осаждённый польский гарнизон. Под княжеским стягом несли икону Казанской Божией Божьей матери. Сопротивление поляков было сломлено. Именно после этого события Михаил Романов объявил икону святыней рода Романовых и утвердил праздник – 4 ноября (22 октября).

(Фрагмент документального фильма об освобождении Москвы от поляков).

С этими событиями связан и подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. В 1612 году юный Михаил Федорович Романов скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки, они хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проник в костромские пределы и хотел захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего царя. Сусанин повел поляков в противоположную сторону и предупредил Михаила об опасности. Раздраженные поляки убили Сусанина.

Во время блокады Ленинграда иконой обнесли городские стены, и свершилось чудо – город превратился в неприступную крепость.

У Казанской Божией матери тихо теплятся огни.
Жены, дочери и матери к ней приходят в эти дни.
И цветы к её подножию ставят с жаркою мольбой,
Матерь, Дева, сила Божия охрани ушедших в бой.
Над врагом победу правую дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою и от смерти их спаси.

Солдаты, заслышав молебное пение, обнажали головы, осеняли себя крестным знаменем и опускались на землю. В какой-то момент они поспешно расступились, и к иконе подошел главнокомандующий Кутузов. Он привычным, широким жестом перекрестился и тоже опустился на колено. За Кутузовым последовал весь генералитет.

Войска горели желанием сразиться с французами в открытом поле. Сражение произошло при селе Бородино. У Наполеона было 170000 человек. Русское войско под Бородиным состояло из 113000 человек. Сражение длилось 12 часов. Обе армии не сдали своих позиций. Но, когда князь Кутузов узнал, что почти половина русской армии легла на поле битвы, он приказал русским войскам отступить и двинуться к Москве.

В ознаменование великой Победы над Наполеоном было поставлено множество памятников и мемориалов в разных городах России. Памятники Кутузову в Смоленске и Москве, Александровская колонна на дворцовой площади Санкт-Петербурга, Триумфальная арка в Москве и многие другие.

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. 10 апреля 1832 года уже Император Николай I утвердил проект Храма, составленный архитектором К.А.Тоном. Он лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы, неподалёку от Кремля. 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового Храма.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма, в которой принимали участие художники Российской Академии Художеств В.Суриков, И.Крамской, В.Верещагин и другие.

Скульптурное и живописное убранство Храма представляет собой редкое единство: на стенах помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, а также русские князья, положивших свои жизни за свободу и целостность России. На мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма начертаны имена доблестных героев в борьбе с Наполеоном.

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма. С 1901 года в Храме был учреждён собственный хор из 52 певцов, среди регентов выделялись знаменитые композиторы А.А.Архангельский и П.Г.Чесноков. В Храме звучал голос Ф.И.Шаляпина.

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением её Славы, её Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий. Храм был взорван в 30-е годы XX века.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь,
А мёртвым - слава вечная.
За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русские!

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу!
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

Врагам на Русь не хаживать,
Полков на Русь не важивать!
Путей на Русь не видывать,
Полей Руси не таптывать

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

Автор: Павловская Светлана Николаевна

Организация: МБОУ СШ40

Населенный пункт: г. Смоленск

Тема урока :

Цель : формировать представление об исорической,патриотической теме в музыке.

Образовательная цель: Сформировать представления учащихся о подвиге князя, русского народа посредством кантаты Александр Невский

Планируемые результаты

Осуществление простых обобщений, умение строить речевые высказывания о музыке , умение анализировать, проводить простые сравнения.

Умение оценивать свою работу и работу одноклассников, целеполагание с помощью учителя.

развитие вокально-певческих навыков и умений, развитие слуха. Эмоциональной отзывчивости, мышления, певческих навыков. Ознакомить с понятием кантата.

развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, развитие эстетических чувств,

Оборудование: Компьютер, музыкальный центр, презентация, аудиозаписи произведений

Проверить готовность учащихся к уроку.

музыка не редко отражает героизм русского человека. Сегодня мы ознакомимся с ещё одним примером.

Кантата это сочинение из нескольких частей для солиста , хора и оркестра.

Назовите пожалуйста ( с помощью учителя) тему урока.

Не забываем отмечать кто лучше всех работал на уроке?


Слайд 1 .А. Невский это князь, полководец который прогонял врагов с земли русской. Посмотрите какой характер князя на картине? Почему русский народ относился с уважением к Александру Невскому?(за мужество, прогонял врагов). П


Сколько частей, какие чувства народа выражает музыка(смелость, мужество

Почему средняя часть задушевная? О чём здесь думают люди?( о любви к своей Родине)

Какой вывод можно сделать о русском народе? (смелый, мужественный) и мы должны расти такими же, брать пример.

Видео( показать фрагменты)

Какая была музыка и как объясните изменения?

Что помогло победить врагов князю и русскому народу?(мужество, любовь к Родине)А теперь назовите пожалуйста тему урока? Что такое кантата? Что рассказала музыка которую слушали? Для чего нам нужна такая музыка?

Читайте также: