Натуралистически бытовые декорации сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Работа театрального художника отличается от работы живописца или графика. В отличие от них он имеет дело не с плоскостью холста или бумаги, а с пространством сцены, в котором создаёт мир спектакля. Это особый вид художественного творчества — ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО, или СЦЕНОГРАФИЯ, а сам театральный художник — сценограф. Творчество сценографа многогранно, оно требует знания дизайна, архитектуры, живописи, технологии, а главное — композиции. Театральный художник должен решить множество творческих и профессиональных задач: создать костюмы и грим, определить, где и какой будет свет. Но самая главная его задача — воплотить на сцене место действия спектакля.

Размещая на сцене вещи и декорации, он создаёт пространство и среду, в которой будут жить герои пьесы. Например, в пьесе местом действия указан лес. Это не значит, что художник должен насыпать на сцену земли и посадить настоящие деревья. Его задача в другом: создать сценический образ. Этот образ может рождаться благодаря живописным росписям, реальным вещам или по-театральному — условным конструкциям, вертикалям, кубам. И всё это будет не менее убедительно для зрителя благодаря его воображению, чем реальность.

Отличие работы сценографа от работы живописца также в том, что если картина ценна и живёт сама по себе, то сценография имеет смысл, только когда существует в спектакле. Тогда декорации обретают жизнь и становятся игровой средой, а актёры делают своим партнёром любую вещь на сцене. Декорации перестают быть фоном и тоже становятся действующим лицом спектакля.

В отличие от художника-живописца, который сам диктует законы, по которым создаёт своё произведение, сценограф должен играть по правилам, предлагаемым театром, прежде всего режиссёром.


Это не значит, что сценограф менее свободен в своём творчестве, нежели живописец. Просто каждое искусство имеет свои творческие рамки!

Художнику, до того как воплотить на сцене то или иное место (лес, завод или комнату), важно определить, что происходит, что делают актёры.

Это становится ясным после прочтения пьесы и анализа замысла режиссёра. В зависимости от этого художник понимает, как, в какой форме и какими средствами создавать сценический образ. Причём создавать так, чтобы он был не просто иллюстрацией, обозначением места, а игровой средой, образно выражающей смысл спектакля. В этом случае декорация дома или леса становится активной участницей действия, частью актёрской игры, превращается в партнёра актёра.


Способ изображения места действия на сцене менялся вместе с изменением театральных идей, сценической техники и пониманием условности. В современном театре по характеру и способу оформления сцены можно выделить следующие виды декораций.

В живописной декорации основным элементом является рисованное изображение. Чаще всего оно располагается позади играющих актёров и называется задником. Даже объёмные объекты здесь чаще всего плоскостные и рисованные.

Сегодня проекционная сценография обрела второе дыхание благодаря компьютерным технологиям. Целые проекционные стены, динамический свет и лазеры создают множество интересных эффектов, усиливающих впечатление от происходящего, на сценах концертных залов и на стадионах.

Натуралистически-бытовые декорации появились гораздо раньше — в конце XIX — начале XX в. Они возникли как противопоставление и отрицание бутафорски-фальшивого изображения мира на сцене, как следствие развития идей театрального реализма. На подмостках появились самые натуральные вещи — стулья, комоды, швейные машинки, взятые прямо из жизни. Они своей безусловностью подчёркивали правду происходящего на сцене.

В России этот тип сценографии обрёл свою вершину на сцене общедоступного Московского Художественного театра (МХТ) благодаря драматургии А. П. Чехова, заложившего основу современного театра.

Противоположностью натуралистической сценографии стало создание зрительного образа спектакля благодаря игровой условности существования предмета на сцене. Любая вещь на сцене или её деталь приобретает тот смысл, который ей придаёт актер. Например, один и тот же кубик может благодаря отношению к нему актёра восприниматься зрителем то как стол, то как трон или пень. Такие декорации можно назвать игровыми, или условными (метафорическими).


В 20-е гг. XX в. появились архитектурно-конструктивные декорации, в которых зрительный образ рождался благодаря созданию и расположению на сцене различных конструкций: от простейших кубов, станков и лестниц до сложных архитектурных построений (чуть ли не зданий).


Такая сценография лаконична, пластически выразительна и поэтому часто встречается на современной сцене. Она как бы лишена быта и отделена от его вещизма. Спектакли в. э. Мейерхольда и А. я. Таирова — классика сценографии этого типа.

Деление декораций на упомянутые виды достаточно условно. В чистом виде в современных спектаклях они встречаются редко. Чаще всего мы видим их смешение, когда они дополняют друг друга, обогащая язык сценографического искусства.


Среда, в которой действуют на сцене актёры, подобна громадной инсталляции или коллажу. Она может включать в себя настоящие вещи и бутафорию, живописные и графические росписи, фотографии и экранно-электронные проекции. Но выразительность оформления спектакля может быть достигнута даже без такого многообразия средств, а лишь при помощи самых простых мягких или жёстких декораций.


Декорационные элементы, которые могут использоваться в школьном спектакле: станки, ставки, ширмы, лестницы и т. д.

Мир, созданный художником на сцене, должен меняться прежде всего в связи с сюжетом спектакля, в котором действие может происходить в разных местах и в разные времена. Поэтому ещё в первых эскизах и в макете сценограф планирует способы изменения и трансформации декораций и света.


В старину изменения сценического оформления происходили благодаря перестановке декораций рабочими-монтировщиками, для чего специально закрывали занавес. Но это прерывало и тормозило самое главное — действие спектакля. Поэтому в современном театре изменения в сценографии происходят прямо на глазах зрителя или в темноте при помощи движения круга, штанкетов или пневматики сцены. Но часто оно осуществляется самими актёрами, передвигающими мебель, ширмы и т. п. Этот способ особенно востребован любительским театром. Только он должен быть приёмом актёрской игры и естественно входить в сценическое действие.


Мир на сцене может включать в себя те или другие реальные предметы, но от этого он не становится равным окружающей нас действительности. Сценический мир условен и образен.

В бытовом интерьере все вещи предназначены для определённых целей: печка, чтобы топиться и греть, бочка — хранить воду, кровать — спать. Но вы прекрасно понимаете, что на сцене они существуют не для этих целей, а для создания иллюзии дома, его образа. Поэтому на сцене не нужен реальный потолок или стены с окнами, и вещи могут быть хоть реальными, но неработающими, а то и вовсе — бутафорскими или рисованными. Вообще, для создания сценического интерьера не требуется такого количества вещей, как в действительности.


Перед вами реальные интерьеры избы и гостиной. Какой вид они могли бы приобрести на сцене и какой минимум вещей вы бы оставили на сцене, чтобы создать их образ? Может быть, самовар — лавку — икону в красном углу, а может, главное — это бревенчатые стены? каждый из вас ответит на этот вопрос по-разному. И это будут разные сценографические решения.

В этом упражнении на минимизацию элементов бытового интерьера при создании его сценического двойника важно точно выбрать главные элементы, наиболее полно ассоциирующиеся с бытовым интерьером.

Таких элементов может быть немного (3-5 или 7).


Эти упражнения построены на принципе деталь вместо целого и обращены к нашему воображению. Они помогают сценографическому пересотво-рению мира, когда мы узнаём корабль только по якорю и трубе, а избушку без стен и потолка узнаём только по одному очагу.

Выбрав элементы сценического оформления, мы должны расположить, скомпоновать их в пространстве сцены. Это расположение должно не только обозначать место действия, но как можно больше соответствовать тому, что происходит в эпизоде, и помочь актёрам правдиво жить в сценической среде, созданной вами. Размещая вещи на сцене, вы организуете пространство для игры и движения актёров. От того, как стоят стол и стул в этюде, во многом зависит выразительность актёрской игры.

Организуя сценическое пространство, художник не только делает наброски, но и схематически изображает на плане сцены, что и где расположено. Из одних и тех же элементов могут быть выстроены различные по смыслу места действия (кабинет, парк, мастерская и т. д.).

В школьных спектаклях чаще всего используют живописный тип декораций, когда сценография сведена к нарисованному на заднике фону. Важнее же создание такого мира из декораций и вещей, при котором они стоят не позади, а перед актёрами, становясь их партнёрами в игре. Также учтите, что стремление к внешней похожести и правдоподобию в сценографии сужает простор для фантазии актёра и зрителя, что, пожалуй, самое главное в спектакле.

Задание

Учебно-исследовательское

  1. В чём заключаются основные задачи художника в театре? В чём главные отличия сценографии от живописи?
  2. Какие бывают типы декораций и каковы способы их трансформации?
  3. Какие способы сценографического решения любительского спектакля вы знаете? Раскройте на конкретном примере. В чём существо игровой, условно-метафорической декорации?

Здесь вы видите макеты и инсталляции, в которых воплощается образ школьных спектаклей, и творчески осваивается то, о чём было рассказано.


В проектах оформления своих спектаклей их авторы стремятся применять игровой способ трансформации декораций, ищут вещь, которая была бы многозначной и изображала бы в каждой сцене разное, а также применяют на практике принцип деталь вместо целого (например, вместо целого дома — только окно).

Лаконизму сценических решений полезно учиться на работах современных сценографов.

Задание

Когда в театре открывается занавес, первое, что мы видим – декорации. Основная роль театральных декораций – создание пространства для происходящего действия. Занимается художественным оформлением спектакля декоратор. Сегодня вам предстоит поближе познакомиться с этой интересной профессией.

Добрый день, ребята!

Художественное оформление спектакля – сложный процесс. В него входят декорации, реквизит, бутафория, красочное оформление ширмы и задника сцены. Любой спектакль становится интереснее, гармоничнее, красочнее, если он оформлен декорациями. В профессиональном театре работают несколько художников: художник – декоратор, художник – бутафор, художник – костюмер. Кто такой художник? Это человек, который разговаривает не словами, а красками, картинками, символами.


Декорация – это живописное, объёмное или архитектурное изображение общего вида и деталей места и времени (эпохи), где происходит сценическое действие. Декорации создают определенную атмосферу – настроение, ярче раскрывают события на сцене.


Художник сам решает какими должны быть декорации, и из чего они будут сделаны. Главное, чтобы они были устойчивыми, красочными, интересными. Декорации в театре помогут в полной мере погрузить зрителя в сюжет. Да и актерам легче передать эмоции и суть постановки, когда на сцене создана необходимая атмосфера.

История появления театральных декораций

Использование на представлениях различных масок и костюмов началось еще с давних времен. Позже в театре стали применяться декорации. Они максимально копировали то место, где в ходе пьесы развиваются основные события. Таким образом, декорации были направлены на то, чтобы усилить впечатление от всего происходящего на сцене. Этот феномен берет свое начало еще со времен возникновения и развития театра в Древней Греции.


Основные виды театральных декораций

Выделяют два вида декораций для театральных постановок: жесткие и мягкие.

Жесткие декорации также делятся на огромное количество разновидностей. В первую очередь, они бывают объёмными, полуобъёмными и плоскими. Также выделяют обыгрываемые декорации, с которыми актёры взаимодействуют во время спектакля (предметы мебели, лестницы, деревья и т.д.), и не обыгрываемые, которые лишь служат фоном. Театральные декорации этого типа изготавливают в основном из древесины хвойных пород. Этот материал отличается широкими возможностями в плане обработки для создания тех или иных предметов (окраска, оклейка и т.д.).


Также при необходимости используются металлические конструкции. Например, широко применяются стальные и алюминиевые трубы. Они позволяют создавать контуры сложных рисунков, лестницы и декорационные станки. Помимо прочего, металлические объекты отличаются меньшим весом.



Мягкие декорации делят на живописные, аппликационные, драпированные и гладкие. Для театральных декораций применяют практически все виды тканей из натуральных и синтетических материалов.


Какие бывают театральные декорации в зависимости от содержания?

Игровые


Этот вид декораций возник очень давно. Бродячие актёры, показывая свои спектакли на городских площадках, не могли создать полноценное оформление сцены. Поэтому декорациями были предметы, которые актёры сами приносили на сцену, меняли, импровизировали с предметами.

Повествовательные

Сцена становятся тем местом, где живут и действуют персонажи спектакля.

Живописные


Основным способом создания таких декораций выступает именно живопись. В большинстве своём это будут плоскостные декорации, на которые художник наносит разные изображения.

Конструктивистские



Декорации предоставляют для актёров некую конструкцию. Например, это могут быть несколько площадок разной высоты, между которыми персонажи будут перемещаться с помощью лестниц.

Световые


Динамические



Основа таких декораций – движение. Оно является центральным средством выразительности, на котором основывается весь спектакль.

Метафорические


Этот вид декораций не включает конкретных предметов мебели или окружающего героев пространства, однако помогает передать дух и характер постановки. К этой цели стремится декоратор, создавая пластические метафоры.

Проекционные


В современных театрах используются театральные декорации, создаваемые с помощью специального проекционного оборудования. Их преимуществом является возможность полностью заменить собой объёмную декорацию.

Способов создания театральных декораций существует множество. Поиск новых приёмов оформления сцены не прекращается и по сей день. Взгляните на оригинальный прием, когда сцену превратили в каток.

Ребята, надеюсь, вас заинтересовало искусство оформления сцены, и вы с удовольствием посмотрите в интернете другие фотографии декораций. Теперь вы будете более пристально оценивать сценическое оформление, придя на спектакль. На следующем занятии мы рассмотрим создание макета и способы изготовления декораций.

Домашнее задание: нарисовать эскиз декораций к сказке или любому другому произведению на ваш выбор. Рисуйте тем, чем вам будет удобно – красками, карандашами, фломастерами, пастелью и т.д.

Сценография – особый вид художественного творчества

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Сценография – особый вид художественного творчества

Вывод: мир на сцене может включать в себя те или иные реальные предметы. От этого он не становится равным окружающей нам действительности. Сценический мир условен и образен, только игра актёров и наше воображение может приблизить этот мир к реальности.
2. Демонстрация учебных рисунков.

Посмотрите на рисунки учащихся прошлых классов.
Как, по-вашему, справились с образной задачей ученики?
( ответы учащихся)
3. Объяснение задания, демонстрация работ учащихся прошлых лет.
Практическое задание. Вм предстоит создать эскиз оформления театральной сцены с точки зрения сценического воплощения спектакля, используя декорации любого вида. Помните о законах равновесия, целостности и единства форм художественной композиции. Не забывайте также, что в передаче атмосферы спектакля большую роль играет цветовая гамма, при помощи которой выполнены декорации.
4. Практическая работа – самостоятельное выполнение задания, в процессе которой учитель ходит по рядам, комментирует работы учащихся и хвалит.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Сценография - особый вид художественного творчества. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В отличие от работы художника живописца или графика, работа театрального художника отличается, тем, что он имеет дело не с плоскостью холста или бумаги, а с пространством сцены, в котором создает мир спектакля. Это особый вид художественного творчества. В отличие от работы художника живописца или графика, работа театрального художника отличается, тем, что он имеет дело не с плоскостью холста или бумаги, а с пространством сцены, в котором создает мир спектакля. Это особый вид художественного творчества.

Сценогра́фия (театрально-декорационное искусство) — вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. Сценогра́фия (театрально-декорационное искусство) — вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. Под сценографией понимают создание зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники.

Творчество сценографа многогранно, оно требует знания дизайна, архитектуры, живописи, технологии, а главное — композиции. Творчество сценографа многогранно, оно требует знания дизайна, архитектуры, живописи, технологии, а главное — композиции. Театральный художник должен решить множество творческих и профессиональных задач: создать костюмы и грим, определить, где и какой будет свет, воплотить на сцене место действия спектакля.

В отличие от художника-живописца, который сам диктует законы, по которым он создаёт своё произведение, сценограф должен играть по правилам, предлагаемым театром, прежде всего режиссёром. В отличие от художника-живописца, который сам диктует законы, по которым он создаёт своё произведение, сценограф должен играть по правилам, предлагаемым театром, прежде всего режиссёром. Это не значит, что сценограф менее свободен в своём творчестве, нежели живописец. Каждое искусство имеет свои творческие рамки.

В современном театре по характеру и способу оформления сцены можно выделить следующие виды декораций: В современном театре по характеру и способу оформления сцены можно выделить следующие виды декораций: Живописные декорации Проектные декорации Натуралистически-бытовые декорации Игровые или условные (метафорические) декорации Архитектурно-конструктивные декорации

В живописной декорации основным элементом является рисованное изображение. Чаще всего оно располагается позади играющих актёров и называется задником. Даже объёмные объекты здесь чаще всего плоскостные и рисованные. В живописной декорации основным элементом является рисованное изображение. Чаще всего оно располагается позади играющих актёров и называется задником. Даже объёмные объекты здесь чаще всего плоскостные и рисованные.

Основным элементом проекционной декорации являются оптические или электронно-цифровые проекции на экран или другие плоскости сценического оформления. Появление этих декораций стало следствием вторжения искусства кинематографа и компьютера в сценическое пространство. Основным элементом проекционной декорации являются оптические или электронно-цифровые проекции на экран или другие плоскости сценического оформления. Появление этих декораций стало следствием вторжения искусства кинематографа и компьютера в сценическое пространство.

Натуралистически-бытовые декорации появились гораздо раньше — в конце XIX -начале XX в.. Они возникли как противопоставление и отрицание бутафорски-фальшивого изображения мира на сцене, как следствие развития идей театрального реализма. На подмостках появились самые натуральные вещи — стулья, комоды, швейные машинки, взятые прямо из жизни. Они своей безусловностью подчёркивали правду происходящего на сцене. Натуралистически-бытовые декорации появились гораздо раньше — в конце XIX -начале XX в.. Они возникли как противопоставление и отрицание бутафорски-фальшивого изображения мира на сцене, как следствие развития идей театрального реализма. На подмостках появились самые натуральные вещи — стулья, комоды, швейные машинки, взятые прямо из жизни. Они своей безусловностью подчёркивали правду происходящего на сцене.

Противоположностью натуралистической стенографии стало создание зрительного образа спектакля благодаря игровой условности существования предмета на сцене. Любая вещь на сцене или её деталь приобретает тот смысл, который ей придаёт актер. Например, один и тот же предмет может благодаря отношению к нему актёра восприниматься зрителем то как стол, то как трон или пень. Такие декорации можно назвать игровыми, или условными (метафорическими). Противоположностью натуралистической стенографии стало создание зрительного образа спектакля благодаря игровой условности существования предмета на сцене. Любая вещь на сцене или её деталь приобретает тот смысл, который ей придаёт актер. Например, один и тот же предмет может благодаря отношению к нему актёра восприниматься зрителем то как стол, то как трон или пень. Такие декорации можно назвать игровыми, или условными (метафорическими).

В 20-е гг. XX в. появились архитектурно-конструктивные декорации, в которых зрительный образ рождался благодаря созданию и расположению на сцене различных конструкций: от простейших кубов, станков и лестниц до сложных архитектурных построений (чуть ли не зданий). В 20-е гг. XX в. появились архитектурно-конструктивные декорации, в которых зрительный образ рождался благодаря созданию и расположению на сцене различных конструкций: от простейших кубов, станков и лестниц до сложных архитектурных построений (чуть ли не зданий).

Деление декораций на упомянутые виды достаточно условно. В чистом виде в современных спектаклях они встречаются редко. Чаще всего мы видим их смешение, когда они дополняют друг друга, обогащая язык сценографического искусства. Деление декораций на упомянутые виды достаточно условно. В чистом виде в современных спектаклях они встречаются редко. Чаще всего мы видим их смешение, когда они дополняют друг друга, обогащая язык сценографического искусства.

Читайте также: