Сообщение про употребление имен существительных в речи упр 195
Обновлено: 27.06.2024
Имена существительные употребляются в разных
речевых ситуациях и могут способствовать усилению образности
речи.
Имена сущ. используются для создания метафор и сравне-
ний. (парень. соловьем свистит — метафора. Как алмазы, горят
капли сдержанных слез (И.С. Никитин))
Сущ-синонимы помогают разнообразить речь, и каждое сущ.
несет свой определенный оттенок значения, что позволяет вы-
брать наиболее подходящее для данной речевой ситуации слово:,
друг, дружбан, дружок, дружище, другая.
Существительное в роли поэтического обращения помогает
обогатить текст. Голубчик, позовите сестру.
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
Приёмы и методы: метод проектов, практический, творческий, наглядно-иллюстративный, информационно -сообщающий, частично - поисковый, элементы самопознания, методы контроля.
Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся об именах существительных , формирование навыков правописания. Создание для учащихся условий для проявления индивидуальных способностей и творчества.
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_urok_russkogo_yaz.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка 3 класс.
Тип урока: обобщающий
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
Приёмы и методы : метод проектов, практический, творческий, наглядно-иллюстративный, информационно -сообщающий, частично - поисковый, элементы самопознания, методы контроля.
Цель : обобщение и закрепление знаний учащихся об именах существительных , формирование навыков правописания. Создание для учащихся условий для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД: мотивация освоения темы урока, оценивание усваиваемого содержания, умение находить ответы на вопросы, формировать потребность в здоровом образе жизни, в рациональном питании
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск и выделение информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и уровня усвоения)
Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске сборе информации, р азвитие умений слушать и понимать других;
- Организовать работу по мотивации учения обучающихся
- Подвести обучающихся к самостоятельной постановке цели и задач учебной деятельности
- Организовать работу в группах
- Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока
- Способствовать развитию учебно-познавательного интереса
- Организовать диагностику на уроке
- Организовать рефлексию учебной деятельности
- Организовать оценку деятельности
Учащиеся умеют : формулировать свою точку зрения
Знают: правила по теме в рамках программы
Метапредметные: Учащиеся умеют: организовать свою деятельность в группах, определять её цели и задачи, планировать и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, взаимодействовать друг с другом,
Предметные: Учащиеся знают :
- основные теоретические понятия, связанные с определением имени существительного;
- роль имени существительного в речи
Умеют: устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, оформляют свои мысли в устной и письменной форме.
1. Дидактический материал, тесты, толковый словарь Ожегова;
2.Презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран;
3. Выставка продуктов используемых для рационального питания;
Этап 1: Организационный момент
Задачи этапа: создание эмоционального настроя.
Учитель: На урок я пришла с хорошим настроением. Оно похоже на яркий цветок. Я хочу поделиться с вами его теплом. Возьмитесь за руки и почувствуйте, как тепло передаётся по нашим ладошкам, а вместе с ним и хорошее настроение. Расцвёл цветок вашего настроения?
Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие по стране Грамматика. Пожелайте удачи друг другу на уроке.
В дорогу возьмём самое необходимое, как вы думаете, что? (ответы учащихся)
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: О какой части речи говорится в нём ?
Всему название дано: и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, –
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, –
Оно живёт ведь в мире этом,
Даёт название предметам.
Сформулируйте тему урока?
- Попробуйте сформулировать цель урока.
Дети: Мы будем повторять, что знаем об этой части речи.
Учитель: Таким образом, мы с вами сформулировали тему урока и определили его цель.
Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо спланировать наш урок.
- Какие ассоциации у вас возникают со словом существительное?
Составленный кластер будет нашим помощником в достижении главной цели урока.
Составленный кластер записывается на доске.
Учитель: эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.Куприна. Прочитайте высказывание А. Куприна о русском языке.
Деятельность учащихся: зачитывают высказывание А. Куприна
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Этап 2: Актуализации знаний
Задачи: выявить знания в правильном написании словарных слов
Учитель: данный урок не совсем обычный.
Во- первых , задания, которые предстоит выполнить на уроке, вы будете оценивать сами по баллам.
(фишки красного цвета -5 б, жёлтого – 4 б, зелёного- 3 б) поэтому каждый из Вас должен спланировать так свою деятельность на уроке, чтобы заработать как можно больше баллов;
Во – вторых , информация, полученная вами на уроке, может быть использована для укрепления и сохранения здоровья;
В – третьих, каждый из Вас сможет проявить свои знания и умения, работая самостоятельно, в паре, группе;
Что было задано домой?
Учащиеся : Повторить всё об имени существительном, словарные слова.
Словарную работу мы проведём в форме разгадывания кроссворда.
1.Рыженькая как лисица
Но, сидит она в темнице,
Хвост над грядкой держит ловко
2.Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт
Но на вкус кислейший он
А зовут его…..( лимон)
3.Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
4.Жёлтый фрукт. Он очень сладкий.
Не нужна и шоколадка.
Я сушить его могу,
Получу я курагу.
Отвечай мне на вопрос.
Что же это? - . .(абрикос)
5.От него здоровье, сила
И румянец щёк всегда
Белое , а не белило
Жидкое , а не вода. ( молоко)
6. Эти ягоды все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с …..(малина)
Народная примета ,связанная с рябиной.
В лесу много рябины - осень будет дождливой,
если мало - сухо.
На какие группы можно разделить полученные слова? Продолжите ряд словарных слов.
Деятельность учащихся: записывают словарные слова в тетрадь, дописывают слова: овощи, ягода
Учитель: Проверим правильность написания вами словарных слов по кроссворду. (Взаимопроверка)
Оцените работу друг друга по критериям.
Деятельность учащихся: проверка правильности написания слов по образцу, оценивание работ.
Работа выполнена без ошибок - фишка красного цвета
Допущена 1-2 ошибки – жёлтого цвета
Допущено 3 ошибки – зелёного цвета
Если ошибок больше – ученик фишку не получает
Учитель: Какое слово оказалось лишним? Прочитайте предложения. Найдите пословицу и фразеологический оборот.
Объясните их значение.
Деятельность учащихся: зачитывают пословицу и фразеологический оборот, объясняют смысл.
Обожжешься на молоке, будешь и на воду дуть.
Кровь с молоком.
Этап 3. Закрепление изученного
Задачи: развитие умение работать в паре, систематизировать пройденный материал, делать выводы.
Учитель: Как Вы думаете, какие факторы влияют на здоровье человека? (ответы уч-ся)
генетические факторы — (15-20%)
состояние окружающей среды — (15-20%)
медицинское обеспечение — (10-8%,)
условия и образ жизни людей — (50 — 55%).
Прочитайте слово, которое получилось по вертикали при отгадывании кроссворда.
Проверим значения данного слова по толковому словарю Ожегова.
ВИТАМИН, -а, м. Органическое вещество, первоисточником которого обычно служат растения, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.
На доске и стенах класса развешены карточки разного цвета с названиями витаминов (А, В, С, D, Е, К) на которых записаны задания. Вам необходимо по желанию выбрать любую карточку для работы в паре. (карточки с заданиями приложение №1)
Учитель: Я буду называть овощи. Если мы употребляем в пищу подземные части этих продуктов, то надо присесть, а если наземные - подпрыгнуть вверх.
( тыква, картофель, морковь, помидор, свёкла, фасоль, репа, огурец)
Этап 4: Систематизация знаний и умений.
Задачи: развитие умение работать в группе, уважать чужое мнение, развитие монологической речи обучающихся,
воспитание ответственности за общий труд;
Молодцы ребята. Я вижу, что вы хорошо подготовились к нашему путешествию. Все выучили словарные слова, смогли сделать выводы по заданиям в карточках. Сейчас вам предстоит работа в группах. (карточки с разноуровневыми заданиями)
Задание . Вставить подходящие по смыслу слова, чтобы получились пословицы.
- В здоровом ___________ -здоровый __________.
- _________держи в холоде, _____________в тепле.
- Землю сушит __________, человека ___________.
- Кто ___________ занимается, тот _________ набирается.
(Слова для справок: дух, ноги, болезнь, голова, зной, сила тело, спорт).
Задание. Составить меню школьника на 1 день из продуктов, содержащих витамины .
_млет, чипсы, сырники ,борщ_, к_ртофельное пюре, газировка, з_печенная рыба, ябл_чный сок, котлета, салат из к_пусты, печенье, кефир, зап_канка, жвачка, чай, йогурт.
Задание . Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы.
Морс – один из древнейших русских напитков. Для его приготовления на Руси изд_вна использовались л_сные _годы, известные своими л_чебными свойствами.
К примеру, морс из брусники – п_лезен при простудных заболеваниях, х_р_шо утоляет жажду и повышает аппетит.
Из клюквы – обладает жаропонижающим действием.
Из ежевики – н_рмализует деятельность желудочно-кишечного тракта, является общеукрепляющим средством.
Из ч_рники – полезен для гла_ и х_р_ ш для д_тей при расстройствах желудка .
Морсы можно готовить и из нескольких сортов _год , а также добавить ов_щи (свеклу, морковь)
Деятельность учащихся: работа в группах , проверка выполненных заданий , оценивание работ фишками по критериям.
Учитель: Сегодня на уроке мы много говорили об имени существительном. А теперь настал момент подвести итоги, выполнить самостоятельно тест по пройденной теме. (тест приложение №2).
Этап 5: Итог урока.
Задачи: выявить знания детей по изученной теме
Проверим, правильно ли Вы выполнили задание.
Деятельность учащихся: взаимопроверка , оценивание работ.
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Приготовьте свои заработанные фишки и посчитайте полученные баллы.
По критериям оцените свою работу на уроке.
Критерии оценивания по баллам
Домашние задание (по выбору учащихся)
Задание 1. Выполнить упражнение в рабочей тетради.
Задание 2. Придумать рекламу своему любимому соку. (стихотворение, слоган , высказывание)
На партах у вас лежат вырезанные из бумаги ладошки. Каждый палец - это определённая позиция, по которой вы должны высказать своё мнение о нашем уроке, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой –для меня тема была важной и интересной (красным)
Указательный –узнал много нового (жёлтый)
Средний- мне было трудно (зелёным)
Безымянный - мне было комфортно (синим)
Мизинец – для меня было недостаточно информации (коричневым)
Сегодня на уроке вы много узнали о пользе витаминов, продуктах питания в которых они содержатся.
Я хочу пожелать вам крепкого здоровья и научиться выполнять правила здорового питания, о которых мы сегодня говорили. Кроме правильного питания, у человека должно быть всегда хорошее настроение, доброта в душе и желание сделать что-то хорошее.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ 1 а план урока.docx
Тема: Начальная форма имени существительного. Значение и употребление имен существительных в речи
Цели: развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи.
Личностные: УУД:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор;
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные УУД: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Познавательные УУД понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий
Мотивация к учебной деятельности- 2 мин
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии- 7 мин
Выявление места и причины затруднения- 3 мин
Построение проекта выхода из затруднения- 5 мин
Реализация построенного проекта - 7 мин
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи- 6 мин
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону- 6 мин
Включение в систему знаний и повторения- 5 мин
Рефлексия (Домашнее задание) - 3 мин
Сценарий урока:
I. Мотивация к учебной деятельности – 2 мин
Приветствие
Повнимательнее проверьте еще раз, все ли у вас готово к уроку?
Прозвенел звонок веселый
Мы урок начать готовы!
А к чему мы всегда готовы на уроке русского языка?
(Мы готовы узнать что-то новое, готовы писать красиво и правильно, готовы думать, отвечать, поиграть)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии- 7 мин.
У: Откройте свои тетради и подпишите число и классная работа
Минутка чистописания.
- Писать мы будем сегодня букву Яя
-Наступил месяц январь .
-Напишите строчку буквы Яя
Словарная работа.
Запишите слова, которые прислала вам Зимушка-зима.
Диктант слов.
Вьюга, синичка. январь, декабрь. снежинка, февраль, мороз, снегирь, коньки, метель, ветер .
-Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?
Запишите пословицу в тетрадь.
Январю - морозы, февралю - метели .
Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.
«Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты,
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и болты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.
АХ, какие все слова
У: А какая часть речи отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)
У: Так что же такое имя существительное? (Имя — существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?)
У: Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (продолжать знакомиться с именем существительным)
Стрекоза, бабочка, комар, светлячок (Насекомые)
Машинка, кукла, юла, мяч (Игрушки)
Липа, дуб, береза, ель (Деревья)
Штаны, рубашка, свитер, платье (Одежда)
Планета, спутник, ракета, комета (Космос)
-Итак, что еще могут обозначать имена существительные?
У: Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? (имя существительное обозначает предмет в широком смысле слова: конкретные предметы: ручка, стол; живые существа; растения; явления природы; свойства, качества; события; географические названия)
У: Теперь откройте учебники на стр. 10 и найдите упражнение №13. Прочитайте задание (Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.)
III. Выявление места и причины затруднения- 3 мин.
У: Прочитайте задание под пословицами. Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? (лодырь) что? (слова, улыбка, нос, ветер, слава)
У: А есть ли здесь еще имена существительные? (да)
У: Какие вопросы мы поставим к этим существительным? (чего? (привета), для чего? (для ответа), чем? (не трудом, а языком), в чем? (в голове), кому? (Савве) про кого? (про Фому, про Ерему)
У: какой мы можем сделать вывод? (имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что? но и на другие вопросы: кого? чего? кому? кем? чем? о ком? о чем?)
IV. Построение проекта выхода из затруднения- 5 мин.
У: Прочитайте задание под вторым кружком. Что нам необходимо сделать? (изменить существительные так, чтобы они отвечали на вопрос что? (на вопрос кто?)
У: Прежде чем изменять данные существительные обратимся к правилу, которое написанов оранжевой рамке. (Имя существительное, которое в единственном числе отвечает на вопрос кто? или что? стоит в начальной форме.)
У: В какую форму мы будем преобразовывать данные существительные? (в начальную)
У: А на какие вопросы отвечают имена существительные в начальной форме? (кто? что?)
У: Измените данные слова по образцу. (Чего?) привета- (что?) привет; (для чего?) для ответа- (что?) ответ; (не чем?) не трудом- (что?) труд; (чем?) языком- (что?) язык; (в чем?) в голове- (что?) голова; (кому?) Савве- (кто?) Савва; (про кого?) про Фому- (кто?) Фома; (про кого?) про Ерему- (кто?) Ерема.
У: В какую форму мы преобразовывали данные существительные? (в начальную)
У: Спишите в тетрадь одну пословицу, которая вам больше всего понравилась. Подчеркните в них имена существительные, которые стоят в начальной форме.
У: Ребята, посмотрите внимательно на первую пословицу над словом "улыбка" стоит цифра 1, нам необходимо провести звукобуквенный разбор этого слова.
Л-(л)- согласный, твердый, парный, звонкий непарный.
Б-(п)-согласный, твёрдый, парный, глухой, парный
К-(к)-согласный твёрдый парный, глухой, парный
6 букв: 6 звуков; 3 слога
V. Реализация построенного проекта- 3 мин.
У: Найдите упр.14. Прочитайте задание. Назовите части речи, которые образовали каждое словосочетание.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи- 6 мин.
У: Запишем данные словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. (Ветка (чего?) дуба; ехал (по чему?) по улице; любить (что?) Родину; письмо (от кого?) от бабушки; подарок (кому?) внуку; гордиться (кем?) героем; рассказать (о ком?) о маме; рисовать (чем?) карандашом; встретить (кого?) брата)
У: обратите внимание, что вопросы могут состоять из вопросительного слова с предлогом: от кого? по чему? к кому? с кем? о ком? Предлоги всегда пишутся раздельно.
(Физкультминутка)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону- 6 мин.
У: Откройте рабочие тетради и найдите упражнение 12. Прочитайте задание.
У: Какими частями речи являются слова в предложение? (гроздья- сущ., рябины- сущ., на солнце- сущ., горят- глагол)
У: Какая основа в этом предложение? (гроздья горят)
У: В этом предложение есть еще два имени существительных- рябины и на солнце, которые так же являются членами предложения, но эти члены предложения называют второстепенными. Зададим вопрос к слову "рябины" (чего?). Это слово является дополнением и подчеркивается пунктирной линией. Какое слово у нас еще осталось? (на солнце). Задайте вопрос к этому слову (горят (Где?) на солнце. Это слово так же является второстепенным членом предложения, который называется обстоятельством и подчеркивается точка пунктир.
VIII. Включение в систему знаний и повторения- 5 мин.
1. Имя существительное - это:
В) часть предложения.
2. Имя существительное обозначает:
А) действие предмета;
В) признак предмета.
3. На какие вопросы отвечают имена существительные?
Б) Какая? Какое? Какие?
В) Что делать? Что сделать?
4. Какое из однокоренных слов, является именем существительным? А) походка;
5. В какой строке все слова являются именем существительным?
А) рисовать, рисунок, рисование;
Б) море, моряк, приморье;
В) лес, лесник, лесной.
Слайд Проверьте свою работу по ключу:
1) б 2) б 3) а 4) б 5) б
I Х. Рефлексия (Домашнее задание) - 3 мин
Выполнить в рабочей тетради упр.10, 11 на стр. 8
У: Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?
Какие выводы можно сделать?
Оцените свою работу на уроке.
Выставление оценок. Самооценивание.
У: Выложите на парту:
Кто уверенно отвечал на уроке -желтый кружок.
Кто красиво написал работу - зеленый кружок.
Кто вел себя примерно на уроке, не выкрикивал -красный кружок.
У: С каким настроением вы заканчиваете урок?
У: Наш урок подошел к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали все отлично .
Урок окончен!
3. Методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2016
Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное — ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение) .
Имя существительное — важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.
Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.
Существительное — самая существенная часть речи. Вот стихотворение, которое почти целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно.
Читайте также: