Характерные черты русской народной музыки 5 класс сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Русская музыкальная культура устной традиции обладает выраженным единством. Основу жанровой системы составляют трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, городские лирические песни, инструментальная музыка.
Музыкальные традиции различны по соотношению жанров, музыкальной и поэтической стилистике, манере исполнения. Обобщённо местные традиции можно сгруппировать по регионам: западный, северный, центральный, южный, поволжский, уральский, сибирский. Географические границы местных музыкальных особенностей довольно гибкие и подвержены изменениям.
Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на русские музыкальные инструменты).

1. Характерные черты русской народной музыки

2. Особенности русской народной песни

3. Особенности музыкального языка

• Лиричность протяжность речитативность
чувственность
• Исполняются одиночно или хором, без
сопровождения музыкальных инструментов
Даже пляшут русские крестьяне под пение песен
Вариативность развития от куплета к куплету
Часто остановки на долгих звуках
Много распевов

4. Сюжеты русских народных песен

• весьма многочисленны
• обнимают весь строй крестьянской
деревенской жизни (а в последнее время —
и городской) , все явления жизни
крестьянина от колыбели до могилы.

5. классификация известного знатока и собирателя русских песен П. В. Шейна

• две главные категории, по двум сторонам
жизни крестьянина — личной и
общественной:
• а) песни, отражающие в себе главные
моменты жизни человека — рождение,
женитьба, смерть — но в пределах своей
семьи, своей волости;
• б) песни, в которых выражается переход к
жизни общественной, государственной.

6. Классификация по Лопатину

• все русские песни, исключив из них
былины, делит на два разряда:
• 1) песни лирические, в том числе и
большинство песен исторических,
• 2) обрядовые — свадебные, хороводные и
игровые.

9. Вспомни……

• Какие жанры представляют такие русские
народные песни:
«Солдатушки, бравы ребятушки….
Виноград в саду цветет…
Во поле береза стояла…..
Был у бабушки коток, раскудрявый животок……
НАЗОВИ ЕЩЕ КАКИЕ ЖАНРЫ РУССКИХ
ПЕСЕН ТЫ ЗНАЕШЬ….

10. Проверь себя…

ЖАНРЫ русской народной вокальной музыки
(РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ)
Лирические , протяжные
Солдатские
Обрядовые (календарно- обрядовые, семейные)
Эпические, исторические
Былины
Трудовые
Потешный фольклор (частушки)
Запишите в тетрадь эти жанры и приведите примеры песен для
каждого из жанров….

Ибрагимова Наталья Владимировна

Цель проекта: Знакомство с русской народной музыкой.

Задачи :

  • Познакомить с истоками русской народной музыки.
  • Узнать жанры русской народной музыки.
  • Познакомить с русскими народными инструментами.
ВложениеРазмер
Доклад по музыке "Русская народная музыка: истоки,направления,сюжеты" 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно – практическая конференция.

Доклад по музыке на тему:

«Русская народная музыка:

ученики 6 А класса

Цель проекта: Знакомство с русской народной музыкой.

  • Познакомить с истоками русской народной музыки.
  • Узнать жанры русской народной музыки.
  • Познакомить с русскими народными инструментами.

Основополагающий вопрос моего выступления:

Что такое русская народная музыка?

Народную музыку называют фольклором, а в переводе с английского фольклор - это народная мудрость. Именно через народную музыку народ выражает свое мировоззрение, традиции, обычаи, она является частью истории и жизнью народа. Народная музыка зарождалась функционально, то есть в связи с какой- либо житейской необходимостью: укачать ребенка; выразить радость или горе; вымолить у природы дождь или солнц е, урожай; и т.д.

Когда и где родилась русская народная музыка?

Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 в.

Каковы основные направления в русской народной музыке?

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные, обрядовые, свадебные, лирические песни, частушки; эпос; танцевальные жанры. Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

Первый календарный праздник отмечался в ночь с 24 на 25 января, то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться. Эта веселая ночь называлась у восточных славян колядой. Молодежь ходила из избы в избу с пением величальных песен-колядованием. В песнях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки. Праздник, начинавшийся 24 января и длившийся до 6 февраля, назывался святками. Девушки пели песни и под звучащую музыку гадали на судьбу.

В жизни людей было много важных событий, которые отражались в народной музыке. И одним из них был свадебный обряд. Он представлял собой целое театрализованное действие, которое сопровождалось песнями, хороводами. Свадебные песни подразделялись на величальные, шуточные и плясовые. Величались не только молодые, но и все гости, и исполнялись эти песни специальным певчим ансамблем.

Длинными, зимними вечерами и старики, и молодежь собирались в чьей-нибудь просторной избе и здесь, подчас выполняя какую-нибудь мелкую хозяйственную работу, пели лирические песни.

В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, и о многом другом.

В трудах и недолгих праздниках проходила жизнь. И когда человек умирал, его похороны также сопровождались музыкальным обрядом. Родственники или специальная плакальщица исполняли глубоко трагические причитания и плачи, в которых выражалось чувство невозвратимой потери, любви и уважения к ушедшему.

Какие музыкальные инструменты в русской народной музыке?

Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен.

Наиболее распространенные инструменты – гудок, гусли, дудка, жалейка (рожок) В летописях 12-14 вв. упоминаются также военные трубы, ратные бубны. Распространение в народном быту таких инструментов западноевропейского происхождения, как балалайка, домра, гармонь, относится к самому позднему периоду (19–20 вв.).

Сюжеты русской народной музыки

Лирическое обращение к силам природы, которые в песнях нередко являются яркими песенными пейзажами, служат поэтическим фоном, на котором изображаются основные действующие лица, развёртывается музыкальный сюжет.

Русская народная музыка существует, пока существует народ. Она является отражением его жизни, его дум и чаяний. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что русская народная музыка – зеркало души русского народа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта Искусство (Музыка) в 5 классе

Дата : 17 . 09. 2015 год

Ф.И.О. учителя: Хакимова Е.Н.

Предмет: Музыка

Тема урока: Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Песня русская в березах, пес ня русская в хлебах.

Цель: Провести развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке;

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке,

Образовательные: - формирование системы знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;

- формирование умений сравнивать образы музыкальных произведений с литературным текстом побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов;

составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.

Развивающие: развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;

развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений;

развивать наглядно-образное мышление;

развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыки и живописи.

уметь интонационно верно исполнять вокальные произведения

Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты (УУД):

1. преобразовывать познавательную задачу в практическую.

-. стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

1. строить рассуждения, обобщать. ;

2. использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач

1. продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. ;

2.составление плана и последовательности действий;

развитие эмоционального восприятия произведения .

Тип урока: комбинированный

Технология, методы обучения: игровая, по рядам , фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы. Оборудование: Компьютер, экран, видео и аудио-файлы, презентация , словесный рассказ, слушание музыки, проблемная ситуация, пение

Содержание урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Приветствие. Настрой на рабочий лад.

Приветствие. Настрой на рабочий лад.

Коммуникативные

Участие в коллективном пении.

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Определение музыкальных жанров, которые составляют основу вокальной музыки - музыки для голоса.

Что стало бы с вокальной музыкой, если бы не было литературы? Цель - закрепить знания, полученные на прошлых уроках.

Ответ домашнего задания

Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Знакомство с различными жанрами русских народных песен, выявление особенностей каждого жанра.

Слушают музыку, анализируют. определяют характер песен, и к какому жанру они относятся

Организует деятельность детей.

Работа с учебником. Стр 12-13

Разучивают народные песни

Учащиеся работают самостоятельно, читают текст и выписывают жанры народных песен. Сравнивают песни друг с другом, определяют характерные особенности, наблюдают за сходством развития мелодии в народной песне и в музыке, сочинённой композиторами.

Организует деятельность по выполнению заданий

Разучивает с учащимися разнохарактерные песни, помогает в определении характеров

Познавательные

Учатся интонационно правильно исполнять песню

Коммуникативные участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Подбирают народные песни, песни и романсы, сочинённые композиторами, которые соответствуют многообразию жизненных явлений, изображённых на картине, а также отвечают на вопросы, данные в учебнике (с. 14-15)

Анализируют картину Кустодиева

Разучивает с детьми разножанровые песни, учит интонационно правильно их исполнять.

Регулятивные УУД: анализировать и сравнивать произведения искусств и музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради.

В тетради записать ё размышления о фольклоре, рассмотреть иллюстрации, ответить на вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе изложены особенности русской национальной песни.

«Русская народная музыка:

истоки, направления,

Цель проекта: Знакомство с русской народной музыкой.

Познакомить с истоками русской народной музыки.

Узнать жанры русской народной музыки.

Познакомить с русскими народными инструментами.

Основополагающий вопрос моего выступления:

Что такое русская народная музыка?

Народную музыку называют фольклором, а в переводе с английского фольклор - это народная мудрость. Именно через народную музыку народ выражает свое мировоззрение, традиции, обычаи, она является частью истории и жизнью народа. Народная музыка зарождалась функционально, то есть в связи с какой- либо житейской необходимостью: укачать ребенка; выразить радость или горе; вымолить у природы дождь или солнц е, урожай; и т.д.

Когда и где родилась русская народная музыка?

Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 в.

Каковы основные направления в русской народной музыке?

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные, обрядовые, свадебные, лирические песни, частушки; эпос; танцевальные жанры. Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

Первый календарный праздник отмечался в ночь с 24 на 25 января, то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться. Эта веселая ночь называлась у восточных славян колядой. Молодежь ходила из избы в избу с пением величальных песен-колядованием. В песнях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки. Праздник, начинавшийся 24 января и длившийся до 6 февраля, назывался святками. Девушки пели песни и под звучащую музыку гадали на судьбу.

В жизни людей было много важных событий, которые отражались в народной музыке. И одним из них был свадебный обряд. Он представлял собой целое театрализованное действие, которое сопровождалось песнями, хороводами. Свадебные песни подразделялись на величальные, шуточные и плясовые. Величались не только молодые, но и все гости, и исполнялись эти песни специальным певчим ансамблем.

Длинными, зимними вечерами и старики, и молодежь собирались в чьей-нибудь просторной избе и здесь, подчас выполняя какую-нибудь мелкую хозяйственную работу, пели лирические песни.

В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, и о многом другом.

В трудах и недолгих праздниках проходила жизнь. И когда человек умирал, его похороны также сопровождались музыкальным обрядом. Родственники или специальная плакальщица исполняли глубоко трагические причитания и плачи, в которых выражалось чувство невозвратимой потери, любви и уважения к ушедшему.

Какие музыкальные инструменты в русской народной музыке?

Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен.

Наиболее распространенные инструменты – гудок, гусли, дудка, жалейка (рожок) В летописях 12-14 вв. упоминаются также военные трубы, ратные бубны. Распространение в народном быту таких инструментов западноевропейского происхождения, как балалайка, домра, гармонь, относится к самому позднему периоду (19–20 вв.).

Сюжеты русской народной музыки

Лирическое обращение к силам природы, которые в песнях нередко являются яркими песенными пейзажами, служат поэтическим фоном, на котором изображаются основные действующие лица, развёртывается музыкальный сюжет.

Русская народная музыка существует, пока существует народ. Она является отражением его жизни, его дум и чаяний. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что русская народная музыка – зеркало души русского народа.

Читайте также: