Христианские мотивы в сказке снежная королева сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Кто не знает сказку о Снеж­ной коро­леве? Боль­шин­ство детей и их роди­те­лей, конечно же, эту сказку читали, слу­шали в записи или смот­рели экра­ни­за­цию. Но мало кто дога­да­ется, что смысл этой сказки намного глубже, чем может пока­заться на пер­вый взгляд.

Все пом­нят эпи­зод, когда Герда под­хо­дит к замку Снеж­ной коро­левы и про­бует туда войти, но стража Снеж­ной коро­левы не дает ей про­хода. И все-таки Герде уда­ется попасть к Каю. Как? Каким обра­зом без­за­щит­ная девочка побе­дила целую армию? Дети начи­нают фан­та­зи­ро­вать: “ее горя­чее сердце рас­то­пило лед”, “она побе­дила любо­вью”, “она про­рва­лась, потому что ей очень хоте­лось” и т.д. Но нет. У Андер­сена об этом гово­рится ясно: Герда начала читать “Отче наш”, и тогда легион сне­жи­нок вокруг нее пре­вра­тился в анге­лов и про­ло­жил ей дорогу.

Беда в том, что в совет­ских изда­ниях этого не было. Пол­ный текст был опуб­ли­ко­ван только в ака­де­ми­че­ском изда­нии в серии “Лите­ра­тур­ные памятники”.

Сказки Андерсена — произведения многоуровневые и многоплановые; и если дети воспринимают, в первую очередь, фабулу сказки, ее волшебное сияние, то многие глубинные духовные, нравственные и философские аспекты произведений писателя понимаются лишь по мере взросления. Творчество Андерсена — это христианская проповедь, которую он считал делом своей жизни, своим крестом, своей обязанностью не зарыть втуне талант, данный ему Господом.



По сюжету сказки, Кай и Герда — неразлучные друзья, которые все время проводят вместе. Однажды мальчику в глаз попадает осколок волшебного зеркала, которое все искажает и выставляет в неприглядном свете. Злого и черствого Кая забирает к себе Снежная королева. Но отважная Герда спасает его, в чем ей помогают любовь и молитва.

Истинный герой


Ксения Емельянова, христианский консультант и психотерапевт:

В советских детских изданиях сказки не приводился псалом, который поют Кай и Герда, отсутствовало упоминание о молитве Господней, благодаря которой Герда сумела утихомирить ледяные ветры, охранявшие дворец Снежной королевы, и добраться до Кая.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!


Недавно, помогая перебирать маме книжный шкаф, я нашла еще одно издание этого произведения. Книга выглядела старой и потрепанной. И, хотя, я знала произведение почти наизусть, мне захотелось снова перечитать любимую сказку.

Я очень удивилась, когда поняла, что эта версия сказки значительно отличается от той, которую я читала прежде. Мне стало интересно. Почему? Неужели сказку Андерсена кто-то переписал? Мысли об этом не давали мне покоя, и я решила написать данную статью.

Наряду с русскими народными сказками, сказками Пушкина, стихами Агнии Барто и сказками Корнея Чуковского с особой теплотой вспоминаются и многослойные, чудесные сказки Ганса Христиана Андерсена. Никто и не мог подумать, что многое из произведений великого сказочника целенаправленно выброшено цензурой.

Для начала, хотелось бы немного рассказать о самом писателе. Ганс Христиан Андерсен родился в Оденсе на острове Фюн. Мальчик имел довольно-таки замкнутый характер. Еще в детстве у будущего писателя проявлялась большая склонность к мечтательности и буйное воображение. Он не раз делал в доме импровизированные домашние спектакли, разыгрывал разные сцены, которые вызывали смех и издевательство со стороны его сверстников.

В возрасте 14 лет Ганс поехал в Копенгаген, где по воле покровителей учился актерскому мастерству, а затем, начал писать.

Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато очень много раз переписывал и исправлял текст, мучаясь жестокими сомнениями. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки.

Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу. Сказки Ганса поистине уникальны, потому что он умеет разглядеть и с убедительностью воспеть силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из Снежной королевы или Эльза из Диких лебедей, чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев.

Настоящий герой сказки не Кай, и даже не Снежная королева, а маленькая Герда — его маленькая соседка Лисбета, обитательница чердачной каморки, которую он называл своей сестрёнкой. У этой девочки есть то, чего лишена Снежная королева, и то, что отняли у Кая злые чары: доброе сердце, любовь и величайшая самоотверженность. Герда — маленькая слабая девочка — оказывается сильнее могущественной повелительницы царства льдов и снегов. Сила Герды в ее мужестве и бесстрашии, в ее вере в собственные силы, в умении преодолевать препятствия.

«Розы цветут. Красота, красота.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Снежная.pptx

Исследовательский проект «Христианские символы в сказке Г.Х.Андерсена «Снежн.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследовательский проект «Христианские символы в сказке Г.Х.Андерсена «Снежн.

«…Любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть ве.

Семь рассказов – семь дней творения Семь дней творения Сказка «Снежная корол.

Злой тролль – противник Бога Библейский мотив вечной борьбы между добром и з.

Злой тролль – противник Бога Библейский мотив вечной борьбы между добром и злом

 Осколки зеркала - искушения

Осколки зеркала - искушения

Мансарда с розами – Божье царство Кай и Герда – это библейские Адам и Ева до.

Мансарда с розами – Божье царство Кай и Герда – это библейские Адам и Ева до грехопадения. Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

 Ледяная вечность - образ ада

Ледяная вечность - образ ада

Волосы – сила и духовное богатство

Волосы – сила и духовное богатство

Терновый куст – символ страданий

Терновый куст – символ страданий

Письмо на сушеной треске Рыба – раннехристианский символ, означающий самого.

Письмо на сушеной треске Рыба – раннехристианский символ, означающий самого Христа. Христос- Бог Слово

Двенадцать богатырей – двенадцать апостолов Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.

Двенадцать богатырей – двенадцать апостолов Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495—1498

Маленькая разбойница – библейский раскаявшийся разбойник

Маленькая разбойница – библейский раскаявшийся разбойник

 Голубь – Божий вестник

Голубь – Божий вестник

 Слезы Кая – символ покаяния

Слезы Кая – символ покаяния

Возвращение Кая – возвращение блудного сына Рембрандт ван Рейн. Возвращение.

Возвращение Кая – возвращение блудного сына Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына.1668. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Источники 1.Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. –М.:Рос.

Выбранный для просмотра документ Текст Снежная королева.docx

МАОУ многопрофильный лицей №20

Исследовательский проект

«Христианские символы в сказке Г.Х.Андерсена

Выполнила: заведующая

информационно-библиотечным

центром Тимербаева М.И.

«Вечный спор Ангела и демона происходит в нашей собственной

Цель работы – проследить, как в сказке отразились христианские

символы и доказать, что они не случайные элементы, а отражение сути сказки

Прочитать текст сказки

Исследовать основные эпизоды сказки и найти аналогии в Библии

в переводе А. и П. Ганзен

Предмет исследования – действующие лица, предметы, мотивы, действия героев, сюжетные линии сказки

Методы исследования:

сравнительный анализ текста сказки и библейских сюжетов

изучение опыта других авторов по рассматриваемой проблеме

Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен, и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду.

Мотив - (от лат. moveo – двигаю) - это повторяющийся компонент литературного произведения, обладающий повышенной значимостью.

Мотив присутствует в произведении в самых разных формах – отдельное слово или словосочетание, повторяемое и варьируемое. Мотив может быть выражен заглавием, эпиграфом. Иногда он лишь угадывается, уходя в подтекст.

Однажды в детстве

Христианские сказки-притчи Андерсена

Слайд 8

Семь рассказов – семь дней творения

Слайд 9

Злой тролль – противник Бога

Слайд 10

Осколки зеркала - искушения

Слайд 11

Во втором рассказе Герда поет псалом, где есть слова:

« Розы цветут… Красота, красота!

Слайд 12

Мансарда с розами – Божье царство

Слайд 13

Ледяная вечность - образ ада

Слайд 14

Волосы – сила и духовное богатство

У многих народов длинные волосы считались символом сверхъестественной силы и духовного богатства, а стриженая голова была признаком рабства.

В третьем рассказе Герда попадает к колдунье. Та отнимает память у Герды, расчесав ей волосы, чтобы оставить у себя. В цветнике старушки нет никаких горестей, но это иллюзия земного счастья. Цветы в этом мире могут рассказывать только сказки. Сон вместо жизни, бегство от зла вместо борьбы с ним – таков мир колдуньи. В такой же мир иллюзорного счастья попадает ветхозаветный силач Самсон, боровшийся с врагами своего народа – филистимлянами. Самсон влюбился в филистимлянку – Далилу. Она выпытала у Самсона, что его сила заключена в волосах, и ночью остригла косы Самсона.

Так силач, не знавший поражений, оказался в руках врагов.

Слайд 15

Терновый куст – символ страданий

Слайд 16

Письмо на сушеной треске

Слайд 17

Двенадцать богатырей – двенадцать апостолов

В шестом рассказе олень просит финку: «Не изготовишь ли ты для девочки такого питья, которое дало бы ей силу двенадцати богатырей? Тогда бы она одолела Снежную королеву!

- Силу двенадцати богатырей!- сказала финка. – Да, много в этом толку!

Двенадцать богатырей – это двенадцать евангельских апостолов. Апо́столы (от греч. άπόστολος — посланник, вестник) – ближайшие ученики Иисуса Христа , избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем и устроения Церкви земной. В сказке они символизируют именно Церковь земную.

Слайд 18

Маленькая разбойница – раскаявшийся разбойник

Слайд 19

Голубь – Божий вестник

Бог не оставляет Герду одну среди разбойников, Он всегда рядом. Воркующие голуби в темнице разбойницы – глас Божий, подсказывающий, где искать Кая.

В Новом Завете голубь является символом Святого Духа, сошедшего на Спасителя при Крещении.

В христианском искусстве голубь с оливковой ветвью в клюве – вечно живое учение, несущее человеку дух света и правды.

Слайд 20

Слезы Кая – символ покаяния

Слайд 21

Возвращение Кая – возвращение Блудного сына

Слайд 22

По мысли автора, тот попадет в Царствие Небесное, кто до конца дней своих сумеет сохранить в себе чистую веру в Бога, любовь ко всему живому, детскую искренность и непосредственность

1.Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. –М.:Российское библейское общество, 2005.

2.Диккенс Ч. Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим: Роман/ Пер. с англ. Е.Бекетовой.

Рис. Г.Филипповского. – М.:Дет. лит., 1983. – 702 с.

5.Энциклопедия для детей. Т.6.Ч.2. Религии мира. – 3-е изд., испр. и доп.

Читайте также: