Художественная вышивка сообщение 8 класс технология

Обновлено: 30.06.2024

В.И.Даль писал: "Не учи безделью, а учи рукоделью", вышивка относится к одному из видов рукоделия.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Из истории вышивки (зачитывает одна из учениц). Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI - V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии. [2]

Из истории вышивки (зачитывают ученицы). Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI - XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты.

С конца XIII - начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье. [2]

На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь.

Из истории вышивки (зачитывает ученица). Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика.

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала — хоругви, плащаницы, воздухи. В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки — “русская гладь”: растительный узор выполняется швом “вперед иголку” по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные “разделки” — стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани. Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др. [3]

Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.

Из истории вышивки (зачитывает ученица). Вышивка народов нашей страны необычно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования в быту. В любой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.

Готовыми вышитыми работами – можно украшать своё жилище, что не только делаем его красивым и особенным, но и создаём неповторимый образ.

В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства.

Современная мода вновь возвращается к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт.

Рассказ учителя об основных техниках вышивания гладью и их отличиях.

IV. Практическая работа.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
  3. Не шить ржавой иголкой.
  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания гладью (приложение).

На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Художественная вышивка"

Искусство вышивания возникло глубоко в древности и передавалось из поколения в поколение.


Вообще, вышивка – это, наверное, самый распространённый и любимый вид декоративно-прикладного искусства.

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, которые относятся к IX–X векам.


Это были фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями.

Затем на протяжении нескольких веков традиции вышивального искусства начинают развиваться, и вышивка приобретает ещё большее распространение в украшении костюма, а также предметов обихода.


Однако вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. С приходом XVIII века вышивание распространяется повсеместно и начинает входить в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.


Теперь вышивкой украшают предметы быта – полотенца, подзоры, столешники (скатерти), а также праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы. Правда в то время изделия выполнялись из простых и недорогих материалов, но отличались своим высоким художественным мастерством.


В старину на Руси все женщины владели искусством вышивания. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.


С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.


И, кстати, русская вышивка отличается от вышивок других народов.


Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой.


В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица – символизировала приход весны.


Расположение узора и приёмы вышивки были связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани.


Швы выполнялись по счёту нитей и назывались счётными.

Напомним, что вы уже знакомы со счётной вышивкой. Ранее мы с вами рассматривали приёмы следующих видов счётной вышивки: наборы, русская гладь, роспись, гобеленовый шов, крест, счётная гладь.


Кроме счётной вышивки существует ещё и свободная. Её отличием является то, что сначала на ткани рисуется контур узора, а затем он заполняется, чаще всего, вышивкой гладью, причём тамбурным или стебельчатым швом.


Как правило, узор имеет форму цветов, листьев, веток растений, зверей или птиц. Такую вышивку принято называть художественной гладью.

Вышивку художественной гладью порой сравнивают с живописью, правда только на ткани и с помощью цветных ниток. Так как гладьевые стежки являются заполняющими, то они целиком заполняют определённый участок мотива.


И тогда полностью вышитая разноцветными нитками основа напоминает живописное полотно. Красоту этой вышивки зачастую составляет игра света, переливы ниток, стежки которыми выполнены в разных направлениях.


Нитки для вышивания гладью берут самые разные – от люрекса и шёлка до мулине и ковровой шерсти.


И получают самый разный результат. Например, шерстяные нити дают возможность придать вышивке рельефность и объём. Однако лучшим выбором для глади считаются нитки с шелковистым блеском – именно они создают наиболее впечатляющий эффект. Гладь используют также для заполнения самых разных форм, в том числе и монограмм.


Вышивка гладью легка в выполнении, а выглядит бесподобно. Главное – неукоснительно соблюдать при вышивании несколько несложных правил.

Во-первых, ткань должна быть хорошо натянута на пяльцы.


Во-вторых, прежде, чем приступить к выполнению стежков, нужно начертить на ткани контурные линии мотивов.


В-третьих, начинать работу следует с самого узкого места элемента.


В-четвёртых, стежки должны размещаться один за другим и полностью покрывать ткань.


Художественная вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа.

Наиболее известны вышивки гладью из Китая и Японии.


Мастерицы этих стран достигали настоящих художественных высот. С помощью техники глади китайские и японские мастерицы смогли передать тончайшие оттенки и переливы красок. Отличиями их вышивки являются плавность цветовых переходов и реалистичность изображений.


Что касается других стран, то рукодельницы в области вышивки гладью также не оставили этот приём без должного внимания. По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна и по своей технике одна не похожа на другую.


Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приёмы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. В связи со сложившимися особенностями вышивки в различных областях, краях и республиках, вышивка обычно носит название тех мест, где она зародилась или от техники её исполнения. Так можно назвать широко известные российские вышивки: владимирский верхошов, мстёрская белая гладь, александровская цветная гладь, золотое шитьё.


Издавна в самом Владимире, в деревнях и сёлах вокруг него девушки и женщины вышивали особой гладью – владимирским швом.




Эта изысканная белоснежная вышивка чаще всего выполняется по очень тонкому полотну, по батисту или маркизету. Но иногда и используют более плотные ткани. Традиционно вышивают тонкими белыми нитями по белой ткани. Хотя сейчас уже вышивают и по цветной ткани самых светлых тонов: розового, голубого, кремового и серого цвета.


Нити используют в тон ткани. Изделия мстёрских мастериц всегда выглядят необычно лёгкими и воздушными.


При вышивании тщательно продумывается каждая деталь узора. В основном мстёрской белой гладью вышивают скатерти, декоративные панно, женскую и детскую одежду.



Этот вид вышивки пришёл в славянский обиход из Византии и стран Востока. Искусство золотного шитья по-новому зазвучало именно у русских мастериц. Золотношвейные изделия выполняют, как мы уже отметили, серебряными и позолоченными нитями на коже, замше, бархате, шёлке, шерсти и других материалах.


И ещё одной особенностью золотного шитья является то, что рисунки для вышивки составляют сами мастерицы.


Наиболее характерны растительные узоры, основным мотивом которых выступает ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненными завитками, усиками, блёстками.


Но встречаются и фигурки зверей, птиц, фантастических животных. Раньше этой богатой вышивкой украшали царские и боярские одежды, часто дополняя её жемчугом и драгоценными камнями.


Работа вышивальщиц в прошлом была трудоёмкой, требовала особого мастерства и терпения. Ткани были плотные, тяжёлые, а золотые и серебряные нити нуждались в особой обработке.

Со временем мода изменилась и из-за высокой стоимости золотной вышивки спрос на торжокское золотное шитьё упал.


Однако золотые руки мастериц Торжка смогли и по сей день не только сохранить, но и развить вековые традиции народного искусства золотного шитья. Вы можете увидеть косметички, сумочки, очечники, картины или просто украшения для дома, выполненные в этой технике.


Конечно, мода на вышивку со временем меняется. Но обратите внимание, что она никогда не исчезала, и до сих пор остаётся с нами. Современная вышивка гладью впитала в себя традиции китайской вышивки по шёлку.


Одежда, которую создают современные кутюрье, также бывает отделана богатейшей вышивкой. Такие модели обладают особой изысканностью и стоят очень дорого.


Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: столового и постельного белья, покрывал, занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров. Вещи, украшенные искусно вышитой гладью, перестают быть просто украшением, они становятся произведениями искусства.


Итоги урока

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Художественное творчество. 8 кл. Выполнила учитель технологии Казимирская Л.А.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественное творчество. 8 кл. Выполнила учитель технологии Казимирская Л.А.

Художественное творчество. 8 кл. Выполнила учитель технологии Казимирская Л.А. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Не учись безделью, а учись рукоделью.

Не учись безделью, а учись рукоделью.

Прочитать текст и сформулировать тему урока. О каком виде декоративно-приклад.

Прочитать текст и сформулировать тему урока. О каком виде декоративно-прикладного искусства идет речь? это украшение изделий из различных материалов, которое выполняется нитками и другими материалами вручную при помощи иглы или вышивальной машины. Чаще всего она применяется в качестве самостоятельного украшения ткани или изделия.

Художественная вышивка. Вышивка - это распространённый вид народно-бытового д.

Художественная вышивка. Вышивка - это распространённый вид народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах. Какие виды вышивки вам известны?

Счетная вышивка: крест, полукрест, роспись.

Счетная вышивка: крест, полукрест, роспись.

Гладь Гладь – это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми ил.

Гладь Гладь – это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми или косыми стежками

Владимирская гладь. Односторонняя гладь (верхошов), стежки которой располагаю.

Владимирская гладь. Односторонняя гладь (верхошов), стежки которой располагаются с одной стороны. Накладные сетки. Шов кисточки. Гладь вприкреп.

Белая гладь. Это двусторонняя гладь, которая выполняется по предварительно пр.

Белая гладь. Это двусторонняя гладь, которая выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие. Это делается для того, чтобы гладь выглядела более выпуклой. Настил. Горошины. Листочки.

Двусторонняя гладь. Эта гладь выглядит одинаково, как с лицевой так и с изнан.

Двусторонняя гладь. Эта гладь выглядит одинаково, как с лицевой так и с изнаночной стороны. Нитку лучше применять в одно сложение.

Художественная гладь. Это двусторонняя гладь с эффектом светотени. Плавный пе.

Художественная гладь. Это двусторонняя гладь с эффектом светотени. Плавный переход от одного цвета к другому, достигается путем заполнения мотива стежками разной длины очень тонкими нитками.

Инструменты и приспособления. Пяльцы. Наперсток Ножницы Иглы Карандаш Сантиме.

Инструменты и приспособления. Пяльцы. Наперсток Ножницы Иглы Карандаш Сантиметровая лента Ткань х/б, льняная, шестяная, шелковая. Канва. Нитки мулине.

- Пользоваться наперстком, который одевают на средний палец правой руки, чтоб.

- Пользоваться наперстком, который одевают на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его. - Хранить иглы и булавки только в игольницу. - Класть ножницы с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя. - Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперед. Правила безопасной работы.

Практическая работа. Выбор способа обработки срезов ткани. Обработка среза тк.

Практическая работа. Выбор способа обработки срезов ткани. Обработка среза ткани одним из способов (на выбор).

Синквейн. 1. Имя существительное. Вышивка. 2. Имя прилагательное (2) интересн.

Синквейн. 1. Имя существительное. Вышивка. 2. Имя прилагательное (2) интересное, познавательное. 3. Три глагола. узнали, научились, вышили. 4. Предложение. Сегодня на уроке мы познакомились с… 5. Итог.

Домашнее задание. Стр. 34-40 Практическая работа № 11 Выполнить вышивку в тех.

Краткое описание документа:

Вышивка — это один из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного искусства. Используется для украшения изделий из различных материалов.

Вышивка выполняется вручную при помощи иглы или вышивальной машины, является

художественным творчеством, которое дает возможность учащимся познать самого себя, свои способности, позволяет испытать радость от процесса и результата труда.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 654 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.04.2018 2683
  • PPTX 5.5 мбайт
  • 150 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Казимирская Любовь Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.

Девочка семи - восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской - Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей.

Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с "отметками", то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название "репей" или "орепей". Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок.

Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент.

В южных районах её применяли главным образом для украшения женской одежды и полотенец.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др.

Виды вышивки

Вышивки выполняются либо по счету нитей ткани, либо свободно по предварительно нанесенному контуру рисунка.

Счетные вышивки удобнее делать по полотну и другим тканям полотняного переплетения, на которых нетрудно производить отсчет нитей. Еще проще делать счетные вышивки на специальной вышивальной ткани, похожей на канву, где вся поверхность разделена на ровные квадратики. Счетные вышивки (к ним относятся большинство старинных народных швов) делятся на сквозные, или строчевые, выполняемые на ткани, разреженной путем выдергивания нитей, и вышивки по целой ткани, называемые также глухими. Строчевых швов и вышивок насчитывается большое количество. К ним относятся все мережки, строчка-перевить, цветная перевить, гипюры, стяги. К глухим швам относятся крест, роспись (часто называется полукрест). Различные виды счетной глади: набор, прутик, косичка, косая стежка и другие.

Счетными швами обычно вышивают рисунки геометрического характера (с прямыми линиями).

Свободные швы позволяют вышивать рисунки с криволинейными контурами на любых тканях: шелке, бархате, шерстяных тканях. Чаще всего они применяются для воспроизведения растительного орнамента. К свободным вышивкам относятся тамбур, ришелье, гладь.

Свободные швы иногда выполняются в соединении со счетными швами.

Инструменты и материалы

Для выполнения вышивки необходимо приготовить ткань и нитки, набор игл, пяльцы, ножницы. Различный вид вышивки требует и различного материала: ниток матовых или блестящих, шелковых, крученых или мягких. Все зависит и от материала, и от узора, и от жанра вышивки. Ну и наконец,чтобы вышить чудесную картину крестиком, вам, конечно же, понадобятся терпение и усидчивость.

Ткань

Вышивать можно на любой ткани, но некоторые виды вышивки лучше выполнять по ткани с четко различимым переплетением.

К примеру, для счетной вышивки всегда берут ткань с одинаковым количеством нитей по высоте и ширине, например полотно. Или используют специальную ткань - канву. Она может быть совершенно различной. Так называют любую основу, служащую для формирования узора, либо уже несущая его на себе. Под это определение может попасть даже обыкновенная ткань, если на нее планируется вышивка рисунком.

Канва — это сетчатая хлопковая, льняная или смешанная по составу ткань, а также основы из других материалов. Вышивка по канве возможна в любой технике, будь то счётный крест, несчётный крест, гладь, гобеленовый шов, ковровая техника, для изготовления подушек, ковров, вышитых картин, сумочек, шкатулок и много другого.
Канва бывает нескольких видов: равномерного и неравномерного переплетения, пластиковая канва, накладная канва для вышивки по одежде, страмин.
Наиболее удобна для вышивки счетным крестом канва Aida, состоящая из 100% хлопка. Её полотно представляет собой основу из жёстко переплетённых нитей 4×4, образующих чёткие квадраты. Крестики на такой ткани без особых усилий получаются ровными и красивыми.
Канва Аида бывает с разным числом переплетения нитей. Аида с 8 и 11 нитями в дюйме (это 32 и 43 клетки на 10 см соответственно) удобна для детей и начинающих вышивальщиц, так как квадраты у нее крупные и считать их легко.

  • Канва Аида 14 -это канва с 14 нитями в дюйме (55 клеток на 10 см) считается одной и самых популярных и удобных тканей для вышивки крестом.
  • Канва Аида 16 и 18 -соответственно с 16 и 18 нитями в дюйме (63 и 70 клеток на 10 см соответственно) позволяет более четкую передачу деталей, но требует повышенного внимания и аккуратности.
  • Канва Аида 20 – это канва с 20 нитями в дюйме (79 клеток на 10 см) подходит для мелких работ, выполняемых гобеленовым стежком.


Канва равномерного переплетения не имеет чётко обозначенных квадратов для стежков, поэтому вышивать по ней труднее. Однако вышивка на такой канве смотрится лучше, так как свободная от вышивки часть канвы остаётся однородным полотном без дырочек и ячеек. Вышивают на такой канве через 2 нити, отсчитывая их по горизонтали и вертикали.
Канва неравномерного переплетения состоит из льна или смесей льна с другими материалами. Нити такой канвы неравномерной толщины, что отличает их от канвы равномерного переплетения.
Пластиковая канва применяется для вышивки и изготовления различных изделий, которые должны очень хорошо держать форму (уголки на компьютер, ёлочные игрушки, шкатулки и др.).



Накладная канва используется для вышивки на ткани, не имеющей постоянного числа нитей на единицу длины, либо слишком мелкого переплетения для счёта. Её используют для вышивания на одежде, постельном белье, сумках и прочих предметах. Такая канва подразделяется по способу удаления после окончания работы на водорастворимую и удаляемую, то есть выдёргиваемую.


Страмин обычно используют для вышивания подушек и ковриков счётным крестом, в гобеленовой технике или в ковровой технике. Немецкая фирма Zweigart & Sawitzki выпускает особо жёсткий хлопчатобумажный страмин Magic Canvas (англ. волшебная канва). Его жёсткость (нити не распушиваются даже на линиях обрезка) и яркие цвета позволяют применять его для небольших сувениров с частичной вышивкой: ёлочных игрушек, чехлов для очков и мобильных телефонов, декоративных элементов.



Для вышивания используют специальные иглы, они подразделяются на острые и тупы, односторонние и двусторонние, так же имеют различия по толщине.
Острые иглы используются для вышивания по плотной ткани.
Тупые иглы используются в вышивке крестом и в других видах вышивки, где ткань имеет специальную разряженную структуру. Затупленный конец иглы позволяет более точно попадать в нужные места без риска расщепить ткань или уже готовый крестик.
Все иглы имеют большое ушко для удобного вдевания двух и более нитей.
Двусторонние иглы удобно использовать, когда для работы Вы используете раму, которую не нужно поддерживать руками. В этом случае одна рука у Вас находится под вышивкой, другая над ней, иглу не приходится переворачивать, а руку не приходится переносить с одной лицевой стороны на изнанку. Это существенно экономит время и облегчает труд.
Также иглы различаются и по размерам, каждый из которых лучше всего подходит к канве с определенной плотностью плетения.
Игла должна свободно проходить через ткань, не оставляя за собой видимых дырок.

Пяльцы


Во время работы ткань должна быть хорошо натянута, что делает вышивание более легким и быстрым, а работу более ровной и аккуратной. Для этого следует использовать специальные пяльца для вышивания.
Самые простые и распространенные -это круглые пластмассовые пяльцы с пластмассовым винтом, выпускаются различных размеров. Их использование довольно простое: на меньший обруч кладут ткань, слегка натягивают, сверху кладут второй обруч с винтом и слегка затягивают винт, затем снова натягивают ткань и затягивают винт окончательно. В процессе вышивания натяжение ткани слегка ослабевает, поэтому нужно периодически ее подтягивать. Если рисунок не помещается в пяльцы целиком, то их перемещают во время работы.

Мулине


Наиболее часто в работах применяются два вида ниток для вышивания – мулине и шерсть.
Первые изготавливаются из 100% хлопка.
Мулине – это прочные и яркие нити, современные методы окрашивания позволяют добиться невероятного богатства оттенков, благодаря чему при вышивании может использоваться с десяток тонов одного цвета.
Работы получаются более реалистичными, а переходы цвета – более плавными и незаметными.
Иногда в хлопковую нить добавляют вискозу – с таким мулине сложнее работать, оно сильнее скользит, но зато отличается ярким блеском, что очень выгодно смотрится в комбинации с обычным мулине.
Еще разновидности – металлизированная нить для вышивания, нить, светящаяся в темноте, и неоднородно окрашенная нить. Ниточки первого и второго типа при работе принято комбинировать для удобства с простым мулине подходящего оттенка.
Неоднородно окрашенная нить может быть как различных цветов, так и передавать оттенки одного цвета. Эти виды нитей позволяют добавить работе выразительности, сочетаясь с обычным мулине.


Другие нитки для вышивания, шерстяные, не так блестящи, как мулине, и в работе более капризны.
Но картины, вышитые шерстью, получаются более контрастными и яркими, шерсть незаменима при вышивке подушек.
Главное, что нужно помнить при работе с такой нитью – она должна быть не очень длинной, иначе шерсть будет перетираться.

Ножницы

Здесь все просто. Инструмент нужный важный и полезный. Они всегда должны быть под рукой. Острые лезвия и небольшой размер - очень важные параметры. Это легко понять в процессе вышивания, поскольку аккуратно обрезанные кончики мулине являются залогом аккуратной работы в целом. Существуют, конечно, ножницы-цапли и с позолоченными ручками, но нам вполне подойдут обычные с тупыми концами. А еще хорошо запастись и маленькими ножничками — ими удобно подцеплять и разрезать неверно сделанные стежки.

Перевод рисунка на ткань

Существует несколько приемов перевода рисунков на ткань.

1. Перевод рисунка на ткань через копировальную бумагу — наиболее распространенный, быстрый и простой способ. Ткань расстилают на столе или на гладкой доске, сверху кладут копировальную бумагу. На нее накладывают рисунок и закрепляют кнопками или булавками. Остро отточенным мягким карандашом обводят линии рисунка. На ткань темных тонов рисунок переводится так же, как через копировальную бумагу, с той лишь разницей, что вместо копировальной бумаги берут бумагу, натертую мылом.

2. Перевод рисунка на ткань при помощи тонкой бумаги. Тонкую бумагу с рисунком приметывают на толстую цветную ткань или бархат. Затем частыми мелкими стежками прометывают все линии узора. После этого бумагу обрывают и на материале остаются контуры узора.

3. Перевод рисунка на ткань с помощью прозрачной ткани. Для перевода узора на полотно-основу можно использовать тонкую прозрачную ткань. Прежде всего, с помощью туши на ее поверхность наносят рисунок, предварительно вычерченный на кальке. Кальку снимают, а материю с узором укладывают на ткань-основу. Все закрепляют на деревянной доске и затем обводят линии рисунка с помощью остро заточенного карандаша. Такой способ перевода узора рекомендуется применять при работе с плотными тканями.

Закрепление нити


Выполняя декоративные швы, а иначе говоря – вышивая, не следует делать закрепительных узлов. Для того чтоб начать какой-то декоративный шов, следует ввести в ушко иглы нить, сложенную вдвое. Проследите за тем, чтоб тот край, на котором есть петля, образованная сгибом нити, оказался длиннее. Первый прокол ткани всегда выполняйте с лица работы от себя во внутрь, как бы на изнанку. Тут же, не проталкивая иглу до конца, выведите ее кончик в этой же точке но уже на себя. Затем протяните иглу и попадите ею в петлю на конце нити. Протяните нить до конца – вы закрепили ее на ткани, но без узелка.

Декоративные швы

Читайте также: