Сообщение о картине водоем борисова мусатова

Обновлено: 05.07.2024

Картина стала не просто портретом двух любимых женщин живописца, в ней также нашло своё отражение особое видение художника. Внимание зрителя сразу же привлекает зеркальная гладь водоёма, в которой отражаются ветви деревьев и голубые небеса. Другого пейзажа на картине нет. Сам пруд имеет идеальную овальную форму.

На переднем плане вполоборота к зрителю стоит сестра художника. Её глаза прикрыты, рыжие волосы распущены, на плечах видна розовая накидка. Справа от неё на траве в длинном голубом платье задумчиво сидит жена, а тогда ещё невеста живописца.

Вариант 2 - Подробно

18 предложений/ 220 слов

На полотне изображены две девушки, пришедшие на берег небольшого пруда. Одна из них, стоящая в розовой накидке по центру, — сестра художника Елена Борисова-Мусатова. А вторая, сидящая на траве в голубом платье, — возлюбленная живописца Елена Александрова, только что согласившаяся стать его женой.

Картина была написана в поместье князей Прозоровских-Голицыных Зубриловке. Но несмотря на наличие реальных декораций и прототипов, это произведение всё не стало только лишь портретом двух любимых женщин художника. Прежде всего в данной работе отразилось особое внутреннее видение Борисова-Мусатова.

Заметить это можно по тому, как необычно художник изобразил водоём и окружающий девушек пейзаж. Очертания пруда настолько ровны, что он имеет форму идеального овала. Такое вряд ли возможно в реальной жизни. Поверхность воды также кажется слишком гладкой, похожей на зеркало. И в этом зеркале отражается спокойная умиротворённая природа: зелёные деревья и голубое небо с белыми облаками.

Лица девушек кажутся мечтательными и одухотворёнными. Зрителю никогда не догадаться, о чём же думают героини Борисова-Мусатова. Не постичь ему до конца и истинный замысел художника. Впрочем, это и ни к чему. Неизменным остаётся лишь ощущение волшебства, которым проникнута данная картина, а также те трогательные трепетные чувства, которые пробуждает она в душе зрителя.

Borisov-Musatov-Viktor-vodoem

Творчество Виктора Борисова-Мусатова стоит особняком среди работ других художников конца 19 — начала 20 столетия за счет попытки создания какого-то очень личного, интимного мира на своих картинах. Его произведения не описывают эпоху — они рассказывают о жизни художника, порой полностью игнорируя бытие и исторические элементы, они полны меланхолии и тоски об ушедшем.

Борисов-Мусатов - Водоём - Третьяковская галерея.jpg

Виктор Борисов-Мусатов - Водоём - Третьяковская галерея, Москва

"Водоём" - картина русского художника Виктора Борисова-Мусатова в собрании Третьяковской галереи. В Русском музее находится её версия под названием "У водоёма".

Виктор Борисов-Мусатов - Автопортрет - (1904-1905).jpg

Картина "Водоём" была написана летом 1902 года в Зубриловке - в самый счастливый период в жизни художника: критики отметили художника, его картины пользовались успехом, и девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж. Именно свою невесту Елену Владимировну Александрову (девушка, сидящая на берегу в синем платье), а также сестру Елену Борисову-Мусатову (стоящая девушка в розовом платье) художник изобразил на картине. Борисов-Мусатов не старался написать их портреты - он лишь передал образы двух молодых девушек.


Виктор Борисов-Мусатов - Автопортрет - (1904-1905)

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870, Саратов - 1905, Таруса, Калужская губерния) - русский художник, живописец, мастер символических изображений "дворянских гнёзд".

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов - его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия - Борисов-Мусатов.

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб. Проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.

В 1890-х годах учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств.

Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам "Мира искусства". В 1895 году путешествовал по Крыму и Кавказу. Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников.

С 1898 год жил в основном в Саратове. С 1901 года - в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году было написано, пожалуй, главное произведение - полотно "Водоём". Этот год был счастливым для художника. В том же 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой - будущей женой.

С 1903 года он жил в Подольске, а с 1905 года в Тарусе. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.

Виктор Борисов-Мусатов. Водоём / История одного шедевра

В этом выпуске "Истории одного шедевра" речь идёт о картине Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905) "Водоем" (1902), созданной в период расцвета мастерства художника, являющемся центральным произведением русского живописного символизма.
Творчество Борисова-Мусатова обращено к интуиции человека. Это мир прекрасных сновидений, полупрозрачным покровом застилающий мир реальный. Полотно трудно отнести к какому-либо конкретному жанру - это и не портрет, и не пейзаж, и не бытовой жанр, скорее, новая форма синтетической картины.

Борисов-Мусатов - Водоём - Русский музей.jpg

Виктор Борисов-Мусатов - "У водоём" - "Русский музей", Санкт-Петербург

Сестра Борисова-Мусатова Елена вспоминала:

"Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы. Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью".

Виктору Борисову-Мусатову была свойственна лёгкость кисти, воздушность образов. Казалось, что он не писал, а ткал кружево.

Сюжет

Полотно было написано в 1902 году. Художнику позировали его сестра Елена (девушка, стоящая у кромки воды) и невеста Елена Владимировна Александрова. Они, воплощающие Вечную женственность, ведут безмолвный диалог, общаясь скорее духовно, нежели вербально. Кажется, что время не просто остановилось, но и вовсе отсутствует.

1.jpg

Для Борисова-Мусатова было характерно смешение деталей из разных эпох. Таким образом он вырывал героев из привычного, реального контекста, погружая их в мир грёз.

Кружево деревьев переплетается с кружевом одежд. Совершенно декоративное по своей стилистике, полотно при этом поражает своей глубиной. Художник достигает этого за счёт изображения неба на глади пруда. И хотя мы понимаем, что видим лишь край берега и отражение на поверхности воды, нас переполняет чувство свободы, воздушности, кажется, что на картине много неба, света.

Контекст

Картина писалась с натуры в парке имения княгини Прозоровой-Голицыной Зубриловка. Художник переживал один из самых счастливых периодов: Елена Александрова после семи лет раздумий согласилась стать его женой.

к1.jpg

В 1905 году имение в Зубриловке было разорено и уже не восстанавливалось. Более сотни картин, книги, документы погибли в огне. Василий Верещагин вспоминал: «Погром усадьбы был назначен на 19 октября 1905 года. Во главе толпы шёл крестьянин соседнего села Изнаира, белый как лунь старик с четырьмя сыновьями, владевший 100 десятинами земли. За ним следовали 12 телег для нагрузки ограбленного добра. Старик шёл уверенной поступью, держа икону в руках, в твёрдом убеждении, что исполняет волю царя, повелевшего в три дня уничтожить и ограбить все соседние поместья.

к2.jpg

к3.jpg

Судьба художника

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в мещанской семье. В три года он неудачно упал со скамьи и ударился спиной, из-за полученной травмы у него начал развиваться горб, с которым художник и прожил свои 35 лет. Его главной моделью была сестра Елена. Не потому, что нищета не позволяла платить натурщикам, а из-за духовного родства.

к4.jpg

После обучения в студии Саратовского общества изящных искусств Борисов-Мусатов отправился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в петербургскую Академию художеств. Позднее ему удалось побывать в Париже и совершить несколько путешествий. Однако проблемы со здоровьем и стеснённые средства заставили его вернуться в Саратов. После смерти отца в 1900 году семья оказалась на грани нищеты.

к5.jpg

Читайте также: