Сообщение про употребление имен существительных в речи упр 195

Обновлено: 27.06.2024

Имена существительные употребляются в разных
речевых ситуациях и могут способствовать усилению образности
речи.
Имена сущ. используются для создания метафор и сравне-
ний. (парень. соловьем свистит — метафора. Как алмазы, горят
капли сдержанных слез (И.С. Никитин))
Сущ-синонимы помогают разнообразить речь, и каждое сущ.
несет свой определенный оттенок значения, что позволяет вы-
брать наиболее подходящее для данной речевой ситуации слово:,
друг, дружбан, дружок, дружище, другая.
Существительное в роли поэтического обращения помогает
обогатить текст. Голубчик, позовите сестру.

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Приёмы и методы: метод проектов, практический, творческий, наглядно-иллюстративный, информационно -сообщающий, частично - поисковый, элементы самопознания, методы контроля.

Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся об именах существительных , формирование навыков правописания. Создание для учащихся условий для проявления индивидуальных способностей и творчества.

ВложениеРазмер
otkryt_urok_russkogo_yaz.docx 35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка 3 класс.

Тип урока: обобщающий

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Приёмы и методы : метод проектов, практический, творческий, наглядно-иллюстративный, информационно -сообщающий, частично - поисковый, элементы самопознания, методы контроля.

Цель : обобщение и закрепление знаний учащихся об именах существительных , формирование навыков правописания. Создание для учащихся условий для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД: мотивация освоения темы урока, оценивание усваиваемого содержания, умение находить ответы на вопросы, формировать потребность в здоровом образе жизни, в рациональном питании

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск и выделение информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске сборе информации, р азвитие умений слушать и понимать других;

  1. Организовать работу по мотивации учения обучающихся
  2. Подвести обучающихся к самостоятельной постановке цели и задач учебной деятельности
  3. Организовать работу в группах
  4. Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока
  5. Способствовать развитию учебно-познавательного интереса
  6. Организовать диагностику на уроке
  7. Организовать рефлексию учебной деятельности
  8. Организовать оценку деятельности

Учащиеся умеют : формулировать свою точку зрения

Знают: правила по теме в рамках программы

Метапредметные: Учащиеся умеют: организовать свою деятельность в группах, определять её цели и задачи, планировать и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, взаимодействовать друг с другом,

Предметные: Учащиеся знают :

- основные теоретические понятия, связанные с определением имени существительного;

- роль имени существительного в речи

Умеют: устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

1. Дидактический материал, тесты, толковый словарь Ожегова;

2.Презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран;

3. Выставка продуктов используемых для рационального питания;

Этап 1: Организационный момент

Задачи этапа: создание эмоционального настроя.

Учитель: На урок я пришла с хорошим настроением. Оно похоже на яркий цветок. Я хочу поделиться с вами его теплом. Возьмитесь за руки и почувствуйте, как тепло передаётся по нашим ладошкам, а вместе с ним и хорошее настроение. Расцвёл цветок вашего настроения?

Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие по стране Грамматика. Пожелайте удачи друг другу на уроке.

В дорогу возьмём самое необходимое, как вы думаете, что? (ответы учащихся)

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: О какой части речи говорится в нём ?

Всему название дано: и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз, –

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, –

Оно живёт ведь в мире этом,

Даёт название предметам.

Сформулируйте тему урока?

- Попробуйте сформулировать цель урока.

Дети: Мы будем повторять, что знаем об этой части речи.

Учитель: Таким образом, мы с вами сформулировали тему урока и определили его цель.

Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо спланировать наш урок.

- Какие ассоциации у вас возникают со словом существительное?

Составленный кластер будет нашим помощником в достижении главной цели урока.

Составленный кластер записывается на доске.

Учитель: эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.Куприна. Прочитайте высказывание А. Куприна о русском языке.

Деятельность учащихся: зачитывают высказывание А. Куприна

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Этап 2: Актуализации знаний

Задачи: выявить знания в правильном написании словарных слов

Учитель: данный урок не совсем обычный.

Во- первых , задания, которые предстоит выполнить на уроке, вы будете оценивать сами по баллам.

(фишки красного цвета -5 б, жёлтого – 4 б, зелёного- 3 б) поэтому каждый из Вас должен спланировать так свою деятельность на уроке, чтобы заработать как можно больше баллов;

Во – вторых , информация, полученная вами на уроке, может быть использована для укрепления и сохранения здоровья;

В – третьих, каждый из Вас сможет проявить свои знания и умения, работая самостоятельно, в паре, группе;

Что было задано домой?

Учащиеся : Повторить всё об имени существительном, словарные слова.

Словарную работу мы проведём в форме разгадывания кроссворда.

1.Рыженькая как лисица

Но, сидит она в темнице,

Хвост над грядкой держит ловко

2.Жёлтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт

Но на вкус кислейший он

А зовут его…..( лимон)

3.Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

4.Жёлтый фрукт. Он очень сладкий.

Не нужна и шоколадка.

Я сушить его могу,

Получу я курагу.

Отвечай мне на вопрос.

Что же это? - . .(абрикос)

5.От него здоровье, сила

И румянец щёк всегда

Белое , а не белило

Жидкое , а не вода. ( молоко)

6. Эти ягоды все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с …..(малина)

Народная примета ,связанная с рябиной.

В лесу много рябины - осень будет дождливой,

если мало - сухо.

На какие группы можно разделить полученные слова? Продолжите ряд словарных слов.

Деятельность учащихся: записывают словарные слова в тетрадь, дописывают слова: овощи, ягода

Учитель: Проверим правильность написания вами словарных слов по кроссворду. (Взаимопроверка)

Оцените работу друг друга по критериям.

Деятельность учащихся: проверка правильности написания слов по образцу, оценивание работ.

Работа выполнена без ошибок - фишка красного цвета

Допущена 1-2 ошибки – жёлтого цвета

Допущено 3 ошибки – зелёного цвета

Если ошибок больше – ученик фишку не получает

Учитель: Какое слово оказалось лишним? Прочитайте предложения. Найдите пословицу и фразеологический оборот.

Объясните их значение.

Деятельность учащихся: зачитывают пословицу и фразеологический оборот, объясняют смысл.

Обожжешься на молоке, будешь и на воду дуть.

Кровь с молоком.

Этап 3. Закрепление изученного

Задачи: развитие умение работать в паре, систематизировать пройденный материал, делать выводы.

Учитель: Как Вы думаете, какие факторы влияют на здоровье человека? (ответы уч-ся)

генетические факторы — (15-20%)

состояние окружающей среды — (15-20%)

медицинское обеспечение — (10-8%,)

условия и образ жизни людей — (50 — 55%).

Прочитайте слово, которое получилось по вертикали при отгадывании кроссворда.

Проверим значения данного слова по толковому словарю Ожегова.

ВИТАМИН, -а, м. Органическое вещество, первоисточником которого обычно служат растения, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.

На доске и стенах класса развешены карточки разного цвета с названиями витаминов (А, В, С, D, Е, К) на которых записаны задания. Вам необходимо по желанию выбрать любую карточку для работы в паре. (карточки с заданиями приложение №1)

Учитель: Я буду называть овощи. Если мы употребляем в пищу подземные части этих продуктов, то надо присесть, а если наземные - подпрыгнуть вверх.

( тыква, картофель, морковь, помидор, свёкла, фасоль, репа, огурец)

Этап 4: Систематизация знаний и умений.

Задачи: развитие умение работать в группе, уважать чужое мнение, развитие монологической речи обучающихся,

воспитание ответственности за общий труд;

Молодцы ребята. Я вижу, что вы хорошо подготовились к нашему путешествию. Все выучили словарные слова, смогли сделать выводы по заданиям в карточках. Сейчас вам предстоит работа в группах. (карточки с разноуровневыми заданиями)

Задание . Вставить подходящие по смыслу слова, чтобы получились пословицы.

  1. В здоровом ___________ -здоровый __________.
  2. _________держи в холоде, _____________в тепле.
  3. Землю сушит __________, человека ___________.
  4. Кто ___________ занимается, тот _________ набирается.

(Слова для справок: дух, ноги, болезнь, голова, зной, сила тело, спорт).

Задание. Составить меню школьника на 1 день из продуктов, содержащих витамины .

_млет, чипсы, сырники ,борщ_, к_ртофельное пюре, газировка, з_печенная рыба, ябл_чный сок, котлета, салат из к_пусты, печенье, кефир, зап_канка, жвачка, чай, йогурт.

Задание . Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы.

Морс – один из древнейших русских напитков. Для его приготовления на Руси изд_вна использовались л_сные _годы, известные своими л_чебными свойствами.

К примеру, морс из брусники – п_лезен при простудных заболеваниях, х_р_шо утоляет жажду и повышает аппетит.

Из клюквы – обладает жаропонижающим действием.

Из ежевики – н_рмализует деятельность желудочно-кишечного тракта, является общеукрепляющим средством.

Из ч_рники – полезен для гла_ и х_р_ ш для д_тей при расстройствах желудка .

Морсы можно готовить и из нескольких сортов _год , а также добавить ов_щи (свеклу, морковь)

Деятельность учащихся: работа в группах , проверка выполненных заданий , оценивание работ фишками по критериям.

Учитель: Сегодня на уроке мы много говорили об имени существительном. А теперь настал момент подвести итоги, выполнить самостоятельно тест по пройденной теме. (тест приложение №2).

Этап 5: Итог урока.

Задачи: выявить знания детей по изученной теме

Проверим, правильно ли Вы выполнили задание.

Деятельность учащихся: взаимопроверка , оценивание работ.

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Приготовьте свои заработанные фишки и посчитайте полученные баллы.

По критериям оцените свою работу на уроке.

Критерии оценивания по баллам

Домашние задание (по выбору учащихся)

Задание 1. Выполнить упражнение в рабочей тетради.

Задание 2. Придумать рекламу своему любимому соку. (стихотворение, слоган , высказывание)

На партах у вас лежат вырезанные из бумаги ладошки. Каждый палец - это определённая позиция, по которой вы должны высказать своё мнение о нашем уроке, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой –для меня тема была важной и интересной (красным)

Указательный –узнал много нового (жёлтый)

Средний- мне было трудно (зелёным)

Безымянный - мне было комфортно (синим)

Мизинец – для меня было недостаточно информации (коричневым)

Сегодня на уроке вы много узнали о пользе витаминов, продуктах питания в которых они содержатся.

Я хочу пожелать вам крепкого здоровья и научиться выполнять правила здорового питания, о которых мы сегодня говорили. Кроме правильного питания, у человека должно быть всегда хорошее настроение, доброта в душе и желание сделать что-то хорошее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 1 а план урока.docx

Тема: Начальная форма имени существительного. Значение и употребление имен существительных в речи

Цели: развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи.

Личностные: УУД:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор;
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные УУД: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Познавательные УУД понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий

Мотивация к учебной деятельности- 2 мин

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии- 7 мин

Выявление места и причины затруднения- 3 мин

Построение проекта выхода из затруднения- 5 мин

Реализация построенного проекта - 7 мин

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи- 6 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону- 6 мин

Включение в систему знаний и повторения- 5 мин

Рефлексия (Домашнее задание) - 3 мин

Сценарий урока:

I. Мотивация к учебной деятельности – 2 мин

Приветствие

Повнимательнее проверьте еще раз, все ли у вас готово к уроку?

Прозвенел звонок веселый

Мы урок начать готовы!

А к чему мы всегда готовы на уроке русского языка?

(Мы готовы узнать что-то новое, готовы писать красиво и правильно, готовы думать, отвечать, поиграть)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии- 7 мин.

У: Откройте свои тетради и подпишите число и классная работа

Минутка чистописания.

- Писать мы будем сегодня букву Яя

-Наступил месяц январь .

-Напишите строчку буквы Яя

Словарная работа.

Запишите слова, которые прислала вам Зимушка-зима.

Диктант слов.

Вьюга, синичка. январь, декабрь. снежинка, февраль, мороз, снегирь, коньки, метель, ветер .

-Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

Запишите пословицу в тетрадь.

Январю - морозы, февралю - метели .

Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.

«Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.

АХ, какие все слова

У: А какая часть речи отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)

У: Так что же такое имя существительное? (Имя — существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?)

У: Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (продолжать знакомиться с именем существительным)

Стрекоза, бабочка, комар, светлячок (Насекомые)

Машинка, кукла, юла, мяч (Игрушки)

Липа, дуб, береза, ель (Деревья)

Штаны, рубашка, свитер, платье (Одежда)

Планета, спутник, ракета, комета (Космос)

-Итак, что еще могут обозначать имена существительные?

У: Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? (имя существительное обозначает предмет в широком смысле слова: конкретные предметы: ручка, стол; живые существа; растения; явления природы; свойства, качества; события; географические названия)

У: Теперь откройте учебники на стр. 10 и найдите упражнение №13. Прочитайте задание (Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.)

III. Выявление места и причины затруднения- 3 мин.

У: Прочитайте задание под пословицами. Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? (лодырь) что? (слова, улыбка, нос, ветер, слава)

У: А есть ли здесь еще имена существительные? (да)

У: Какие вопросы мы поставим к этим существительным? (чего? (привета), для чего? (для ответа), чем? (не трудом, а языком), в чем? (в голове), кому? (Савве) про кого? (про Фому, про Ерему)

У: какой мы можем сделать вывод? (имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что? но и на другие вопросы: кого? чего? кому? кем? чем? о ком? о чем?)

IV. Построение проекта выхода из затруднения- 5 мин.

У: Прочитайте задание под вторым кружком. Что нам необходимо сделать? (изменить существительные так, чтобы они отвечали на вопрос что? (на вопрос кто?)

У: Прежде чем изменять данные существительные обратимся к правилу, которое написанов оранжевой рамке. (Имя существительное, которое в единственном числе отвечает на вопрос кто? или что? стоит в начальной форме.)

У: В какую форму мы будем преобразовывать данные существительные? (в начальную)

У: А на какие вопросы отвечают имена существительные в начальной форме? (кто? что?)

У: Измените данные слова по образцу. (Чего?) привета- (что?) привет; (для чего?) для ответа- (что?) ответ; (не чем?) не трудом- (что?) труд; (чем?) языком- (что?) язык; (в чем?) в голове- (что?) голова; (кому?) Савве- (кто?) Савва; (про кого?) про Фому- (кто?) Фома; (про кого?) про Ерему- (кто?) Ерема.

У: В какую форму мы преобразовывали данные существительные? (в начальную)

У: Спишите в тетрадь одну пословицу, которая вам больше всего понравилась. Подчеркните в них имена существительные, которые стоят в начальной форме.

У: Ребята, посмотрите внимательно на первую пословицу над словом "улыбка" стоит цифра 1, нам необходимо провести звукобуквенный разбор этого слова.

Л-(л)- согласный, твердый, парный, звонкий непарный.

Б-(п)-согласный, твёрдый, парный, глухой, парный

К-(к)-согласный твёрдый парный, глухой, парный

6 букв: 6 звуков; 3 слога

V. Реализация построенного проекта- 3 мин.

У: Найдите упр.14. Прочитайте задание. Назовите части речи, которые образовали каждое словосочетание.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи- 6 мин.

У: Запишем данные словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. (Ветка (чего?) дуба; ехал (по чему?) по улице; любить (что?) Родину; письмо (от кого?) от бабушки; подарок (кому?) внуку; гордиться (кем?) героем; рассказать (о ком?) о маме; рисовать (чем?) карандашом; встретить (кого?) брата)

У: обратите внимание, что вопросы могут состоять из вопросительного слова с предлогом: от кого? по чему? к кому? с кем? о ком? Предлоги всегда пишутся раздельно.

(Физкультминутка)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону- 6 мин.

У: Откройте рабочие тетради и найдите упражнение 12. Прочитайте задание.

У: Какими частями речи являются слова в предложение? (гроздья- сущ., рябины- сущ., на солнце- сущ., горят- глагол)

У: Какая основа в этом предложение? (гроздья горят)

У: В этом предложение есть еще два имени существительных- рябины и на солнце, которые так же являются членами предложения, но эти члены предложения называют второстепенными. Зададим вопрос к слову "рябины" (чего?). Это слово является дополнением и подчеркивается пунктирной линией. Какое слово у нас еще осталось? (на солнце). Задайте вопрос к этому слову (горят (Где?) на солнце. Это слово так же является второстепенным членом предложения, который называется обстоятельством и подчеркивается точка пунктир.

VIII. Включение в систему знаний и повторения- 5 мин.

1. Имя существительное - это:

В) часть предложения.

2. Имя существительное обозначает:

А) действие предмета;

В) признак предмета.

3. На какие вопросы отвечают имена существительные?

Б) Какая? Какое? Какие?

В) Что делать? Что сделать?

4. Какое из однокоренных слов, является именем существительным? А) походка;

5. В какой строке все слова являются именем существительным?

А) рисовать, рисунок, рисование;

Б) море, моряк, приморье;

В) лес, лесник, лесной.

Слайд Проверьте свою работу по ключу:

1) б 2) б 3) а 4) б 5) б

I Х. Рефлексия (Домашнее задание) - 3 мин

Выполнить в рабочей тетради упр.10, 11 на стр. 8

У: Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

Какие выводы можно сделать?

Оцените свою работу на уроке.

Выставление оценок. Самооценивание.

У: Выложите на парту:

Кто уверенно отвечал на уроке -желтый кружок.

Кто красиво написал работу - зеленый кружок.

Кто вел себя примерно на уроке, не выкрикивал -красный кружок.

У: С каким настроением вы заканчиваете урок?

У: Наш урок подошел к концу

И умный вид вам всем к лицу,

Все вы милы и симпатичны

И отвечали все отлично .

Урок окончен!

3. Методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2016

Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное — ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение) .
Имя существительное — важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.
Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.
Существительное — самая существенная часть речи. Вот стихотворение, которое почти целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно.

Читайте также: