Информационное сообщение направляемое в страховые компании это

Обновлено: 05.07.2024

Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010

Комментарий

С 01.01.2022 вступает в силу обновленная редакция Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон № 255-ФЗ). Поправки в нее внесены Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Обзор поправок см. в комментарии.

Согласно новой ч. 17 ст. 13 Закона № 255-ФЗ Правительство РФ устанавливает:

  • состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий;
  • порядок получения документов органами ФСС России для прямых выплат пособий, в т. ч. в электронной форме.

Постановлением от 23.11.2021 Правительство РФ утвердило правила получения отделениями ФСС России таких сведений и документов (далее – Правила). Они начинают действовать с 01.01.2022 (за исключением отдельных положений, которые вступят в силу 01.01.2023).

Основные изменения связаны с тем, что с 01.01.2022 ФСС России переходит на беззаявительный (иначе говоря, проактивный) порядок выплаты пособий. Его суть в том, что информацию о страховом случае, в связи с которым назначается пособие, фонды будут получать не от работодателя (за одним исключением), а на основании сведений об открытии и закрытии листков нетрудоспособности, а также от иных ведомств в порядке обмена данными (в частности, от органов ЗАГС).

Напомним, что с 2022 года листки нетрудоспособности начнут оформлять только в электронном виде. См. об этом здесь. На бумажном носителе больничные листы продолжат выдавать только тем гражданам, сведения о которых составляют государственную (иную охраняемую законом) тайну, а также лицам, в отношении которых реализуются меры государственной защиты (новая ч. 28 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). На упомянутых лиц положения комментируемых Правил не распространяются (п. 2 Правил).

Процедура заполнения электронного больничного листа и взаимодействия работодателя с ФСС России

Согласно Правилам взаимодействие работодателя с фондом в части передачи документов и сведений для расчета и выплаты пособий будет осуществляться через систему социального электронного документооборота – СЭДО. Внедрение этого сервиса ФСС России анонсировал еще летом 2021 года (см. информацию на сайте отделения фонда). СЭДО – это бесплатный сервис, интегрированный в бухгалтерские программы. Подключиться к нему можно и через 1С (см. об этом статью).

В соответствии с п. 17 – 18 Правил медицинская организация формирует для физлица листок нетрудоспособности в электронном виде и размещает его в информационной системе ФСС России – ЕИИС "Соцстрах". После этого от ФСС России поступает запрос в ПФР о предоставлении сведений о застрахованном физлице и о работодателе (отсутствует ли работодатель у физлица или нет, его ИНН и КПП). В течение одного календарного дня с даты получения запроса ПФР размещает запрашиваемые данные в информационной системе ФСС России.

Далее информация об открытии электронного больничного (далее – ЭЛН) поступает работодателю, а также в личный кабинет физлица на портале государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, работодателю и физлицу поступают от ФСС России следующие сведения:

  • о продлении, закрытии, аннулировании ЭЛН;
  • о направлении физлица на медико-социальную экспертизу;
  • о дополнении ЭЛН сведениями о проведении медико-социальной экспертизы.

Работодатели заполняют свою часть ЭЛН в течение 3 рабочих дней с даты получения информации о закрытии ЭЛН (п. 22 Правил). Сведения, которые работодатель должен внести, отражаются в запросе от фонда. Это могут быть, к примеру, сведения о:

  • продолжительности страхового стажа;
  • замене календарных лет;
  • районном коэффициенте;
  • продолжительности рабочего времени.

Если сведения (или документы) работодатель подаст не в полном объеме, фонд в течение 5 рабочих дней с даты их получения направит работодателю извещение о предоставлении недостающих данных.

Получение извещения нужно подтвердить. Срок для этого – 3 рабочих дня со дня получения извещения. Если указанные действия работодатель не выполнит, фонд направит извещение заказным письмом. Оно будет считаться полученным по истечении 6 рабочих дней с даты отправления (абз. 3, 4 п. 10 Правил). В течение 5 рабочих дней с даты получения извещения необходимо предоставить недостающие сведения и документы (абз. 5 п. 10 Правил).

Также если фонд обнаружит нарушения в порядке заполнения больничного листа работодателем, то в течение 5 рабочих дней с даты закрытия больничного листа фонд направит извещение с указанием перечня необходимых исправлений. Внести исправления в ЭЛН работодатель должен не позднее 5 рабочих дней со дня получения извещения (п. 11 Правил).

Если на дату назначения пособия работник не сможет представить работодателю справку о сумме заработка, полученного в расчетный период от иных нанимателей, фонд назначит физлицу пособие исходя из информации о том заработке, который получен от этого работодателя. При этом сотрудник не лишен возможности впоследствии предоставить работодателю указанную справку и одновременно с этим заявление о перерасчете пособия. Форму такого заявления должен утвердить ФСС России.

В п. 13 Правил указано, что сведения из справки о сумме заработка и заявление физлица о перерасчете пособия работодатель должен передать в фонд в течение 5 рабочих дней с даты их получения от сотрудника.

Если на дату назначения пособий сотрудник не написал заявление о замене лет (года) расчетного периода, а фонд в число запрашиваемых сведений не включил такое заявление, работник вправе сделать это после получения пособий от фонда. Сведения о замене лет (года) работодателю потребуется передать в фонд не позднее 5 рабочих дней со дня получения от физлица заявления о такой замене (п. 14, 22 Правил).

Из этого следует, что фонд пересчитает и доплатит пособие.

В Правилах не сказано о санкциях за непредставление в фонд документов и (или) нарушение сроков такого представления. Однако ответственность за названные действия закреплена в ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ в редакции от 01.01.2022.

  1. за отказ от представления документов, необходимых для назначения пособий – штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;
  2. за представление недостоверных сведений и документов или их сокрытие, которые повлекли выплату пособия в излишнем размере – штраф в размере 20 % от суммы излишне понесенных фондом расходов, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.;
  3. за нарушение установленного срока представления запрашиваемых сведений – штраф в размере 5 000 руб.

Но работодатели должны привыкнуть к новому порядку. Именно поэтому (по данным ФСС России) первое время чиновники никого штрафовать не будут.

Порядок назначения единовременного пособия при рождении ребенка

Пособие при рождении ребенка орган ФСС России выплатит на основании сведений от органов ЗАГС (п. 26 Правил). Никакие документы работодателю сотрудник представлять не должен.

Отметим, что в целях назначения пособия фонд вправе запросить у работодателя данные о районном коэффициенте, который применяется к выплатам работника (п. 31 Правил). Передать сведения об этом работодатель должен в течение двух рабочих дней с даты получения такого запроса (п. 32 Правил).

Порядок назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком работник должен предоставить работодателю одновременно (п. 34 Правил):

  • заявление о назначении указанного пособия;
  • заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до трех лет.

Отметим, что с 2022 года работникам больше не потребуется представлять справку с места работы второго супруга о том, что указанное пособие ему не назначено. Такого требования нет ни в Правилах, ни в будущей редакции Закона № 255-ФЗ.

  • о дате начала и дате окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • о замене календарных лет (календарного года) в расчетном периоде, если работник подал заявление на такую замену;
  • о продолжительности рабочего времени, если на момент начала отпуска по уходу за ребенком сотруднику установлено неполное рабочее время.

Перечисленные сведения нужно передать в фонд через СЭДО.

Также возможно, что фонд направит работодателю запрос на представление дополнительных сведений. В числе запрашиваемых сведений могут быть сведения о:

  • суммах выплат и иных вознаграждений в пользу физлица, которые включались в базу для начисления взносов на ОСС в расчетном периоде;
  • районном коэффициенте;
  • количестве календарных дней, которые не учитываются при исчислении среднего дневного заработка.

Если сотрудник в период получения ежемесячного пособия утратит право на него, работодатель должен сообщить об этом в фонд в срок не позднее трех рабочих дней с даты, когда ему стало известно о таком факте (п. 43 Правил).

Порядок назначения пособий по нетрудоспособности и по беременности и родам

Для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам сотрудникам с 2022 года не требуется подавать работодателю какие-либо документы. Такие пособия будут выплачиваться только на основании листка нетрудоспособности. А он в электронном виде размещается в информационной системе "Соцстрах" (п. 16 Правил).

По запросу фонда работодатель обязан предоставить дополнительные сведения для исчисления пособий в том объеме, который запросит фонд. Перечислим данные, которые вправе запросить орган ФСС России (п. 22 Правил).

Для расчета пособия по нетрудоспособности фонд может запросить сведения:

  1. о продолжительности страхового стажа работника на день наступления временной нетрудоспособности;
  2. о суммах выплат в пользу работника, которые включались в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование;
  3. о замене календарных лет;
  4. о районном коэффициенте;
  5. о продолжительности рабочего времени сотрудника, если на момент наступления временной нетрудоспособности он трудится неполное рабочее время;
  6. о периоде освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением зарплаты или без оплаты (в т. ч. о периоде ежегодного оплачиваемого отпуска); отстранения сотрудника от работы без оплаты в соответствии с законодательством РФ; о периоде проведения судебно-медицинской экспертизы работника; о периоде простоя, если нетрудоспособность приходится на упомянутые периоды;
  7. о размере сохраняемой за период простоя зарплаты, если временная нетрудоспособность, наступившая до простоя, продолжается в период простоя;
  8. о периоде отсутствия сотрудника на работе в связи с временной нетрудоспособностью;
  9. о наступлении временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения работником вреда своему здоровью или попытки самоубийства, а также в результате совершения работником умышленного преступления;
  10. о том, что сотрудник приступил к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 01.01.2007 и продолжает работать в этих районах и местностях при условии, что страховой стаж составляет менее 8 лет. Указанные сведения работодатель обязан предоставить, если располагает ими.

Для расчета пособия по беременности и родам фонд может запросить сведения:

  1. о дате начала отпуска по беременности и родам;
  2. о продолжительности страхового стажа сотрудницы на день начала отпуска по беременности и родам;
  3. о суммах выплат в пользу работника, которые включались в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование;
  4. о количестве календарных дней, которые не учитываются при определении среднего дневного заработка;
  5. о замене календарных лет;
  6. о районном коэффициенте.

Работодатель должен передать в фонд запрашиваемые сведения не позднее трех рабочих дней со дня поступления в систему информации о закрытии листка нетрудоспособности (п. 22 Правил). Обратите внимание на следующий момент. Сотрудница вправе уйти в отпуск по беременности и родам позже даты открытия больничного листа. В настоящее время о предоставлении такого отпуска женщина пишет заявление. С учетом даты начала отпуска, указанной в заявлении, рассчитывается пособие. Так, пособие может быть рассчитано не за 140 календарный дней отпуска (при обычной беременности), а за меньшее число дней.

Несмотря на то что с 2022 года Закон № 255-ФЗ не требует в рассматриваемом случае писать заявление на отпуск, сотрудницу следует попросить все же составить его. Это необходимо для определения продолжительности периода выплаты пособия, тем более что сведения о дате начала и окончания отпуска по БиР ФСС России вправе запросить у работодателя (пп. "б" п. 22 Правил).

Особенности получения пособия лицами, которые добровольно платят взносы на социальное страхование

Напомним, что право на получение пособий имеют не только лица, работающие по трудовому договору, но и те граждане, которые добровольно платят взносы на ОСС. В частности, это предприниматели, адвокаты, нотариусы. Они платят взносы на обязательное страхование исходя из стоимости страхового года (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790). Право на получение пособий у названных лиц возникает, если за год, предшествующий году наступления страхового случая, они полностью уплатили взносы (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790).

По Правилам с 2022 года названные лица в целях получения пособий подают документы, необходимые для их назначения, в орган ФСС России по месту регистрации в качестве страхователя (п. 9 Правил). В числе документов, в частности, справка о сумме заработка за расчетный период, заявление о замене лет расчетного периода. Полагаем, что лица, добровольно уплачивающие взносы на ОСС, справку о сумме заработка подают в фонд, если в расчетном периоде они вели не только предпринимательскую деятельность, но и работали по найму.

Фонд также вправе запросить у таких лиц дополнительные документы, если они представлены не в полном объеме. Об этом в адрес физлица направят извещение. Предоставить недостающие документы необходимо в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения (п. 14 Правил).

Обратим внимание, что с 01.01.2023 лица, добровольно уплачивающие взносы на ОСС, получат право подавать документы для получения пособий через единый портал Госуслуг (п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010, п. 9, 10, 13, 14 Правил).

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. N 531р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛИАЛОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ

В связи со структурными изменениями в управлении компании по выводу из состава железных дорог функциональных вертикалей, а также в целях своевременного и полного получения страхового возмещения ущерба, причиненного в результате страховых случаев, предусмотренных действующими в ОАО "РЖД" централизованными договорами страхования:
1. Утвердить прилагаемый Регламент взаимодействия филиалов при организации страховой защиты (далее - Регламент).
2. Начальникам филиалов ознакомить причастных работников с Регламентом и обеспечить его надлежащее исполнение.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента корпоративных финансов О.Э.Гнедкову.

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.В.Михайлов

УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
от 27.02.2013 г. N 531р

РЕГЛАМЕНТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛИАЛОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ

I. Термины, определения и сокращения

II. Основные положения

Регламент определяет порядок взаимодействия функциональных филиалов, РЦКУ и структурных подразделений филиалов (далее - подразделений филиалов) при организации страховой защиты и урегулировании страховых случаев для получения страхового возмещения в соответствии с условиями централизованных договоров страхования, заключенными ОАО "РЖД" со страховыми компаниями.
В рамках организации страховой зашиты РЦКУ выполняет функции контроля и координации деятельности подразделений филиалов, находящихся в границах соответствующей железной дороги.
Руководители функциональных филиалов, РЦКУ и подразделений филиалов назначают работников, ответственных за организацию страховой защиты и урегулирование убытков по страховым случаям.
В целях решения вопросов, возникающих при урегулировании страховых случаев, создается рабочая группа (далее - Рабочая группа) под председательством РЦКУ с участием представителей подразделений филиалов, расположенных в границах соответствующей железной дороги.

III. Формирование перечня объектов, подлежащих страхованию

Ответственность за полноту, целесообразность и своевременность включения объектов в реестр имущества, подлежащего страхованию, возлагается на подразделение филиала - балансодержателя. Мониторинг за проведением актуализации реестра застрахованного имущества осуществляет орган управления филиала.
Актуализация данных по объектам имущества, подлежащим страхованию, проводится в соответствии с телеграфными указаниями, которые централизованно направляются в адрес органов управления филиалов и РЦКУ.
Орган управления филиала доводит информацию до всех своих подразделений.
РЦКУ доводит информацию до всех подразделений филиалов, расположенных в границах железной дороги.

V. Определение размера ущерба

Определение размера ущерба для возмещения расходов, необходимых для восстановления имущества до состояния, в котором оно находилось на момент страхового случая, осуществляется в соответствии с условиями соответствующего договора страхования.
Размер ущерба определяется на основании фактически понесенных затрат, либо проектно-сметной документации в соответствии со сметными нормативами, подготовленной подрядной организацией или подразделением, осуществляющим ремонт.
При повреждении недвижимого имущества подразделения филиалов, участвующие в восстановлении пострадавшего имущества, представляют
документы подразделению филиала, чье имущество пострадало, для формирования общей суммы ущерба.
При повреждении подвижного состава собственности ОАО "РЖД", за исключением грузовых вагонов, размер ущерба определяет подразделение, на балансе которого находится пострадавший подвижной состав.
При повреждении грузовых вагонов размер ущерба определяет подразделение дирекции инфраструктуры, на территории которого произошел страховой случай.
При причинении вреда имуществу третьих лиц, окружающей среде и/или жизни и здоровью физических лиц (кроме сотрудников ОАО "РЖД") размер ущерба определяет подразделение филиала, в ведении которого находятся вопросы, связанные с сохранностью вагонов/груза/окружающей среды, и ведение претензионной работы. В случае предъявления претензии к ОАО "РЖД" размер ущерба определяется в соответствии с суммой, указанной в претензии.
Информация о размере ущерба направляется ответственным работником подразделения в РЦКУ.
В случае, если размер ущерба по страховому случаю составляет сумму, превышающую размер франшизы, установленной договором страхования, то осуществляется подготовка пакета документов для передачи в страховые компании.
В случае, если размер ущерба по страховому случаю превышает 5 млн. руб., ответственный специалист РЦКУ дополнительно информирует о произошедшем событии Департамент корпоративных финансов.

VI. Подготовка пакета документов, подтверждающих размер ущерба

Подготовка документов осуществляется ответственным работником подразделения филиала, чье имущество повреждено.
При повреждении грузовых вагонов подготовка документов осуществляется подразделением дирекции инфраструктуры, на территории которого произошел страховой случай.
При причинении вреда имуществу третьих лиц, окружающей среде и/или жизни и здоровью физических лиц (кроме сотрудников ОАО "РЖД") подготовка документов осуществляется ответственным сотрудником подразделения, в ведении которого находятся вопросы, связанные с сохранностью вагонов/груза/окружающей среды, и ведение претензионной работы.
Ответственный работник подразделения филиала осуществляет детальную проверку подготовленного пакета документов и:
- в случае повреждения в рамках одного события имущества нескольких филиалов, а также приватного подвижного состава, перевозимого груза, причинения вреда окружающей среде, документы с приложением заявления на выплату страхового возмещения от каждого филиала направляются в РЦКУ для консолидации размера ущерба и дальнейшей передачи обобщенного заявления на выплату страхового возмещения в страховые компании;
- в случае повреждения в рамках одного события имущества одного филиала или подвижного состава других собственников, или перевозимого груза, или причинения вреда окружающей среде, ответственный специалист подразделения данного филиала самостоятельно готовит письменное заявление о страховой выплате и осуществляет передачу полного пакета документов в страховые компании.
В случае кражи, грабежа, разбоя, умышленного уничтожения или повреждения имущества, хулиганства, вандализма, терроризма и т.д. ответственный работник подразделения в обязательном порядке готовит и направляет заявление за подписью руководителя подразделения в правоохранительные органы для проведения расследования.

VII. Направление пакета документов и взаимодействие со страховыми компаниями

При заявлении убытков в страховые компании должны быть учтены расходы, понесенные всеми подразделениями, принимавшими участие в ликвидации последствий и восстановлении поврежденного имущества в результате страхового случая.
В случае повреждения в рамках одного события застрахованного имущества нескольких филиалов, РЦКУ совместно с подразделениями данных филиалов определяет общий размер ущерба по случаю, осуществляет подготовку и направление в адрес страховых компаний заявления на выплату страхового возмещения.
В случае повреждения в рамках одного события застрахованного имущества одного филиала, ответственный работник подразделения данного филиала самостоятельно готовит заявление на выплату страхового возмещения и осуществляет передачу всех документов в страховые компании. Копия данного заявления передается в РЦКУ.
Взаимодействие со страховыми компаниями осуществляет Заявитель.
В случае нарушения страховыми компаниями сроков, установленных договором страхования для принятия решения о выплате страхового возмещения, Заявитель информирует об этом орган управления своего филиала и Департамент корпоративных финансов, и предпринимает меры для скорейшего получения страхового возмещения.
В заявлении на выплату страхового возмещения указываются реквизиты Заявителя (в случае направления заявления на выплату страхового возмещения по поврежденному имуществу нескольких подразделений ОАО "РЖД" указываются реквизиты РЦКУ).
При получении от страховых компаний дополнительного запроса информации к представленному РЦКУ пакету документов, РЦКУ определяет подразделение филиала (по принадлежности), ответственное за подготовку документов. Ответ на дополнительный запрос направляется централизованно РЦКУ.

VIII. Распределение полученного страхового возмещения

При получении страхового возмещения в размере, отличном от заявленного убытка, Заявитель запрашивает в страховых компаниях детализацию затрат, не учтенных при расчете размера страхового возмещения, или отчет независимого эксперта, проводившего оценку.
На основании данной информации осуществляется распределение страхового возмещения между подразделениями филиалов, принимавшими участие в ликвидации последствий и восстановлении поврежденного имущества в результате страхового случая.
После поступления страхового возмещения на счет данная сумма включается Заявителем в плановую доходную часть платежного баланса ближайшего месяца.
В случае поступления суммы страхового возмещения на счет РЦКУ, Рабочая группа распределяет расходную часть, финансируемую за счет средств, поступивших от страховых компаний.
В случае поступления суммы страхового возмещения на счет подразделения филиала, ответственный работник данного подразделения согласовывает расходную часть с Рабочей группой и направляет данные в орган управления данного филиала.
Филиалы (органы управления) и РЦКУ (по своим подразделениям) направляют данные в Департамент корпоративных финансов для включения суммы страхового возмещения по соответствующим статьям платежного баланса филиалов.

IX. Зона ответственности, функционал ответственных работников

Работник подразделения филиала является ответственным за:
- полноту, целесообразность и своевременность включения объектов в реестр застрахованного имущества, подлежащего страхованию;
- определение наличия страховой защиты при наступлении страхового случая;
- информирование РЦКУ о случае, имеющем признаки страхового, если повреждено имущество нескольких филиалов, и страховые компании - в случае, если повреждено имущество одного филиала;
- своевременный расчет ущерба по страховому случаю и направление информации в РЦКУ;
- сбор пакета документов, проверку комплектности и качества пакета документов и передачу их в РЦКУ, если повреждено имущество нескольких филиалов, и в страховые компании, если повреждено имущество одного филиала;
- внесение сведений о страховом случае в Единую базу договоров - Учет страхования объектов (далее - ЕБД-страхование) в режиме реального времени, в случае если повреждено имущество одного филиала;
- обеспечение работы по взаимодействию со страховыми компаниями и с компаниями, осуществляющими независимую оценку размера ущерба, причиненного имуществу ОАО "РЖД".
Работник органа управления филиала является ответственным за:
- информирование подразделений о сроках формирования перечня объектов, подлежащих страхованию;
- соблюдение сроков урегулирования страховых случаев;
- своевременное представление данных для включения в платежный баланс.
Работник РЦКУ является ответственным за:
- информирование подразделений филиалов, расположенных в границах соответствующей железной дороги, о сроках формирования перечня объектов, подлежащих страхованию;
- обеспечение консолидированного учета затрат филиалов, чье имущество было повреждено в результате наступления страхового случая;
- информирование страховых компаний, консолидацию документов, подготовку заявления на выплату страхового возмещения в случае, если повреждено застрахованное имущество нескольких филиалов;
- обеспечение работы по взаимодействию со страховыми компаниями и с компаниями, осуществляющими независимую оценку размера ущерба, причиненного имуществу ОАО "РЖД";
- ведение учета страховых случаев и внесение сведений о случае в ЕБД-страхование в режиме реального времени в случае, если повреждено застрахованное имущество нескольких филиалов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке взаимодействия подразделений ОАО "РЖД"
при наступлении страховых случаев, предусмотренных
договором страхования гражданской ответственности

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют механизм взаимодействия ОАО "РЖД" со страховыми компаниями при наступлении страховых случаев, предусмотренных договором страхования гражданской ответственности владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчика (далее - договор страхования гражданской ответственности), а также порядок сбора информации, оформления необходимых документов, описывает взаимодействие подразделений аппарата управления, филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД".

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины, определения и сокращения.

Компания - ОАО "РЖД".

Страхователь - ОАО "РЖД" как владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчик, заключившие договор страхования.

Выгодоприобретатели - юридические и физические лица, которым может быть причинен вред при осуществлении Страхователем деятельности, указанной в договоре страхования, не являющиеся сторонами (страхователем и страховщиком) по договорам страхования, заключенным на основании настоящих Правил, в т.ч. пользователи инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Претензия - заявленное требование о возмещении убытков, возникших в результате наступления страховых случаев.

СП - структурное подразделение филиала ОАО "РЖД".

СПП - соответствующее структурное подразделение филиала ОАО "РЖД", осуществляющее претензионную работу.

НЮ - юридическая служба филиала ОАО "РЖД".

НФ - финансовая служба филиала ОАО "РЖД".

НБН - служба бухгалтерского и налогового учета филиала ОАО "РЖД".

СК - страховая компания, страховщик.

Уполномоченный сотрудник - сотрудник СПП, ответственный за подготовку документов по расследованию причин крушения поездов, аварии, особых случаев брака в работе, случаев брака в работе, а также несчастных случаев с людьми, не связанных с производством.

Ответственный сотрудник - сотрудник, назначенный руководителем СПП, НЮ, НФ ответственным за сбор и передачу документов в рамках договора страхования гражданской ответственности.

ППВ - Правила пользования вагонами.

1.3. В рамках договора страхования гражданской ответственности застрахован риск ответственности Компании по обязательствам, возникающим при причинении вреда жизни и (или) здоровью Выгодоприобретателей ("физический ущерб") за исключением физического ущерба, наносимого пассажирам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, причинении вреда имуществу Выгодоприобретателей ("имущественный ущерб") за исключением утраты, недостачи или повреждения груза, грузобагажа, багажа по любым причинам при осуществлении перевозочного процесса, а также при причинении вреда окружающей среде.

1.4. При наступлении страховых случаев, перечисленных в п.1.3 настоящих Методических рекомендаций, Компания имеет право предъявить требования к СК по возмещению ущерба, нанесенного Выгодоприобретателям. Для реализации этого права структурные подразделения Компании формируют и направляют в СК документы, процедура оформления и комплектации которых определена в настоящих Методических рекомендациях.

1.5. Руководитель каждого конкретного подразделения, указанного в настоящих Методических рекомендациях, несет ответственность за своевременность и полноту предоставляемых документов в СК, а также за четкое взаимодействие с другими подразделениями Компании.

- при обращении пострадавшего лица (Выгодоприобретателя) с Претензией;

- при возникновении случаев, предусмотренных Инструкцией о порядке служебного расследования и учета на железнодорожном транспорте несчастных случаев с людьми, не связанных с производством, утвержденной МПС России от 08.08.94 N ЦУО-286, а также в случаях нарушения безопасности движения, предусмотренных в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.5. При возникновении случаев нарушения безопасности движения, в поездной и маневровой работе, а также несчастных случаев с людьми, не связанных с производством, Уполномоченный сотрудник с момента получения информации о таких случаях информирует НФ о факте наступления каждого такого случая в течение 72 часов.

3. Взаимодействие подразделений Компании при
получении Претензии от Выгодоприобретателя

3.1. Выгодоприобретатель имеет право обратиться с Претензией в Компанию с целью получения возмещения убытков, полученных в результате перевозочного процесса (претензия составляется в произвольной форме).

3.2. Претензия может быть направлена в СПП почтой либо передана официальным представителем Выгодоприобретателя. Все поступающие Претензии регистрируются в специально выделенном для этого журнале регистрации претензий.

3.3. После получения Претензии ответственный сотрудник СПП фиксирует в журнале регистрации претензий дату и время получения и информирует Выгодоприобретателя о необходимости обращения в СК за возмещением, а также передает Уведомление по форме приложения 3 к настоящим Методическим рекомендациям вместе со списком необходимых к предоставлению документов в СК по форме приложения 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

3.4. Ответственный сотрудник СПП направляет уведомление Выгодоприобретателю либо его представителю почтой (заказным письмом). В случае передачи уведомления представителю Выгодоприобретателя обязательно ставится отметка о получении уведомления.

3.5. Уполномоченный сотрудник предоставляет НФ акты служебного расследования нарушений безопасности движения установленной формы не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента его подписания всеми причастными лицами.

3.6. В случае если происшествие имеет признаки страхового случая, ответственный сотрудник НФ в течение трех рабочих дней с момента получения от Уполномоченного сотрудника заверенной копии акта служебного расследования, предусмотренного Инструкциями о порядке служебного расследования, направляет в СК Заявление по форме приложения 5 к настоящим Методическим рекомендациям с приложением копий заверенных актов.

3.8. СК на основании полученных от НФ актов и документов, предоставленных Выгодоприобретателем, в течение 3 (трех) рабочих дней принимает решение по страховому возмещению.

В случае положительного решения составляет страховой акт и в течение 3 (трех) рабочих дней с момента составления акта производит выплату Выгодоприобретателю.

В случае отказа в выплате страхового возмещения СК обязана известить об этом НФ, НЮ и Выгодоприобретателя в письменной форме с обоснованием причин отказа в течение трех рабочих дней с момента получения СК необходимых документов.

3.9. В случае возникновения у Выгодоприобретателя разногласий относительно решения СК урегулирование происходит путем переговоров, а при недостижении согласия - в судебном порядке. Переговоры с Выгодоприобретателем проводят сотрудники НЮ совместно с СК.

3.10. При обращении Выгодоприобретателя в суд решение вопросов и представление интересов Компании в суде, а также взаимодействие с Выгодоприобретателем осуществляет НЮ совместно с СК в установленном законодательством Российской Федерации порядке и на основании внутренних регламентов Компании.

3.11. В случае возмещения Компанией расходов Выгодоприобретателю на основании решения суда НФ информирует и передает все необходимые документы в НБН, а также направляет документы, подтверждающие возмещение расходов, в СК.

3.12. По окончании судебного разбирательства НЮ предоставляет в НФ информацию о его результатах.

4. Взаимодействие подразделений Компании при
наступлении несчастных случаев с людьми,
не связанных с производством

4.1. При возникновении случаев, предусмотренных Инструкцией о порядке служебного расследования и учета на железнодорожном транспорте несчастных случаев с людьми, не связанных с производством, утвержденной МПС России от 08.08.94 N ЦУО-286, СПП - структурным подразделением филиала ОАО "РЖД", осуществляющим претензионную работу, является отделение железной дороги - филиала ОАО "РЖД".

4.2. При возникновении несчастных случаев с людьми, не связанных с производством, уполномоченный сотрудник СП информирует СПП о факте наступления каждого такого случая в течение 24 часов.

4.4. Ответственный сотрудник СПП предоставляет в НФ акт служебного расследования по форме ХУ-10 не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента его подписания всеми причастными лицами.

5. Взаимодействие подразделений Компании по
возмещению ущерба, причиненного вагонам и
контейнерам

5.1. В случае повреждения или утраты вагонов/контейнеров

5.1.1. Вагоны/контейнеры, подлежащие списанию с инвентаря из-за повреждения, до степени отцепочного, деповского, капитального ремонта, а также вагоны, не возвращенные собственнику в течение шести месяцев по другим причинам, считаются утерянными.

5.1.2. За утерянный вагон/контейнер железная дорога - филиал ОАО "РЖД", эксплуатирующая данный вагон/контейнер, обязана возместить собственнику стоимость вагона/контейнера в соответствии с условиями ППВ. По договоренности заинтересованных сторон возмещение утерянного вагона/контейнера может быть произведено в натуральном эквиваленте.

5.1.3. При наступлении страхового случая с участием иностранной компании в качестве третьей стороны Компания имеет право без согласия СК возместить ущерб, причиненный третьей стороне, при этом сохраняя за собой право получить возмещение по данному страховому случаю от СК.

5.1.4. В случае возмещения утерянных вагонов/контейнеров иностранных компаний денежными средствами подразделение, отвечающее за расчеты с компаниями за утрату и повреждение вагонов/контейнеров, формирует пакет документов, подтверждающих факт и размер оплаты, и передает их в НФ и НБН.

5.1.5. Полученный комплект документов НФ вместе с заявлением о получении возмещения, составленным по форме приложения 4 к настоящим Методическим рекомендациям, направляет в СК для получения возмещения.

5.1.6. В случае возмещения утерянных вагонов/контейнеров их натуральным эквивалентом подразделение, отвечающее за передачу вагонов, формирует и передает в НФ документы, подтверждающие передачу вагона. В натуральном виде расчеты производятся исключительно с иностранными компаниями.

5.1.7. Полученные документы НФ передает в СК. Расчет убытков, необходимых к возмещению СК, производится в соответствии с положениями договора страхования гражданской ответственности владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчика от 16.10.2006 N 01/06-19.1 им/1119.

5.2. В случае частичного повреждения вагона, в том числе его внутреннего оборудования и инвентаря

5.2.1. После выставления Претензии в адрес Компании ответственный сотрудник СПП, отвечающий за подтверждение расчета убытков, формирует пакет документов, предоставленных собственником вагона, и передает данные документы в НФ.

5.2.2. Полученный комплект документов НФ вместе с заявлением о получении возмещения, составленным по форме приложения 4 к настоящим Методическим рекомендациям, направляет в СК. На основании полученных документов СК в течение трех рабочих дней принимает решение по страховому возмещению.

5.2.3. В случае принятия положительного решения СК составляет страховой акт и в течение трех рабочих дней с момента составления акта производит выплату Выгодоприобретателю.

5.2.4. В случае отказа в выплате страхового возмещения СК обязана известить об этом НФ, НЮ и Выгодоприобретателя в письменной форме с обоснованием причин отказа в течение трех рабочих дней с момента получения СК необходимых документов.

5.2.5. После получения отказа НЮ проверяет его обоснованность и направляет свое заключение в НФ.

5.2.6. НЮ принимает решение о необходимости передачи документов в суд для дальнейшего решения вопросов по урегулированию убытков и отвечает за процедуру дальнейшего судебного разбирательства.

5.2.7. Возмещение расходов за утрату и повреждение вагонов и контейнеров, принадлежащих российским компаниям, производится через процедуру оформления Претензии.

5.2.8. В случае повреждения подвижного состава иностранных компаний выплаты по возмещению убытков производятся непосредственно самой Компанией, не дожидаясь решения СК. В этом случае НФ передает в НБН все необходимые документы, подтверждающие размер и необходимость выплаты.

Сведения о застрахованных лицах: какие данные и когда придется подавать в ФСС в 2022 году

С января 2021 года во всех без исключения регионах начал действовать новый порядок выплаты пособий. ФСС выплачивает пособия по болезни (кроме первых трех дней) и по беременности и родам напрямую работникам, минуя работодателя. Страхователь должен собирать данные о сотрудниках и направлять в фонд. Сейчас действует временный порядок подачи сведений, а с 2022 года вступит в силу постоянный. Мы разобрались, какую информацию следует предоставить в ФСС, и в какой момент это нужно сделать.

Какие сведения работодатель будет передавать в ФСС

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

Сведения можно условно разделить на две категории: информация для заполнения больничного листа и анкетные данные сотрудников.

Данные для заполнения листка нетрудоспособности

Речь идет об информации, необходимой для заполнения полей больничного листа.

Начиная с января 2022 года передавать сведения для формирования ЭЛН нужно будет по правилам, которые утверждены постановлением правительства РФ от 23.11.21 № 2010. В числе прочего, следует указать: страховой стаж; сумму выплат, облагаемых взносами на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; районный коэффициент (при наличии) и др.

Срок передачи сведений для формирования ЭЛН — не позднее трех рабочих дней с даты поступления информации о закрытом бюллетене (ч. 8 ст. 13 Закона № 255-ФЗ; здесь и далее приводятся ссылки на редакцию закона, которая вступит в силу с 2022 года).

Анкетные данные работников

Сотрудники обязаны сообщать работодателю указанные сведения:

Полученные от работника анкетные сведения нужно передать в ФСС не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (ч. 15 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Это относится и к первичному сбору данных и к последующим изменениям.

Когда провести первичный сбор анкетных данных и передать их в ФСС

Все зависит от того, в каком году человек устроился на работу. Рассмотрим два варианта.

Первый вариант: сотрудник принят на работу в 2021 году или позднее

Аналогичные нормы установлены для тех, кто устроился на работу в 2021 году. Единственная разница — на подачу данных в фонд работодателю отведено пять рабочих дней (п. 2 и 3 Положения, утв. постановлением правительства РФ от 30.12.20 № 2375; далее — Положение № 2375).

Второй вариант: сотрудник принят на работу до 2021 года

В 2020 году и ранее у страхователей не было обязанности направлять в ФСС анкетные данные о работниках, а у сотрудников — сообщать подобные сведения в отдел кадров или бухгалтерию. Поэтому в момент трудоустройства первичный сбор информации (в целях передачи в фонд) не проводился.

В последнее время чиновники из ФСС дают неофициальные комментарии, в которых настаивают на следующем: страхователь должны провести первичный сбор сведений обо всех застрахованных лицах до конца 2021 года. Тогда фонд сможет заполнить свою базу данных и подготовиться к повсеместному переходу на электронные бюллетени.

Однако это не более чем рекомендации. В законодательстве не установлены конкретные сроки для передачи анкетных сведений в ФСС (кроме момента трудоустройства). На наш взгляд, информацию на давно работающих сотрудников допустимо предоставить при наступлении страхового случая: болезни или декретного отпуска. А пока бюллетень не понадобился, данные можно не направлять.

Нужно ли информировать ФСС о том, что работник уволился? Многие специалисты, включая чиновников фонда, дают положительный ответ. Тем не менее, Закон № 255-ФЗ не содержит такого требования. Мы полагаем, что расторжение трудового договора — не повод для подачи сведений в ФСС.

В какой форме подавать сведения в ФСС

В 2021 году действует правило: если среднесписочная численность физлиц, получивших выплаты в предшествующем расчетном периоде, превысила 25 человек, сведения в ФСС направляются в электронном виде. Если среднесписочная численность составила 25 человек и менее — можно сдать на бумаге или в электронном виде (п. 4 и 5 положения № 2375).

Из этой формулировки можно сделать вывод, что работодатель вправе сам выбрать способ подачи данных. ФСС пока не давал разъяснений на этот счет. Возможно, в Закон № 255-ФЗ внесут поправки, и работодателей с большой численностью персонала обяжут обмениваться данными с фондом в электронном виде.

За что ФСС сможет наказать страхователей

Размеры санкций за нарушения, допущенные при передаче в ФСС сведений, необходимых для выплаты декретных и пособий по болезни, приведены в статье 15.2 Закона № 255-ФЗ (см. таблицу). Эти штрафы будут применяться с 2022 года.

Штрафы за нарушения при подаче в ФСС сведений для выплаты пособий

Нарушение

Сумма штрафа

200 руб. за каждый несданный документ

Передача недостоверных сведений и документов (либо их сокрытие), повлекшее излишнюю выплату пособия

20% излишне понесенных фондом расходов, (максимум 5 000 руб., минимум 1 000 руб.)

Нарушение срока подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия

Читайте также: