Фрески древнего рима сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Судя по сохранившимся до наших времен памятникам, и по исследованиям учёных, в Древнем Риме живопись была, в основном, монументальной , то есть, неразрывно связана с архитектурой. На её развитие (как и на развитие многих других областей римского искусства) оказали значительное влияние культура этрусков , а затем, Древней Греции (о древнегреческой живописи можно прочитать здесь ).

Самыми распространёнными видами живописи стали фре́ска, темпера или энкаустика (техники росписи по штукатурке) , украшающая стены общественных сооружений, жилых домов и дворцов,

а также моза́ика , применяющаяся очень широко (особенно интересны мозаичные полы древнеримских зданий).

Образцы римской живописи дошли до нас в малом количестве. Однако история сделала искусствоведам поистине бесценный подарок. 4 августа 79 года нашей эры произошло сильнейшее извержение вулкана Везувий, который находится на юге Италии, в нескольких километрах от современного Неаполя.

Лишь в 19 веке начались раскопки и научные исследования этих городов, которые продолжаются до сих пор. Они дают уникальные материалы, свидетельства культуры и сведения о быте, нравах, устройстве городов и искусстве Римской Империи до 1 века нашей эры.

В числе прочего, в Помпеях были обнаружены образцы античной живописи.

Это мозаики и фрески, украшавшие дома и общественные сооружения жителей этого города.

На них мы видим прекрасно выполенные натюрморты,

удивительные пейзажи с деревьями, плодами и птицами,

сцены, иллюстрирующие сюжеты и образы мифологии,

жанровые, бытовые зарисовки,

и ритуальные сцены, которые, весьма вероятно, имели место в жизни Древних Римлян.

Помпейские росписи бывают далеки от изобразительного реализма, и могут представлять собой почти абстракцию, или фантастические диковинные видения.

С началом распространения христианства возникают новые формы искусства, в том числе христианская живопись. Она сохранилась в катакомбах - местах захоронения первых христиан, служивших также местом проведения ими собраний.

Для раннехристианской живописи характерны религиозные сюжеты, декоративность и новая смысловая символика образов христианских символах в искусстве будет отдельная статья) .

Об античной станковой живописи современные искусствоведы могут судить по весьма своеобразным памятникам, обнаруженным на территории Египта.

После завоевания этих территорий сначала Александром Македонским, а затем, Августом Октавианом, эта некогда могущественное государство стало лишь отдалённой римской провинцией со смешанным населением (египтяне, греки, римляне, сирийцы, евреи, ливийцы и многие другие). Здесь сохранялись древнеегипетские религиозные традиции, основанные на культе смерти. Однако быстро распространялись и эллинистические, и римские культурные тенденции. В Египте I-III вв. н.э. также как несколько тысячелетий назад, умерших мумифицировали, но вместо погребальных масок стали изготовлять портреты, написанные на досках восковыми (техника энкаустики) или темперными красками.

Сад

Обычай делать росписи интерьеров по сырой штукатурке римляне переняли у греков. Позже появилась техника нанесения росписи по свежеуложенной штукатурке – так называемая in udo (по сырому). Известно, что известковый раствор наносился в семь слоев, в него добавляли песок (нижний слой) и мраморную крошку (верхние слои), а также воду, молоко, толченый кирпич, пемзу, и даже солому.
В качестве связующего вещества для красок широко использовался животный клей и яичный белок. После высыхания поверхность фрески покрывали растопленным воском.


Как можно видеть на дошедших до нас настенных росписях сюжеты фресок были самые разные – это и жанровые сценки, и мифологические сюжеты, и натюрморты, и пейзажные мотивы. Гармоничное сочетание цветов и изысканный колорит, простота композиции и изящество линий делают древние росписи шедеврами настенной живописи.

Птичка в беседке в саду, III век, Помпеи

Дерево и змея, III век, Помпеи

Роспись-обманка "двери", IV век Помпеи, дом Мелеагра

Влюбленные, IV век, Помпеи, вилла Мелеагра


В Древнем Риме представители высших слоев общества любили украшать свои жилища скульптурами из мрамора, бронзовыми изваяниями, мозаиками и фресками. Подтверждением тому являются многочисленные росписи частных вилл, обнаруженные при раскопках античного города Помпеи. В Риме сохранилось не так много подобных фресок, однако Вечный Город может похвастаться их большим количеством периода VI-XVI веков – важнейшего в истории становления христианства.

фреска рим

Психея среди богов Олимпа (1517). Рафаэль. Вилла Фарнезина

Эпоха Возрождения подарила Риму новый облик, сделала его торжественным и изысканным. Понтифики привлекали известных мастеров к строительству своих роскошных дворцов, реставрациям церквей и декоративному украшению часовен, самой известной из которых является Сикстинская Капелла в Ватикане. Именно с нее и начнем наш рассказ о самых впечатляющих фресках Рима.

1. Фрески Сикстинской капеллы

Расположенная в Апостольском Дворце Ватикана часовня Успения Пресвятой Богородицы, более известная как Сикстинская капелла, прославилась на весь мир своими потрясающими росписями. Над декоративным оформлением интерьера одного из главных помещений Святого Престола в свое время работали такие выдающиеся художники как Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Пинтуриккио, Пьетро ди Козимо и, конечно же, Микеланджело Буонарроти. Не смотря на то, что капелла до сих пор используется по своему прямому назначению, она почти всегда открыта для свободного посещения.

фреска рим

Фрески Сикстинской капеллы в Ватикане

Наиболее известными фресками часовни являются росписи ее свода, над которыми трудился великий Микеланджело Буонарроти. Серия сюжетов, взятая им из Книги Бытия, рассказывает об истории дохристианского периода. Работа над декоративным оформлением свода, площадью 512 квадратных метров, длилась 4 года.

2. Страшный суд Микеланджело

Самая знаменитая работа Микеланджело, украсившая стену за главным алтарем Сикстинской Капеллы, является и самой известной фреской в мире. Именно поэтому мы решили выделить данную работу отдельным пунктом нашего списка.

фреска рим

Страшный суд. Фреска Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане

3. Станцы Рафаэля

В начале XVI века глава Святого Престола — Юлий II, урожденный Джулиано делла Ровере, пригласил Рафаэля Санти для росписи папских апартаментов в Апостольском дворце. Понтифик поручил молодому художнику украсить фресками четыре комнаты.

фреска рим

Станцы Рафаэля в Ватикане

Фрески Рима: ТОП 10

Собор Святого Петра — путешествие в Ватикан

О создании, значении и особенностях одной из самых больших христианских церквей в мире

от €91 за экскурсию

Фрески Рима: ТОП 10

Вечерняя прогулка по Ватикану

Насладиться знаменитыми произведениями искусства в галереях ватиканских музеев

€157 за экскурсию

Фрески Рима: ТОП 10

Собор Святого Петра и мир католической веры

Религия Древнего Рима, история Ватикана и священное значение Собора

от €100 за экскурсию

4. Фрески Лоджии Психеи

Вилла Фарнезина, расположенная на набережной Тибра, также может порадовать ценителей прекрасного. Лоджия виллы, изначально являвшаяся открытой, украшена циклом фресок, изображающих истории Амура и Психеи.

Работа над декоративным оформлением лоджии была доверена мастерской Рафаэля. Вместе с художником над росписями трудились Джулио Романо, Раффаэллино дель Коллэ, Джованни Франчско Пэнни.

5. Потолок во Дворце Барберини

фреска рим

Фреска Пьетро да Кортона "Триумф Божественного Провидения"

6. Галерея Фарнезе

Полюбоваться великолепной работой Аннибале Караччи – известного болонского художника XVI века, можно в галерее Фарнезе, являющейся частью одноименного дворца.

фреска рим

Галерея Фарнезе. Фреска Аннабеле Карраччи

Однако сделать это не так уж и просто, так как увидеть воочию данное произведение удается не многим. Дело в том, что сегодня в Палаццо Фарнезе располагается посольство Франции и посетить дворец можно лишь по предварительной записи и в строго отведенное время по понедельникам, средам и пятницам и только в составе группы и сопровождении гида.

7. Фрески в базилике Санто Стефано Ротондо

Цикл фресок, украшающих стены раннехристианского храма, производит сильнейшее впечатление не только своей красотой, но и тем, что на них изображено. Созданные во второй половине XVI века знаменитым Помаранчо росписи изображают сцены мученичества христианских святых.

фреска рим

Фрески в базилике Санто Стефано Ротондо

На фресках можно увидеть практически все виды казней, применявшихся во времена гонений на христиан с I по IV века нашей эры. Данный цикл, являющийся своего рода наглядной энциклопедией мученичества, уникален в своем роде и дает широкое представление о самом сложном и трагическом периоде в истории Церкви.

Возможно Вас заинтересует:

8. Капелла Каррафа

В базилике Санта Мария Сопра Минерва, расположенной недалеко от Пантеона, находится небольшая часовня – капелла Каррафа, знаменитая циклом фресок, написанных Филиппо Липпи. Росписи, украшающие стены и свод часовни, являются ценнейшим примером религиозной живописи Рима второй половины XV века.

фреска рим

Капелла Каррафа в базилике Санта Мария Сопра Минерва © Wknight94 / Wikimedia Commons

9. 3D-потолок в базилике Сан Игнацио ди Лойола

Фрагмент фрески

Фрагмент фрески "Триумф Святого Игнатия" на своде базилики

10. Вилла Ливии

Одним из самых интересных предметов экспозиции Национального Музея в Палаццо Массимо является древняя фреска, найденная при раскопках виллы Ливии – супруги первого римского императора Октавиана Августа. Роспись, датированная первой половиной I века, когда-то украшала покои первой леди империи, а сегодня представляет собой ценнейший экземпляр античной настенной живописи.


Согласно Павсанию, Полигнот впервые передал мимику, показал переживания героев, охарактеризовал возраст человека. Он ввел в картину пейзаж. Но самая большая заслуга Полигнота — новое решение многофигурной композиции. Он размещал фигуры на разных уровнях плоскости картины. Возвышенное, строгое монументальное искусство Полигнота оказало влияние на творчество великого скульптора Фидия, младшего его современника. К живописи Полигнота как к совершенному образцу обращались скульпторы, мастера вазовой живописи, чеканщики.

Изучение и применение эффекта светотени древние приписывали Аполлодору Афинскому (середина V в. до н.э.). Этот мастер стал впервые писать темперой на грунтованных досках.


Декоративная фреска первого помпеянского стиля из Самнитского дома. Геркуланум. II-I вв. до н.э.

Образ красоты

Живопись в Древнем Риме появилась около 300 г. до н.э., когда Фабий Пиктор Квинт воссоздал в храме на Квиринале эпизоды второй Самнитской войны.

Наиболее полное представление о древнеримской живописи дают фрески, обнаруженные в Помпеях, Геркулануме и Стабиях. Эти некогда цветущие города на берегу Неаполитанского залива перестали существовать в результате землетрясения и извержения Везувия в 79 году н.э. Вулканический пепел засыпал дома и улицы и тем самым на многие столетия сохранил не только строения, но и внутренний облик частных домов и общественных зданий. Остались утварь, мраморные и бронзовые статуи, мозаичные полы и росписи на стенах.


Декоративная фреска второго помпеянского стиля виллы Мистерий. I в. до н.э.

Прибежище души


Фреска третьего помпеянского стиля. Первая половина I в. н.э.

Четыре стиля

В римской настенной живописи II в. до н.э. — I в. н.э. принято различать четыре декоративных стиля, которые именуют помпеянскими, потому что впервые такие росписи в технике фрески и энкаустики были открыты при раскопках в Помпеях.

Стиль III именуется орнаментальным (30-е гг. до н.э. — 50-е гг. н.э.), так как его композиции подчеркнуто плоскостны, изящны, несколько холодноваты и декоративны.

К этому стилю относятся дома Лукрецио Фронто, Луция Цецилия Юкунда и вилла Цицерона в Помпеях.

Росписи этого стиля характерны для дома Веттиев и дома Изобилия в Помпеях.


Декоративная фреска четвертого стиля из Геркуланума. Вторая половина I в. н.э.

Символы ушедшей цивилизации

Наиболее яркое представление о мастерстве древнеримских художников дают фрески, находящиеся на вилле Мистерий, построенной в 1-й половине II в. до н.э. и реконструированной ок. 60 г. до н.э.

Главное сокровище виллы — фриз зала Мистерий, изображающий фигуры высотой в человеческий рост, которые будто движутся в ритуальном действе, — здесь реальность соединяется с мифом. Сцена, толкованию которой посвятили немало сил крупнейшие ученые, стремясь постичь ее тайный смысл, пока остается загадкой.

Перед нами роспись, выполненная мастером, владеющим тончайшими выразительными приемами и демонстрирующим изысканный вкус. Драгоценная киноварь покрывает фон фриза, обрамленного карнизом из слоистого желтовато-зеленоватого оникса. До сих пор остается неясным не только значение отдельных фигур, но и сама последовательность действия. Порядок рассматривания росписей зависит от того, какую основную идею тот или иной исследователь видит в изображенных сценах. Некоторые ученые, например Паскаль Киньяр, склоняются к круговому прочтению сцены.

«Когда входишь на террасу виллы, — пишет исследователь, — взгляду твоему, слева направо, предстают двадцать девять персонажей фрески. С левого края, не сразу заметная вошедшему посетителю, в монументальном кресле восседает матрона, видимо, управляющая церемонией. Юная женщина в свадебном покрывале и греческом пеплуме прислушивается к читающему голосу. Обнаженный мальчик в высоких сапожках читает ритуальный текст, разворачивая свиток. Молодая женщина, сидящая рядом, положила руку на плечо читающего ребенка. Ее левая рука с обручальным кольцом сжимает свиток. Менада в лавровом венке держит в руках круглое блюдо, полное пирожных. Жрица, стоящая возле стола, спиною к зрителям, приподнимает ткань, накрывающую корзинку, чье содержимое скрыто от взгляда. Помощница совершает возлияние над веткой оливы, которую протягивает ей жрица. Силен перебирает медиатором струны своей лиры. Сатир с остроконечными козьими ушами играет на свирели. Фавнесса кормит грудью крошечного козленка. Стоящая женщина с откинутой назад головой испуганно отступает, отмахиваясь левой рукой от того, что она увидела. Покрывало, которое придерживает ее правая рука, высоко вздувается над ее головой от этого резкого движения. Старый силен, увенчанный плющом, протягивает сатиру полный кубок вина, предлагая выпить его. За ними стоит молодой сатир, поднимающий кверху театральную маску.

Бог опирается на плечо богини. Здесь фреска безвозвратно испорчена: может быть, Бахус опирается на Ариадну, а может быть, на Семелу.

Современный итальянский исследователь Антонио Вароне считает всю изображенную сцену неким видением, главная героиня которого — одновременно матрона, невеста и жрица культа — сидит в задумчивости в углу рядом с входом в альков. В ее воображении и развертывается представленная на фризе сцена. Эпизоды, связанные с сакральным подготовлением девушки к браку, возникают на фризе, как и в воображении девушки, вне строгой временной последовательности, и в момент священного экстаза сливаются с явлением божества в окружении исступленно ликующих спутников.

Рассматривая изображения на боковых стенах, зритель увидит следующий ряд. С одной стороны перед ним предстанет сцена подготовки к обряду посвящения. Служанка помогает девушке нарядиться и причесаться, затем героиня смотрится в зеркало, а рядом с ней появляются два амура, спутника Венеры. На противоположной стене девушка, ведомая опытной женщиной со священными текстами в левой руке, внимает предписаниям ритуала — их читает со свитка папируса обнаженный мальчик, символ чистоты и невинности. Следующий сюжет — церемония очищения — открывает сцены священного ритуала. Сидящая спиной к зрителю девушка, украшенная миртовым венком, правую руку подставляет служительнице, которая окропляет ее священной водой, а левой достает что-то из корзинки, поднесенной служанкой. Другая служительница культа, не случайно показанная беременной, несет девушке священные пшеничные лепешки, символ плодородия земли, которая дарит богатую жатву.

В этот момент сцена преображается: появляются спутники Диониса, и дальше обе линии развиваются параллельно, сплетаясь в фантастическом рисунке. Под звуки лиры силена, считавшейся символом космической гармонии, вакханка кружится в стремительном танце и одновременно на втором плане Пан играет на свирели-сиринге, а нимфа кормит грудью молодую лань, что символизирует пронизывающую весь универсум любовь. На противоположной стене обнаженная вакханка в экзальтации исполняет танец, сопровождая его ритмом кроталов (кастаньет), которые она держит высоко над головой. В руках ее подруги тирс, священный жезл Диониса, увенчанный гроздьями винограда и увитый плющом. Девушка, проходящая обряд посвящения, в смятении и страхе перед ожидающим ее испытанием пытается отступить и бросается на колени наставницы. Та ее утешает и ободряет.

На задней стене — кульминация священнодействия. Дионис, отставив в сторону тирс и сбросив сандалии, в хмельном упоении приклонил голову к плечу богини любви Венеры, которая величественно восседает в центре композиции. Ее фигура на фреске сохранилась не полностью. Некоторые исследователи ошибочно идентифицировали ее с матерью Диониса Семелой или его невестой Ариадной.

Видение завершилось, знание обретено, и женщина, одновременно жрица и жена, в задумчивой отрешенности возвращается к ритуалу в воспоминаниях, — мы видим ее, погруженную в размышления, у входа в супружескую спальню.

Может быть, подобное объяснение — всего лишь очередная попытка раскрыть религиозно-мистический смысл фрески, утраченный уже в период античности. Но эти образы, символизируя ушедшую цивилизацию, увлекают нас своей тайной и по сей день.

Виртуозы фрески

«Античные фресковые живописцы с их исключительной умелостью и ловкостью руки, — отмечает исследователь, — работая совместно, вдвоем или втроем, писали даже самые большие из дошедших до нас стенных картин максимально в два-три дня. Причем если иметь в виду толщину античной штукатурки, — они совсем и не нуждались в нанесении свежей штукатурки.

Древнеримская живопись, переняв у греческих мастеров скульптурную объемность, композиционные приемы, внесла много нового в их систему. Это относится к цвету римских фресок — яркому, насыщенному, гармоничному; к свободной, смелой живописной манере, сохраняющей характер эскизного наброска и вызывающей волнение у зрителя. Они добились подлинной виртуозности владения кистью.

Читайте также: