Сообщение на тему материальная культура кабардинцев и балкарцев

Обновлено: 25.06.2024

Презентация на тему: " Народные промыслы кабардинцев и балкарцев" — Транскрипт:

1 Подготовила: старший библиотекарь ЦБС ГФ 4 Т. Н. Долженко Нальчик, 2018

2 В продолжение многих веков рукоделие и ремесленное производство полностью обеспечивало внутренний спрос на средства жизнеобеспечения (жилище, орудия труда, одежда и т.п.) кабардинцев и балкарцев. Их продукция, имея, прежде всего, хозяйственно-потребительское значение, в то же время выполняла и культурно-бытовые функции. Здесь доминировали ремесла, связанные с животноводством (выделка шерсти и кожи). Женская часть населения была занята в основном обработкой шерсти, выделкой сукон, производством шерстяных изделий. Их номенклатура включала войлоки, бурки, ноговицы, шляпы, пряжи и сукна. Сырье для них обеспечивалось за счет стрижки шерсти овец, которая производилась два раза в год – весной и осенью. Шерсть весенней стрижки, как более грубая, уваливающаяся, шла на изготовление войлоков и бурок, а осенняя – на сукно. В продолжение многих веков рукоделие и ремесленное производство полностью обеспечивало внутренний спрос на средства жизнеобеспечения (жилище, орудия труда, одежда и т.п.) кабардинцев и балкарцев. Их продукция, имея, прежде всего, хозяйственно-потребительское значение, в то же время выполняла и культурно-бытовые функции. Здесь доминировали ремесла, связанные с животноводством (выделка шерсти и кожи). Женская часть населения была занята в основном обработкой шерсти, выделкой сукон, производством шерстяных изделий. Их номенклатура включала войлоки, бурки, ноговицы, шляпы, пряжи и сукна. Сырье для них обеспечивалось за счет стрижки шерсти овец, которая производилась два раза в год – весной и осенью. Шерсть весенней стрижки, как более грубая, уваливающаяся, шла на изготовление войлоков и бурок, а осенняя – на сукно.

3 Войлочное производство. Традиции производства войлока уходило корнями в древнетюркскую среду. С древнейших времен войлоками устилали полы и кровати, покрывали стены, укрывали арбы; их включали в приданое, демонстрируя благосостояние семьи и трудолюбие ее женщин. Войлочное производство. Традиции производства войлока уходило корнями в древнетюркскую среду. С древнейших времен войлоками устилали полы и кровати, покрывали стены, укрывали арбы; их включали в приданое, демонстрируя благосостояние семьи и трудолюбие ее женщин.

6 Ткацкое ремесло В прядильном деле мастерицы использовали как шерсть, так и волокна конопли, доставляемые из Закавказья, а также шелковые нити восточного происхождения. Из шелковой нити ткали престижные материи,идущие на изготовление нарядных платков и платьев.нарядных платков Техника подготовки рунной шерсти для нитей была аналогичной, которая применялась при бурочном и бурочно-кошваляльном производстве. Предварительно отсортированную и очищенную шерсть промывали, перебирали на отдельные клочки, расчесывали на гребне-чесалке, сбивали и пушили, как было описано выше. В зависимости от качества шерсти выделялось нескольких сортов. Для изготовления нитей для тонкого сукна (белья, платков) предпочитали шерсть, снятую с годичной овцы. При выделке сукна высокого качества использовали нити из шерсти осенней стрижки. Для прядения шерсть вытягивали в ровницы и сворачивали в клубки.

8 Кузнечное ремесло Кузнечное дело, пожалуй, наиболее ранняя отрасль металлообработки у горцев, обособившаяся в самостоятельное ремесло. Развитию этого ремесла у карачаево-балкарцев способствовала рудоносность мест их проживания, о чем и топонимика: Медная Балка, Свинцовая балка, Железистая Скала и т.д. Изделия местных кузнецов являются частыми археологическими находками в местах древних поселений и могильниках. Согласно заключению специалистов, в основе кузнечной технологии Карачая в позднем средневековье лежит холодная ковка металла методом сыродувья, доводки его до мягкого состояния с последующей тепловой обработкой готовых изделий. Мастера кузнечного дела работали как в одиночку, так и с помощником. Как правило, место расположения кузни на селе служило главной завалинкой для мужчин.

9 Труд кузнеца был всегда востребован в обществе, где большое бытовое значение придавалось металлической, в основном медной посуде. Котлы ценились очень дорого; они входили в обязательную часть приданого, брачного выкупа (калыма), ими же уплачивали штрафы, виру. Большие котлы, используемые для варки мяса жертвенных животных, вмещали целые туши бычков или нескольких туш овец, находились во владении целой фамилии и хранились в доме старшего рода (напр., Деккушевых). Таковым, например, был медный кованый казан рода Шамановых, в который вмещалось одновременно туша быка и овцы. Такие котлы изготовлялись из отдельных кусков, склепанных между собой медными заклепками. При разделе большой семьи медный котел подвергался дележу путем разрезания на отдельные куски. Например, из казана рода Шамановых было изготовлено 6-7 маленьких казанников.

11 Древесное дело В хозяйственной жизни важнейшее место занимала обработка дерева, имевшая древнюю основу и традиции. В первую очередь оно было связано с тем, что именно дерево выступало основным строительным материалом (при возведении как жилых, так и хозяйственных построек). Не только мастера по дереву, но и почти каждый хозяин дома имел представление о свойствах различных видов дерева, времени заготовки их для хозяйственных нужд. Без дерева немыслимы были и предметы домашнего обихода: кровати, столики, посуда, утварь. Деревянная посуда и утварь всецело отвечали характеру скотоводческого хозяйства, она не билась и была удобной в горных кочевых условиях. Основная часть их изготовлялась пастухами и чабанами в период их пребывания на кошах. Из дерева мастерили люльки, делали гребенки, цедилки, сита, ящики для хранения зерна и муки, сундуков и сундучков.

16 Узорное плетение Обязательно надо сказать об узорном плетении. Его применяли во многих областях быта. Скажем, в архитектуре жилища, хозяйственных построек, ограды, которые плели из лозы. Из лозы же да еще куги, камыша, кукурузных стеблей делали предметы домашнего обихода, например, корзины для фруктов и зерна, отличающиеся красотой формы и многообразием фактур. Но вершина кабардинского плетения узорные циновки- арджаны, в которых способность народа к художественному творчеству проявилась с поразительной силой. Несмотря на то, что циновки плетутся из одной куги, с помощью простейшего инструмента, на основе примитивной технологии, они свидетельствуют о высокой культуре композиционного и орнаментального мышления мастериц, тонком чувстве цвета, способности решать сложные пространственные задачи. По своему назначению арджаны делились на несколько групп: коврики для украшения жилищ, молитвенные намазлыки, погребальные циновки. Каждый тип содержал характерные орнаментальные мотивы, отличался определенными пропорциями и формой.

20 Камнерезное дело В системе прикладных народных искусств оно занимало почетное место, в особенности – в эпоху проникновения в горный край культурного влияния мусульманского Востока. Речь, прежде всего, идет об изготовлении надмогильных каменных стел. Пространство таких плит, вытесанных из местных пород камня, покрывалось вязью арабографичных письмен, резным растительным и геометрическим декором (зачастую довольно плотным). Использовались не только трафареты, привнесенные с Востока (как правило, через Дагестан), но и авторские задумки мастеров резьбы по камню, воплощавшие замысел техникой контурной и рельефной резьбы. В таком же стиле нередко оформлялись и семейные каменные коновязи, на которых были высечены фамильные тамги, иногда – даже родословия. Собственно камень использовался в строительном деле – при возведении сторожевых башен, усыпальниц, фундаментов домов и др. Мастера-камнетесы изготовляли жернова для многочисленных водяных мельниц, жернова для размалывания смеси при изготовлении пороха, ручные мельницы, разнообразные ступы.

22 Косторезное ремесло Вспомогательное значение имело косторезное ремесло, обработка рога. Археологические находки костяных предметов (пряслиц, гребней, ножей для шлифовки изделий, иголок, охотничьего инвентаря и др.) свидетельствуют о развитости этого дела. На обработку шли кости и рога диких и домашних животных. Из них вырезались ложки, наборы для поясов, газыри для черкесок, пороховницы. Рог и кость находили применение в седельном производстве; костяными ручками снабжались ножи. Известны и костяные наконечники стрел. Козьи рога использовались для изготовления наконечников деревянных вил, а также вешалок. Из берцовой кости делали мочеводные трубки для люлек грудных детей. Овечьи бабки использовались для игры в альчики. Из кости изготовляли игральный волчок. Отметим, что изделия из рога и кости в торговлю не поступали, но сырье (особенно рога) охотно реализовывалось торговцам из Южного Кавказа.

25 Охотничий промысел В жизнеобеспечении кабардинцев и балкарцев охотничий промысел занимал особое место. Археологические находки костей промысловых животных свидетельствуют, что объектом охоты древних были горные козлы, олени, косули, кабаны, медведи, лисы, зайцы, волки, куницы. Охотились горцы и на зубров, которые в изобилии водились в верховьях Кубани. До распространения огнестрельного оружия охотились при помощи лука и стрел. В фольклоре упоминается специальная охотничья обувь с шипами. В охотничье практике издревле бытовали ловушки и западни.

27 В советское время характер домашних промыслов и ремесел кабардинцев и балкарцев коренным образом изменился. Это является следствием глубочайших изменений в их хозяйстве и быте. Развитие промышленности и возросшие экономические связи с другими народами Советского Союза расширили возможности получения фабрично-заводских изделий. Распространение в быту городской одежды из фабричных тканей свело до минимума работу женщин по изготовлению изделий из шерсти, овчины и кожи. Особенно сократилась обработка кожи: самодельная кожаная обувь встречается очень редко. Из шерсти домашним способом делают шляпы, бурки и очень редко сукна. Способы их изготовления целиком традиционны. В связи с тем, что тулуп и бурка стали в настоящее время профессиональной одеждой колхозных пастухов и табунщиков, в ряде колхозов выделены наиболее опытные женщины, которые изготовляют эти предметы из колхозного сырья, за что им начисляются трудодни. Так же дело обстоит и с колхозными шорниками, седельщиками, плотниками. Из последних часто составляется строительная бригада колхоза. Все эти мастера сохраняют в основном старую технику и навыки, кроме плотников и столяров, в обиход которых вошли более совершенные инструменты: топор русского образца, пила, рубанок и др.

28 Употребление деревянных изделий сейчас резко сократилось. Исчезают самодельная деревянная посуда и сельскохозяйственные орудия, покупается готовая фабричная мебель. В связи с этим уменьшился и объем работы деревообделочников. Кроме плотничных работ, связанных с постройкой жилища, плотники занимаются изготовлением и ремонтом арб и телег. Производство седел почти целиком перешло в артели, работающие в городах или районных центрах крупных селениях. Там же изготовляют сбрую, а иногда и нагайки. В Нальчике существует шорно-седельная фабрика, изготовляющая седла, как обычные кавалерийские, так и кабардинского типа. В домашнем быту сохранилось плетение циновок из камыша. Оно распространено неравномерно, так как не везде имеется камыш. Занимаются плетением циновок по- прежнему женщины, между делом, для себя или на продажу. Из того же материала плетут кошелки для провизии. Во многих селениях существуют кооперативные швейные мастерские, где работают, как правило, женщины. В ряде районных центров имеются промкомбинаты с швейными, сапожными, слесарными и другими мастерскими.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Одежда кабардинцев и балкарцев

Одежда кабардинцев и балкарцев

Кабардино-Балкария – многонациональная республика. На ее территории, составля.

Кабардино-Балкария – многонациональная республика. На ее территории, составляющей 12,5 тыс. км2, проживают более 100 национальностей: кабардинцы, балкарцы, русские, осетины, украинцы, корейцы, татары, евреи и т.д. Население – 901 200 человек. В республике 165 населенных пунктов, в том числе 8 городов: Столица – Нальчик; Прохладный и Баксан – города республиканского подчинения; Чегем, Майский, Нарткала, Терек, Тырныауз – города районного подчинения; 10 районов: Баксанский, Зольский, Лескенский, Майский, Прохладненский, Терский, Урванский, Чегемский, Черекский, Эльбрусский. На протяжении веков наши народы жили на территории республики в дружбе и согласии. История нашей Кабардино-Балкарии полна как ярких страниц, связанных с ратными и трудовыми совершениями, так и драматических моментов, свидетельствующих о тяжелых и трагических испытаниях, через которые им доводилось пройти. Чтобы понять происходящее, необходимо знать прошлое, историю своего края, своего народа. Нас всех, как взрослых, так и детей, формирует прошлое и настоящее как нашего отечества, так и всего человечества. Каждому человеку важно установить свою причастность к роду, нации, человечеству, помнить, что он живет в мире, где прошлое ощутимо действует, косвенно влияя на настоящее.


Мужская одежда кабардинцев и балкарцев была в основном однотипна. В значитель.

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась она из местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счет развитых торговых связей. Основными частями мужской одежды кабардинцев и балкарцев были бешмет и особой формы штаны.

Полный костюм горца включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмет.




Теплой верхней одеждой у кабардинцев и балкарцев была шуба, которую шили из о.

Теплой верхней одеждой у кабардинцев и балкарцев была шуба, которую шили из овчины, а лучшие – из шкуры баранчиков и даже ягнят. Такие шубы назывались шубами из курпея. По покрою шуба отличалась от черкески только тем, что ее кроили без грудного выреза. Она имела небольшой стоячий воротник, который, как и полы, и рукава, оторачивался снаружи узкой меховой полоской из овчины молодого барашка. Шуба, как и черкеска, бешмет, застегивалась на 5-6 тесемочных пуговиц и петель. У нее был большой запах.

Верхней одеждой была и бурка. “Без нее, – писал Б.Е.Хижняков, – немыслимо пре.

Верхней одеждой была и бурка. “Без нее, – писал Б.Е.Хижняков, – немыслимо представить себе горца-мужчину”. Бурку надевали в любое время года, отправляясь в поле, на базар, в другое селение и т.д. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Она укрывала и всадника, и его лошадь от дождя, легко переворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду ее свертывали валиком и привязывали к седлу. Бурки делались из черной шерсти.

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде.

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период – шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.

Обувь кабардинок и балкарок в основном была самодельной и во многом сходной с.

Обувь кабардинок и балкарок в основном была самодельной и во многом сходной с мужской. Это войлочные и сафьяновые носки, чувяки, башмаки, отличавшиеся от мужских большей нарядностью и вышивками. Их надевали на шерстяные чулки, изготовленные самими женщинами. Вязаные чулки и носки женщины часто делали разноцветными (белые с черным, коричневым, серым и т.д.). Войлочные и сафьяновые носки, в основном, носили женщины старшего возраста, надевая на них сафьяновые чувяки. Девушки и молодые женщины поверх чулок и носков надевали красиво расшитые, иногда украшенные галунами сафьяновые чувяки. Повседневной обувью считались и сафьяновые башмачки, ничем не отличавшиеся от мужских. В горной Балкарии женщины зимой носили чувяки из сыромятной кожи. В Кабарде, а частично и в Балкарии, женщины носили обувь с каблуками на деревянной подошве без задников и с вышитым кожаным носком, которая была домашней обувью.

Женская одежда кабардинок и балкарок имела много общего с мужской, что свидет.

Женская одежда кабардинок и балкарок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Одежда женщин была изящной, удобной, разноцветной, в отличие от мужской. Дело в том, что мужчины вовсе не носили одежды с красным цветом. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. С раннего детства вырабатывалась правильная, стройная фигура. Для этой цели использовались всевозможные приспособления и средства. При этом учитывались физиологические особенности и физические возможности каждой девочки, нисколько не влияя на ее здоровье. В частности, девушка до ее замужества не имела права спать в мягкой постели, питание было ограничено. Исключались фактически из рациона ее питания те продукты, которые способствовали ожирению. Кстати сказать, этого придерживались и мужчины.

В воспитании девушек, в отличие от юношей, соблюдался принцип социальной прин.

В воспитании девушек, в отличие от юношей, соблюдался принцип социальной принадлежности. Как писал И. Бларамберг в своей работе “Кавказская рукопись”: “Чтобы сохранить у девушки фигуру, в княжеских и дворянских семьях в возрасте от 10 лет одевают на бюст корсет, который остается на ней до первой брачной ночи, когда ее избранник вспарывает его кинжалом. Корсет делают из кожи или сафьяна, он снабжен двумя деревянными дощечками на груди, которые своим давлением на грудные железы мешают им развиваться; считается, что эта часть тела – атрибут материнства, и молодой девушке зазорно позволять видеть его. Корсет также сжимает очень плотно весь стан от ключиц до пояса благодаря веревке, которая проходит через дырочки в корсете (иногда для этих целей используются серебряные крючки); девушки носят этот корсет даже ночью и снимают его только тогда, когда он износится, и то лишь для того, чтобы немедленно заменить его новым, таким же тесным. Таким образом, получается, что девушка в день свадьбы имеет такой же бюст, какой она имела в возрасте десяти лет; в остальном прекрасная фигура сохраняется благодаря скромной жизни и частым упражнениям на воздухе, так что даже крестьянские девушки сохраняют стройную фигуру, хотя они вовсе и не носят кожаных корсетов”. Бларамберг также отмечал, что “девушки имели право пользоваться своеобразной косметикой. В частности, они могли красить себе ногти темно-красной краской, которую черкесы добывали из цветка”. Этой “свободы” в ухаживании за своим внешним видом, которая была в далеком прошлом у кавказских девушек, не было у многих народов, в том числе в Европе. При этом надо иметь в виду, что это имело место тогда, когда мировая цивилизация не достигла таких высот в косметике. Тот же Бларамберг отмечал, что “первый вид одежды более легок и красив, поскольку он обрисовывает стройную и гибкую фигуру и соблазнительные формы, которыми так гордятся девушки”.


Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье повер.

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с 10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотных тканей – тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика: постепенно от него остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.

Пожилые женщины носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько.

Пожилые женщины носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др. Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.

Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же матер.

Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску. Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукаву пришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такое платье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длинным широким рукавом до кисти.

Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин.

Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать.


Весьма важную роль в одежде кабардинок и балкарок играл пояс. Его надевали по.

Весьма важную роль в одежде кабардинок и балкарок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. У женщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или просто широким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних лет носили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, а наполовину – из серебра, с пряжками различных видов.

Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировк.

Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Их изготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряный пояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают 100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты, кольца, часы на длинной цепочке.

Элементы женского костюма

Элементы женского костюма

Элементы женского костюма

Элементы женского костюма

Традиционный национальный костюм кабардинок и балкарок, как и мужской, – не с.

Традиционный национальный костюм кабардинок и балкарок, как и мужской, – не случайный набора отдельных вещей. Каждая часть костюма строго подбиралась по покрою, украшениям и особенно цвету. Вполне понятно, что мужская одежда была строже, скромнее женской. Женская одежда – более живописна. Основной упор делался на линию узора, обычно светлого на темном фоне. В орнаменте вышивки и ювелирных изделий много общего, для него характерно чувство формы вещи.

По горскому обычаю девушки и молодые женщины в холодное время года не носили.

По горскому обычаю девушки и молодые женщины в холодное время года не носили никакой теплой одежды, а могли лишь надеть второе стеганое платье или накинуть на плечи платок. Замужние женщины постарше могли носить распашную одежду, простеганную тонким слоем шерсти или ваты. Богатые кабардинки и балкарки иногда надевали бархатные, отороченные полоской меха шубки без застежек, носившиеся не столько для тепла, сколько для красоты. Подбивали их беличьим мехом, а иногда просто подшивали подкладку.

Пожилые женщины, особенно в горных районах, носили и овчинные нагольные шубы.

Пожилые женщины, особенно в горных районах, носили и овчинные нагольные шубы. Принятые у горцев ограничения в ношении теплой одежды девушками и молодыми женщинами губительно отзывались на их здоровье, но поддерживались мусульманским духовенством, так как это препятствовало появлению женщин вне дома.

Важной частью женской одежды были головные уборы, в которых прослеживаются во.

Важной частью женской одежды были головные уборы, в которых прослеживаются возрастные различия и изменения в семейном положении кабардинок и балкарок.


Только с появлением на свет первенца (сына или дочери) молодая мать официальн.

Только с появлением на свет первенца (сына или дочери) молодая мать официально снимала свою свадебную шапочку (дыщэ пыIэ – дословно “золотая шапочка”) и вместо этого надевала платок (щхьэншокъу) с завязанными спереди надо лбом концами. Это означало, что невестка теперь стала полноправным членом рода ее мужа.




Национальная одежда выражает вкус ее создателей, их эстетические идеалы. Это.

Национальная одежда выражает вкус ее создателей, их эстетические идеалы. Это овеществление народного опыта и ценное культурное наследие.

Как было сказано выше, Северный Кавказ является одним из регионов нашей планеты, где люди живут с древнейших времен, а именно с периода палеолита (древ­некаменного века). Его богатая флора и фауна всегда привлекала людей. Особенности рельефа, природно-кли­матических условий и местоположение края на перепу­тье между Европой и Азией, на границе степей, служив­ших в течение тысячелетий торной дорогой кочевников, двигавшихся с востока на запад и с севера на юг, оказа­ли решающее воздействие на формирование этническо­го состава края. Археологические материалы, найденные в различных районах края, свидетельствует о том, что, как и в других регионах планеты Земля, на ранних эта­пах истории Северного Кавказа, т. е. в эпоху палеолита, жилищем древнейшему человеку служили главным об­разом естественные пещеры и скальные навесы. Наря­ду с пещерами и скальными навесами были и прими­тивные, используемые человеком укрытия, типа шалаша и навеса, которых в горах было множество.

Временные стойбища, пещеры и легкие наземные шалаши и навесы были характерны для Северного Кав­каза вплоть до последнего этапа палеолита (верхнего па­леолита - 40-12 тыс. лет до н.э.).

крыты стоянки с наземными постройками прямоуголь­ной формы, сооруженные из жердей и прутьев, обмазан­ных снаружи глиной (турлучная техника). При этом в Долинске стены были выстроены из двух рядов плетня, засыпанных внутри землей вперемешку с рубленой со­ломой, В каждом жилище имелись очажные ямы и ямы для хранения зерна. Жилища были расположены на не­котором расстоянии одно от другого без какого-либо за­метного порядка.

К периоду неолита относятся во многом еще пред­ставляющие загадку своеобразные; каменные погребаль­ные домики-дольмены, встречающиеся в большом числе в различных районах Северного Кавказа. По своему на­значению дольмены - это действительно специфические культовые погребальные сооружения, по в некоторых,сво­их чертах они отражают форму жилища оставившего их населения. Особенностями жилой архитектуры подска­заны, по-видимому, двухкамерная планировка некоторых дольменов и устройство входных отверстий, образован- ных.выступами боковых стен и нависающей сверху пли­той перекрытия, напоминающей козырек, - все это как бы имитирует устройство цавесов-гадерей перед входом в жилшце, столь характерных для архитектуры юясных районов.

В условиях распада патриархально-родовых устоев и постоянных вторжений кочевых скифских, сарматских и иных племен возникла объективная необходимость со­здания укрепленных поселений, которые были обнесены

высокими земляными валами и рвами. Поверх валов на некоторых городищах имелись дополнительные укреп­ления, Которые состояли из двух рядов плетня, засыпан­ного внутри землей. Они предназначались для сдержи­вания конницы нападавших. В других случаях вокруг поселений'возводили более надежные стены из камня. Укрепленные городища и турлучные дома с основой из двух или одного ряда плетня либо из связок камыша были обнаружены во многих местах проживания ады­гов. Многие из домов на городищах Таманского полуост­рова были покрыты Обожженной черепицей." Это-говорит о влиянии греческих Городов-колоний Боепорекого цар­ства и существований оживленных торгово-экономиче­ских связей между греческими поселенцами и адыгски­ми племенами. По мнению авторитетных ученых, о гре­ческом влиянии на последних говорит и тот факт, что адыги также использовали в скифо-еарМатский период в качестве кладочного материала сырцовый (саманный) кирпич.

Адыгская родо-илеМеННая знать ПОД влиянием гре­ков строила свои дворцы и замки из тесаного и колото­го камня. Были обнаружены дворцы площадью более 458 кв. м, где были полы; выложенные каменными пли­тами, и внутренние дворики с Колодцами; Даже в период средневековья у адыгских племен еще встречались ка­менные укрепления и замки, с помощью которых адыги отстаивали свою независимость.

Жилище из камня в раннем средневековье бытовало во многих регионах проживания адыгов. Один такой дом был раскопан Б. Е. Деген-Ковалевским на городище (къалэжь.- К. У.) VI-VIII вв. у современного селения Заюково Баксанского района КБР. Постройка имела пло­щадь около 60 кв. м, стены его, сложенные насухо из булыжника, снаружи были обмазаны известью, смешан­ной с глиной, пол был выложен галькой и щебпем. Жи­лище состояло из двух или трех ЖИЛЫХ помещений, в большем из которых, у задней стены, Находился углуб­ленный очаг, обложенный керамической плиткой. Дру­гой очаг находился в меньшей комнате. Кроме этого, во дворе неподалеку от жилища обнаружена яма-почь в фор­ме усеченного конуса, обращенного широким основани­ем вниз. Глубина ямы ~ 1,5 м. Б. Е. Деген-Ковалевекий сравнивает ее с закавказским тондыром. Ближайшее жилгаце от этого дома находилось на расстоянии 100 м, что свидетельствует о свободной, разбросанной планиров­ке всего поселения1. Но следует отметить, что некото­рые исследователи (Е. И. Крупнов и JI. И. Лавров) до­пускают существование каменных домов в местах про­живания адыгов еще в эпоху бронзы.

Уровень зодчества не был одинаковым у народов Се­верного Кавказа, даже у самих адыгских племен. Более высокого уровня достигли те адыгские и другие мест­ные племена, которые непосредственно соприкасались с греческими колониями; напротив, предки адыгов, даже их соплеменники, которые проживали в горной полосе, не достигли Такого уровня в строительном деле. Если еще в античную эпоху у многих племен — предков ады­гов, которые проживали в равнинной и предгорной части Северного Кавказа, имелись постоянные постройки и жилища, то в эту же пору, в непосредственной близости от них, в степных районах обитали бесчисленные орды кочевников: скифов, сарматов (в т. ч. алан), булгар, хазар и множество других кочевых племен, у которых бытова­ли совершенно другие формы передвижного жилища. Это имело место до тех пор, пока они не перешли к осед­лому образу жизни и многие из них не смешались с местными племенами. В частности, у скифов и сарматов- алан была распространена в качестве жилища передвиж­ная кибитка на колесах.

В период средневековья у адыгов бытовали в каче­стве жилшца круглые хижины с плетеными цилиндриче­скими стенами, обмазанными глиной, с конусообразной, покрытой соломой крышей. Петр Симон Паллас (1741- 1811) в своей работе «Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. & писал, что черкесы занимают место для поселения сле; дующим образом: когда поблизости нет воды, они про­водят ее к себе из наиболее близкого ручья по каналу, устраивая маленькие плотины, которые строят с таким же искусством, как крымские татары. Они строят свои дома близко один к другому, одним или несколькими кругами или четырехугольниками, таким образом, что внутреннее пространство представляет собой общий скот­ный двор, имеющий лишь одни ворота, а дома, окружаю­щие его, служат как бы для его охраны. Дом узденя (или князя), обычно стоящий особняком, заключает в себе ряд отдельных четырехугольных помещений. В отличие от многих народов, особенно кочевников, адыги большое внимание обращали вопросам личной гигиены. Они стро­или специальные туалеты. Паллас также писал, что они строили уборные, рассеянные в поле, вырытые в земле под глиняными хижинами круглой формы. Он далее пи­шет, что дома представляют собой удлиненные четырех­угольники от 4 до 5 сажен длины и немного более полу­тора сажен ширины, плетеные из ветвей, густо обмазан­ных глиной. Крыши плоские, сделанные из легких стропил и покрытые камышом.

Археологическими раскопками, проведенными на тер­ритории Кпбарды и Черкесии, открыто более 120 ранне- средневековых городищ, окруженных в свое время мощ­ными земляными валами и каменными стенами. Боль­шая часть раннесредневоковых городищ была уничтожена в XIII-XIVbb. Они переживают даже короткий период расцвета, но в позднем средневековье жизнь замирает и в них, после того как вместе с падением Золотой Орды в Предкавказье исчезает централизованная власть и воца­ряется хаос феодальной раздробленности и анархии *. Иными путями развивалось жилищное строительство в горах, в т. ч. в Хуламсгсом, Безенгийском, Черекском уще­льях Балкарии. Здесь от внешних врагов начинают спа­саться за стенами своего жилища, которое постепенно приобретает черты укрепления. И в этот период дере­вянное'зодчество постепенно вытесняется каменным. При этом каменные укрепления и башни строились таким образом вдоль по ущелью, чтобыс каждого замка можно было увидеть сигналы. Подобные башни встречались реже в Чегемском и БаксаНском ущельях и Карачае. Исто­рия поселений и жилищ, Как и всей материальной куль­туры народа,— это его история. Значительное влияние на материальную культуру (в т. ч. поселения и жилища) оказывают социально-экономические условия жизни на­рода и географическая среда, где проживает тот или иной народ . В зависимости 6т этих условий и под воздействи­ем внешнего фактора (нападение нрншлых племен) посе­ления и жилища адыгов и балкарцев на протяжении веков претерпевали изменения.

Крупные полигенные поселения имели место и в бал­карских обществах. Об этом свидетельствует тот факт, что в середине XIX в. в некоторых балкарских селениях насчитывалось в среднем 50-80 дворов. Это подтвержда­ют и народные предания, согласно которым основателя­ми большинства балкарских селений выступают одно­временно несколько фамилий. Так, например, основате­лями селения Эски Безенги (Старое Безенги) считаются четыре фамилии: Холамхановы (две семьи), Чочаевы, Ба­каевы, Боттаевы (последние три ио одной семье); перво­поселенцами в сел. Булунгу в Чегемском ущелье были фамилии Акаевых и Таппасхановых и т. д.1.

Большинство балкарских селений в ущельях распо­ложено террасообразно. Это объясняется недостатком земли. В XIX - начале XX в. в более крупных балкар­ских населенных пунктах, как и в кабардинских, сохра­нялось деление на кварталы (тийре), каждый такой квар­тал имел даже свое кладбище. Одно из отличительных черт названий балкарских населенных пунктов то, что большинство из них, за исключением сел. Жабоево, Гла- шево, Темирхановское и Урусбиево, не носили названия своих владельцев, как это имело место в Кабарде. Это говорит о меньшей степени феодализации Балкарии в конце XIX в., нежели в Кабарде.

Древнейшими типами балкарских жилищ являлись постройки пещерного типа и ямы с невысоким обрамле­нием из камня, у которых были деревянно-земляные крыши. Они сохранились вплоть до 80-х гг. XX в. в Верх­нем Хуламе, Булунгу и да- населенных пунктах.

Кабардинцы и балкарцы уделяли исключительно боль­шое внимание внутреннему убранству своего жилища. Они их содержали в чистоте, каждая вещь в помещении имело свое место. Строш осуждалась старшая женщина семьи, у которой наблюдался беспорядок в доме. Девочек с раннего возраста приучади быть опрятными и чистоп­лотными везде. Многие иностранные и русские авторы с восхищением говорили о том, как кабардинцы и балкар­цы содержали свои жилища и как соблюдали личную гигиену.

Одежда адыгов и балкарцев

На протяжении тысячелетий менялся образ жизни, человек шаг за шагом осваивал природу и лучше позна­вал самого себя, совершенствовал орудия труда, обустраи­вал свою жизнь. Словом, совершенствовался сам человек, его интеллект и одновременно совершенствовалось ка­чество его жизни. Одежда как важнейший элемент материальной культуры всегда стояла в центре внима­ния самого человека, ибо она является весомым показа­телем уровня жизни. На протяжении всей истории че­ловечества она постоянно менялась, что всегда зависело от природно-климатических условий жизни того или ино­го народа. Одеяние также должно соответствовать усло­виям его жизни, т. е. образу жизни. Одежда того или иного народа - это его образ жизни, образ мышления, даже, если угодно, его философия. Как не похожи один на другой народы, так же различается их национальная одежда. Но чтобы в одной географической среде у раз­личных народов ~ почти единая форма национальной одежды. (!)

Много общего в материальной культуре, в т. ч. и в форме национальной одежды(кабардинцев и балкарцев. Они всегда уделяли большое внимание своему внешне­му виду. Всегда старались выглядеть опрятно, быть чис­то, красиво и удобно одетыми. Каждый народ создавал свою национальную форму одежды в зависимости от рода его трудовой деятельности. Поэтому у горцев Северного Кавказа одежда в основном однотипна. Если взять ады­гов и балкарцев, мужская одежда у них в основном оди­накова. Одним из важнейших компонентов мужской верхней одежды адыгов и балкарцев была бурка. Она защищала человека от холода, снега, ветра и дождя. Во многих случаях служила ночью одеялом/По настоящее время ее носят многие животноводы. Она очень удобна в походных условиях, в горах - легкая и теплая. Словом, незаменимая вещь в; пути, когда человек вне домашних условий. Были бурки для пеших и для всадников. Как правило* для пеших бурка была более короткой, чтобы не мешала ходьбе. Носили ее на левом плече, чтобы разрез приходился на правую сторону и цравая рука могла сво­бодно двигаться. В случая сильного ветра и в пути на коне буркой накрывали обе руки. Бурка получила ши­рокое распространение не только среди адыгов, балкар­цев и остальных горцев Северного Кавказа, но и среди казачества. Бурку е удовольствием носили многие рус­ские генералы и офицеры; многие европейцы, которые бывали на Северном Кавказе, отмечали, что без бурки невозможно представить себе горца-мужчину, Ее наде­вали в любое время. Летом она спасала от жары; Она укрывала не только всадника, но и лошадь. В случае не­обходимости ее свертывали в виде цилиндрического ва­лика и привязывали к задней луке седла с помощью специальных ремешков.

Учитывая, что бурка получила широкое раепростра-

Позднее, когда газырницы прочно заняли свое место на груди черкески, их стали делать из той же ткани, что и черкеску. Число гнезд для газырей доходило до 12 шт. с каждой стороны груди. Праздничные черкески в XVHI ~ первой половине XIX в. адыги шили из покуп­ного сукна разных цветов. А обычные черкески - из черного, бурого, серого домотканого сукна с более широ­кими рукавами[33]. Зажиточные слои населения предпо­читали черкески белого цвета, а крестьяне — темного. Длина черкески в основном была ниже колен. Разуме­ется, по своему качеству черкески князей и дворян отли­чались от крестьянских. Еще проще был материал, из которого шили черкески соседние народы.

/Нательная одежда адыгов и балкарцев была практи­чески одинаковой. Это были рубахи и кальсоны/! Рубаху шили из фабричного белого материала. Она имела туни­кообразный покрой и стоячий воротник. Кальсоны шили широкими и просторными, чтобы они были удобными для верховой езды или быстрой ходьбы.

Верхние штаны шили в основном из домотканого сукна или плотной ткани фабричного производства. Цвет их был темный. Балкарцы часто шили их из овечьей шкуры. Но уже в начале XX в. у зажиточных людей появляются брюки-галифе. В этот же период появляют­ся первые пальто фабричного производства. А солдаты Первой мировой войны привезли первые шинели.

Г Очень распространенной верхней мужской одеждой адыгов и балкарцев являлась шуба из овечьей шкуры/ Шуба, как и черкеска, рубашка, бешмет, застегивалась на 6-6 тесемочных пуговиц и петель, а с XX в. - и с помо­щью металлических крючков и петель. Часто шубы шили с суконным верхом из домотканого или фабричного сук­на. В качестве головного убора в летнее время адыги и балкарцы носили войлочную шляпу с широкими поля­ми и разного цвета,/ Зимой и в осенне-весеннее время надевали шапку - папаху из овчины^В XIX - начале XX в. они имели различную форму. Наиболее распространен­ным цветом мужской шапки был черный, но были и белого, и серого цвета.

Е. Вейденбаум в 80-х гг. отмечал, что «все горцы Северного Кавказа, а за ним

Республика Кабардино-Балкария - субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Флаг Кабардино-Балкарской Республики представляет собой полотнище, состоящее из 3-х равновеликих горизонтальных полос: сине—голубой, белой и зелёной. В центре полотнища круг, разделенный на сине-голубое и зеленое поля, посередине белое изображение Эльбруса. Эльбрус — высочайшая вершина Кавказа, России и Европы, символ балкарцев. Его стилистическое изображение присутствует на национальном флаге.

Файлы: 1 файл

Кабардино-Балкария.docx

РЕСПУБЛИКА КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

Выполнила студентка группы И5М

Республика Кабардино-Балкария - субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Флаг Кабардино-Балкарской Республики представляет собой полотнище, состоящее из 3-х равновеликих горизонтальных полос: сине—голубой, белой и зелёной. В центре полотнища круг, разделенный на сине-голубое и зеленое поля, посередине белое изображение Эльбруса. Эльбрус — высочайшая вершина Кавказа, России и Европы, символ балкарцев. Его стилистическое изображение присутствует на национальном флаге.

Герб Кабардино-Балкарской Республики представляет собой изображение золотого (жёлтого) орла в червленом (красном) поле щита; глаз орла — лазоревый (синий, голубой). На груди орла — малый пересеченный щит, вверху — изображение серебряной (белой) горы о двух вершинах в лазоревом (синем, голубом) поле, внизу — золотой (желтый) трилистник с продолговатыми листами в зеленом поле.

Столица Кабардино-Балкарии-Нальчик. Свое название город получил от горной реки Нальчик, протекающей по его территории. Нальчик в переводе с кабардинского и балкарского языков означает подкова, так как географически город расположен в полукруге гор, напоминающем подкову. Подкова и стала эмблемой города. Граничит со Ставропольским краем на севере, Северной Осетией и Грузией на юге, Карачаево-Черкесией на западе.

Язык: Государственные языки Кабардино-Балкарии – кабардинский (кабардино-черкесский), балкарский (карачаево-балкарский) и русский. Кабардино-черкесский язык - относится к абхазско-адыгской группе кавказских языков. Один из официальных языков Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

РЕЛИГИЯ: По вероисповеданию кабардинцы и балкарцы — мусульмане-сунниты. В Кабардино-Балкарии основными конфессиями являются - мусульманская и христианская (православного и протестантского направления). Древнейшей формой религии как у кабардинцев, так и у балкарцев, было язычество, с его непременными атрибутами - многобожием, почитанием "священных мест", культом природных стихий, верой в загробную жизнь, культом предков и др. В X в. здесь распространяется христианство, проникшее из Византии, однако христианство в значительной степени сочетается со старыми, языческими представлениями. Ислам на территорию Кабардино-Балкарии начинает проникать к XIV веку. Об этом свидетельствуют руины Нижне-Джулатской кирпичной мечети XIII-XIV в. с остатками минарета и погребальным склепом под полом, значительные размеры которой позволяют считать ее соборной. В XVIII в. ислам стал господствующей религией кабардинцев. Широкое распространение ислама в Балкарии произошло позже, XVII -XVIII вв. Ислам наслаивается на пережитки язычества и христианства. С первой половины XIX в. ислам становится основной религией балкарцев и кабардинцев.

По своему облику балкарцы и карачаевцы очень близки с горными осетинами и северными грузинами. Это обстоятельство следует учесть, так как тюркский язык балкарцев и карачаевцев дал основание многим исследователям считать их прямыми потомками монголов, пришедших на Кавказ с Востока. Анализ антропологических признаков балкарцев и карачаевцев, проведенный экспедицией Института экспериментальной морфологии Академии наук Грузинской ССР, исследования В. П. Алексеева и других авторов показали, что монголоидные элементы среди представителей карачаевского и балкарского народов отсутствуют.

Архитектурные и археологические памятники

На территории Кабардино-Балкарии найдены остатки плетнёвых жилищ и керамики, начиная с эпохи неолита и ранней бронзы (нальчикские курганы), украшения из металла, относящиеся к кругу кобанской культуры и культуры скифо-сарматов. Сохранилось много разновременных курганов, могильников, склепов (подкурганная гробница близ г. Нальчик, 3-е тыс. до н. э.). Среди последних: городище Нижний Джулат , существовавшее с начала н. э. по 14 в. включительно (остатки большой мечети, начало 14 в. и др.), раннесредневековое городище Лыгыт (близ с. Верхний Чегем) с комплексом оборонительных сооружений позднего средневековья. В высокогорных районах сохранились руины позднесредневековых крепостных комплексов, возведённых в неприступных местах (на склонах, уступах, вершинах гор), суровых и лаконичных по архитектуре: крепости Тотур-Кала и замка Джабоевых на правом берегу р. Черек, крепостей Болат-Кала, Малкар-Кала в Черекском ущелье, замка на горе Курноят-Баши, 3-ярусного комплекса Зылги (т. н. замок Борзиевых) в Балкарском ущелье и др. Величественны укрепленные башни: башня Абая близ бывшего аула Куннюм, относят к концу 16 — начало 17 вв.; башня Балкаруковых в с. Верхний Чегем, (датируют второй половиной 17 в., башня Ак-Кала (17—18 вв).

Распространены каменные наземные склепы-мавзолеи 14—19 вв.: прямоугольные в плане с высокой двускатной крышей, круглые и многогранные с конусообразной крышей. К 1785 относятся триумфальные ворота в станице Екатериноградской (реставрированы в 1847 и 1962).А так же склепы (кешене) в Верхнем Чегеме

Традиционная одежда:

Традиционная одежда северокавказского типа. У мужчин — нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, чекмень, подпоясанный узким ременным поясом, на котором висело оружие; шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили туникообразные рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.

Традиционная пища:

Основа питания — мясо-молочная и растительная. Традиционные блюда — варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира (джёрме), заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), йогурт (джуўурт айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепeшки (гырджын) и пироги (хычын) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорпа), среди лакомств — различные варианты халвы. Напитки: молочные — кефир и айран, праздничные — буза и пиво (сыра), повседневные — чай из кавказского рододендрона.

Празднично-торжественные случаи: и исполнение различных обрядов, отличались большими пиршествами, для которых готовились разнообразные кушанья и напитки. Кабардинцы и балкарцы торжественно отмечали рождение ребенка, в особенности мальчика, - продолжателя рода. Устраивали эти празднества его дедушка и бабушка или дяди и тети. Они сообщали всем родственникам о дне праздника. Семья же начинала готовить национальный напиток - бузу (махъсыма, боза), жарили лакумы, резали кур, барана и т.д. Готовили национальную халву (хьэлыуэ). Определенного срока проведения этих праздников не было. Он мог быть устроен в первые дни после рождения ребенка, или приурочен к обряду завязывания ребенка в люльк. Родственники приносили на праздник: корзину лакумов, живых и забитых кур, приводили живого барана.

Важнейшей частью этого праздника являлось жертвоприношение в честь Бога. Человек, которому доверяли зарезать барана или быка говорил специальные слова: чтобы Бог сделал мальчика крепким, сильным, продлил его жизнь и т.д. В день такого праздника устраивалось состязание. Во дворе вкапывался столб с перекладиной. На перекладине подвешивали круглый копченый сыр. По хорошо промасленной кожаной веревке соревнующиеся должны были добраться до сыра и откусить кусочек. Победителя ждал приз.

Кабардинцы и балкарцы обучали своих детей умению готовить пищу. Девочек с ранних лет учили помогать матери убирать комнату, мыть и приводить в порядок кухонную посуду, помогать в приготовлении пищи, самим готовить ее. В обязательный кодекс воспитания девочек входило знание всех национальных блюд, способов их приготовления, порядка их подачи на стол. О девушке судили не только по ее внешности, но и по ее воспитанности, умению заниматься рукоделием, готовить вкусную пищу. Умению готовить пищу учили и мальчиков.

Кабардинцы и балкарцы всегда отличались умеренностью в еде. Совершенно недопустимым и неприличным считалось говорить, что ты голоден. Жадность к пище считалась серьезным пороком человека. Обычай требовал - оставлять часть еды, хотя сам не наелся. Обычай также не разрешал быть разборчивым в пище, выбирать или просить одно блюдо, отказываться от другого. Пищу готовила старшая женщина семьи или одна из невесток. Она и делила ее между членами семьи. Обычно пища готовилась с определенным запасом, потому что могли неожиданно приехать гости. При этом даже сытый человек не имел права, не нарушая обычая, отказаться от еды. Будучи хлебосольными, кабардинцы и балкарцы недоброжелательно воспринимали отказ гостя от пищи. Это могло их обидеть. С другой стороны, на человека, покушавшего их хлеб-соль, они смотрели как на своего, родного, близкого человека и оказывали ему всяческую помощь. В пище у кабардинцев и балкарцев в прошлом была характерна ее сезонность. Летом ели, в основном, молочную и растительную, а осенью и зимой - мясную.

Традиционные танцы: Древние танцы балкарцев и карачаевцев носят синкретический характер, где танец тесно связан с песней, музыкой, драмой, молитвой, реквизитом. В карачаево-балкарcких танцах отразились труд человека, уклад жизни народа, животный и растительный мир, характер, нравы, история, которые передаются телодвижением в изобразительно-подражательной форме. В обрядах танец несет многофункциональную специфику. Обрядовые танцы не оставались такими, какими они возникли в глубокой древности. Каждая эпоха накладывала свой отпечаток. Они трансформировались. При этом какие-то элементы выпадали, обогащаясь новым содержанием. Об этом ярко свидетельствуют варианты танцев. Во всех обрядах танец занимает главенствующее положение среди других жанров действа. В танцах их исполнитель старается телодвижениями выражать стрельбу из лука в объект охоты, повадки диких животных, раненой дичи, сбор диких плодов и трав, пахоту, посев, прополку, уборку урожая, молотьбу, просеивание зерна, стрижку овец, обработку шерсти, шитье и т. д. Все это передается в хореографии условно, в изобразительно-подражательной форме.

Обрядовые танцы карачаевцев и балкарцев составляли неотъемлемую часть традиционных праздников, уходящих в глубокую древность и связанных с жизнью народа. Танец в обряде являлся как бы его скелетом, каркасом, функции танца здесь занимают самое главное место, то есть они являются выразителем основной идеи обряда. Если из действа убрать танец, то он будет выглядеть незаконченным. В обрядах танец несет многофункциональную специфику. Например, в "Хардаре" танец посвящается пахоте, "Апсаты" и "Аштотур" - охоте, "Кюрек бийче" - вызыванию дождя, "Элия" - действиям бога войны, "Байрым" - рождению ребенка, "Башил" - обряду бракосочетания, "Хычауман" посвящен погибшим на войне, "Аймуш"-танец скотоводов и т. д.

Прикладное искусство:

В Кабардино-Балкарии была развита резьба по дереву (мебель, посуда, сундуки и др.), по камню, вышивка золотыми нитями в сочетании со шнуром и галуном крупными узорами (растительные и рогообразные мотивы, ромбы, круги, трилистники) покрывала шапочки, борта и рукава парадной женской одежды. Зернь, скань, гравировка, иногда цветные камни украшали изделия из металла (серьги, кольца, пряжки, застёжки, детали конского убора). Тиснением, аппликацией и вышивкой наносили узоры на изделия из кожи (кисеты, кошельки, футляры). Балкарцы изготовляли войлочные ковры с геометрическим вваленным узором или с узором из крупных рогообразных фигур, солярных знаков, выполненным техникой аппликации и мозаики (куски войлока разного цвета сшиваются между собой). У кабардинцев распространено плетение циновок с геометрическим узором.

Музыкальные инструменты: Кабардинцы издавна пользовались оригинальными музыкальными инструментами. Из духовых была распространена бжьами- род флейты из тростника или (позднее) из ружейного ствола. Доныне бытует скрипка с волосяными струнами и смычком в форме лука. Скрипка была главным образом сольным инструментом, а также употреблялись для аккомпанемента пению и танцам. Играли на них только мужчины. Роль ударного инструмента выполняла деревянная колотушка из нескольких связанных вместе дощечек. Под влиянием других кавказских народов в быт кабардинцев внедрились такие музыкальные инструменты, как зурна, бубен и гармоника. Как и у всех народов Северного Кавказа, гармоника здесь стала женским инструментом.

Читайте также: