И с тургенев бурмистр сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Микропересказ : Селом одного помещика управлял бурмистр. Перед помещиком он заискивал, и тот ему полностью доверял. На самом деле бурмистр был мстительным и хитрым, фактически владел селом и брал мужиков в кабалу.

Недалеко от моего имения живёт молодой помещик, офицер в отставке, Аркадий Павлович Пеночкин. Человек он рассуди­тельный и воспитанный, о подданных своих печётся и наказывает их для их же блага. Роста он небольшого и собой недурён. От его светло-карих глаз и румяных щёк так и пышет здоровьем и доброже­ла­тельством. Аркадий Павлович считается одним из самых образованных дворян и завидных женихов нашей губернии. Он осторожен, и ни в одну историю замешан не был. Его дом в Петербурге содержится в завидном порядке. Говорит Аркадий Павлович мягким и приятным голосом, обильно пересыпая речь фразами по-французски. Несмотря на все эти достоинства, я посещаю его неохотно. В его доме мною овладевает странное беспокойство.

С собой Аркадий Павлович захватил бездну вещей и повара. Ехали мы долго, и приехали прямо в Шипиловку. В тот день мне пришлось забыть про охоту и покориться своей участи. У околицы нас встречал староста, сын бурмистра, огромный рыжий мужик. Самого Софрона дома не оказалось. Мы поехали по деревне. При виде нашей коляски люди замолкали и разбегались. По селу распространялось тревожное волнение. Жена бурмистра встретила нас у крыльца и долго целовала ручку Аркадия Павловича.

Мы уже успели расположиться в холодной избе, когда приехал бурмистр. Он был небольшого роста, плотен, плечист и сед, с красным носом, маленькими голубыми глазками и бородой в виде веера. Войдя в избу, он заговорил нараспев и со слезами умиления приложился к ручке барина. Нам подали ужин, а бурмистр всё докладывал о делах и жаловался, что мало земли. Он рассказал, как на земле Пеночкина нашли мёртвое тело, а он велел стащить его на землю соседей и задобрил станового. Пеночкина позабавила эта уловка. Засыпая, Пеночкин заметил мне, что со времени управления Софрона за крестьянами не водится недоимок.

На другой день Аркадий Павлович уговорил меня остаться, чтобы показать мне своё имение. Нас сопровождал Софрон. Во время осмотра он всё напирал на то, что мало земли, и Пеночкин разрешил прикупить её от своего имени. Выходя из сарая после осмотра веялки, мы увидели двух мужиков в заплатанных рубахах. Старшего звали Антип. Они пришли жаловаться на бурмистра. Оказалось, что Софрон выплатил за них недоимку и взял в кабалу, да и не их одних. Всех взрослых сыновей Антипа Софрон отдал в солдаты и последнего хотел отдать. Аркадий Павлович не захотел выслушать их до конца. До самого моего отъезда он дулся на Софрона.

Через час я уже был в Рябове и вместе со знакомым мужиком Анпадистом собирался на охоту. Я заговорил с Анпадистом о Софроне. Он рассказал, что Шипиловка только числится за Пеночкиным, а владеет ею бурмистр. Земли у него гораздо больше, чем думает Пеночкин, кроме того бурмистр ещё и торговлей занимается. Антип как-то поспорил с бурмистром, и теперь Софрон мстит ему.

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание рассказа из собрания сочинений Тургенева в 30 томах (М.: Наука, 1979). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

В рассказе показано тяжёлое положение крестьян во время крепостного права. Показаны два совершенно разных персонажа – бурмистр и помещик, которых объединяет жестокость и бессердечие по отношению к крестьянам. Особое внимание уделено образу помещика, внешне культурного и интеллигентного.


Место и время действия

События рассказа происходят в середине XIX века в Российской империи: в деревне Шипиловка, в поместье, принадлежавшем Пеночкину.

Главные герои

Краткое содержание

Несмотря на все достоинства Пеночкина, рассказчик ездил к нему неохотно. Как-то рассказчику пришлось провести у Аркадия Павлыча ночь. За завтраком Пеночкин, обнаружив, что вино не нагрето, любезно сказал камердинеру идти, но тут же распорядился наказать слугу за эту оплошность.

Заключение

Тургенев Иван Сергеевич

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Крепостное право в России.

Проблема: Жестокость дворян и их управляющих по отношению к крепостным.

Крепостное право – государственная норма, превращающая людей в собственность господ, позор, унижение России, несовместимое с понятием человеческого достоинства.

Тургенев живет в то время, когда крепостное право еще не отменено. Не каждый дворянин удержится от жестокого отношения, когда его действия защищены законом, а вседозволенность развращает. Всегда есть люди, которые не будут злоупотреблять своими полномочиями, но для этого нужно стать человеком, вырастить себя.

2. Тема: Жизнь крепостных.

Проблема: Тяжелейшая жизнь крепостных крестьян.

Тяжесть жизни крепостных просто не укладывается в голове. Если старик-крестьянин позволил себе вступить в спор с бурмистром, то будет жестоко наказан. Да так, как только можно наказать человека. Бурмистр забирает скот, избивает жену, отправляет в рекруты его сыновей. Спор с бурмистром может закончиться для Антипа гибелью собственных детей. И это крепостной крестьянин терпит даже не от помещика, а от бурмистра, назначенного им.

3. Тема: Различные стороны одного и того же человека.

Проблема: Внутренний конфликт человека. За внешним лоском и радушием может скрываться жестокая и трусливая душа.

По описанию Аркадия Павловича видно, что он – несчастный человек, выдающий себя не за того, кем является. Он хочет быть добрым и хорошим, не повышает голос, но внутренне этот человек невежественен и жесток. Он сам не понимает этого, живет под чужой личиной. Пеночкин отрицает философию, поскольку у него она своя, та, которая выгодна ему самому. Он стремится только к одному - не увидеть своей жестокой сути. Барин, например, считает, что строг, но справедлив, что с крепостными нужно обращаться, как с малыми детьми, наказывать их, воспитывать. Так он оправдывает свою жестокость.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Но не все люди остаются в этом состоянии. Несмотря на существующую норму, находится человек, осмелившийся спорить с бурмистром и просить защиты у помещика. Старик Антип жестоко поплатился за слово, сказанное поперек Софрону, и еще сильнее поплатится за жалобу на него, но он восстает против своего бесправия, раболепия, безысходности в жизни крепостного. Думаю, что в этом протесте также выражен пафос произведения.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образы главных героев контрастируют друг с другом. Здесь показан именно социальный аспект этого противоборства. Образы Пеночкина и бурмистра Софрона конфликтуют с образами крепостных, как в имении Аркадия Павловича, так и в деревне. Образы старика Антипа и его сына – отражение скрытого недовольства, отчаяния, униженности, характерных в период крепостного права. Они конфликтуют с Пеночкиным и бурмистром.

п.4. Литературные приёмы

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – противоборство двух систем: дворянства, управляющих, наделенных властью и крепостных крестьян. В Пеночкине проявлена духовная деградация класса дворян, их общественная бесполезность. Он даже не понимает, что относится к крепостным крайне жестоко. Павлыч, говоря собственными его словами, строг, но справедлив, о благе подданных своих печется.

В образе Софрона показано зарождение сельской буржуазии.

Старик Антип проявляет в своем поведении крайнюю степень недовольства. Он терпит большую нужду и угнетен отношением бурмистра, которому нельзя сказать поперек даже слова. Антип не бессловесный – он протестует, но пока существует крепостное право, этот конфликт невозможно решить. Конфликт уйдет, когда отменят эту чудовищную государственную норму. К сожалению, генетически наш народ до сих пор ощущает последствия этого тяжелого давнего периода жизни.

Краткое содержание

Автор раскрывает особенности характера главного героя, Аркадия Павлыча Пеночкина, который показан как молодой помещик и бывший гвардейский офицер. Образ Пеночкина представлен сразу в двух плоскостях:

хорошие взаимоотношения с близкими людьми;

истинное обличье Аркадия, который на самом деле обладает очень жестким и опасным характером.

общество уверено в том, что Аркадий Павлыч обладает строгим характером, но при этом он стремится к справедливому и прогрессивному управлению поместьем.


Пеночкин старается соответствовать определенному классу, поэтому он стремится к следующим проявлениям своего характера:

высокий уровень культуры;

идеальное образование;

безупречное воспитание.

Бурмистр

Несмотря на внешнюю скромность и хорошие манеры, в характере все-таки можно проследить жестокость, бессердечность. Крестьяне знают, что с помещиком можно поговорить спокойно, но при этом малейшая провинность приведет к жестокому наказанию.

Пеночкин сделал зависимыми крестьян от злого и жестокого бурмистра Софрона. Несмотря на это, Аркадий даже не старается понять особенности бедственного положения главного героя. Пеночкин отмечает, что его не волнует даже судьба семьи пожилого мужчины Антипа. Самой основной задачей остается исправное внесение оплаты и отсутствие жалоб.

Крепостные боятся репрессий Пеночкина. Это и становится основой всего сюжета рассказа. Самой показательной является сцена встречи с камердинером Федором и приезд барина в Шипиловку.

Рассказ, как уже можно догадаться, прежде всего, посвящен Аркадию Павловичу Пеночкину. Этот помещик является главным героем и центром развивающихся событий. Аркадий получил достойное воспитание и вошел в высшее общество. Несмотря на благовоспитанность и скромность, Аркадий обладает жестокостью, которая интересным образом сочетается с рассудительностью. Суровое общение с крепостными приводят к различным ситуациям, которые детально описываются в рассказе. Весь сюжет строится на том, что Пеночкин является владельцем всей деревни Шипиловка, крепостные жители которой должны были регулярно платить оброк. Ситуация обостряется из-за того, что право распоряжения деревней получил бурмистр Софрон Яковлевич. Пеночкин ладил с бурмистром, так как именно благодаря последнему все крестьяне жили в страхе и вовремя платили оброк, несмотря ни на что. На самом деле местные жители разорялись и могли даже попасть в рекруты, если отношения с чиновниками ухудшались. Пеночкин не расследовал жалобы жителей, считая их недостойными своего внимания.

Особенным звеном истории становится судьба пожилого мужчины Антипа, который обратился к Пеночкину для того, чтобы пожаловаться на бурмистра Софрона. Как оказалось, двое сыновей Антипа оказались в рекрутах. Более того, Софрон отнимал третьего, последнего, сына, свел со двора всех коровушек и жестоко избил супругу Антипа. Несмотря на это, Пеночкин не помогает пожилому мужчине и упрекает его в том, что он все-таки решился на жалобу. Вскоре удалось выяснить, что бурмистр однажды внес за Антипа недоимку, и это стало причиной упреков в лености пожилого мужчины.

Бурмистр

Через время сын Антипа заметил, что бурмистр Софрон притесняет многих жителей села. Именно в этом Пеночкин заметил подстрекательство к бунту. Присутствие постороннего человека, перед которым Пеночкин стремился к интеллигентности, стало причиной для того, чтобы удержаться от кулачной расправы с сыном Антипа. Эта ситуация стала одной из самых ярких в сюжете рассказа.

Главные герои рассказа – помещик Пеночкин, бурмистр Софрон. Эти персонажи обладают абсолютно разными характерами. Несмотря на разницу в воспитании, утончённый Пеночкин и грубый Софрон относятся к крепостным крестьянам с одинаковой жестокостью, подкреплённой цинизмом и эгоизмом.

Образ Софрона составляется на основе мнений трех персонажей:

Читайте также: