Сообщение на тему галерея портретов

Обновлено: 03.07.2024

Презентация на тему: " Галерея живописных портретов разных исторических эпох." — Транскрипт:

1 Галерея живописных портретов разных исторических эпох.

2 Портрет но и раскрыть индивидуальный внутренний мир человека, его душу. Этим и отличается жанр портрета в культуре разных времен. жанр изобразительного искусства, несущий в себе неповторимые черты какого-либо человека. Для профессионального художника важный момент – передать не только видимое сходство с живой моделью

3 Виды портрета 1. Парадный 2. Камерный 3. Автопортрет 4. Малоформатный и миниатюрный 5. Групповой 6.Парный

4 Парадный подтип портрета, характерный для придворной культуры. Получил особенное развитие в период развитого абсолютизма

5 Камерный портрет портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне

6 Автопортрет Портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные.

7 Исторический портрет исторический портрет. Личности обычно составляется на какого-то известного деятеля, оставившего свой след в истории

8 Малоформатный и миниатюрный портрет небольшого формата (до 20 см), обычно это акварель, тушь или тиражная графика: офорт, литография, ксилография

9 Групповой это портрет, на котором изображено не менее трех персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единым действием или сценой. Для художника очень интересной задачей является изображение на одном холсте целой семьи - семейный портрет, или группы людей объединенных профессией - профессиональный групповой портрет.

Портретная галерея (Portrait Gallery) - разновидность художественной галереи, экспозиция которой представлена исключительно портретами различных персон, отобранных руководством галереи по какому-либо конкретному принципу.
Во многих странах мира при непосредственной поддержке государства действуют собственные портретные галереи, имеющие большую культурную и историческую ценность.
Западные источники бессовестно врут, что первой в мире портретной галереей является "Национальная портретная галерея" открытая в 1856 году в Лондоне, однако это лживое утверждение полностью опровергается даже простым фактом того, что петербургская "Военная галерея героев Отечественной войны 1812 года" была открыта для публики ещё в 1826 году.
Ещё сходу вспоминается "Картинная галерея усадьбы Кусково", изначально возведённая в 1787 году. Деревянное здание галереи оказалось утеряно в 1814 году, но сама коллекция портретов уцелела и, кстати говоря, с 2015 года вновь демонстрируется в Кусково в составе бессрочной экспозиции.
В общем, если немного подумать и поискать, то в очередной раз оказывается, что англичане не первые, а просто наглые и оборзевшие лжецы.

Портрет — это самый антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера. Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека.

Портрет в европейской живописи обособился от других жанров ещё в раннеренессансную эпоху. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.

Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена (Nicolas Poussin) — историк Андре Фелибьен (André Félibien). Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, категорично отделив от него изображения животных и растений.

Классификация — какими бывают портреты?

По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.

Камерные портреты более лиричны, интимны.

Среди парадных выделяют:

  • коронационные и их разновидность — тронные;
  • придворные;
  • конные;
  • военные (они тоже могут быть конными).

Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.

Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.

Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.

Виды портрета (поджанры)

Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:

  • Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.
  • Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.
  • Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими.
  • Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.
  • Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.
  • Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.
  • Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.
  • Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.
  • Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).
  • Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы.
  • Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ.
  • Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.

Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.

Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.

А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.

Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений.

История портретного жанра

В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.

Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.

Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.

Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.

Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.

Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.

С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.

Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.

Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.

Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…

Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.

Известные портретисты

В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами.

Великолепные образцы жанра созданы:

    (Leonardo di ser Piero da Vinci); (Raffaello Santi); (Tiziano Vecellio); (Rembrandt Harmenszoon van Rijn); (Pieter Paul Rubens); (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 1599—1660, Испания); ; ; (1865—1911, Россия); (Vincent Willem van Gogh).

Их работы в портретном жанре, как вы наверняка заметили, выбраны в качестве иллюстраций к данной статье.

Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например:

  • нидерландцы Ян ван Эйк (Jan van Eyck) и Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft);
  • французы Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier) и Луи Токке (Louis Tocqué);
  • англичанин Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough);
  • русские мастера Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822), Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836), Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825), Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857).

Знакомство с шедеврами мировой живописи побуждает поклонников прекрасного создавать и свои собственные коллекции. На сайте Very Important Lot вы сможете поучаствовать в аукционах или приобрести картины у современных художников, которые не только будут

282 лучших портретов в искусстве

В процессе написания картины внимание художника полностью сосредоточено на человеке. До появления авангардного стиля живописцы изображали реалистичную внешность модели. Настоящим мастерам удавалось через картину раскрыть внутренний мир человека. А в классическом портретном жанре важно максимально точное изображение внешности.

Виды и стили

Портрет делится на несколько видов. У каждого есть свои особенности и свои выдающееся мастера.

Аллегорический портрет — живописец пытается раскрыть абстрактное понятие с помощью всем известного визуального образа. Для изображения аллегории мастер объединяет в одной картине несколько символов. Поэтому модели часто изображены в костюмированных нарядах.

Групповой портрет — художник изображает на полотне не менее 3 человек. Они должны быть в похожих костюмах и объединены одним антуражем. Чаще всего в таком стиле писали семейные портреты.

Колоссальный — портрет огромных размеров, встречается чаще всего в скульптуре.

Васнецов В. - Эскиз ктиторского портрета княгини Ольги

Эскиз ктиторского портрета княгини Ольги
Васнецов В.

Миниатюрный — это маленький (до 20 см) потрет, нарисованный акварелью, тушью или в графике.

Это самая распространенная классификация. В каждом виде портретов были свои признанные художники, которые создали настоящие шедевры.

Ракурс

Художник может изобразить человека на полотне:

На портрете может быть разное положение головы:

На выбор ракурса и положения влияет обстановка, соотношение света и тени, и задумка самого живописца.

Направления искусства

Портрет можно написать в разных направлениях. Часто художники экспериментировали, пытаясь найти новую форму для самовыражения. В каждом направлении были свои выдающиеся мастера.

Абстракционизм

Художники не используют реалистичные средства живописи, предпочитая геометрические формы и игру с цветом. Самыми яркими представителями абстракционизма являются В. Кандинский, М. Ларионов, Н. Гончарова.

Барокко

Бытовой жанр

Возрождение или Ренессанс

Импрессионизм

Исторический жанр

Классицизм

Кубизм

Ню

Поп-арт

Символизм

В каждом из этих течений были свои талантливые мастера, а изображение человека на портрете менялось — от реалистичного до абстрактного, где главное — раскрыть внутренний мир героя.

Используемые материалы

Художники, работавшие в жанре портрет, творили не только красками, но и другими художественными средствами.

В современных портретах художники экспериментируют с техникой и материалами, чтобы добиться более совершенных результатов. Выбор материала зависит от того, какой эффект хочет получить живописец.

Фон портрета

Значение фона зависит от глобального замысла художника и выбранного стиля. Для создания камерных, интимных портретов выбирают нейтральный фон. Такой фон не отвлекает от героя картины.

Также в качестве фона может выступать пейзаж или интерьер комнаты, которые должны образовать единую композицию. Если это портреты цариц, то фоном будет битва, дворцовые залы.

История возникновения жанра

В Древнем мире доминирующим направлением в искусстве было скульптура. Первый портрет был найден при раскопках в Египте. В период Проторенессанса началось развитие жанра портрета.

Изначально художники писали лица в профиль, в период Возрождения мастера стали изображать их еще в оборот в три четверти. Когда настала эпоха абсолютизма, пошла мода на парадные портреты. Заказчиками выступали члены королевской семьи, духовенство и высшая знать. Появилась должность придворного живописца.

Стали появляться новые направления, художники стали писать не только представителей высшего сословия. Героями картин становились простые люди, появились сюжеты на бытовые сцены. В 19-20 веке живописцы стали экспериментировать с содержанием, цветом и линиями. Теперь главным стало не только точное воспроизведение внешнего вида, а передача внутренних ощущений, эмоций.

Развитие жанра в России

В России портретное искусство получило широкое распространение в 18 веке. Но своей живописной школы в стране не было, поэтому приглашали зарубежных мастеров. Появилась Академия художеств, из которой выпустилось много талантливых живописцев, среди которых следует выделить Боровиковского, Рокотова, Никитина.

Изначально мастера писали портреты членов императорской семьи, представителей знати. Но потом художники стали проявлять больше интереса к жизни простых людей, а тема крестьян стала одной из ключевых в портретах русских художников.

После революции чувственность, тонкий психологизм в картинах отошли на второй план. Живописцы писали в соответствии с новой идеологией. Главной темой работ стал советский человек.

Известные зарубежные портретисты

В изобразительном искусстве есть мастера, которым удалось создать настоящие шедевры в портретном жанре. Им удалось передать не только внешнее сходство, но и характер героя картины.

Леонардо да Винчи

Рафаэль Санти

Тициан

Еще один известный портретист из Италии. Его современники полагали, что его кисть наделена магическими способностями. Тициан написал много полотен на мифологические и религиозные темы. Позже многие художники старались скопировать его стиль, но никому не удалось достигнуть его уровня мастерства.

Альбрехт Дюрер

Немецкий живописец, один из известных представителей эпохи Ренессанса. После себя он оставил не только полотна, но и гравюры. Также Дюрер уделял много времени усовершенствованию искусству ксилографии. Альбрехт любил писать автопортрет и всегда стремился к гармонии и совершенству.

Питер Рубенс

Фламандский живописец, дипломат. Творил в эпоху расцвета барокко. Уделял много внимания ракурсу модели. Ему нравилось писать портреты дам, передавать чувственность на своих полотнах.

Современники отмечали необычайную трудоспособность Рубенса. Он не только успевал работать, но и проводить встречи с учениками.

Рембрандт

Голландский художник, известный как мастер светотени. Писал не только портреты, но и гравюры. Он не акцентировал внимание на второстепенных деталях, предпочитая максимально раскрыть внутренние переживания своего героя. Несмотря на свой талант, Рембрандт не переставал искать себя в творчестве и постоянно совершенствовал свое мастерство.

Диего Веласкес

Испанский мастер кисти, занимал должность придворного живописца. В 18 лет при участии своего учителя сумел открыть свою мастерскую. Будучи придворным живописцем изображал не только знать, но и простой люд, в особенности угнетаемых людей — карликов, шутов.

Это далеко не полный список мастеров портретной живописи. Ошибочно полагать, что все живописцы работали на заказ и писали богатых людей. С помощью своих полотен они исследовали внутренний мир человека, все грани его личности.

Знаменитые русские портретисты

В России так же было много талантливых художников, которые не только копировали стиль зарубежных мастеров, но и создавали свой собственный. Они подарили миру много известных портретов.

Карл Брюллов

Иван Крамской

Михаил Врубель

Один из самых талантливых художников с трагической судьбой. Его работы сравнивали с ночными сновидениями — такие же таинственные и неуловимые. У Врубеля была удивительная особенность — эйдетизм. Это особый вид зрительной памяти, когда человек не просто представляет себе образ, а видит его словно на фотографии.

Валентин Серов

Валентин Серов был деятельным человеком, принимавшем активное участие в жизни деятелей искусства. Состоял в совете Третьяковской галереи, рисовал иллюстрации к журналу, позднее присоединился к художникам-передвижникам.

Константин Маковский

Многие называли его предвестником импрессионизма в России. Некоторые полагали, что он в своих картинах изображает идеалы передвижничества. Но несмотря на противоречивые отзывы о своем творчестве, Маковский был самым высокооплачиваемым художником своего времени. А на Всемирной выставке Париже за свою работу получил золотую медаль.

Илья Ефимович Репин

Не только широко известный портретист, но и талантливый педагог. Он преподавал в Императорской Академии Художеств. Является основоположником русского реализма. Своим примером Репин доказал, что благодаря таланту и упорному труду можно добиться больших успехов в жизни.

За отличную учебу в Академии был награжден поездкой за границей, где смог почерпнуть вдохновение для своего творчества. Его портреты отличаются тонким психологизмом, умением передать всю глубину эмоций человека.

В России было много талантливых портретистов, которые стали известны далеко за пределами Родины. К тому же многие их них вели активную общественную деятельность и освещали в своем творчестве социальные проблемы России.

Шедевры портретной живописи

За все время существования изобразительного искусства было создано множество полотен, в которых художникам удалось передать всю силу своего таланта. Но среди них есть великие портреты, которые, по-прежнему, восхищают и поражают людей во всем мире.

Леонардо да Винчи - Мона Лиза

Мона Лиза
Леонардо да Винчи

Уже несколько веков людей притягивает эта загадочная полуулыбка. Плавные переходы оттенков, округлые линии, теплые тона — все это создает ауру доверия, умиротворения и вызывает желание улыбнуться таинственной незнакомке. Восхититься шедевром да Винчи можно в Лувре, где и хранится эта картина.

Рафаэль - Сикстинская Мадонна

Сикстинская Мадонна
Рафаэль

На полотне центральное место отведено Мадонне, держащей на руках младенца. По правую и левую руку от нее изображено два святых, а фоном выступают облака. Но при ближайшем рассмотрении они оказываются головками маленьких ангелов.

Серов В. - Девочка с персиками

Девочка с персиками
Серов В.

На картине изображена 11-летняя Вера Мамонтова, сидящая за столом с персиками. Художник признавался, что хотел передать свежесть, которую видно в натуре, но трудно найти в картине. Серову удалось передать в портрете девочки ее озорной характер: кажется, что Вера только и ждет момента, чтобы съесть персик и убежать играть.

Рокотов Ф. С. - Коронационный портрет Екатерины Второй

Коронационный портрет Екатерины Второй
Рокотов Ф. С.

В этом полотне соединены традиции парадного портрета 18 века с новыми тенденциями в живописи. Екатерина II изображена восседающей на троне, и величественным жестом обращается к невидимому собеседнику. Царственная осанка, парадное одеяние усиливает атмосферу торжественности и величия. Это один из самых известных русских портретов в мировой живописи.

Рембрандт - Портрет старика

Портрет старика
Рембрандт

В этом полотне художник постарался отразить всю мудрость, присущую людям, прожившим интересную жизнь. Лицо старика дышит спокойствием, его глаза с усталостью и ясностью смотрят на окружающий мир. А характерный для Рембрандта баланс света и тени оживляет картину. Поэтому кто-то видит в модели обычного старца, а кто-то — настоящего мудреца, познавшего тайны бытия.

Картина была написана во время пребывания художника в психиатрической лечебнице. Ван Гог на ней опрятен и гладко выбрит, белой повязкой замаскировано отрезанное ухо.

Винсент Ван Гог - Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой

Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой
Винсент Ван Гог

В этом автопортрете выделяется безумный и отчаянный взгляд художника, сообщающий о душевных терзаниях Винсента. И палитра выбрана яркая, кричащая — красно-оранжевый фон, темно-зеленая одежда — все это вызывает чувство тревоги и беспокойства.

Альбрехт Дюрер - Автопортрет в одежде, отделанной мехом

Автопортрет в одежде, отделанной мехом
Альбрехт Дюрер

В этом полотне четко прослеживаются черты символизма: его композиция схожа с тем, как было принято изображать лик Иисуса. Почти идеальная симметрия, темные приглушенные оттенки, положение головы и жест, напоминающий благословение. Большинство искусствоведов единодушны во мнении, что это одна из самых сильных и значимых работ Дюрера.

Ян Вермеер - Девушка с жемчужной сережкой

Девушка с жемчужной сережкой
Ян Вермеер

Художнику удалось передать не только внешнее сходство с молодой женщиной, но и интимности благодаря палитре и плавным линиям. Мария Лопухина стоит в расслабленной позе, а глядя на ее лицо, создается ощущение, что она хранит какую-то тайну.

Боровиковский В.Л. - Портрет М.И. Лопухиной

Портрет М. И. Лопухиной
Боровиковский В.Л.

На заднем фоне Боровиковский изобразил пейзаж — в то время в творчестве центральное место занимала идея единства природы и человека.

Репин И.Е. - Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи

Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи
Репин И.Е.

На картине изображен интеллигентный человек с задумчивым выражением лица. Основатель галереи предстал в образе философа, ценителя прекрасного. На заднем плане Репин изобразил картины — смысл жизни П.М. Третьякова.

Сюжет картины — белокурая богиня любви совершает утренний туалет. Маленький Амур держит большое зеркало, в котором видно отражение Венеры. Водопад из золотистых волос поддерживает темнокожая прислужница.

Рубенс - Венера перед зеркалом

Венера перед зеркалом
Рубенс

Рубенсу удалось мастерски передать красоту обнаженного женского тела — оно словно излучает свет. Поэтому картина получилась чувственной.

Ян ван Эйк - Портрет четы Арнольфини

Портрет четы Арнольфини
Ян ван Эйк

На полотне изображена пара, стоящая на отдалении друг от друга. Мужчина изображен в анфас, а женщина стоит в повороте три четверти. Ян ван Эйк не делал акцентов на обстановке, он стремился раскрыть характеры персонажей. Прикосновение рук выглядит церемониальным, на паре — нарядная одежда, что подчеркивает важность этого момента.

Пабло Пикассо - Сон

Сон
Пабло Пикассо

Модель — возлюбленная художника Мария-Тереза Вальтер. Ее лицо в форме разбитого сердца выражает спокойствие и умиротворение. Плавные линии делают ее еще женственнее, а руки на животе акцентируют внимание на радости материнства — Мария-Тереза подарила Пикассо дочь.

Кузьма Петров-Водкин - Портрет мальчика

Портрет мальчика
Кузьма Петров-Водкин

На этом портрете ребенка художник показал сложность взросления, становления личности. Лицо еще имеет детские черты, но во взгляде уже читается решимость, пробуждение мужественности, строгость. Зеленая листва на фоне подчеркивает юность героя картины.

Ренуар - Портрет Жанны Самари

Портрет Жанны Самари
Ренуар

В глаза сразу бросается яркий розовый фон, на котором изображена цветущая красивая молодая женщина. Волосы убраны в высокую прическу, подчеркивающую красивую линию шеи и плеч. Черты лица — изящны и очаровательны, но главный акцент Ренуар сделал на большие бархатные темно-карие глаза. Это полотно является гимном очарованию юности.

Карл Брюллов - Всадница

Всадница
Карл Брюллов

Это полотно художник написал по просьбе Юлии Самойловой. На картине изображены две ее воспитанницы. Одна из них — молодая девушка, верхом на вороном коне. Ее маленькая сестра с восхищением смотрит на отважную прекрасную всадницу. Одна из самых известных работ Брюллова хранится в Третьяковской галерее.

древнейший портрет

Изображение обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (департамент Шаранта). Портрет сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчен горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.

Зарождение портрета

египет портрет

Зарождение портрета относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портретов встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Здесь назначение портрета было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами.

Ранние образцы станкового портрета — римские портреты, исполнявшие функцию погребальных масок – фаюмские портреты. Они создавались с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность. Фаюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики, что особенно характерно для более ранних изображений. Энкаустика— это живопись красками, где главным связующим звеном был воск.

Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). Подобная техника требовала особых приемов. На области щек, подбородка и носа краска накладывалась плотными слоями, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.

фаюмский портрет 1
фоюмский портрет 2

Портрет в средневековье

Беллинни

В период средневековья художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету, хотя, в то же время художники начинают придавать понемногу святым черты лица реальных людей. Но и в это время некоторые художники писали психологическиточные портреты. Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому. Образы донаторов обладали несомненным внешним сходством с оригиналами, но не выходили за рамки иконописных канонов, играя в композиции второстепенную роль.

Дж. Беллини. "Портрет донатора". Фрагмент

Более или менее портрет начинает возвращаться в искусство начиная с X—XII века, оставаясь, тем не менее, на подчиненных ролях.

Джотто

Он является частью церковного архитектурно - художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре, особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги. Его моделями являются преимущественно знатные лица — правители и члены их семей, свита, донаторы монастырей и церквей.

Одна из первых таких работ, в которой видно начало развития реалистического портрета - портрет Энрико Скровеньи работы Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе, 1304—1306 г

Портрет Иоанна Доброго

Портрет Иоанна Доброго (неизвестный художник)

В 1360—1380 годах решающий импульс развитию портрета придал французский двор Валуа; ранние образцы европейского портрета относятся именно к этому периоду.


Портрет в эпоху Возрождения

В эпоху возрождения человек стал восприниматься как центр мира, влияние религии ослабло. Большое значение приобрела внешняя красота, гармония между сильным духом и телом. Первые портреты имели влияние античных монет и медалей, и поэтому часто изображают модель в профиль.

Прошло время, прежде чем лица на портретах стали изображаться в фас или три четверти.

да Винчи

Другой важный компонент развития портрета — возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным. Обновляются средства художественной выразительности: например воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана. К портретной живописи помимо Леонардо да Винчи обращались многие знаменитые мастера Возрождения, в том числе Боттичелли, Рафаэль.

Шедевр Леонардо — портрет "Мона Лиза" ("Джоконда", ок. 1503) стал величайшим произведением мирового искусства, в котором многие портретисты последующих поколений видели образец для подражания.

В XV веке художники начали создавать самостоятельные портреты, на которых показывали модели на фоне панорамных величественных пейзажей. Тем не менее, наличие в портретах фрагментов природы не создает целостности, единства человека и окружающего мира, портретируемый, как будто бы заслоняет собой природный ландшафт. Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосм.

Леонардо да Винчи "Мона Лиза" ("Джоконда")

Огромную роль в развитии европейского портретного жанра сыграл Тициан, создавший целую галерею образов своих современников: поэтов, ученых, церковнослужителей, правителей. В этих произведениях великий итальянский мастер выступил как тонкий психолог и прекрасный знаток человеческой души

Тициан

Тициан, "Императрица Изабелла Португальская"

Также в эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Большой популярностью в то время пользовался погрудный портрет, хотя появлялись и поясные, поколенные изображения и портреты в полный рост. По характеру изображения портреты стали делиться на парадные и интимные. Первые создавались с целью возвеличивания и прославления людей, представленных на них. Парадные портреты заказывали у известных художников царствующие особы и члены их семей, придворные, церковнослужители, занимавшие верхние ступени иерархической лестницы. Особую роль играл в таких портретах фон. Мастера писали свои модели на фоне пейзажа, архитектурных элементов (арок, колонн) и пышных драпировок. Крупнейшим мастером парадного портрета был фламандец Рубенс, работавший при королевских дворах многих государств.

Рубенс

Учеником и последователем Рубенса был талантливый фламандский живописец ван Дейк, создавший галерею портретных образов своих современников: ученых, юристов, врачей, художников, купцов, военачальников, церковнослужителей, придворных. Эти реалистичные изображения тонко передают индивидуальную неповторимость моделей.

ван Дейк

Психологизм портрета

В XVII столетии важное место в европейской живописи занимал интимный (камерный) портрет, цель которого — показать душевное состояние человека, его чувства и эмоции. Признанным мастером такого типа портрета стал голландский художник Рембрандт, написавший множество проникновенных образов. Эти произведения представляют зрителю обыкновенных людей, не имеющих ни знатных предков, ни богатства. Но для Рембрандта, открывшего новую страницу в истории портретного жанра, было важно передать душевную доброту своей модели, ее истинно человеческие качества.

Рембрандт

Также одним из самых замечательных европейских портретистов XVII века был испанский художник Веласкес, написавший не только великое множество парадных портретов, представляющих испанских королей, их жен и детей, но и целый ряд камерных изображений простых людей.

Веласкес

Новые направления в искусстве портрета

Однако уже в XVIII веке намечаются и негативные тенденции в развитии портретного жанра. Заказчик требует от художника лести. В работах появляется приторная сентиментальность, холодная театральность, идеализация. Законодателем мод в этот период становится Франция.

Давид

Свое отношение к жизни и искусству выразили в портретах французские реалисты (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Г. Курбе), импрессионисты (Э. Дега, О. Ренуар) и постимпрессионисты (П. Сезанн, В. ван Гог). К портретному жанру обращались и представители модернистских течений, появившихся в XX веке. Множество портретов оставил нам знаменитый художник Пабло Пикассо.

Пикассо


Портрет в русской живописи

В русской живописи портретный жанр появился позже, чем в европейской. Первым образцом портретного искусства была парсуна (от русского "персона") — произведения русской, белорусской и украинской портретной живописи, выполненные на традициях иконописи. Настоящий портрет, основанный на передаче внешнего сходства, появился в XVIII столетии. Многие портреты, созданные в первой половине века, по своим художественным особенностям все еще напоминали парсуну.

Живопись второй половины XVIII века связана с именами таких известных портретистов, как Рокотов, создавший множество одухотворенных образов современников, Левицкий, автор прекрасных парадных и камерных портретов, передающих цельность натуры моделей, Боровиковский, чьи удивительно лиричные женские портреты до сих пор восхищают зрителей.

Боровиковский

Боровиковский, "Портрет Елены Александровны Нарышкиной"

Особо интересным периодом являются 1860–1870-е годы — время становления реализма в русской живописи, наиболее ярко проявившегося в творчестве художников-передвижников.
В этот период в портретном жанре большим успехом у демократически настроенной публики пользовался портрет-тип, на котором модель получала не только психологическую оценку, но и рассматривалась с точки зрения ее места в обществе. В таких произведениях авторы уделяли равное внимание как индивидуальным, так и типическим чертам портретируемых.

репин

Замечательные портреты-типы были написаны И.Е. Репиным, сумевшим очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека. В советский период реалистический портрет - тип получил дальнейшее развитие.

Портретный жанр обладает богатейшей историей, в нём работали многие известные мастера.
Портрет сохраняет свою популярность и в наше время. Художница Мария Иванова-Очерет работает в том числе в портретном жанре и привносит своё виденье в традиции этого направления. Её портреты одновременно являются и интереснейшими психологическими типажами, которые художник умело раскрывает как через образ самого персонажа, так и через его окружение, и узнаваемыми изображениями реальных людей, позировавших художнику.

Мария Иванова-Очерет
Мария Иванова-Очерет

Мария Иванова-Очерет, Мария Иванова-Очерет,

"Портрет Евгения Матвеевича Гаврилова" "АКТ. Движение"

Таким образом, портрет продолжает жить и развиваться в современном искусстве, со временем приобретая всё новые и новые черты.

Читайте также: